Ленин до революции: «Родина» подсчитала, сколько дней Ленин провел в России с 1905 по 1917-й

Содержание

Правда о Ленине. Апрель 1917 года: за полгода до Октябрьской революции

Апрельские дни 1917 года имели огромное значение для России. В те дни на родину возвращается Владимир Ильич Ульянов (тогда он был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники.

Именно об этом периоде рассказывают некоторые документальные экспонаты выставки «Ленин. От первого лица», экспонируемой в стенах Ленинского мемориала.

Почти десять лет, с 1908 года до 1917 года, Ленин находился в вынужденной эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции Владимир Ильич жил в Цюрихе (Швейцарии).

Однако возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта. Страны Антанты считали большевиков – сторонников мира – нежелательными элементами. В Германии действовали законы военного времени, и Ленин с соратниками могли быть интернированы как граждане враждебного государства.

Но Владимир Ильич понимал, что вернуться в Россию нужно было как можно быстрей. «Самое важное, чтобы мы прибыли в Россию как можно скорее… Дорог каждый день», — так он ответил корреспонденту газеты Politiken 31 марта (13 апреля) 1917 года. Эти слова Ленина размещены на одном из стендов выставки.

«С первых дней Февральской революции в России был создан Центральный комитет по возвращению на родину проживающих в Швейцарии русских политэмигрантов, который объединил в общей сложности 560 революционеров всех направлений, стоявших на платформе Циммервальдской конференции (интернационалистов – противников войны)», — строки из книги «Жизнь Владимира Ильича Ленина. Вопросы и ответы», составленной сотрудниками Ленинского мемориала.

Но идея все-таки поехать через Германию, договорившись с ее правительством, принадлежала отнюдь не Ильичу, а его ярому оппоненту, меньшевику Юлию Мартову.

19 марта, после получения первых известий о начале революции в России, состоялась по предложению Международной социалистической комиссии (циммервальдской комиссии) сходка представителей всех русских и польских партий, примкнувших к циммервальдскому объединению. В конце этого собрания состоялось второе совещание, посвященное вопросу возвращения политических эмигрантов в Россию. В ней принимали участие Мартов, Бобров, Зиновьев и Косовский. В числе прочих предложений обсуждался план Мартова о возможности проезда через Германию в Стокгольм на основе обмена на соответствующее число интернированных в России германцев и австрийцев. Всеми участниками совещания план Мартова был признан наиболее благоприятным и приемлемым. В конце концов Ленин утвердил маршрут: Швейцария — Германия — Швеция — российская Финляндия — Петроград.

Дальше события развивались стремительно: политико-дипломатические и технические приготовления заняли всего около трех недель. Это обуславливалось и стремлением революционеров как можно быстрее добраться до России, и настоятельным желанием немецкого правительства добиться своей цели.

«В книге Вернера Хальвега «Возвращение Ленина в Россию в 1917 г.» приведен ряд главных документальных источников, относящихся к поездке Ленина, а именно — документы Министерства иностранных дел Германии, в основном материалы Главного архива и Архива кайзеровского германского посольства в Берне. <…> В послании немецкой контрразведки от 30 марта МИД со ссылкой на донесение одного своего агента говорилось: «Для Германии предпочтительнее был бы провоз сторонников партии Ленина, максималистов и большевиков». «В путь двинутся только такие русские, — гласит одна из наиболее поздних телеграмм военных органов, — которые станут добиваться мира», — строки из книги «Жизнь Владимира Ильича Ленина. Вопросы и ответы».

— Самое важное, что Ленин прибыл в Россию максимально быстро, — подчёркивает старший научный сотрудник ульяновского Ленинского мемориала Валерий Перфилов. — У него были разные планы возвращения на родину, вплоть до фантастических: например, прилететь на аэроплане под видом глухонемого шведа. А потом появилась эта договорённость возвращения на поезде. Так бывает в политике: интересы немцев и интересы Ленина совпали. Владимиру Ильичу нужно было попасть в Россию, а немцам необходимо было, чтобы Ленин попал в Россию, для того чтобы он вывел её из Первой мировой войны, а точнее — чтобы заключил мир с Германией, потому что ни Россия, ни Германия воевать уже не могли.

Ленин и группа политэмигрантов в Стокгольме, 1917 год, на пути в Россию (В.И. Ленин на фото с зонтом).

4 апреля 1917 года Фридрих Платтен, взявший на себя провоз Ленина и его сподвижников, подписал условия проезда. В частности, все отношения с германскими властями и чиновниками должны были проходить только через него, паспортного контроля не предусматривалось, никто из пассажиров не имел права покидать вагон до прибытия в пункт назначения.

9 апреля 32 российских эмигранта во главе с Лениным выехали из Цюриха до пограничной станции Тайнген. Для эмигрантов подали вагон смешанного II и III класса, наполовину мягкий, наполовину жесткий, из четырех дверей которого три были опечатаны пломбами. Это сделали для того, чтобы внутрь не могли проникнуть посторонние. В отдельных купе ехали Ильич с Крупской, семья видного революционера Григория Зиновьева, а также партийная активистка Буня Поговская с малолетним сыном. На станциях Фридрих Платен закупал для всех продукты питания и свежие газеты.

«Немецкие спецслужбы были заинтересованы в том, чтобы поездка Ленина прошла быстро и беспрепятственно. Поэтому поезду с эмигрантами, как «важному дипломатическому транспорту», повсюду предоставлялось предпочтительное право проезда. Это пришлось испытать и самому немецкому кронпринцу, чей поезд почти 2 часа ожидал в Галле, пока будет пропущен транспорт с Лениным и его группой», — из книги «Жизнь Владимира Ильича Ленина. Вопросы и ответы».

Конечно, Ленин понимал, что противники воспользуются данной ситуацией.

В некоторых изданиях тут же появились статьи, в которых утверждалось, что только В.И. Ленин и его ближайшие соратники проехали через территорию Германии в «опломбированном» вагоне, а раз так, то они немецкие шпионы.

Подлинный иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры», статья «Ленин и Ко».

«Следует сразу сказать, что через территорию Германии проехало свыше 400 эмигрантов за март — декабрь 1917 г. (не один вагон, а четыре поезда), представляющие почти все оппозиционные течения в России. Кампанию обвинений в 1917 г. были вынуждены свернуть сами организаторы из-за шаткости обвинений, да к тому же среди членов других партий, кто проехал через Германию, были Мартов, Чернов. А специальная комиссия, созданная исполкомом Петроградского Совета, не смогла найти в их деятельности ничего предосудительного», — из книги «Жизнь Владимира Ильича Ленина. Вопросы и ответы».

Ленин возвращается из эмиграции в Петроград поздно вечером 16 апреля 1917 г., в последний день работы Всероссийского совещания Советов. Близ Петрограда, на станции Белоостров (в то время пограничной с Финляндией), его встречает группа большевистских лидеров: Иосиф Виссарионович Сталин, Мария Ильинична Ульянова, Александра Михайловна Коллонтай и другие.

Поздним вечером на Финляндском вокзале состоялась встреча Ленина с революционными массами. Его встретили почетным караулом матросов, рядами выстроенных войск и с оркестром, игравшим «Марсельезу». В ответ Владимир Ильич произнес перед ними речь. Это выступление Ленина с броневика у Финляндского вокзала является широко известным историческим фактом.

На выставке в Ленинском мемориале на выставке «Ленин. От первого лица» есть скульптура, изображающая вождя пролетариата на броневике.

Скульптура Ленин на броневике. Выступление Ленина на Финляндском вокзале в Петрограде после возвращения в Россию в апреле 1917 года.

Легенда гласит, что долгожданного вождя несли до броневика на руках и водрузили на его крышу. А броневик якобы пришлось позаимствовать учебный из дивизии Михайловского манежа. Когда вождь выступал, трудящиеся слушали его затаив дыхание. По версии советской пропаганды, именно эта речь стала поворотным моментом, изменившим сознание революционеров. Ленин закончил ее призывом: «Да здравствует социалистическая революция!». Потом он отправился к особняку Кшесинской, где разместился ЦК большевиков.

На этом неофициальном собрании большевистских лидеров Ленин выступил с изложением своих взглядов на текущий момент. Позднее это выступление было опубликовано под заголовком «Апрельские тезисы». Ленин призвал к отказу от «революционного оборончества» и выдвинул требования заключения немедленного мира, роспуска Временного правительства и передачи всей власти Советам.

По информации сотрудников ОГАУК «Ленинский мемориал», Ульяновск.

Кем работал Ленин, до того как стал революционером

17 февраля 2020

Русская семерка

Во всем мире В.И. Ленин известен как пламенный революционер и создатель первого в мире государства рабочих и крестьян. Тем не менее, как любой человек, Владимир Ильич имел гражданскую профессию, а именно, был адвокатом. Причем защитник подсудимых из Ленина вышел не менее талантливый, чем организатор революции. Он умел существенно смягчить приговор для обвиняемого по заведомо проигрышному делу.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Защитник бедных и несчастных

Видео дня

Самое интересное, что в соответствии со своими революционными убеждениями Владимир Ильич никогда не защищал богатых, даже когда ему за это предлагали солидные деньги. В основном В.И. Ленин выступал в роли государственного защитника представителей бедных слоев населения. И дела ему поручались наиболее сложные. Например, однажды судили Василия Муленкова, обвинявшегося в богохульстве. Преступление в Российской империи более чем серьезное, подразумевавшее реальный срок заключения. По свидетельству обвинительной стороны подсудимый в нетрезвом виде зашел в бакалейную лавку и при свидетелях «матерно выругал Бога, Пресвятую Богородицу и Пресвятую Троицу». Мало того, Муленков развязно заявил, что император не умеет и не должен править страной. По совокупности данные проступки тянули на 15 лет каторги. Защита подсудимого была крайне трудной, поскольку против него выступили сразу несколько свидетелей. Тем более что на суде они стали утверждать, будто Муленков был трезв, сознательно ругая Бога и царя.

Владимир Ильич взялся за дело активно. Он призвал суд учесть то обстоятельство, что жизнь подсудимого полна лишений, и чтобы забыться он выпил лишнего, а это спровоцировало его на дерзкие речи, сказанные в состоянии алкогольного опьянения и аффекта. Ленин также обратил внимание суда на тот факт, что свидетели в лице хозяина лавки и его дочери — люди заинтересованные, так как подсудимый должен им денег. Заявляя, что в день преступления Муленков был трезв, они желают оговорить его. В то же время Ленин нашел очевидцев, подтвердивших, что Муленков был пьян, а все его поведение — не более чем несдержанные эмоции. Ко всему прочему Владимир Ильич добавил, что подсудимый по воскресеньям пел в церковном хоре и не мог сознательно оскорбить Бога. В итоге благодаря блистательной защите адвоката вместо 15 лет каторги, которые просил прокурор, Муленков получил всего один год.

Оборотни в погонах

Интересно, что в царской России, как и в наши дни, у полиции существовал план по раскрытию преступлений. Выполнить его было сложно, поэтому жандармы не гнушались фабриковать фальшивые уголовные дела.

Однажды Ленину выпало защищать в суде двух крестьян, укравших лошадь. По материалам уголовного дела канонир Егор Тишкин и плотник Иван Зорин, пока извозчик Горшков был в публичном доме, украли у него лошадь, чтобы выручить за нее денег. Взяли грабителей с поличным — во время продажи животного. Готовясь к процессу, В.И. Ленин не поленился и опросил большое количество свидетелей, видевших, при каких обстоятельствах проходила кража. В результате он установил, что ограбления не было вовсе. Полицейские Комаровский и Маштаков, переодевшись в штатское, зазвали крестьян в корчму и прилично напоили их. Во время застолья провокаторы предложили им украсть лошадь и привести ее в уединенное место для продажи им же. Тишкин и Зорин согласились. Однако, когда они привели лошадь в условленное место, подстрекатели предъявили им свои удостоверения сотрудников полиции и арестовали горе-воров. В ходе защиты В.И. Ленин произнес эмоциональную речь, обличавшую недобросовестных полицейских, которые ради своей служебной выгоды подтолкнули к преступлению бедных, голодных крестьян. Главный вопрос, который Ленин задал суду: почему полиция, зная о преступлении, не пресекла его?

Тем не менее преступление было совершено и требовало наказания. Суд встал на сторону адвоката и вынес максимально возможный мягкий приговор. Тишкину дали 3,5 лет каторги, а Зорину — всего 9 месяцев. Обычно обвиняемые по аналогичным делам получали сроки в несколько раз большие. Недобросовестных же полицейских уволили со службы.

Другое,Оборотни в погонах,

Начало большевистской революции

Веяс Люлявичюс, доктор философии, Университет Теннесси, Ноксвилл

Владимир Ленин был важным винтиком в машине русской революции, без которого, возможно, система не могла бы функционировать. Не испугавшись критики, с которой он столкнулся за свои идеи и действия, как он посеял семена новой революции в России?

С образованием большевистской и меньшевистской фракций внутри Социал-демократической партии в Советском Союзе начали прорастать семена революции.
(Изображение: Everett Historical/Shutterstock)

Владимир Ленин сыграл ключевую роль в формировании большевистской и меньшевистской фракций Социалистической демократической партии. Позже он подвергся критике со стороны членов обеих фракций, которые считали, что у него «менталитет осады» и что он заинтересован только в создании авторитарного государства. Хотя Ленина не очень беспокоили комментарии его противников по поводу его менталитета, на самом деле верно то, что подпольная деятельность и заговор, преобладавшие в коммунизме как до, так и после его прихода к власти, способствовали формированию особого менталитета. и мировоззрение. Начнем с того, что этот своего рода маргинальный менталитет возник из-за того, что за революционерами всегда охотились. Они постоянно участвовали в погонях с имперской тайной полицией, даже находясь в изгнании.

Охрана: Государственная тайная полиция

Охрана, «охранный отдел», созданный ранее, был введен в действие после убийства царя Александра в 1881 году. Это была организация тайной полиции, в которой работало 20 000 человек, и, конечно же, она использовала большую часть бюджета. Тот факт, что он выходил за рамки юриспруденции обычного права, означал, что его очень боялись, хотя, по иронии судьбы, его репутация была довольно мягкой по сравнению с действиями большевистской тайной полиции, которые произошли позже. Цифра в 17 человек, убитых за политические преступления в 1880-х годах, кажется меркнет по сравнению со многими людьми, включая премьер-министра, министра образования и двух министров, ранее возглавлявших охранку, которые были убиты в последующие годы.

Охранка проникла в различные революционные группы, включая дисциплинированные и организованные подразделения большевиков. Действительно, был момент, когда петербургское руководство из пяти человек состояло из четырех агентов охранки. Именно это осознание постоянной опасности и компромисса могло создать «менталитет осады» среди подпольных активистов.

Тайная полиция также действовала за границей, где около 5000 предполагаемых революционеров из Российской империи, включая Ленина, планировали свергнуть царизм.

Печально известный антисемитский текст Протоколы сионских мудрецов считался детищем Охраны.
(Изображение: Сергей Нилус (1862-1929)/Общедоступное достояние)

Охранка также не гнушалась развертывания операций психологической войны и часто выдвигала теории заговора. Например, в 1903 году появился печально известный текст под названием «Протоколы сионских мудрецов », в котором провозглашались глобальные усилия евреев по захвату мира. Это обвинение преследуемого меньшинства евреев с целью отвести недовольство от Романовых уже давно подозревается в порождении агентами охраны.

Этот текст, к сожалению, сохранился и в наше время. Он был распространен по всему миру после Первой мировой войны и был предметом лести со стороны нацистов, цитировался Гитлером в Mein Kamph , а также переиздавался американским промышленником Генри Фордом. Он до сих пор находится в обращении в некоторых странах Ближнего Востока, а также был снят в качестве телесериала в Египте. Это классический пример того, как грязные идеи живут еще долго после того, как люди, которые их породили, ушли.

Это стенограмма из серии видеороликов «Восстание коммунизма: от Маркса до Ленина». Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.

Элементы революции: подпольные дебаты и многое другое

Подпольное движение также имело славную традицию проведения энергичных дебатов – цветущая функция появившихся на Западе марксистских фракций, которым не нужно было действовать полностью тайно. Идея вести ожесточенные дебаты и оставаться товарищами, в конце концов, считалась признаком сильного характера.

Эта ритуализированная культура внутренних дебатов культивировала в элите большевиков традицию самокритики , «самокритики», практики с религиозными корнями, которая позже была развита Сталиным, подхваченным моим Мао, а также камбоджийскими красными кхмерами, и который до сих пор появляется в Китае. Считается, что он развивает качества устойчивости и самоанализа, необходимые для революционера.

Революционеры приняли богемный образ жизни, отказались от традиционных моделей семьи и поэтому вели жизнь с пресловутой смесью романтики, ревности и секретности. Живя таким радикальным образом жизни, между революционерами того времени было много разногласий. Однако их объединяло то, что революция не за горами. Но действительно ли революция возвращалась в Россию?

Узнайте больше о коммунистической культуре.

Подробнее Революция в России

После того, как Ленин был отправлен в ссылку, промышленное развитие в России продолжало бурно развиваться, быстро поднимаясь после того, как почти достигло дна. В 1905 году в России неожиданно началась революция, но она захлебнулась почти сразу же, как только началась. Это был также год, когда Ленин вернулся в Россию. Он опоздал, чтобы изменить события революции, и, разочарованный, вернулся обратно в ссылку.

Когда империя, казалось бы, распадалась от кризиса 1905 года, вместо реформ от руки царя Российская империя получила сибиряка по имени Распутин, которого прозвали Безумным Монахом. Этот человек смог доминировать при дворе царя из-за своих предполагаемых сверхъестественных способностей, которые, по мнению царя и его жены, могли исцелить их больного сына. Влияние Распутина продолжало тянуть империю вниз, и многие будущие попытки реформ не смогли осуществиться из-за внутреннего сопротивления, неэффективности и убийств талантливых реформаторов.

Семена революции при Ленине

Все это время Ленин ждал в ссылке, где продолжал работать над созданием своего нового типа партии для следующей революции в России. Он чувствовал, что союз с буржуазией в России теперь невозможен, и промышленный пролетариат должен теперь вступить в союз с крестьянством, с массами русского населения. Обещаний земли через реформу было достаточно, чтобы привлечь крестьян к тому, что в долгосрочной перспективе стало бы тактическим союзом, учитывая, что промышленный пролетариат был восходящим классом.

В то время, когда другие марксисты считали, что России потребуются два этапа в своем развитии (буржуазная демократия и затем движение к социализму), Ленин отвергал эту идею. Он считал, что России необходимо с головой прыгнуть в социализм.

Даже когда люди чувствовали, что Россия не готова к социалистической революции, Ленин чувствовал, что она все еще является частью капиталистического мира, хотя и не таким развитым, как Великобритания или Штаты, и, возможно, самым слабым звеном в мировой системе. Восстание в России вызовет мировой бунт.

Перед лицом противоречащих друг другу товарищей Ленин упорно придерживался своей формулы, даже когда умеренные товарищи пытались примирить фракции. Раскол стал постоянным в 1912 году. Ленин отрицал вину за раскол и вместо этого возлагал обвинения на меньшевиков.

Ленин посеял семена кризиса мировой системы, которые он хотел использовать в своих интересах для революции. Начавшаяся Первая мировая война, потрясшая всю западную цивилизацию, дала Ленину прекрасную возможность применить свою революционную стратегию.

Узнайте больше о русской революции.

Общие вопросы о Ленине и русской революции

В: Кем была охранка?

Охрана, «охранный отдел», была тайной службой полиции Советского государства, которая была развернута после убийства царя Александра в 1881 году. Их основной задачей было выслеживать революционеров, и Ленин был одной из их основных целей.

В: Какие элементы коммунистической культуры в России связывали революционеров?

Революционеры в России вели яростные подпольные дебаты и подвергали резкой самокритике. Они вели богемный образ жизни, и их мир был окружен тайной.
Эти элементы удерживали различные фракции революционеров, включая ленинских большевиков, культурно связанными друг с другом.

В: Как Ленин хотел продвигать революцию после того, как первоначальные попытки во время его изгнания потерпели неудачу?

Ленин хотел, чтобы промышленный пролетариат вступил в стратегический союз с крестьянством, основной массой населения России. Их было бы легко склонить на свою сторону обещаниями земельной реформы. Это был тактический союз, поскольку промышленный пролетариат должен был стать восходящим классом.

Продолжайте читать

Идеология революции: революционное наследие ХХ века
Украина и Россия: насильственный кризис идентичности
Константин Победоносцев — самый капризный из всех российских консерваторов

История Центральной Азии — Келлер: большевистская революция

Большевистская революция в октябре 1917 года принесла в Среднюю Азию столь быстрые и глубокие изменения, что их было чрезвычайно трудно осмыслить как людям, пережившим то время, так и современным историкам. Во время Гражданской войны 1918–1921 г. большевики отвоевали царские Степную губернию и Туркестанскую губернию, а также Бухарское и Хивинское ханства. Когда в декабре 1991 года распался Советский Союз, он оставил после себя не ханства и не кочевые конфедерации, а вместо этого пять советских социалистических республик: Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этом блоке будет набросок плана советского революционного проекта национального строительства.

Ленин и Сталин, «Всем трудящимся мусульманам России и Востока»

«Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право сделать это. Знайте, что ваши права и права всех народов России охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». — 19 ноября/декабря17

Сталин, «Марксизм и национальный вопрос»

«Нация есть исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, сформировавшаяся на основе общности языка, территории, хозяйственной жизни, психологического склада, проявляющегося в общей культуре. Само собой разумеется, что нация, как и всякое историческое явление, подвержена закону изменения, имеет свою историю, свое начало и конец. . .
«Можно представить себе людей, обладающих общим «национальным характером», о которых, тем не менее, нельзя сказать, что они составляют единую нацию, если они экономически разъединены, живут на разных территориях, говорят на разных языках и т. д. Таковы, например, русские, галицкие, американские, грузинские и кавказские горские евреи, которые, по нашему мнению, не составляют единой нации. Можно представить себе людей с общей территорией и хозяйственным укладом, которые тем не менее не составляли бы единой нации, потому что у них нет общего языка и нет общего «национального характера». Таковы, например, немцы и латыши в Прибалтике. . .
«Только когда все эти характеристики присутствуют вместе, у нас есть нация». —1913

Противоречия и парадоксы

Владимир Ленин, Лев Троцкий и Иосиф Сталин совершили свою революцию во имя освобождения от капиталистического, царского и русского этнического гнета. До революции Ленин усиленно доказывал, что национальная автономия для колонизированных народов является необходимым компонентом марксизма, а во время гражданской войны большевики пытались заключить союзы с нерусскими народами бывшей империи, обещая культурную и политическую независимость. Затем они приступили к отвоеванию силой почти всей бывшей Российской империи (кроме Финляндии и дальнезападных окраин) и уничтожению всех нерусских самостоятельных политических групп. Как они оправдывали такое поведение? Большевистская, а затем советская политика в отношении «национальности» (как мы собирательно относимся ко многим нерусским народам СССР) формировалась многими людьми при различных обстоятельствах, и поэтому нельзя сказать, что за ней стояла одна простая мотивация. . Скорее, главные импульсы большевистской и советской политики были смесью прагматизма, идеологии и великодержавных амбиций.

Прагматик: революция должна выжить

Во время Гражданской войны, унесшей жизни около семи миллионов человек, Ленин сосредоточился на выживании. Если единственным способом заручиться необходимой поддержкой нерусских бойцов было пообещать им свободу, он охотно обещал свободу. По мере того как позиции большевиков укреплялись, Ленин внес в это обещание идеологическую оговорку: он считал, что национализм является продуктом капитализма и что настоящие коммунисты не могут быть националистами. Например, 19 февраля.19 Ленин и Сталин отправили телеграмму в поддержку союза большевиков с независимыми башкирскими бойцами, которые были тюркскими мусульманами, проживающими вдоль южной части реки Волги. Ленин и Сталин писали: «Советское правительство дает полную гарантию национальной свободы башкир. Но, естественно, вы должны жестко расправиться с контрреволюционерами среди башкирского населения и добиться фактического контроля, чтобы обеспечить пролетарскую надежность басликирских [sic] сил». Говоря простым языком, Ленин признавал законными ТОЛЬКО башкирских лидеров, полностью принявших большевистскую программу и не на самом деле хотят быть независимыми. Те башкиры, которые хотели создать какое-либо некоммунистическое, независимое правительство, были по определению «контрреволюционерами», с которыми нужно было бороться как с классовыми врагами. Таким образом, Ленин мог одновременно обещать поддерживать национальную свободу и расстреливать любого, кто хотел бы воспользоваться этой свободой, полагая при этом, что он совершенно последователен.

Идеологическое: «Марксизм всемогущ, потому что он верен» (Ленин, 1913)

Большевистские вожди были непоколебимо убеждены, что их революция была лишь началом всемирной пролетарской революции, которая уничтожит капитализм и откроет эру справедливости и равенства для всех. Ленин считал, что марксовы законы исторического развития общества доказаны, незыблемы в науке, и поэтому противостоять коммунизму было все равно, что противостоять силе тяжести. Поэтому включение «отсталых» нерусских народов в революцию означало просто втянуть их в более широкий и неудержимый поток Истории. Однако большую проблему представляли социальные структуры нерусских. Среднеазиатские кочевники, земледельцы и торговцы были бесперспективным материалом для создания коммунистического общества. После того, как Союз Советских Социалистических Республик (СССР) прочно утвердился в 1923, вера Коммунистической партии в неизбежность коммунизма все равно заставила их попытаться. К тому времени, когда стало ясно, что СССР предстоит существовать как одинокому коммунистическому государству, окруженному враждебными капиталистическими державами, культурное развитие «отсталых» народов превратилось из права в необходимость успеха. революции. Советская власть действовала диалектическим способом мышления: чтобы достичь стадии развития социалистического интернационализма, нерусские народы должны были пройти сначала стадию государственности — так гласили законы истории Маркса. Этот вывод имел огромное значение для будущего Центральной Азии [Мартин, стр. 2–9].; Слёзкин].

Амбиции великой державы

Сталин, который сам был грузином с Кавказа, никогда не был так привержен идеалу интернационализма, как Ленин и Троцкий.