Лазарев флотоводец: Михаил Петрович Лазарев | Государственное управление в России в портретах

Класс Киров — пр.1144.2

Согласно концепции стратегического неядерного сдерживания, озвученной В. Чирковым 20 декабря 2013 г., основу группировки СНЯС ВМФ, оснащенной высокоточным оружием большой дальности, в среднесрочной перспективе, они составят БТР пр.885М, пр.949М и ТАРКР пр. 11442. Для того, чтобы всегда иметь в составе сил постоянной готовности СФ и ТОФ хотя бы один тяжелый крейсер, их общее количество должно быть не менее трех — два в строю, и один в ремонте.

Как следует из попавших в СМИ материалов конкурсной документации госкорпорации «Росатом» от 19 апреля 2019 года, в 2021 году планируется утилизация кораблей «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров», заводской № 800) проекта 1144 и «Адмирал Лазарев» ( бывший «Фрунзе», заводской № 801) проекта 11442. На утилизацию первого планируется выделить 400 млн руб., второго — 350 млн руб.

Сообщения, циркулировавшие на Западе в конце 1970-х, что класс [известный в то время как класс Советский Союз ] должен был состоять из 12 единиц, в конечном итоге оказался неверным. Бортовые номера не были присвоены постоянно, и в разное время встречались следующие бортовые номера: 028, 050, 059, 065, 080, 180, 181, 183, 190 и 750.

В декабре 2011 года сообщалось, что Министерство обороны России планирует к 2020 году переоборудовать ракетные крейсера «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», что значительно повысит боевую мощь ВМФ России. Судно «Адмирал Ушаков», пришвартованное на верфи «Звездочка» в Северодвинске, не определено. Россия построила четыре атомных крейсера типа «Киров» в 1919 году.74-1998. Один из них, «Пётр Великий», до сих пор находится в строю в качестве флагмана Северного флота.

Киров (экс-Адмирал Ушаков, экс-Киров)

На конец 1997 года в строю оставался только Адмирал Нахимов .

Корабль «Адмирал Ушаков» , находившийся в нерабочем состоянии с 1989 по 1990 год, был выведен из строя в октябре 1998 года, чтобы предоставить материалы для переоборудования другой боевой единицы класса «Киров» — «Адмирал Нахимов». Однако 14 января 19 г.99 российская Дума проголосовала за ремонт «Адмирал Ушаков» и восстановление его в строю за счет средств, выделенных на другие строительные и ремонтные работы. В сентябре 1999 года крейсер Северного флота России «Адмирал Ушаков» был отправлен из Североморска в Северодвинск для прохождения модернизации. На корабле будет заменена ядерная силовая установка. Кроме того, крейсер будет вооружен новейшим вооружением и оснащен самым современным навигационным оборудованием. Деньги на модернизацию предоставили российские регионы. По состоянию на 19№ 99 уже выделено более 10 млн рублей из 100 млн рублей, необходимых для модернизации «Адмирала Ушакова».

Сообщалось, что «Адмирал Ушаков» был списан в 2001 году и окончательно выведен из эксплуатации в 2002 году. В октябре 2003 года сообщалось, что директор судоверфи «Звездочка» Николай Калистратов заявил, что Норвегия выделит 40 миллионов долларов на утилизацию атомного крейсера «Адмирал Ушаков». Еще $12 млн потребуется на модернизацию места отработки отработавшего ядерного топлива. В июне 2004 года название крейсера было перенесено на базирующийся в Североморске эсминец «Бесстрашный», поэтому бывший флагман ВМФ «Адмирал Ушаков» носил только номер 09.0 на носу в данный момент.

В декабре 2011 года сообщалось, что Минобороны России планирует к 2020 году переоборудовать ракетные крейсера «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков»

Директор центра судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев заявил в интервью ТАСС 25.07.2018 [Руководитель «Звезды»: «Обучат» совместной работе новую систему «Адмирал Кузнецов»]: «Решения по «Киров»пока.Этот вопрос находится в совместной компетенции Минобороны и Росатома.Ситуация заморожена на долгие годы,несмотря на очевидную необходимость утилизации корабля.По техническому состоянию он,образно говоря, имеет уже пройдена точка невозврата.»Киров» занимает 260 метров набережной, в которой остро нуждается предприятие, и тормозит реконструкцию гидросооружений.Нам просто некуда переставлять заказы и катера с реконструируемых участков. Да и реконструировать и специальный причал, к которому пришвартован «Киров».0003

«К сожалению, «Киров» перешел в ранг «недвижимости» в прямом смысле этого слова. Корабль немобильный, и его корпус придется утилизировать прямо на месте причала. Технические решения по его утилизации разрабатываются исходя из этой печальной особенности.Придется использовать специальные понтоны,поддерживающие корпус корабля на плаву.С точки зрения радиационной безопасности корабль не представляет угрозы,отработавшее топливо из его реакторов было выгружено в 2016 году , но вскрытие корпуса было бы весьма хлопотным делом».

К 2019 году разделка стоящего на набережной ЦС «Звездочка» тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 может стоить всего 400 млн рублей. Эта сумма была оглашена в СМИ после изучения заявки Росатома.

По состоянию на 2020 год переработка действительно должна была начаться в ближайшие два-три года. Проект был предложен Северодвинским НИПТБ Онега. Эта организация работает на кораблях и подводных лодках ВМФ не только при ремонте и модернизации, но и создает проекты по утилизации атомоходов. Утилизация Кирова — не такой уж простой проект. Во-первых, нет дока, в котором можно проводить работы по утилизации. Учитывая опыт разделки «Уралов» надо. К 2020 году разведывательный корабль еще не был утилизирован. С него вырезали всю надстройку, демонтировали реактор и прилегающие к нему помещения, но сам корпус до сих пор находится на воде. Для Кирова это неприемлемо, так как кораблю не нужен корабельный корпус — он занимает много места там, где могут стоять другие отремонтированные заказы. Поэтому прорабатывался вариант его разделки на плаву на две, а то и на три части с последующей их разделкой в ​​наливной цистерне предприятия.

Причины, по которым Киров не был использован для модернизации, просты. Хотя корпус у него хороший и бронированный, но из-за экспериментальной надстройки из алюминиево-магниевого сплава ремонт был бы очень дорогим. И большинство установленных на нем систем и оборудования не являются серийными образцами, в отличие от следующих кораблей проекта. Сама идея ремонта «Адмирала Нахимова» более политическая. «Петр Великий» ремонтировался с момента своего рождения. Его купировали, что-то на нем шаманили, но это не подходит под понятие «ремонт».

Адмирал Лазарев (бывший Фрунзе)

ТАРКР «Адмирал Лазарев» Пред. 11442 построен на Балтийском заводе в Ленинграде и передан ВМФ 30.10.1984 (30 лет назад) под наименованием «Фрунзе». Флаг поднят 02.02.1985 (День корабля). 21.08-12.11.1985 г. вместе с эсминцем «Прудент» совершил межфлотский переход в состав Тихоокеанского флота. Переименован 27.05.1992. В период 1995-1996 годов из-за аварии, не связанной с ГЭУ, реакторы были остановлены (сработала аварийная защита), но, несмотря на это, по состоянию на середину 1997 крейсер был боеспособен. В конце 1997 года сообщалось, что «Адмирал Лазарев» должен быть утилизирован из-за недостаточного финансирования необходимого ремонта. В 1999 году «Лазарев» был выведен из боевого состава флота в резерв 2-й категории, а позже законсервирован.

В то время, казалось, кораблю был подписан смертный приговор: денег на ремонт не было, поэтому в Москве было принято решение подготовить атомный крейсер к утилизации. Для этого его поставили в ил в бухте Абрек бухты Стрелок у поселка Шкотово. Но даже в те российские политические сумерки наверху нашлись люди, решившие воевать за ТАРКР.

Крейсер стоял у 7-го пирса в Фокино (бухта Абрек, бухта Стрелок). По состоянию на 2004 год корабль находился в резерве под Владивостоком в бухте Стрелок. В 2004-2005 гг. на судостроительном заводе «Звезда» в Большом Камне была произведена выгрузка ядерного топлива с корабля (операция №1). Вооружение постепенно демонтировали, и к тому, что иногда пишут в прессе, следует относиться с предельным скептицизмом.

По свидетельству дальневосточников, теперь «Адмирал Лазарев» представлял собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружение разграблены. Все, что содержало цветной металл, рвалось самым варварским образом. Картину всеобщего хаоса и разрухи дополняют следы пожара, вспыхнувшего на крейсере 6 декабря 2002 года. Тушить пожар около четырех часов.

В декабре 2011 г. сообщалось, что Минобороны России планирует к 2020 г. переоборудовать ракетные крейсера «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков». В 2014 г. законсервированный тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до 1992 г. «Фрунзе») , выведенный из состава ВМФ России еще в 1999 году и с тех пор законсервированный, впервые почти за два десятилетия прошел доковый ремонт на 30-м судоремонтном заводе.

30-й Судоремонтный завод расположен недалеко от Фокино — в поселке Дунай в бухте Чажма бухты Стрелок, а его плавдок ПД-41 грузоподъемностью 80 000 тонн является одним из двух крупнейших поплавков российского судостроения ( второй — ПД-50 в 82-м СРЗ в Росляково, ЗАТО Североморск). 17 декабря 2014 г. поступило сообщение об окончании докового ремонта, который «проводился для обеспечения непотопляемости корабля, длительное время находившегося у причальной стенки»9.0003

Адмирала Лазарева тоже хорошо бы модернизировать. Но где? В Северодвинске, в знаменитом Центре судоремонта «Звездочка», специалисты которого уже приобретают необходимые навыки у «Адмирала Нахимова»? В Северодвинске для него просто не будет места. Настоящая беда будет заключаться в том, как доставить в Северодвинск «Адмирал Лазарев», давно застрявший на Тихом океане. Есть только два пути. Первый охватывает почти всю Азию, всю Африку, а затем всю Европу через Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Возможно, он мог выйти через Берингов пролив и в сопровождении ледоколов по Северному морскому пути. А вот российская дальневосточная верфь «Звезда» без ограничений по тоннажу гражданских морских судов и боевых кораблей может быть задействована для работы над крейсером. С 2009 годаэтот судоремонтный комплекс интенсивно модернизировался. Глобальный проект предусматривает, что через несколько лет со стапелей «Звезды» начнут сходить даже супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн (что в 12 раз больше, чем у «Адмирала Лазарева»). Тем не менее, супертанкер и атомный крейсер — разные вещи. Доки — не самая большая проблема. Главное демонтировать старое и установить новое оружие, электронику. Для этого нужна специальная инженерная техника и люди.

21 августа 2020 года было объявлено о прекращении ремонтных работ на одном из крупнейших атомных крейсеров в мире — «Адмирал Лазарев». А проблема была как раз в нехватке средств. ТАСС также сообщил, что даже несмотря на прекращение ремонтных работ утилизация частей корабля пока не имеет смысла. Корпус и многие другие детали были в идеальном состоянии.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 шифр «Орлан» Тихоокеанского флота (ТОФ) доставлен на верфь в Приморском крае для утилизации, сообщил 1 мая ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. 2021 г. Накануне крейсер был доставлен на утилизацию на 30-ю верфь в пос. Дунай, сказал он. Крейсер долго ждал решения своей дальнейшей судьбы. Рассматривались два варианта — либо модернизация по примеру «Адмирала Нахимова», либо утилизация. Специалисты склонялись в пользу первого варианта, так как корпус крейсера был в хорошем состоянии.

Адмирал Нахимов (бывший Калинин)

«Адмирал Нахимов» Проект 1144 «Орлан» до 1992 года назывался «Калинин». Заложен 17 мая 1983 года на Балтийском заводе. Корабль был спущен на воду 25 апреля 1986 года. 30 декабря 1988 года он вошел в боевой состав ВМФ России. 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».

В апреле 2001 года главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов заявил, что линейный крейсер проекта «Адмирал Нахимов» проекта «Киров» , стоящий на приколе с 1999 в Северодвинске, будет вновь принят на вооружение ВМФ России.

По состоянию на начало 2004 года «Адмирал Нахимов» находился в ремонте на Севмаше. Они были сосредоточены преимущественно на критических зонах его реактора, электронной системы и ракетных систем. Его капитальный ремонт должен был быть завершен в 2007 году.

11 мая 2008 года у экипажа тяжелого атомного ракетоносца «Адмирал Нахимов» было два повода для праздничного построения на палубе: День Победы и день рождения корабля. Поздравить военных моряков с 19-летием приехали заместитель губернатора Архангельской области Михаил Ситкин, начальники Мурманской области. -летие корабля. Такие встречи проходят каждый год. Традиционно гости наградили отличившихся моряков, пожелали экипажу крепкого здоровья и возвращения в море на крейсере. С 1999 года «Адмирал Нахимов» стоит у причала Севмаша. Несмотря на столь длительный период простоя, крейсер поддерживали в исправном состоянии службы предприятия и экипаж. По словам начальника пусконаладочных работ Бориса Гулина, в это время график ремонтов уточняется. В течение 2008 года корабелы готовились к «разгрузке активной зоны реактора» — то есть к удалению активной зоны корабельного реактора и замене ее на свежую. Для завершения такой операции по дозаправке может потребоваться несколько лет, что позволяет предположить, что Адмирал Нахимов вряд ли вернется в строй до 2010 года.

В 2011 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин, специально приехав в город, подписал контракт на модернизацию этого ТАРКР на сумму Минобороны не менее 1,5 млрд долларов. В декабре 2011 года сообщалось, что капитальный ремонт законсервированного атомного крейсера «Адмирал Нахимов» начнется после 2012 года с упором на переоснащение корабля современным вооружением и электроникой, сообщили на Севмаше. Крейсер типа «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») «Киров» вступил в строй в 1988 и законсервирован в 1999 году. Находится в доке на верфи Севмаш в городе Северодвинск на севере России, с 2005 года на ремонте.

В ходе переговоров с Минобороны России мы пришли к выводу, что продолжать ремонт без определения окончательного варианта модернизации бессмысленно, поэтому ремонтные работы приостановлены [до 2012 года], — заявил генеральный директор Севмаша Андрей Дьячков. В пятницу в эксклюзивном интервью РИА Новости.

Основные изменения при капитальном ремонте коснутся вооружения крейсеров, так как ракеты SS-N-19 «Кораблекрушение» нынешнее основное вооружение кораблей устарело. SS-N-19 будут заменены противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Яхонт» (SS-N-26). Крейсер также получит перспективные зенитно-ракетные комплексы на базе сухопутных С-400 «Триумф» и новые системы точечной обороны.

27 ноября 2014 года ВМФ передал тяжелый атомный ракетный крейсер (ВАН) «Адмирал Нахимов» судостроительному заводу «Севмаш» в Северодвинске для ремонта и модернизации. Ремонт и модернизация «Адмирала Нахимова», которую планируется продлить до 2019 года, полностью заменят систему жизнеобеспечения, изменят ракетно-артиллерийское вооружение, обновят радиотехническое и телекоммуникационное оконечное оборудование. По словам разработчика, модернизированный атомный крейсер «Адмирал Нахимов» прослужит еще 30-40 лет.

В ходе модернизации российских атомных подводных лодок проекта 949 «Антей» и тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» ВМФ России планирует вместо 24 «старых» ракетных комплексов «Гранит» установить в каждой ракетной шахте по три контейнера «Яхонт». В результате боевая нагрузка кораблей будет увеличена с 24 до 72 новых сверхзвуковых крылатых ракет.

Российский атомный линейный крейсер «Адмирал Нахимов» вернется в строй после модернизации к 2018 году, заявил заместитель начальника Департамента кораблестроения ВМФ 30 мая 2015 года. Ранее сообщалось, что Россия может завершить модернизацию корабля к концу 2019 года. Работы включают модернизацию систем жизнеобеспечения, ракетных комплексов и артиллерийского вооружения, а также систем радиоэлектронного вооружения. После ремонта срок службы линейного крейсера будет продлен как минимум еще на 35 лет.

Судостроительный завод «Севмаш» в Северодвинске планирует завершить к 2020 году ремонт и глубокую модернизацию тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов». Об этом 13 января 2017 года сообщил представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ Игорь Дыгало. «В соответствии с планом завода производится замена и модернизация корабельных систем жизнеобеспечения, радиоэлектронного вооружения, корабельных энергетических систем, — говорится в сообщении. — Планом предусмотрена замена комплексов ракетно-артиллерийского вооружения ТАРКР» Адмирал Нахимов».
«В результате модернизации тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» получит совершенно новые тактико-технические характеристики, а также значительно повысит потенциал надводных сил ВМФ России», — сказал Дыгало. Весной 2013 г. был заключен госконтракт на ремонт и модернизацию корабля, который осенью 2014 г. поставлен в сухой док[9].0003

В 2019 году сообщалось, что крейсер «Адмирал Нахимов» трансформируется в ходе глубокой модернизации на Севмаше. В 2020 году планируется его запуск.

Петр Великий

Долгожданный Петр Великий , прибывший на Северный флот в ноябре 1996 года для приемочных испытаний, был окончательно сдан в эксплуатацию 18 апреля 1998 года, но уже на Северном флоте, а не на первоначально запланированном Тихоокеанском флоте. Однако впоследствии он был поставлен на прикол в Североморске в ожидании достройки и ремонта.

23 марта 2004 г. главком ВМФ России заявил, что атомный ракетный крейсер «Петр Великий» находится в таком ужасном состоянии, что может «взорваться в любой момент», но через несколько часов отказался от своего заявления. Адмирал Владимир Куроедов сказал, что массивный крейсер находился в плохом состоянии, и добавил, что «он особенно опасен, потому что у него есть ядерный реактор». Однако всего через три часа Куроедов отказался от своего зловещего заявления, заявив, что его неправильно поняли СМИ. «Никакой угрозы ядерной безопасности корабля нет», — говорится в заявлении. «Ядерная безопасность корабля полностью гарантирована в соответствии с существующими нормами». Он добавил, что некоторые недостатки в обслуживании жилых помещений крейсера будут устранены в течение трех недель, после чего корабль станет полностью боеспособным.

Крейсер пр. «Петр Великий» пр. пришвартовался на ремонт в Росляково с 19 апреля 2004 г. Судоремонтники очистили и покрасили подводную часть корабля, отремонтировали арматуру, осмотрели рулевое управление. Плавдок ПД-50, где ремонтировался «Адмирал Кузнецов», подготовили для флагмана ВМФ. К июлю 2004 года флагман Северного флота, только что вышедший из ремонта, приступил к выполнению задач в так называемой «первой линии» готовности во второй половине августа 2004 года.

После ремонта «Адмирал Кузнецов » «Петр Великий » сопровождал авианосец и участвовал в самых масштабных военно-морских учениях, проводимых ВМФ России на сегодняшний день. В состав оперативной группы входили эти два корабля, крейсер «Маршал Устинов» , эсминец «Адмирал Ушаков» , танкер и два корабля обеспечения. Группа прибыла в район примерно в 20 морских милях от Исландии 5 октября 2004 г. и вернулась домой 1 ноября 2004 г.

По состоянию на 2015 год модернизация «Петра Великого» ожидалась в 2018–2021 годах. Разработчики рассчитывают, что после этого крейсер прослужит еще 30-40 лет.

Модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» начнется на «Севмаше» после завершения работ по модернизации его же типа крейсера «Нахимов». Об этом в эфире радио «Российская служба новостей» сообщил глава корабля ВМФ России капитан Владимир Трапичников. «Планы не просто есть, они реализуются. Сегодня мы на «Севмаше» провели совместную работу с конструктором («Северное ПКБ») и со стороны строителя проведем работы по модернизации тяжелого крейсера «Нахимов» с срок до конца мая 2018 года», — сказал он. «А потом такие же модернизационные работы по улучшению характеристик вооружения, радиотехнических комплексов, средств радиоэлектронной борьбы проведет наш крейсер «Петр Великий», — сказал офицер.

В феврале 2016 года появились сообщения о том, что к 2022 году российский атомный ракетный крейсер «Петр Великий» должен быть вооружен гиперзвуковыми крылатыми ракетами. . [Тяжелый крейсер GM] «Петр Великий» войдет в сухой док в третьем квартале или в конце 2019 года. Капитальный ремонт и переоборудование вооружения планируется завершить к концу 2022 года, сообщил ТАСС 24 февраля 2016 года источник в российском судостроении9.0003

Источник также подтвердил, что прототип гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон» проходит государственные летно-конструкторские испытания. Как только испытания подтвердятся успешно, ракета будет представлена ​​на гососвидетельствование. Другой источник сообщил ТАСС, что тяжелый крейсер будет переоснащен новейшими многоцелевыми системами вертикального пуска 3С-14. Сообщается, что каждый из 10 серийных 3С-14 имеет восемь ракетных контейнеров, в которых могут размещаться противокорабельные ракеты трех типов: «Циркон», «Оникс» или «Калибр».

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», флагман Северного флота, впервые за два года вышел в море. Об этом сообщили в пресс-службе флота 16 мая 2016 года. «Это первый выход в море ракетного крейсера после восстановления технической готовности экипажа корабля». Петр Великий «выполнил все задачи, поставленные перед базовой подготовкой, провел проверку готовности вооружения и техники корабля к действиям на море», — сообщили в пресс-службе.

Кузнецов

Сокращение бюджета в конце холодной войны привело к прекращению строительства пятого энергоблока класса «Киров». Постройку серии атомных ракетных крейсеров проекта 1144 завершил четвертый в серии «Петр Великий» (бывший «Юрий Андропов»). На стапелях стоял пятый (последний в серии) — «Адмирал Кузнецов» (ранее «Максим Горький»), имевший улучшенное вооружение кораблей. В них воплотились все последние достижения советской науки и техники.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Дело Кузнецова | Материалы

Единственный в России авианосец Адмирал флота Советского Союза Кузнецов томится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске с октября 2018 года, когда из-под него затонул плавучий сухой док ПД-50, что задержало его капитальный ремонт и модернизацию . «Тяжелый авианесущий крейсер» (говоря русским языком) преследовали несчастья с тех пор, как он был введен в строй в 1991; тем не менее, мы должны быть осторожны, чтобы сосредоточить внимание не столько на несчастном авианосце, сколько на недостатках инфраструктуры, которые подвели его и продолжают досаждать российскому флоту.

Проблемы российской системы технического обслуживания и модернизации вооруженных сил не новы и очевидны уже сейчас, поскольку ее вооруженные силы не показали себя в Украине. В советский период большая часть финансирования была сосредоточена на разработке и производстве кораблей, и мало что оставалось на текущее содержание. Приватизация российской судостроительной и ремонтной промышленности в XIX в.90-е годы принесли с собой коррупцию и неэффективность, и многие корабли были потеряны из-за того, что проржавели у причала или потерпели аварию.

Для решения этих и других проблем в марте 2007 года президент Владимир Путин издал указ о создании Объединенной судостроительной компании (ОСК) — частной акционерной компании, полностью принадлежащей правительству России. Эта новая зонтичная корпорация будет управлять всеми контрактами на военное строительство, техническое обслуживание и ремонт. 1

Впоследствии ВМФ России приступил к реализации проекта «новых кораблей на старых корпусах», пытаясь продлить срок службы плавучих платформ советской постройки, модернизировав их новым вооружением и электронными системами. Инженеры разработали универсальную систему вертикального пуска (УКСК-М), которую можно было установить на новые платформы или дооснастить на старых кораблях для размещения противокорабельных крылатых ракет нового поколения, крылатых ракет для поражения наземных целей и противолодочных ракет. Конструкторские бюро также разрабатывали зенитные комплексы, такие как «Панцирь-М», как для новых, так и для старых платформ. Программа рассматривалась как способ сэкономить время и деньги. 2 К сожалению для России, она не предусмотрела расходы на инфраструктуру или сложность управления конечными мощностями верфей при попытке построить новые корабли и подводные лодки, поддерживать действующие суда и возродить старые платформы.

Кузнецов

Во время переброски Кузнецов в Сирию в 2016–2017 годах — ее первой и единственной боевой операции — авианосец изверг черный дым. Хотя появление дыма связывают с различными причинами, такими как использование некачественного топлива или ошибка оператора, в ретроспективе кажется, что он возник из-за износа трансмиссии авианосца. Появились сообщения о том, что четыре из восьми ее котлов КВГ-4 будут заменены в рамках капитального ремонта среднего возраста. 3 По словам российского военного аналитика Николая Старикова, «Создав эти гигантские машины, Советский Союз не стал заморачиваться с их постоянными базами. В результате, вместо того, чтобы получать электроэнергию и горячую воду на берегу, когда они стояли в доке, их дизель-генераторы выходили из строя, преждевременно изнашивая их электростанции». 4

Россия признала важность проекта строительства сухого дока на 35-м судоремонтном заводе. Коммерческие спутниковые снимки Maxar от 8 апреля 2022 года показывают полностью закрытый док для могил и начатые работы над дверью кессона. «Кузнецов» может быть пристыкован уже этим летом, сообщает ТАСС. Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г. / Текст добавлен авторами

Выпуски Кузнецов отражают структурные недостатки московской программы ремонта и модернизации. Более того, ее капитальный ремонт среднего возраста говорит о неадекватной инфраструктуре, унаследованной ВМФ России для поддержания своих кораблей в строю, их обслуживания и модернизации. Потеря в 2018 году плавучего сухого дока ПД-50 — единственного достаточно большого, чтобы принимать самые большие военные корабли — заставила задуматься: план модернизации Москвы зависит от инфраструктуры.

Шаг вперед

13 апреля 2021 года министр обороны РФ Сергей Шойгу, главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов и заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков посетили 35-й судоремонтный завод в Мурманске, где находится новый большой сухой док строится для завершения ремонта на Кузнецов . Летом 2019 года рабочие начали объединять два смежных 200-метровых могильных дока в один, убрав стену между ними и удлинив конструкцию. Шойгу заказал дополнительных рабочих и оборудование, поскольку нынешних усилий было «явно недостаточно для обеспечения должного темпа такой масштабной работы, которую необходимо вести круглосуточно». Кроме того, министр обороны отверг объяснение президента ОСК Алексея Рахманова о том, что работы срываются из-за «недобросовестных действий» субподрядчика. «Нам нужен док», — взмолился Шойгу. «Необходимо отремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов ». 5

Перед развертыванием авианосца в Сирии существовала задержка по техническому обслуживанию и капитальному ремонту, а авария с ПД-50 усугубила проблемы. Но даже помимо модернизации «Кузнецов» , Минобороны России признало важность проекта сухого дока на 35-м судоремонтном заводе. К весне 2022 года коммерческие спутниковые снимки «Максара» показали значительный прогресс после визита Шойгу: могильный док был полностью закрыт, а работа над дверью кессона началась. Хотя работа над доком продолжается, разумно ожидать, что 9По данным ТАСС, 0155 «Кузнецов » может быть поставлен в док уже этим летом, и завод может приступить к ликвидации значительного отставания по необходимому ремонту кораблей и подводных лодок Северного флота. 6

При длине более 400 метров и ширине от 70 до 120 метров площадь нового сухого дока впечатляет — и
более чем достаточна для размещения Кузнецова или для одновременной работы на нескольких меньших кораблей и подводных лодок, как это сделала Россия с ПД-50.

Новый объект вряд ли станет панацеей от проблем с обслуживанием, ремонтом и модернизацией Москвы, но
это начало. До аварии на ПД-50 Кузнецов должен был быть возвращен в строй в 2019 году, но это сдвинулось не раньше 2023 года. 7 Если верфи Мурманской области смогут ликвидировать отставание, военно-морской флот может
сократить значительные задержки своих проектов.

Отказ отказаться от перевозчика

Москва списала несколько своих больших боевых надводных кораблей, таких как атомные линейные крейсеры класса Киров Адмирал Лазарев и Адмирал Ушаков , но сначала решила инвестировать в инфраструктуру а затем модернизируется до Кузнецов и крейсера Киров класса Адмирал Нахимов (и, возможно, в конечном итоге Киров класса крейсера Петр Великий ). Сохранение больших платформ отражает престиж (и атрибуты) России как великой державы, но Москва также не хочет терять возможности морской авиации Кузнецов , поскольку она обдумывает новые авианосцы и большие десантные/вертолетные корабли. следующее десятилетие. 8

Даже сделав два шага вперед и один шаг назад, Россия вкладывает средства в содержание и модернизацию своей инфраструктуры. В то время как вечные проблемы коррупции, несчастных случаев и финансирования остаются, развитие такой инфраструктуры может принести дивиденды в будущем. Возможно, поэтому Шойгу удвоил усилия на 35-м судоремонтном заводе и почему Москва отказалась списывать 9-й судоремонтный завод.0155 Кузнецов . Конечно, цена войны на Украине и влияние экономических санкций потребуют от Кремля трудного выбора, что может еще больше задержать Кузнецов и усугубить извечные проблемы ВМФ России.

1. Тулякова Ирина Р., Грегова Елена, Деньги В. В. Оценка конкурентоспособности судостроительной отрасли России // Наше море Знаний Касопис за море и Поморство. 3 (2017): 112–19.

2. Коваленко Н. Проблемы технического обеспечения ВМФ и пути их решения.0155 Морской сборник , вып. 7, (2019): 54–56.

3. ТАСС, «Россия начнет модернизацию авианосца проекта «Адмирал Кузнецов» проекта до июля 2018 года — источник», 3 марта 2017 г., tass.com/defense/933816; и «Лента.ру», «Верфь «Звездочка» закупит котлы для авианосца «Адмирал Кузнецов », 27 апреля 2020 г.

4. Николай Стариков, «Без авианосцев, но с пилотами. ВМФ России смотрит в будущее», 12 марта 2020 г., nstarikov.ru/bez-avianoscev-no-s-pilotami-rossijskij-flot-smotrit-v-budushhee-113735.

5. «Шойгу потребовал ускорить реконструкцию дока, где должен проходить ремонт «Адмирал Кузнецов» », tass.ru/armiya-i-opk/11136173, 13 апреля 2021 г.

6. Штаб ВМФ, «Российский авианосец «Адмирал Кузнецов » возобновит ремонт в июне 2022 года», www.navalnews.com, 12 ноября 2021 года. 2022 г., после чего корабль должен был пройти заводские и государственные испытания перед возвращением в строй.