Реферат: Культура во времена правления Ивана Грозного. Культура при иване грозном
Культура во времена правления Ивана Грозного
Культура вовремена правления Ивана Грозного
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие "Россия" и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.
Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской . В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.
До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.
В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.
В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.
Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.
К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий . Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с "“орошим"”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.
Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания , что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография . Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой . Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.
Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.
Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.
В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.
В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей . Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.
Развивается тиматика живописных произведений , которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.
mirznanii.com
Культура во времена правления Ивана Грозного
Доклад - История
Другие доклады по предмету История
Культура во времена правления Ивана Грозного
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие "Россия" и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.
Значительно меняется сам характер культуры она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.
До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.
В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.
В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.
Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.
К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с "“орошим"”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.
Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произв?/p>
geum.ru
Культура во времена правления Ивана Грозного - реферат
Культура вовремена правления Ивана Грозного
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие "Россия" и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.
Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.
До нашего времени дошли письменные труды Ивана IVбогословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”,составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.
В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов,куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.
В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.
Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.
К литературе бытового жанра относится “Домострой”(домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с "“орошим"”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.
Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещенияна Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике(“Беседы об учении грамоте”) и арифметике(“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается перваяна Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой. Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.
Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.
Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества.В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.
В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.
В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей. Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.
Развивается тиматика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых,притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.
Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей, определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артеллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.
Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.
Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москве открылась перваяаптека, обслуживавшая царскую семью.
В ХVI возросла торговля.Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.
Большие обороты набирала внешняя торговля. Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.
Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.
Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.
Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единного государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
2dip.su
Культура во времена правления Ивана Грозного - Реферат
Культура вовремена правления Ивана Грозного
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие "Россия" и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.
Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской . В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.
До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.
В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.
В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.
Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.
К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий . Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с "“орошим"”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.
Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания , что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография .
Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой . Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.
Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.
В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.
В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей . Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.
Развивается тиматика живописных произведений , которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.
Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей , определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артеллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.
Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.
Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москве открылась первая аптека , обслуживавшая царскую семью.
В ХVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.
Большие обороты набирала внешняя торговля . Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.
Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.
Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.
Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единного государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
www.litsoch.ru
Культура во времена правления Ивана Грозного
Культура во времена правления Ивана Грозного На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем. Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры. Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие "Россия" и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века. Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы. До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти. В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя. В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”. Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства. К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром. Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с "“орошим"”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”. Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде. Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая
Другие файлы:Иван IV ВасильевичНачало правления Ивана Грозного. Торжественное венчание великого князя Ивана IV. Реформы по централизации государства, преобразования в армии. Сыновья...
Россия в эпоху Ивана ГрозногоРодители Ивана Грозного. Торжественное венчание на царство Великого князя Ивана IV в Успенском соборе Московского Кремля в январе 1547 года. Браки Ива...
Становления самодержавия на Руси в эпоху Ивана ГрозногоПроцесс объединения раздробленных русских земель. Начало правление Ивана Грозного. Венчание на царство. Правление при "Избранной раде" и ее падение. В...
Боярское правление в конце 30-40 гг. XVI в.Истоки и причины боярского правления. Противостояние Ивана Грозного и бояр, роль духовенства в развитии этой ситуации. Усиление группировки Глинских....
Внутренняя и внешняя политика Ивана IV ГрозногоУкрепление государственного управления и военной системы, его централизация в первой половине правления Ивана IV; опричнина. Задачи западного и восточ...
www.tnu.in.ua
Реферат - Культура во времена правления Ивана Грозного
Культура вовремена правления Ивана Грозного
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.
Значительно меняется сам характер культуры – онастановится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.
До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.
В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.
В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.
Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.
К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с "“орошим"”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.
Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”, приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой. Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.
Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.
Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.
В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.
В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей. Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.
Развивается тиматика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.
Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей, определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артеллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.
Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.
Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью.
В ХVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.
Большие обороты набирала внешняя торговля. Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.
Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.
Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.
Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единного государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru
www.ronl.ru
9. Культура при Иване Грозном
Казанское взятие, О хождении Стефана Батория на град Псков и др.Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В ней все яснее звучали светские мотивы и включались вымышленные сюжеты. Новым в литературе путешествий XVI в. можно считать появление своеобразных путевых заметок: повести (статейные списки, росписи) русских послов за границей и отписки (отчеты) землепроходцев.Большое распространение в России получил Домострой - книга поучительного содержания, учебник нравственности, определяющий поведение человека в семье и обществе, которую написал священник Сильвестр, духовник Ивана IV. Великие Четьи-Минеи, составленные митрополитом Макарием — это 12-ти томное (по числу месяцев) собрание житий святых и всей одобренной церковью литературы, как-либо связанной с этими святыми. Практически, это регламентация душеполезного круга чтения русского человека середины XVI в.Общественно-политическая мысль. С образованием централизованного Российского государства связано развитие общественно-политической мысли. Вопросы о политическом строе, характере управления, самодержавной власти, роли церкви в государстве, правах и обязанностях различных сословий, а также о международном положении новой России требовали широкого обсуждения и идеологического обоснования. Традиционные литературные жанры этого периода проникнуты публицистическим содержанием, но появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем. Сказание о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе стали вехами в разработке официальной идеологии великокняжеской власти. В этих произведениях обосновывается право русских правителей на царский титул и самодержавное правление. Братьям Курицыным принадлежит авторство интересных примеров русской еретической мысли - Лаодикийского послания и Мерила праведного, в которых содержится критика официального богословия и провозглашаются основы рационального мировоззрения.Концепция сословно-представительного государства в России изложена в Беседе Валаамских чудотворцев, предписывающей создать постоянно действующий совещательный орган при царе, а в челобитных Ивана Семеновича Пересветова предполагается существование дворянского государства.Впервые в это время появляется сочинение, посвященное положению крестьян в России, - Благохотящим царем правительница и землемерие протопопа Ермолая-Еразма. Не отрицая необходимости содержания служилого сословия за счет крестьян, протопоп высказывал мысль, что ратаи (пахари) – основа существования общества, и предлагал ряд мер по облегчению их положения. В сочинении бежавшего в Литву князя А. М. Курбского История о великом князе Московском и в его переписке с царем Иваном IV поднимались вопросы о природе царской власти и ее взаимоотношениях с подданными. Исследователи называют материалы этой переписки драгоценным памятником русской публицистики. В четырех письмах государю князь не только осуждал многая ярость и лютость царя, но и предлагал свое видение того, как должно быть устроено Русское государство:
Царь... должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек.... В ответах бывшему другу Иван Грозный отстаивал свое право жаловать и казнить подданных не только за поступки, но и за мысли. Из тезиса о божественном происхождении царской власти он делал вывод о ее неограниченном характере.Архитектура. В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый. Сложился до конца ансамбль Соборной площади - в 1506-1508 гг. Алевиз Новый возвел Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого (81 м) в центре Кремля долгое время была самым высоким зданием в Москве. В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского зодчества. Ярким примером этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения сына Василия III Ивана. В 1560 году в ознаменование победы над Казанью, исполнив поручение Ивана IV, русские зодчие из Пскова, Барма и Постник закончили строительство Покровского собора на Красной площади, который также стали называть храмом Василия Блаженного. Первоначально храм был белым. Свою пеструю окраску он получил в XVII веке.Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах. В 1535-1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений центра Москвы - Китай-город. В 1585-1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений - Белый город, затем в конце XVI в. - деревянные стены на Земляном валу - Скородом.В XVI в. также построены Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах. Живопись. Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV — начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 — после 1503 гг.). Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок. Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI веке усилено развивается жанр исторического портрета и бытийного письма (исторического сюжета). Примерами этого жанра являются роспись Благовещенского собора в Москве, икона-картина Церковь воинствующая, посвященная взятию Казани. Портреты исторических лиц (самого Ивана IV, русских князей и даже античных мудрецов) носили условный характер, художников интересовали не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых. Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и больше напоминает акварельный рисунок с многоплановыми композициями. Декоративно-прикладное искусство. Высокий уровень. Центром прикладного творчества была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны.Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов.Особенно прославились русские оружейные мастера успехами в изготовлении тяжелых пушек весом в несколько тонн. Такие орудия использовались при взятии крепостей и стреляли чугунными или свинцовыми пулями. Каждая тяжелая пушка имела свое имя – Медведь, Свиток, Онагр, Аспид, Лев и т.д. Но самым известным оружейником XVI в. стал мастер Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, весящую 40 т и имеющую внутренний диаметр ствола около метра. Регламентация искусства церковью и государством. Русская православная церковь всегда стремилась к регламентации творчества и в первую очередь к подчинению определенным канонам живописи. Подавляющее большинство людей средневековой Руси не знало грамоты, поэтому вольномыслие в книге было обращено к небольшому кругу грамотных, а в иконе - к массам людей.Стоглавый собор 1551 г. принял решение о создании специальных трафаретов для изображения отдельных святых и композиций. Художники обязаны были создавать свои произведения, используя как образец старинные изображения, в частности творения Андрея Рублева. Разумеется, это исключало практически всякое творчество, что отрицательно сказалось на развитии живописи.Однако процесс накопления новых элементов полностью остановить было нельзя, и в творчестве посадских мастеров Среднего Поволжья заметны свежие веяния, отчетливо проявившиеся в следующем веке.
freedocs.xyz