Лев толстой о русском языке: Лев Толстой: «Скоро мы совсем перестанем понимать язык народа»

Вклад в развитие русского языка Л.Н. Толстого

Сообщение:

Вклад в развитие русского языка

Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

С произведениями этого великого человека знаком каждый. Его вклад в мир литературы бесценен, так же как вклад А.С.Пушкина или М.Ю. Лермонтова. Еще не одно поколение будет читать их произведения и проводить параллель с настоящим, находить в каждом из них что-то свое, напоминающее о чем-то или учиться на ошибках прошлого. Многие выросли на сказках и былинах Льва Николаевича: «Филипок», «Котенок», «Два товарища» и, конечно же, «Три медведя» и на протяжении всей жизни, в определенный период знакомились с его величайшими, вечными творениями: «Война и мир» и «Анна Каренина». Но знаете ли вы, какой вклад внес этот человек в мир прекрасного и богатого русского языка? Поверьте, он не менее ценен.

Лев Николаевич был поглощен своей педагогической деятельностью в Яснополянской школе. Работу в ней он считал выполнением своего долга перед народом. Однако в зарубежной учебной литературе он не нашел примера для подражания. Именно это обстоятельство подтолкнуло его к созданию собственных учебников. Стоит отметить, что над «Азбукой» и «Новой Азбукой» он трудился 17 лет. Процесс обучения должен был быть творческим и развивающим, для этого им было написано более 600 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы, где он использовал обычаи и традиции русского народа, былины, пословицы и поговорки.

«Азбука», о которой было сказано ранее, представляет собой четыре весьма объемные книги, в которых, по сути, дается весь материал для первоначального обучения. Первая книга включает в себя собственно азбуку и начальные тексты для чтения. Последующие же книги являются именно литературным чтением, куда помимо художественных произведений входили рассказы по естествознанию, химии, физике и истории, что делало процесс обучения гораздо интереснее, ведь дети познавали не только русский язык и чтение, но и другие науки. Однако критики не оценили по достоинству новаторства Толстого.

Лев Николаевич очень трепетно относился к родному языку. Одно из его высказываний гласит: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розгами». Именно поэтому каждое свое слово он обдумывал и анализировал. Свои знания он хотел донести до учащихся, чтобы России не страшны были происходящие на тот момент события. Во многих его произведениях встречается французский язык, однако, как говорил классик, родной язык всегда остается родным. А когда хочешь поговорить по душам, ни одного французского слова на ум не приходит. Да и зачем? Ведь в русском языке столько красивых, нежных слов, с помощью которых можно описать любые чувства. Не знаю, любил ли русский язык кто-нибудь так, как любил его Лев Николаевич. Достаточно только прочитать любое его предложение из произведения:

«Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему ее каким-то новым и необыкновенным способом».

И это далеко не самое длинное предложение из возможных. Казалось бы, если составить несколько, но малых, предложений, то смысл не изменится. Но писатель был не из тех людей, кто ищет легкие пути. Ему самому нравились предложения, насыщенные текстом и знаками препинания, «зайдя в которые, можно заблудиться не на шутку».

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено сильной собственной мысли, а не памятью» — говорил Л.Н.Толстой, относя данное высказывание, прежде всего, к себе. Все знания, которыми он владел, должны были быть не просто переданы его ученикам, но и доведены до истины не им самим, а их мыслями и поисками истины.

Лев Николаевич Толстой — Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 1

«ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Лев Николаевич Толстой (1828—1910)

Основные даты жизни и творчества Л.Н. Толстого

1828, 28 августа (9 сентября) — родился в Ясной Поляне.

1830 — смерть матери.

1837 — смерть отца.

1844-1847 — учёба в Казанском университете.

1851-1854 — военная служба на Кавказе.

1852 — публикация повести «Детство» в журнале «Современник», известность.

1854-1855 — участие в Крымской войне.

1862 — женитьба на С.А. Берс.

1863-1869 — работа над романом-эпопеей «Война и мир». 1873-1877 — работа над семейно-психологическим романом «Анна Каренина».

1877-1884 — философско-публицистический трактат «Исповедь», перелом в мировоззрении, формирование философии «толстовства».

1889-1899 — работа над романом «Воскресение».

1901 — отлучение Толстого от Церкви.

1908 — статья «Не могу молчать».

1910, 28 октября — уход из Ясной Поляны.

1910, 7 (20) ноября — смерть на станции Астапово.

• Просмотрите основные даты жизни и творчества Л.Н. Толстого. В каком возрасте Толстой потерял родителей? На какие другие факты его биографии вы обратили внимание?

• Л.Н. Толстой был современником многих знаковых исторических событий:

— 1853-1856 — Крымская война.

— 1855 — смерть Николая I.

— 1860-1870-е годы — реформы императора Александра II.

— 1866 — покушение террориста Каракозова на Александра II.

— 1871 — европейские катаклизмы. Парижская коммуна.

— 1876 — возникновение террористической организации «Земля и воля».

— 1877-1878 — Русско-турецкая война.

— 1881 — убийство террористами Александра II.

— 1887 — попытка покушения на Александра III.

— 1904-1905 — Русско-японская война.

— 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.

Что можно сказать об исторической эпохе Толстого?

• Просмотрите вставки на полях. Кто из упомянутых в них писателей был современником Толстого? С кем его связывали дружеские отношения?

• К какому времени относится большая часть высказываний писателя?

В России не было писателя, который при жизни до такой степени вкусил бы всю полноту земной славы. В 1898 г. А.П. Чехов писал издателю А.С. Суворину: «28 августа я не буду у Толстого, во-первых, оттого, что холодно и сыро ехать к нему, и во-вторых — зачем ехать? Жизнь Толстого есть сплошной юбилей, и нет резона выделять какой-нибудь один день. ..».

В 80-90-е годы XIX века нельзя было взять в руки номера газеты или журнала, чтобы не натолкнуться на суждения о Толстом. Всё выходящее из-под пера Толстого можно было встретить в самых разнообразных слоях общества: его пьесы давались при дворе, его сказки, азбука и хрестоматия читались в деревнях. Всё новое становилось целым событием. Например, появление «Крейцеровой сонаты» вызвало такой шум, что музыкальные издатели поторопились даже выпустить в свет одноимённую забытую сонату Бетховена, хотя ни малейшего отношения ни к музыке, ни к Бетховену произведение Толстого не имело.

Небывалый для России факт: Пушкин при жизни видел одно полное издание своих творений, Тургенев — три, Достоевский — ни одного (вышел только в посмертном), Толстой — девять прижизненных полных собраний сочинений!

Интересна запись в дневнике Суворина: «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии. Его проклинают, Синод имеет против него своё определение. Толстой отвечает, ответ расходится в рукописях и в заграничных газетах. Попробуй кто тронуть Толстого» (29 мая 1902 г.).

У Толстого вообще необычно складывались отношения с правящими императорами. Узнав о гибели Александра II, он пишет нравоучительное письмо его сыну, Александру III: «Только одно

слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить Вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед царём-человеком, исполняющим закон Христа». В письме к Николаю II от 16 января 1902 г. писатель называет императора «Любезный брат».

Вне всякого сомнения: влияние писателя-проповедника было безусловным на всю читающую публику. «Учитель жизни», «величайший русский писатель», Толстой при жизни стал фактом не только духовного, но и социально-политического движения России.

Да что Россия — пожалуй, в мире ни у кого из писателей не было при жизни такой славы и такого влияния, разве что у Гёте, тоже обожествлённого своими современниками. К каждому слову Гёте жадно прислушивался весь образованный читающий мир. После Гёте на какое-то время литературный престол занял блестящий Виктор Гюго. И всё-таки самым ярким «главой» литературы остался в истории без всякого сомнения «великий писатель земли русской», граф Лев Николаевич Толстой.

Паломники из самых разных стран приезжали к «яснополянскому мудрецу», его слово для людей, искавших духовности, было весомее, нежели слово церковных иерархов, тем более — государственных чиновников.

В 1998 г. в журнале «Родина» появилась любопытная информация. Оказывается, в 1909 г. журнал «Вестник знания» провёл опрос-анкету среди «трудовой интеллигенции» о самом читаемом писателе: на первом месте оказался Лев Толстой (295 голосов), на втором — Чарлз Дарвин (152 голоса). Отрыв первого места от второго говорит о многом.

Размах его влияния был осознан не сразу. Андрей Белый в статье «Трагедия творчества» назвал Льва Толстого «самым выдающимся явлением русской жизни XIX столетия». Однако по Толстому определяли смысл движения России и Европы и в ХХ веке: «Но разве с момента этого исторического поворота, пророком которого, хотя в Москве и не отдают в этом отчёта, был Лев Толстой, — разве не с этого момента появилось в Западной Европе ощущение, что и она, и мы, и весь мир, а не только Россия, присутствуем при конце эпохи, эпохи буржуазно-гуманистической…» (немецкий писатель Томас Манн, «Гёте и Толстой», 1922 г.).

Толстовская установка на отрицание существующего была близка самым разным политическим силам: так, большевики, категорически не принимая Достоевского, требовали, чтоб в социалистической литературе появился «новый Лев Толстой», который сможет с эпическим размахом воспеть новую Россию. Не Пушкин, не Тургенев, не Лесков или Чехов и уж, конечно, не Достоевский и не Бунин!

Место Толстого в русской и мировой литературе невозможно определить однозначно. Если за точку измерения взять Пушкина, то вот что удивительно: можно сказать Пушкин и Гоголь, Пушкин и Лермонтов, Пушкин и Достоевский, то невозможно сказать Пушкин и Толстой. И не только потому, что поэзию Лев Николаевич считал пустым делом, а авторитетов не признавал вообще.

В трактате «Что такое искусство?» к «рассудочным, выдуманным произведениям» он отнёс и произведения «греческих трагиков, Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира, Гёте (почти всего подряд), из новых — Золя, Ибсена, <…> в живописи — всего Рафаэля, всего Микеланджело с его нелепым «Страшным судом»; в музыке — всего Баха и всего Бетховена».

Причина невозможности «соединения» Пушкина и Толстого видится в другом.

Пушкин «состязался» с западноевропейскими гениями на их духовной территории, а порой и на их материале («Маленькие трагедии»), Толстой же пошёл путём отказа и противопоставления русской особенности европейской.

Пушкин верил в русскую историю как часть европейской, Толстой вообще объявил историю немецкой выдумкой.

На вопрос, «какая сила движет народами?» Толстой даёт ответ в романе «Война и мир»: «Идёт паровоз. Спрашивается, отчего он движется? Мужик говорит: это чёрт движет его. <…> Мужик неопровержим».

С точки зрения так называемого «человека из народа» он отверг и самого Пушкина: «Надо только представить себе положение такого человека из народа, когда он <…> узнаёт, что в России духовенство, начальство, все лучшие люди России с торжеством открывают памятник великому человеку, благодетелю, славе России — Пушкину. <…> Каково же должно быть его недоумение, когда он узнаёт, что Пушкин был человек больше чем лёгких нравов, что умер он на дуэли, то есть при покушении на убийство другого человека, что вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные» (« Что такое искусство? »). Уточним, что эти строки Толстой написал накануне пушкинского юбилея — праздника, на котором Достоевский произнёс свою знаменитую речь о великом поэте.

Казалось бы, что в один ряд с Толстым можно поставить имя Достоевского, который тоже апеллировал к народу. Но и здесь отличие позиций принципиальное: «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает. А ведь не все же и в народе — мерзавцы, есть прямо святые, да ещё какие: сами светят и всем путь освещают!» (Ф.М. Достоевский, Из «Дневника писателя»).

Иными словами, у Достоевского (как и у Лескова, и у Платонова, и у Шукшина) опора не на арифметическое большинство, а навсегдашних семь праведников, которые и составляют смысл и суть жизни народа и являются двигателями жизни и истории. Толстой не принимал такую веру в единичных святых. Всю свою жизнь он искал высокую истину, смысл жизни.

Достоевский в конечном итоге предлагал «просто» личным страданием спасать мир — не больше не меньше. Аналогичного духовного подвига требовал и Толстой, но видел это страдание в другом: во имя «Царства Божия внутри вас» возлюбить ближнего, подставить щёку, отказаться от привычного уклада жизни и ежечасно держать свой внутренний мир под контролем. Философия оказалась «рассудочной и выдуманной» и стала трагедией его жизни.

Софья Андреевна, жена Толстого, записала в «Ежедневнике» 1915 года: «28 августа. День рождения Льва Николаевича. С утра пасмурно, дождь. Потом прояснило. Ходила на могилу, молилась о душах Льва Ник. и родивших его отца и матери. Странно, как скоро забыт Толстой! Сегодня здесь не было никого: ни чужих, ни близких».

Чужие и близкие… При жизни графа были люди, избравшие своею специальностью пропаганду идей Толстого. Были другие, преследующие эти идеи с ожесточением.

Одни современники восприняли его предсмертный уход из дома как стряхивание графом с себя условностей цивилизации, как шаг праведника, наконец-то осуществившего свои идеалы, которые он так настойчиво проповедовал. Другие считали, что он бежал, боясь самого себя, сначала поехал в Шамардинский монастырь, где монахиней жила его сестра, затем — к старцам в Оптину пустынь, но нигде не мог остановиться и бежал всё дальше. Возможно, есть некая справедливость в этой точке зрения. В Гражданскую войну будут бежать миллионы русских людей, не зная, куда и зачем, спасаясь от революции, поддержанной поначалу ради свержения опостылевшего государства.

Впервые пришедшему к нему молодому Бунину Толстой пожелал: «Не ждите многого от жизни, лучшего времени, чем теперь, у вас не будет… Счастья в жизни нет, есть только зарницы его — цените их, живите ими…».

У самого же Бунина в статье «Освобождение Толстого» есть одно очень важное соображение. Рассуждая о судьбе Толстого, он вспоминает знаменитое место в Евангелии об искушении Христа славой мира сего и выходит на сравнение двух смертей — Христа и Толстого. Первый умер в безвестности на кресте, сопровождаемый горсткой учеников. Второй умирает в сиянии славы, весь мир следит за каждым его вздохом, «толстовство» исповедуется тысячами людей, исследуется как грандиозное явление. И Бунин задаётся вопросом: результат смерти Христа нам известен. А каков будет результат учения Толстого?

Ваш Н.А. Рождественский



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

Лев Толстой | Биография, книги, религия и факты

Лев Толстой

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
9 сентября 1828 г.
Ясная Поляна
Россия
Умер:
20 ноября 1910 г. (82 года)
Россия
Известные работы:
«Экзамен по догматическому богословию»
«Анна Каренина»
«Отрочество»
«Детство»
«Отец Сергий»
«Хаджи-Мурат»
«Холстомер»
«Моя религия»
«Воскрешение»
«Севастополь в августе»
«Севастополь в декабре»
«Севастополь в мае»
«Казаки»
«Смерть Ивана Ильича»
«Царство Божие внутри вас»
«Крейцерова соната»
«Живой труп»
«Власть тьмы»
«Рейд»
«Три смерти»
«Единение и перевод четырех Евангелий»
«Война и мир»
«Во что я верю»
«Что такое искусство?»
«Ясная Поляна»
«Молодость»
Механизм/стиль:
реализм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем важен Лев Толстой?

Русский писатель Лев Толстой считается мастером реалистической фантастики и одним из величайших романистов мира, особенно известным благодаря Анна Каренина и Война и мир . Колеблясь между скептицизмом и догматизмом, он исследовал самые разнообразные подходы к человеческому опыту. Его работы хвалили как части жизни, а не произведения искусства.

Каким было детство Льва Толстого?

Лев Толстой родился в 1828 году в семье аристократов. Его мать умерла, когда ему не исполнилось двух лет, а отец скончался в 1837 году. После смерти двух других опекунов Толстой жил с тетей в Казани, Россия. По словам Толстого, наибольшее влияние на его детство оказала его двоюродная сестра Татьяна Александровна Ергольская.

Как умер Лев Толстой?

Расстроенный несчастливым браком и противоречием своей жизни и своих принципов, Лев Толстой покинул имение своей семьи в 1910. Несмотря на его скрытность, пресса начала сообщать о его передвижениях. Вскоре он заболел пневмонией и умер от сердечной недостаточности на железнодорожной станции в Астапово, Россия. Ему было 82 года.

Каковы достижения Льва Толстого?

Лев Толстой известен прежде всего тем, что написал шедевры « Война и мир » (1865–1869) и « Анна Каренина » (1875–77), которые считаются одними из лучших когда-либо написанных романов. Образцы реалистической фантастики, они ярко воплощают видение человеческого опыта, основанное на оценке повседневной жизни и прозаических добродетелей.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Лев Толстой , Толстой также пишется Толстой , русский полностью Лев Николаевич, Граф (граф) Толстой , (род. 28 августа [9 сентября по новому стилю] 1828 г., Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — умер 7 (20 ноября) 1910, Астапово Рязанской губернии), русский писатель, мастер реалистической прозы, один из величайших романистов мира.

Толстой наиболее известен своими двумя самыми длинными произведениями, Война и мир (1865–69) и Анна Каренина (1875–77), которые обычно считаются одними из лучших когда-либо написанных романов. Война и мир , в частности, кажется, практически определяет эту форму для многих читателей и критиков. Среди более коротких произведений Толстого « Смерть Ивана Ильича » (1886) обычно относят к лучшим образцам новеллы. В частности, за последние три десятилетия своей жизни Толстой также добился всемирной известности как моральный и религиозный учитель. Его учение о непротивлении злу оказало большое влияние на Ганди. Хотя религиозные идеи Толстого уже не вызывают того уважения, которое они когда-то вызывали, интерес к его жизни и личности с годами только возрос.

Большинство читателей согласятся с оценкой британского поэта и критика XIX века Мэтью Арнольда, что роман Толстого — не произведение искусства, а часть жизни; русский писатель Исаак Бабель заметил, что, если бы мир мог писать сам по себе, он писал бы, как Толстой. Критики разных школ согласны с тем, что произведения Толстого каким-то образом ускользают от всякой искусственности. Большинство подчеркивали его способность наблюдать малейшие изменения сознания и записывать малейшие движения тела. То, что другой романист назвал бы единичным актом сознания, Толстой убедительно разбивает на ряд бесконечно малых шагов. По словам английской писательницы Вирджинии Вулф, считавшей само собой разумеющимся, что Толстой был «величайшим из всех романистов», эта наблюдательность вызывала своего рода страх у читателей, которые «желали убежать от пристального на нас взгляда Толстого». Те, кто посещал Толстого в пожилом возрасте, также сообщали о чувстве большого дискомфорта, когда он, казалось, понимал их невысказанные мысли. Было обычным делом описывать его как богоподобного в своих силах и титанического в его борьбе за то, чтобы избежать ограничений человеческого существования. Одни видели в Толстом воплощение природы и чистой жизненной силы, другие видели в нем воплощение мировой совести, но почти для всех, кто знал его или читал его произведения, он был не просто одним из величайших когда-либо живших писателей, а живым человеком. символ поиска смысла жизни.

Потомок выдающихся аристократов, Толстой родился в фамильном имении примерно в 130 милях (210 км) к югу от Москвы, где ему предстояло прожить лучшую часть своей жизни и написать свои самые важные произведения. Его мать, Мария Николаевна, урожденная княгиня Волконская, умерла, не дожив до двух лет, а отец Николай Ильич, граф (граф) Толстой, последовал за ней в 1837 году. Александра в 1841 году. Затем Толстой и четверо его братьев и сестер были переданы на попечение другой тете в Казань, на западе России. Толстой вспоминал двоюродную сестру, жившую в Ясной Поляне, Татьяну Александровну Ергольскую («тетя Туанетта», как он ее называл), как величайшее влияние на его детство, а позже, в молодости, Толстой написал несколько своих самых трогательных писем. ей. Несмотря на постоянное присутствие смерти, Толстой вспоминал свое детство в идиллических чертах. Его первая опубликованная работа, Детство (1852; Детство ) был беллетризованным и ностальгическим рассказом о его ранних годах.

Получив домашнее образование у репетиторов, Толстой поступил в Казанский университет в 1844 г. на факультет восточных языков. Его плохая успеваемость вскоре вынудила его перейти на менее требовательный юридический факультет, где он написал сравнение французского политического философа Монтескье «Дух законов » и наказ Екатерины Великой (инструкции для свода законов). Интересуясь литературой и этикой, он увлекался произведениями английских романистов Лоуренса Стерна и Чарльза Диккенса и, особенно, произведениями французского философа Жан-Жака Руссо; вместо креста он носил медальон с портретом Руссо. Но большую часть своего времени он проводил, пытаясь быть comme il faut (социально корректным), выпивая, играя в азартные игры и занимаясь развратом. Покинув в 1847 году университет без степени, Толстой вернулся в Ясную Поляну, где планировал заняться самообразованием, управлять своим имением и улучшить участь своих крепостных. Несмотря на частые решения изменить свой образ жизни, он продолжал свою разгульную жизнь во время пребывания в Туле, Москве и Санкт-Петербурге. В 1851 году он присоединился к своему старшему брату Николаю, армейскому офицеру, на Кавказе, а затем сам поступил в армию. Участвовал в походах против коренных народов, а вскоре и в Крымской войне (1853–56).

В 1847 году Толстой начал вести дневник, который стал его лабораторией для экспериментов по самоанализу, а затем и для его художественной литературы. С некоторыми перерывами Толстой вел свои дневники на протяжении всей своей жизни, и поэтому он является одним из наиболее документированных писателей, которые когда-либо жили. Отражая жизнь, которую он вел, его первый дневник начинается с признания, что он, возможно, заразился венерической болезнью. В ранних дневниках зафиксировано увлечение нормотворчеством, поскольку Толстой составлял правила для различных аспектов социального и морального поведения. Они также фиксируют неоднократное несоблюдение писателем этих правил, его попытки сформулировать новые, призванные обеспечить соблюдение старых, и его частые акты самобичевания. Более поздняя вера Толстого в то, что жизнь слишком сложна и беспорядочна, чтобы когда-либо подчиняться правилам или философским системам, возможно, проистекает из этих тщетных попыток саморегуляции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Самые популярные вопросы
  • Обзор за неделю
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.