Лазарев, Михаил Петрович. Лазарев м п краткая биография
Реферат Лазарев М П
Реферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Биография
- 1.1 Ранние годы
- 1.2 Кругосветное путешествие
- 1.3 Путешествие к южному полюсу
- 1.4 Командование фрегатом «Крейсер»
- 1.5 Служба на Черноморском флоте
- 2 Адреса в Санкт-Петербурге
- 3 Увековечивание памяти М. П. Лазарева
- 3.1 В филателии
- 3.2 В географических объектах
Литература
Введение
Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 (14) ноября 1788 года, Владимир — 11 (23) апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды. Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.
1. Биография
1.1. Ранние годы
Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1808—1813 служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.
1.2. Кругосветное путешествие
В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.
Плавание М. П. Лазарева на шлюпе «Суворов» в 1813—1815 годах.
В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.
В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан. 14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадлежавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков губернатор острова по случаю окончательной победы над Наполеоном. «Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова). Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор. В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.
В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.
После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.
Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.
1.3. Путешествие к южному полюсу
М. П. Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Монета ЦБ РФ
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.
4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.
Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.
«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
1.4. Командование фрегатом «Крейсер»
В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» — на его младшего брата Андрея. 17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити. На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки. Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду. За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.
1.5. Служба на Черноморском флоте
На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был назначен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.
Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…
В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».
Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
2. Адреса в Санкт-Петербурге
1813—1827 — Кронштадт, Галкина улица (нынешняя Пролетарская), 30.
3. Увековечивание памяти М. П. Лазарева
Памятник адмиралу М.П. Лазареву в Новороссийске
- 12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
- В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
- На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
- В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
- В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».
- В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
3.1. В филателии
- Почтовые марки и конверты СССР
-
Почтовые марки СССР,1950 год.
-
Почтовая марка СССР,1987 год.
-
Почтовый конверт СССР,1962 год.
3.2. В географических объектах
В настоящее время в честь Лазарева названы:
- район города Сочи — Лазаревское;
- остров в Аральском море;
- мысы:
- в Амурском лимане;
- в северной части о. Унимак;
- бухта и порт в Японском море;
- бухта в Южном океане;
- горная цепь в Антарктиде;
- Шельфовый ледник Лазарева;
- две антарктические станции:
- Лазарев;
- Новолазаревская;
- жёлоб в Антарктике;
- улица в районе Южное Бутово Москвы;
- улица в Липецке;
- Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
- Улица Лазарева в Лазаревском районе города Сочи;
- Набережная адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
- Лазаревский переулок в Кронштадте.
Литература
- Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
wreferat.baza-referat.ru
Презентация «Михаил Петрович Лазарев»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Как и многие мальчишки, читая о русских путешественниках, я мечтал как и они бороздить моря и океаны, совершая научные открытия. Особенно мое внимание привлек военный адмирал и путешественник М. Лазарев
Слайд 2
Михаил Петрович ЛазаревПодготовил ученик 5 А класса МБОУ СОШ №1 СП-О№1 г. Мичуринска Афонин Дмитрий
Слайд 3
ДетствоРодился 3 ноября 1788 г. в городе Владимир. Родители Михаила Петровича: отец-сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, правитель Владимирского наместничества в 1788-1796 годах; мать-Анна Андреевна Лазарева, урожденная Чагина. В декабре 1796 года отца Михаила Петровича назначили сенатором и Лазаревы уехали в Петербург.
Слайд 4
ЮностьПосле смерти П.Г. Лазарева в 1800 Императорским указом Михаила Лазарева вместе с братьями зачислили в Петербургский морской кадетский корпус. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе лучших. Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге
Слайд 5
КарьераВ 1803г. Михаил Лазарев был произведен в гардемарины. В том же 1803г. направлен в Англию для прохождения морской практики и для изучения военного, где стал мичманом. В 1808 году закончил Морской кадетский корпус и до 1813 года служил на Балтийском флоте. За отличие произведен в лейтенанты. Участвовал в боевых действиях во время Отечественной войны 1812 г. "Молод годами, да наторел делами"
Слайд 6
Карьера С 1813г. по 1825г. совершил три кругосветных плавания. За успехи в ратных делах и исследовательской работе Лазареву был пожалован чина капитана 1-го ранга. в 1827 участвовал в Наваринском морском сражении. За победу получил звание контр-адмирал. В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. 11 апреля 1851 года М.П. Лазарев скончался в возрасте 63 лет. Его похоронили в склепе строящегося Владимирского собора в г. Севастополе.Владимирский собор г. Севастополь (могила М.П. Лазарева)
Слайд 7
Первая кругосветка (1813-1816 гг.)В 1813 году Михаил Лазарев отправился в свой первый долгий поход к берегам Северной Америки на корабле «Суворов». Во время плавания были открыты неизвестные острова, названные именем Суворова - первые российские открытия в южном полушарии. Проведены научные исследования.Плавание Лазарева М. П. на корабле «Суворов»
Слайд 8
Вторая кругосветка (1819-1821гг.)В 1819 году к южному полюсу отправились два шлюпа: «Восток» под командой Ф.Ф. Беллинсгаузена и «Мирный», под командованием Михаила Лазарева. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов.
Слайд 9
Третья кругосветка (1822-1824 гг.)В ходе третьего кругосветного плавания М. П. Лазарев проводил океанографические, астрономические, метеорологические и другие исследования, которые легли в основу научного труда «Метеорологические наблюдения, проводившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер» под командованием капитана II ранга Лазарева в 1822, 1823, 1824, 1825 годах».
Слайд 10
Награды М.П. ЛазареваОрден Святого Владимира I степениОрден Андрея Первозванного
Слайд 11
НаградыОрден Святого Георгия IV степениОрден Белого ОрлаОрден БаниОрден Святого Людовика
Слайд 12
Имя Лазарева на карте мира
Слайд 13
Лазаревское (курорт)
Слайд 14
Мыс и посёлок Лазарева (Хабаровский край)
Слайд 15
Мыс Лазарева (Алеутские о-ва)
Слайд 16
о. Лазарева в Аральском морео. Лазарева
Слайд 17
Бухта и порт Лазарева
Слайд 18
Имя Лазарева на карте Антарктиды
Слайд 19
Набережная Лазарева в Санкт- Петербурге
Слайд 20
Улица Адмирала Лазарева (Москва)
Слайд 21
Площадь Лазарева г.Владимир
Слайд 22
Атолл ЛазареваМатаива ( атолл Лазарева) — атолл в архипелаге Туамоту (Французская Полинезия) в группе островов Паллизер.
Слайд 23
Площадь Лазарева г. Севастополь
Слайд 24
Совершенные М.П. Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Лазарев был избран почетным членом Географического общества. Его заслуги и достижения в деле укрепления черноморского флота, в деле воспитания плеяды русских флотоводцев велико. Русский̆ флотоводец и мореплаватель, адмирал, кавалер ордена Святого Георгия IV класса, командующий̆ Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды
Слайд 25
http://dic.academic.ru/pictures/wiki//lusana.ru/files/52/450px Lazarevmap1.jpg http://windgammers.narod.ru/Korabli/Mirnai.html http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lazarev_mp.php http://helena54.narod.ru/lazarev.html http://www.vladregion.info/people/vladimirskaya-entsiklopediya-zemlyaki/lazarev-mikhail-petrovich http://sevastopol.ru.russianwomen.net/images/photoalbum/sevastopol/medium/mvNic69783.jpg 7.http://www.aphorisme.ru/about-authors/lazarev/?q=4988
lusana.ru
Биография Михаила Петровича Лазарева
Михаил Петрович Лазарев [3(14).11.1788, Владимир, - 11(23).4.1851, Вена, похоронен в Севастополе] - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 году поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 году командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании. В 1808-13 годах служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-09 годов и Отечественной войне 1812 года. В 1813-16 годах на судне "Суворов" совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно, открыл атолл Суворова. Как командир судна "Мирный" и помощник начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена в 1819-21 годах участвовал в открытии Антарктиды и многочисленных островов. В 1822 году, командуя фрегатом "Крейсер", осуществил свое третье кругосветное плавание (1822-1825), в котором были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др. С 1826 года командовал линейным кораблем "Азов", на котором, будучи одновременно начальником штаба эскадры, совершил поход в Средиземное море в составе эскадры адмирала Л. П. Гейдена и участвовал в Наваринском сражении (1827). За отличие в сражении был произведен в контрадмиралы, а "Азов" впервые в истории русского флота был награжден георгиевским флагом. В 1828-29 годах руководил блокадой Дарданелл; в 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году начальник штаба Черноморского флота. В феврале-июне 1833 года, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор (1833), в результате которой был заключен Ункяр-Искелесийский договор (1833). С 1833 года главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева. Талантливый военный организатор, Лазарев был сторонником создания сильного парового флота, но технико-экономическая отсталость России не позволила выполнить эту задачу. Лазарев воспитал плеяду талантливых флотоводцев и командиров ( П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Г. И. Бутаков и др.). Именем Лазарева названы атолл в группе островов Россиян в Тихом океане, мысы в Амурском лимане и в северной части острова Унимак, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море и др.
Большая советская энциклопедия.Литература. 1. М. П. Лазарев. Документы, т. 1-3, М., 1952-61. 2. Никульченков К. И. "Адмирал Лазарев", М., 1956. 3. Соколов А. В. и Кушнарев Е. Г. "Три кругосветных плавания М. П. Лазарева", М., 1951. 4. "Русские мореплаватели", М., 1953.
dilet.narod.ru