Содержание
Портрет А. Н. Ленина с калмыком
Неизвестный художник
Начало XVIII века. Не позднее 1707
Ленин Алексей Никифорович (? –1707). Cын московского дворянина Никифора Леонтьевича Ленина. С 1693 — стряпчий, в 1696 в качестве стряпчего принимал участие во Втором Азовском походе, с 1702 был стряпчим «в началных людех» и в 1707 «умре».
Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.
Опубликованный впервые в альманахе «Художественные сокровища России» за 1903 год «портрет двух шутов» долгие годы не имел имен изображенных. Только в 1965 году его соотнесли с двойным портретом, вошедшим в опись Преображенского дворца 1739 года (согласно «Описи» Преображенского дворца, в Передней находилась «картина Алексея Ленина с хлопцом»), и вернули ему первоначальное название (Молева, Белютин. С. 14). Существовало мнение, что этот хлопец — калмык, поэтому в литературе произведение иногда называют «Портретом Алексея Ленина с калмыком». «Хлопец» пострижен в скобку как дворовый человек, но неожиданно одет в черную рясу поверх темно-зеленого кафтана. Однако технологическое исследование позволило установить, что одеяние калмыка и фон портрета полностью переписаны. В руке «калмыка» бутыль. Поэтому, по мнению исследователя, этот портрет легко вписывается во «всепьянейшую» серию. Е. И. Гаврилова конкретизировала определение персонажа, обнаружив в Боярских книгах упоминание об Алексее Никифоровиче Ленине, бывшем в 1693 году стряпчим «в началных людех» и в 1707 году «умре». (Гаврилова 1975. С.53-54). Следовательно, портрет мог быть написан не позднее этого времени.
Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 33.
«Преображенская серия» — редчайший памятник раннего светского искусства в России. Ее персонажей традиционно называли изображениями шутов Петра I. Наименование «Преображенская серия» было предложено Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным и возникло в связи с обнаруженной авторами описью Преображенского дворца под Москвой 1739 года, в которой значились портреты («персоны») Якова Федоровича Тургенева, Андрея Бесящего, Матвея Филимоновича Нарышкина, а также «картина Алексея Ленина с хлопцем». Ближайшие сподвижники Петра времени «начала славных дел», они были участниками уникального объединения. Составленные самим царем документы свидетельствуют, что называлось оно «Всепьянейшим сумасброднейшим собором всешутейшего князь-папы». Исследователи единодушно относят начало «соборов» к концу 1680-х — началу 1690-х годов.
Основу серии составляют восемь портретов, исследователи дополнили ее портретом «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова. Однако, судя по всему, портретов было не менее одиннадцати, в описи 1739 года значились еще «Персона Князя Федора Юрьевича Ромодановского», «Персона Никиты Моисеевича Зотова», «Персона Ивана Ивановича Бутурлина», «Персона дурака Тимохи», местонахождение которых неизвестно.
Считается, что серия создавалась для Нового дворца, построенного в 1692 году на берегу Яузы близ солдатских дворов Преображенского полка. Портреты находились там, видимо, до последней четверти XVIII века, а когда дворец обветшал, были перевезены в Петербург, хранились в собрании Императорского Эрмитажа, а затем были переданы в Гатчинский дворец.
В 1929 году почти вся «Преображенская серия» поступила в Русский музей, но два года спустя портреты стольника И. А. Щепотева и неизвестного в коричневой шубе переданы из ГРМ в ГТГ.
Основным для датировки всех известных портретов серии считается следующий исторический факт: изображения бородатых персон (Тургенева, Нарышкина или Веригина) могли быть исполнены до 26–30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр стал собственноручно стричь бороды своим боярам, собравшимся для встречи царя в том же Преображенском дворце. Таким образом, наиболее вероятна датировка серии — 1690-е годы (до 1698). Большинство исследователей считают, что портреты серии были написаны русскими мастерами, живописцами Оружейной палаты, услугами которых Петр пользовался особенно широко именно в 1690-х — начале 1700-х годов. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 23.
Имена изображенных длительное время оставались неизвестными. Однако, согласно «Описи» Преображенского дворца, в Передней находилась «картина Алексея Ленина с хлопцом». Эту запись соотнесли с давно известным двойным портретом из собрания Русского музея и доказательно идентифицировали только в 1960-е годы. Совсем недавно по документам было установлено, что А. Н. Ленин с 1702 года был стряпчим «в началных людех» и в 1707 году «умре». Следовательно, портрет мог быть написан не позднее этого времени. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 105.
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Ленин о Чернышевском и его романе «Что делать?» (Из книги Н. Валентинова «Встречи с В. И. Лениным»). Вступительная статья Б. Рюрикова
Каждый штрих, помогающий полнее раскрыть, подробнее исследовать взгляды Ленина на вопросы литературы и искусства, на творчество писателей – важен и значителен для нас. В работах Ленина с предельной ясностью воплощено отношение Коммунистической партии к вопросам социальной борьбы, культуры, литературы. Советское литературоведение много сделало для изучения ленинских взглядов, их пропаганды и популяризации. Однако не все высказывания достаточно полно изучены. Ряд важных документов, имеющих серьезное, принципиальное значение, лишь сравнительно недавно был опубликован – напомним статьи «О развитии рабочих Хоров в Германии», «Евгений Потье», письма Ленина к Инессе Арманд и другие. Слабо изучены и обобщены материалы воспоминаний о Ленине, а в них рассыпаны драгоценные зерна, помогающие полнее понять отношение В. И. Ленина к различным явлениям литературы и искусства.
В Нью-Йорке недавно были опубликованы воспоминания о Ленине Н. Валентинова. Валентинов (Н. В. Вольский) – меньшевик, эмпириокритик, махист, автор книг «Философские построения марксизма», «Э. Мах и марксизм» и других. Его политические и философские ошибки и шатания не раз подвергались критике Лениным. Он был одним из авторов «Очерков по философии марксизма», идеалистическая, антимарксистская сущность которых глубоко вскрыта и разоблачена в ленинском труде «Материализм и эмпириокритицизм». После Великой Октябрьской социалистической революции Валентинов некоторое время сотрудничал в советской печати, затем оказался в эмиграции во Франции, а позднее – в Соединенных Штатах. В последние годы Валентинов отошел от политической деятельности.
В воспоминаниях Валентинова немало субъективного и неверного, вызывающего сомнения, немало просто мелкого и случайного, есть и злобные выпады против советского общества. В ряде случаев Валентинов пытается задним числом прикрасить свой облик и свои позиции. Это обязывает критически относиться к воспоминаниям, отделяя в них достоверное от недостоверного.
Но есть в этих воспоминаниях и страницы, представляющие несомненный интерес для изучающих литературные взгляды Ленина. Так, Валентинов подробно воспроизводит беседу В. И. Ленина с В. Воровским, С. И. Гусевым и Валентиновым, состоявшуюся в конце января 1904 года в Женеве. В этой беседе Ленин говорил о значении романа «Что делать?», о влиянии научного и публицистического творчества Чернышевского на свое революционное развитие. Разговор этот был тогда записан Валентиновым и, как пишет Валентинов, позднее, в 1919 году, Воровским. Ряд моментов беседы Валентиновым дан в своей записи; им включена также в текст обстоятельная запись Воровского, копию с которой он оставил у себя. Сопоставляяэти страницы как с высказываниями самого Ленина, так и с воспоминаниями близких ему людей, нельзя не прийти к выводу, что новые материалы заслуживают доверия. В беседе, о которой мы узнаем из воспоминаний Валентинова и приводимой им записи Воровского, с такой яркостью и силой выражено отношение В. И. Ленина к Чернышевскому, что при изучении значения деятельности великого революционного демократа нельзя пройти мимо нее.
Валентинов рассказывает о своем столкновении с Лениным в связи с оценкой творчества Чернышевского. Общее направление мысли Валентинова отразилось на его литературных взглядах. Силой и последовательностью мысли он вообще не отличался. По ядовитому замечанию Ленина, Валентинов читал книги как гоголевский Петрушка – читал склады, не понимая смысла прочитанного. Высказав резко отрицательное отношение к «Что делать?», назвав роман произведением примитивным, претенциозным и т. д., Валентинов шел по стопам борзописцев реакционной печати, пытавшихся дискредитировать идейно-политическое содержание и эстетические достоинства романа. Эти суждения и вызвали великолепную отповедь со стороны В. И. Ленина.
* * *
Ленин ценил Чернышевского как великого революционера и мыслителя, замечательного писателя и публициста, властителя дум нескольких поколений русских революционеров.
Уже в ранних работах Ленин обращается к трудам Чернышевского. Анализируя характер крестьянской реформы 1861 года, Владимир Ильич в ряде случаев опирался на суждения Чернышевского, отмечая глубокое, превосходное понимание им русской действительности. «Нужна была гениальность Чернышевского, чтобы понимать основной буржуазный характер реформы», – писал он.
«Когда просматриваешь сочинения Владимира Ильича, – отмечала Н. К. Крупская, – то видишь, что те места, в которых он говорит о Чернышевском, написаны как-то особенно горячо»1.
И действительно, Ленин всегда говорил о Чернышевском в тоне высокого уважения и признательности. «Великий русский писатель», «величайший представитель утопического социализма в России», «великий русский революционер», «предшественник русской социал-демократии», – таковы некоторые из ленинских оценок.
А. В. Луначарский приводил слова, сказанные ему Н. К. Крупской: «Вряд ли кого-нибудь Владимир Ильич так любил, как любил Чернышевского. Это был человек, к которому он чувствовал какую-то непосредственную близость и уважал его в чрезвычайно высокой мере. Я думаю, что между Чернышевским и Владимиром Ильичей было очень много общего»2.
Ленин ценил Чернышевского за глубокое понимание сущности основного социального противоречия 60-х годов в России – антагонизма между крепостниками-помещиками и угнетаемыми крестьянами. Еще юношей, постигнув всю остроту и непримиримость этого противоречия, Чернышевский определил свои идейно-политические позиции, стал вдохновенным глашатаем идеи классовой борьбы угнетенных крестьян против угнетателей. Сквозь все преграды и препоны он умел донести до читателя идею борьбы масс за свержение старых властей.
Ленин высоко ценил ясность и последовательность материалистических взглядов Чернышевского, его острую, решительную, бескомпромиссную борьбу против всех форм идеализма.
Диалектическую гибкость ума, замечательную многогранность Чернышевский сочетал с настойчивостью и непреклонностью в достижении своих высоких целей. Он понимал всю сложность революционной деятельности и говорил (на эти слова не раз ссылался Ленин), что революционная борьба – не тротуар Невского проспекта.
По словам Крупской, Чернышевский «заразил» Ленина своей непримиримостью в отношении к либерализму, ненавистью и презрением к либеральным фразам, маскирующим враждебность к революции.
В беседе с Гусевым, Воровским и Валентиновым Ленин очень выразительно сказал об этой черте великого революционера:
«Существуют музыканты, о которых говорят, что у них абсолютный слух, существуют другие люди, о которых говорят, что они обладают абсолютным революционным чутьем. Таким был Маркс, таким же и Чернышевский. По сей день нельзя указать ни одного русского революционера, который с такой основательностью, проницательностью и силою, как Чернышевский, понимал и судил трусливую, подлую и предательскую природу всякого либерализма».
Ленин посвятил русскому либерализму ряд блестящих статей, в которых всесторонне раскрыл социально-экономическую, политическую, философскую, этическую природу либерализма. Этот анализ был великим достижением марксистской науки об обществе. Чернышевский в силу условий русской жизни не мог подняться до такой глубины и всесторонности анализа. Но нельзя забывать, что Ленин в критике русского и международного либерализма, в разработке революционной тактики русских марксистов учитывал замечательный опыт борьбы русских революционных демократов с либералами, воплощенный в боевых трудах Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина.
Влиял Чернышевский на Ленина и примером своей жизни, силой воли, революционной стойкостью и мужеством, победившими самые тяжкие испытания. Окидывая взором жизненный путь своего великого предшественника, Ленин видел его победителем, ибо значение деятельности этого революционера он рассматривал в связи с общей цепью развития революционного движения.
В речи «Об обмане народа лозунгами свободы и равенства» Ленин говорил о том, как мог бы оценить жизненный подвиг Чернышевского невежественный и темный человек: «Ну что ж, разбил человек себе жизнь, попал в Сибирь, ничего не добился». Ленин показал, что деятельность революционера нельзя рассматривать только с точки зрения жертв, которые он принес, надо видеть «содержание его деятельности и связь его деятельности с предыдущими и последующими революционерами» (т. 29, стр. 313 – 314).
- «Ленин о культуре и искусстве», М. 1956, стр. 511. [↩]
- А. Луначарский, «Критика и критики», Гослитиздат, 1936, стр. 194.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Ленин, Н. | Encyclopedia.com
Псевдоним Владимира Ильича Ульянова, основателя российской большевистской партии, первого главы Советского Союза; б. Симбирск (ныне Ульяновск), 22 апреля (н.с.) 1870 г.; д. Горки, под Москвой, 21 января 1924 г. Таланты юного Владимира, сына школьного инспектора, рано признал директор его гимназии Ф. М. Керенский, отец Александра Керенского, ставшего главой Временного правительства после революции 1917 года. В мае 1887 года старший брат Александр был расстрелян за участие в народнической попытке убийства царя Александра III. В июне 1887 года семья переехала в Казань, где Владимир поступил на юридический факультет университета. Он вступил в нелегальный студенческий кружок и, чтобы избежать ареста, покинул университет. Однако царская полиция вскоре взяла его под стражу и сослала в деревню Кокушкино. Осенью 1888 года ему разрешили вернуться в Казань, где он вступил в марксистский кружок под руководством Федосеева. В 1891 он сдал экзамен на адвоката в Петербурге и вернулся к юридической практике в Самаре (ныне Куйбышев), куда семья переехала в 1889 году. В 1892 году он основал в городе первый марксистский кружок, потребовав от членов беспрекословного подчинения его диктует. В августе 1893 года он вернулся в столицу.
Первая монография Ленина, распространенная частным образом в 1894 г., называлась «Кто такие «друзья народа» и как они борются с социал-демократами?» Оно было направлено против популистской организации. В апреле 189 г.5 он впервые поехал в Западную Европу
, чтобы установить контакты с марксистами-эмигрантами, утвердившимися в Женеве как группа «Освобождение труда». Он вернулся в Россию в сентябре 1895 г. и объединил большинство существовавших в Петербурге марксистских групп в одну организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре того же года он был арестован и заключен в тюрьму, а в феврале 1897 года сослан на три года в Восточную Сибирь. Там он продолжал писать и обсуждать проблемы русских марксистов с другими ссыльными революционерами. Он написал брошюры для своих последователей дома и подготовил монументальное произведение 9.0007 Развитие капитализма в России (1897). Чтобы скрыть свою личность, он принял в 1900 году псевдоним Н. Ленин.
Фонд большевистской партии. После эмиграции в Западную Европу в июле 1900 г. Ленин начал в декабре издание в Германии своей первой газеты «Искра » («Искра»), которая контрабандой ввозилась в Российскую империю. По его настоянию летом 19-го года в Брюсселе и Лондоне был созван второй съезд РСДРП.03 (учредительный съезд состоялся в Минске в 1898 г.). Острая дискуссия о структуре партии привела к расколу между большевиками, (т. е. большинством, отсюда большевиков, ) и меньшевиками, (т. е. меньшинством, следовательно, меньшевиками). В следующем году Ленин начал свою собственную большевистскую газету, Вперёд (Вперед). Большевики сыграли лишь очень небольшую роль во время русской революции 1905 года. Ленин вернулся в российскую столицу в ноябре того же года, но, осознав слабость марксистов, в конце концов снова бежал в Швейцарию, а затем переехал в Париж. Его главная забота с 1907 по 1912 г. был с полемикой против меньшевиков и всех других элементов, противоречащих его взглядам. В 1912 году большевистская партия была образована как самостоятельная политическая организация на конференции в Праге. Позже в том же году Ленин переехал в Краков, Польша, где он созвал ЦК большевиков. Именно на этом собрании он решил использовать национальную вражду между русскими и нерусскими для революционной большевистской стратегии. В начале Первой мировой войны он был арестован австрийской полицией, но сумел вернуться в Швейцарию, где вместе с Г. Зиновьевым создал штаб большевистской агитации.
Советская революция. Когда царская империя рухнула, во время февральской и мартовской революций 1917 года, Ленин вернулся в Россию и немедленно потребовал «Вся власть Советам». Он призывал к немедленному прекращению войны, раздаче земли крестьянам и праву всех наций бывшей Российской империи на самоопределение, вплоть до выхода из состава России. В июле он спровоцировал восстание против временного правительства, но большевики были быстро разбиты. Ленин скрывался в Финляндии. Однако к сентябрю Санкт-Петербургский Совет (выборный совет) оказался под контролем большевиков. Троцкий, примкнувший к Ленину в начале 1917, стал его председателем. В ночь с 7 на 8 ноября большевики взяли под свой контроль Санкт-Петербург и вынудили временное правительство капитулировать.
Первое советское правительство было сформировано 8 ноября. Его кабинет назывался Советом Народных Комиссаров, а Ленин был его председателем. Была организована тайная полиция, ЧК , . Ленин приказал национализировать собственность. В январе 1918 года он разогнал учредительное собрание. В марте он подписал Брест-Литовский мирный договор с Центральными державами. Когда нерусские народы провозгласили свою независимость, Ленин приказал Красной Армии вторгнуться и завоевать их. В марте 19Однако в 21 г. он изменил свою политику интегрального социализма («военный коммунизм») и инициировал новую экономическую политику, которую многие интерпретировали как отступление от марксистских принципов и возврат к частичной частной собственности. 26 мая 1922 года он перенес инсульт и лишь временно восстановил свое здоровье. Одной из его последних серьезных забот была роль Иосифа Сталина, которого он хотел снять с поста генерального секретаря партии.
Библиография: v. i. Ленина, Избранное, 2 т. в 4 (Москва, 1952). д. шуб, Ленин (Нью-Йорк, 1950). д. ж. Тредголд, Ленин и его соперники (Нью-Йорк, 1955). б. д. Вулф, Трое, которые совершили революцию (Нью-Йорк, 1948).
[м. с. pap]
В русскую колонию в Северной Америке
Ленин: В русскую колонию в Северной Америке
В русскую колонию в Северной Америке
[3]
Написано: Написано 14 ноября 1922 г.
Опубликовано:
Опубликовано 10 января 19 г.23 в газете Русский Голос № 2046, Нью-Йорк.
Отпечатано с машинописного экземпляра с сопоставлением с газетным текстом.
Источник:
Ленин
Собрание сочинений ,
Издательство «Прогресс»,
1971 г.,
Москва,
Том 42,
стр. 425 c -427 a .
Перевод: Бернард Айзекс
Транскрипция\Разметка:
Р. Симбала
Общественное достояние:
Интернет-архив Ленина
(2004).
Вы можете свободно копировать, распространять,
отображать и выполнять эту работу; а также делать производные и
коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет
Архив» в качестве источника.
• ПРОЧТИ МЕНЯ
Товарищ Райхель, представитель Американского общества
для технической помощи Советской России, рассказал мне о неправильном взгляде на
господствует новая экономическая политика
среди некоторых членов русской колонии в Северной Америке.
Я полагаю, что это неверное представление могло быть результатом преднамеренного
неверное толкование этой политики капиталистической печатью и смехотворное
россказни озлобленных белогвардейцев, изгнанных из
Советской России, а также меньшевиками и эсерами.
В Европе эти сказки о нас и особенно о нашем новом экономическом
Политика выходит из употребления. Новая экономическая политика ничего не изменила
радикально в общественном строе Советской России, и не может ничего изменить
пока власть в руках рабочих, — и что Советская власть
пришел, чтобы остаться, ни у кого теперь, я думаю, не может быть никакого сомнения. злонамеренность
капиталистическая пресса и наплыв русских белогвардейцев в Америку
просто доказать нашу силу.
Государственный капитализм, являющийся одним из основных аспектов Нового
Экономическая политика есть при советской власти форма капитализма,
намеренно разрешается и ограничивается рабочим классом. Наше государство
капитализм существенно отличается от государственного капитализма в странах,
у буржуазных правительств тем, что государство у нас представлено не
буржуазией, а пролетариатом, сумевшим завоевать
полное доверие крестьянства.
К сожалению, внедрение государственного капитализма у нас не
происходит так быстро, как мы этого хотим. Например, у нас пока нет
имел единственную важную концессию, и без иностранного капитала, чтобы помочь
развивать нашу экономику, быстрое восстановление последней немыслимо.
Те, для кого вопрос о нашей новой экономической политике — единственный
правильная политика — не совсем ясно, я бы сослался на выступления
Товарищ Троцкий и моя речь на IV съезде коммунистов.
Международный [1]
посвящен этому вопросу.
Товарищ Рейхель рассказал мне о подготовительной работе, которую
Общество технической помощи занимается организацией американского сельскохозяйственного и
другие производственные коммуны, желающие выехать на работу в Россию и намеревающиеся
привезти с собой новые орудия производства, тракторы, семена
улучшенные культуры и так далее.
Я уже выразил благодарность американским товарищам в моем
письма в Общество технической помощи и Общество друзей
Советской России в связи с весьма успешной работой их
сельскохозяйственных коммун и отрядов в России летом
1922. [2]
Пользуясь случаем, еще раз благодарю Вас от имени Советского
правительства и подчеркнуть тот факт, что из всех форм помощи
помощь нашему сельскому хозяйству и усовершенствование его технических приемов является
самое важное и ценное для нас.
В. Ульянов ( Ленин )
Председатель Совета Народных Комиссаров
Примечания
[1]
См. Том. 33 этого издания, стр. 418-32.— Эд .
[2]
Там же, стр. 380, 381. — Ed .
[3]
Русская колония в США . оценивался примерно в три
миллионов человек в двадцатые годы, большинство из которых были иммигрантами, покинувшими
Россия до революции для политической, экономической или религиозной
мотивы. Представители буржуазии, дворянства и интеллигенции,
бежавшие из России после Октябрьской социалистической революции, были
ничтожное меньшинство. Различный социальный и экономический статус этих
групп и их различное отношение к Советской России привело к
разделение русской колонии на два враждебных лагеря. Один лагерь был сформирован
Общества друзей Советской России (русская секция), Общества
для технической помощи Советской России, русские отделения
Профсоюзы США, совместная конференция различных российских взаимовыгодных
обществ и других прогрессивных рабочих организаций, вокруг которых
объединило большинство колонистов. Другой лагерь представлял собой союз различных
Российские мелкобуржуазные и монархические организации объединились вокруг
антисоветская газета Новое Русское Слово (Новый русский
Слово).