Культура периода застоя: Глава 18. Культура периода застоя

Содержание

Культура в эпоху «застоя» (1965-1984)

1. Культура в эпоху «Застоя» (1965-1984)

2. Введение

Более
двадцати
лет
в
советской
истории
существовала эпоха «застоя», которая в области
культуры характеризовалась противоречивыми
тенденциями.
С одной стороны, продолжалось плодотворное
развитие всех сфер научной и художественной
деятельности.
С
другой
стороны,
усилился
идеологический
контроль руководства страны за творчеством
писателей, поэтов, художников и композиторов.

3. Условия культурной жизни

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение
культуры на официальную и «подпольную»,
государством не признанную.
Большинство
талантливых
поэтов,
писателей,
художников, режиссеров оказывались между
официальной и неофициальной культурой.
Оказывалось давление лишая доступа к зрителю,
читателю.
Издательства прекращали принимать рукописи.
Снимались с репертуара спектакли.
Ложились на полку фильмы.
Вынуждали
уехать заграницу и объявляли
предателями.

4. Литература

Литература как и всё разделилась на
официальную и «неофициальную».
Всё сопровождалось высылкой тех, кто не
захотел
поступиться
свободой
творчества: И.А. Бродский, А.А. Галич.
В 70-е годы А.И. Солженицын, В.Е.
Максимов,
В.Н.
Войнович,
Г.Н.
Владимов, В.П. Аксенов и др. покинули
Советский Союз в разное время.

5. В.С. Гроссман

Васи́ лий Семёнович Гро́ ссман — советский писатель.
В.С. Гроссман принес свой роман «Жизнь и судьба» в редакцию
журнала «Знамя», будучи уже признанным писателем, но
рукопись не приняли, а через некоторое время она была
изъята сотрудниками КГБ.
Пытаясь спасти книгу, он писал Н. С. Хрущеву.
Было подготовленное референтами решение о том, что о возврате
рукописи «не может быть и речи», и что роман может быть
напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет.
Другая копия романа в середине 1970-х, уже после смерти писателя,
была вывезена на Запад. Роман был опубликован за рубежом в
1980-м, а в СССР — в 1988 году, во время перестройки.
За годы написал: «Добро вам!», 1967; «Всё течёт…», Frankfurt, 1970;
«Жизнь и судьба», Lausanne, 1980; «На еврейские темы», Tel Aviv,
1985.

6. А. А. Галич

Алекса́ ндр Арка́ дьевич Га́ лич — русский советский поэт,
сценарист,
драматург,
автор
и
исполнитель
собственных песен.
Галичу было запрещено давать публичные концерты.
Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку.
По сути дела, это был запрет на любую
профессиональную деятельность и работу.
В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен.
В результате в 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, а в 1972
г. — из Союза кинематографистов.
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, и сразу после пересечения
границы был лишён советского гражданства.
22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все
его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

7. О книгах Л.И. Брежнева

Трилогия Брежнева — книги-воспоминания
«Малая Земля», «Возрождение» и
«Целина», автором которых считался
Леонид Брежнев (фактически были
написаны группой профессиональных
журналистов).
За эту трилогию Брежнев был удостоен в
апреле 1980 года Ленинской премии по
литературе.
Тираж
каждой
книги
составил
15
миллионов экземпляров.
Книги были внесены в школьную
программу по литературе.
Трилогия была переведена и разослана в
национальные библиотеки 120 стран
мира.

8. Образование

Переход ко всеобщему среднему образованию
завершен к 1975 году.
был
96% советской молодежи заканчивало или полный курс
средней школы или специальные учебные заведения
(ПТУ, техникум).
•Ускорение научно-технического прогресса усложняло
школьные программы, что привело к снижению
интереса к занятиям, приводили к ухудшению уровня
подготовки.
•Требовалась существенная перестройка всей
педагогической системы.
•В 1984 г. была начата реформа образования, но
оказалась неподготовленной и была свернута.
Увеличивается
количество студентов и
высших учебных
заведений.
В начале 70-х проходит
компания по
преобразованию
педагогических
институтов в
университеты (к 1985 г.
– 69 университетов).
Перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке
квалифицированных рабочих кадров привело к падению престижа
высшего образования (инженер получал зарплату ниже, чем рабочий)
Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по
специальности.
«В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович
Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и
воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира.
«В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович
Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и
воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах
мира.
Виктор Фёдорович Шаталов — педагог-новатор,
народный учитель СССР, почётный доктор
академии
педагогических
наук
Украины,
заслуженный учитель Украины.
Автор системы обучения с использованием
опорных сигналов. В этой системе учебный
материал
представлен
в
вебральнографической форме. Использует педагогику
сотрудничества, игровые формы занятий.
Развитие
науки
в
целом
охарактеризовано как застой.
не
может
быть
Сеть научных учреждений и исследовательских
центров значительно расширилась.
Интенсификации научных исследований и усиления
связи науки с производством.
Создавались научно-производственные объединения
(к 1985 г. — 250 таких НПО).
Новый подход к развитию энергетики (атомные
электростанции, атомный ледокол «Арктика»).
Интенсивное освоение нефтегазовых месторождений
Западной Сибири.
•Достижения советской науки в «области теоретической и
экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная
техника).
•Исследования в различных областях химии и биологии
(расшифровка структуры белка, генная инженерия, лазерная
медицина).
•Научные разработки оборонной и космической техники и
технологий.
•Исследования в области экономики, социологии, соц.
прогнозирования (разработаны крупномасштабные программы
по развитию, размещению и по совершенствованию
народнохозяйственного комплекса в целом).
•Историческая наука (успехи в исследовании конкретных
фактов и событий прошлого).
•Теоретические разработки в области экономики и социологии
оставалось лишь на бумаге.

15. А. М. Прохоров

Алекса́ ндр Миха́ йлович Про́ хоров — выдающийся
советский физик, один из основоположников
важнейшего направления современной физики —
квантовой электроники, лауреат Нобелевской премии
по физике за 1964, один из изобретателей лазерных
технологий.
Научные работы Прохорова посвящены радиофизике,
физике ускорителей, радиоспектроскопии, квантовой
электронике и её приложениям, нелинейной оптике.
Создал:
• лазер на основе двухквантовых переходов (1963),
• ряд непрерывных лазеров и лазеров в ИК-области
(1966),
• мощный газодинамический лазер (1966).

16. А.Д. Сахаров

Андре́й Дми́триевич Са́харов — советский физик, академик АН СССР и
политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей
советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
22 января 1980 года был арестован и со своей второй женой Еленой Боннэр без
суда сослан в город Горький. Был лишён: звания трижды Героя
Социалистического труда, звания лауреата Сталинской (1953) и Ленинской
(1956) премий, а также ордена Ленина (звания члена АН СССР лишён не
был).
В конце 1970-х — начале 1980-х годов в советской печати проводилась кампания против Сахарова. В
Большой советской энциклопедии (вышедшей в 1975 году) и затем в выходивших до 1986 г.
энциклопедических справочниках статья о Сахарове завершалась фразой «В последние годы отошёл
от научной деятельности».
В Горьком Сахаров провёл три длительных голодовки. В 1981 году он, вместе с Еленой Боннэр,
выдерживает первую, семнадцатидневную, — за право выезда к мужу за рубеж Л. Алексеевой
(невестки Сахаровых).
В июле 1983 года четыре академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) подписали письмо
«Когда теряют честь и совесть» с осуждением А. Д. Сахарова.
В мае 1984 года вторую (26 дней) — в знак протеста против уголовного преследования Е. Боннэр. В
апреле-октябре 1985 года — третью (178 дней) — за право Е. Боннэр выехать за рубеж для операции
на сердце. Сахарова насильно госпитализировали и насильно кормили.
В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его
защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого Дома, где находилось советское
посольство в Вашингтоне, была переименована в «Площадь Сахарова». В различных мировых
столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «Сахаровские Слушания».
Был освобождён из горьковской ссылки лишь с началом Перестройки, в конце 1986 года.

17. Живопись

Политика руководства живописью также
строилась
на
балансе
немотивированных
запретов
и
временных послаблений.
Долгие годы засилья соцреализма в
живописи привели к деградации вкуса
и художественной культуры массового
советского зрителя, не способного
воспринимать ничего более сложного,
чем
буквальное
копирование
действительности.

18. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического

реализма», автор портретов в
традиционном романтическом стиле.
Участвовал в выставках молодых
художников, а в 1976 г. стал
членом Союза художников СССР.

19. «Бульдозерная выставка»

15 сентября 1974 г. в Москве была
разгромлена
выставка
24-х
художников-авангардистов
(«бульдозерная выставка»), но
уже в конце сентября, видя, что
событие это вызвало большой
общественный
резонанс,
официальные власти разрешают
провести другую выставку, в
которой принимают участие те же
самые авангардисты.
Картины, поврежденные при разгоне
«Бульдозерной выставки» 15 сентября
1974 года
Оскар Рабин.
Паспорт. 1972. Холст, масло.

20. И.С. Глазунов

Илья́ Серге́евич Глазуно́в — народный художник СССР, академик
Российской академии художеств, лауреат Государственной премии
Российской Федерации, основатель и ректор Российской академии
живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, полный кавалер ордена
«За заслуги перед Отечеством», монархист.
В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны»
(изображение отступающей советской армии), была закрыта
как «противоречащая советской идеологии». Картина была
уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую
копию.
C 1978 года преподавал в МХИ.
В 1981 году — организовал и стал директором Всесоюзного
музея декоративно-прикладного и народного искусства в
Москве.
С 1987 года — ректором Всероссийской Академии живописи,
ваяния и зодчества.
Глазунов И. С. Иван Грозный. 1974г.

21. Илья Глазунов

«Дороги войны» И. Глазунов
Постоянную борьбу за идеалы подлинного гуманизма,
свободу мысли и творчества вел театр. Создатели
боролись за жизнь почти каждого спектакля.
Такие, как
«Человек со стороны» в Театре на Малой Бронной,
«А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке,
«Соло для часов с боем», «Заседание парткома»,
«Обратная связь» во МХАТе.
В таких условиях многие творческие личности уходили в
себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. цифр и
фактов.
Вынужденная эмиграция ждала многих. Из страны
пришлось уехать режиссеру Театра на Таганке Ю.
Любимову.

23. Ю. Любимов

Ю́рий Петро́ вич Люби́ мов— российский режиссёр, актёр и
педагог, создатель московского Театра драмы и комедии на
Таганке, заслуженный артист РСФСР (1954), народный
артист России (1992), лауреат Сталинской премии второй
степени (1952).
В 1980 году умирает Владимир Высоцкий, и театр ставит спектакль, посвященный
памяти артиста, — власти его запрещают.
Запрещена и следующая (1982 год) постановка Юрия Любимова — пушкинский
«Борис Годунов».
В 1983 году запрещены репетиции булгаковского «Театрального романа».
Когда в марте 1984 года Любимов уехал в Англию ставить «Преступление и
наказание», его предательски, за спиной, освободили от должности
художественного руководителя. А потом лишили советского гражданства.
После лишения гражданства он работал в Израиле, Америке, Англии,
Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и
оперные спектакли. В том числе, в Ла Скала и Гранд-опера.
Запад с удовольствием принял Ю. Любимова — Израиль и Венгрия предоставили
ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены,
его постановки пользуются большим успехом.

24. Театр на Таганке

«А зори здесь тихие», Театр на Таганке
6 января 1971 г.
«Гамлет», Театр на Таганке
17 июля 1980 года.

25. Скульптура

Эрнст
Ио́ сифович
Неизве́ стный

советский
и
американский скульптор.
Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его
экспрессию и мощную пластику часто составлялись из
частей человеческого тела.
Памятник на могиле Н. С.
Эрнст Неизвестный.
2005 год.
Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе, но его
монументальные скульптуры создавались из бетона.
За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны
тогдашнего главы Советского Союза Н. С. Хрущёва, который в
1962 году на выставке назвал его скульптуры
«дегенеративным искусством»:
— Почему ты так
искажаешь лица советских людей? Н. С. Хрущёв.
В 1976 году Неизвестный эмигрирует в Цюрих, Швейцария, а в
1977 г. переезжает в Нью-Йорк, США.
Позже Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Н. С.
Хрущёву (Новодевичье кладбище).
Наиболее значительными произведениями Неизвестного
советского периода являются — «Прометей» во Всесоюзном
пионерском лагере Артек (1966) и «Цветок лотоса»,
сооруженный около Асуанской плотины в Египте (1971).

26. Э. И. Неизвестный

«Цветок лотоса», Египет
1971г.
Мемориал «Память шахтёрам Кузбасса»
работа Эрнста Неизвестного

27. М.М.Шемякин

Михаи́ л Миха́ йлович Шемя́ кин — российский художник и
скульптор. Лауреат Государственной премии РФ,
народный художник Кабардино-Балкарии, почетный
доктор Университета Сан-Франциско.
С 1959 по 1971 год он работает в качестве лаборанта,
исполняя различного рода работу.
Его подвергают принудительному лечению в клинике для
душевнобольных в течение трёх лет и выписывают в
состоянии средней тяжести, когда огромными
усилиями
медицинских
специалистов
была
восстановлена пусть и условная, но дееспособность.
В 1971 году выслан из СССР.
Сначала жил в Париже, затем в США, с 1981 года — в
Нью-Йорке, с 1991 — в Клавераке (en:Claverack, New
York), штат Нью-Йорк. Въехать обратно в СССР
Михаилу Шемякину разрешили только в 1989 году,
после 18 лет изгнания. Михаил Михайлович создал
Институт философии и психологии творчества в
городе Хадсон (США).

28. Е.В. Вучетич

Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич— выдающийся советский
скульптор-монументалист, народный художник СССР
(1959), действительный член (1953) и вице-президент
(1970)
Академии
художеств
СССР,
Герой
Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат
Сталинской премии (1946—1950), лауреат Ленинской
премии (1970).
«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград1963-1967 гг.
По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён
мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в
Волгограде (совместно с архитекторами Я. Б. Белопольским и другими,
Ленинская премия (1970 г.))
На возвышении кургана был установлен один из самых известных и
величественных памятников монументального искусства, посвященных теме
героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами
— композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и
проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с
мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

29. «Родина-мать зовёт!»‎

«Родина-мать зовёт!»
Скульптура сделана из блоков предварительно
напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона
и 2400 тонн металлических конструкций (без
основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника —85-87 метров. Он
покоится на бетонном фундаменте глубиной 16
метров. Высота женской фигуры — 52 метра
(масса — свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра,
которая покоится на главном фундаменте. Этот
фундамент высотой 16 метров, однако его почти
не видно — большая его часть скрыта под
землёй. Статуя стоит свободно на плите, как
шахматная фигура на доске.
Толщина
железобетонных
стен
скульптуры
составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри
жёсткость каркаса поддерживается девяноста
девятью металлическими тросами, постоянно
находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был
первоначально сделан из нержавеющей стали,
обшитой листами титана.
Памятник В. И. Ленину, ВолгоДонской канал, Волгоград1970-1973
гг.
Решение о строительстве памятника В.
И. Ленину было принято в канун
празднования 100-летия со дня
рождения вождя.
В 1952 году на высоком постаменте был
сооружён гигантский памятник И. В.
Сталину. Проект возглавлял Евгений
Вучетич (архитектор Поляков Л.М.).
Этот памятник простоял несколько лет,
возвышаясь на 40 метров над
уровнем Волги. 26-метровый Сталин,
одетый в привычный френч и
увенчанный фуражкой, задумчиво
смотрел вдаль реки, крепко сжав в
руках свернутую в рулон партийную
газету.
В
ходе
процесса
десталинизации, начатого XX съездом
КПСС в 1956 году, памятник был
памятник
убран, И. В. Сталину
но
остался
пустой
Волго-Донской
канал,Волгоград
железобетонный
постамент.
Бесспорно, кинематограф переживал сложную
ситуацию. Большое количество однотипных
лент заполняло экраны кинотеатров.
Поиски
таких
талантливых
советских
режиссеров, как А.Тарковский, А.Герман, не
стали достижением широкой киноаудитории.
Экранизируется
литературная
классика.
Снимаются комедии.
Эпохальным
явлением
в
развитии
отечественного
кинематографа
явилась
монументальная картина С. Ф. Бондарчука
«Война и мир» (1965–1967 гг.).
.
Мосфильм: Л. И. Гайдая «Операция Ы» 1965 г., «Кавказская
пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван
Васильевич меняет профессию» 1973 г., Э. А. Рязанов «Ирония
судьбы или С легким паром» 1976 г., «Москва слезам не
верит», В. Я. Мотыль «Белое солнце пустыни» и другое.
Ленфильм: Владимиром Фетиным «Полосатый рейс» 1961 г.
Одесская киностудия: С. С. Говорухин «Место встречи изменить
нельзя».
Киностудия им. А. Довженко: «Их знали только в лицо» —Антон
Тимонишин.
Рижская киностудия: «Цыплят по осени считают» —Ольгерт
Дункерс.
Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое
время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы
А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

33. Л. И. Гайдай

Леони́ д И́ович Гайда́ й — советский кинорежиссёр, сценарист,
актёр. Народный артист РСФСР (1974), Народный артист СССР (1989).
В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая — «Долгий
путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко.
Спустя
два
года
на
экраны
вышла
скандальная
сатирическая картина «Жених с того света», едва не
стоившая режиссеру карьеры. После этого Гайдай уходит в
тень на три года.
1961 год отмечен двумя короткометражными фильмами «Пёс
Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы
приносят известность режиссеру, а также легендарной
тройке Трус — Балбес — Бывалый.
На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри,
в рамках своего фильма «Деловые люди».
Сделав перерыв в три года, Леонид выпускает три фильма,
каждый из которых становится всенародно любимым
произведением советской кинематографии. Кинокомедия
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая
из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965
года. Как и следующие два фильма Гайдая — «Кавказская
пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и
«Бриллиантовая рука» (1968 года) которые повторяют это
достижение .
Детективная
комедия
Леонида
Гайдая

«Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана
лучшей отечественной комедией за 100 лет,
победив в опросе телезрителей.
В 1970-х занимался экранизациями классических
произведений (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М.
Зощенко, Н. Гоголь). В 1981—1988 гг. Гайдай
снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль».
Также на экраны вышло несколько новых картин
Гайдая.
Последней работой Леонида Гайдая стал фильм «На
Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич
опять идут дожди» выпущенный в 1992 году.
«Бриллиа́ нтовая рука́ » 1968 г.

35. Э. А. Рязанов

Эльда́ р Алекса́ ндрович Ряза́ нов— знаменитый российский и
советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт. Народный
артист СССР.
В 1955 г. Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и
поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса».
В 1956 г. «Карнавальная ночь» — имел колоссальный успех.
Комедии: лирическая «Девушка без адреса» (1957), героическая «Гусарская
баллада» (1962), бытовая «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическая
«Невероятные приключения итальянцев в России» (1974).
Одна из лучших картин Э. А. Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966).
Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали Э. А. Рязанова: «Зигзаг
удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Ирония судьбы, или С лёгким
паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982).
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» (1979) и
«О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984, по
мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную
полемику в прессе, и ещё многое.
Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путёвку в жизнь»
многим молодым актёрам, по-новому открыл актёров известных.
В 1979—1985 годах Эльдар Александрович в качестве
ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им
создано более 200 авторских телевизионных программ.
Наиболее популярными стали телевизионные циклы
«Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов»,
«Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о
странностях любви», «Парижские тайны Эльдара
Рязанова».
В 1984 году Эльдар Александрович был удостоен звания
народного артиста СССР, он дважды становился
лауреатом Государственных премий: СССР (1977 — за
фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!») и РСФСР
имени братьев Васильевых (1979 — за фильм
«Служебный роман»), награждён двумя орденами
Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов
и «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, а также
французским орденом искусств и литературы. Он —
призёр международных кинофестивалей в Мадриде,
Дели, Брюсселе и др.
В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза. Живёт
и работает в Москве.

37. А.А. Тарковский

Андре́ й Арсе́ ньевич Тарко́ вский —
советский кинорежиссёр и сценарист.
выдающийся
Уже первой своей работой – «Иваново детство» (1962) – он заявил о
себе как философ в кино. Его фильмы не были развлечением.
Зрители несколько раз смотрели его картины «Андрей Рублев»
(1966/1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер»
(1979), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986). Каждый
просмотр открывал возможность нового прочтения времени и
человека. А.А.
Таковскому всегда хотелось делать фильм так, будто речь шла о
современнике. Он хотел заставить зрителя философствовать вместе
с собой. Это была сложная работа, не всем доступная, но
притягивающая и заинтересовывающая процессом творчества,
возможностью «путешествия внутри себя с помощью кино».
С А.А. Тарковского началась линия «философского кино», которое
переводило кинематограф из балаганного зрелища массовой
культуры в разряд высокого искусства.
Памятник Андрею
Тарковскому у входа
во ВГИК.

38. Музыка

Огромную роль в культурной жизни
советского человека играла
эстрадная музыка. Западная роккультура исподволь
просачивалась из-под «железного
занавеса», оказывая воздействие
на советскую популярную
музыку.
Знамением
времени
стало
появления «виа» – вокальноинструментальных ансамблей («Самоцветы»,«Песняры»,
«Машина времени» и др.).
Всей стране были известны имена
популярных исполнителей Софии
Ротару, Валерия Леонтьева и др.
Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной
эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.
Значительное влияние на развитие
классической музыки оказало
творчество Г. В. Свиридова (сюита
«Время – вперед!» 1965 г.,
музыкальная иллюстрация к поэме
А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.).
Мастером музыкальных сочинений
крупных форм, в том числе балетов,
опер, симфоний стал Р. К. Щедрин
(балет «Анна Каренина» 1972 г. ,
опера «Мертвые души» 1977 г.).
Синтез классических традиций и
новаторских композиционных
приемов отличал творческую манеру
А. Г. Шнитке.
Своеобразным музыкальным и
поэтическим «самиздатом» стали
магнитофонные записи. Широкое
распространение магнитофонов
предопределило повсеместное
распространение бардовской песни (В.
Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в
которой видели альтернативу
официальной культуре.

42. Музыка и В.С. Высоцкий

Влади́ мир Семёнович Высо́ цкий — советский поэт, бард, актёр, автор
нескольких прозаических произведений, лауреат Государственной
премии СССР (1987, посмертно).
Высоцкий сыграл около тридцати ролей в фильмах (в том числе
«Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии»,
«Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Вертикаль»). Участник
постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке.
Одним из его ярких проявлений стало песенное творчество В.С. Высоцкого. Ему
удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было
говорить открыто.
Демократичность творчества, широта охвата жизни, глубокое понимание
народного духа, его исторических корней сделали Высоцкого поистине
народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не
получал.
Феномен популярности Высоцкого – характерная черта своего времени. Лишь
некоторые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были
записаны на пластинки.
Основным
же
источником
распространения
его
произведений
были
магнитофонные записи.
Аудиторией Высоцкого была вся страна. Другие официально непризнанные
авторы, как правило, не были так широко известны.
Ситуация
распада
советской
культуры
продолжалась.
Расхождения культуры и власти стало более заметным.
Официальная культура теряла свои позиции. Неофициальное
поле культуры расширилось и укрепляло свои позиции за
счет андеграунда, диссидентства, (инакомыслия, основанного
на несогласии с господствующей идеологией, существующим
строем, в диссидентстве обычно сочетается культурное и
политическое содержание).
Наиболее четко культурное «двоемирие» проявилось в культуре
быта, повседневной жизни. В частности, общественному
остракизму стали подвергаться так называемые «стиляги»,
т.е. молодые люди, которые стремились неординарно
одеваться
и
таким
образом
подчеркивать
свою
индивидуальность.

Культура периода застоя: пепел и алмазы

Молодая советская культура дала миру множество ярких талантов – Татлин, Малевич, Шагал, Маяковский, Гумилев, Хлебников, и многие другие оставили свой заметный след в мировом искусстве. Последовавший вскоре большевитско-сталинский террор привел к изгнанию (пароход интеллигенции), либо убийству деятелей культуры (Гумилев, Мандельштам, и др.), либо к исключению их из культурного процесса (Ахматова, Зощенко, Булгаков и др.).

ХХ съезд породил еще один мощный всплеск советской культуры, когда расцвело творчество Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко, Окуджавы, Шукшина, братьев Стругацких. Громадной популярностью пользовались произведении казахского поэта Олжаса Сулейменова и азербайджанского прозаика Тимура Зульфикарова, пишущих на русском языке. Но за относительно коротким периодом «оттепели» последовал длительный период «застоя».

Возврат к сталинским репрессиям был уже невозможен, но партийный тезис о непримиримости двух идеологий требовал постоянной борьбы с инакомыслием, особенно в культуре. Талантливые творцы замалчивались, были вынуждены писать «в стол», или покинуть Родину. Были изгнаны советские писатели, режиссеры, музыканты, художники, творчество которых не совпадало с идеологическими установками партии.

Культура периода застоя явно была разделена на «официальную» и неофициальную. С средины 60 годов все большее распространение получает самиздат – вручную издававшиеся диссидентские правозащитные работы и произведения запрещенных или забытых авторов – от «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына до стихов Бродского и Гумилева.

Именно в период застоя, СССР, бесспорно, стал самой читающей странной в мире. Выход нового произведения любимого писателя или поэта становился событием в культурной жизни всего населения. Тиражи в несколько сот тысяч расходились мгновенно и становились редкостью. Подписка литературные и общественно-политические газеты и журналы, за исключением партийных и научных, становилась предметом ажиотажа.

Распространилось новое явление – сбор макулатуры, 20 кг. которой давали возможность приобрести хорошую книгу. Книги вообще стали предметом собирательства и формирования сокровищ – население было убеждено, что они будут постоянно увеличиваться в цене с возрастом. Особенно ценились подписные издания, практически независимо от автора, особенно 300-томная Всемирная литература, издание которой было заметным явлением в культуре периода застоя.

Советский кинематограф пользовался громадной популярностью и в стране и за рубежом. Работы советских кинорежиссеров пользуются громадным успехом не только в стране, но и за рубежом. Фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит» получил «Оскара».
Гастроли советских театров за рубежом вызывают массовый восторг публики и самые положительные отзывы в прессе.
У нас же громадным успехом пользуются нещадно порезанные, но попавшие на советский экран зарубежные фильмы.

Появившиеся в самом конце 70-х видеомагнитофоны вызвали сильный ажиотаж, просмотр не подвергшихся советской цензуры западных фильмов привлекал практически каждого, имеющего доступ к видеотехнике. Преследования граждан, которые осмеливались смотреть «не те» фильмы особого успеха не принесли.

СССР стал и самой грамотной страной в мире – в 1966 г. было введено всеобщее среднее образование, СССР уверенно лидировал по числу специалистов с высшим образованием. Особенно успешно развивались фундаментальные науки, СССР уверено держал первенство в исследовании космического пространства.

В то же время общественные и гуманитарные науки находились под строгим партийным контролем, труды ученых-обществоведов, не признающих марксизм, замалчивались, более того, знакомство с ним каралось.

Добавить комментарий

Культура кажется застойной, потому что все устали, а не «из-за Интернета»

На прошлой неделе Мишель Голдберг написала озадачивающую меня статью для New York Times колонка о кризисе современного вкуса.

Голдберг здесь, чтобы сказать вам, что культура сейчас никуда не годится. Она цитирует литературного критика Кристиана Лорентцена: «Голливудские фильмы скучны. Телевидение скучно. Поп-музыка скучна. Мир искусства скучен. Бродвей скучный. Книги крупных издательств скучны». Голдберг «не может вспомнить ни одного недавнего романа или фильма, которые вызвали бы страстные споры». Споры об искусстве «устарели и стали повторяться».

Как часть критики, эссе Голдберга не вызывает такого восторга, как, скажем, знаменитая лапша Дэвида Брукса об упадке вкуса . Но ее набег на жанр «Кризис культуры» также не имеет ничего общего с целеустремленностью Брукса. Это утомительно и извилисто.

В какой-то момент Голдберг представляет это как доказательство своего тезиса: «Когда я иду в кофейни, где тусуется молодежь, музыка часто либо та же, которую я слушал в молодости, либо музыка, которая звучит просто нравится.» Это похоже на пародию на свинцовую культурную критику. («Когда я получаю свой утренний Starbucks, они играют с Адель — действительно, молодежная культура мертва!»)

Но что меня раздражает в эссе Голдберг, так это не его стиль, не его поверхностность, не тот факт, что то, о какой именно «культуре» она говорит, кажется, меняется на протяжении всего эссе, и не то, что у нее есть , чтобы поднять Даймс-сквер. Дело в том, что это раздражающе неправильно диагностировать давление на современную культуру.

Чем виноват наш «культурный застой»? Почему «не появляются более интересные инди-материалы»? Посмотрим, что скажет Голдберг.

Обозреватель Мишель Голдберг (справа) с Маргарет Этвуд на Всемирном саммите женщин 13 апреля 2018 года в Нью-Йорке. (Фото предоставлено Анжелой Вайс/AFP через Getty Images)

Гипотеза застоя

Статья Голдберга называется «Книга, объясняющая наш культурный застой». Он превращается в толкование грядущей книги У. Дэвида Маркса «Статус и культура : как наше стремление к социальному статусу создает вкус, идентичность, искусство, моду и постоянные изменения» — «книга, которая совсем не скучна и слегка изменила мой взгляд на мир».

Я понятия не имею, действительно ли эта книга богаче, чем она изображает. «Маркс постулирует культурную эволюцию как своего рода вечный двигатель, приводимый в движение желанием людей подняться по социальной иерархии, — пишет Голдберг. Идея о том, что в принятии нового, необычного и экспериментального есть социальный смысл, не кажется мне чем-то новым.

Что же тогда изменилось в отношениях между культурными инновациями и стремлением заявить о себе, что могло бы «объяснить наш культурный застой»? Вот что выдвигает Голдберг:

Интернет, как пишет Маркс в заключительном разделе своей книги, меняет эту динамику. С таким большим количеством контента вероятность того, что другие узнают значение любого неясного культурного сигнала, снижается. Вызывающее искусство теряет свой престиж. Кроме того, в век интернета вкус меньше говорит о человеке. Вам не нужно пробираться в какой-либо социальный мир, чтобы познакомиться с [Джоном] Кейджем — или, если уж на то пошло, с андеграундным хип-хопом, странным перформансом или редкими кроссовками.

Это настоящий тип теории #TheTimesIsOnIt. Боже мой, люди уже давно спорят о том, делает ли Интернет вкус более поверхностным. Я написал свою собственную книгу, в которую вошли эссе о вкусах, социальных сетях и присвоении, поэтому пространство, отведенное для этого анализа, вероятно, беспокоит меня больше, чем кого-либо другого. Но я действительно не думаю, что Голдберг знает, о чем она говорит.

Представление о том, что в эпоху интернета вам «не нужно пробиваться ни в какой социальный мир», чтобы получить доступ к культуре, не соответствует действительности. Я имею в виду, конечно, вы можете очень легко просмотреть поверхность культуры для целей мудборда. Но ученые уже давно изучают, как люди реализуют идентичность в сети: открытость интернет-культуры нивелирует некоторые барьеры, но также побуждает пользователей устанавливать новые виды эзотерических культурных норм, внутренних шуток и субкультурных языков — попробуйте прочитать любой форум о НФТ. без поиска термина. (Как давным-давно утверждал Пол Ходкинсон в своих исследованиях культуры чатов, относительная открытость Интернета также объясняет яростность онлайнового культурного дискурса: отпугивание прибывающих становится более важным, когда любой может вступить в беседу.)

В последнее время так много написано об этой динамике интернет-субкультуры, что это гораздо более информативно, чем то, что мы получаем из этой статьи, от Кэролайн Баста о создателях, путешествующих по «чистой сети» и «темному лесу», до работы Джоша Читареллы. о нишевых политических идентичностях в социальных сетях до книги Legacy Russell Glitch Feminism и ее аргумента о роли, которую культурные онлайн-пространства играют в качестве «клубного пространства для собраний» для квир и трансгендеров.

Есть даже способы, при которых устранение культурных барьеров в сети, по-видимому, увеличивает значимость оставшихся признаков фактической принадлежности к особой сцене или клубу. «Для выскочки более разумно подделать поездку на частном самолете, чем подделать интерес к современному искусству», — пишет Голдберг, подводя итог своей диссертации. А вот архетипической выскочке, фальшивой наследнице Анне Делви, на самом деле 9 лет.0003 показала интерес к современному искусству через свой Instagram как часть ее собственной попытки «подняться по социальной иерархии». Клуб только для членов, посвященный искусству, был всем ее гамбитом.

Гипотеза гринда

Не поймите меня неправильно, современная мейнстримная культура действительно чувствует себя плохо — похудевшая, истощенная, одержимая деньгами и популярностью. Но банальный аргумент Голдберга «потому что интернет — это плохо» не затрагивает ни одной из действительно важных причин, которые можно было бы обсудить.

Вот пример: не кажется ли вам, что мейнстримная культура по умолчанию опирается на утешительно знакомые образы и создана для поверхностного, отвлеченного потребления? Что ж, «серьезная» культура вообще сложна; он требует определенного уровня внимания и инвестиций, чтобы пожинать плоды. Эстетическое наслаждение на самом деле подразумевает некоторую долю досуга. Так что сегодняшняя эпидемия выгорания и переутомления из-за хастл-культуры, вероятно, не помогает формировать аудиторию для «серьезной» культуры. Искусствовед Филип Кенникотт несколько лет назад утверждал, что лучшая программа поддержки искусства была бы просто в том, чтобы люди меньше работали.

Вам легко читать роман Тони Моррисон после того, как вы поработали над «С 5 до 9» (название недавнего одиозного обновления романа Долли Партон «С 9 до 5» в соответствии с современными требованиями)? Я не.

Очевидно, однако, что Интернет не безобиден, хотя «интернет» на самом деле не является чем-то, о чем можно говорить как об одном. Коммерческий интернет , в частности, имеет структуру стимулов, которая не способствует длительным «страстным дебатам» о Настоящей Культуре, по которым тоскует Голдберг: нишевые культуры имеют меньшую аудиторию, а критика трудоемка; Коммерческие интернет-СМИ неумолимо склоняются к тому, чтобы писать о самой популярной культуре с наименьшими вложениями.

Это проблема не только больших СМИ. Независимые авторы видеоэссе на YouTube жалуются на то, как алгоритм наказывает их за то, что они не следят за последними тенденциями или возмущением. Когда Сара Уриш Грин ушла со своего популярного канала на YouTube Art Assignment в 2020 году, она отметила, что за годы создания видеороликов об искусстве она узнала, что в основном зрители в основном нажимали на известных художников или полемику.

«И вот в чем дело, — добавила она, — я устала. Это выгорание, которое, кажется, достигает всех на YouTube, подкралось и ко мне».

Большинство публикаций находятся где-то посередине, пытаясь протиснуться, поскольку эти коммерческие стимулы медленно лишают культурный мозг кислорода. Культурная экономия горячих уловок, которую Голдберг считает «устаревшей и повторяющейся», — это, очевидно, продукт этих экономических реалий. (Еще одно отступление в аргументе Голдберга происходит между художественной продукцией и «аргументами об искусстве ». Вполне может быть, что создается «интересный независимый материал», но если вы не вкладываетесь активно в эти сцены и следите только за самыми популярными разговорами тогда вы в основном подвергаетесь воздействию самых эфемерных, актуальных тем.)

В недавнем эпизоде ​​собственной передачи PopCast New York Times , посвященной низкому состоянию хип-хоп-журналистики, писатель Джерри Бэрроу с веб-сайта HipHopDX объяснил реалии своей области. Он вспомнил устный рассказ о дебютном альбоме хип-хоп группы Camp Lo « Uptown Saturday Night». Этот кусок, по его словам, был

чем-то, чем я очень гордился — очень горжусь — чем-то, на что я потратил время, поговорил с ребятами, глубоко копнул. И это почти не повлияло на трафик, я даже не собираюсь вам лгать. Но если бы кто-то из этих парней сделал что-то сумасшедшее, если бы его за что-то вызвали, и мы сообщили бы об этом, это было бы невероятно. И это ежедневная битва, которую мы ведем как создатели контента, потому что я должен получить достаточно трафика, чтобы приносить достаточно дохода, чтобы платить за все остальное…

Владелец HipHopDX, Шарат [Чериан] — он очень проницателен и методичен, когда дело доходит до его бюджета. Все должно быть оправдано, более чем где-либо еще. Но он в игре уже 20 лет, поэтому знает, что делает. Он знает, что поддерживало сайт на плаву. И я видел, возвращаясь назад, что были эпохи HipHopDX, когда они делали более глубокие вещи, длинные композиции. И он сказал мне: «Джерри, я не могу заплатить этому писателю 800 долларов за эту статью, и это не принесет мне никакого трафика. Несмотря на то, что это великолепное, хорошо написанное подробное погружение, эта небольшая рецензия от TMZ принесет мне в четыре раза больше трафика и принесет мне в четыре раза больше денег. Так как же я могу оправдать эту оплату?»

И это реальность… Это мучительно. Мне больно и больно, и я пытаюсь вырезать то, что могу…

Это в значительной степени подводит итог. Вот почему, наконец, статья Голдберга меня так раздражает.

Потому что, если вы работаете в области литературы о культуре любого рода, вы знаете, как сильно эта удручающая экономическая динамика, которая ощущается как постоянный кризис низкого уровня, влияет на все. Вы, вероятно, глубоко чувствуете это давление, когда пытаетесь выполнять значимую работу, сохраняя при этом свое хорошее настроение и частичку своей души.

А затем… появляется этот New York Times писатель, находящийся на вершине истеблишмента СМИ, бесцельно болтающий о том, что никто больше не говорит о хорошем искусстве, даже не признавая эту динамику.

И это вопиющее. Потому что я знаю, что Голдберг знает это. Я знаю, что это давление проникает даже в такое возвышенное место, как Бумага Записей.

В конце концов, что это за статья, как не наглядный пример «низкого и скучного» уровня культурной беседы, которую она порицает? И какое лучшее объяснение, почему это так, как не то, что Мишель Голдберг должна обслуживать клики раза читателя каждую неделю, даже если у нее нет времени, чтобы понять, что нужно сказать?

Следите за новостями Artnet на Facebook:

Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.

Как исправить застоявшуюся культуру

Есть много явных признаков того, что ваше рабочее место непродуктивно, говорит Колин Д. Эллис, и несколько стратегий, которые могут помочь вам изменить ситуацию

Колин Д Эллис

16 декабря 2019 г.

Когда она яркая, культура вносит наибольший вклад в успех организации. Здоровая культура требует двух постоянных элементов для достижения этого успеха: эмоционально интеллектуальных сотрудников, которые заботятся о том, чего они пытаются достичь коллективно. Яркая культура рабочего места помогает выполнить работу. Застойные культуры не содержат ни того, ни другого и, следовательно, их нет.

Яркие культуры создают продуктивность и вовлеченность, что, в свою очередь, способствует увеличению продаж и доходов. Застойные культуры делают обратное и заставляют организации терять деньги. Согласно исследованию Gallup State of the American Workplace , неудовлетворительная культура на рабочем месте стоит только американским предприятиям от 400 до 600 миллиардов долларов упущенной выгоды, в то время как в Великобритании эта оценка составляет около 23,6 миллиардов фунтов стерлингов в год.

Но как узнать, есть ли у вас застойная культура, которая может стоить вам денег, доли рынка или ваших лучших сотрудников? Есть пять контрольных знаков.

Они небезопасны

Когда в 2017 году компания Google провела опрос своих команд и задала им вопрос о главном качестве хороших команд, психологическая безопасность оказалась на первом месте. Этот термин описывает, насколько безопасно люди чувствуют себя, высказывая свои взгляды, проблемы или вопросы. В застойных культурах они не чувствуют себя в состоянии сделать это. Люди оправдываются перед теми коллегами, с которыми они не хотели бы иметь дело; сотрудники предпринимают единственное действие, которое, по их мнению, они могут, — утаивают и сохраняют жизненно важную информацию (и энергию) при себе.

Они тихие

Это означает, что в библиотеке тихо, и не в духе «все усердно работают», а скорее в стиле «мы не хотим общаться друг с другом». Это может быть результатом того, что рабочее место не кажется безопасным, или сотрудники просто не заботятся о том, чтобы открыто говорить о проблемах, с которыми они сталкиваются.

Коммуникация остается самой большой причиной неудач команды, и в застойных культурах проблема игнорируется, и сотрудникам приходится носить наушники, чтобы блокировать культуру.

Существует менталитет «навозного жука».

Все мы знаем, что это значит. Люди скажут (очевидно, внутренним голосом): «Это мой навоз. Ничей навоз не так важен, как мой навоз. Только я могу толкать свое дерьмо, никто не может толкать его так, как я. У всех остальных навоз пахнет, а у меня нет. Так всегда было с моим навозом и так всегда будет». Нет обмена, делегирования или просьб о помощи. Люди цепляются за свой навоз и часто оборачивают его самым худшим образом.

Пропущены цели и сроки

w3.org/1999/xhtml»> Иногда они даже не признаются. Менеджеры устанавливают ожидания, но результаты почти никогда не достигаются в требуемые сроки и с требуемым качеством. Если да, то только потому, что менеджерам приходится прибегать к микроуправлению или запугиванию людей, чтобы гарантировать их выполнение.

Существует культура перекладывания вины, когда люди ищут виноватых во всем, кроме самих себя, а самосознание крайне низкое. Часто кажется, что люди намеренно мешают прогрессу.

Отсутствие целей влияет не только на операционную эффективность, но и на любые усилия, направленные на то, чтобы организация оставалась актуальной (через проекты). Общая производительность падает, хорошие сотрудники уходят, и вскоре корпоративная культура достигает критической точки.

Последствий нет

Это означает отсутствие наказания за плохую работу или плохое поведение. И если нет никаких последствий, то, что вы получите в культуре, будет примерно таким же. Застойные культуры предпочитают не обращать внимания на плохое поведение, а затем задаются вопросом, почему оно распространяется на других, которые затем воспринимаются как «действующие не по характеру».

Культура существует на всех уровнях организации, поэтому достаточно одного тухлого яблока, чтобы испортить вазу с фруктами. Если у вас застойная культура, важно понимать, что она не исправится сама собой. Люди не собираются чудесным образом заботиться о том, чего не заботились раньше.

Вы должны остановиться, выслушать и собрать сотрудников вместе, чтобы заново определить компоненты, необходимые для динамичной культуры. Он должен не только выглядеть по-другому, но и ощущаться по-другому. Только тогда можно сбросить ожидания, и сотрудники смогут начать привлекать друг друга к ответственности. Только тогда у вас есть шанс вырваться из застоявшейся культурной неразберихи, в которой вы находитесь.