Ломоносов что сделал он для россии: М.В. Ломоносов – зачинатель Российской науки

«Врата учености нашей» – 310 лет со дня рождения Михаила Ломоносова

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения»
А. С. Пушкин

День рождения великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова ежегодно широко отмечается не только в нашей стране. Так, 2011 год организация ЮНЕСКО объявила «годом Ломоносова». В 2021 году исполняется 310 лет уникальному ученому-энциклопедисту, филологу и поэту.

О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеется очень мало сведений. Известно, что Михаил родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии, в селе Денисовка. В простой крестьянской семье никто и не ожидал, что у маленького Миши пробудится сильная тяга к знаниям и науке, ведь мама мальчика умерла рано, а отец был моряком и подолгу отсутствовал.

Полюбив книги, Михаил твердо решил получить образование и в 1730 году пешком добрался до Москвы. Он начинает учиться в Спасских школах при Московской Славяно-греко-латинской академии. Там маленькие дети потешаются над взрослым парнем, но он быстро осваивает грамоту и программу. В 1736 году Ломоносова направляют в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года он едет в Германию для изучения химии и горного дела.

В Германии Ломоносов познакомился со своей будущей супругой – Елизавета Цильх. Она была дочерью хозяйки, у которой Ломоносов снимал комнату. После рождения ребенка решено было переехать в Россию, где у Ломоносова было больше возможностей заниматься наукой. В 1741 году Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург и был назначен помощником профессора Академии наук, а через некоторое время – профессором химии. Ломоносов сделал множество блестящих открытий в различных областях науки: физике, химии, астрономии, истории, филологии и др.

Дмитриев, Игорь Сергеевич. Академия благих надежд / И. С. Дмитриев, Н. И. Кузнецова. – Москва : Новое литературное обозрение, 2019. – 446, [1] с.

История создания Санкт-Петербургской Императорской Академии наук до сих пор порождает у специалистов самые противоречивые оценки – от восхищенных до резко отрицательных. Во многом авантюрный проект Петра I по открытию высшего ученого учреждения в массово неграмотной стране одни трактуют как гениальное нововведение, положившее начало становлению российской науки, другие – как губительный отказ от культурной самобытности.

Авторы книги – известные историки науки – рассказывают о создании Петербургской Академии наук и первых семи десятилетиях ее существования. Основной акцент сделан на анализе сложных отношений между учеными и бюрократией – как внутриакадемической, так и государственной. Особое внимание уделено оценке деятельности М.В. Ломоносова.

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, стало «Письмо о правилах российского стихотворства». За ним последовали трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт». Ломоносов также создал «Историю Российскую», стал автором стихотворений и публицистических работ.

Современный русский язык во многом сложился благодаря М. Ломоносову.

В 1755 году Ломоносов создает «Российскую грамматику», которая стала основой для формирования русского литературного языка. Ученый проделал огромную работу, выделил падежи, части речи, временные формы глагола, наклонения и залоги, а также 30 букв для алфавита. Ломоносов не боялся использовать новые научные термины не только в повседневной жизни, но и в стихосложении.

Именно он вместе с Василием Тредиаковским заложил силлабо-тоническое стихосложение. Подобную систему Ломоносов увидел в Германии, а у себя на Родине она получила название «русский классицизм». Эта теория стиля господствовала весь XVIII век.

Вомперский, Валентин Павлович. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей : учебное пособие : [по направлению 030600 «Журналистика», специальности 030601 «Журналистика»] / В. П. Вомперский ; [вступ. ст. В. И. Аннушкина]. – Москва : Флинта : Наука, 2017. – 268, [1] с.

Настоящая книга посвящена истории стилистических учений в России XVII — первой половины XVIII в. Центральное место в ней отведено теории Ломоносова как вершине в развитии отечественной лингвистической мысли.

Стилистика создается Ломоносовым как раздел языкознания. В работе также рассмотрена связь ломоносовского стилистического учения с предшествующими традициями трехчленного изучения речи, существовавшими в античной, западноевропейской и отечественной филологии, и современными ему стилистическими учениями.

Осповат, Кирилл Александрович. Придворная словесность : институт литературы и конструкции абсолютизма в России середины XVIII века / Кирилл Осповат. – Москва : Новое литературное обозрение, 2020. – 477, [1] с.

Институт литературы в России начал складываться в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Его становление было тесно связано с практиками придворного патронажа – расцвет словесности считался важным признаком процветающего монархического государства.

Развивая работы литературоведов, изучавших связи русской словесности XVIII века и государственности, К. Осповат ставит теоретический вопрос о взаимодействии между поэтикой и политикой, между литературной формой, писательской деятельностью и абсолютистской моделью общества.

Как авторитетные представления о поэзии, принятые в Европе, повлияли на сочинения русских авторов елизаветинского времени – Кантемира, Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского и других? Какие коммуникативные схемы стояли за их сочинениями и какое место в модели социума было отведено литературному акту? В каких формах словесность предъявляла и обосновывала свои претензии на общественное признание?

Михаил Ломоносов много сделал и как географ. Он составил «Полярную карту», доказал существование Антарктиды – материка на Южном полюсе. Ломоносов разработал приборы для морского кораблевождения и доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Экспедиция под начальством В. Я. Чичагова для изучения Северо-Восточного морского пути началась уже после смерти Ломоносова. К сожалению тогда Чичагов не смог добиться успеха.

Ломоносов, Михаил Васильевич. Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова / Михаил Васильевич Ломоносов. – Москва : Паулсен, 2018. – 149, [3] с.

В основу книги «Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова», впервые выпущенной в 1854 году, легло составленное М. В. Ломоносовым «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Издатель книги, Александр Соколов, считал эту работу важнейшим из трудов Ломоносова. И в наши дни этот исторический обзор остается весьма любопытным и политически значимым, поскольку отражает заслуги России в исследованиях Арктики.

Сам проект для современного читателя выглядит фантастическим, поскольку подразумевает проход деревянного парусного судна через Северный полюс, однако исторической ценности исследования это нисколько не принижает.

Кроме того, в книгу вошли материалы о подготовке экспедиции, инструкции ее руководителю, капитану бригадирского ранга Чичагову, оправдательная записка Чичагова, объясняющая причины неуспеха экспедиции, документы Адмиралтейской коллегии и письма, связанные с отправкой обоих плаваний Чичагова, а также описание его путешествий.

Благодаря Ломоносову появилась новая дисциплина «экономическая география», изучавшая не только природные, но и трудовые ресурсы страны.

Ломоносов, Михаил Васильевич. Великий сын России: гражданин и патриот : научные труды и письма М. В. Ломоносова / составитель, редактор: Н. Бойко. – Москва : Родная страна, 2018. – 511 с.

В книге «Великий сын России: гражданин и патриот» представлен трактат Михаила Васильевича Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа», а также труды по истории России и географии великого русского ученого, поэта и просветителя, своими работами и служением Отчизне возвеличившего имя России и русской науки, внесшего огромный вклад в мировую науку. Ломоносов предлагал целый комплекс мер для решения демографической проблемы, в том числе в области общественного здравоохранения.

Его труды по истории России актуальны и спустя несколько веков. Михаил Васильевич выделяет шесть значимых этапов, которые отразились на государстве; он первым решился выдвинуть теорию славяно-чудского происхождения Руси. Его книга «Древняя Российская история» стала популярной во многих европейских странах, была переведена на несколько языков.

Огромное значение Ломоносов придавал развитию географических знаний; занимался вопросами исследования Северного Ледовитого океана и освоения Великого Северного морского пути, подготовил проект русской полярной экспедиции, считал необходимым исследование и освоение Арктики.

Характерной чертой М. В. Ломоносова, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Издание дополнено письмами ученого разным лицам.

И все же главным предметом научных работ Ломоносова были естественные науки: химия, физика, металлургия, физическая география. Так, Ломоносов сумел объяснить природу полярного сияния. Он вырос на севере и не раз видел это потрясающее зрелище. Ломоносов догадался, что это явление «происходящее на воздухе электрической силы» есть «свечение верхних слоев атмосфер».

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

«Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества»…

Всемирно известны такие достижения Ломоносова, как открытие атмосферы у Венеры 6 июня 1761 года.

Наблюдая за планетой, он заметил ее светящийся ореол, получивший позднее название «явление Ломоносова». Ломоносов первым получил твердую ртуть – в 1759 году при проведении опытов он доказал, что ртуть – это металл, так как обладает такими свойствами, как ковкость и электропроводность. Ученый также создал такую науку, как физическая химия. Он заложил ее основы – законы строения и структуры веществ он объяснил с помощью физических методов.

При помощи корпускулярно-кинетической теории он доказал, что все вещества состоят из молекул (корпускул), которые состоят из атомов. В дальнейшем, развивая физико-химические исследования, Ломоносов разработал науку о стекле и создал первые мозаичные картины. Известна его картина «Полтавская баталия».

В годы правления императрицы Елизаветы (1741-1761) наступает расцвет деятельности М. Ломоносова. Елизавета прислушивается к ученому, строятся фабрики, верфи, расцветают наука и искусство.

«Веселием сердца год новый оживляет
И ново счастие в России утверждает.
Довольство, здравие и счастие цветет,
Где светит именем своим Елисавет.
Россия веселясь блажит ее державу,
Что каждый год свою растущу видит славу».

В 1755 году по проекту Ломоносова был учрежден Московский университет, получивший его имя.

Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II, которая смотрела на российскую науку совсем иначе. Только три года оставалось жить великому ученому, но он, даже будучи в опале, старался успеть сделать как можно больше.

В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены и за пределами России. Он стал почетным членом Шведской и Болонской академий наук.

15 апреля 1765 года М. Ломоносов скончался от воспаления легких. Ему было всего 53 года, но он никогда не жалел себя и свое здоровье. Он думал только о том, как прославить Россию, сделать ее известной и передовой в научном мире страной. До последних дней он работал над трактатом «Древняя российская история», в которой рассматривал самые наболевшие вопросы о происхождении и развитии российского народа и государства. Ломоносов категорически отвергал популярную норманнскую теорию о «призвании варягов».

Васильев, Юрий Альбертович. Ломоносов – творец и подвижник российского историописания : репрезентация истории / Ю. А. Васильев, М. Ю. Васильева. – Москва : URSS : Ленанд, 2020. – 171 с.

В книге представлен авторский взгляд на интеллектуальное наследие М. В. Ломоносова в области истории, который позволяет позиционировать великого русского мыслителя в качестве зиждителя (творца) и подвижника российского историописания.

Обосновано утверждение, что идеи Ломоносова в данной сфере можно по достоинству оценить лишь с учетом историософской парадигмы. Рассматриваются мировоззренческие и методологические основания историописания Ломоносова, его основные историософские концепты, освещается новаторская деятельность в осуществлении просветительских проектов, связанных с познанием возвышенного в российской истории при помощи средств изобразительного и мозаичного искусства.

В контексте рецепции ломоносовских идей представлен опыт русской исторической школы, а также идеи немецких историков, направленные на преодоление разрыва между историческим знанием и общественным сознанием.

Одним из лучших фильмов о жизни великого Ломоносова является сериал «Михайло Ломоносов». Режиссеру Александру Прошкину удалось рассказать историю России XVIII века через жизнь и деятельность великого ученого.

Савельева, Марина Юрьевна. Ломоносов : миф как основание мышления / М. Ю. Савельева. – Москва : Канон+ : Реабилитация, 2014. – 355 с.

В книге представлено исследование основных особенностей мышления российского XVIII века. В центре внимания – анализ оснований творчества Михаила Васильевича Ломоносова.

По мнению автора, мышление первого русского академика формировалось под воздействием двух обстоятельств. Полученное в Западной Европе образование определило содержание мышления, основную научную проблематику.

Созданный Петром Великим «государственный миф» стал формой мышления Ломоносова, предопределив тем самым исключительную роль мыслителя в интеллектуальной судьбе России как инициатора «просвещенческого мифа». Последний стал основанием всеобщих принципов организации научной, педагогической и художественно-эстетической сфер деятельности россиян эпохи Просвещения и начала ХIХ века.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна

Гений мировой науки

2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. 19 ноября исполнится 310 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

О вы, великие науки!
Прилежно простирайте руки,
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес…
Везде исследуйте, всечасно,
Что есть велико и прекрасно.

(М.В.Ломоносов)

Наша страна издавна славится учёными и изобретателями. Трудами этих людей пользуется всё мировое сообщество. При этом самые знаменитые исследователи – выходцы не из современной России или СССР, а ещё раньше, из Российской империи.

Михаил Васильевич Ломоносов – гений, опередивший свое время на века. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. С него начиналась русская наука и литература.

Михаил Ломоносов родился в небольшой деревеньке Архангелогородской губернии (сегодня это село Ломоносово Архангельской области), в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

Читать и писать его научил дьяк местной церкви. Также Ломоносов самостоятельно занимался по учебникам грамматики и арифметики. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать. В декабре 1730 года, стремясь получить образование, он тайно ушел из дома и отправился пешком в Москву.

Пеший переход в Москву занял три недели. Выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»). Он изучил 12-летний курс за 5 лет, после чего получил приглашение на учебу в Академию наук в Петербург. Там Ломоносову пришлось срочно изучать немецкий язык, т.к. в Академии это был один из основных языков преподавания.

За свои успехи в 1736 году Ломоносов был отмечен и отправлен учиться в Германию. Там его наставниками были философ, математик и правовед Христиан Вольф, химик-минеролог Иоганн Фридрих Генкель и другие авторитетные ученые того времени. Параллельно Ломоносов самостоятельно изучал основы стихосложения, иностранные языки (французский и итальянский), живопись, фехтование, хореографию.

По возвращению в Петербург Михаил Ломоносов продолжил изучать естественные науки под руководством профессора Иоганна Аммана, работал над двумя диссертациями (по физике и химии), и в 34-летнем возрасте стал профессором химии.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря его усилиям, в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора. Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

В 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент. Далее был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Известны его труды в области истории. Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше. Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.

За 30 лет в науке Ломоносов успел столько же, сколько целый штат ученых. Пушкин недаром назвал его «первым нашим университетом»: он интересовался всеми науками. В каждой из них он искал практическую пользу для государства, всеми силами способствуя научно-техническому прогрессу.

Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

Модельная межпоселенческая центральная библиотека приглашает всех желающих познакомиться с трудами великого русского ученого.

Заведующая отделом обслуживания МЦБ В. Ярулина.
При подготовке статьи были использованы источники фондов библиотеки и ресурсы Интернет.

Понравилось? Поделитесь!






















Social Like

Добавить комментарий

Русский эрудит Михаил Ломоносов | SciHi Blog

Михаил Ломоносов (1711 – 1765)

19 ноября 1711 года родился русский эрудит, ученый и писатель Михаил Ломоносов . Ломоносов внес важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и Закон сохранения массы в химических реакциях. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Ломоносов также был поэтом и повлиял на формирование современного русского литературного языка.

Родословная и образование

Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье на Крайнем Севере России. Уже мальчиком он изучил навигацию и метеорологию, а также приобрел базовые знания русской грамматики. Его любознательность была настолько сильна, что он оставил семью против воли отца и прошел пешком 1000 километров до Москвы, чтобы начать обучение в Духовной академии. Считается, что он ложно выдавал себя за сына священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Однако Ломоносову удалось закончить двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет и закончить его лучшим учеником. В 1736 г. ему была присуждена стипендия в Санкт-Петербургской академии, а после отличных результатов он был награжден двухлетней стипендией для обучения за границей в Марбургском университете, в Германии, где Ломоносов стал учеником Христиана Вольфа.[7] Там он изучал философию, математику, химию и физику, а с 1739 г.до 1740 г. продолжил обучение во Фрайберге в лаборатории Иоганна Фридриха Генкеля минералогией, горным делом и металлургией. Во Фрайберге он также интенсивно работал над литературой. В 1740 году он вернулся в Марбург, где женился на дочери своей квартирной хозяйки.

Основание Московского государственного университета

В 1741 году он отправился в Санкт-Петербург, чтобы написать докторскую диссертацию с Георгом Вольфгангом Крафтом, где он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому факультету. Два года спустя его жена Элизабет-Кристина последовала за ним с ребенком. С 1745 года он преподавал в качестве профессора химии в созданной им учебно-исследовательской лаборатории, но был также очень продуктивным поэтом. В 1750 году императрица Елизавета и поэт Тредиаковский попросили его написать пьесы для нового Национального театра, что он и сделал. В 1754/1755 году при деятельной поддержке фаворита императрицы Ивана Ивановича Шувалова он принял участие в основании Московского государственного университета имени Ломоносова. Михаил Ломоносов был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук, а в 1764 г. назначен на должность статс-секретаря.

Комплексные научные труды

Ломоносов считается универсальным ученым и основоположником русской науки, в частности, как соучредитель наук металлургии, геологии и метеорологии, географии и картографии, а также истории в России. В то время наука в России была еще прерогативой иностранных специалистов, особенно немцев и французов. Александр Пушкин говорил о Ломоносове, что он не только создал первый в России университет, но и сам был целым университетом.[4] В области химии Ломоносов стал первым, кто зафиксировал замерзание ртути. Кроме того, он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов. омоносов также первым объяснил губительную природу айсбергов для кораблей в 1750 году: так как плотность льда 0,92 г/см³ (плотность морской воды 1,025 г/см³), 90 процентов объема айсбергов должны находиться ниже поверхности воды.

В 1763 г. он написал меморандум « Краткое описание различных исследовательских походов по Северным морям и указание на возможный переход Сибирским океаном в Восточную Индию », дал точные указания по снаряжению и выполнению экспедиции по исследованию этот морской путь, который, по его мнению, должен вести прямо через Северный полюс. Далее он приблизился к теории дрейфа континентов и теоретически предсказал существование Антарктиды.

В области астрономии Ломоносов стал первым человеком, выдвинувшим гипотезу о существовании атмосферы на Венере на основании наблюдения за прохождением Венеры в 1761 году. Далее он разработал улучшенную конструкцию телескопа-рефлектора для Российской академии наук. Форум наук. Однако его изобретение не было опубликовано до 1827 года, поэтому этот тип телескопа стал ассоциироваться с аналогичной конструкцией Уильяма Гершеля, телескопом Гершеля.

Еще будучи студентом во Фрайберге, Ломоносов разработал новый размер своей поэзии, основанный на идеях русского поэта Тредиаковского. Он пропагандировал русский язык как язык обучения и в 1757 году написал русскую грамматику, коренным образом реформировавшую русскую письменность.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге в возрасте 54 лет. Он, несомненно, был самым важным новатором образования в Российской империи, работавшим в соответствии с идеями царя Петра Великого[5]; время он был первым русским ученым мирового уровня. Именем Ломоносова назван лунный кратер, а также кратер на Марсе и астероид 1379 Ломоносова. В 1948 году его именем был назван подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Московский государственный университет был переименован в «М. В. Ломоносова» в его честь в 1940.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Михаил Ломоносов из Американского физического общества
  • [2] Михаил Ломоносов в Britannica Online
  • [3] Михаил Ломоносов в Physics Today
  • [4] Александр Пушкин и культурная идентичность современной России, SciHi Blog
  • [5] Петр Великий и Великое посольство, SciHi Blog
  • [6] Михаил Ломоносов в Викиданных
  • [7] Кристиан Вольф и немецкое Просвещение, SciHi Blog
  • [8] Скотт В. Палмер, Имперская Россия 7: Просвещение России с проблемами (часть 1) , Скотт В. Палмер @ youtube
  • [9] Ломоносов, Михаил (1767). Хронологическое сокращение русской истории . Перевод J.G.A.F. для Т. Снеллинг.
  • [10] Шильцев, Владимир (февраль 2012 г.). «Михаил Ломоносов и рассвет русской науки». Физика сегодня . 65  (2): 40–46.
  • [11] Хронология Михаила Ломоносова, через Викиданные

О новом издании собрания сочинений М.В. Ломоносова

Поиск статей

Выберите журнал (обязательно)
2D Матер. (2014 – настоящее время) Acta Phys. Грех. (Зарубежный Эдн) (1992 — 1999) Adv. Нац. Науки: наноски. нанотехнологии. (2010 – настоящее время) Заявл. физ. Экспресс (2008 – настоящее время)Biofabrication (2009 – настоящее время)Bioinspir. Биомим. (2006 – настоящее время) Биомед. Матер. (2006 – настоящее время) Биомед. физ. англ. Экспресс (2015 — настоящее время)Br. Дж. Заявл. физ. (1950 — 1967)Чин. Дж. Астрон. Астрофиз. (2001 — 2008)Чин. Дж. Хим. физ. (1987 — 2007)Чин. Дж. Хим. физ. (2008 — 2012)Китайская физ. (2000 — 2007)Китайская физ. B (2008-настоящее время)Chinese Phys. C (2008-настоящее время)Chinese Phys. лат. (1984 — настоящее время)Класс. Квантовая Грав. (1984 — настоящее время) клин. физ. Физиол. Изм. (1980 — 1992)Горючее. Теория Моделирования (1997 — 2004) Общ. Теор. физ. (1982 — настоящее время) Вычисл. науч. Диск. (2008 — 2015)Конверг. науч. физ. Онкол. (2015 — 2018)Распредел. Сист. инж. (1993 — 1999)ECS Adv. (2022 — настоящее время)ЭКС Электрохим. лат. (2012 — 2015)ECS J. Solid State Sci. Технол. (2012 – настоящее время)ECS Sens. Plus (2022 – настоящее время)ECS Solid State Lett. (2012 — 2015)ECS Trans. (2005 — настоящее время)ЭПЛ (1986 — настоящее время)Электрохим. соц. Интерфейс (1992 — настоящее время)Электрохим. Твердотельное письмо. (1998 — 2012)Электрон. Структура (2019 — настоящее время)Инж. Рез. Экспресс (2019 – настоящее время)Окружающая среда. Рез. коммун. (2018 – настоящее время)Окружающая среда. Рез. лат. (2006 – настоящее время)Окружающая среда. Рез.: Климат (2022 – настоящее время)Окружающая среда. Рез.: Экол. (2022 — настоящее время)Окружающая среда. Рез.: Здоровье (2022 – настоящее время) Окружающая среда. Рез.: Инфраструктура. Поддерживать. (2021 — настоящее время)Евр. Дж. Физ. (1980 — настоящее время) Флекс. Распечатать. Электрон. (2015 – настоящее время)Fluid Dyn. Рез. (1986 — настоящее время) Функц. Композиции Структура (2018 – настоящее время)IOP Conf. Сер.: Земная среда. науч. (2008 – настоящее время) IOP Conf. Сер.: Матер. науч. англ. (2009 г.- настоящее время) IOP SciNotes (2020 — настоящее время) Int. Дж. Экстрем. Произв. (2019 – настоящее время)Обратные задачи (1985 – настоящее время)Изв. Мат. (1995 — настоящее время)Дж. Дыхание Рез. (2007 — настоящее время)Дж. Космол. Астропарт. физ. (2003 — настоящее время)Дж. Электрохим. соц. (1902 — настоящее время) Дж. Геофиз. англ. (2004 — 2018)Дж. Физика высоких энергий. (1997 — 2009)Дж. Инст. (2006 — настоящее время)Дж. микромех. Микроангл. (1991 — настоящее время)Дж. Нейронная инженер. (2004 — настоящее время)Дж. Нукл. Энергия, Часть C Плазменная физика. (1959 — 1966)Дж. Опц. (1977 — 1998)Дж. Опц. (2010 — настоящее время)Дж. Опц. A: Чистый Appl. Опц. (1999 — 2009)Ж. Опц. B: Квантовый полукласс. Опц. (1999 — 2005)Дж. физ. A: Общая физ. (1968 — 1972)Дж. физ. А: Математика. Ген. (1975 — 2006) Дж. физ. А: Математика. Нукл. Ген. (1973 — 1974) Дж. физ. А: Математика. Теор. (2007 — настоящее время)Дж. физ. Летучая мышь. Мол. Опц. физ. (1988 — настоящее время)Дж. физ. Летучая мышь. Мол. физ. (1968 — 1987)Дж. физ. C: Физика твердого тела. (1968 — 1988)Дж. физ. коммун. (2017 — настоящее время)Дж. физ. Сложный. (2019 — настоящее время)Дж. физ. Д: заявл. физ. (1968 — настоящее время)Дж. физ. Э: наук. Инструм. (1968 — 1989)Дж. физ. Энергия (2018 – настоящее время)Дж. физ. Ф: Мет. физ. (1971 — 1988) Дж. физ. Г: Нукл. Часть. физ. (1989 — настоящее время)Дж. физ. Г: Нукл. физ. (1975 — 1988)Дж. физ. Матер. (2018 — настоящее время)Дж. физ. Фотоника (2018 – настоящее время)Дж. физ.: Конденс. Материя (1989 — настоящее время) Дж. физ.: конф. сер. (2004 — настоящее время)Дж. Радиол. прот. (1988 — настоящее время)Дж. науч. Инструм. (1923 — 1967)Дж. Полуконд. (2009 – настоящее время)Дж. соц. Радиол. прот. (1981 — 1987)Дж. Стат. мех. (2004 — настоящее время)Дж. Турбулентность (2000 — 2004)Япония. Дж. Заявл. физ. (1962 — настоящее время) Лазерная физика. (2013 — настоящее время)Лазерная физика. лат. (2004 — н.в.) Мах. Уч.: научн. Технол. (2019- настоящее время) Матер. Фьючерсы (2022 – настоящее время)Матер. Квантовая технология. (2020 — настоящее время)Матер. Рез. Экспресс (2014 – настоящее время)Матем. Изв. (1967 — 1992) Матем. СССР сб. (1967 — 1993) Изм. науч. Технол. (1990 – настоящее время) Знакомьтесь. Абстр. (2002 — настоящее время) Прил. методы. флуоресц. (2013 – настоящее время)Метрология (1965 – настоящее время)Моделирование Simul. Матер. науч. англ. (1992 — настоящее время)Многофункциональный. Матер. (2018 – настоящее время)Nano Express (2020 – настоящее время)Nano Futures (2017 – настоящее время)Нанотехнологии (1990 – настоящее время)Network: Comput. Нейронная система. (1990 — 2004) Нейроморф. вычисл. англ. (2021 – настоящее время) New J. Phys. (1998 — настоящее время)Нелинейность (1988 — настоящее время)Nouvelle Revue d’Optique (1973 — 1976)Nouvelle Revue d’Optique Appliquée (1970 — 1972)Nucl. Fusion (1960-настоящее время)PASP (1889-настоящее время)Phys. биол. (2004 — настоящее время)Физ. Бык. (1950 — 1988)Физ. Образовательный (1966 — настоящее время)Физ. Мед. биол. (1956 — настоящее время)Физ. Скр. (1970 — настоящее время)Физ. Мир (1988 — настоящее время)УФН. (1993 — настоящее время)Физика в технике (1973 — 1988)Физиол. Изм. (1993 — настоящее время)Физика плазмы. (1967 — 1983)Физика плазмы. Контроль. Fusion (1984 — настоящее время) Plasma Res. Экспресс (2018 – настоящее время)Plasma Sci. Технол. (1999 — настоящее время) Plasma Sources Sci. Технол. (1992 — настоящее время)Тр. — Электрохим. соц. (1967 — 2005) Тез. физ. соц. (1926 — 1948) Тез. физ. соц. (1958 — 1967) Тез. физ. соц. А (1949 — 1957) Тр. физ. соц. Б (1949 — 1957) Учеб. физ. соц. Лондон (1874 — 1925) прог. Биомед. англ. (2018 — настоящее время)Прог. Энергия (2018 – настоящее время)Общественное понимание. науч. (1992 — 2002) Чистый Appl. Опц. (1992 — 199 гг.8)Quantitative Finance (2001 — 2004)Quantum Electron. (1993 — настоящее время)Квантовая опт. (1989 — 1994)Квантовая наука. Технол. (2015 – настоящее время)Квантовый полукласс. Опц. (1995 — 1998) Респ. прог. физ. (1934 — настоящее время) Рез. Астрон. Астрофиз. (2009 – настоящее время)Научные записки ААН (2017 – настоящее время)Обозрение физики в технике (1970 – 1972)Росс. акад. науч. сб. Мат. (1993 — 1995)Рус. хим. Преп. (1960 — н.в.) рус. Мат. Surv. (1960 — настоящее время)Российская акад. науч. Изв. Мат. (1993 — 1995)Сб. Мат. (1995 — настоящее время)Наук. Технол. Доп. Матер. (2000 — 2015)Полусекунда. науч. Технол. (1986 — настоящее время)Умный Матер. Структура (1992 — настоящее время) сов. Дж. Квантовый электрон. (1971 — 1992)Сов. физ. Усп. (1958 — 1992)Суперконд. науч. Технол. (1988 — настоящее время)Прибой.