К общерусским столам руси относились: 13 век. «Точки бифуркации». Падение Смоленска.

13 век. «Точки бифуркации». Падение Смоленска.

16.11.2009

13 век. «Точки бифуркации». Падение Смоленска.

Митрополит Петр с житием. Дионисий. 1480-е гг.

М-да, даже из вот такого сора – http://community.livejournal.com/history_ua/191007.html – может вырасти интересный и нетривиальный вопрос.


Оставим на совести персонажа по ссылке пассажи в стиле «остаётся лишь удивляться тому, каким образом московские церковники, читая в старых рукописях о переезде митрополита Максима во Владимир, могли заподозрить, что переезд мог состояться именно к ним в разграбленное татарами и заброшенное местными жителями село на Клязьме в отдалённой провинции Золотой Орды, регулярно терзаемой визитами татар», а не «в столицу Руси — Владимир (известный ныне как Владимир-Волынский) бывший на то время достаточно крупным и динамично развивающимся городом» .


Проблема ведь поднята достаточно любопытная: почему подыскивая для себя место новой резиденции вместо пришедшего в упадок Киева, митрополиты «всея Руси» остановили свой выбор именно на бывшей Владимиро-Суздальской земле? Не было ли у них другого выбора и к чему этот «другой выбор» мог привести?


Глобальную проблему стоит разбить на ряд частных вопросов.

0. Действительно ли митрополиты Максим и Петр перенесли свою резиденцию на территорию Владимиро-Суздальской земли? Вопрос все же не лишен смысла ввиду малочисленности и скудности источников по рассматриваемой эпохе.


Тем не менее, хронологию упоминаний о деятельности митрополитов в начале 14 века выстроить можно.


[1299 год].

Митрополитъ Максимъ не терпѧ Татарьско Г насильӕ ѡставѧ митрополью и збѣжа ис Києва и весь Києвъ розбѣжалъсѧ а митрополитъ иде ко Брѧньску и ѿтолѣ иде в Суждальскую землю и со всѣм̑ своимъ житьєм̑ . /ЛЂТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ./


Аналогичную формулировку можно найти, например, и в Симеоновской летописи, где и добавлено, что митрополит «так седе в Володимери с клиросом и с всем житием своим» /ПСРЛ, т. XVIII, стр. 84/


Однако одного сообщения, пусть и повторяющегося в различных летописных сводах, нам недостаточно. Будем продолжать нашу работу, собирая упоминания о деятельности митрополита Максима и его преемников. Итак.


[1300 год]

В лЂто 6808 [1300]. ПриЂха Максим митрополитъ в Новъгородъ, и ростовьскыи епископъ Семенъ, и тфЂрьскы и епископъ АндрЂи, и поставиша архиепископа Новугороду Феоктиста; знаменаша его въ церкви святою Бориса и ГлЂба, мЂсяца июля; того же мЂсяца и поставиша его въ святои Софьи… /Новгородская первая летопись/


Как видим, новгородцы согласны с тем, что в 1300 году митрополит всея Руси находится на Северо-Востоке своих епархий и занят здесь выполнением «служебных обязанностей». Однако ничего о новой резиденции митрополита этот источник нам не говорит.


[1303] Зато помогают нам сориентироваться в пространствах вот такие приметы политической жизни:

Съехашася на съезд в Переяславль вси князи и митрополит Максим… и ту чли грамоты, царевы ярлыки и князь Юрьи Данилович приат любовь и взял себе Переяславль, и разъехашася раздно. /Симеоновская летопись, ПСРЛ, т. XVIII, стр. 86/


Здесь важно отметить указания на участие митрополита в политической жизни Северо-Востока: Максим «со многою мольбою браняше» упомянутому выше московском князю Юрию Даниловичу искать в Орде великого княжения.


[1305] Все имеет свой конец:

престависѧ Максимъ митроплит /Летопись по Академическому списку /

Сообщение о захоронении митрополита Максима во Владимире-на-Клязьме содержит житие митрополита Петра.


Только жизнь не кончается. Очень интересная коллизия сложилась с выбором места своей резиденции и у преемника митрополита Максима. Упомянутое выше Житие митрополита Петра (т. е. источник, к известиям которого стоит относиться с особой осторожностью) сообщает нам весьма любопытную историю. По смерти митрополита Максима некий Геронтий, игумен из Владимира, самовольно взяв святительские ризы и пастырский жезл, отправился в Константинополь, желая сделаться митрополитом всея Руси (http://people. pwf.cam.ac.uk/jrh21/petrmetpar.doc ). В то же время великий князь Галицкий Юрий Львович, недовольный, видимо, решением митрополита Максима о переезде и политическими последствиями оного («въсхоте Галичьския епископии вь митрополь претворити, изветомь творяся, Геронтиева высокоумиа не хотя»), отправил в Константинополь для поставления в митрополиты игумена Петра из Рата. В итоге кандидат «от Юго-Запада» был поставлен патриархом Афанасием в митрополиты всея Руси. На этом, казалось, историю с переездом церковной столицы во Владимир-на-Клязьме можно было бы и закрыть, но…


[1308/1309] Новый митрополит Петр получает от хана Тохты ярлык со следующей формулировкой:

«А как ты во Владимире сядешь, то будешь Богу молиться за нас и за потомков наших» / Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам и / Древнейший список краткого собрания ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам. Русский феодальный архив XIV-первой трети XVI века /


И тут же митрополит ставит нового епископа для Новгорода:

Поставленъ бысть въ Володимири архиепископъ Новугороду Давыдъ Петромь митрополитомь, мЂсяца июня 5, на память святого Никандра, и приде в Новъгород мЂсяца июля 20, на Ильинъ день / Новгородская первая летопись /


Из последней записи легко в очередной раз увидеть, что регулярно упоминаемый в источниках без уточнений Владимир – это все же Владимир-на-Клязьме. Доехать в ту эпоху за 15 дней от Владимира-Волынского до Новгорода возможным не представлялось.


[1310] Новые сведения о месте пребывания митрополита можно получить из сообщений об известном соборе, связанном с выдвинутыми против него обвинениями в симонии:

Митрополит Петр созва на Переславль собор велий, быша ту всии епископи, игумены, попы… и от патриарха Афанасия клирок ученый. И многу прения бывшу, и едва преосвячёный Петр… от божественного писания и помосчию и заступлением князя Ивана Даниловича преодоле… / Татищев В. Н. История Российская, т. 5 /

И именно в Переяславле-Залесском находится и сейчас церковь св. Петра-митрополита. Также в 1310 году митрополит выезжал в Брянск, где едва не стал случайной жертвой очередного междукняжеского конфликта с участием татар.


[1312] Далее, о поездке митрополита Петра ко двору взошедшего на престол хана Узбека летописец сообщает следующими словами:

Умре Тахта царь татарский… Того же лета князь велики Михаил Ярославич Тверский поиде в Орду, такоже и Петр, митрополит Киевский и всеа Руси, вкупе с ним поиде в Орду… / Симеоновская летопись, ПСРЛ, т. XVIII, стр. 178 /

Трудно было бы Петру ехать вместе с тверским князем, отправляясь в путь с родной Волыни.


Хотя Юго-Запад своих епархий он, несомненно, посещал. Так, к началу зимы 1316/137 года относится следующая запись:

А митрополит был Петр, иже бе пришел из Волыня на Суждальскую Землю, на Москву, в лето 6824, и приа его князь велики Иван Данилович с честию великою… / Комиссионный список Новгородской первой летописи /

Подводя итоги, можно с уверенностью заключить, что в первые два десятилетия 14 века основным место пребывания митрополитов Максима и Петра действительно была Северо-Восточная Русь, хотя установить точное местоположение их резиденции в любой наперед заданный момент времени не представляется возможным. При этом Галицко-Волынская земля, видимо, активно претендовала на роль второй (или первой) церковной столицы.

1. Гораздо интересней понять, ПОЧЕМУ выбор был именно таков: Владимир-на-Клязьме или Владимир-Волынский. Почему новой столицей церкви не могли стать на рубеже 13-14 веков Чернигов или тот же Смоленск???


Нет ясного ответа 🙁 Историки, потратившие тонны бумаги на обсуждение соперничества Москвы и Твери, десятки килограммов – на соперничество Северо-Востока и Юго-Запада о других вариантах развития нашей истории почти в полном составе молчат… Vae victis.


Но я не могу молчать 🙂


Все же печальная загадка возвышения и падения Смоленска задевает меня чуть ли не больше всех остальных загадок нашей истории.


Могущественное княжество, основанное на месте одного из трех центров «варяжской Руси», вдруг тихо-незаметно сходит с исторической сцены.


А ведь в 12-13 веках на территории Смоленской земли насчитывалось не менее 150 укрепленных поселений, что является вторым результатом среди всех земель!!! / А. В. Куза, «Древняя Русь. Город, замок, село» (М., 1985. С. 30—31, 116, 119. Табл. 12, 19)/ Более того, Ростислав Мстиславич, Рюрик Ростиславич, Мстислав Мстиславич – эти яркие представители «смоленской ветви» потомков Мономаха обеспечили своей земле и впечатляющее политическое доминирование на территориях распадающейся «империи» Рюриковичей. Представители Смоленской земли в середине 12/начале 13 веков (до битвы на Калке) в сумме набрали 33 года княжения на главных общерусских столах: Киеве, Новгороде и Галиче. Для сравнения вспомним, что у «владимиро-суздальских» Юрьевичей, объявленных в пропаганде более позднего времени «распорядителями Русской земли» — 12 лет, у «волынских» Изяславичей и «черниговских» Ольговичей — по 8; при этом в Киеве Ростиславичи правили в сумме 19 лет против 3 у Ольговичей и года у Изяславичей, в Новгороде — 11 против 12 у Юрьевичей. Апогеем могущества Ростиславичей можно считать 1217—1218 гг. и 1220—1221 гг., когда они владели и Киевом, и Новгородом, и Галичем /Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: пути политического развития. М., 1996./.


Но борьбой за общерусские столы экспансионистские устремления Смоленска не ограничивались! Судя по всему, смоляне активно вмешивались и в дела соседней Полоцкой земли. Так под 1220 годом Я. Длугош в своей истории Польши привел известие о разгроме смоленским князем Мстиславом Давыдовичем литовцев, грабивших окрестности Полоцка:

«Dux Mstislaus Davidovicz cum Smolensium militia celeri cursu in Poloczko adveniens lithuanos incautos offendens, absque numero sternit et occidit».

А под 1221 годом Стрыйковский сообщает о захвате Полоцка смоленской и владимиро-суздальской ратями…


Наконец, для любителей теории криптоколониализма и прочих норманизмов упомяну соглашения между Смоленском и Ригой (самое раннее из коих датировано 1229 годов), в которых со временем возникли формулировки, подчеркивающие исключительную роль Смоленска в торговых связях между Русью и Ригой (с 40-ых годов 13 века немецким купцам было запрещено проезжать через Смоленск в другие русские города без разрешения смоленского князя).

И все это могущество вдруг уходит в небытие… И монголы тут, видимо, не слишком виноваты. Смоленск не был разрушен в ходе «батыевой рати», но по подсчетам в уже цитированной работе «Древняя Русь. Город, замок, село» выходит, что во второй половине 13 века на Смоленской земле прекратили своё существование не менее 108 городов (примерно 70% от общего количества). И их восстановлению не помогло и гипотетически возможное бегство народа из Южной Руси, с Киевской и Переяславской земель: в 14 веке было восстановлено только 42 поселения («коэффициент восстановления» составил примерно 40 процентов, что более чем в три раза хуже аналогичного показателя для соседней Владимиро-Суздальской земли…)


На текущий момент я могу лишь указать на четыре ПМСМ наиболее значимые причины, что сделали во второй половине 13 века смоленских князей зависимыми от великих князей владимирских и исключили этот город из списка возможных новых резиденций митрополита всея Руси.

  • Разрушительная война за общерусские столы 30-ых годов 13 века, что затронула земли от Дуная до Донца и Дона и сделала столь легкой задачу Батыя (http://nikolamsu.livejournal.com/61613.html). Ростиславичи в ней поучаствовали по полной… и проиграли. В 1228-1240 годах вперед в неформальном общем зачете вырываются «владимиро-суздальские» Юрьевичи. За этот «военный» период на их счету 12 лет княжения на общерусских столах, у Ольговичей — 8, Ростиславичей — 7, Изяславичей —4,5. При этом Ростиславичи сумели в кровавой каше растратить немалое количество людских ресурсов своей земли.
  • Потеря Новгорода. «Теневые» лидеры Юрьевичей – Ярослав Всеволодович и его сын Александр Ярославич в 30-ые/40-ые годы 13 века фактически закрепили этот наименее пострадавший от татар стол за правителями Владимиро-Суздальской земли. Так что зря вольтерьянцы против Александра Невского во главе списка «Имя России» говорят, зря.
  • Литовская угроза. В работе Д. Н. Александрова, Д.М. Володихина «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI веках» убедительно показано, что между 1239 и 1252 гг. в Полоцке произошло утверждение литовской династии. А значит целью литовских набегов, что по разрушительности своей, видимо, могли поспорить с татарскими, становится Смоленская земля. И вот в 1258 г. литовцы и полочане предприняли совместный поход в Смоленскую землю и взяли «войщину на щит» /Воскресенская летопись, ПСРЛ, т. 29, с. 313/.
  • Last but not least: роковое стечение обстоятельств.

    [1230] Того же лета бысть мор силен в Смоленсце, сотвориша четыре скуделницы и положиша в дву 16 тысяць, а в третьеи 7000, а в четвертои 9000. Се же бысть по два лета /Московская Академическая летопись/

    Почти все население Смоленска исчезло в один год. И вместо бессмысленных комментариев: под 1232 г. все та же Воскресенская летопись сообщает о нападении недавнего подручного смоленского князя Святослава Мстиславича на Смоленск с полоцким войском… Символично, что и финальную точку в истории независимой Смоленской земли поставила все та же бледная царица, после официального визита которой в 1387 году то ли пятеро, то ли десятеро смолян могли лишь запереть ворота переполненного трупами мертвого города…

  • Вот она, «точка бифуркации». 30-ые и 40-ые 13 столетия, когда банальное стечение обстоятельств и результаты пары сражений вполне могли переписать историю Восточной Европы. Но мир с империей Ростиславичей со столицей в Смоленске, без Великого Княжества Литовского и «трех братских народов» не сложился… Бывает.


    И на рубеже 13 и 14 веков смоляне еще пытались возродить былое величие, они еще сумели получить для себя Брянск и тем самым разрезать Черниговскую землю надвое, добив это славное прошлым княжество. Но «точка бифуркации» была пройдена и историю уже определяли другие. Об этих других мы и поговорим в следующих сериях…

    Trojden | Культура домонгольской Руси (X — начало XIII в.): Журавлёва О. Н.

    Вспомните! Культура. Материальная и духовная культура. Шедевры древнерусской культуры.

    Русская культура складывалась на основе языческих традиций восточных славян и неславянских народов, подвергаясь влиянию различных культур. Развитие Руси тесно связано с принятием христианства, хотя слепого культурного копирования не было. Дату крещения Руси можно считать точкой отсчета национального культурно-исторического развития России, естественный процесс которого был прерван нашествием монгольских орд в первой трети XIII в. Для того чтобы увидеть и понять истоки исторического самосознания народа, очень важно оценить уровень развития культуры Руси накануне монгольского вторжения.

    1. Развитие техники земледелия и ремесел

    Древняя Русь славилась своими умельцами, внесшими неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси. Основным занятием жителей было земледелие. Земледельческая техника оставалась экстенсивной, совершенствовалась очень медленно. Все большие территории охватывали пахотные приемы возделывания земель, применялись переложная система, двупольный севооборот. В ряде мест, особенно при освоении новых земель, сохранялось подсечно-огневое земледелие.

    В чем различия подсечно-огневой, переложной и двупольной систем земледелия?

    На смену испытанным приходили новые орудия труда — соха с железным сошником, борона с деревянными зубьями, плуг с железным лемехом. Для сельскохозяйственных работ использовались волы, основной тягловой силой был конь, как в упряжке, так и для верховой езды. Сухопутные дороги были редки. Долбленый челн и ладья являлись универсальным средством передвижения по рекам Руси.

    Усложнялось ремесленное производство, с VIII в. оно постепенно отделилось от сельского хозяйства, став самостоятельной отраслью.

    Произведения ювелирного искусства XII в.

    Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Высоко ценились булатные мечи, кольчуги. Владение ими входило в понимание богатства, наряду с дорогой одеждой, конем.

    Гривны: 1 — новгородская; 2 — киевская; 3 — черниговская

    Долгое время пользовались керамикой, изготовленной женщинами вручную. В IX в. на юге Руси появляется важное техническое усовершенствование — гончарный крут. Металлообработка и гончарное дело были, пожалуй, самыми важными из ремесел. Развивалось также ткачество, кожевенное и портняжное дело, обработка дерева, камня, кости, стеклоделие. Из разноцветного стекла мастера изготавливали бусы, перстни, браслеты, посуду и оконное стекло. Стекло использовалось для храмов и княжеских теремов, а простой люд затягивал окна бычьим пузырем и слюдой.

    Новгородские изделия XI—XIII вв.: 1,2 — металлические шумящие привески. Деталь древнерусского женского костюма; 3 — металлическая шумящая привеска в форме двуглавого конька; 4 — бусы из стекла

    Быстро растущие города становились не только оборонительными и административно-политическими центрами, но и средоточием развития ремесленного производства и торговли, хотя в целом количество горожан не превышало 3% всего населения Руси. Предполагают, что в IX-X вв. существовало 25 городов, в XI в. — 89, к концу XII в. — 224; преимущественно это были небольшие укрепленные центры. Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством. а селяне занимались ткачеством и шили одежду, производили гончарные изделия и т. п. Исключением были металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Городские ремесленники жили по специальностям (их насчитывалось до 70!) в слободах и улицах, работая в основном на заказ. Несмотря на господство натурального хозяйства, постепенно укреплялись внутренние и внешние торговые связи. На арабском Востоке, в Волжской Булгарин, Византии, Чехии, Северной Европе, Скандинавии изделия русских мастеров пользовались большим спросом. При крупных расчетах и уплате штрафов использовались серебряные и золотые слитки.

    2. Быт и досуг жителей Древней Руси

    Условия быта па Руси в целом менялись медленно. Образ жизни разных слоев населения существенно различался. Одежда верхутики общества отличалась больше материалом, нежели покроем. Распространенной обувью бедноты были лапти, поршни (делались из куска кожи, стянутой по краям ремешками), в городах чаще встречались кожаные сапоги.

    Вплоть до X в. на Руси строили только из дерева. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному.

    Основу внутреннего убранства жилища составляли лари и лавки. Стены комнат украшали только иконы, в то время как в Европе вдоль стен выставляли дорогую посуду. Серебряная и оловянная посуда на Руси была редкостью, большинство пользовались глиняными и деревянными горшками и блюдами. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками. В богатых городских усадьбах имелись терема, хозяйственные постройки, бревенчатые срубы, зачастую двухэтажные. В XII в. развивается придворно-княжеское строительство: возводятся каменные дворцы, палаты в Чернигове, Галиче, Пскове, Суздале.

    Любимыми праздниками оставались Масленица, Купала и др. Языческие праздники дополнялись церковными. Помимо общих праздников, таких, как Рождество, в обычай входили храмовые, профессиональные праздники.

    Свадебный пир. Миниатюра из рукописи XVI в.

    Развлечениями знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня. Организовывались и общинные пиры (братчины). На братчину не должны были приходить незваными даже скоморохи.

    Повседневная жизнь людей широко отражалась в фольклорном творчестве: обрядовые и трудовые песни, хороводы-игры, былины, пословицы, загадки. На площадях выступали скоморохи (певцы, танцоры, акробаты) под музыкальные инструменты (бубны, гусли, трубы, рога). Большим уважением пользовались сказители и певцы былин. Все большее место в досуге человека Древней Руси занимало чтение.

    3. Письменность и просвещение

    Утверждающееся в Древнерусском государстве православие совершило переворот в культуре, сознании русских людей, в их взглядах на мир. Славянская письменность существовала еще в начале X в., но после принятия христианства грамотность начинает широко распространяться среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было в основном неграмотным.

    Основной объем необходимых для жизни знаний давали детям родители. Способных детей отдавали в ученичество. В отдельных случаях образование брала под эгиду княжеская власть.

    Владимир I основал школу для детей «лучших людей», Ярослав Мудрый в Новгороде собрал 300 поповских детей, чтобы «учились книгам». Однако вряд ли можно истолковывать эти факты как свидетельства организации постоянных учебных заведений в Древней Руси — «школ». Детей «на учение книжное» отдавали по повелению князя, когда это было необходимо для нужд государства, учителей оплачивал князь. Учителями часто выступали представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Образование людей, считавшихся «философами», т. е. мудрецами — митрополита Илариона, Климента Смолятича, Кирилла Туровского, авторов летописей и безымянных поучений, сводилось к изучению богословской и светской литературы, умению истолковывать писания.

    На Руси были развиты книгописные мастерские и службы при государственных (княжеских) канцеляриях, монастырях и церквах. Переписку и художественное оформление книг осуществляли высокопрофессиональные писцы и художники, монахи. Летописанием занимались деятели церкви.

    Остромирово Евангелие. Евангелист Марк. Миниатюра

    Самой ранней точно датированной книгой является Остромирово Евангелие (1056-1057), созданное для новгородского посадника Остромира.

    Имя автора, дьякона Григория, стоит одним из первых в ряду русских книжников и писателей, создателей великолепных произведений, в которых искусство каллиграфии сочетается с замечательным художественным оформлением.

    Находки древнего Великого Новгорода не перестают удивлять. 13 июля 2000 г. была извлечена уникальная находка — древняя книга (кодекс) с текстом, написанным по воску. Кодекс состоит из трех деревянных (липовых) дощечек. Навощенные дощечки — церы — широко употреблялись для письма в древних Греции и Риме, а также в средневековой Западной Европе. Орудием письма на церах служили металлические или костяные стержни, заостренные на одном конце и снабженные плоской лопаточкой для стирания написанного на другом. На Руси их называли писалами (см. ил. на с. 58). Ранее считалось, что письма по воску на Руси не было.

    Представление об уровне знаний могут дать изборники, где кроме богословских проблем помещались статьи по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и грамматике, этике и логике, излагались некоторые философские категории: сущность, случайное, род, вид, количество, качество и т. д. Изборник Святослава 1073 г. — одна из самых больших по величине древнерусских книг.

    На Руси читали преимущественно религиозную литературу. Светские произведения занимали в чтении куда более скромное место, хотя на Руси известны были труды юго-западных, восточных авторов, переводились хроники, исторические повести, сборники изречений, естественно-научные сочинения, юридические трактаты. Появляется и оригинальная русская литература, например «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе» Нестора, «Слово о полку Игореве» и др. В 1037 г. в киевском соборе Святой Софии по повелению Ярослава Мудрого была создана первая на Руси библиотека. К сожалению, ее судьба до сих пор неизвестна.

    Кругозор горожан был, конечно, шире, чем селян. Многие посадские люди были грамотны, увлекались веселыми языческими игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. О широком распространении грамотности свидетельствуют надписи на предметах быта и берестяные грамоты, а насмешливые надписи XI-XII вв. на стенах киевских и новгородских церквей разрушают легенды о повсеместной религиозности средневековья.

    4. Храмовое искусство

    На Руси развивается монументальное каменное зодчество. При Ярославе Мудром византийскими мастерами был построен Киевский Софийский собор. Величие и благородство форм собора поражали воображение современников. Органически сочетались в нем славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма было воздвигнуто 13 куполов; мастера мозаики и фресок использовали русские сюжеты (изображения княжеской семьи, скоморохов). По подобию Софии Киевской возводились соборы в Новгороде, Полоцке.

    Георгиевский собор Юрьева монастыря. Нач. XII в.

    Спас на Нередице. Кон. XII в. Новгород

    Пятницкая церковь в Чернигове. Кон. XII —  нач. XIII в.

    Борисоглебский собор. 1120-1123 гг. Чернигов

    Дмитриевский собор. Кон. XII в. Владимир

    Дмитриевский собор. Кон. XII в. Резьба на фасаде

    В XII в. стал преобладать более простой стиль, храмы венчали одним куполом. В конце XII — начале XIII в. появляются некоторые особенности архитектурных школ культурных центров Руси.

    Назовите известные вам архитектурные элементы сооружений. Каковы характерные особенности храмовой архитектуры Новгородской земли?

    Наибольшее влияние романского стиля и разрыв с киевской традицией прослеживается во владимиро-суздальском зодчестве, в Галицко-Волынском княжестве.

    Определите общие для зодчества Владимиро-Суздальской Руси черты. Смотрите предыдущие иллюстрации.

    Выявите общее и особенное в храмовых сооружениях удельных центров Руси.

    Ангел Златые Власы. Новгородская икона XII в.

    Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Формируется специфический новгородский стиль живописи.

    Знаменитой и всенародно почитаемой остается и в наше время икона Владимирской Богоматери из Успенского собора г. Владимира. Изображения сюжета и стиль иконописи Руси схожи с византийскими: темная палитра, плоскостное изображение и др.

    Церковь воспринималась человеком не просто как архитектурный объект или памятник искусства, но прежде всего как модель мира, в которой каждая деталь имела свое символическое значение. Купол — это небо, возвышающееся над всем земным — основанием храма. Именно под куполом изображали Христа, окруженного небесными силами (херувимами, ангелами), а пониже — апостолов и пророков. На опорных столбах храма — евангелисты как столпы веры. Алтарная стена с изображениями Богоматери символизировала земную церковь.

    Богоматерь Оранта. Мозаика в соборе Святой Софии. XI в. Киев

    Вместе с православием на Русь из Византии пришло вокальное исполнение, создаваемое для богослужений и провозглашаемое как богоданное искусство. Инструментальная же музыка простонародья («мусикия») трактовалась как «песни и кощуны бесовские». В Киев стали приезжать греческие певцы, появились церковные хоры. До нас дошли имена людей, наученных «певческой премудрости»: монах Киево-Печерской лавры Стефан, новгородец Кирик, владимирец Лука.

    Юная Русь, восприняв языческие и православные (византийские, болгарские) традиции, смогла создать глубокое по духовной сути и высокохудожественное по форме искусство, что заложило прочный фундамент для дальнейшего развития своеобразной русской национальной художественной культуры. Расцвет самобытных культурных центров Руси был прерван ордынским нашествием.

    Вопросы и задания

    1. Опишите исторические условия развития древнерусской культуры X — начала XIII в. 2. Охарактеризуйте уровень развития древнерусского общества на основе анализа памятников культурного наследия домонгольской Руси. 3. Как повлияло христианство на развитие культуры Древней Руси? Каковы отличительные особенности культуры Древней Руси? 4. Можно ли говорить о существовании единой древнерусской народности в условиях обособления отдельных княжеств и земель Руси на рубеже XII—XIII вв.? Докажите свое мнение. (Используйте памятку 7.) 5. Подготовьте проекты: «Былины — устный учебник родной истории»; «Отражение христианских ценностей и традиций в древнерусском искусстве»; «Ранний период отечественной истории в художественных произведениях XIX—XX вв.». Используйте сведения из литературы, изобразительного искусства, музыки и др. 6. Подготовьте компьютерную презентацию, содержащую информацию по хронологии, историческим деятелям, ряд иллюстраций из дополнительной литературы и Интернета.

    Давайте обсудим

    «Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий… Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром» (Г. Флоровский).

    Изучаем источник

    Что можно узнать о жизни Руси из посланий, «писаных на бересте»? Попытайтесь восстановить обстоятельства написания той или иной записки.

    Фрагменты из Новгородских берестяных грамот:

    № 549. «Поклонение от попа к Г речине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую (приветствую. — Авт.) тебя. А Бог (не постоит. — Авт.) за наградой, или же уговоримся между собой».

    № 377. «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев».

    № 395. «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве».

    № 43. «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыло». (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл. — Авт.)

    № 301. «Господину Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему, паробок твой Кля челом бьет. Как, господин, пожалуешь волости? Половина запустела, а те, кто еще остались, идти хотят. Жаловаться хотят, господин, жаловаться, чтобы ты, господин, подати убавил. Я же тебе, своему господину, челом бью».

    № 161. «Наум 3 ржи. Огафаноко кадь ржи. Грига 2 кади ржи. Кулба кадь ржи. Филимон 3 кади ржи. …У Юрка 2. У Чупровых 5 ржи». (Всего господин в качестве повинностей с крестьян получал 12 тонн ржи. — Авт.)

    Заключение к главе 1

    Переломным моментом в истории человечества стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Открытие железа ускорило процесс развития племен. Восточно-Европейская равнина представляла собой особый мир. В то время как цивилизации Востока насчитывали уже несколько тысячелетий, здесь продолжалось медленное расселение народов. Во время Великого переселения славянский этнос не только не исчез, он упрочил свои позиции в Европе, начал играть все более заметную роль в мировой истории. При этом историческое развитие славян имело свои особенности. К концу 1-го тыс. н. э. жители Руси не контактировали с грекоримским миром и находились на среднем уровне развития, отставая от Византии, Арабского халифата, Французского и Английского королевств.

    Какие народы и государства сыграли важную роль в судьбе восточных славян и Древнерусского государства?

    В последние годы укрепляется мнение о том, что социально-политический строй Древней Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества. Вопрос о самом существовании государства в Древней Руси также остается дискуссионным, особенно если исходить из марксистского определения понятия «государство». Не были сформированы не только классы, но и сословия. Не представляется возможным выделить экономически господствующую группу, указать единые границы Руси. Однако население принимало существующий аппарат власти, так как это отвечало интересам всех жителей Руси.

    Первым Рюриковичам в течение столетия удалось подчинить своей власти большинство славянских и финно-угорских племен Восточно-Европейской равнины.

    Каковы были функции княжеской власти?

    Русь утвердилась на между народной арене как богатое, открытое для дипломатических и торговых отношений государство, продолжая оставаться щитом между европейским миром и Степью.

    Мирная жизнь на Руси часто прерывалась и междоусобными войнами: сыновья и внуки Ярослава Мудрого вели постоянные споры за наследство, за право занять киевский стол. На какое-то время распри были приостановлены в первой трети XII в. твердой рукой Владимира Мономаха.

    Князья и их дружинники в XI в. старались закрепиться в своих наследственных княжествах как полноправные хозяева. Сложная общественная жизнь требовала не редких появлений князя из центра, а каждодневного управления в рамках отдельных, сравнительно небольших территорий. Кроме того, запутанная система передачи княжеской власти порождала конфликты. Прекращение перемещений по княжествам по родовому старшинству ограничивало поборы, грабежи. Менялось отношение правителей к подвластным землям как к временным, они стали внимательнее относиться к проблемам подданных. Великий князь по-прежнему считался собственником всех земель Руси, продолжал рассматривать всех князей, бояр как своих служилых людей, но сохранять всю полноту власти правителям Киева становилось все сложнее.

    Во второй трети XII в. Русское государство как политически единое, управляемое из политического центра в Киеве, прекратило свое существование. Тем не менее в политически раздробленной Руси население осознавало свою землю как Русскую. В своеобразной культуре Руси в условиях полицентризма общих черт у отдельных земель и княжеств все же было больше, чем отличий. Объединяющими основами для жителей Древней Руси выступали религия, язык, обычаи, княжеская династия и киевский стол, номинально признававшийся старшим столом всей Руси. На обширных просторах формировались древнерусская культура, древнерусская народность, скрепленные единой исторической судьбой. Возникновение крупных городов, высокий уровень развития ремесел, искусства, грамотности свидетельствуют о расцвете культуры Древнерусского государства, внесшего значительный вклад в развитие мировой цивилизации.

    Проверьте себя

    Тесты к главе 1

    1. Какие из перечисленных племен восточно-славянские?

    Укажите верный ответ.

    а) хазары

    б) кривичи

    в) чудь

    г) угры

    д) поляне

    е) волыняне

    1) а, в, д

    2) б, в, д

    3) б, д, е

    4) б, в, е

    2. Кем из древнерусских правителей были установлены уроки и места сбора дани?

    1) Игорем

    2) Олегом

    3) Ольгой

    4) Святославом

    3. К какому году относят крещение Руси?

    1) 882 г.

    2) 945 г.

    3) 988 г.

    4) 1113 г.

    4. Появление первого письменного свода законов на Руси связано с именем

    1) Владимира Святославича

    2) Владимира Мономаха

    3) Ярослава Осмомысла

    4) Ярослава Мудрого

    5. «Лествичное право» на Руси предполагало

    1) очередной принцип наследования власти, по родовому старейшинству

    2) выборность князей

    3) вертикальный принцип наследования княжеской власти, от отца к сыну

    4) занятие должностей по знатности

    6. К общерусским столам Руси относились

    1) Киевская земля

    2) Галицко-Волынская земля

    3) Великий Новгород

    4) Переяславское княжество

    5) Владимиро-Суздальская Русь

    7. Расставьте материалы для изготовления орудий труда в последовательности периодов их широкого применения

    1) медь

    2) железо

    3) камень

    4) бронза

    8. Самая бесправная категория населения Древней Руси — ________________

    9. Определите, что ставит приведенные ниже слова в общий ряд.

    Глаголь, зело, иже, рцы, ферт, ижица — ___________________

    10. О ком идет речь?

    «Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще“».

    

    Предыдущая

    Страница

    Следующая

    Страница