Легенда о призвании рюрика: Легенда о призвании варягов — Древняя Русь — ЖЖ

Легенда о призвании варягов — Древняя Русь — ЖЖ

«И идоша за море к Варягом к Руси: сице бо ся звахуть ти варязи Русь, яко се друзии зовуться Свеи, друзии же Урмане и Англяне, инии Гъти, тако и си».

В более древнем рассказе Новгородской Первой летописи (А.А. Шахматов возводил его к Начальному своду 1093 г.) имя Руси отсуствовало: «Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна , а наряда у нас нЂту». В ответ на призыв к варягом являются три брата с родами и дружиной, а не целым народом как ПВЛ («И пояша с собою всю Русь»).

Это сказание исследователь также посчитал непервоначальным, выделив нем ряд вставок. Он обратил внимание на то, что о прозвании Русской земли в рассказе сообщается дважды. Первый раз по приходе Рюрика:

«И от тЂх Варягъ, находникъ тЂхъ, прозвашася Русь, и от тЂх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска».

Второй раз уже на юге:

«И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ; и бЂша у него Варязи  мужи  СловенЂ, и оттолЂ  прочии  прозвашася Русью».

А.А. Шахматов предположил, что первое прозвание дублирующая вставка. Фраза «и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска» не имеет отношения к прозванию Руси, но была уже в древнейших сводах, при чем испорченном виде:

Лаврентьевская: «[и] от техъ [Варягъ] прозвася Руская земля Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци от рода Варяжьска . преже бо беша Словѣни».

Радзивилловская и Академическая: «[и] от техъ [Варягъ] прозвася Руская земля Новугородъ ти суть людьє Нооугородьци от рода Варяжьска . преже бо беша Словѣни».

Новгородцы вряд ли могли называться Русью, они вообще неохотно называли себя русью, понимая под ней прежде всего Киевскую, а потом Суздальскую землю. Следовательно, заключал А.А. Шахматов, речь в первом отрывке первоначально шла о прозвании не Русской земли, а только словен («прозвашася словене варягы», 1904) или самих варягов варягами («прозвашася варяги варягы», Разыскания…, 1908). Русь же в первоначальном рассказе получила лишь на юге, а слово прочие, вынесенное в Коммисионном списке НПЛ на поля (может быть вслед за оригиналом) является вставкой.

В последующей историографии гипотеза А.А. Шахматова была принята к сведению, но не получила дальнейшего развития. Наоборот была Л.Мюллером была предпринята попытка была предпринята попытка признать древнейшей для всего летописания версию Ипатьевской летописи, в которой Рюрик призывается сначала в Ладогу и основывает Новгород.

 

Текстологический комментарий

Что касается гипотезы Л.Мюллера, ее можно сразу отбросить. Как и полгал А.А. Шахматов «ладожская версия призвания» является вставкой в ПВЛ автором ее 3-й редакции. Вставка эта противоречит предшествующему тексту всех редакций ПВЛ, в которых говорится об основании Новгорода словенами: «Словене седоша около озера Ильмеря и прозвашася своим именем, град нарекоша Новгород».

Чтение А.А. Шахматова «прозвашася словене варяги» или «прозвашася варяги варяги» нельзя признать убедительным. Ни в одном источнике не идет речи о прозвании словен, но упоминаются лищь Новгородцы, Новгородские люди и Новгород. Фраза «прежде бо беша словене», поясняющая варяжское происхождение новгородцев (если она имеет отношение к древнему тексту) также исключает прозвание словен, так как рассказав о прозвании словен каким-то именем, упоминать, что они прежде были словене неуместно. Что касается варягов, то по летопись варягами они назывались еще до призвания в Новгород.

Что касается фразы «И от тЂх Варягъ, находникъ тЂхъ, прозвашася Русь, и от тЂх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска». То она, с учетом вариантов ПВЛ, имеет явно составной характер. Можно согласиться с А.А. Шахматовым, что вставкой здесь является именно фраза о прозвании Руси и Русской земли.  

Невозможно представить, чтоб из указанной фразы НПЛ было произведено испорченное чтение в ПВЛ, так как данное различие не может быть сведено к простой порче текста ПВЛ (если автор ПВЛ вносил значительные изменения в текст, то почему не эти изменения не привели к восстановлению смысла). Следовательно придется предположить правку Начального свода в НПЛ, а испорченный текст Лаврентьевкой и Радзивилловской возвести минуя НПЛ к тексту Начального свода:

Лаврентьевская: «[и] от техъ [Варягъ] прозвася Руская земля Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци от рода Варяжьска . преже бо беша Словѣни».

Радзивилловская и Академическая: «[и] от техъ [Варягъ] прозвася Руская земля Новугородъ ти суть людьє Нооугородьци от рода Варяжьска . преже бо беша Словѣни».

Из этих двух вариантов (Новгород и Новгородцы) несомненно старейший тот, что представлен в Лаврентьевской летописи. «Новгород» появилось в Радзивилловской и Академической благодаря знакомству с «ладожской версией», противоречащей ранней версии ПВЛ и НПЛ, в которой Новгород основан и именован словенами.  «людьє Нооугородьци от рода Варяжьска» по НПЛ несомненно стоит исправить на «людьє Нооугородстии от рода Варяжьска». Последнее выражение появилось возможно для того, чтоб избежать дублирования только что упомянутого в тексте слова «Новгородцы»:

«[и] от техъ [Варягъ] прозвася Руская земля Новугородьци ти суть людьє Нооугородстии от рода Варяжьска . преже бо беша Словѣни».

При этом прежде фраза «прежде быша словене» несомненно относится к новгородцам, которые прежде, то есть до призвания варягов именовались словенами. Этой фразы нет в НПЛ и не было очевидно в Начальном своде, где как в НПЛ Новгородстии люди были не только словене, но и кривичи и меря и чудь и весь. Фразу можно понять только в том смысле, что после прихода варягов «люди… рекомые словене, кривичи, меря и чудь», имевшие «волость свою» получили общее название новгородцев или «новгородских людей». При этом сами новгородцы (в узком смысле слова, жители Новгорода) от рода правивших там варягов.

При этом «прозвася Русская земля» выглядит как несомненная вставка. Изначальный текст:

«[и] от техъ [Варягъ] прозвашася Новугородьци ти суть людьє Нооугородстии от рода Варяжьска».

На следующем этапе по всей видимости над словом прозвашася или рядом на полях в источнике НПЛ было проставлено «Русская земля». ВНПЛ этот текст исправлен вставкой слова «Русь и словет Русская земля», в ПВЛ изменением «прозвашася» мн. числа на ед. «прозвася» (Русская земля). Вставка «Русская земля» видимо имела целью объяснить кем прозвались новгородцы, видимо редактором, не понявшим текст. Эта вставка породила два прозвания Руси – в Киеве и Новгороде. Поэтому в том месте, где говорится о призвании второй раз фраза была переделана в соответсвии с новым смыслом («оттоле и прочие», то есть поляне, прозвашася Русь). В ПВЛ «оттоле» отсуствует, а Комиссионном списке НПЛ «прочие» вынесено на поля, что возможно говорит о вставном хаактере слова в оригинале:  

«И бЂша у него Варязи мужи  СловенЂ, и оттолЂ  прочии  прозвашася Русью». Слово «словене» поставленное без союза, как считал А.А. Шахматов, в тексте является позднейшей вставкой. В самом деле из дальнейшего текста об установлении даней словенам, кривичам и мери ясно, что речь идет о словенах ильменских, которые русью себя не именовали. Таким образом первоначальная фраза должна звучать так:

«И бЂша у него Варязи мужи  и оттолЂ  прозвашася Русью». И вероятно с добавлением «и от тех словет Русская земля», перенесенным в другое место НПЛ.

Итак рассказ начального Свода до внесения вставок имел следующий вид:

«Идоша за море к Варягомъ и  рѣша .: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нЂту; да поидЂте  к намъ княжить и владЂть  нами». Изъбрашася  З брата  с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сЂде старЂишии в НовЂгородЂ, бЂ  имя ему Рюрикъ; а другыи  сЂде на БЂлЂозерЂ, Синеусъ; а третеи  въ ИзборьскЂ, имя  ему Труворъ. И от тЂх Варягъ  прозвашася Новугородьци ти суть людьє Нооугородстии от рода Варяжьска…

И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ; и бЂша у него Варязи мужи  и оттолЂ  прозвашася Русью. И от тЂх Варягъ, находникъ тЂхъ  словет Русская земля.  Сеи же Игорь нача грады ставити, и дани  устави  Словеномъ  и Кривичемъ и Мерямъ  дань даяти Варягомъ, а от Новагорода  300  гривенъ  на лЂто мира дЂля, еже не дають».

(Из текста удалена вставка «и варягам», нарушающая смысл, при котором дань давали именно варягам, а не словенам и не сами варяги).

Автор ПВЛ не согласился с такой версией, убрав слово «оттоле», так как считал, что «варязи мужи Игоря» прозвались Русью задолго до прихода в Киев. Мы также не можем согласиться с этим как по историческим, так и по текстологическим соображениям. Установление даней Словенам, Мери и Кривичам показывает, что автор на самом деле продолжает рассказ о призвании, территориально привязанный к Новгородской земле. А это значит, что автор Начального свода переработал более древнюю версию легенды, которая по всей видимости имела сей текст в качестве заключительной части.

В самом деле выражение «не дают» НПЛ, как и давали «до смерти Ярослава» явная переделка и «ныне дают», о чем говорил еще А.Шахматов. Во времена Ярослава Киеву давали дань в 2000 гривен, 1000 гривен – новгородской дружине. Дань в 300 гривен могла, как предполагают исследователи даваться ладожским варягам, оборонявшим подходы к Новгороду. Однако в летописи говорится перед этим о варягах-мужах Игоря (потом Олега). И получается, что дань предназначается им.

Затрудняюсь объяснить происхождением этого текста иным способом кроме переработки первоначального предания о приходе Рюрика в Ладогу (эта версия записана в летопись лишь в 3-й редакции ПВЛ).

Интересно, что в позднем фольклорном предании о «Юрике новоселе» (видимо первоначально о Рюрике-находнике) установление и повышение даней в Новгороде приписывается не Игорю, а самому Юрику (Рюрику). Ему же приписывается постоянное увеличение этой дани (начиная с половины белочьего хвоста). Что хорошо согласуется с фольклорным преданием об избиением Рюриком мужей Новгородских (Никоновской летописи), согласно которой новгородцы Вадима не хотели быть рабами Рюрику.

Посему считаю возможным, что автор Начального свода переработал ладожский вариант легенды о призвании варягов, в котором говорилось об установлении Рюриком дани в 300 гривен «мир деля» в пользу Рюрика, ладожского князя и его мужей, ладожских варягов. В этой легенде сообщалось о том, что варяги Рюрика, придя в Ладогу, прозвались здесь Русью. Что Рюрик ставил города и облагал данью словен, кривичей и мерю.

Новгородцы использовали эту легенду для собственной генеалогии – сначала среди городов поставленных Рюриком стали называть Новгород. Затем возникла легенда, что Рюрик не только строил Новгород, но и княжил в нем. Наконец в версии Начального свода Рюрик приходит из заморья уже непосредственно в Новгород, а не в Ладогу.

«Рюрик — это легенда» — общественные новости

Общество

Игорь Данилевский. Кадр: YouTube

РП поговорила с доктором исторических наук Игорем Данилевским о том, как возникала древнерусская государственность и насколько велика была роль скандинавов

— Игорь Николаевич, что такое пресловутая «норманнская теория» и насколько она основательна?

— Эта теория сводится к одному простому тезису: устанавливается этническая принадлежность легендарного Рюрика — скандинав он или нет. Вопрос этот возник в XVIII веке, когда на следующий день после тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны должна была состояться лекция о происхождении русского народа и Российского государства историка Герхарда Миллера. В ней автор, опираясь на рассказ из «Повести временных лет» о призвании Рюрика, делает вывод, что создателями российской государственности были скандинавы. Рецензентом этой лекции был Михаил Ломоносов, который в ответ написал очень жесткую отповедь. Причем фактически свое несогласие с Миллером Ломоносов выразил в форме если и не доноса, то реляции на имя государыни.

— То есть не совсем корректно Ломоносов себя тогда повел?

— Да, не совсем корректно. Причем резкая реакция Ломоносова объясняется не соображениями научного характера, а его личной неприязнью к Миллеру. Затем было длительное обсуждение в Академии наук, после чего текст лекции Миллера был попросту уничтожен, а историю России было поручено написать Ломоносову, где он и развернул свою антинорманнскую теорию. После этого вопрос, кто был Рюрик и с него ли началась русская государственность, встал ребром. И хотя самой норманнской теории как таковой не было, но именно благодаря Ломоносову спорам вокруг нее был придан политический характер. И потом они разгорались или затухали в зависимости от политической ситуации в России. Впоследствии Ключевский с горечью писал, что эта дискуссия говорит о патологии общественного сознания, потому как химический состав крови первых русских князей не имеет никакого отношения к зарождению государственности. И он, конечно, был абсолютно прав. В советские времена до начала сороковых годов XX века совершенно спокойно признавалось, что скандинавы внесли определенный вклад в развитие российской государственности на первых ее этапах. Потом точка зрения резко поменялась, и в учебниках стали писать, что варяги были славянами, а скандинавы тут совсем ни при чем. Понятно, что это было тоже связано с определенной политической ситуацией.

— Тем более были попытки использовать эту теории в гитлеровской пропаганде…

— Да, немцы во время войны пытались с помощью норманнской теории обосновать тезис о неполноценности славян и их неспособности самостоятельно создать собственную государственность. Тут мы видим очередной пример передергивания, тем более в истории это нормальное явление, когда во главе первых государственных объединений становятся иноплеменники. Это общая тенденция по всей Европе и Азии.

— То есть это не может свидетельствовать об уровне развития того или иного общества?

— Конечно, нет. Этническое происхождение правителей никакого отношения к государственности не имеет. Легенда о призвании Рюрика — это именно легенда, и мы не знаем, насколько она имеет отношение к реальности. Мы знаем такие же легенды в Корее, в Мордве, а еще есть замечательная параллель у Видукинда Корвейского, когда он за сто лет до «Повести временных лет» в «Деяниях саксов» упоминает об одном эпизоде, когда несчастные бритты обращаются к саксам со словами, что «земля у нас богата и плодородна, но нас все время обижают».

Великие князья Рюрик, Игорь и Святослав. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля

Великие князья Рюрик, Игорь и Святослав. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Источник: Михаил Кулешов / РИА Новости

— «Порядка в ней лишь нет…»

— Да, почти в тех же выражениях бритты просят саксов взять их под защиту. Такое впечатление, что литературная основа текстов одна и та же. И надо помнить, что «Повесть временных лет», где впервые описывается призвание Рюрика, написана была через двести лет после предполагаемых событий.

— А что же было с норманнской теорией после войны?

— Где-то в восьмидесятых годах XX века, когда политическая ситуация несколько успокоилась, были проведены новые исследования. Тогда же учеными СССР, Польши и ГДР был выпущен сборник «Славяне и норманны», где было признано, что да, скандинавы действительно были, это подтверждается археологическими и письменными источниками, но решающей роли они не сыграли. Они, скандинавы, были одним из факторов зарождения государственности на Руси, но не надо ни преувеличивать их роль, ни преуменьшать.

— А кем же был по происхождению Рюрик и существовал ли он вообще?

— Я бы этим вопросом вообще не занимался, потому как он абсолютно бесперспективен. Это — легенда. Какие там только корни не искали: и славянские, и шведские, и датские, и балтские, и даже еврейские. Повторяю: это — легенда, причем записанная довольно поздно. В «Повести временных лет» была фиктивная летописная хронология. Сначала это был монотематический рассказ, то есть сюжетный рассказ без дат, а даты были вставлены задним числом на рубеже шестидесятых-семидесятых годов XI века. Но даже сейчас серьезные ученые пытаются говорить о том, что Рюрик — историческое лицо и отождествляют его с Рериком Фрисландским (или Ютландским), который жил приблизительно в то же время.

— А Рерик Фрисландский действительно существовал?

— Да, это была историческая личность. Это был датский конунг, который действительно заключал договоры с германскими и франкскими королями. Идея, что Рюрик и Рерик — одно и то же лицо, появилась еще в XIX веке. Была статья профессора Крузе, на которую тут же был дан достаточно жесткий ответ российского историка Погодина. Сейчас мы с уверенностью можем говорить, что Погодин был абсолютно прав. Теперь мы знаем историю летописания; мы знаем, когда в летописи вставлялись даты. Член-корреспондент Академии наук СССР Владимир Пашуто убедительно показал, что в указанный период времени у восточных славян с датчанами никаких связей не было. Поэтому искать связь Рюрика с Рериком — совершенно бесперспективное занятие.

— А само имя Рюрик откуда появилось?

— Это очень любопытный момент, но тоже объяснимый. У нас часто забывают, что первые русские князья домонгольского периода по происхождению были кем угодно, но только не славянами.

— А кем они были?

— Кем только не были! У нас принято отслеживать родословную наших князей только по отцовской линии: от Рюрика к Игорю, от Игоря к Святославу, от Святослава к Владимиру и так далее. При этом забывают, что у них у всех были мамы. А кто они были? Возьмем Андрея Боголюбского, которого Ключевский называл «первым великороссом, выходящим на историческую сцену». Он был наполовину половцем, его мать была дочерью половецкого хана Аепы, его бабушкой и матерью отца, Юрия Долгорукого, была Гита, дочь последнего англосаксонского короля Гарольда. ..

Гравюра Федора Бруни «Призвание варягов», 1839 год. Источник: wikipedia.org

Гравюра Федора Бруни «Призвание варягов», 1839 год. Источник: wikipedia.org

— Того самого, который погиб в битве при Гастингсе в 1066 году?

— Да, именно. То есть Андрей Боголюбский на четверть был англосакс и наполовину половец.

— А еще был дедушка по отцу Владимир Мономах…

— Который потому и назывался Мономахом, что наполовину был греком, внуком византийского императора Константина IX Мономаха. Выходит, ко всему прочему наш Андрей Боголюбский на осьмушку еще и грек. А отец Мономаха Всеволод Ярославич, который был сыном Ярослава Мудрого, был еще сыном шведской принцессы Ингигерды, то есть Боголюбский на одну шестнадцатую был шведом. А сам Ярослав был сыном Рогнеды, чей отец пришел из-за моря, то есть был непонятно какой крови скандинавом. Получается, что восточнославянских корней у наших первых князей-то и нет. Все они женились на представительницах либо европейских правящих династий, либо на дочерях половецких ханов. Почти все южнорусские князья были наполовину половцы, ведь те были самыми ближайшими восточными соседями Руси. Внутри своего рода вступать в брак первые князья не могли, это запрещала христианская вера. То же самое наблюдалось и в правящих домах Европы, в то время это было нормальным явлением.

— Но у первых русских князей были скандинавские имена, вплоть до Святослава.

— Да, но это тоже нормально.

— Тогда можно ли сказать, что первая правящая династия в Древней Руси была скандинавской?

— Нет, нельзя. Во-первых, повторяю, скандинавские корни первых князей — это легенда. Кстати, никто из потомков этих князей вплоть до конца XV века Рюриковичами себя не называл. Они называли себя Калитичами.

— Это Вы говорите про московских князей?

— Да, про московских.

— А остальные Рюриковичи, там же их много было: смоленские, западнорусские…

— Я еще раз повторяю, речь идет про XVI век, когда составляется «Степенная книга», когда Рюрика делают потомком Августа-кесаря, и поэтому Иван Грозный с полным основанием мог про себя сказать: «Мы из немцев». Таким образом, вопрос относительно Рюрика и его родословной не имеет никакого непосредственного отношения к зарождению государственности. Правление иноземцев — это нормальное явление. Если мы посмотрим, едва ли не большинство государств, которые возникают в то время в Европе, называются по имени либо приглашенных, либо завоевателей.

— Например?

— Это Англия, это Ломбардия, Бургундия, это Болгария. Кроме того, легенда о призвании Рюрика имеет еще одну параллель, связанную с легендой о трех братьях, которые правят в Киеве.

— Кий, Щек и Хорив?

— Да, и сестра их Лыбедь. Откуда они берутся, вообще не понятно. Бытует такое мнение, что они были полянами, что существовала династия Киевичей, к которой принадлежали также Аскольд и Дир.

— Аскольд и Дир — это ведь тоже скандинавские имена?

— Конечно. Хотя не все с этим согласны. Академик Борис Рыбаков даже пытался этимологизировать эти имена, сведя их в одно — «оскалдырь» или «скалдырь», то есть скряга. Но я думаю, что это тоже легенда, причем легенда, которая относится к недатированной части «Повести временных лет», там даже дат нет. И потом, очень плохо с этимологией всех этих имен. Единственный из этой легендарной троицы, кому удалось найти славянскую этимологию, это Кий.

— И что же это имя означает?

—»Палка». Еще оно могло употребляться в значении «молот». Существует производное от него современное слово «киянка». Весьма убедительны также иранская, венгерская (угорская) и хазарская версии происхождения этих имен. Скажем, Щек можно возвести к венгерскому chekan («топор», «секира»). Что касается Хорива, то это иранское слово, точно так же называлось плоскогорье, на котором находится знаменитая гора Синай. Лыбедь, несмотря на звучание, скорее всего тоже неславянское имя. В «Повести временных лет» есть такой эпизод, когда у полян спрашивают, кому они платят дань. На что те отвечают, что «раньше нами управляли Кий, Щек и Хорив, а теперь мы платим по роду их (их родичам. — И. Д.) — хазарам». Но я еще раз хочу отметить, что это тоже легенда, которой особо доверять не следует.

«Повесть временных лет», фрагмент. Источник: wikipedia.org

«Повесть временных лет», фрагмент. Источник: wikipedia.org

— Надо полагать, с Гостомыслом, дедом Рюрика, и его дочерью Умилой та же история.

— С Гостомыслом совсем все печально. Если легенда о Кие, Щеке и Хориве, которые якобы были полянскими князьями, восходит к польскому историку Яну Длугошу, который тем самым обосновывал претензии Польши на южнорусские земли, то история с Гостомыслом — полная фикция. Впервые это имя вместе с его дочерью Умилой появилось в трудах Василия Татищева, который опирался на весьма спорный источник — Иоакимовскую летопись. В течение более чем двух с половиной веков среди историков велись ожесточенные споры, можно ли ее использовать как документ. Точку поставил совсем недавно очень талантливый украинский историк из Киева Алексей Толочко. Он внимательно изучил архивы Татищева и доказал, что Иоакимовская летопись является фальсификацией.

— А имена соратников Рюрика Синеуса и Трувора — это действительно неправильный перевод древнескандинавского текста?

— Это давняя байка. Тот же академик Рыбаков писал, что имена Синеус и Трувор на самом деле искаженные древнешведские выражения sinehus («свой дом») и thruvaring («верная дружина»). Но это так называемая ложная этимология, не имеющая никаких оснований. Повторюсь, все это не имеет никакого значения, потому что это легенда о призвании трех братьев. Такие легенды есть у многих народов. Эти предания не имеют никакого отношения к возникновению государственности.

— А что имеет к нему отношение? Какие процессы наблюдались в ареале обитания восточных славян во второй половине IX века, когда датируется призвание Рюрика?

— Самый древний из отечественных источников — это «Повесть временных лет», но доверять ей сложно. Об этом еще в 1940 году писал известный историк Михаил Приселков.

— Так других источников нет?

— Есть зарубежные источники. Есть византийский император Константин Багрянородный, который упоминает «народ русь», которые покупают корабли для своих походов у славян. Есть сведения в арабских источниках, в частности рассказ Ибн Фадлана о похоронах знатного руса на Волге. Существуют Бертинские анналы, где упоминаются русы, которые просили вернуться на родину. Когда их спросили, кто они, те ответили, что «свеоны» и правит ими «хакан».

— То есть русы — это все-таки скандинавы?

— Судя по всему, да. Есть очень много археологических находок, подтверждающих присутствие скандинавов на всем протяжении пути «из варяг в греки» от Ладоги до Киева. И то, что арабоязычные авторы пишут про русов, очень совпадает с тем, что мы по археологическим данным знаем о скандинавах. Получается, само название «русы» как-то связано со скандинавами, хотя у них не было этноса с подобным или близким названием.

— Есть же версия о происхождении слова «Русь» от древнескандинавского roths, что означает «гребцы».

— Да, на сегодняшний день это самая обоснованная версия. Согласно ей, «русы» («росы») — это не самоназвание какого-то народа; более того, это вообще не этнический термин, а социальный. Это обозначение рода деятельности гребцов, которые занимались торговлей. Об этом же говорится в новой книге вышеупомянутого украинского историка Алексея Толочко, которая скоро выйдет в Киеве. Русы — это корпорация торговцев, которые вели дальнюю торговлю. Торговали они пушниной и рабами, но основной интерес проявляли к серебру. Этнический состав этих торговцев никакого значения не имеет. Торговлю эти сообщества вели в основном по двум направлениям: по Волхову и Днепру с Византией, и по Волге и Каспию с Персией.

— То есть сначала слово «русь» означало род занятий?

— Да. Деятельность этих корпораций совпала с процессом формирования протогосударственных объединений у восточных славян. Их основу составляли городские вечевые собрания, которые при необходимости призывали к себе для защиты вооруженные отряды (дружины) и военного предводителя (князя). Между этими структурами стало осуществляться взаимодействие, в которое вовлекались и другие племена.

— Как эти племена назывались?

— С теми названиями, которые мы знаем: поляне, древляне, вятичи, кривичи и другие, существует одна серьезная проблема — сведения о них заканчиваются в X веке. Самое позднее упоминание, известное нам — о северянах, относится к 1024 году. «Повесть временных лет» была написана в начале XII века, то есть много позже. Попытки современных археологов привязать свои находки к тем или иным племенным объединениям успеха не имели. Потому как здесь мы тоже имеем дело с летописной легендой.

— Выходит, Нестор просто выдумал названия восточнославянских племен?

— Судя по всему, да. Тот же самый Погодин, о котором мы говорили, еще в XIX веке обнаружил, что точно такие же названия племен есть у западных и восточных славян. И Погодин очень забавно отмечал, что «такое впечатление, будто сдавали с одной колоды, но нам достались карты всех мастей».

— Например?

— Хорваты, например. Есть балканские хорваты, которых мы хорошо знаем, а были еще и белые хорваты на стыке нынешних Польши и Украины, те же словене — балканские и новгородские. Северяне и смоляне были, например, у болгар. Конечно, это может быть отголосками праславянских преданий, но я полагаю, что и тут мы имеем дело с летописной легендой.

— Можно ли считать Древнюю Русь транзитным образованием на пути «из варяг в греки»? То есть можно ли сказать, что этот торговый путь во многом и сформировал здесь государственность?

— В какой-то степени это так. Опять же, если верить нашим летописям, то история нашего государства начинается с того, что Олег объединил новгородские и киевские земли. Но как их объединить, если между ними более 1200 километров? Учитывая существующие тогда средства связи, представить такое трудно. Поэтому Новгород жил сам по себе. Но то, что контроль над важнейшей торговой коммуникацией того времени — путем «из варяг в греки», был одной из главных функций нарождающегося Древнерусского государства, это безусловно. Да, определенную роль в том, что государство сложилось именно так, а не иначе, этот путь, конечно, сыграл. Это был один из факторов, но ни в коем случае не единственный. А вообще, о полноценном государстве на этой территории мы можем говорить только со времени Владимира Святославовича.

— А при Святославе государства еще не было?

— Еще не было. При Святославе мы видим протогосударственное объединение, причем не очень ясное. Хотя, если верить летописям, он пытался создать некую систему управления. Когда он отправляется в свой последний поход на Балканы, важнейшие города Святослав оставляет на попечение сыновей: Ярополка в Киеве, Владимира в Новгороде и Олега в Древлянской земле. Но как только Святослав погибает, между братьями начинается борьба, в которой побеждает Владимир.

Скульптурная композиция, посвященная основателям древнего Киева — Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбиди на площади Независимости, Киев. Фото: Владимир Фалин / ТАСС

Скульптурная композиция, посвященная основателям древнего Киева — Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбиди на площади Независимости, Киев. Фото: Владимир Фалин / ТАСС

— Если возвращаться к скандинавам, можно ли сказать, что они и есть варяги первых летописей?

— Скорее всего, да.

— Можно ли про них сказать, что по отношению к местным славянским племенам они были завоевателями?

— Нет, нельзя. Там было очень плотное взаимодействие, причем на равноправной основе.

— А если сравнивать уровень политического и общественно-экономического развития, скандинавы отличались от восточных славян?

— Нет, и те и другие были приблизительно на одном уровне развития.

— Способствовало ли присутствие скандинавов на территории проживания восточных славян ускорению процессов формирования древнерусской государственности?

— Не думаю. Наличие скандинавов было одним из многих факторов формирования государственности, но не определяющим. Кроме того, у самих скандинавов еще не было никакого государства. Оно формировалось у них в то же самое время.

— У западных и южных славян на раннем этапе истории было много государств, у восточных — только одно. Варяжский фактор тому был причиной? Может быть, наличие серьезной вооруженной группы на этой территории сыграло объединяющую роль? Выходит, если бы не скандинавы, у восточных славян с самого начала могло сложиться как минимум два разных государства, а то и несколько?

— Нет, я думаю, тут гораздо большую роль сыграло наличие на этой территории важных торговых путей, которые связывали запад и восток, север и юг. И вот на перекрестке этих путей и сложилось это государственное объединение, потому как одной из функций ранних государств был как раз контроль над торговыми путями.

— Выходит, если бы не было пути «из варяг в греки»…

— То могло бы и не сложиться такого обширного государства.

— А элита формирующегося государства была многоязычна и полиэтнична?

— Да, именно так. Вы очень точно сказали. Многоязычна и полиэтнична.

— То есть знать состояла как из скандинавов-варягов, так и из славян?

— Да.

— А между ними были трения и конфликты, как чуть позже в Британии между норманнами и англосаксами?

— Нет, такого не было. Источники об этом не упоминают. Самое интересное, на мой взгляд, и о чем мало говорят, это то, что полиэтничный состав элиты и населения оказывал очень серьезное воздействие на культуру. Все первые князья были полиглотами. Владимир Мономах упоминает, что его отец Всеволод Ярославович знал пять языков.

— А как вы охарактеризуете сложившееся Древнерусское государство?

— Это было довольно эфемерное и аморфное образование. Но управлялось оно из Киева через наместников, и все они были сыновьями киевского князя. Дорог не было, все перемещения осуществлялись по рекам, зимой на санях, летом на ладьях. От Киева до Новгорода путь занимал не меньше двух месяцев. Управлять таким государством было невозможно. Поэтому когда сначала исчезла печенежская опасность, а затем постепенно прекратился путь «из варяг в греки», это образование начало расползаться.

— Кстати, как правильно и корректно называть это государство?

— И Киевская Русь, и Древнерусское государство — это одинаково корректные и одинаково условные названия для этого аморфного объединения. Появились эти наименования довольно поздно. Разницы никакой нет.

— Просто сейчас этот вопрос неожиданно приобрел политический характер. Я слышал, что в российских учебниках истории в этом году название «Киевская Русь» было заменено на «Древнерусское государство».

— Ну, это глупость. То, что центром государства был Киев, это безусловно. Киев был не только политическим, но и идейным центром. Там была резиденция киевского митрополита.

— Как сейчас преподают историю формирования древнерусской государственности в России, в Белоруссии и на Украине? Есть различия?

— Нет, преподают практически одинаково. Есть, конечно, некая тенденция к «приватизации» ранней истории, но она, как правило, прослеживается только у части авторов учебников истории, как у нас, так и на Украине и в Белоруссии. Я общаюсь, например, с вполне адекватными украинскими историками. Недавно, в 2008 году, у нас был очень интересный совместный опыт с украинскими коллегами. Российские ученые выпустили в Киеве «Историю России» на украинском языке, а украинские историки из Национальной академии наук издали в Москве на русском языке «Очерки истории Украины». Особых различий в оценках не наблюдается.

Поделиться

Guild Wars 2 Wiki (GW2W)

Спойлер: Следующий текст содержит спойлеры, относящиеся к Edge of Destiny , Living World Season 2 , Living World Season 3 , Path of Wars 2: Guild Fires 2 и Живой Мир Сезон 4 .

Сохотин — легендарный клинок огня и войны, близнец Магдаера и реликвия аскалонского наследия. В настоящее время им владеет герой-чарр Ритлок Бримстоун.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Грань судьбы
    • 1.3 Личная история
    • 1.4 Живой мир, сезон 2
    • 1.5 Живой мир, сезон 3
    • 1.6 Путь огня
    • 1.7 Живой мир 4 сезон
  • 2 Участие в истории
    • 2.1 История Пути Огня
  • 3 навыка
    • 3.1 Все профессии
    • 3.2 Элементалист
    • 3.3 Инженер
    • 3.4 Опекун
    • 3,5 Рейнджер
    • 3.6 Некромант
    • 3.7 Месмер
    • 3.8 Вор
    • 3.9 Выживший
    • 3.10 Воин
  • 4 Галерея
  • 5 Примечания
  • 6 Общая информация
  • 7 Каталожные номера

История[править]

Ранняя история[править]

Сохотин когда-то был собственным мечом Бальтазара. [1] Как и его «сестра-близнец», Магдаер, это могущественный священный артефакт, подаренный аскалонской королевской семье самим Бальтазаром в качестве дара мира для защиты королевства от захватчиков. [2] [3]

Последним владельцем меча был князь Рюрик, убитый гномами Каменной Вершины возле Морозных ворот, и чей реанимированный труп был вынужден сражаться на стороне визиря Хилброна возле Уста Абаддона в 1072 году. АЕ . Там Рюрика низложили его бывшие союзники, и вскоре после этого извержение вулкана похоронило его и его меч.

После того, как король Адельберн использовал Магдаэра для наложения проклятия Огня Вражды, которое уничтожило город Аскалон и превратило аскалонцев в мстительных призраков, которые веками будут атаковать любого, кто вторгнется на их территорию, начала распространяться легенда. Согласно легенде, если Сохотин или Магдаэр вернутся в призрачные руины города Аскалон в руках законного короля Аскалона, проклятие Враждебного Огня будет снято, и призраки наконец будут погребены. [2] [4] [5]

Примерно через двести лет после того, как Сохотин был потерян в Огненном кольце, Легиону чарров Пламени удалось найти его и вернуть в Аскалон с намерением доставить их Императору Гаэрону Бейлфайру. Однако пока меч хранился в аскалонском гарнизоне, он был украден тайным агентом Кровавого Легиона: Ритлоком Бримстоуном. Действия Ритлока поставили под угрозу миссию, которая не была связана с мечом, и поставили под угрозу его товарища по отряду Кресию Стоунглоу. Однако благодаря стремлению Императора Бангара Руинбрингера к тому, чтобы Легион Крови нанес ответный удар Легиону Пламени, используя магию огня, которую стремился контролировать Бейлфайр, Ритлок был прощен и получил приказ использовать меч в битвах в качестве инструмента пропаганды. Ритлок быстро прославился, его стали уважать союзники и бояться враги, хотя этот успех и отдалил его от Каменного отряда. [3] Несмотря на этот успех, а может быть, благодаря ему, Ритлок не хотел делиться подробностями того, как Сохотин оказался в его владении.

Edge of Destiny[править]

Во время их первой встречи в 1319 AE Ритлок и Логан Теккерей, а также сильвари Кейт, в конце концов, сразились с Разрушителями, против которых магия Сохотина оказалась неэффективной. Найдя альтернативный способ победить Разрушителей, Ритлок и Логан сильно поспорили о праве собственности на Сохотин, поскольку Ритлок считал его своим, в то время как Логан потребовал, чтобы меч Рюрика был передан под охрану человека. Столкновение пары из-за меча возле Львиной Арки нанесло большой материальный ущерб и заставило Львиную Стражу арестовать их вместе с Кейт. Трио получило шанс побороться за свою свободу, участвуя в боях на гладиаторской арене в Lion’s Arch. После того, как заготовка трио была куплена группой авантюристов, в которую входили Эйр Стегалкин, Гарм, Снафф и Зоджа, они объединили свои силы и сражались против различных приспешников Старших Драконов как гильдия под названием Destiny’s Edge.

Сохотин оказался неоценимым во многих приключениях гильдии, и Логан в конце концов смягчился в своих требованиях к мечу, поскольку он и Ритлок стали заботиться друг о друге как братья по оружию. Однако после гибели Глинта и Снаффа в битве против Старшего Дракона Кралкаторрика Ритлок вернулся в Кровавый Легион и дистанцировался от своих товарищей по гильдии, чувствуя себя преданным из-за того, что Логан бросил гильдию, чтобы спасти королеву Дженну во время Восстания огров. Он начал полагаться на Сохотина и проложил себе путь к вершине, убивая всех, кто оскорблял его, в конечном итоге став трибуном, который был назначен в Черную Цитадель Железного Легиона в качестве одного из представителей Легиона Крови.

Личная история[править]

Раздел-заглушка. Этот ключевой раздел статьи является неполным. Вы можете помочь Guild Wars 2 Wiki, дополнив ее.
Причина: Расширить знания.

Когда Ритлок, Эйр и Командующий Пактом отправились в Аскалонские катакомбы в поисках родственного меча Сохотина Магдаэра в 1325 году AE , они столкнулись с призраком короля Адельберна, который почувствовал присутствие Сохотина и сначала подумал, что его сын Рюрик вернулся. Когда призрачный король понял, что Сохотином теперь владеет чарр, он пришел в ярость и попытался вторгнуться в поверхностный мир со своими миньонами. Однако группе удалось на время победить Адельберна, и Эйр взяла с собой Магдаера, прежде чем они сбежали из катакомб с привидениями.

Living World Сезон 2

В 1327 AE , после нескольких лет исследований с монастырем Дурманд, Ритлок пришел к выводу, что он нашел правильную комбинацию элементов, чтобы обратить вспять заклинание Враждебный огонь, вызванное Магдаером. Перед Исходом Шесть Богов дали аскалонцам два волшебных меча, Сохотин и Магдаэр, и волшебную корону. Собрав фрагменты короны, Ритлок, Император Смодур Непоколебимый, Рокс и Командующий Пактом направились в Хранилища Баррадина, чтобы провести ритуал. Однако попытка Ритлока провалилась, и Туманы потеряли меч. Поскольку было невозможно рассеять аскалонских призраков без Сохотина, Ритлоку пришлось быстро следовать за мечом в портал, который закрылся за ним.

Living World Сезон 3[править]

После своего возвращения из Туманов и участия в войне против Старшего Дракона Мордремота в 1328 AE Ритлок хранил тайну о том, что он испытал, находясь вдали от Тирии. Он активно избегал звонков от начальства Черной Цитадели, которые хотели узнать больше о том, как он нашел Сохотина. В 1329 AE трибун был лишен своего звания и задержан Адамантовой Гвардией, которая доставила его вместе с Сохотином обратно в Черную Цитадель для допроса о его опыте в Туманах.

Путь Огня[править]

Ритлок Бримстоун находит Бальтазара и Сохотина в Туманах.

В 1330 AE Ритлок появился в Вольном Городе Амнун с восстановленным званием в Легионе Крови и снятием всех обвинений по причинам, которые он не разглашал. Только после того, как он, Канах, Касмир Мид и Командир Пакта чуть не погибли в битве с богом-изгоем Бальтазаром в Пустынном нагорье, чарр рассказал своим товарищам из Дозора Дракона о своих прежних переживаниях.

Находясь в Туманах, Ритлок наткнулся на Сохотина, чей огонь был потушен. Рядом с мечом сидел заключенный, похожий на старика, который приветствовал чарра и сказал ему, что он может снова зажечь пламя, что он и сделал. В благодарность Ритлок использовал Сохотин, чтобы разорвать цепи, связывавшие заключенного, который, в свою очередь, приказал чарру войти в портал, открывшийся рядом с ними, чтобы он мог доставить его домой. Увидев Бога Войны в действии в Пустынном нагорье, Ритлок наконец смог идентифицировать его как заключенного, который восстановил пламя Сохотина и которого он невольно освободил ранее. Позже группа узнала от богини Кормир, что Бальтазар был лишен своих сил и заключен в тюрьму в Туманах после его неудавшегося восстания против других богов.

К тому времени, когда Командующий Пактом собрал армию Пробужденных, чтобы выступить против Закалённых Бальтазара в битве при Базаре Кодаш, Ритлок решил одолжить Сохотина Командующему, полагая, что меч даст Командующему преимущество, если Бог Войны столкнётся с ним их снова. Усиленный Сохотином, Командир смог освободить молодого дракона Аурин из боевого зверя, которого Бальтазар использовал, чтобы победить Старшего дракона Кралкаторрика в его стремлении получить больше силы. С помощью Аурин и Сохотина Командующий смог сразиться с падшим богом на равных и в конечном итоге убить его, предотвратив уничтожение Тирии, хотя в результате и Аурин, и Кралкаторрик были наделены силой магии, которую они поглотили после смерти Бальтазара. После битвы Командир вернул Сохотина Ритлоку.

Living World Сезон 4

Пытаясь поместить следопыт внутри Кралкаторрика, чтобы предсказать движения Старшего Дракона в Туманах в 1331 году AE , Командир и Блиш разыскали большой меч Бальтазара, который они намеревались использовать в качестве приманки, чтобы привлечь к нему Кралкаторрика. Однако после смерти Бальтазара двуручный меч бездействовал, поэтому Ритлока попросили отправиться на последнюю базу его союзников, Убежище Солнца, где он успешно использовал Сохотин для восстановления магии двуручного меча.

После катастрофического окончания столкновения Пакта с Кралкаторриком в битве при Громовой Крепости в 1332 году AE , Ритлок задумался о том, что ему не удалось остановить буйство наделенного силой Старшего Дракона, и забыл свой меч среди обломков. Вспоминая свое прошлое, он пришел к выводу, что слишком долго полагался на Сохотина, а его желание обладать им стоило ему многих прошлых отношений и вызвало цепь событий, которая позволила и Бальтазару, и Кралкаторрику нанести большой ущерб Тирии и Туманы. Когда Логан нашел Ритлока и предложил ему Сохотина, Ритлок решил пока оставить меч. [3]

После возрождения Аурин, когда она и Командующий изгнали Кралкаторрика из Туманов, Ритлок забрал выброшенный Сохотин и использовал его в бою против приспешников Кралкаторрика и других враждебных сущностей Тумана во время битвы при Падении Дракона, что в конечном итоге привело к Смерть Кралкаторрика и восхождение Аурин в качестве нового Старшего Дракона.

Участие в сюжете[править]

История Path of Fire[править]

  • Акт III
    • Зверь войны
    • Убить Бога

Все профессии[править]

# Навык Описание
1  Укус Сохотина Быстрый удар в ближнем бою.
1 Жало Сохотина 0,5½ Быстрый удар в ближнем бою.
1 Рев Сохотина 1 Более медленный сокрушительный удар. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.
3 Атака и нападение 0,75¾ 7 Совершите дальний прыжок к врагу и опустошите его силой Сохотина. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.
4 Пламенный плевок 40,5½ 120 Рассекайте воздух перед собой, посылая вперед огненные вихри, наносящие урон как на близком, так и на дальнем расстоянии.
5 Катаклизм 30,25¼ 300 Разрушьте окрестности яростью Сохотина.
  • Попытка бросить сверток (поменяться оружием) даст игроку особый навык действия   Unsheath Sohothin.

Элементалист[править]

# Навык Описание
2  Скорость Сохотина 0,75¾ 5 Проскользните вперед и ударьте Сохотином по области, оставив после себя огненный след. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Инженер[править]

# Навык Описание
2  Сохотин Заряд 10,75¾ 5 Броситесь вперед вместе с Сохотином, чтобы нанести урон врагам. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Хранитель[править]

# Навык Описание
2  Сохотин Взрыв 0,75¾ 5 Наносит урон ближайшим противникам могучим ударом по земле. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Рейнджер[править]

# Навык Описание
2  Грейс Сохотина 10,25¼ 5 Станьте сгустком пылающей энергии, движущимся к нужному месту. Когда вы доберетесь до цели, ударьте по области Сохотином. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Некромант[править]

# Навык Описание
2  Атака Сохотина 10,25¼ 5 Двигайтесь вперед, уничтожая снаряды на своем пути. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Месмер[править]

# Навык Описание
2  Фаза включения 5 Фантазм. Телепортируйтесь к своей цели и призовите трех призрачных мечников. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Вор[править]

# Навык Описание
2  Сохотин Блоссом 0,5½ 5 Совершите атаку с уклонением над своей целью, трижды поразив ближайших противников. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Выживший[править]

# Навык Описание
2  Сохотин Блиц 0,5½ 5 Бросить Сохотина в цель, нанося урон противникам, через которых проходит меч. Когда Сохотин доберется до цели, сделайте шаг в тень и нанесите сильный удар. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Воин[править]

# Навык Описание
2  Сохотин Торнадо 1 5 Вращайтесь в направлении цели, рубя врагов на своем пути и выпуская волны огненных смерчей. Уменьшает время восстановления Огненного плевка и Катаклизма.

Галерея[править]

  • Внешний вид Сохотина обновлен на Guild Wars 2: Путь огня . Первоначально его внешний вид соответствовал скину Огненного Драконьего меча из Зала памятников. В обновлении от 8 августа 2017 года его внешний вид был изменен, чтобы соответствовать объектной версии Магдаера, которую можно увидеть в сюжетном режиме Аскалонских катакомб.
    • Первоначальный вид Сохотина все еще можно увидеть в пре-рендеринге, например, в конце Plan of Attack или Torn from the Sky.
  • Мечи Огненного Дракона, созданные аскалонцами, были созданы по образу Магдаэра и Сохотина. 9 а б План атаки
    Ритлок Бримстоун: Эта история началась тысячу лет назад, когда этот ритуал впервые был сформулирован человеческими богами — Шестеркой. Шестерка дала им магию. При этом они также дали одному из них волшебную корону и два волшебных меча для защиты королевства.
    <Имя персонажа>: Сохотин и Магдаер. И король Адельберн унаследовал корону?
    Ритлок Бримстоун: Точно. Корона была спроектирована так, чтобы распадаться на четыре части. Когда фрагменты разделены, их трудно увидеть. Это была гарантия того, что этот мощный предмет не попадет в чужие руки. […]
    Ритлок Бримстоун: Все зависит от Сохотина, моего меча. Изначально их было двое — Сохотин и еще один по имени Магдаер. Они были даны аскалонцам как защита от вторжения.
    Ритлок Бримстоун: Пару сотен лет назад Сохотином владел Рюрик, сын короля Адельберна. Он был убит гномом Каменной Вершины. Он попал ко мне несколько лет назад.
    <Имя персонажа>: Как вы его получили?
    Ритлок Бримстоун: Не имеет значения. Дело в том, что его партнер, Магдаер, — это меч, которым Адельберн проклял аскалонцев. Я давно подозревал, что Сохотин — это клинок, способный разрушить проклятие.
    <Имя персонажа>: 9 Воссоединение с Пактом Логан Теккерей: Итак, у него был Сохотин и корона аскалонского короля, наложившего проклятие в первую очередь. Я понимаю, почему он думал, что это действительно может сработать. Легенда говорит, что только наследник…
  • Восстание Рюрика Глава 47

    Сразу же он остался в теплом доме священника, греясь вокруг кучи древесного угля, и, кстати, Рюрик, занятый расчетом со светом на деревянной доске, остановил работу в своем рука.

    Он вдруг посмотрел на священника Верию, который был одет в оленью шкуру и мирно сидел, скрестив ноги, в задумчивой позе, и громко спросил: «Бабушка!»

    «А? Ты голоден? Дитя мое. » Верия вдруг открыла глаза.

    «Одно дело! Я хочу знать, какой день в этом году будет настоящей зимой!» Рюрик вдруг почувствовал, что его слова несерьезны, а потом спросил: «Наш день Хануки в этом году. Какой день по календарю?»

    «Ты спрашиваешь об этом? Дитя, ты подсчитал какие-нибудь результаты?»

    «Да! Если вы мне скажете точную дату Хануки, я быстро рассчитаю то, что хочу, и завтра мне не придется мерить тени.»

    «Двадцать восьмое декабря, дитя мое.»

    Верия быстро пришла в себя, она действительно была тихой наблюдательницей в эти дни, и она видела много удивительного поведения Рюрика.

    Что больше всего удивило Верию, так это то, что она увидела, что ребенок на самом деле использует восточную систему счисления на деревянной доске!

    Как поняла Верия, это число придумали люди, жившие в жарком и бесплодном мире на Дальнем Востоке, и оно сильно отличалось от римской системы счисления. Бесспорно, что предки русов встречали и других людей в особой одежде, которые были купцами издалека, утверждая, что они из великой страны на Дальнем Востоке.

    Они утверждали, что вели большую торговлю с римлянами, и они были счастливы открыть новые торговые пути на ледяной север.

    Эти странные люди были настоящими, но они так и не появились после того, как давным-давно обменяли оленьи шкуры и тюленьи шкуры на серебро у племени Росс.

    Но хоть что-то они оставили, и юной Верии посчастливилось узнать о другой системе счисления и странных слухах тех чудаков.

    Что! Верия не могла не думать о его юношеских годах.

    В то время она была действительно уникальной в племени. У нее не было огромного желания выйти замуж, как будто она должна быть поклонницей Одина, продолжением будущей Валькирии, и она должна оставаться чистой навсегда.

    Верия очень верила в мифы, рассказанные ее родителями, которые давно ушли из жизни, и стала самой старшей в племени.

    Прилежный дух Верии сделал ее чудо-человеком племени. Благодаря своему рвению к обучению, она обладала наибольшим знанием и в конце концов стала главой жрецов.

    Увидев прилежного Рюрика, Верия невольно подумала о его молодости.

    Она и подумать не могла, что Рюрик в эти дни так много показывает перед ней, что она не может дать разумного объяснения. Ей действительно оставалось только верить, что Рюрик явно показывает чудо.

    Конечно, это чудо не бесконечно мощное или неуязвимое, а огромное врожденное знание.

    Будучи главой жрецов, Верия всегда была спокойна в этом хаосе. Только когда она действительно увидела талант Рюрика, она много раз теряла самообладание.

    Я сказал Рюрику конкретный день, и мальчик, которого я увидел, протер грубой тряпкой несколько досок и начал новый расчет. Да, те самые «восточные числительные» используются во всем расчете, как и еще какие-то непонятные символы, и в них невнятно примешана римская лексика.

    В конце концов Виллию тяготило множество проблем, и она, наконец, не смогла сдержаться.

    «Рюрик, мой мальчик. Ты знаешь восточные числительные, которыми ты сейчас пользуешься?»

    Вдруг выстриженный в форме пера уголек в нежной правой руке Рюрика упал, и он вздрогнул, и не знал, что ответить.

    «Не нервничай, волноваться не о чем. Ты ребенок, благословленный Одином, и ты полон чудес.»

    Что еще может сказать Рюрик? Его потрясло не то, что Верия сомневалась в «арабских цифрах», которые он использовал, а то, что Верия знала, что это числа.

    И получил название «Восточные числа». Это в полной мере показывает, что Верия знает, что пишет! Иными словами, в племени русов, проживающем в Скандинавии, есть люди, которые на самом деле разбираются в такого рода числах, придуманных древними индейцами за десятки тысяч километров!

    Верия может только описать удивление Рюрика как чудо, и она также очень рада поделиться своим прошлым.

    Она придумала очень разумное объяснение, и Рюрик, он действительно может только утверждать, что знания врожденные.

    Значит, у викингов этой эпохи были довольно тесные связи с людьми в Азии? Рюрик был полон любопытства.

    Боюсь, это не так. Две чрезвычайно далекие друг от друга этнические группы действительно общались и, очевидно, не оказывали друг на друга более масштабного воздействия.

    Рюрик был очень эмоционален, и ему казалось, что племя Росс забыло другой путь. Говорят, что, поскольку племя может продвинуться вплоть до Новгорода, логично войти в верховья Волги, высадиться непосредственно в прибрежных районах Кавказских гор после входа в Черное море и, наконец, связаться с народами пустыни. Азии.

    Теоретически это осуществимо, реальность не за горами, все племя росс имеет лишь определенное представление о могущественных народах пустыни со стороны престарелых жрецов Верии.

    Например, Верия специально утверждала, что это какие-то черные люди с желтой кожей, которые совершенно не похожи на черных римлян, с которыми они столкнулись. Эти желтокожие мужчины в черном всегда носят огромные платки, а также имеют огромные черные бороды, такие же, как бороды, которые мужчины племени Росс любят оставлять.

    Они просто бизнесмены, пытающиеся получить шкуры в обмен на какие-то странные и чудесные вещи, которые, как говорят, пришли из дальних стран.

    По описанию этих нескольких слов Рюрик сразу подумал, что то, о чем говорит Верия, это еда в черном.

    Рюрик очень хорошо понимал основной контекст исторического развития. В 828 году нашей эры Великая еда в черном переживала период своего процветания!

    Сильное влияние страны будет многогранным, например, получит развитие коммерческая торговля. Поскольку великая еда в истории была счастлива торговать с Цзюй Таном через Шелковый путь, они, естественно, попытались отправиться на север, чтобы торговать с викингами на крайнем севере.

    Поскольку это торговля, система счисления привычки есть в черном, естественно, должна будет столкнуться и общаться с римской системой счисления.

    Объективно говоря, система счисления, которая родилась в Индии, поскольку логика письма легко очищается, а числовые символы просты, в конечном итоге она станет глобальной системой счисления, и я боюсь, что она имеет этот потенциал с самого начала.

    Рюрик просто написал все современные числительные от 0 до 9углем на деревянных досках. Он перечисляет и более крупные числа, которые четко выражаются в простой и ясной системе счисления при чисто десятичном наложенном методе счета.

    Должен сказать, что эта современная цифровая система более продвинута, чем та, что была присуща викингам. Верия — проницательный человек. Она не только это понимает, но и осознает, что она более продвинутая, чем римская.

    «Дитя мое, люди на Дальнем Востоке пользуются этим номером?» — удивленно спросила Верия.

    «Это правда, по крайней мере желтолицые люди в черной одежде, которых вы встречали, такие.»

    Говоря об этом уровне, Рюрик был не в состоянии контролировать свои эмоции, и ему не терпится показать все математические основы, которые он знает, перед своей «годовалой подругой» Верией.

    Рюрик даже указывал на использование символов сложения, вычитания, умножения и деления. Из-за страха, что Верия не сможет ясно слышать. Он также намеренно составил несколько, казалось бы, наивных, но очень реалистичных арифметических задач, чтобы доказать превосходство своего набора «Основные современные математические инструменты для 21 века».

    Все было так, как рассчитывал Рюрик, и сердце Верии сильно дрогнуло, и его старческое тело задрожало от волнения.

    Потому что Рюрик использует хорошо известный народу племени рус метод, то есть привнесение «новых математических расчетных средств» в дело товарной торговли.

    Например, он нарисовал форму головы овцы на деревянной доске и поставил перед ней цифру «6», за которой следовал знак «плюс», а затем рога оленя с цифрой «2», когда он отметил равенство знак , и, наконец, напишите число «10». То есть, по простому и ясному объяснению, шесть овечьих шкур плюс две оленьих шкуры равняются десяти сребреникам.

    Рюрик привел три примера подряд. Мало того, что Верия полностью это поняла, она также должна была еще больше восхищаться математическими способностями ребенка перед ней.

    Потому что в известном смысле торговцы племени викингов были рождены с талантом к математике.

    Рюрик это уже понял, и он также понимает очень сложную систему товарных цен в племени.