Ломоносов история: Древняя российская история от начала российскаго народа до кончины великаго князя Ярослава Перваго или до 1054 года,
Содержание
Ломоносов Михаил Васильевич — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс
АНО «Руниверс» выражает благодарность Токареву Николаю Петровичу за предоставленные исходные материалы и помощь в подготовке публикации.
Данная книга является лишь первой частью обширно задуманной «Российской истории», которую Ломоносов только успел написать, или только одна часть сохранилась. Он начал работу над этим исследованием в 1751 г. и продолжал вплоть до своей преждевременной кончины в 1764 г., когда окончательный вариант первого тома (правда, без обещанных примечаний к нему) был сдан в типографию. Работа вышла в свет уже после смерти великого просветителя в 1766 г.
Книга состоит из вступления и двух частей: «О России прежде Рурика» и «От начала княжения Рурика до кончины Ярослава Мудрого». Во Вступлении Ломоносов отмечает, что все народы проходят одинаковые стадии развития, хотя одни могут отставать от других. Российская история подобна Римской, и если менее известна, то только из-за бывшего у нас недостатка в искусстве, «каковым греческие и латинские писатели своих героев в полной славе предали вечности». Ломоносов как великий российский просветитель поставил себе задачу «похвальными делами праотце в наших дать примеры: государям – правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное».
Он считал, что своими трудами сможет дать бессмертие русскому народу. Первая часть книги по существу представляет собой развернутый вариант темы «О происхождении имени и народа Российского», с которой ранее не справился его вечный оппонент Г.Ф. Миллер, за что Ломоносов и подвергал его беспощадной критике. В десяти главах автор представлял свою версию наиболее сложных в описании первых веков отечественной истории, которую можно свести к следующей схеме: русский народ произошел от слияния славян с чудью, что «подтверждается согласием в избрании на общее владение князей варяжских». Затем Ломоносов излагает собственную версию истории славянского племени, которое появилось «за многие веки до разрушения Трои». С тех пор «величество и могущество» славянского племени «больше полуторых тысяч лет стоит почти на одной мере». С тем, что Ноев внук Мосох был «прародителем словенского народа», великий ученый не может ни согласиться, ни отрицать. Далее он полагает, что множество земель, занимаемых славянами, является доказательством их величия и древности, а слава их дел, считает он, дала им славное имя. Описав быт и верования древних славян, Ломоносов переходит к их переселению с востока к местам около Понтийского моря, когда, по-видимому, Александр Македонский дал славянам грамоту, которою «кроме наших новгородцев и чехи похваляются». Большое место автор отводит далее «знатнейшим свидетельствам походов словенских на Римскую державу». Доказав «дальнюю древность», величие и славу славян, переходит к чуди, составившей вместе со славянами российский народ. Чтобы показать давность и этих племен, полагает вначале, что «имя скиф по старому греческому произношению со словом чудь весьма согласно», «представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большей части у чужих держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете». Когда были доказаны давность и величие обоих народов, составивших русский народ, Ломоносов переходил к варягам, поскольку их представители были первыми российскими правителями. Варяги «от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем». Среди них были и скандинавы, и славяне. К последним Ломоносов относил военачальников Одоакра, Редегаста и самого Алариха, победителя Рима. Славянское же племя пруссов было одноименным с племенем варягов-россов, поэтому их он тоже справедливо относил к славянам.
М.В. Ломоносов-историк
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Лица эпохи
Детство и учеба М.В. Ломоносова
Учеба в Санкт-Петербурге
Учеба в Германии
М. В. Ломоносов и Академия наук
Химические исследования
Химическая лаборатория
Усть-Рудицкая фабрика
Мозаика
Физические исследования
Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию
Минералогия, геология и горное дело
Географическая наука
Литературное творчество
М. В. Ломоносов-историк
Фейерверки и иллюминации
Последние годы жизни
Потомки
Личные вещи
М.В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Служить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
О худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Оного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М. В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Ломоносов использовал их в исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру. В работе «О сохранении и размножении Российского народа» Ломоносов выступил как просветитель, стремящийся поднять благосостояние народа путем распространения культуры и научных знаний. Это сочинение подвергалось цензурным преследованиям, так как автор критически относился к церковным обрядам и духовенству.
В рукопись Вольтера «История России при Петре Великом» Ломоносов внес существенные поправки и подготовил значительную часть материалов. В IV и V главах своей «Истории» Вольтер почти дословно воспроизвел сочинение Ломоносова «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи», оговорив это в примечаниях.
Краткий российский летописец с родословием. М.В. Ломоносов.
Ведущий российский фарфоровый завод был основан в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Великого. Русский ученый Дмитрий Виноградов самостоятельно открыл секрет изготовления фарфора и разработал технологию его изготовления. Надо сказать, что в то время секрет изготовления фарфора был известен только китайским мастерам. Только саксонский алхимик Дж. Боттгер открыл способ производства «европейского» твердого фарфора. Петр Великий, посетивший страны Европы и следивший за всеми современными изобретениями, интересовался секретами производства фарфора. Он сделал попытку внедрить его в Россию с помощью иностранных мастеров, но безуспешно. Идея Петра I создать собственное фарфоровое производство имела успех уже после его смерти. Его дочь императрица Елизавета (1741-1761) наняла ученого Дмитрия Виноградова, который использовал местное сырье — гзельские глины, олонецкий кварц и алебастр. Заслуга Д.Виноградова и в подготовке первых первых русских мастеров фарфорового производства.
.Фабрика принадлежала дому Романовых и производила посуду и другие фарфоровые изделия только для русского царского двора. Позже, в середине 19 века, завод был переименован в «Императорский фарфоровый завод». Фабрика обеспечивала нужды Государева двора и по сравнению с частными фарфоровыми заводами была мелкосерийным производством. Произведенные изделия были чрезвычайно дорогими и очень редко выставлялись на продажу.
К столетию со дня основания завода открыт музей фарфоровой посуды, в котором сейчас насчитывается 20 000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного фарфорового производства. Особый интерес представляют изделия, изготовленные в период с 1750 по 1820 годы, когда в оформлении и декорировании фарфора участвовали выдающиеся мастера Академии художеств. Позднее связи Фабрики с Академией художеств резко оборвались, ухудшились художественное качество изделий и технология их изготовления.
В начале 19 века фабрика была реконструирована и начато производство сложных и крупногабаритных фарфоровых изделий.
В 1915 году, в связи с войной, характер продукции Фабрики резко изменился; были прекращены поставки фарфора технического назначения из Германии и Англии, а завод был приспособлен для производства лабораторных сосудов, трубок из жаропрочного фарфора, пироскопов, свечей зажигания и др.
После 1917 года, когда к власти пришли большевики, завод был национализирован и переименован в «Государственный фарфоровый завод».
В 20-е годы усилия завода были направлены на разработку технологии и промышленного производства сложнейших изделий технического назначения, а также на разработку и изготовление агитационного фарфора, соответствующего этому периоду жизни. советского государства. Посуда, произведенная в первые портово-революционные годы, экспонировалась за границей. Изделия Фабрики завоевали в 1925 году Золотую медаль на Всемирной парижской выставке, а отдельные художники были награждены за свои работы старинными и серебряными медалями
В 1925 году по случаю 200-летия Российской академии наук она была вновь переименована и получила имя основателя академии Михаила Ломоносова. Сегодня он называется Ломоносовский фарфоровый завод (аббревиатура ЛФЗ происходит от названия завода на русском языке — Ломоносовский Фарфоровый Завод).
Фабрика производит разнообразный ассортимент фарфоровой посуды — чайные и кофейные сервизы различных форм и декоров, кубки, чашки и блюдца, подарочные наборы, вазы для цветов, скульптуры (в основном изображающие животных), графины для вина и всевозможные сувениры. Одновременно в производстве находится до 500 наименований. Весь сложный расписной декор выполняется на фарфоровых изделиях методом свободной ручной росписи, а простые графические узоры переносятся на изделия разноцветной подвижной трансферной тканью, изготовленной на Фабрике, и дорисовываются художниками.
Ряд изделий декорирован, кроме надглазурной и подглазурной росписи, золотым порошком с насечкой гравированного рисунка. Многие сервизы, вазы и почти все скульптуры животных окрашены красками поверх глазури.
Ломоносовский завод первым в стране разработал технологию и наладил производство изделий из тонкостенного костяного фарфора, отличающихся повышенной белизной, тонкостью и прозрачностью по сравнению с традиционным твердым фарфором.
Фарфоровые изделия с торговой маркой «ЛФЗ» известны в 30 странах мира; они экспортируются в Бельгию, Канаду, Данию, Англию, Финляндию, Францию, Германию, Голландию, Японию, Италию, США и другие страны.
Майкл Терлетски
Российская фарфоровая история Ломоносова Гжел
Русский фарфор Ранняя история
Магазин для русского фарфора
Руссский Полвалена. 1672-1725). Петр был очарован подаренным ему прекрасным китайским фарфором и хотел основать в России жизнеспособную фарфоровую мануфактуру. Однако триста лет назад методы и материалы, используемые для изготовления прекрасного фарфора, были тщательно охраняемым секретом, о котором никто в Европе не знал. Из-за своей редкости фарфор часто называли «белым золотом» и имел высокую цену. Китайцы так тщательно оберегали секреты изготовления фарфора, что материалу приписывались магические свойства. Считалось даже, что фарфоровые блюда меняют цвет, если в них помещают отравленную еду или питье, и это было одной из причин, по которой европейские монархи, в том числе российские цари, использовали китайский фарфор при дворе. Им украшали залы дворцов и обменивали в качестве презентов правители Европы. Короли обменивали на него своих подданных и использовали во время церемоний. Знатные дамы носили осколки фарфора как предметы изящных украшений.
В России Петр безуспешно пытался получить секреты производства фарфора из разных источников. Рецепт, купленный за непомерную сумму у мастера-фарфориста китайскому императору, оказался бесполезным.
После смерти Петра его дочь, императрица Елизавета (годы правления 1741-1761), продолжала осуществлять мечту отца. В 1744 году она избрала барона Черкасова, главу своего императорского кабинета, руководить учреждением фарфорового завода в Санкт-Петербурге. К сожалению, первым «экспертом», нанятым по контракту, был Кристоф Хангер, который оказался высокомерным и неквалифицированным. Он был уволен в 1748 году после того, как произвел всего несколько чашек и блюдец плохой формы, мало похожих на фарфор.
Голод был заменен его учеником, Дмитрием Виноградовым, хорошо образованным молодым человеком, который очень серьезно относился к своим задачам. Во время своего ученичества Виноградов анализировал сырье, экспериментировал, чтобы найти правильный состав фарфоровой массы, и вел подробные записи о своей работе. Этот научный подход стал ключом к техническому успеху, наконец достигнутому в 1751 году, когда была произведена небольшая группа табакерок.
Вместо того, чтобы получить признание и награду за свои успехи, Виноградов постоянно подвергался критике со стороны Черкасова и содержался фактически рабом на заводе. Черкасов издал заводу приказ, что Виноградов должен «…не проявлять достаточной бдительности из чувства долга, должен содержаться под охраной около печи на все время обжига, хотя бы это влечет за собой его сон там. » Позже Виноградова заковали в кандалы и заставили закончить свою тетрадь, подробно описывающую технологию производства фарфора. Пьянство и тяжелые условия труда сделали свое дело, и Виноградов скончался 15 августа 1758 года в возрасте 38 лет.0003
Перед смертью Виноградов довел качество русского фарфора до уровня любого фарфора, производимого в то время в Европе. После его смерти фабрика продолжала работать по правилам и методам, введенным Виноградовым. Чайный и кофейный сервиз, табакерки, пуговицы, пасхальные яйца, трубки и другие мелкие предметы производились для удовлетворения спроса, но оригинальные печи не подходили для чего-то большего.