Содержание
Достижения культуры Киевской Руси
Рубрика: 11 векАвтор: admin
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
В основе культуры Киевской Руси лежат славянские дохристианские традиции, которые с принятием христианства подверглись влиянию Византии, Болгарии, а через них — античной и ближневосточной культурным традициям.
Один из основных признаков культуры — наличие письменности. Первые свидетельства о письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10-м в. (до принятия христианства).
Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9-го в., попытках использовать греческий алфавит. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е гг. 9-го в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.
Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.
Во второй половине 9-го в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.
Временем политического и культурного расцвета Киевской Руси принято считать годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. В городе было 400 церквей (в том числе и Собор Святой Софии, воздвигнутый в честь победы Ярослава над печенегами в 1036 г.), въезд в Киев украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. Для укрепления могущества Руси Ярослав (без разрешения на то Константинополя) своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.
Ярослав уделял большое внимание просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей, было положено начало русскому летописанию. Первый летописный свод, относящийся к концу 11-го в., дошел до современников в составе Новгородской летописи. Сподвижник Ярослава — митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории — «Слово о законе и благодати».
Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам князя Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.
Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович»).
Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Документ включал в себя уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.
На основании этого можно судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).
Успешно развивались и внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его три дочери: Анна, Анастасия и Елизавета — вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.
Время Ярослава Мудрого
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из эфира Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Могла ли Россия пойти другим путем?
Цикл академика Александра Панченко «Русская религиозность», написанный им специально для Радио Свобода. Строительство городов, появление монастырей и образованных людей. Первый русский митрополит и его «Слово о Законе и Благодати». Звучат старинные распевы в исполнении хора «Россика». Впервые в эфире 10 октября 1996 года.
Александр Панченко: Время Ярослава Мудрого — это время создания национальной церкви и национальной культуры, как себе ее представляли люди его эпохи. Очень важно, и мне, как потомку тех далеких предков, очень приятно, что это представление о национальной церкви и о национальной христианской культуре — это прежде всего представление о мудрости, эстетике и порядке. Теперь принято все время говорить о том, что надо жить цивилизованно, идти цивилизационным путем, и тому подобное. Конечно, когда об этом говорят, никто не представляет себе, что цивилизации бывают разные. Все-таки идеалом, как это ни странно, а, может, и не странно, представляется протестантская цивилизация. Но никто не говорит, что нам надо жить так, как в Испании.
Представление о национальной церкви и о национальной христианской культуре — это прежде всего представление о мудрости, эстетике и порядке
Хотя мы и испанцы — это насельники таких окраин европейских, и в этом смысле очень похожи. Но вот как протестантские государства, особенно северные протестантские государства, протестантская этика… Так вот, тогда этого, конечно, не было. И слава Богу. Что видел Ярослав? Какому идеалу он следовал? Это — книга, прежде всего. Появляется идея книги как духовного наставника, духовного руководителя. Это городское и храмовое строительство. В «Повести временных лет» под 1037 годом, когда были заложены новые укрепления Киева, так называемый город Ярослава, пишется следующее: «… любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало: особенно черноризцев (то есть монахов), и книги любил, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык». При Ярославе закладывается в Киеве Софийский собор, Благовещенская церковь на Золотых воротах, и начинается строительство двух монастырей — Святого Георгия, покровителя князя, и Святой Ирины, небесной патронессы его жены, княгини Ингигерд. Очень любопытна вот эта софийность, о которой так много будут писать в 19-м и 20-м веке, и сейчас пишут, и еще напишут — три храма Святой Софии при Ярославе строятся. В Киеве, Новгороде и Полоцке. Как писал Андрей Витольдович Поппе: «В глазах новообращенного христианина город и храм составляли некоторое единство. Город — своего рода обширный храм, храм же — как бы сердцевина города. И тот, и другой — это отображение идеального града, Небесного Иерусалима». Потом эти идеи, в тех или иных формах, будут кочевать по Руси. Например, Новый Иерусалим, он же Воскресенский монастырь на Истре, построенный Никоном, это тоже идея отображения идеального Небесного Иерусалима.
Митрополит Иларион. Икона. 11 век
И самое любопытное, что здесь появляются какие-то автономические тенденции, появляется первый митрополит славянин. Вообще, на Киевской кафедре в домонгольские времена — сплошь греки, за редчайшими исключениями. Вот первое исключение — это митрополит Иларион, священник церкви Святых Апостолов в княжеском селе Берестове. Что пишет «Повесть временных лет» по этому поводу в 1051 году? «Поставил Ярослав Илариона митрополитом русского рода, собрав епископов». Это поставление, конечно, было воспринято Византией очень недоброжелательно, поскольку оно нарушало права Константинопольского патриархата, хотя, конечно, вряд ли подчинение церковное Киева Константинополю оспаривалось. Нет, конечно, не оспаривалось, но все-таки это как бы восстановление древних прав провинциальных церковных Соборов. Патриарх константинопольский, которому мы подчинялись, был, конечно, чрезвычайно недоволен, и как только Ярослав умер в 1054 году, так, видимо, Иларион был сразу отставлен с кафедры, и уже в 1055 году — грек Ефем на Киевской митрополии. Что случилось с Иларионом – неизвестно, но есть любопытнейшие гипотезы по этому поводу, даже не гипотезы, а догадки, что он ушел в писатели, что он причастен к древнейшим пластам летописи и тому подобное. Но, самое главное, что он действительно был писателем. Не только первым митрополитом русского происхождения, но и первым русским церковным писателем, о котором мы нечто знаем. И мы достоверно знаем, что ему принадлежит «Слово о Законе и Благодати». Это древнейшее оригинальное произведение отечественной литературы. По жанру это торжественная праздничная речь, торжественное красноречие, и, скорее всего, это написано Иларионом еще до того, как он стал митрополитом, где-то в 14-летие между 1037 и 1050 годами. И существует предположение, довольно разумное, что впервые это «Слово о Законе и Благодати» было произнесено в 1049 году, по случаю окончания строительства новых киевских укреплений, вот этого града Ярослава.
Торжественник со «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона. 1-я пол. 15 века. Древнейшее из оригинальных литературных произведений Древней Руси. Фото Shakko
И мотивы «Слова» вполне созвучны веяниям Ярославовой эпохи. Он говорит о том, что Закон, то есть Ветхий Завет, был сменен Благодатью, то есть Новым Заветом. И какой здесь имеется смысл? Здесь нет никакой мегаломании и нет комплекса национальной неполноценности. Вообще, Благодать как-то размешана, принадлежит всем народам, Благодать обещает вечную жизнь всем людям, и потому – всемирна. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории: «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». И вот, наконец, эта благодатная вера достигла русского народа. Здесь не столько даже патриотизм, сколько радостное чувство цивилизационного равноправия, что мы стали равноправны, наконец. «Евангельский же источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился и до наших пределов. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу». Так, вполне возможно, думало большинство образованных русских того времени. Подчеркиваю – образованных, потому что здесь надо сделать весьма существенное ограничение. Все эти настроения принадлежали, по-видимому, очень ограниченному кругу людей, но тому кругу, который потом Боборыкин в 19-м веке назвал «интеллигенцией». Которую мы хвалим и порицаем. Есть за что хвалить и есть за что порицать. Как Салтыков-Щедрин о нем, о Бобрыкине, отзывался: «Что он там еще набоборыкал?». Вот он «набоборыкал» интеллигенцию. Как бы то ни было, эта некая элита, какая-то часть киевлян, ходивших молиться в Софийский собор, на хорах которого было впервые прочитано «Слово о Законе и Благодати», там была первая русская публичная библиотека, первый русский скрипторий. Уже в 16 веке скриптории стали заменяться типографиями. И подобные культурные центры, конечно, появились и в других русских городах. Но это все-таки было меньшинство, причем очень и очень незначительное меньшинство. А как вообще жили наши предки, населявшие эту колоссальную Восточноевропейскую равнину? Ответить на этот вопрос нелегко, хотя есть и летописи, и археологические материалы. Но их же надо расшифровывать, а это — трудная задача, иногда просто невыполнимая. Храмов в небольших городах практически не было, нательные крестики и иконки в погребениях 11 века – редкие, и часто соседствуют с амулетами. Скорее всего, так и думают очень многие, сельское население было в большинстве своем чисто языческим, о христианстве знало только понаслышке. И знания эти, конечно, долгое время оставались весьма туманными. Но вот есть некий факт колоссального значения, противоречащий этой точке зрения. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий, а это у нас прошло все очень легко в России, потому что мы считали от Сотворения мира и не волновались. Вот на Западе очень волновались, что тысячелетие проходит, не дай Бог, будет Страшный суд! Так вот, у нас на этом рубеже абсолютно неожиданно и очень быстро происходит смена погребального обряда. Старое трупосожжение заменяется трупоположением – захоронением тела в земляной могиле. Над могилой обычно насыпали небольшой курган. И, несмотря на небольшие изменения во внешнем виде могил, в общем, это сохранилось до сих пор.
Курганный могильник Жнибороды. Украина. Фото Миколы Василечко
И вот раньше, до марксистской эпохи, это в нашей русской науке связывалось с введением христианства, что это влияние христианства. Надо же встать на Страшный суд. Вот хоронят: голова — под крестом, ноги вперед. Прошу прощения, именно ноги вперед к кресту, это по западному голова под крестом. Потому что вот так он встанет на Страшный суд. А потом стали это объяснять разными социальными процессами, мы все на социальность скидываем — распадом родового строя и появлением малых семей. Но каким образом? Почему малая семья вдруг начинает хоронить своих покойников не по-старому? Так что вернуться к идее о влиянии христианства на восточно-славянский погребальный обряд можно, если по-новому посмотреть на распространение христианства среди сельского населения Древней Руси. Конечно, догматическое богословие, обрядовые каноны, православная книжность, это принадлежности к верхушке общества: монашества и клира, ну, двора княжеского, княжеского окружения. Что же до простых земледельцев, то их уделом было христианство апокрифическое, фольклорное, легендарное. И как оно проникало к ним на рубеже тысячелетий, как оно в село проникало, можно только предполагать. Но, скорее всего, а иначе нет объяснений, вот этот обряд трупоположения говорит, что проникало. Какими путями — не знаю. И даже какие-то механизмы, перемены можно попытаться отыскать. Вот очень интересно, что русский фольклор практически не сохранил воспоминаний о перемене погребального обряда и о старом обряде трупоположения, хотя в «Повести временных лет» Нестор описывал трупосожжение у вятичей. «Если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах». Но очень любопытно, что археология нам свидетельствует, что некоторые погребения, трупоположения принадлежали людям с высоким социальным статусом. И, опять же, здесь Ярослав был вольнодумцем. Что он сделал со своими двумя дядями? Один убил другого, а потом его папа убил другого дядю. Вот 1044 год, «Повесть временных лет». Выкопали из могилы двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, тоже Святославичей, как и Владимир, и окрестили кости их, и положили в Церкви Святой Богородицы. Еще в прошлом веке наши академические богословы писали об этом с таким пренебрежением, что Ярослав был, дескать, грубо говоря, болван, что так делать нельзя. Действительно, так нельзя с точки зрения академического богословия, с точки зрения православной культуры, православного обряда. Но он-то считал крещение костей своих дядей вполне естественным обрядом, который также служил укреплению христианства на Руси. И мы вряд ли можем и должны считать этот обряд языческим. Христианский обиход всюду и всегда был наполнен суевериями, магическими действиями, не предусмотренными никакими канонами. И русское православие — не исключение. Более того, именно русское православие было донельзя мягким и терпимым, особенно в домонгольскую эпоху. Это, конечно, и его недостаток, потому что «розга ум вострит», как писали наши предки, но, с другой стороны, детей бить нельзя. И все-таки эта мягкость русского православия производит самое отрадное впечатление. Причем, это связано и с тем, что у нас почти не было религиозных распрей. Читаешь наши летописи и другие памятники: есть эти восстания волхвов на Белоозере. Волхвы столкнулись с Яном Вышатичем, а он — потомок Добрыни. Не былинного, а реального Добрыни, дяди князя Владимира по матери. Я не буду пересказывать эти рассказы о волхвах, как они избивали «старшую чадь», то есть начальство, это голодные годы, какие-то экстраординарные ситуации. Но что здесь важно? Ян-то, конечно, с ними поспорил, а потом их повесил на дубе, но что это – Север, и это, скорее всего, не славянское население. Это летописные Меря и Весь. Вот это — финно-угорские племена, которые верили иначе чем мы. И другой эпизод летописный. Всего их два: один относится к 1024 году, а второй — к 1071 году. И, скорее всего, что эти мятежи не имели антихристианского характера. Так что отсутствие религиозных распрей или их не присутствие в домонгольской Руси показывает, насколько свободно люди могли верить, свободно могли думать. А когда можно свободно думать (все-таки христианство — это высшая степень высоких религий), тогда и христианство могло рассчитывать на успех. Так, в сущности, и произошло.
Google создал масштабный онлайн-хаб для сохранения богатой культуры Украины
Непрекращающаяся война в Украине сделала сложным, а во многих случаях и опасным знакомство с богатыми культурными предложениями страны. Музеи, исторические здания, памятники, религиозные объекты и библиотеки были разрушены или повреждены, а о туризме практически не может быть и речи.
Именно это делает масштабную новую онлайн-витрину украинского искусства, культуры и наследия еще более значимой. Инициатива Украина здесь от Google Arts & Culture позволяет любому человеку в любом месте погрузиться в богатую культуру страны.
Увеличить изображение
«Украина здесь» позволяет в мельчайших деталях исследовать водовороты цвета на таких картинах, как «Пляж» Виктора Пальмова.
Министерство культуры и информационной политики Украины
Коллекция оживляет — в одном месте — украинское искусство, архитектуру, музыку, театр, исторические достопримечательности и национальные парки с помощью видео, виртуальных галерей, иммерсивных 360-градусных туров с дополненной реальностью, собранных 3D-моделей и изображений Street View. до войны.
Можно, например, съездить в Киев на экскурсию в Дом с химерами, уникальный особняк в стиле модерн, в котором проходят официальные президентские и дипломатические церемонии. Вы можете посетить объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, такие как Софийский собор, памятник византийской и украинской архитектуры барокко XI века, а также живопись и мозаику. (К счастью, согласно данным Организации Объединенных Наций, ни один объект всемирного наследия ЮНЕСКО пока не пострадал во время войны.)
За пределами столицы с высоты птичьего полета открывается вид на древние и первобытные буковые леса Восточных Карпат, где также растут самые большие и старые дубы в Украине. Или подняться на вершину одной из самых высоких вершин Яремче, чтобы полюбоваться живописными горными пейзажами.
Увеличить картинку
Ужанский национальный парк в Восточных Карпатах. Украина является домом для более чем 600 000 квадратных километров национальных парков и биосферных заповедников.
Министерство культуры и информационной политики Украины
Виртуальные выставки, посвящённые традиционному и авангардному искусству, позволяют пролистать детализированные изображения с высоким разрешением таких картин, как богато аллегорическое творение Давида Бурлюка начала XX века «Время», в котором пассажир поезда, сходящего с рельсов, олицетворяет страна в хаосе. Хранится в Днепропетровском областном художественном музее.
А еще вы сможете узнать все об украинской народной одежде и украшениях и послушать трогательную украинскую народную музыку в исполнении группы бабушек. В их неровных гармониях есть дополнительная острота, учитывая суматоху и перемещение, охватившее восточноевропейскую страну с тех пор, как Россия вторглась в нее в феврале.
Партнерами Ukraine Is Here являются Министерство культуры и информационной политики Украины, Национальный художественный музей Украины и Музей театра, музыки и кино Украины. Поддержала и первая леди Елена Зеленская.
«Наша культура не только наша. Это наследие всего цивилизованного мира», — говорится в заявлении супруги президента. «Когда одна страна теряет свои культурные ценности, проигрывает весь мир. Так давайте же сохранять, приумножать, смотреть, восхищаться, гуглить украинскую культуру и тем самым обогащать мир».
Google Arts & Culture расширяет охват международной культуры, оцифровывая искусство, артефакты и объекты культурного наследия со всего мира. Приложение Google Arts & Culture является бесплатным и доступно в Интернете, на iOS и Android.
Художники всего мира протестуют против войны в Украине с помощью кистей и пикселей
+12 еще
Посмотреть все фото
Топ-10 примечательных фактов о Ярославе Мудром
Штамп Ярослава Мудрого- Автор; Укрпошта- Wikimedia
Официально известный как Ярослав I Владимирович, он стал известен как Ярослав Мудрый из-за большого наследия, которое он оставил после себя.
Великий князь киевский с 1019 года до своей смерти. Он также трижды был новгородским князем, на время объединив княжества. В крещении Ярослава назвали Георгием в честь святого Георгия.
О ранних годах жизни Ярослава мало что известно. Он был одним из многочисленных сыновей Владимира Великого, предположительно вторым от Рогнеды Полоцкой, хотя по фактическому возрасту он был одним из самых младших детей Владимира.
1. Было столько предположений о его происхождении
Фото Витольды Кляйн на Unsplash
Высказывались предположения, что он внебрачный ребенок после развода Владимира с Рогнедой и женитьбы на Анне Багрянородной, или даже что он был ребенком самой Анны Порфирогениты.
Французский историк Жан-Пьер Арриньон утверждает, что он действительно был сыном Анны, поскольку это объясняет его вмешательство в византийские дела в 1043 году.
Ярослав фигурирует в скандинавских сагах под именем Ярислейф Хромой; его легендарная хромота (вероятно, в результате ранения стрелой) была подтверждена учеными, исследовавшими его останки.
2. Ярослав был послан на княжение в северные земли отцом еще в юности
Памятник Ярославу Мудрому в Харькове- Автор; Venzz- Wikimedia
В молодости Ярослав был послан отцом править северными землями вокруг Ростова. Переведен в Великий Новгород , как и подобает старшему наследнику престола, в 1010 году.
Живя там, основал на Волге город Ярославль (дословно «Ярославов»).
Отношения с отцом, по-видимому, были натянутыми и только ухудшились после известия о том, что Владимир завещал киевский престол своему младшему сыну Борису.
В 1014 г. Ярослав отказался платить дань Киеву, и только смерть Владимира в июле 1015 г. предотвратила войну.
3. Он вел очень кровопролитную войну против своего сводного брата
Изображение битвы при Верселле- Автор; Джованни Баттиста Тьеполо — Метрополитен-музей — Wikimedia
В течение следующих четырех лет Ярослав вел сложную и кровопролитную войну за Киев против своего сводного брата Святополка I Киевского, которого поддерживал его тесть, царь Польша с 1025 г.
В ходе этой борьбы были зверски убиты еще несколько братьев (Борис, Глеб и Святослав).
Первая Хроника обвинила Святополка в планировании этих убийств. Однако имя жертвы указано там как Burizaf , что также является именем Болеслава I в скандинавских источниках.
Таким образом, возможно, что «Сага» повествует о борьбе Ярослава со Святополком (войском которого командовал польский князь), а не с Борисом.
4. Победил своего брата в их первой битве в 1016 году
Брат убивает брата (изображение Каина и Авеля)- Источник; Метрополитен-музей- Wikimedia
Ярослав победил Святополка в их первой битве в 1016 году, и Святополк бежал в Польшу.
Затем Святополк вернулся в 1018 году с польскими войсками, предоставленными его тестем, захватил Киев и оттеснил Ярослава обратно в Новгород. Ярослав одержал верх над Святополком и в 1019 г. утвердил свою власть над Киевом.
Одним из первых его действий в качестве великого князя было дарование верным новгородцам, помогавшим ему занять киевский престол, многочисленными свободами и привилегиями. Так была заложена основа Новгородской республики.
5. Ему подарили образец добродетели, назвав его «мудрым»
Монета Ярослава Мудрого с прижизненным изображением- Автор; Unknown- Wikimedia
r Украинские историки часто представляли его образцом добродетели, называя «Мудрым».
Менее привлекательная сторона его личности проявляется в том, что он пожизненно заключил в тюрьму своего младшего брата Судислава. В ответ в Киев поспешил другой брат, Мстислав Черниговский, чье далекое царство граничило с Северным Кавказом и Черным морем.
Несмотря на подкрепление под предводительством шурина Ярослава, короля Швеции Анунда Якоба, Мстислав нанес Ярославу тяжелое поражение в 1024 году. со столицей в Чернигове, уступал Мстиславу до своей смерти в 1036 г.
6. Его останки предположительно захоронены неизвестной женщиной
Саркофаг (каменный гроб) Ярослава Мудрого- Автор; Стас-Адольф- Wikimedia
После его смерти тело Ярослава Мудрого было погребено в беломраморном саркофаге в Софийском соборе.
В 1936 году саркофаг был вскрыт и в нем были обнаружены скелетные останки двух человек, мужчины и женщины. Мужчина был определен как Ярослав.
Личность женщины так и не была установлена. Саркофаг снова был открыт в 1939 году, а останки были удалены для исследования, и документально подтверждено, что они были возвращены только в 1964 году. Похоже, что документы о повторном захоронении останков в 1964 году были сфальсифицированы, чтобы скрыть тот факт, что останки Ярослава были утеряны.
7. Именем Ярослава названы четыре страны
Чествование Ярослава Мудрого- Автор; Machachacka- Wikimedia
Именем Ярослава названы четыре города в четырех странах, три из которых он также основал: Ярославль (в современной России), Ярослав в Польше, Юрьев (ныне Белая Церковь, Украина) и еще один Юрьев на месте завоеванного Тарбату. (ныне Тарту) между 1030 и 1061 годами в Эстонии.
В соответствии с русским обычаем называть военные объекты, такие как танки и самолеты, именами исторических личностей, каска, которую носили многие русские солдаты во время Крымской войны, получила название «Шлем Ярослава Мудрого».
Это был первый остроконечный шлем, используемый современной армией, еще до того, как немецкие войска стали носить остроконечные шлемы.
8. Занял первое место по телепередаче в рейтинге величайших соотечественников
Ярослав Мудрый- Автор; Unknown- Wikimedia
В 2008 году Ярослав занял первое место (с 40% голосов) в рейтинге «величайших наших соотечественников» по версии зрителей телепередачи Великие Украинцы .