Личная жизнь чайковского петра ильича: Чайковский Петр Ильич — биография композитора, личная жизнь, фото

Личная драма Петра Чайковского — Календарь Трагедий

6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года в Петербурге скончался великий русский композитор и дирижёр, автор множества бессмертных музыкальных произведений – Пётр Ильич Чайковский.

Содержание

  1. Биография Чайковского
  2. Первые музыкальные шаги
  3. Личная жизнь и творческая деятельность
  4. Тайна смерти Чайковского

Биография Чайковского

Пётр Чайковский появился на свет в удмуртском городе Воткинск. Это произошло 7 мая (25 апреля) 1840 года. Его отец был горным инженером. Музыку в дружной многодетной семье Чайковских очень любили, даже устраивали музыкальные вечера. Мама пела и играла на фортепьяно.

Когда мальчику исполнилось пять лет, стало очевидно, что у него есть музыкальные способности. Уже тогда он стал играть на фортепьяно, а ещё через три года научился читать ноты. Несмотря на это, родители видели своего сына юристом, и в 1850 году отдали его в петербургское Училище правоведения, но и там он продолжил брать уроки музыки.

Юный Пётр был очень ранимым и впечатлительным ребёнком. Кончина матери в 1854 году от холеры сильно потрясла будущего композитора и оставила неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь.

Первые музыкальные шаги

Свои первые музыкальные произведения Пётр Ильич начал писать в 17-летнем возрасте; это были сочинения с посвящениями. В 1859 году, по окончании училища, Пётр Чайковский начал работать в Министерстве юстиции, продолжая заниматься музыкой.

В созданной в 1862 году в Петербурге консерватории, куда Пётр Ильич поступил после учёбы в музыкальных классах, он был одним из первых студентов. За время учёбы там Чайковский написал много пьес для фортепьяно, в том числе и увертюру «Гроза».

В 1963 году Чайковский понял, что чиновником ему не быть, и бросил службу. В 1865 году, окончив консерваторию, он переехал в Москву, куда его пригласил Николай Рубинштейн, и начал преподавать.

Совмещая преподавательскую деятельность с сочинением музыки, Чайковский очень быстро обрёл широкую известность — как в России, так и за её пределами. Вместе со своей первой симфонией «Зимние грёзы» он вошёл в круг тогдашней интеллигенции и познакомился со многими артистами и писателями. С А. Н. Островским его связывала не только дружба, но и творчество — их совместным проектом стала опера «Воевода» в 1869 году.

В 1870-х годах у Петра Ильича Чайковского начался очень плодотворный период. В 1876 году он написал симфоническую фантазию «Франческа да Римини», посвящённую Сергею Танееву, в 1877 — Четвёртую Симфонию, а в 1888 – свою первую оперу на стихи Пушкина, «Евгений Онегин».

Личная жизнь и творческая деятельность

Нетрадиционная сексуальная ориентация Петра Ильича Чайковского непосредственно влияла на творческую и личную жизнь композитора. В 1877 году, стремясь победить природу, он вступил в брак с А. И. Милюковой, который не просто не удался, но и сделал глубоко несчастными обоих супругов.

Пётр Ильич от сильных переживаний едва не свёлсчёты с жизнью. Он ушёл из консерватории, уехал из Москвы, а в 1878 году покинул и Россию, начав период странствий и творческих исканий.

Надежда фон Мекк – богатейшая женщина России – по доброй воле стала для Чайковского меценатом. Она оказывала ему финансовую помощь вплоть до 1890 года, благодаря чему он смог не только вернуться в Россию в середине 80-х, но и спокойно заниматься творчеством и вести общественную деятельность. В этот период он начал дирижировать и много гастролировал по Европе.

Пётр Чайковский был одним из немногих русских композиторов, кому удалось добиться мирового признания задолго до смерти. На протяжении последних пятнадцати лет своей жизни он был на пике славы.

Он создал десять замечательных опер («Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама» и другие) и три грандиозных балета («Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица»). Не менее известны его симфонические произведения («Шестая патетическая симфония»,  увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»), а также скрипичные и фортепьянные концерты.

Тайна смерти Чайковского

21 октября 1893 года врач диагностировал у Петра Ильича холеру. Двумя днями ранее, несмотря на эпидемию в городе, он выпил стакан некипячёной воды. Через несколько дней после заражения у Петра Ильича началась агония, и 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года он скончался.

После смерти Чайковского ходили слухи, что это могло быть самоубийство, и композитор умышленно выпил заражённую воду. Но официальных подтверждений они так и не получили.

Расходы на погребение, которое состоялось 28 октября, взял на себя император Александр III. Пётр Ильич Чайковский похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе Мастеров искусств.

Чайковский П.И. — биография, творчество, личная жизнь

Имя великого композитора Петра Ильича Чайковского знакомо каждому россиянину. Да и иностранцы с особенным придыханием произносят фамилию талантливейшего композитора, представителя золотого века русского искусства. Шедевры, вышедшие из-под пера мэтра, при жизни были высоко оценены экспертами, совершив прорыв в отечественной культуре.

Биография

Несмотря на то, что ассоциируется гений с культурной столицей, Санкт-Петербургом, родился Петр Ильич 7 мая 1840 года на Урале в Вятской губернии (ныне Удмуртия) в маленьком поселке Воткинске, где его отец занимал пост управляющего сталелитейного завода. Семья, в которой воспитывался Чайковский, слыла довольно состоятельной и почтенной. Музыка была в почете, и любовь к ней с малых лет прививалась всем шестерым деткам. Все домочадцы играли на каком-либо музыкальном инструменте, матушка недурно пела, а центральное место в большой комнате занимал механический орган, на котором маленького Петю обучила играть крепостная Марья Пальчикова.

Чайковский в юности

В 1848 году семья Чайковских переехала в Москву, а чуть позже – в Санкт-Петербург. Отсчет становления Петра Ильича как композитора начался с момента определения его и его старшего брата в мужской пансион Шмеллинга. Там он постиг азы балета, оперы, симфонического оркестра и всерьез увлекся музыкой.

Только родители не разделили его страсти, сочтя музыку несерьезной профессией. Так в 1850 году Чайковский оказался в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге, хотя продолжать брать уроки музыки у именитых педагогов. Завершив обучение, он получил статусную должность при Министерстве юстиции. Только долго на ней будущий композитор не продержался. Петр бросил все ради поступления в новую Санкт-Петербургскую консерваторию, руководил которой Антон Рубинштейн. Несмотря на появившиеся финансовые проблемы, Чайковский все силы и время тратил на изучение основ композиции. Там он постепенно обрел собственный стиль, познал вкус свободы от авторитетов и норм.

Творческий расцвет

Успешно окончив консерваторию, молодой мужчина получил приглашение на должность профессора Московской консерватории, где он проявлял недюжий педагогический талант вплоть до 1878 года. Этот период принято считать временем расцвета таланта Петра Ильича Чайковского, в которое появились увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Буря», известные оперы «Опричник», «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», 2-ая и 3-ья симфонии.

Уже в конце 80-х – 90-х Чайковский успешно концертировал в России, Европе и США в качестве дирижера, и его произведения снискали ошеломительную славу, а сам композитор уважение и всемирное признание. В этот период на волне позитивных эмоций Чайковский создал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», увертюру «Гамлет».

В 1892 году всенародная любовь привела его на пост члена-корреспондента Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 – почетного доктора Кембриджского университета.

Неожиданно для всех в самом расцвете сил 6 ноября 1893 года Чайковский ушел из жизни. И хотя по официальной версии, причиной трагедии стала холера от потребления некипяченой воды, есть сторонники версии о суициде. Как выяснилось, на то были свои причины, связанные с неоднозначной личной жизнью и идущие из детства.

Личная жизнь

Исследователи жизни и творчества Чайковского часто сходятся во мнении, что композитор был приверженцем нетрадиционной ориентации. Корни подобной интимной неординарности уходят в период обучения в мужском пансионе Шмеллинга, где мальчики-подростки имели возможность общаться только с товарищами того же пола, а общий порядок банных процедур совместного проживания и т. п. мог сыграть немаловажную роль в становлении гомосексуализма.

Петр Чайковский и Антонина Милюкова

Несмотря на множество фотографий Петра Ильича с якобы его друзьями-товарищами, конечно, ни коим образом не подтверждают склонности композитора, да и присутствие в его жизни неподтвержденных связей с женщинами, в том числе официального брака с Антониной Милюковой, характеризует его как достопочтенного джентльмена. Только слухи о том, что психика гения не выдержала неприятия общественностью его гомосексуальности, что подтолкнуло его свести счеты с жизнью, не утихают и по сей день.

Петр Ильич Чайковский Биография. Факты, детство, семейная жизнь и достижения

Детство и молодость Петра Ильича Чайковского

Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, маленьком городке в бывшей Вятской губернии в Российской империи. Его отец, Илья Петрович Чайковский, по профессии был инженером и получил звание подполковника Горного ведомства. Его мать, «Александра Андреевна, урожденная д’Ассье», вторая из трех жен Ильи, была моложе мужа на 18 лет и принадлежала к французскому происхождению. У Чайковского было четыре брата, сестра и сводная сестра от первого брака отца. Фанни Дюрбах, 22-летняя французская гувернантка, работавшая в этой семье, научила Петра Чайковского свободно говорить по-французски и по-немецки к шести годам. Фактически, она также сохранила большую часть музыкальных произведений Чайковского того периода, которые составляют его самые ранние известные сочинения. Чайковский начал брать уроки игры на фортепиано с пятилетнего возраста. Хотя его родители изначально поддерживали его, тем не менее, семья решила отправить Чайковского в Императорскую школу правоведения в Санкт-Петербурге в 1850 году для более многообещающих средств к существованию.

 

Однако расставание Чайковского с матерью для посещения школы-интерната и ее безвременная смерть от холеры в 1854 году нанесли Чайковскому тяжелую эмоциональную травму, преследовавшую его большую часть жизни. Отец Чайковского, которому посчастливилось полностью вылечиться от холеры, сразу же отправил Чайковского обратно в школу, чтобы учеба не мешала ему. Музыка стала панацеей для Чайковского! Увлекаясь произведениями Верди, Россини, Моцарта и Беллини, Чайковский работал над темами для своих друзей, которые они пели во время занятий хором на школьной фисгармонии.

 

Занятие музыкой на государственной службе

10 июня 1859 года 19-летний Чайковский окончил школу в чине титулярного советника, через полгода став младшим помощником, а через два месяца — старшим помощником Министерство юстиции. Он оставался старшим помощником до конца своей скудной трехлетней карьеры на государственной службе. Чайковский поступил в многообещающую Санкт-Петербургскую консерваторию, которая открылась в 1862 году. Директор и основатель консерватории Рубинштейн преподавал в консерватории инструментовку и композицию. Именно в Санкт-Петербургской консерватории Чайковский научился сочинять музыку, подобную музыке Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена, у Антона Рубинштейна и Николая Зарембы.

 

Чайковский и группа «пятерки»

«Пятерка», также известная как «Могучая кучка», представляла собой группу композиторов, собравшихся в Санкт-Петербурге в период с 1856 по 1870 годы. Пятеро (Милий Балакирев, Александр Бородин, Сезар Кюи, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков) были склонны к созданию русской художественной музыки вместо старой европейской музыки. В 1869 году Чайковский вступил в рабочие отношения с Балакиревым; это дало возможность для первого признанного гениального произведения Чайковского, увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Финал его Второй симфонии, также называемой «Малороссийской», также был искренне встречен коллективом при первом исполнении в 1872 году. Хотя у Чайковского были дружеские отношения с Пятеркой, он удостоверился в своей музыкальной независимости и исключительности от остальных исполнителей. группа.

 

Растущая слава начинающего оперного композитора

Благосклонно к Чайковскому многие известные артисты были готовы выступать на его музыку, в том числе Сергей Танеев, Макс Эрдманнсдорфер, Адель Аус дер Оэ, Эдуард Направник и др. Чайковский начал сочинять оперы. Премьера его первой оперы «Воевода» по пьесе Александра Островского состоялась в 1869 году, а «Ундина» — в 1870 году. Между этими проектами он начал сочинять оперу «Мандрагора» на либретто Сергея Рачинского. В 1874 году состоялась премьера первой сохранившейся цельной оперы Чайковского «Опричник». Во второй половине 1874 года был написан «Кузнец Вакула» (опус 14).

 

Личная жизнь

Личная жизнь Чайковского и особенно его сексуальность – одна из самых обсуждаемых тем для любого русского композитора! У Чайковского были явные однополые наклонности, поскольку некоторые из самых близких отношений композитора были с мужчинами. Такие факторы, как его семейная репутация, естественная застенчивость или социальная стигма в те дни, удерживали его от открытых отношений с любовником-мужчиной.

В 1868 году Чайковский познакомился с бельгийской сопрано Дезире Арто, одной из самых блестящих оперных звезд своего времени, с чарующим голосом. Чайковский и Арто эмоционально привязались и даже поженились. Но 15 сентября 1869 г., Арто вышла замуж за испанского баритона в ее компании, ничего не сообщив Чайковскому. К концу 1876 года у него возник еще один роман с «Лосифом Котеком», бывшим студентом Московской консерватории. Увы, Котек оказался неверен и через несколько месяцев расстался с ней!

 

В июле 1877 года в возрасте 37 лет Чайковский женился на другой бывшей студентке Антонине Милюковой. Почти когда свадьба закончилась, Чайковский осознал свою ошибку, когда обнаружил, что он и Антонина несовместимы психологически и сексуально. Пара прожила вместе всего два с половиной месяца, хотя он и Антонина остались в законном браке, но больше никогда не жили вместе и не имели детей. Со временем у Антонины родилось трое детей от другого мужчины.

 

Еще одним личным кризисом стала его дружба с «Надеждой фон Мекк», вдовой железнодорожного магната, которая помогала ему в написании музыкальных композиций. Она стала близким другом, поддерживая его эмоционально и материально, что позволило ему сосредоточиться исключительно на композиции. Но она внезапно разорвала отношения в 1890 году, оставив Чайковского эмоционально опустошенным!

 

Вступаем в круг Беляева!

Как дирижер Чайковский много занимался популяризацией русской музыки. В ноябре 1887 года Чайковский посетил Санкт-Петербург, чтобы послушать несколько русских симфонических концертов, посвященных исключительно музыке русских композиторов. Такие концерты включали в себя первое полное исполнение переработанной Первой симфонии Чайковского, а также окончательную версию Третьей симфонии Николая Римского-Корсакова, в кружке которого Чайковский уже участвовал. Группа, известная как «Беляевский кружок», была основана Римским-Корсаковым вместе с Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым и несколькими другими музыкантами и композиторами-единомышленниками. Чайковский стал проводить значительное время в этом кругу. Легкость Чайковского с этой группой (в отличие от всей Пятерки) повысила его уверенность в том, что он иллюстрирует свою музыку вместе с их.

 

Чайковский был избран членом «Академии изящных искусств» во Франции в 1892 году, став вторым русским, удостоенным такой чести после первого, — знаменитым скульптором «Марком Антокольским». В следующем году Кембриджский университет в Великобритании также присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки.

 

Смерть и наследие

Премьера Шестой симфонии Чайковского «Патетическая» состоялась 30 октября 189 г.3. Примечательно, что через девять дней в Санкт-Петербурге Чайковский скончался там в возрасте 53 лет. Были высказаны предположения, умер ли он от холеры или его смерть была самоубийством. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Чайковский оставил после себя впечатляющее наследие! Он оказал влияние не только на симфонии и оперы, но и на программную музыку. Он превратил достижения Листа и Берлиоза в темы шекспировского возвышения! Его подход к западным гармониям способствовал распространению музыки не только в России, но и во всем мире. Будучи русским композитором, он первым познакомил зарубежную аудиторию со своими произведениями, а также произведениями других русских композиторов!

Биография

Петр Ильич Чайковский

1840 — 1893

«Наша любовь к Чайковскому из века в век и из поколения в поколение делает его великолепную музыку вечной».

Дмитрий Шостакович

Художественное наследие Петра Ильича Чайковского стало неоспоримым атрибутом современной жизни. Его музыка, тесно связанная с народными мелодиями, со всеми жанрами и стилем жизни его эпохи, поистине интернациональна и не утрачена временем. Он признан во всем мире и как символ национальной музыки России, и как пример универсальности самого главного в мыслях и чувствах человечества, воплощенного в музыке в яркой и доступной каждому форме.

Произведения Чайковского охватывают практически все музыкальные формы, с акцентом на самые большие и выразительные оперы и симфонии. В них наиболее полное и яркое изображение внутреннего мира художника, так как они концентрируются на замысловатых волнениях души, раскрывающихся в резких драматических противостояниях. И в то же время одно из главных его отличий — лиризм, выраженный через мелодическую красоту, вызывающую немедленный отклик у слушателя.

«Всем сердцем я надеюсь, что моя музыка сможет распространиться так далеко, что будет больше тех, кто любит ее и находит в ней утешение и ободрение».

Невозможно улучшить эти слова Петра Ильича Чайковского, чтобы объяснить смысл его искусства, заключающегося в том, чтобы говорить «истинно, честно и просто» о том, что составляет суть жизни для любого человека.

Мечта Чайковского сбылась – мы все больше и больше находим в его музыке «утешение и ободрение». Столетие со дня рождения композитора в 1940 году отмечалось как национальный праздник. Именно тогда его именем были названы Московская консерватория и Концертный зал Московской филармонии. Спустя еще 18 лет в столице прошел первый Международный конкурс имени Чайковского, ставший еще одним ярким свидетельством высокого уважения в мире к этому великому русскому композитору.

Неудивительно, что именно сейчас произошло знаменательное совпадение: рубеж XV Конкурса приходится на 175-летие со дня рождения Чайковского. В дни весенних праздников в Москве, Санкт-Петербурге, Клине, Воткинске и других городах Конкурс выполнит свою миссию – стать не только кульминацией юбилейного дня рождения, но и войти в историю как неординарное художественное событие, раскрывающее мира новые звезды классического исполнительского мастерства.

Музей Чайковского в Воткинске, 1940 г.
Почтовая марка СССР, 1958 г.

«Все, что мне дорого, — в Петербурге…»

Санкт-Петербург сформировал Чайковского как человека и как музыканта. К концу его жизни город смирил свою имперскую гордость перед этим гениальным человеком. Это можно объяснить покровительством Александра III, повлиявшим на то, что происходило на сцене Императорского Мариинского театра.

Именно здесь состоялись премьеры «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы», а также оперно-балетного дубля «Иоланта» и «Щелкунчик», поставленного в честь кронпринца.

Впрочем, было много менее гламурных, но не менее значимых событий — вплоть до малопонятной премьеры Шестой симфонии.

Родители Чайковского привезли его в 1850 году из далекого Воткинска в Петербург, когда ему было восемь лет, и детство мальчика было бы вполне обычным, если бы не одиночество, которое он испытал, когда он был разлучен с родителями, чтобы провести свой первый два года в Императорской школе правоведения. В своей книге «Чайковский. Одинокая жизнь» Нина Берберова дает умозрительный рассказ о душераздирающем прощании мальчика с матерью, который был использован в столь многих биографиях и фильмах о Чайковском, что затмил другой факт: счастливое воссоединение, которое произошло позже. Его родители действительно приехали и поселились в Петербурге в 1852 году. В Косом переулке, на углу реки Фонтанки, напротив школы, стояла квартира тетушки Чайковского по материнской линии, Екатерины Алексеевой. Чайковский вспомнил, как его мать часто приходила туда и ждала у окна, выходящего на Косой переулок, а он прокрадывался в свою спальню в школе, чтобы наблюдать за ней из окна. Через два года, в июне 1854 года, от холеры умерла мать Чайковского. 9
Петр Ильич Чайковский в молодости Остров, к домам своих родственников, к Невскому проспекту и Александринскому театру. В дальнейшем, когда он учился в бесплатной музыкальной школе и консерватории, находившихся во флигеле демидовского особняка на углу Демидовского переулка и реки Мойки, его вечерняя дорожка привела в Лештуков переулок, где жили его отец и братья, а может быть, в ложу оперы, где он видел премьеру серовской «Юдифи», или в Михайловский зал на концерт Русского музыкального общества. В эти годы будущий композитор впитывал в себя те настроения и формы, которые впоследствии проявятся как в самых лирических его произведениях («Увертюра-фантазия о Ромео и Джульетте» и «Евгений Онегин»), так и в самых трагических («Пиковая дама» и «Патетическая». Симфония № 6).

Осенью 1861 года, после своего первого заграничного путешествия, Чайковский писал сестре:

«Вы не поверите, как глубоко я был счастлив, вернувшись в Петербург! Признаюсь, у меня очень слабое место в сердце к российской столице. Что я могу сделать? Это слишком большая часть меня. Все, что мне дорого, находится в Петербурге, и вне его для меня положительно нет жизни».

Эти слова часто принимают за чистую монету. Известный хореограф Джордж Баланчин сказал:

«Суть его музыки показывает, что Чайковский был петербуржцем, как Пушкин и Стравинский были петербуржцами».

Однако преданность Чайковского Петербургу была лишь частью истории. Для «подлинных» петербуржцев, вроде так называемой «Могучей кучки» русских композиторов, Чайковский всегда был москвичом. В конце 1850-х – начале 1860-х годов военный инженер Кюи, провинциальный вундеркинд Балакирев, химик и врач Бородин, чиновник Мусоргский и будущий морской офицер Римский-Корсаков случайно, но почти неизбежно сошлись под рубрикой «Новой Русская школа», как окрестил ее Стасов, столичный интеллигентный старейшина. Они никогда не связывались с Чайковским, который попал в орбиту Антона Рубинштейна, звезды музыкальной жизни Петербурга и основателя первой консерватории в России. Чайковского с его замкнутостью и увлеченностью музыкой привлекала страсть Рубинштейна к общественным работам и миссионерские амбиции.

Москва — город Чайковский

Энциклопедические знания Рубинштейна-музыканта шли рука об руку с ограниченностью Рубинштейна-педагога. Его размышления о Моцарте («Да! Божественное творчество, пронизанное светом!») чередовались с дидактическими лекциями о Гайдне («Я слышу, как он говорит на венгерском сленге.»). Увертюра «Буря» 1864 года, в которой Чайковский использовал запрещенные в студенческих сочинениях инструменты — арфу, английский рожок, тубу и цимбалы, — привела Рубинштейна в состояние возмущения. А когда излишне озабоченный студент не явился на свой выпускной концерт, Рубинштейн чуть не лишил его диплома. Но были и моменты истинного восхищения, как, например, в случае с 200 контрапунктными вариациями, которые Чайковский однажды принес в качестве домашнего задания. А главное, была рекомендация к брату Николаю Рубинштейну, благодаря которой Чайковский получил место профессора только что открывшейся Московской консерватории.

Вслед за европейской архитектурой Петербурга, математически выровненными улицами, декоративным излишеством и четкими правилами как для «замороженной», так и для «незастывшей» музыки Москва вошла в жизнь Чайковского как город, отступивший от правил.

В водовороте московской жизни он испытал блестящие открытия, глубоко привязался и приобрел верных последователей.

Были и опасные оплошности, порожденные иллюзиями искусства, вроде опрометчивой женитьбы на Антонине Милюковой. Тем не менее Москва стала городом, где Чайковский пришел в себя.

Работа в Московской консерватории успокаивала и воспитывала в нем художника и критика, склонного к страстному самовыражению и доверию к себе. Возьмем хотя бы его упрямую реплику Николаю Рубинштейну, который назвал свой Первый фортепианный концерт слишком сложным и неудобным для пианиста. «Концерт печатается, — сказал Чайковский, — в нынешнем виде». Передумать пришлось Рубинштейну.Четыре года спустя он с большим успехом исполнил концерт.Петербургская премьера произведения состоялась 1 ноября 1875 года в симфоническом исполнении Русского музыкального общества.Профессор Густав Кросс был солистом, дирижировал Эдуард Направник.0005

Самым дальновидным слушателем в зале оказался восемнадцатилетний москвич по имени Сергей Танеев, который сообщил в письме своим друзьям: «Приветствую всех вас с появлением первого русского фортепианного концерта; это написал Петр Ильич».

Чайковский не мог сочинять в Петербурге, но за двенадцать лет своего «творческого приюта» в Москве он создал множество партитур. В 1872-1873 годах в доме на Кудринской площади (ныне Дом культуры Чайковского) он работал над Второй симфонией, симфонической фантазией «Гроза», музыкой к пьесе Александра Островского «Снегурочка» и рядом других произведений. композиции.

Первая симфония, оперы «Воевода», «Вакула-кузнец», «Евгений Онегин», а также эскизы к Четвертой симфонии написаны в Москве.

В ближайшее окружение Чайковского входили Николай Рубинштейн, критик Николай Кашкин, виолончелист и сотрудник консерватории Константин Альбрехт, музыкальный издатель Петр Юргенсон и молодой пианист и композитор Сергей Танеев. Помимо них, в его более широкий круг входили Александр Островский, Лев Толстой и артисты Малого и Большого театров. Одному из них, впервые сыгравшему роль Евгения Онегина, Чайковский подарил свою фотографию с трогательной надписью: «Павелу Акинфиевичу Хохлову от восхищенного субъекта этого портрета». 18 марта 1958, в день открытия Первого Международного конкурса Чайковского, этот портрет был напечатан в газете «Советская культура».

Музыкальные идеи пришли к Чайковскому в Москву «со свежей силой духовного откровения». Его музыка теперь приобретала многогранные, яркие и завораживающие формы под влиянием сиюминутных впечатлений. Петербургский издатель Бернар заказал цикл «Четыре времени года» для фортепиано ежемесячными выпусками в журнале «Писатель сказок». Это был классический рекламный ход того времени, требовавший не вдохновения, а пунктуальности, но одной пунктуальностью композитор не ограничился. Примерно в то же время Чайковский начал работу над «Евгением Онегиным», начав со «Сцены письма» Татьяны (которую он назвал «Татьяна и ее няня»), хотя сам Чайковский сомневался в успехе «лирических сцен», как он называл Евгения Онегина. Однако в его сомнениях была странная смесь скромности и самоуверенности:

«Хорошо я пишу или плохо, — сказал он, — одно несомненно: то, что я пишу, исходит из неоспоримого внутреннего убеждения».

Искренность, которую Чайковский вложил в свою музыку, поражает.Сегодня это воспринимается как вызов эстетическим нормам.Однако именно эта откровенность сблизила Надежду фон Мекк, вдову железнодорожного магната, и Чайковского. Их переписка продолжалась четырнадцать лет, и роль фон Мекк в жизни Чайковского как его покровителя общеизвестна. Заступничество Надежды фон Мекк за композитора было благотворно для жизни и творчества композитора, но в конечном итоге разорвало связи Чайковского с Москвой.

Самостоятельный художник

В последние годы жизни композитор не был привязан ни к Петербургу, ни к Москве. «Смена обстановки» стала одним из важных условий его работы. Из гор Швейцарии Чайковского потянуло на равнины Италии, потом обратно в Россию и снова за границу. Его руководящим принципом стало постоянное бодрление от новых пейзажей и эмоций. Но почти сам того не зная, Чайковский привязывался и к подмосковным хуторам Майданово и Фроловское. Еще в 1891 после короткой поездки в Санкт-Петербург композитор признался своей двоюродной сестре Анне Мерклинг, что

«Было так приятно находиться в городе, где не надо было бывать и в котором бывало ни души и где можно было турист, иностранец, вольно прогуливающийся по путям и переулкам «Пальмиры северной» [так называли Петербург], которая, впрочем, летом на удивление хороша».

К этому времени Чайковский уже был всемирно известен. Он возглавил московское отделение Русского музыкального общества, а Сергей Танеев (прозванный «музыкальной совестью России») по его рекомендации был назначен директором Московской консерватории. Положение Чайковского в Санкт-Петербурге проявилось в императорской стипендии, которую лоббировал директор императорских театров Иван Всеволожский, и в регулярных оперных и балетных премьерах в Мариинском театре.

«Было так, что я был вынужден умолять, умолять и делать невыносимые визиты к театральным болтунам, чтобы посмотреть, будет ли принята и исполнена опера. Теперь без всякого аванса от меня обе дирекции, петербургская и московская, требуют моих опер с непостижимой срочностью».

Визиты Чайковского в город на Неве стали короче и более частными. В начале 1892 года он поселился в восьмидесяти километрах к северо-западу от Москвы на окраине Клина, где снял дом у местного поверенного. Замысел композитора приобрести жилище после его смерти осуществил его брат Модест. Сейчас в нем находится Государственный музей Дома Чайковского в Клину.

«Если Бог продлит мне жизнь, я мечтаю четыре месяца в году жить в меблированной квартире в Петербурге, а остальное время в своем маленьком доме в Клину», — писал Чайковский близкой родственнице.

Он прожил всего семнадцать месяцев после написания этих строк.Чайковский умер 25 октября 1893 года в квартире своего брата Модеста в Петербурге на углу Малой Морской и Гороховой улиц напротив бывшего особняка Натальи Голицыной, бывшей реальный прототип графини в пушкинской «Пиковой даме» Несколькими днями раньше, 16 октября, он дирижировал первым исполнением Шестой симфонии, о которой критик Владимир Стасов писал: «Это не что иное, как ужасающий крик». отчаяния и безнадежности, как будто мелодии говорили: «Зачем я прожил эту жизнь?»

Дом, где жил Чайковский в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска

Озабоченность бездной была глубоко вплетена в творчество Чайковского, но это не говорит всей истории.