Open Library - открытая библиотека учебной информации. Гибель святослава дата
Хронология событий в период правления Святослава
Хронология событий
942 г. Летописное известие о рождении у великого князя Киевского Игоря Рюриковича и его жены великой княгини Ольги сына Святослава.
Ранее 944 г. Начало княжения Святослава в Новгородской земле.
944 г. Поход князя Игоря в союзе с печенегами на Византию. Заключение русско-византийского мирного договора. Упоминание в тексте договора имени княгини Ольги и Святослава.
944 г. 16 декабря - Свержение с престола византийского императора Романа I Лакапина его собственными сыновьями и соправителями Стефаном и Константином.
945 г. январь - Свержение византийских соправителей Стефана и Константина. Провозглашение Константина VII Багрянородного византийским басилевсом.
945 г. осень - Гибель князя Игоря в Древлянской земле. Объявление малолетнего Святослава великим князем Киевским. Начало княжения правительницы Ольги в Киевской Руси.
946 г. весна - Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.
946 г. лето - Прибытие в Киев к Ольге "лучших мужей" Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу княгини Ольги.
946 г. конец лета - Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.
946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и князем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами и наложение на них дани.
947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги, а также по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.
Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.
Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.
Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.
Середина X в. первое упоминание в летописи Вышгорода - города, к северу от Киева.
2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.
954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.
955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь.
957 г. 9 сентября - Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.
957 г. между 9 сентября и 18 октября - Крещение княгини Ольги в Византии.
959 г. осень - Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.
959 г. ноябрь - Смерть византийского императора Константина VII Багрянородного. Вступление на византийский престол Романа II.
Ранее 960 г. Рождение у князя Святослава Игоревича сына Ярополка.
Ранее 960 г. Рождение у князя Святослава Игоревича сына Олега.
Около 960 г. Рождение сына Владимира у князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши Любечанки.
Ранее 962 г. Прибытие в Киев немецкого епископа Адальберта с целью обратить руссов в веру Христову и привести в лоно римской церкви. Изгнание епископа и его свиты из Киева.
Позднее 962 г. Недовольство приверженцев язычества во главе с князем Святославом политикой Ольги в Киеве. Отстранение Ольги от непосредственного управления страной.
963 г. март - Смерть византийского императора Романа II.
963 г. июль - Вступление на византийский престол Никифора Фоки.
964 г. Начало государственной деятельности князя Святослава.
964 г. Военный поход князя Святослава против вятичей.
965 г. Разгром Святославом Хазарского каганата, буртасов и Волжской Булгарии.
966 г. Подчинение вятичей власти Киева и наложение на них дани.
967 г. Приезд в Киев посла византийского императора Калокира.
969 г. весна - Нападение печенегов на Русскую землю. Осада ими Киева. Возвращение Святослава в Киев.
969 г. 11 июля - Смерть княгини Ольги.
969 г. - Начало княжения Владимира Святославовича в Новгороде.
969 г. 11 декабря - Убийство византийского императора Никифора Фоки. Вступление на императорский престол Иоанна Цимисхия.
970 г. Великий князь Святослав разделил русские земли между сыновьями, передав Киев Ярополку, Древлянскую землю - Олегу, а Новгород Великий - Владимиру.
970 г. 30 января - Смерть болгарского царя Петра и вступление на престол Бориса II.
970 г. Война Святослава в Болгарии в союзе с венграми против Византийской империи.
970 г. Повторное взятие Святославом Переяславца.
971 г. 23 апреля - 22 июля Осада войска Святослава византийской армией в крепости Доростол. Поражение Святослава.
971 г. Заключение Святославом унизительного мира с Византийской империей.
971 г. Отъезд князя Святослава в Переяславец-на-Дунае.
972 г. весна - Гибель великого князя Киевского Святослава на днепровских порогах.
www.othist.ru
Гибель князя Святослава
Военное дело Гибель князя Святослава
просмотров - 80
Княжение Святослава Игоревича
В 957 ᴦ. сын Игоря и Ольги Святослав (Сфендислейф) достиг 16-летнего возраста͵ и мать, княгиня Ольга, уступила ему власть. Он правил Русью, как и его отец Игорь, с коня: почти непрерывно воевал, совершая со своей дружиной набеги на соседей, нередко весьма дальних. Сначала он воевал с Хазарией, подчинил (как сказано в летописи – «налез») платившее хазарам дань славянское племя вятичей, потом разбил волжских булгар, обложил их данью. Затем Святослав двинулся на уже ослабевший к тому времени Хазарский каганат и в 965 ᴦ. овладел его главным городом Саркелом. Через 3 года, дождавшись большой помощи из Скандинавии, Святослав вновь напал на хазар и окончательно разгромил каганат. Он подчинил себе также и Тмутаракань в Приазовье, которая стала одним из удаленных от Киева русских княжеств, что породило известную присказку про «езду в Тмутаракань» как про поездку в дальнюю, глухую сторону.
Во второй половине 960-х гᴦ. Святослав перебрался на Балканы. Его, как раньше отца и других скандинавских конунгов, греки использовали в качестве наемника для завоевания ослабевшей к этому времени славянской державы – Болгарии. После захвата части Болгарского царства в 968 ᴦ. Святослав, по примеру своего отца Игоря, обосновавшегося сначала в Тмутаракани, а потом на Тереке, решил остаться на Балканах, поселиться в Переяславце на Дунае и вести оттуда набеги, торговать товарами из Руси – мехами, медом, воском, рабами. Но возникшая вдруг угроза Киеву со стороны печенегов вынудила его на время уехать на Русь. Вскоре он вернулся на Балканы, снова взял у болгар так понравившийся ему Переяславец. На данный раз против зарвавшегося Святослава выступил византийский император Иоанн Цимисхий. Война шла долго с переменным успехом. К Святославу подходили все новые скандинавские отряды, они одерживали победы и расширяли свои владения, дойдя до Филипполя (Пловдива). Любопытно, что в той завоевательной войне вдали от родины Святослав произнес перед боем ставшую позже крылатой фразу русского патриота: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Но войска Святослава и других конунгов таяли в сражениях, и в конце концов, окруженный в 971 ᴦ. в Доростоле, Святослав согласился заключить мир с византийцами и уйти из Болгарии.
Походы Святослава современники князя сравнивали с прыжками барса: стремительными, бесшумными и разящими. По свидетельству тех же современников, Святослав был голубоглазым, пышноусым человеком среднего роста͵ он брил голову наголо, оставляя на макушке длинный клок волос – оселедец (такой позже носили запорожцы). Со стороны отличить его от подобных ему воинов помогала только более чистая рубашка, которая была на князе. В ухе Святослава висела серьга с драгоценными камнями, хотя больше украшений князь-воин любил отличное оружие. Свой воинственный дух он проявил уже в детстве, когда дружина его отца Игоря пошла мстить древлянам за убийство князя. Легенда гласит, что маленький Святослав метнул в сторону врага копье и оно упало у ног вражьего коня. Плотный, крепкий, Святослав славился неутомимостью в походах, его войско не имело обоза, и князь с воинами обходился пищей кочевников – вяленым мясом. Всю свою жизнь он оставался язычником и многоженцем. Согласившись на мир с греками, Святослав решил вернуться в Киев. К тому времени уже не было его матери – Ольга умерла в 969 ᴦ. На прощание Святослав познакомился со своим главным соперником – императором Иоанном Цимисхием. Он приплыл к нему на встречу в челне, без охраны, причем сам сидел на веслах. Благодаря этому визиту нам и известно от греков из свиты Иоанна, как выглядел Святослав.
Заключив мир, Святослав в 972 ᴦ. без радости отправился на ладьях вверх по Днепру, возвращаясь в Киев. Еще раньше он говорил матери и киевским боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там средина земли моей». Завоеванные мечом на Дунае земли он считал своим собственным, теперь уже потерянным владением. Воинов у него было немного – большая часть конунгов с дружинами на своих ладьях откололись от его войска и отправились грабить берега Испании. Опытный конунг Свенельд, плывший со Святославом, советовал ему обойти посуху опасные для плавания днепровские пороги, где могла его поджидать печенежская засада. Но Святослав не послушался совета и погиб в сражении с кочевниками у Днепровского порога со зловещим названием Ненасытненский. Летопись повествует, что из черепа убитого русского князя печенежский князь Куря сделал украшенный золотом кубок для вина и пил из него в пиршественном застолье. В наше время там, где погиб Святослав, были найдены два меча середины X в. Возможно, такой меч был и у погибшего на Днепровских порогах великого воина.
oplib.ru
Вероятное место гибели Киевского князя Святослава Игоревича на Хортице
Оценка: +41 / 9 участников / 3 рекомендации / (+0) (-0) качество
- Украина›Запорожская область›Запоріжжя (м. Запоріжжя)
Вероятное место гибели Киевского князя Святослава Игоревича на Хортице.
Весной в 972 году князь с остатками войска сделал вторую и последнюю попытку пробиться в Киев. В «Повести прошлых лет» Нестор-летописец скупо сообщает: «В год 6480 (972), когда пришла весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенегов, и убили Святослава». По преданию, печенеги, за своим варварским обычаем, отсекли Святославу председателя, череп обковали золотом и серебром, сделав из него чашу для вина. Так погиб славный, храбрый князь Киевской Руси Святослав Игоревич.Как видим, летописец не дал окончательный ответ, где именно на порогах погиб выдающийся военный и политический деятель древнерусского государства.Поэтому уже долгое время историки, краеведы, пытаются выяснить вопрос о месте гибели князя. Не случайно, что Запорожская и Днепропетровск области не могут разделить между собой скорбное право считаться территорией, где героически погиб известный киевский князь.Сегодня есть две достопримечательности, которые напоминают потомкам о событиях 972 года.
Одна из них установлена в 1967 году в селе Никольское-на-Днепре, вблизи затопленного порога Ненаситець, на Днепропетровщине. На плите надпись: «В 972 году в Днепровских порогов в неравном бое с печенегами погиб русский князь-витязь Сятослав Игоревич». http://www.shukach.com/ru/content/mesto-gibeli-knyazya-svyatoslava-igorevicha-v-972-godu-1108Вторая – охранный знак – на острове Хортица, на Черной скале с надписью: «Черная скала. Вероятное место гибели князя Святослава в 972 г.». Немного найдется историков, краеведов, которые бы утверждали, что именно на острове Хортица погиб князь Святослав. Но основанием для установления достопримечательности были не только летописные, но и археологические, данные.В 1928 году во время гидротехнических работ в районе строительства Днепрогеса было найдено пять мечей, какие ученые датировали X векам. Специалисты выразили мнение, которое именно здесь состоялось какая-то трагедия: гибель корабля или бой с грустным финалом для всего экипажа.В начале XIX века около Крарийского перевоза (место немного выше современного Днепрогеса) рыбалки подняли из дна медный, с греческой надписью, кринка. Там были византийские монеты с именами императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, с которыми имел политические отношения Святослав.В 1959 году увидел мир роман Семена Скляренко «Святослав». Писатель изобразил последний бой князя и его дружинников на северо-восточной части острова Хортица, на Черной скале. И так произошли, что именно эта версия о гибели Святослава на Хортице стала самой известной.
источник текста
В среднем:
Ваша оценка: Нет
Ярополк, Олег и Владимир » ДНИ СИЛЫ. Годовой круг. Блог-книга Олега Давыдова на сайте Peremeny.ru
28 июля память равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия. На государственном уровне этот день празднуют как День Крещения Руси. Крестившись сам, князь затем крестил своих поданных, отсюда пошла русская православная цивилизация. В том числе и ее проблемы, возможно, связанные с некоторыми свойствами характера Владимира Святославича, прозванного в былинах Красно Солнышко.
У князя Святослава Игоревича было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Имена матерей первых двух неизвестны, а Владимира родила Малуша, которая была рабыней, ключницей матери Святослава Ольги (см. здесь). В «Повести временных лет» сказано, что Малуша «была сестра Добрыни, а отец им был Малк Любечанин». Кто такой – неизвестно, возможно, тот самый древлянин Мал, которой убил князя Игоря, и которому Ольга мстила. Если так, то Малуша была пленной древлянкой. Но как бы там ни было, девушка была хороша собой и забуревший в вечных походах Святослав не выдержал. Обнаружив, что ключница забеременела, Ольга разгневалась и отослала ее в село Будутино под Псковом, где и родился Владимир. Точно неизвестно, когда именно это случилось, но историки условились считать, что примерно в 960 году.
Воспитывал Владимира его дядя Добрыня (который потом превратится в былинного богатыря Добрыню Никитича и в этом качестве станет уже племянником Владимира). Исторический Добрыня фигура довольно зловещая, возможно, именно в его голове созрели замыслы некоторых из тех страшных деяний Владимира, которые описаны в летописях. Но пойдем по порядку.
Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. Незаконнорожденному же сыну он не дал никакого удела. Однако когда 970 году новгородцы стали требовать себе князя («Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя»), а Ярополк и Олег отказались от такой чести, Добрыня сказал: «Просите Владимира». Те попросили и Святослав сказал: «Вот он вам». Мальчику в это время было лет десять, так что князем в Новгороде фактически стал Добрыня.
Владимир не мог надеяться на Киевский стол, пока были живы его братья Ярополк и Олег. Но вскоре после гибели Святослава (972) они поссорились. Причиной, как говорит «Повесть временных лет», стало то, что Олег убил на охоте сына воеводы Свенельда, того самого, что служил еще Игорю, потом Ольге и Святославу. Свенельд был человеком очень влиятельным. Он и заставил Ярополка начать войну с братом. Олег был разбит под Овручем, бежал в город, но в панике отступления упал с моста в ров и оказался раздавлен телами других беглецов. Ярополк ужасно переживал, узнав о его гибели, он совсем не хотел смерти брата.
Между тем Владимир почему-то решил, что Ярополк теперь обязательно доберется и до него. И потому бежал вместе с дядей Добрыней за море. Вернулся в 980 году с наемной варяжской дружиной. Для укрепления своего положения решил жениться на Полоцкой княжне Рогнеде. Послал ее отцу князю Рогволоду предложение. Княжна ответила: не хочу робичича, хочу Ярополка. Это было чувствительное оскорбление. Добрыня особенно был уязвлен тем, что его сестру называют рабыней. И вот результат: «И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены». Вообще-то в оригинале написано «поя жене», что означает немного другое… Существует даже предание, что Владимир изнасиловал гордячку прямо на глазах своих варяжских головорезов.
После падения Полоцка настала очередь Киева. Когда войска Владимира подошли к городу, Ярополк повел себя глупо и нерешительно. Может быть, его надломила нечаянная смерть Олега, а может – разлагающее влияние греческих попов, которых привечала его бабка Ольга (иногда говорят, что он и сам был христианином). Как бы то ни было, вместо того, чтоб сражаться, Ярополк решил отсидеться за стенами Киева. Хуже всего то, что он слишком доверял своему воеводе, носившему говорящее имя Блуд. Этот Блуд вступил в переговоры с Владимиром, советовал всякие глупости и в конце концов сдал своего князя с головой. Посоветовал пойти к Владимиру и сказать: «Что ты мне ни дашь, то я и приму». Ярополка отговаривали, но он пошел. «Когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».
После этого убийца овладел женой брата, в прошлом – греческой монахиней. «Повесть временных лет» сообщает: «Была она беременна, и родился от нее Святополк». И далее: «Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира». Православные историки называют Святополка Окаянного – пасынком Владимира. Но точно установить, чьим он был сыном, а чьим пасынком теперь уже невозможно. Да это и неважно. У Владимира было столько детей, жен и наложниц, что можно только позавидовать. Летописец дает подробный каталог его гарема. Это стоит почитать:
«И были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц». Аминь!
Убив брата, овладев его женой и Киевом, узурпатор, увы, не достиг покоя. Почва колебалась у него под ногами. Наемники роптали, требовали расчета (они были наняты в долг, и теперь, захватив Киев, хотели по две гривны с каждого жителя). Но Владимиру удалось провести варягов. Самых способных он привлек на службу, расплачиваясь землей, а остальных сплавил в Константинополь. Киевляне оценили этот ход весьма положительно. Но все равно относились к незаконнорожденному Каину с омерзением и страхом. Что же касается деревенских жителей, то они, привязанные к земле и молившиеся своим местным богам, всех этих пришлых князей с их дружинами, состоявшими из варягов, угринов, ляхов и прочих, просто ненавидели.
Чтобы управлять подданными, в любой момент готовыми взбунтоваться, нужны эффективные механизмы. И Владимир стал их искать. Кто-то (возможно, все тот же Добрыня) подсказал ему идею религиозной реформы: мол, боги могут помочь удержать ускользающую власть. Что ж, Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам».
Если кто-нибудь думает, что перечисленные летописцем боги – это буквально те самые боги, которым тогда поклонялись русские люди, он глубоко ошибается. Некоторые из них – да, те же самые (хотя, может быть, только по именам): Перун, Дажьбог, Мокощь… Но где же великий Род? Почему нет Волоса? И кто такой, простите, Симаргл? Что имеется в виду? Может, и ничего. Может, боги, вознесенные Владимиром, просто раньше ему помогали. Может, этот Симаргл, вызывающий недоумение у историков, был каким-нибудь личным амулетом Владимира. Может, весь этот пантеон – обычное самодурство русской власти. Так сказать, первый случай волюнтаризма, который потом постоянно будет повторяться: Коммунизм, Демократия, Запад, Восток… Безумно и бессистемно. Историки спорят, а тут, может, просто клинический случай.
Все это может быть, но настораживает то, что летописец именно в связи с этой религиозной реформой Владимира говорит о человеческих жертвах. В 983 году князь возвращается из похода против ятвягов, по дороге принося жертвы кумирам. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий пал на сына одного варяга, пришедшего из Греции христианина. И вот приходят к нему: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги». А тот: «Не дам сына своего бесам». Дальше понятно: «Подсекли под ними сени, и так их убили».
Вообще-то, конечно, и до реформы Владимира на Руси практиковались человеческие жертвоприношения. Но только в своей языческой среде. А в данном эпизоде самая соль в том, что убитые – христиане, чего не могло быть ни при Ольге, ни при Ярополке, которые христианам покровительствовали. В чем тут дело? Когда археологи стали копать место, где стояли боги Владимира, под их фундаментом обнаружились кирпичи и штукатурка со следами фресок, остатки какой-то христианской церкви. Похоже, это не просто строительный мусор, которым забутовали площадку под новым святилищем. Уж скорей тут идеологический жест: положить под ноги своим богам христианского бога. Владимир всем давал ясно понять, что с христианством покончено.
Боги Владимира простояли в Киеве восемь лет. Князь и сам чувствовал, что это – не то, не помогает. Вот женщины помогают, это реально. И он задумал жениться на византийской принцессе. Чтобы никто уже больше ему не мог колоть глаза его худородством. Ситуация для того, чтобы заполучить порфирородную невесту была как раз благоприятная. Шел 987 год, войска Владимира стояли в Болгарии и готовы были уже перейти границу Империи, в которой разгорелся мятеж доместика Варды Фоки. Большая часть армии перешла на его сторону. Вот тут-то и начался брачный торг между императором Василием II и князем Владимиром, который должен был получить сестру Василия Анну Порфирогенету за военную поддержку против Варды Фоки.
Вроде договорились. Но как только при помощи шеститысячного русского корпуса мятежник был разгромлен, ушлый император сказал: нет, ты вначале крестись, а потом получишь нашу Анну. Владимир долго противился обряду, с горя даже пошел в Крым, взял Корсунь и обещал взять Царьград, но в конце концов все-таки крестился. Хотя, надо отдать справедливость, отбивался до последнего. Бог даже наслал на него слепоту, чтобы как-то ускорить дело. А невеста объяснила: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Действительно, воды крещения его излечили.
Вернувшись в Киев, Владимир «повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса». Все-таки сколько подлинной веры в этом магическом действе. И сколько разочарования в Перуне, обманувшем самые лучшие ожидания князя. Русские люди и до сих пор еще иногда наказывают своих богов. Засвидетельствованы случаи, когда икону поворачивали лицом к стене за то, что не помогла. Бог должен работать, а иначе он просто доска. Только не надо говорить, что это мнение каких-то некультурных людей. Мы ведь все знаем, что даже очень культурные почитатели Матушки Демократии вот уже сколько лет пинают божество Коммунизма, обманувшее их ожидания.
Крещение Руси счастья князю не принесло. Бедная Анна прожила остаток своей жизни со скудоумным злым варваром и родила Бориса и Глеба, которым предстояло погибнуть. Народ сопротивлялся чужой религии. Это отражается в летописи, но очень глухо: попы подстрекают князя бороться с какими-то неназванными разбойниками. Гораздо красноречивей пустые годы «Повести временных лет»: после крещения год за годом ничего будто не происходит. Происходит, конечно, но – не обо всем же можно писать православному летописцу. И так уже он дал такой компромат на Крестителя Руси, что лучше бы нам всего этого и не знать.
Когда в 1015 году Владимир Святой умер, люди из его ближнего круга разобрали помост между двумя клетями в его дворце, завернули князя в ковер и, спустив веревками на землю, отвезли в церковь. Разобранное в помосте место, разумеется, тут же заделали. Это не для того, чтобы скрыть его смерть, как пишет летописец Нестор, это для того, чтобы не выносить покойника через дверь. Как известно: выносить плохого покойника через дверь никак нельзя, ибо он может вернуться. А вот так, через пролом в стене, который сразу заделают, гораздо надежней. Покойник уже не сможет найти дорогу назад. Не сможет вернуться и вредить живым. Вот и выходит, что и самые близкие люди считали равноапостольного князя Владимира упырем. А как поступать с упырями – известно: осиновый кол. К сожалению, эта необходимая мера предосторожности не была принята, и в результате случилась трагедия.
Завещания Владимир не оставил и таким образом накалил ситуацию. Вообще-то все понимали, что законным наследником престола мог быть только старший сын Владимира Святополк. Он был даже дважды законный: сын Ярополка и сын Владимира. Потому Святополк и сел в Киеве. Но незадолго до своей смерти Владимир послал князя Бориса (сына от гречанки Анны) воевать печенегов. Дружина была в его руках. Узнав о смерти отца, он сделал провокационный жест: двинул войско на Киев. Но, не дойдя до него, отпустил дружину. Ему говорили: ты что, возьмем Киев. Но он лишь молился. А если бы вел себя как положено полководцу в языческой стране (христианству на Руси не было еще и двадцати лет), то не было бы святых мучеников Бориса и Глеба. Хотя, возможно, был бы мученик Святополк.
www.peremeny.ru
Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича / Е. В. Климов
В историографии тема религиозных конфликтов в Древней Руси между традиционной религией и христианской практически не изучена. Дореволюционная историография в принципе опровергала серьезные конфликты на религиозной почве, так как считала, что древнерусское язычество было настолько примитивным, что не могло на идейном или ментальном уровне оказать сопротивление мировой религии; кроме того, в древнерусском обществе отсутствовало обособленное и влиятельное сословие жрецов, способное организовать такое сопротивление. "Религия их (восточных славян. - Е. К.) состояла в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы, за предметами и явлениями внешней природы... Их религиозные представления от части выражались в форме идолов, у них не было ни храмов, ни жрецов...", "борьба язычества с христианством выражалась пассивно..."3; "Общественное богослужение еще не установилось. Незаметно ни храмов, ни жреческого класса"4; "... следует думать, что активные выступления язычества были ничтожны"5; "У нас введение христианства не могло возбуждать особенно сильно религиозно-национальных страстей уже по тому, что приносилось оно путем не завоевания, не иноплеменной и иноязычной силы, а своим собственным национальным правительством"6.
Этот стереотип в известной степени был преодолен советской историографией. Например, Греков считал, что "русский человек не мог отказаться вдруг от своих убеждений... Христианизация шла медленно из городов по деревням и весям... Борьба за народную веру шла в народных массах, принимая здесь форму активных выступлений под главенством волхвов за старую веру..."7. М. Н. Тихомиров считал, что "распространение христианства на Руси вовсе не было триумфальным шествием"8. О противоборстве язычества и христианства на кануне Крещения Руси писал Б. А. Рыбаков, считая, что и после Крещения вспыхивали очаги антихристианского сопротивления9. Мирное и бескровное распространение христианства отрицает И. Я. Фроянов: "Введение христианства на Руси все же не являлось безболезненным и мирным... Что касается племен, подвластных Киеву, то к ним христианство входило с огнем и мечом"10. Этот краткий историографический обзор показывает, что советская историография, хотя и сумела преодолеть дореволюционный штамп "несопротивления христианизации", тем не менее, не выявила крупных конфликтов на религиозной почве. В тоже время языческое сопротивление христианизации в Западной, Центральной и Северной Европе изучено достаточно глубоко и детально, позволяя сделать вывод о том, что, несмотря на различные региональные отличия и особенности у этого явления есть общие закономерности. Например, в провинциях Западной Римской империи, в которых сословие жрецов-друидов было уничтожено в дохристианский период, сопротивление христианизации не носило такого организованного и ожесточенного характера как у балтских славян, где сложилась теократическая форма правления. В тоже время, антихристианское сопротивление было общим явлением в течение нескольких столетий христианизации (с V по X в.) и порождало острые конфликты на религиозной почве. "Общая картина языческого противодействия распространению христианства в Западной Европе в раннее средневековье позволяет утверждать, что оно, как правило, было ответной мерой языческого населения на неприемлемые для него крайности при проведении христианизации. В силу этого языческое противодействие принимало самые разные формы в связи с теми обстоятельствами, которые его порождали. Обычным ответом на действия того или иного клирика, особо ретивого в искоренении язычества, становилось силовое противодействие в целях защиты святынь. На границах меровингских земель и за их пределами, куда со временем проникало христианство, языческое сопротивление становилось более жестким, приобретая форму языческой реставрации: временного восстановления языческих верований или языческого восстания. Массового вооруженного противодействия населения, возглавляемого жрецами, или местной правящей верхушкой, распространению христианства"11. Не являлось исключением из этого правила и Древняя Русь с ее развитой дохристианской религией, влиятельным и многочисленным сословием жрецов. Причем, являясь по своему географическому положению периферией восточноправославного мира, мы можем предположить, что здесь религиозные конфликты приобретали крайне ожесточенные формы. Проникновение христианства на территорию восточнославянских племен, если не учитывать предание об апостоле Андрее, началось со второй половины IX века. Но это проникновение носило эпизодический характер и не являлось целенаправленной миссионерской деятельностью Константинопольской или Римской церкви. Поэтому и о конфликтах между традиционной религией и христианской речи не шло. Ситуация стала меняться со второй четверти X в., когда христианство стало проникать в княжеско-дружинную элиту. Это засвидетельствовал русско-византийский договор, заключенный великим князем Игорем в 944 году12.О том, что христианизация правящей элиты приняла характер необратимого процесса, говорит крещение великой княгини Ольги, совершенное в первое десятилетие после гибели ее мужа. И сразу же появляется сопротивление со стороны религиозно-консервативной части древнерусского общества. Напряжение между сторонниками традиционной религии и христианством стало приобретать драматическую форму, в том числе в великокняжеской семье. Мать, как православная христианка, пыталась обратить в христианство младшего сына - великого князя Святослава, но безрезультатно. Более того, он с негодование отвергал все эти попытки. В отношении же тех дружинников, которые принимали крещение, он грубо надсмехался. А насмешка великого князя дело не шуточное и говорит о том, что Святослав был противником христианства. Но пока была жива мать, он терпел в рядах своей дружины неофитов. Кроме того, среди них был и его брат Глеб. Сам князь не мог им предъявить претензии, так как они честно выполняли воинский долг. В чем же заключалась причина неприятия христианства? Летописец дает такое объяснение: "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"13. Для Святослава и его дружины главная цель жизни - война, захват военной добычи, победа физическая и моральная над врагом. Высшая добродетель воина в глазах Святослава и его дружинников - уничтожение врагов; высшая добродетель христианина - возлюбить ближнего своего как самого себя. Эти две ценности, одна для воина, другая для христианина, никак не совмещались в этике такого сурового воина как Святослав. Поэтому он и отвечал матери на все ее попытки обратить его в христианство: "...а дружина моя станет насмехаться"14. Он, как и многие его дружинники, не мог понять, как можно совместить эти две этические нормы: мораль воина и мораль христианина.
Пока русские дружинники успешно сражались с болгарами, хазарами и печенегами проблем между Святославом и его дружинниками-христианами не возникало. Но как только русские дружинники потерпели поражение от греков-христиан (это произошло под Доростолом в 971 г.), религиозный фактор сразу вышел на первый план. "Тогда дьявол возмяте сердца вельможе нечестивые, начаша клеветати на Христианы, сущия в воинстве, якобы же падение вой приключилось от прогневания лжебогов их христианами. Он же (Святослав) толико разсвирипе, яко и единого брата своего Глеба не пощаде... Они же (крещеные русы) с радостию на мучение идяху, а веры христовы отрещися и идолам поклонитеся не хотяху... он же видя их непокорение, наипаче на презсвитеры яряся, якобы тии чарованием неким людям отвращают и в вере их утверждают, посла в Киев, повеле храмы христиан разорити и сожещи. И сам вскоре поиде, хотя все христианы изгубити"15. Это очень интересное свидетельство первого официального запрета христианства на Руси: "... повеле храмы христиан разорити и сожечи... хотя все христианы исгубити". На чем основывались такие жестокие репрессии Святослава против христиан? Неужели только на интриге "вельмож-нечестивых". Чтобы понять причину гнева великого князя, обратимся к событиям битвы под Доростолом, после которой и начались репрессии против дружинников-христиан. Военный поход в Болгарию был в целом удачен для Святослава. Перелом наступил после того, как ему пришлось вернуться с Балкан в Киев из-за печенегов, которые в отсутствие великого князя и главных сил русских дружин попытались захватить Киев. Чтобы спасти столицу Святославу с частью сил пришлось покинуть главный театр военных действий, Балканы, и вернуться в Киев. Вследствие этого на Балканах была потеряна стратегическая инициатива, и его главному противнику Цимисхию удалось перебросить в Болгарию свои главные силы с восточного театра военных действий. "Успех русских был несомненный, но Святославу не удалось воспользоваться своим блестящим положением, так как у него не было достаточно военных средств, а между тем Цимисхий собрал сухопутные и морские силы с востока и сам двинулся против русского князя. Высадившись в Силистрии, греки утвердились в Северной Болгарии и угрожали отрезать русским отступления. Святослав не принял мер для защиты балканских проходов, и Цимисхий легко занял эти проходы и овладел русским отрядом, бывшим под начальством Свенельда в Великой Преславе. Русские были перебиты, кроме Свенельда, которому удалось бежать. Здесь под Доростолом сосредоточил остатки своих сил князь Святослав. Цимисхий приблизился к Силистрии (Доростолу), где и произошла окончательная битва, описанная Львом Диаконом16.Под Доростолом произошло генеральное сражение между дружинниками Святослава, вернее их остатками, и главными силами Цимисхия. Мы не можем сейчас говорить о численности противоборствующих сторон, но на стороне Цимисхия была тяжелая рыцарская конница, ударная сила средневековых армий, на море господствовал греческий флот - русские дружины оказались в окружении. В таких условиях каждая сторона уповает на помощь небесных сил. И они оказались на стороне греков. По крайней мере, в это поверили и греки и русские. Вот что пишет по этому поводу участник событий Лев Диакон. Один из лучших греческих воинов, магистр Иоанн "сел на коня и быстро на них (руссов) устремился. Конь на бегу оступился в яму и сшиб его с себя. Скифы, увидя превосходные доспехи, конскую сбрую и блистательные на оной бляхе, почли его самого за государя и прибежавши к нему мечами и секирами изрубили вместе с доспехами без всякой пощады. Отрубленную голову его вонзили на копье и поставили на башни, смеясь над римлянами. Магистр Иоанн сделался добычею ярости варваров и тем потерпел достойное наказание за безумные преступления против священных храмов...". Так рассуждает историк-христианин: победа была дана варварам не за их доблесть и мужество, она явились божественным мечом, карающим преступника, совершившего безумные преступления против священных храмов. На следующий день битва продолжилась: "россы, надменные сею победою, на другой день вышли из города и построились к сражению. Римляне также выступили против них густою фалангою. Тогда Анемас, один из телохранителей государя, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающих множество римлян, тогда Анемас, воспаленный душевным мужеством, извлек свой меч, сделал несколько скачков на коне и пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю - и отрубленная вместе с правою рукой голова поверглась на землю. При сем падении, поднимается у скифов ужасный крик смешанный с воплем, а римляне быстро на них нападают. Они не выдержали сего напора, и чрезвычайно огорченные бедствием своего полководца начали отступать к городу..."17.
На этом эпизоде необходимо остановиться подробнее. Дружинники Святослава беспрерывно воюют уже 7 лет, прошли с боями огромные расстояния - от Средней Волги до Балкан, видели гибель сотен героев (в том числе и таких как Икмор). От чего же тогда повергла их в ужас гибель второго, после Святослава, вождя дружин. Ведь на следующий день Анемас в поединке едва не убьет самого Святослава, но русские дружинники не побегут к городу, закинув щиты за спины, а бросятся спасать своего вождя и спасут его, а Анемаса убьют. Но смерть Икмора повергла их практически в мистический ужас. Для того, чтобы понять причину этого, обратимся к древнему обряду жертвоприношения богу войны, описанному Геродотом за полтора тысячелетия до битвы под Доростолом. "Аресу же совершают жертвоприношения следующим образом. В каждой скифской области по округам воздвигнуты святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другой. Наверху устроена четырехугольная площадка, три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершают такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно"18. Икмор на глазах у всего войска был убит именно таким способом, как скифы (греки называли руссов скифами) приносили жертву богу войны. В глазах руссов-скифов это означало одно - бог войны, который был до этого на их стороне, теперь против них, а с богами спорить бесполезно. Именно поэтому воинов Святослава при виде отрубленной головы и правой руки Икмора охватил "ужасный крик, смешанный с воплем", и они отступили к стенам Доростола. Ночью русские вышли на поле боя, собрали тела павших воинов возле крепостной стены (стена играла сакральную роль) и совершили обряд кремации. На следующий день Святослав собрал совет, на котором было принято решение дать еще одно сражение и попытать счастья в бою. Обратимся вновь к свидетельству очевидца. "...Итак, руссы, ободренные его (Анемаса. - Е. К.) падением с громким и диким криком бросились на Римлян, кои устрашенные необыкновенным их стремлением, начали отступать". Настал благоприятный для воинов Святослава момент, блеснула надежда на успешный исход битвы. Но тут вновь вмешались "высшие силы": "Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождем расстроила Россов: ибо поднявшаяся пыль вредила им глаза. Тогда, говорят, явился перед Римлянами некий воин, на белом коне, и ободрял их идти на врагов: он чудесным образом рассекал и расстраивал их ряды. Никто не видел его в стане ни прежде, ни после сражения. После того всеобщее распространилось мнение, что это был великий мученик Федор, которого Государь молил быть себе в сражениях помощником..."19.Последняя попытка переломить ход войны закончилась поражением русских дружин. Воины Святослава наверняка не видели святого мученика Федора, но они ощутили на себе стихию, которая подняла песок и "вредила им глаза". Они тоже были верующие люди и не могли не понимать - бог войны окончательно отвернулся от них. Тот самый бог, который дал им столько великих и славных побед над врагами, перестал им помогать. Но почему? Эти события удивительным образом перекликаются с плачем Ярославны в "Слове о полку Игореве..."
Ярославна рано плачет В Путивле на забрале, приговаривая: О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки На своих легких крыльцах На воинов моего милого?20.
Не только бог войны, но и великий Стрибог был против них, послав своих внуков навстречу русским воинам, поднимая пыль, ослепляя русских воинов.
Но чем вызвали гнев богов русские дружины? Святослава сопровождали жрецы, которые должны были разгадать волю богов. Жрецы в качестве причины двух поражений указали на дружинников-христиан. Объяснение могло быть предельно простым: бог руссов возмущен тем, что часть дружинников приняла христианство, и поэтому не желает помогать русичам, среди которых находятся воины, верующие в другого бога. Вот тогда-то произошла история, рассказанная Татищевым. Те христиане, которые не захотели отречься были казнены, в том числе и брат Святослава Глеб. А в Киев были отправлены послы с приказом разрушить все христианские храмы. Этот конфликт, произошедший на религиозной почве, стал первым подобным конфликтом, известным нам из письменных источников. И именно в нем, очевидно, кроется тайна гибели Святослава. Выше было высказано мнение о том, что византийцы не были заинтересованы в гибели Святослава, уже по тому, что предшественники Святослава - Олег и Игорь строго соблюдали заключенные договора. У византийцев не было оснований подозревать Святослава в том, что он прервет эту традицию и не выполнит договор. Если бы Цимисхий не доверял Святославу, то ему проще было не выпускать Святослава из осажденного Доростола и либо убить его в бою, либо взять в плен. Следовательно, у византийцев не было причин для убийства Святослава. Но его убили, и кто-то был в этом заинтересован. Кто? Ответ напрашивается сам собой. Это христианская община Киева. Святослав, так же как и его жрецы, считал виновниками поражения и гибели вождей русских дружин не только дружинников-христиан, а всех русских христиан вообще, всю христианскую общину. Судя по сообщению Иоакимоской летописи, их ожидали жестокие гонения и репрессии. Что им оставалось делать? Отречься от Христа? Или обреченно ждать возвращения великого князя? Нет, на это большинство из них не пошло бы. Раннехристианские общины, как мы знаем, отличались особой верностью и преданностью своей религии и церкви. Святослав в их глазах из великого князя, которому бог дал власть и которому, как всякой власти, надо подчиняться, превратился в гонителя религии и христовой церкви. В их глазах он потерял право на власть, а христиане освободились от обязанности подчиняться ему. И были печенеги, которые готовы были за деньги убить своего давнего врага Святослава. Итак, заказчики и исполнители найдены. Русские дружины понесли тяжелые потери в войне с Империей. Они знали, что в Поле господствуют многочисленные и хорошо организованные отряды печенегов, а потому возвращаться домой следовало единой дружиной. Но происходит противоположное: русская дружина разделяется на две части. Одна - во главе со Свенельдом идет через земли его данников - Уличей и Тиверцев. А другая, во главе со Святославом, возвращается морем и попадает в засаду устроенную печенегами. "И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод.., когда наступила весна отправился Святослав к порогам и напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку"21. Святослав провел в условиях печенежской осады в Белобережье всю зиму, но помощи из Киева не дождался. Почему киевляне, зная, что их великий князь осажден печенегами, не предприняли каких-либо действий по его спасению? Ответ кроется в летописи. "Свенельд же пришел в Киев к Ярополку" и стал одним из участников и, возможно, организаторов заговора против Святослава. Заговорщики опирались на христианскую общину, в страхе ожидающую возвращения Святослава. Женой Ярополка была гречанка-монашенка, под влиянием которой он сочувствовал христианам, а возможно и принял христианство.Но почему Святослав и Свенельд разделились? Возможно, со Свенельдом ушла часть дружины, состоявшая из уцелевших после репрессий христиан. Они пришли в Киев раньше Святослава и, спасая свои жизни, отправили к печенегам послов, подговорив их напасть на Святослава. "А переяславцы послали к печенегам сказать: "Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной забрав у греков много богатства и пленных без числа""22. Переяславлей было два: один - на Дунае, куда хотел перенести свою столицу Святослав, другой - под Киевом. В историографии сложилось мнение, что к печенегам отправили послов жители Переяславля на Дунае. Но зачем им нужна была гибель Святослава? В получении доли добычи? Вряд ли печенеги стали бы делиться ею, и вряд ли на это рассчитывали жители Переяславля на Дунае. Знали они и о том, что Святослав заключил договор с Империей и подтвердил его сакральной клятвой. Так кто же предупредил печенегов о возвращении Святослава с малой дружиной и большой добычей? В этом, скорее всего, были заинтересованы киевляне - христиане, и жители Переяславля, только не болгарского, а русского, среди которых было немало христиан.
Таким образом, во время второго балканского похода Святослава I произошла первая вспышка противостояния на религиозной почве в Древней Руси, религиозный конфликт между сторонниками традиционной религии и христианами. Первый этап этого конфликта закончился гибелью Святослава, ставшего вождем антихристианского движения в Древней Руси. Но сам конфликт не мог быть исчерпан трагической судьбой Святослава, так как его поддерживало мощное и влиятельное сословие жрецов, а христианскую общину - великий князь Ярополк I. Гибель Святослава - это только начало длительного и ожесточенного противостояния традиционной религии и христианства в Древней Руси.
Примечания:
1. ТАТИЩЕВ В. Н. История Российская. В 3-х т. М. 2003. Т. 2, с. 41.
2. ГРЕКОВ Б. Д. Киевская Русь. М. 2004, с. 561 - 562.
3. КОСТОМАРОВ Н. И. Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1. М. 1998, с. 34, 37.
4. КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х т. Кн. 1. Ростов на Дону. 2000, с. 108.
5. ГАЛЬКОВСКИЙ КМ. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков. 1916, с. 131.
6. КАРТАШЕВ А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М. 1991. Т. 1, с. 147.
7. ГРЕКОВ Б. Д. Киевская Русь. М. 2004, с. 482.
8. ТИХОМИРОВ М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси в XI-XII вв. М. 1995, с. 76.
9. РЫБАКОВ Б. А. Язычество древней Руси. М. 1988, с. 300.
10. ФРОЯНОВ И. Я. Древняя Русь. СПб. 1995, с. 91.
11. ДРЯХЛОВ В. Н. Языческое противодействие христианизации в Западной Европе в раннее Средневековье. - Вопросы истории. 2007, N 1, с. 36.
12. Повесть временных лет (ПВЛ). СПб. 1996, с. 160.
13. Там же, с. 167.
14. Там же.
15. Там же, с. 160, 167.
16. УСПЕНСКИЙ Ф. И. История византийской империи. М. 1997, с. 366.
17. Лев ДИАКОН. История. СПб. 1820, с. 92.
18. ГЕРОДОТ. История. Кн. 4. М. 1999, с. 254 - 255.
19. Лев ДИАКОН. Ук. соч., с. 95.
20. Злато Слово. История Отечества в романах, повестях, документах. М. 1986, с. 65.
21. ПВЛ, с. 171 - 172.
22. Там же, с. 171.
Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2008, C. 155-160
Климов Евгений Викторович - кандидат исторических наук. Уральская Академия государственной службы, г. Лангепас.
historical-articles.blogspot.com
Святослав Игоревич — RuData.ru
Шаблон:Рюрик1Шаблон:Rodovid
Святослав Игоревич | |
Дата рождения: | |
Дата смерти: | 972 г. |
Святосла́в И́горевич (ум. март 972), великий князь киевский (945—972), самостоятельно правил с 957 (по другим данным, примерно с 960), полководец.
Сын и преемник Игоря Старого (Игоря Рюриковича), к моменту его смерти был малолетним (некоторые летописи указывают датой рождения 942). При нём Киевским государством в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, а затем из-за постоянного пребывания его в походах. Воспитателем («кормильцем») юного Святослава был варяг Асмуд, воеводой — Свенельд. По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, в начале правления Святослав пребывал не в Киеве с Ольгой, а в Новгороде, вероятно, под опекой Асмуда и Свенельда.
Правление
В 964—966 Святослав освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. В 60-х годах X века разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль — столицу каганата. Воевал с волжско-камскими болгарами и взял их столицу на Волге. На Северном Кавказе Святослав захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов.
В 967 или 968, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Византийское правительство, чтобы воспрепятствовать утверждению Святослава в Болгарии, послало к Киеву печенегов. Святослав возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришёл в Болгарию.
Около 971 он в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском 3-месячную осаду, Святослав заключил в 971 мир с императором Иоанном I Цимисхием (см. Договоры Руси с Византией). На обратном пути в Киев Святослав у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными византийским правительством о его возвращении; согласно «Повести временных лет», печенежский князь Куря сделал из его черепа кубок в серебряном обрамлении и пил из него. Остаток армии Святослава пришёл под началом Свенельда в Киев.
Византийский писатель Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава:
«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал».Святослав был самым значительным славянским полководцем языческого периода. По территориальному масштабу его завоевания сопоставимы с завоеваниями Александра Македонского.
Наследники
Смотри также:
Ссылки
www.rudata.ru
972 – Гибель князя Святослава
972 – Гибель князя Святослава
Походы Святослава современники князя сравнивали с прыжками барса: стремительными, бесшумными и разящими. По свидетельству тех же современников, Святослав был голубоглазым, пышноусым человеком среднего роста, он брил голову наголо, оставляя на макушке длинный клок волос – оселедец (такой позже носили запорожцы). Со стороны отличить его от подобных ему воинов помогала только более чистая рубашка, которая была на князе. В ухе Святослава висела серьга с драгоценными камнями, хотя больше украшений князь-воин любил отличное оружие. Свой воинственный дух он проявил уже в детстве, когда дружина его отца Игоря пошла мстить древлянам за убийство князя. Легенда гласит, что маленький Святослав метнул в сторону врага копье и оно упало у ног вражьего коня. Плотный, крепкий, Святослав славился неутомимостью в походах, его войско не имело обоза, и князь с воинами обходился пищей кочевников – вяленым мясом. Всю свою жизнь он оставался язычником и многоженцем. Согласившись на мир с греками, Святослав решил вернуться в Киев. К тому времени уже не было его матери – Ольга умерла в 969 г. На прощание Святослав познакомился со своим главным соперником – императором Иоанном Цимисхием. Он приплыл к нему на встречу в челне, без охраны, причем сам сидел на веслах. Благодаря этому визиту нам и известно от греков из свиты Иоанна, как выглядел Святослав.
Заключив мир, Святослав в 972 г. без радости отправился на ладьях вверх по Днепру, возвращаясь в Киев. Еще раньше он говорил матери и киевским боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там средина земли моей». Завоеванные мечом на Дунае земли он считал своим собственным, теперь уже потерянным владением. Воинов у него было немного – большая часть конунгов с дружинами на своих ладьях откололись от его войска и отправились грабить берега Испании. Опытный конунг Свенельд, плывший со Святославом, советовал ему обойти посуху опасные для плавания днепровские пороги, где могла его поджидать печенежская засада. Но Святослав не послушался совета и погиб в сражении с кочевниками у Днепровского порога со зловещим названием Ненасытненский. Летопись повествует, что из черепа убитого русского князя печенежский князь Куря сделал украшенный золотом кубок для вина и пил из него в пиршественном застолье. В наше время там, где погиб Святослав, были найдены два меча середины X в. Возможно, такой меч был и у погибшего на Днепровских порогах великого воина.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru