Лесовик кто это: ЛЕСОВИК | это… Что такое ЛЕСОВИК?

Лесные духи древних славян: какими они были? Дед Лесовик и его помощники | Культура

Дед Лесовик

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

Колтки

Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины — шумного дерева.

Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

Листин и Листина

Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали — перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была — баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки.

Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички

По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками — хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох…

… и другие

Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно — за стебли.

Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов — Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.

* * *

Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все — живое?

Теги:

поверья,
традиции,
славяне,
природа,
лес,
культура

Кингсли Эмис «Лесовик»

Кингсли Эмис автор маститый – ведущее положение в целом направлении «молодых злых», пара престижных литературных премий на родине, мировая известность, которую принес уже первый роман. Писал Эмис о многом, тут и соцреализм в бунтарской молодости, и продолжение «бондианы», вот и для мистики нашлось время однажды. «Лесовик» находится примерно в середине писательского пути Эмиса и судить об авторе по этому роману совсем не стоит. Наверное, это не лучший повод прикоснуться к наследию знаменитого литератора, выбрав его отнюдь не показательный роман, но что поделать, так вышло.

«Лесовик» (а точнее – «Green man» — «Зеленый человек») это небольшая гостиница в живописной местности старой Англии, райский уголок для усталых жителей шумного города, расположившийся совсем под боком, недалеко от шумного шоссе, но при этом сохранивший дух настоящей глубинки. Его хозяин всегда рад поболтать за стаканчиком-другим, поддерживая уютную атмосферу трактира. Место это старое, со своими секретами. К примеру, ходят слухи, что по таверне бродит призрак умершего несколько сотен лет назад доктора…

Тут следует сделать небольшое отступление. Я глубоко убежден, что мистика это один из сложнейших жанров фантастики. Чтобы написать действительно пугающую книгу, нужно иметь громадный саквояж писательских инструментов для чрезвычайно деликатной работы. Тончайшие иголочки для нервов, изящный зажим для сердца, скальпель для извлечения души. Эмис, конечно, автор маститый, это видно уже по тому, как он строит сюжет, сразу же втягивая читателя в происходящее (один из советов, данный, правда, не помню кем – «лучше всего чтобы уже в начале романа был труп»), заманивая порой весьма нечестным методом (кому не интересен намечающийся секс втроем? а как он вывернулся в этой сцене, не превратив все в простую порнографию!), но мистик из него никакой. Нельзя рассказывать страшную историю с наглой улыбкой на лице. Мистику пишут с суровой миной, искренне веря в написанные строки. Эмис не верит. Его персонаж – трактирщик Морис – потрясающий типаж. Любитель выпивки и женщин, с живым умом и ироничным юмором, и вдруг он начинает видеть призраков. Верно, чего еще ожидать от поклонника неразбавленного виски, рано или поздно все приходят к чертикам и маленьким приставучим птичкам, но не все так просто в жизни Мориса. Все смешалось у него в голове, не ясно, что реально, а что нет, то ли это все выпивка, то ли злой дух Томаса Андерхилла и вправду грозится вернуться с того света. Эмис намеренно оставил себе пути отступления, использовав неоднозначный образ Мориса. не веря в мистику, в последний момент он засомневался в ее состоятельности и размазал краски по холсту. Если это не совсем мистика и роман ужасов, то что нам хотели показать? Не совсем ясна авторская позиция, да и сам замысел. Полностью не идентифицируем даже образ главного героя – повествование идет от первого лица и мы не знаем, можно ли верить Морису. Если учесть любовь того к сексуальным экспериментам, его странную отчужденность в отношениях с собственной дочерью, да вспомнить ритуалы Андерхилла, то складывается совсем уже невеселая картина…

На первый взгляд, роман получился легким, остроумным, приятным во всех отношениях. Чисто английская литература. Отличный вариант, чтобы провести парочку вечеров за чтением. Если копнуть глубже, вскрываются не самые приятные темы – смерть близких, старение, отношения между мужчиной и женщиной, между отцами и детьми, которые неожиданно принимают очень подозрительный оттенок. Взявшись за «низкий» жанр, именитый литератор не показал в нем класс, никому нос не утер, ничего нового не открыл. Эмис лениво позабавился хоррором, мимоходом погремел цепями и выдал в итоге неожиданный для всех результат. Произошедшая с Морисом история заключает простую и одновременно сложную мораль. Подумать тут, безусловно, есть о чем.

Пол Баньян — Герой-лесоруб — Легенды Америки

Сент-Игнас, Мичиган — Касл-Рок Пол Баньян BlueOx

Пол Баньян — гигантский лесоруб из американского фольклора, который долгое время был героем американских лесозаготовительных лагерей. О его подвигах, вращавшихся вокруг небылиц о его сверхчеловеческом труде, десятилетиями рассказывали пожары ночлежных домов в северных лагерях от Висконсина до Мэна, от Миннесоты до Орегона, от Вашингтона и Калифорнии.

Обычно сопровождаемый Бэйбом, Голубым Быком, его персонаж восходит к устным традициям североамериканских лесорубов, и когда-то все лесорубы верили или делали вид, что верят, что этот великий человек действительно жил и был пионером в стране лесоматериалов. . Некоторые из пожилых мужчин даже утверждали, что знали его или членов его команды. Его предполагаемая могила даже отмечена в Келлихере, штат Миннесота. Возможно, это был «настоящий» человек, работавший болотником, грохотом или лесорубом более искусный и умный, чем средний, о чьих подвигах росло.

После его смерти слава о нем, вероятно, распространялась от лагеря к лагерю, к рассказам о нем прибавлялось больше сказок, и таким образом постепенно он стал со временем преувеличенным типом лесоруба и героем подвигов больше, чем он мог бы, возможно, осуществить в своей жизни.

Откуда взялись эти сказки, неизвестно, но они передавались от одного поколения лесорубов к другому в течение многих лет, начиная с первых дней лесозаготовок на северо-востоке. Лесорубы, медленно мигрировавшие на запад, свободно переносили сказки из лагеря в лагерь во все неуклюжие штаты Севера и в леса Канады.

Истории Баньяна обычно рассказывались по вечерам у костров в ночлежках, причем многие рассказчики постарше говорили на франко-канадском диалекте, и истории часто были полны технического жаргона леса. Обычно истории рассказывались, чтобы вызвать удивление у слабых ног или просто как вклад в соревнование по пряже. Часто они были гротескными и сказочными, и все они были более или менее тесно связаны с подвигами Баньяна и его неуклюжей команды. «Это случилось, — сказал рассказчик, — в тот год, когда я пошел за Полом Баньяном. Конечно, вы все слышали о Поле. Так началась сказка. Затем к ней присоединилась более крупная пряжа, и серия выросла.

Часто место описываемых подвигов было совершенно вымышленным, как, например, Круглая река, которая находилась в тридцать седьмом участке Большой Луковой реки, в трех неделях от Квебека. Часто лесорубы также рассказывали о событиях, которые, по их словам, произошли на другом лесном ручье, а не на том, над которым они работают; так, люди из лагерей Фламбо рассказывали о деяниях Пола Баньяна на реке Висконсин или на реке Чиппева. Иногда рассказчики брали Баньяна за границу и рассказывали о его делах, например, среди больших деревьев Орегона, или о том, что произошло, когда Пол был мальчиком на ферме своего отца. Однако обычно предполагалось, что рассказы происходили в «хорошие» дни лесозаготовок, лет сорок-пятьдесят назад, когда страна была новой, и в местностях недалеко от лагерей, в которых рассказывались рассказы.

Пол Баньян был могучим великаном, семи футов ростом и семифутовым шагом. Он был известен во всех лесозаготовительных районах своей физической силой и изобретательностью, с которой он справлялся с трудными ситуациями. Он был настолько силен, что ни один мужчина не мог успешно противостоять ему, а его способность напиваться вошла в поговорку. Объем его легких был настолько велик, что он созывал своих людей на обед, дуя в дупло дерева такой силой, что сносило бревна на участке в 60 акров, а когда он говорил, сучья иногда падали с деревьев. Чтобы его трубка была наполнена, требовалось все время болотохода с черпаком. Однако в изящном искусстве письма Баньян не был искусным. Он экономил время своих людей, вырезая зарубки в деревянном бруске, и заказывал припасы для лагеря, рисуя то, что хотел. Лишь однажды его изобретательность потерпела неудачу; он заказал точильные камни и получил сыры. «Ой, — говорит Пол, — я забыл сделать дырки в своих точильных камнях».

Ни одно предприятие не может быть слишком большим для Пола. Лесорубы сказали, что он был человеком, который вырубал лес в Северной Дакоте. Он также выкопал отверстие для Верхнего озера. Он использовал его в качестве резервуара, так как ему нужна была вода для обледенения лесовозных дорог. Река Миссисипи была вызвана опрокидыванием резервуара для воды, когда его вол поскользнулся. С годами его легенда стала включать в себя его двоюродного брата Тони Бивера, рубившего высокие бревна в лесах Юга; и его брат, Пекос Билл, который правил коровьими лагерями и тропами для крупного рогатого скота от Техаса до границы с Канадой. Кемп Морган, беспризорник, которого усыновил Пол, вырыл все важные нефтяные скважины в Техасе и Оклахоме.

Дровосек в Калифорнии

Баньяну помогал в его лесозаготовительных подвигах чудесный голубой бык, существо, обладавшее силой девяти лошадей и весившее, по одним данным, 5000 фунтов, а по другим — вдвое больше. Размер быка от кончика до кончика рогов составлял всего семь футов, как раз в рост его хозяина. В других отчетах говорилось, что у быка было семь футов — или семь рукояток топора — между его глазами и четырнадцать футов между его рогами. Первоначально он был белоснежным, но однажды зимой в лесу семь дней шел голубой снег, и бык Баньяна, пролежавший всю зиму в снегу, стал и остался блестяще-синим. Многие легенды Буньяна были связаны с подвигами быка. Метод Баньяна лущения бревна был следующим: он привязывал быка к одному концу бревна, хватал кору за другой конец своими мощными руками, давал резкий приказ животному, и, вуаля, выходил бы журнал чист как свисток. Однажды Пол с помощью своего вола втащил на гору целый дом, а затем, вернувшись, вытащил за домом погреб. Время от времени, как и следовало ожидать от такого огромного существа, бык проказничал в лагере. Однажды ночью, например, он вырвался и съел двести футов троса.

Одной из любимых сказок, связанных с синим быком, была история о сбруе из оленьей шкуры. Однажды команда сороки Джонсов из Баньяна убила 200 оленей, просто споткнув бревно, которое поддерживало груду бревен на склоне холма над тем местом, куда животные приходили пить. Из шкур сделали упряжь для синего быка. Несколько дней спустя, когда повар таскал бревно на дрова, пошел дождь, оленьая шкура стала растягиваться, и к тому времени, как вол добрался до лагеря, бревно скрылось из виду за поворотом дороги с тянущимися гужами. бесконечно возвращаться после него. Повар привязал быка и пошел обедать. Пока он ел, вышло палящее солнце, высушило оленью сбрую и втащило бревно в лагерь.

Одна история, рассказанная лесорубом, гласит: Когда Пол Баньян гнал большую связку бревен вниз по реке Висконсин, бревна внезапно застряли в Делле. Бревна были сложены в кучу высотой 200 футов в изголовье и задвинуты на одну милю вверх по реке. Пол был в конце затора с «Синими Быками», и пока он шел впереди, бригада пыталась разорвать затор, но они не могли сдвинуться с места. Когда Павел прибыл к голове с волом, он сказал им отойти. Затем он поставил быка в старую мудру перед вареньем. Затем, стоя на берегу, выстрелил в быка из 303 Savage Rifle. Бык подумал, что это мухи, и начал махать хвостом. Хвост начал ходить по кругу и вверх по течению, и, знаете ли, тот вол, махнув хвостом, заставил этот поток течь вспять, и в конце концов варенье тоже поплыло обратно. Он вывел быка из ручья, а ручей и бревна пустили своей дорогой.

Большинство подвигов Пола Баньяна сосредоточено на Раунд-Ривер. Здесь Баньян и его команда всю зиму трудились, чтобы расчистить сосну от одного сорока. Это был весьма своеобразный сороковой в том смысле, что он имел форму пирамиды с толстым деревянным наростом со всех сторон. Внимание скептиков, отказывавшихся верить в существование сороковой пирамиды, рассказчик наверняка обратил на лесоруба с короткой ногой, члена, как торжественно уверяли слушателя, бригады Баньяна, получившего короткую ногу от работы всю зиму на одной стороне пирамиды, и за это получил прозвище «Лошадь-качалка». Из этого единственного сорока команда Баньяна очистила сто миллионов футов от сосен, а весной пустила их вниз по реке. Затем начались трудности, ибо только когда они несколько раз миновали свой старый лагерь, они поняли, что река круглая и не имеет выхода. По другой версии, эта вырубка произошла на не имеющем выхода озере.

Статуи легендарного лесоруба Пола Баньяна и его верного синего быка Бэйба.

Его бригада лесозаготовителей на Большой Луковой реке, «зимой синего снега», примерно в 1862 или 1865 году, была настолько многочисленна, что мужчины разделились на три бригады. Из них один всегда ходил на работу, один всегда был на работе, а третий всегда возвращался с работы домой. Приготовление пищи для такого количества мужчин, естественно, было огромным. Семь человек с семью тачками были заняты вывозом чернослива из лагеря. Бурундуки съели их и стали большими, как тигры. Кухонная плита была такой огромной, что каждую неделю приходилось расчищать три сорока, чтобы поддерживать огонь, а чтобы разжечь огонь, требовалась целая веревка дров. Однажды, как только повар положил буханку хлеба в печь, он начал ходить вокруг печи, чтобы снять буханку с другой стороны, но задолго до того, как он добрался до места назначения, хлеб подгорел до хрустящей корочки. . Такие буханки были, конечно, гигантскими, настолько большими, что после того, как команда съела из них внутренности, полые корки использовались для ночлежных домов или, согласно менее воображаемой версии, для нар. В одной легенде сообщалось, что батоны пекли вовсе не в печи, а в овраге или высохшем русле реки с жаром, обеспечиваемым пылающими рубками по бокам. У Пола были большие проблемы со своими поварами. Ему постоянно приходилось нанимать новых. Один заблудился между баком для картошки и баком для муки и чуть не умер от голода, прежде чем его нашли. Рог, которым Поль или повар звал мужчин к обеду, был так велик, что однажды сдул десять акров земли.

В следующий раз повар прямо взорвал его, и это вызвало циклон. Столовая была так велика, что, когда человек рассказывал байку с одного конца, она к тому времени, как достигала другого, становилась такой большой, что ее приходилось выгребать лопатой. Пончики несли из кухни двое мужчин на шестах, которые несли на плечах. Иногда их катили вдоль столов, и мужчины ловили их на ходу. Большой Оле, кузнец, пробивал в них дыры пробойником и кувалдой. Большой Оле был кузнецом Пола в лагере Большого Лука. Он был очень сильным человеком, и когда он ударял своей наковальней по металлическому кольцу, это было слышно в соседнем округе. Он один мог подковать Бэйба, быка, в одиночку. Однажды он пронес пару своих ботинок целую милю и на каждом шагу увязал по колено в твердой скале. Каждый раз, когда быка подковывали, приходилось открывать новую железную шахту.

Повар трубит в рожок для лесорубов в Мичигане.

Такая печка, как у Баньяна, требовала, конечно, сковороду для блинов чудовищных размеров. На самом деле, повар Баньяна, Джо Мафферон, использовал всю верхнюю часть плиты в качестве сковороды и смазывал ее каждое утро, привязывая ветчину к ногам своих помощников повара и заставляя их кататься на нем в течение часа или около того. . У этой знаменитой сказки было несколько версий. По одной из версий, повар замешивал тесто в чем-то вроде бетономешалки на крыше хижины и распределял его по плите с помощью соединительного шланга. Версия из Орегона показывает влияние местных условий на рассказы Баньяна; из этой версии мы узнаем, что 200 японских поваров с привязанными к ногам беконом или медвежьим стейком катались на коньках по плите, прежде чем повар намазывал тесто. В миннесотской версии Баньян нанимает своих 24 дочерей для выполнения той же черной работы. Однажды по ошибке близорукий повар положил в тесто несколько пальцев взрывчатого пороха вместо пекарского порошка, и, когда смесь была выложена на сковороду, повара очень быстро взобрались на крышу хижины и больше никогда не возвращались на место. лагерь.

Изобретательность Пола Баньяна в снабжении своих людей едой и питьем лучше всего проявляется в рассказе об озере с гороховым супом, у которого было несколько версий, и в чудесной истории о лагерной винокурне. Рядом с лагерем у Круглой реки был горячий источник, в который погонщик, возвращаясь однажды из города с грузом гороха, случайно сбросил весь груз. Большинство мужчин сочли бы горох безвозвратно потерянным, но не Пол. Он быстро добавил в смесь нужное количество перца и соли, и горячего горохового супа хватило команде на всю зиму. Когда его люди работали слишком далеко от лагеря, чтобы вернуться к обеду, он доставлял им суп, намораживая его на концах палочек и отправляя в таком виде. По другой версии, Павел нарочно приготовил гороховый суп; он сбрасывал горох в небольшое озеро и разогревал кашу, стреляя по берегу. В висконсинской версии мичиганской сказки горох по какой-то причине стал фасолью. Сильно преувеличенная версия этой истории исходит из северного Висконсина. Согласно этому рассказу, тотализатор ехал по замерзшему озеру, когда его настигла внезапная оттепель. Погонщик спасся, но бык утонул. Буньян запрудил озеро, разжег шлагбаумы вокруг берега, а затем, открыв плотину, спустил вниз по реке своей рабочей бригаде обилие отличного горячего горохового супа со вкусом бычьего хвоста.

Легенда о создании лагерного винокуренного завода была одной из самых занимательных среди сказок Баньяна. Полу было трудно держать спиртное в лагере, потому что люди, посланные за ним в город, выпивали его на обратном пути. Ниже приводится стихотворный отчет г-на Дугласа Мэллока о том, как он решил эту трудность:

«Однажды бык-повар готовит мотыль
Он слышит шипение в пене
И находит кожуру, как ни странно,
брожение там, где они лежат.
Теперь Мёрфи с кислым лицом в дверях
Стоял. И лицо, которое он носил
, Убедило первого помощника повара
, Что Мерфи разозлил их своим видом.
И когда он осушил кожуру
Осталась кварта ирландской выпивки.
Бык-повар рассказывает историю Полу.
И Пол забирает Мёрфи из улова.

Лесорубы в Калифорнии

Некоторые рассказы о подвигах в лагере касаются членов команды Пола Баньяна, а не самого героя. У одного из мужчин, например, было два набора зубов, и однажды ночью, гуляя во сне, он наткнулся на точильный камень и разжевал его на кусочки, прежде чем полностью возбудился к тому, что делал. В приключениях другого члена экипажа есть знакомая история о человеке, который перепрыгнул через реку в три прыжка. Экипаж иногда проявлял изобретательность на свой страх и риск, например, когда они катили валуны по крутым сторонам сороковой пирамиды и, бегая за ними, точили свои топоры до лезвия бритвы о вращающиеся камни. Большой Джо Мафферон, шеф-повар, был очень талантливым человеком. В своих зачеканенных сапогах он мог одной ногой вбить свои инициалы в потолок восьми футов высотой и стереть их так же быстро, как вбил другой. После самого Пола Шот Гандерсон был лучшим прядильщиком бревен в лагере. Взяв 75-футовое бревно, он мог так быстро раскрутить его ногами, что бревно выскользнуло из коры, и он вышел на берег по пузырям. Клерком в лагере Пола был Джонни Инкслингер, очень деятельный человек. Он отрабатывал время экипажей, платил рабочим, закупал припасы, ухаживал за походной печкой и выполнял множество других обязанностей, выпадающих на долю лагерного писаря. В первую же зиму, когда он был так занят, он придумал отказаться от точек над буквами «и» и крестиков над буквами «т», и таким образом сэкономил Полю девять бочонков чернил только на платежной ведомости. В свободное время Джонни осматривал все Соединенные Штаты. Именно он изобрел перьевую ручку, прикрепив шланг к бочке с чернилами.

Люси была коровой Пола, она снабжала его молоком и маслом в его лагерях. Однажды зимой, когда пастбищ не хватило, Люси начала питаться еловыми и бальзаминовыми ветками. Тогда мужчины использовали ее молоко в качестве сиропа от кашля. Масло, которое из него делали, было таким вязким, что Пол смазывал им дороги в своих сумках. Это позволило ему возить бревна все лето. У Пола была маленькая охотничья собака по имени Элмер. Однажды ночью ему показалось, что он услышал крысу в лачуге. Он метнул топор и разрубил свою любимую собаку пополам. Но затем он встал и снова сшил собаку. Это было сделано в темноте, и он неправильно поймал заднюю часть собаки, указав ноги вверх, а не вниз. Когда Элмер выздоровел, он был одним из самых умных псов в северных лесах. Он мог поймать любое животное в кустах. Он бегал на одной паре ног, пока не устанет, затем переворачивался и использовал другую пару.

Когда Пол рубил большой лес в районе реки Санта-Крус, его людей беспокоили комары. Они были настолько большими и сильными, что увлекли и сожрали многих сочных дровосеков. Пол потерял бы всю свою команду, если бы кто-нибудь не рассказал ему о гонке больших шмелей в Стране Персидского залива. Он послал Джима Ливерпуля за некоторыми из них. Джим перепрыгнул все большие и маленькие реки по пути и вернулся в рекордно короткие сроки. Шмели и комары начали драться друг с другом, и произошло много кровавых сражений. Через некоторое время они объявили перемирие. Они подружились и вступили в брак. Потомство было намного хуже, чем любой из родителей. Они были вооружены стингерами с обоих концов. Но Пол закончил свою работу и перенес свой лагерь в Миннесоту.

С рассказами Баньяна очень часто связаны рассказы о сказочных животных, обитавших в лагере. Была птица, которая клала квадратные яйца, чтобы они не скатились с горы, и высиживала их в снегу. Затем был бродячий доджер, любопытное животное, которое естественным образом приспособилось к жизни на холме благодаря тому обстоятельству, что у него две короткие ноги на склоне холма. Об этом существе говорили, что однажды по ошибке самка ловкача отложила яйца неправильным концом, что привело к ужасному результату: маленькие ловкачи, вылупившись на своих коротких ногах вниз по склону, скатились в реку и утонули. Острые тетерева — это птицы с одним крылом, приспособленные благодаря этому дефекту к полету в одном направлении вокруг вершины конического холма. Не было никаких сомнений в том, что эти истории о животных существовали вне цикла Беньяна и были просто добавлены к центральной группе сказок.

История о способе Баньяна расплатиться со своей командой в конце сезона показывает хитрость героя. Обнаружив весной, что у него нет на руках денег, Буньян внезапно ворвался в лагерь, крича, что они рубят казенную сосну и всех должны арестовать. После этого каждый человек схватил то, что было ближе всего к его лагерному имуществу, и удалился, причем двое мужчин не двигались в одном направлении. Таким образом, Баньян очистил свой лагерь, не заплатив своим людям ни цента за их труд.

Не все истории Баньяна были связаны с жизнью Баньяна в лагерях Круглой реки или Большого Лука. Было несколько сообщений о его подвигах вдали от лесов северо-центральных штатов. Рассказывают, что когда он однажды копал землю в реке Колумбия, он сломал земснаряд и, сунув его в карман, пошел в ближайшую кузницу в Южной Дакоте, отремонтировал его и вернулся в лагерь Орегона до наступления темноты. По некоторым версиям, помимо своего голубого быка, у Беньяна было так много волов, что из их упряжей, сложенных в кучу, получалось двадцать деревянных связок. Однажды он прогнал всех этих животных через дупло дерева, упавшее в большой овраг. Добравшись до другой стороны, он обнаружил, что несколько быков исчезли, а, вернувшись, обнаружил, что они заблудились в дупле. Время от времени можно было услышать рассказ о детских подвигах Пола Баньяна на ферме его отца. Рассказывают, что однажды он и его отец пошли собирать огромный арбуз, который рос на склоне над железнодорожным полотном. Они по неосторожности забыли подпереть дыню, прежде чем отрезать стебель торцовочной пилой, в результате чего она оторвалась, покатилась вниз по склону, разорвалась при ударе о рельсы и размыла 200 футов пути.

Фольклорный персонаж Пола Баньяна возник в устной традиции североамериканских лесозаготовителей и позже был популяризирован писателем-фрилансером Уильямом Б. Лаугхедом в рекламной брошюре 1916 года для компании Red River Lumber Company. На протяжении большей части века имя и имидж Пола Баньяна продолжали использоваться для продвижения различных товаров, городов и услуг. Он также был героем различных литературных композиций, музыкальных произведений, коммерческих работ и театральных постановок. Сегодня его подобие изображено в нескольких огромных статуях по всей стране. Значительная их часть была произведена в 19С 60-х по 1970-е годы компанией International Fiberglass в рамках серии гигантских скульптур из стекловолокна «Мужчины-глушители».

Составлено и отредактировано Кэти Вайзер/Legends of America, обновлено в мае 2017 г. Мэдисон, Висконсин.

Автозаправочная станция Paul Bunyan в Миннесоте

См. также:

Пекос Билл – Легенда о пограничном духе

Легенда о Рипе Ван Винкле (Чарльз Скиннер, 1896)

Шакалопы в Вайоминге – миф или реальность?

Легенды, мифы и рассказы у костра (главная страница)

 

Источники:

Стюарт, К.