Кузьма минин кем был: Был ли Кузьма Минин татариным

Был ли Кузьма Минин татариным

2017-07-21 08:25:21

Перед собором Василия Блаженного на Красной площади стоит памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим народное ополчение во время польской интервенции в Смутное время, что способствовало победе над Польшей в 1612 году. Личность одного из народных героев, Кузьмы Минина, во многом остается загадкой для историков. Существует версия, что он был татарского происхождения.

«Балахнинская» версия

Есть разногласия по поводу того, звали Минина Кузьмой или Козьмой (в XVI веке эти имена различались). В документах за 1613 год имя значится как Кузьма (Косма) Минич Минин, а в Никоновской летописи — Кузьма Минич Минин Сухорук (последнее, видимо, прозвище).

Общепринятая версия гласит, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. В советское время она поддерживалась многими видными историками, например, И. А. Кирьяновым и А. Я. Садовским. Однако в наше время было выдвинуто предположение, что балахнинские Минины приходились знаменитому Кузьме лишь однофамильцами. Об этом писал еще П. И. Мельников-Печерский, а в 2005—2006 годах на эту тему была опубликована работа группы нижегородских ученых в сборнике «Мининские чтения».

Один из исследователей, С.В. Сироткин, пишет: «Изучение кадастровых и других документов по истории балахнинской семьи Мининых позволяет достаточно уверенно говорить об отсутствии их родства с Кузьмой Мининым».

В то же время подпись на одной из грамот называет нам имя родного брата Кузьмы Минина – Сергей. Достоверно известно, что среди балахнинских Мининых человека с таким именем не было. К тому же имя Анкудин (имя отца балахнинского солевара и предполагаемого деда национального героя) отсутствует в поминальном синодике Нефёда – сына Кузьмы.

«Крещеный татарин»?

В 2002 году в журнале «Огонек» появилась сенсационная статья историка В. Л. Махнача, в которой Кузьма Минин был назван «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Никаких сколько-нибудь серьезных доказательств данной версии не приводилось. Однако в 2006 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал гипотезу о татарском происхождении русского национального героя. Одновременно тезис этот был озвучен тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх объявил, что считает версию о татарской национальности Минина, по крайней мере, возможной, поскольку известно, что в ополчении было много татар, отправившихся освобождать Москву от интервентов, потому что Кузьма Минин был татарином. Хотя как могли татары, большинство из которых были мусульманского вероисповедания, относиться к «крещеному» собрату?

Тем не менее аргументы в пользу «татарской» версии находятся. Так, известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своей книге «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» высказывает предположение, что фамилия Минин может происходить от названия кипчакско-ордынского рода «мин», появившегося после завоевания кипчакских земель татаро-монголами. В Полном собрании российских летописей также сказано, что выходцы из рода мин звались в России Миниными.

Подвиг русского мясника

Но, с другой стороны, Кузьма Минин принадлежал к простому роду, и фамилии у него изначально не было. Фамилию ему дали лишь в 1613 году по отцу, христианское имя которого было Мина (кстати, на Руси оно появилось задолго до появления рода мин). То есть, скорее, Кузьма был все-таки из русской православной семьи.

Да и о роде занятий Мины, отца Кузьмы, существуют разные мнения. Одни источники называют его «солепромышленником», другие – «говядырем» (торговцем скотом). Точно известно, что он был избран нижегородцами посадским старостой. Сам Кузьма в начале XVII века открыл лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей. В 1608–1610 годах участвовал в составе местного городского ополчения в боях со сторонниками Лжедмитрия II. Впоследствии он вместе с князем Дмитрием Пожарским организовал Земское ополчение для помощи Москве против польских и шведских войск. В основном бывший мясник отвечал за «хозяйственно-финансовую часть», но храбро проявил себя и в сражениях, за что 12 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал его титулом думного дворянина и вотчинами.

Кстати, скончался Кузьма Минин в 1616 году под Казанью, куда он был направлен по случаю восстания татар и черемис. Историк Б. М. Пудалов считает, что версия о его татарском происхождении не может быть принята, «так как противоречит свидетельствам источников о глубоких православных корнях рода».

Козьма Минин: из говядарей в руководители ополчения

«Занимался прежде торговлей скотом»

Один из самых важных источников по ранней биографии Кузьмы Минина — Хронограф 1617 г. — содержит малопонятную нынешнему читателю фразу. Там написано, что Минин «художествомъ бяше преже говядаръ»1. «Художество» для книжника XVII века — это род занятий. Но что означает слово «говядарь»? Оказывается, оно родственно всем известному слову «говядина». Вместе они восходят к употреблявшемуся в Древней Руси понятию «говядо» (крупный рогатый скот), имеющему древнее индоевропейское происхождение. В словаре русского языка XI — XVII веков, подготовленном учеными Института русского языка АН СССР, «говядарем» называется и пастух, пасущий крупный рогатый скот, и торговец скотом2. Кем же был Минин? По мнению филологов — торговцем.

«Занимался прежде торговлей скотом», — так О.В. Творогов переложил на современный русский язык фразу о Минине-говядаре из Хронографа3. Похожим образом, кто такой «говядарь» разъяснял В.И. Даль. Согласно его знаменитому словарю, говядарь — это «гуртовщик, прогонщик, нагульщик скота и скотопромышленник»4. Гуртовщиком, прогонщиком называли хозяина или пастуха гурта — стада скота «в отгон, на продажу на убой». Нагульщик откармливал скот на подножном корму, пастьбой.

Возьмем еще один ранний источник, упоминающий о Минине — «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание послушающим». В нем род занятий Минина прямо назван: «Купец коровей»5.


Кто такой прасол?

Как же Кузьма, родившийся в семье балахнинского солепромышленника, стал «коровьим купцом» — говядарем? Ничего удивительного в этом нет. Соль — самый ходовой товар той эпохи: она пользуется спросом и не портится, ее удобно перевозить. Поэтому издревле на Руси по разным местам ездили торговцы солью — прасолы. Нельзя исключить, что и Минин начинал с этого.

Некоторые из прасолов в счет платы за соль принимали разные продукты и потом перепродавали их. В XIX в. прасолом называли перекупщика скота, мяса и рыбы. Согласно словарю Ожегова прасолы вели оптовую скупку «скота и разных припасов (обычно мяса и рыбы)»6. Академический словарь 1847 г. сообщает: прасол — это «скупающий гуртом рыбу или мясо, и солящий их на продажу»7. По Далю, прасол — скупщик мяса и рыбы для соленья, «для розничной мелочной распродажи»8.

По этому пути пошел и Минин. Вероятно, он развозил соль по разным селам, продавая или обменивая ее на скот — коров и телят. Потом он пригонял этот гурт в город: в Балахну или Нижний Новгород. Дальше телята нагуливались до нужного веса. В необходимый момент скот шел на убой.

Забой скота в XVII в. происходил в специально оборудованных животинных бойницах. В Нижнем Новгороде такое заведение находилось у мясного ряда и принадлежало Богдашке Сухорукову9. Оно обслуживало всех желающих. Самому колоть скот Минину не было необходимости. Он пригонял гурт, потом забирал мясо, солил и продавал его. «Имеяше торговлю мясную», — сообщал о нем «Новый летописец»10.

Из «Летописной книги» 1626 г. узнаем, что Минин торговал не только мясом, но и рыбой. Автор этого произведения, аристократ, возможно, чтобы уколоть сына Минина, Нефеда, причастного к придворной борьбе 1620х гг., дал такую характеристику его отцу: «Человекъ некий в Нижнемъ Новегороде убогою куплею питаяся, сиречь продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людемъ, имя ему Кузма»11. Заметим, что торговать рыбой, живя в волжском городе и имея доступ к дешевой, а возможно и даровой соли, было вполне естественно.

Во времена Минина слово «прасол» означало перекупщика сельскохозяйственной продукции вообще и употреблялось с прилагательным, указывавшим на определенный вид товара, основной для данного торговца. В источниках XVI — XVII вв. упоминаются прасолы «мучные», «животинные», «хлебные», «соляные», «рыбные»12.

Подобные словосочетания в начале XVII в. не были принадлежностью литературного языка. Поэтому, как мы видели, создатель Хронографа 1617 г., чтобы назвать первоначальное «художество» Минина, использовал церковнославянское слово «говядарь», а прочие авторы прибегали к описательным выражениям («купец коровей», «имеяше торговлю мясную», «продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людемъ»).


Почувствуйте разницу!

Иностранцу все эти тонкости понять было трудно. Для него продавец мяса представлялся мясником. Именно так назвал Минина польский дипломат Ян Гридич на переговорах с русскими послами в 1614 г.: («Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода»)13.

Мясником стал видеться Минин и потомкам. Ведь «мясную торговлю», о которой писал автор «Нового летописца», можно было толковать и как продажу сырого мяса. Отсюда недалеко до утверждения, что Минин был мясником. Указанный шаг сделал келарь Троице-Сергиевой лавры Симон Азарьин. Для этого незаурядного писателя характерно стремление к осмыслению имеющихся в источниках сведений. Видимо, развивая показания «Нового летописца», в «Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия» (1654 г.) Азарьин написал про Минина: «Ремеством же мясник»14

Что касается прямого свидетельства Хронографа 1617 г. о том, что Минин был говядарем, то историки XIX — XXI вв. постепенно стали воспринимать это как синоним слова «мясник». Н.И. Костомаров еще чувствовал разницу между указанными понятиями. Он писал про Минина: «Ремеслом он был «говядарь» (быть может, мясник, или, скорее — торговец скотиной)»15. Но в ХХ — XXI вв. историки уже стали отождествлять говядаря с мясником. Между тем это две разные профессии, характерные для своего типа личности каждая. Целый ряд поступков и деталей биографии Минина необъясним, если считать его мясником, и естественен для говядаря.


Организатор-финансист

В августе 1612 г. под Москвой Минин возглавил конную атаку на поляков. Мяснику негде и незачем было постигать искусство верховой езды. Другое дело говядарь. Сопровождая гурт скота, он часами не слезал с седла. Род занятий неизбежно делал из него лихого наездника.

Зададимся еще одним вопросом. Как мог мясник, не имеющий опыта проведения денежных операций, так блестяще организовать финансовую сторону деятельности Ополчения, как это сделал Минин? Скорее это оказалось бы под силу перекупщику-говядарю. Не случайно именно на Минина указал Дмитрий Пожарский как на человека, который будет заведовать в его войске казной, присовокупив «той бывал человек служивой, тому то дело за обычай»16.

Эта фраза Пожарского, зафиксированная в «Новом летописце», часто толкуется историками в том смысле, что у Минина был опыт военной службы. П.И. Мельников первым высказал мысль о том, что Кузьма Минин заслужил уважение нижегородцев своей храбростью во время походов нижегородских воевод Алябьева и Репнина17. Однако посадский человек не мог и не должен был нести воинскую службу. Не имел такого опыта и Минин. В августе 1612 г. он признался архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию в том, что не было «воинское строение ему в обычай»18. Слова Пожарского нужно понимать так, что Минину «за обычай» было не участие в боях, а обеспечение войска всем необходимым.

Именно о такой службе посадских людей рассказывается в знаменитом сочинении Григория Котошихина, дипломата XVII в., перебежавшего к шведам и подробно описавшего для них организацию военного дела в России. Вот что сообщал Котошихин: «Да в полки ж берут на Москве и из городов хлебников, пирожников, мясников, квасоваров со всякими их запасы для продажи и поживления войска, человек по 50 и по 70 в полк; а жалованье им не даетца никакое. А велят им, будучи на службе, те свои московские товары, и которые купят и даром добудут на войне, продавати всякому чину служивым людям негораздо дорогою ценою, чтобы им о того было самим поживление, а воинским людем не истратно»19.


Не щадя живота своего…

В качестве такого торговца Минин действительно мог принять участие в походах Алябьева (в 1608-1609 гг. на Муром против тушинцев) и Репнина (весной 1611 г. на Москву в составе Первого ополчения). Мог ли тогда нижегородский говядарь познакомиться с Пожарским? Скорее всего, нет. Рать Репнина подошла к Москве, уже после того, как раненого князя увезли из столицы. Но вполне возможно, что пути двух будущих вождей ополчения где-то пересекались. Современный биограф Дмитрия Михайловича, Ю.М. Эскин, считает не лишенным вероятия то, что Минин «вел торговые дела» с Пожарским, закупая у него, как и у других крупных и средних землевладельцев скот20. Их знакомство было тем более, возможно, поскольку Пожарский владел двором в Нижнем Новгороде21.

Ведя торговлю в районе боевых действий, Минин постоянно рисковал и, конечно, должен был иметь при себе оружие. Его сабля сохранилась до сих пор. Первоначально она находилась в Троице-Сергиевой Лавре. Затем ее передали в Оружейную палату Московского Кремля. Скорее всего, этот дорогой, хотя и простой по оформлению, клинок египетского мастера Ахмеда из Каира Минин приобрел не в те времена, когда был говядарем. Но начальные навыки обращения с холодным оружием он мог получить, обеспечивая мясом и рыбой отряды Алябьева и Репнина.

Служба военного торговца, о которой написал Котошихин, была по плечу не каждому. Она, как и работа говядаря вообще, требовала личной храбрости, решительности и предприимчивости. Именно таким был Минин. «Смел дерзновением», — с уважением говорил о нем автор «Иного сказания»[22]. Побывав во многих переделках, человек этой профессии приобретал хладнокровие и расчетливость. Эти качества в 1611 — 1612 гг. Минин проявил в полной мере. Как мужа «смыслом мудра» характеризует его Хронограф 1617 г.23

Нерегулярное питание, обычное при этом роде занятий, плохо сказалось на здоровье Минина. Летом 1611 г. Кузьма стал чувствовать боль в животе: «всему чреву его изгнетену быти, и ходя, болезнуя чревом»24. Судя по симптомам, у него образовалась язва. Развитию этого недуга способствовали частые стрессы, которые испытывал говядарь на беспокойных дорогах Руси начала XVII в. Да и в обычных условиях труд говядаря требовал большой эмоциональной отдачи. Чтобы заключить выгодную сделку, ему приходилось вести трудные переговоры, убеждать людей. С другой стороны, таким образом, у Минина выработалось умение находить подход к каждому собеседнику и обзавестись полезными связями.


Дела семейные

Разумеется, деловыми партнерами Минина были и нижегородские купцы. Один из них, по имени Семен, выдал за оборотистого говядаря дочь Татьяну. После женитьбы Кузьма переехал в Нижний Новгород. Ведь в родной Балахне для него, как одного из младших братьев, перспектив не было. При этом Нижний для говядаря представлял обширный рынок сбыта. К тому же и тесть там мог поддержать.

Кто же, однако, был тестем Минина? В Писцовой книге Нижнего Новгорода 1621-1622 гг. значится немало людей по имени Семен. Однако лишь один из них являлся предпринимателем, имевшим отношение к торговле мясом и рыбой. Это Семен Голубков. Он записан как «лучший человек» и один из крупнейших налогоплательщиков («в тягле с осми денег»). У Семена имелись двор с огородом и садом у моста через речку Почайну, осадный двор в Кремле (недалеко от Михайло-Архангельского собора), амбар и лавка около Гостиного двора, лавка «идучи в мясной ряд», пол-лавки в холщевом и ветошном рядах25. Минин по возрасту вполне годился в зятья Семену Голубкову. Сын Голубкова — Третьяк (судя по имени — третий) в Писцовой книге 1621-1622 гг. выступал как самостоятельный дворовладелец, лучший человек, отправляющий общественные службы26. Ему, вероятнее всего было около тридцати лет. Следовательно, он родился в 1590е гг. Его старшая сестра (Татьяна) могла появиться нас свет тогда же. Кузьма Минин по возрасту был ей хорошей парой.

Третьяк Голубков был рыбным прасолом27. Возможно, что и его отец вел торговлю соленой рыбой — в средние века сын обычно продолжал дело родителя. Кузьма Минин мог представлять для Голубковых интерес как выгодный поставщик соли из Балахны. Породнившись с Голубковыми, он приобщился и к их семейному занятию, став продавцом «мясу и рыбе в требания и в снедь людем». Не оставил Минин и труд говядаря.


1. Из Хронографа 1617 года // Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI — начало XVII веков. М., 1987. С. 352.
2. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1977. Вып 4. (Г — Д). С. 54.
3. Из Хронографа 1617 года. С. 353.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 2007. Т. 1: А — З. С. 342.
5. Из «Плача о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание послушающим» // Подвиг Нижегородского ополчения. Нижний Новгород, 2011. Т. 1. С. 391.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 499.
7. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. СПб., 1847. Т 3. С. 423.
8. Даль В.И. Толковый словарь. М., 2007. Т. 3: П — Р. С. 310.
9. Писцовая и переписная книги XVII в. по Нижнему Новгороду. М. — Нижний Новгород, 2011. Стб. 199.
10. ПСРЛ. СПб., 1910. Т. XIV. Первая половина. II. Новый летописец. С. 116.
11. Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI — начало XVII веков. М., 1987. С. 414.
12. Перхавко В.Б. Прасолы // Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.): Энциклопедия: В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 72; Писцовая и переписная книги XVII в. по Нижнему Новгороду. Стб. 116, 153.
13. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. М., 1990. Кн. V. Т. 9 — 10. История России с древнейших времен. С. 46.
14. Из «Книги о новоявленных чудесах преп. Сергия, творения Симона Азарьина» // Подвиг Нижегородского ополчения. Нижний Новгород, 2011. Т. 1. С. 479.
15. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. Исторические монографии и исследования. М., 1994. С. 722.
16. ПСРЛ. Т. XIV. С. 116.
17. Мельников П. Несколько новых сведений о Смутном времени, о Козьме Минине, князе Пожарском и патриархе Ермогене // Москвитянин. 1850. N 6. Отд. III. С. 9.
18. Из «Книги о новоявленных чудесах преп. Сергия, творения Симона Азарьина». С. 479.
19. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 162.
20. Эскин Ю.М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М., 2013. С. 61.
21. Писцовая и переписная книги XVII в. по Нижнему Новгороду. Стб. 64.
22. Из «Иного сказания» // Подвиг Нижегородского ополчения. Нижний Новгород, 2011. Т. 1. С. 402.
23. Из Хронографа 1617 года. С. 352.
24. Из «Книги о новоявленных чудесах преп. Сергия, творения Симона Азарьина». С. 479-480.
25. Писцовая и переписная книги XVII в. по Нижнему Новгороду. Стб. 58, 94, 205, 211, 245, 252.
26. Там же. Стб. 101, 226, 295.
27. Нижний Новгород в XVII веке: Сб. док. и мат. к истории Нижнего Новгорода и его округи. Горький, 1961. С. 335.

Надгробие Козьмы Минина — uVisitRussia

Надгробие Минина — плита, которая находится на территории нынешнего Кремля. Он посвящен предводителю милиции Кузьме Минину.
Кузьма Минин — предводитель ополчения Нижнего Новгорода в 1612 году в войне за независимость страны. В 2012 году надгробие вернули на историческое место.

Надгробие предводителя Нижегородского ополчения 1612 г. в войне за независимость России Кузьмы Минина находится возле здания городской управы (Дома Советов) на территории Нижегородского Кремля в Нижегородском районе г. Нижнего Новгород Нижегородской области. Надпись на надгробии: «Летом 7124 (в 1616 г.) преставился дворянин дворянин Козьма Минин Сухорук». Эта плита установлена ​​в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля на месте захоронения гражданина К. Минина на пожертвования нижегородских купцов в 1878 году. 4 ноября 2012 года, в год 400-летия подвига Нижегородского ополчением в 1612 году надгробие было возвращено на историческое место.

Кузьма Минин (полное имя с 1613 г. — Кузьма (Косьма) Минич Минин, по Никоновской летописи — Козьма Минич Минин Сухорук, по данным многих писателей — Козьма Минич Захарьев Сухорукий, вторая половина XVI в. — 21 мая 1616 г.) — организатор и один из руководителей земского ополчения 1611-1612 гг. в период борьбы русского народа против польско-шведской интервенции. О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, основанное на местной традиции (не позднее первой половины XIX в.XX в.), что Кузьма Минин был сыном солончака Мины Анкудиновой из Балахны. У этой версии есть автор — крупный и серьезный историк И.А. Кирьянов, а до этого происхождение Кузьмы Минина от Мины Анкудинова допускал А.Я. Садовский. Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее обоснованная историком И. А. Кирьяновым в 1965 г.) сейчас подвергается сомнению; есть предположения, что балахнинские Минины были только его однофамильцами. Аналогичных взглядов придерживался Мельников-Печерский; В наше время группа нижегородских ученых выдвинула соответствующие положения в статье, опубликованной в сборнике «Мининские чтения» за 2005-2006 годы. По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов Центрального архива Нижегородской области (памятные записи и Писцовая книга). Есть версия о татарском происхождении Кузьмы Минина, озвученная в 2002 г. журналом «Огонек» в врезке к статье историка В.Л. Махнача. Журнал назвал Кузьму Минина «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Но потом, после проверки, этот материал так и не был напечатан, и материал был утерян. В.А. Кучкин в работе «О семье Кузьмы Минина» (ИСССР, М., 1973. № 2. С. 209-211) указывает на монаха Мисаила, вписанного в синодики памяти мининитов, как на возможного отца-народного героя. Доподлинно известно и подкреплено точными научными данными — это генеалогическое древо рода Кузьмы Мининых. Отец — Мина, мать — неизвестна, сыновья Мины — Кузьма Минин (жена Татьяна Семеновна, в монашестве Таисия) и Сергей Минин, был у Мины и дочь Софья (монахиня), сестра их. У Нефеда, единственного сына Кузьмы Минина и его жены Татьяны Семеновны, обламывается дерево. Кузьма Минин — великий гражданин, «избранник всей земли» — первый демократически избранный законный действующий глава Российского государства, Нижегородский, нижегородский посадник, как он именуется в сохранившихся документах своего времени. В начале XVII века Минин открыл лавку в Нижнем Новгороде и занялся торговлей мясом. В 1608-1610 годах в составе местного городского ополчения (во главе с воеводами А. Алябьевым и А. Репниным) сражался в боях со сторонниками Лжедмитрия II. Нижнему Новгороду тогда удалось разгромить тушинцев, очистить от них окрестности города и набраться боевого опыта. Подробности о деятельности Минина лично становятся известны лишь осенью 1611 года, когда в Нижнем Новгороде прочитали грамоту патриарха Гермогена (но теперь некоторые предполагают, что на самом деле читали грамоту Троицкого монастыря). На городском совете, созванном для обсуждения, присутствовало духовенство и высшие люди города. Среди участников был Кузьма Минин, избранный в сентябре земским (городским) старостой, мещанин и мясник по профессии. На следующий день после собрания содержание устава было зачитано гражданам. Излишне забытый ныне, а на самом деле возглавляемый вместе с Мининым и Пожарским нижегородский ополченец-патриот протопопа Савва убеждал народ «стать за веру», но речь говорившего с ним Минина была гораздо конкретнее: «Мы хочешь помочь Московскому государству, так не жалей нам имения нашего, ни о чем не жалей, продавая дворы, жен и детей на подстилку, бей челом того, кто за истинную православную веру вступился и был у нас начальником». Соловьев, История России с древнейших времен, том 8. Глава 8. Конец междуцарствия). В Нижнем Новгороде начались постоянные встречи: говорили о том, как встать, где взять людей и деньги. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно излагал свои планы. С каждым днем ​​его влияние росло; В Нижнем Новгороде понравились предложения Минина и, наконец, решили сформировать ополчение на новой основе, созвать служилых людей и собрать деньги на их содержание. Предводителем ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский, который тогда лечился от ран в имении Нижегородский и желал, чтобы хозяйственная часть в ополчении была возложена на Минина. При поддержке войск Пожарского Минин провел оценку имущества нижегородского населения и определил ту часть, которая должна достаться ополчению. К Нижнему Новгороду вскоре присоединились и другие города, поднятые по известному уездному уставу, в составлении которого, разумеется, участвовал Минин. В начале апреля 1612 года в Ярославле уже было огромное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Кузьма вошел в Совет всей земли, учрежденный в Ярославле в середине 1612 г. и до созыва Земского собора 1613 г., служивший высшим органом государственной власти, который он фактически возглавлял. 7 апреля 1612 года Собор всей земли назвал Московское государство великой русской державой. Но тут ополчение начало косить страшным мором. Вопреки ожиданиям семибоярцев, ополчение не сбежало, а благодаря грамотным санитарным мероприятиям эпидемия была остановлена. Убедившись в сохранности тыла, ополчение двинулось на Москву. В боях за Москву 22-24.08. (01-03.09) 1612 г. Кузьма также проявил находчивость и воинскую доблесть. В августе при личном участии Минина был разгромлен Ходкевич, а в октябре Москва очищена от поляков. Кузьма Минин вместе с Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и Дмитрием Михайловичем Пожарским правил великим Русским государством до созыва Земского собора, так как после объединения Советов всей земли Первого и Второго ополчения в результате взятия Москвы и окончательного объединения ополченцев Совет всей земли не собирался. Как и все великие князья, цари и правители Московского государства до Петра I сам «выборник всей земли» Кузьма Минин ничего не подписывал. Все грамоты, например, о созыве Земского собора, за него подписывали товарищи Трубецкой и Пожарский. На следующий день после свадьбы на царство (12 июля 1613 г.) Михаил Федорович пожаловал Минину чин дворянина и поместье. В Думе было только два думских дворянина, назначенных Лжедмитрием I, но провозгласивших на Земском соборе всех Рюриковичей иноземцами, как и князя Владислава и позволивших Михаилу Романову избраться родственником Романовых Гаврилой Пушкиным с окладом в 120 руб. и единственным, назначенным самим Михаилом, был Кузьма Минин с окладом в 200 руб. Встречаясь с тех пор постоянно в Думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием у царя и получал самые важные «посылки». Умер в 1616 г. «при обыске» в «казацких местах» (где население бывшего Казанского ханства несли казачью службу провозглашенному великорусскому государству) по случаю Татарского восстания и черемисов.

 

Народное восстание Кузьмы Минина (ум. 1616) и графа Дмитрия Пожарского (1578-1642) 1850 (холст, масло)

[]



Ваш текущий выбор

Актив(ы)
Ресурсы

модальный—турбо#открытый»
title=»Добавить выделение в лайтбокс»
>

актив—актив-электронная торговля#addSelection»
data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection»

title=»Добавить в корзину»
>

Народное восстание Кузьмы Минина (ум.1616) и графа Дмитрия Пожарского (1578-1642) 1850 (холст, масло)

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»XAB241158″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»skotti_michail_ivanovich_1814_61″,»item_category5″:»balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»народное_восстание_кузьмы_минина_д_1616_и_граф_дмитрий_пожарский_1578_1642_1850_масло_на_холсте»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.



Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложением текста могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов

Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Права Тип

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

век

до

Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве

Упорядочить поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение
количество
ХАБ241158
Название
Национальное восстание Кузьмы Минина (ум. 1616) и графа Дмитрия Пожарского (1578-1642) 1850 (холст, масло)
Художник

Скотти, Михаил Иванович (1814-61)
/ Русский

Местоположение

Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Средний
холст, масло
Дата
1850 г. н.э. (19 век н.э.)
Размеры
67,5×107 см
Описание
Фото кредит
Бриджмен Изображения

Хотите загрузить это изображение сейчас?

1. Использование
2. Оплатить
3. Резюме
4. Скачать

Персональное использование

£20.