Дягилев фото: Сергей Дягилев — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, «Русские сезоны», балет, могила, теплоход

Сергей Дягилев — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, «Русские сезоны», балет, могила, теплоход

Биография

Сергей Дягилев — человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не только видеть, но и чувствовать балет. У антрепренера был удивительный талант распознавать не просто талантливых людей, а настоящих бриллиантов. Проекты Сергея Павловича открыли миру выдающихся живописцев, танцовщиков и музыкантов.

Детство и юность

Будущий новатор мира искусства появился на свет в Новгородской губернии 19 марта 1872 года по старому стилю. Позже с семьей он переехал в Санкт-Петербург, а затем в Пермь, где служил его отец.

Глава семейства Павел Павлович Дягилев был офицером в кавалергардском полку. Родной матери Сергей не знал, так как она по истечении нескольких месяцев после родов умерла. Воспитанием мальчика занималась новая супруга отца — Елена. Мачеха души не чаяла в пасынке и отдавала ему всю себя.

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно юноша учился музыке в консерватории у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Получив в 1896 году высшее юридическое образование, будущий именитый балетмейстер предпочел область изобразительного искусства.

Петербургский период

В конце 1890-х Сергей выступил инициатором открытия в Санкт-Петербурге ряда выставок с целью ознакомить русскую публику с европейским искусством, которое на тот момент было слабо представлено в Российской империи. В 1897-м публике демонстрировались работы британских и немецких живописцев, работавших с акварелью.

Портрет Сергея Дягилева / @t9NuM9XgxKRIO81

Спустя год в музее А. Л. Штиглица Дягилев устроил выставку российско-финских художников. Событие прошло в атмосфере скандального непонимания. Тогда публике впервые были представлены работы Константина Коровина, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова и Филиппа Малявина. В глазах искушенных эстетов концептуально новая живопись выглядела крайне неприглядно, в связи с чем посетители требовали у кассира вернуть им деньги, заплаченные за вход. В том же году Сергей Павлович, оценив прогрессивность молодых русских художников, решил представить их работы в Германии. Выставка прошла с большим успехом.

К этому времени Дягилев успел собрать вокруг себя единомышленников — молодые люди стали создателями объединения «Мир искусства». Вскоре начал выходить одноименный журнал, включавший статьи участников кружка о взглядах на искусство и его будущее. Финансовую помощь новаторам оказывали Савва Мамонтов и княгиня Мария Тенишева. Вместе с Сергеем Павловичем над выпусками трудился Александр Бенуа.

Последний выступил и как оформитель экспозиции русских портретов XVII–XVIII веков, устроенной Дягилевым в 1905-м в Таврическом дворце. Для выставки Сергей Павлович подготовил каталог, в который вошло описание демонстрируемых полотен с информацией об их создателях. Спустя год с образцами русского искусства и скульптуры знакомились в Париже. Сюда привезли как картины молодых авторов, так и творения прошлых эпох, в том числе древнерусские иконы. Эта выставка, по мнению экспертов, заложила моду на все русское, вскоре охватившую Европу.

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский / @GVSHP

В 1899-м по приглашению князя Сергея Волконского Дягилев получил место в Императорских театрах и должность чиновника по особым поручениям. Имея опыт издательской работы, Сергей Павлович возглавил редакцию театрального ежегодника, кардинально изменив его концепцию. Журнал начали печатать на дорогой мелованной бумаге, его страницы украшали виньетки нанятых редактором живописцев (они же разрабатывали новые шрифты), а также фото артистов. Сам Волконский охарактеризовал первый номер как «новую эру в русском книжном издании».

Вскоре Сергей Павлович привлек к работе в Императорских театрах тех, кто был связан с «Миром искусства»: Льва Бакста, Александра Бенуа, Валентина Серова и других. Однако это не понравилось дирекции, и разразился скандал, в результате чего будущего антрепренера уволили и пожизненно запретили занимать должности в государственных учреждениях.

«Русские сезоны»

История театральной антрепризы началась после проведенной Дягилевым в 1906-м выставки в Париже. Мероприятие, имевшее оглушительный успех, вдохновило Сергея Павловича. В 1907-м он организовал «Исторические русские концерты», в программу которых вошло 5 симфонических выступлений. Неповторимый бас Федора Шаляпина, хор Большого театра, дирижерское мастерство Артура Никиша в мгновение ока пленили изголодавшуюся по талантам аудиторию.

Весной 1908 года Дягилев провел во Франции дебютный «Русский сезон», главным событием которого стала опера «Борис Годунов». Несмотря на восторженные отзывы публики, вырученные деньги едва покрыли затраты на организацию мероприятия. Тогда Сергей Павлович решил сделать ставку на балет, привезя в следующем году в столицу моды 5 постановок: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Ядро балетной труппы составили танцовщики из Москвы и Санкт-Петербурга: Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Ида Рубинштейн и другие.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева / «ВКонтакте»

В оформлении спектаклей, создании костюмов и декораций участвовали «мирискусники», хореографию создавал Михаил Фокин, музыка была в ведении Игоря Стравинского. Позднее такой подход, избранный Дягилевым, — синтез музыки, танца и живописи — назвали новаторским.

В первые годы «Русские сезоны» с оглушительным успехом шли в Европе, однако уже с 1915-го в проекте наметился кризис. Это было связано с началом Первой мировой войны, а также с увольнением Вацлава Нижинского, одного из лучших танцовщиков труппы. В начале 1920-х от былого величия проекта почти ничего не осталось — новые постановки не отличались художественностью, русских артистов заменили иностранные. Последнее выступление труппы прошло в августе 1929-го. За 20 лет работы «Русских сезонов» традиционное отношение общества к танцу в корне изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе.

Личная жизнь

Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды. Достоверно известно, что у Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не могла оставаться в тени, его любовников все знали в лицо.

Первые отношения у Сергея Павловича начались с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние родственники сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Сергей Дягилев и Дмитрий Философов / @Romancolonel, @artistbakst

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала Зинаида Гиппиус. Поэтесса не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся нормам: носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее была пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.

Борьба между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании поэтессы и накинулся на него с кулаками. После этого случая Философов окончательно порвал с антрепренером и переехал к Зинаиде и ее мужу Дмитрию Мережковскому. Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета. Подающий надежды русский танцор польского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша стал игрушкой: Павел оплачивал счета возлюбленного, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго аристократ искал бы повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы не подвернулся Дягилев. Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время последний приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал лицом «Русских сезонов». Сохранились архивные фото двух знаменитостей.

В 1913 году во время гастролей танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусств немедленно уволил Нижинского.

Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев / @iamashley17_

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла антрепренеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился. После семи лет близкой дружбы, в 1920-м, Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним — Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев оборвал с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Смерть

На последних этапах жизни импресарио нашел себя в коллекционировании. Долгое время Сергей Павлович, не имея постоянного пристанища, скитался по городам и странам Европы. Строптивый дух знаменитого мэтра культуры обрел покой в Монако. Здесь деятель искусств и начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства: картины, редкие автографы, книги и рукописи.

В 1921 году Сергей Дягилев узнал, что у него сахарный диабет. Однако строгие предписания врача и диету уже немолодой мужчина не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стала инфекция и резкое повышение температуры. Антибиотики в то время еще не изобрели, поэтому болезнь была крайне опасна.

7 августа 1929 года у любимца публики произошло заражение крови, что в скором времени стало причиной смерти. Последующие дни он не вставал с постели. Меньше чем через 2 недели антрепренера, биография которого оказалась неразрывно связана с историей русского балета, не стало. Ночью его температура поднялась до 41 градуса, он потерял сознание и, не приходя в себя, умер на рассвете.

Так как у Дягилева не нашлось средств, похороны оплатили покровительница Сергея Павловича Мися Серт и Коко Шанель. Остров-кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем именитого балетмейстера. Там погребено множество великих деятелей искусства, науки и спорта: поэт и нобелевский лауреат Иосиф Бродский, композитор Игорь Стравинский и другие. На надгробном памятнике, установленном на могиле антрепренера, выгравировано его высказывание о Венеции, а также лежат балетные пуанты.

Память

Память о знаменитом импресарио сохранилась во множестве объектов искусства. Некоторые из них появились еще при жизни Дягилева. Так, известны портреты Сергея Павловича, написанные Львом Бакстом и Валентином Серовым. Несколько памятных мест расположилось в Перми. Имя антрепренера носит местная гимназия, а также ежегодный фестиваль, проводимый Пермским театром оперы и балета. К 150-летию со дня рождения Дягилева Третьяковская галерея подготовила яркий проект, раскрывающий детали его творческой жизни.

Интересные факты

  1. Дягилев имел нюх на таланты, был блистательным руководителем и чудесным организатором, но сам на сцене не выступал.
  2. Ольга Хохлова, жена Пабло Пикассо, была танцовщицей в «Русском балете» Сергея Дягилева.
  3. Сергей Павлович не раз в шутку говорил, что является дальним потомком Петра I (через Румянцевых), и, если подтверждения этой информации не было, то родственные связи с Петром Ильичом Чайковским, хоть и дальние, под сомнения не ставились.
  4. Весной 2011 года теплоход под названием «Новиков-Прибой» переименовали в «Сергея Дягилева».
  5. Если сравнить девушку, изображенную на афише «Русских сезонов» 1909 года, с фотографией Анны Павловой, станет ясно, что именно она была прототипом, с которого рисовалась балерина.

Сергей Дягилев — биография, фото, личная жизнь, смерть


Деятельность:

Импресарио, театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов»

Сергей Дягилев — импресарио, театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Родился 31 марта 1872 г., Селищи, Новгородская губернии. Сергея Павловича считали богатым аристократом, в то время как он еле сводил концы с концами и не вылезал из долгов. Зато этого русского знала вся Европа!

В детстве Сергей с семьей жили в Петербурге, затем переехали в Пермь. Окончив гимназию вернулись в Петербург, поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на юридический факультет. В молодости Дягилев, будучи уверенным в собственной талантливости, пробовал себя в живописи, музыке, литературе. Однажды даже пришел к композитору Римскому-Корсакову с просьбой взять его в ученики. Тот отказал, назвав умения Дягилева «абсурдными». Сергей не растерялся: «Ничего, я прославлюсь в истории ничуть не меньше вас!» И оказался прав.

К 34 годам Дягилев имел неплохой послужной список и положение в обществе. Будучи протеже князя Сергея Волконского, он занимал должность в дирекции императорских театров и выпускал тематический ежегодник. Но все рухнуло в один момент, и виноват был сам Дягилев. Имея непростой характер, Сергей Павлович умудрился рассориться с начальством, и его уволили. Никакие рекомендации не помогли.

Тем не менее, Дягилев был уверен: его ждет великое будущее. Только, пожалуй, уже не в России. Близкое окружение намекало: «Ты сможешь больше на Западе», да и сам Дягилев давно подумывал о карьере за границей. Летом 1906 года он отправился прощупывать почву. А уже осенью, 16 октября, организовал в Париже свою первую выставку.

Дягилев арендовал десять залов в выставочном комплексе «Гран Папе» и представил западной публике «Два века русской живописи и скульптуры». Здесь были картины Брюллова, Венецианова, Врубеля, Левитана, Рериха. Парижане разглядывали картины великих русских художников, даже не представляя, чего стоило привезти их сюда. Дягилеву пришлось искать деньги, помещение, договариваться о перевозке, решать множество мелких и крупных вопросов. Но это была победа!

Успех вскружил голову начинающему «продюсеру», и он решил взяться за музыку. Теперь зал был солиднее -парижская «Гранд-Опера». Здесь в 1907 году Дягилев дал возможность искушенной публике послушать Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Глазунова, Шаляпина. Концерты были продуманы до мелочей. Перед началом зрителям раздавали брошюры с краткой биографией всех русских композиторов, чьи произведения должны были прозвучать. Дягилев мечтал, чтобы за рубежом наконец узнали о русских талантах.

В 1908 году Сергей Павлович привез в Париж оперу. Это был «Борис Годунов», в главной роли блистал Федор Шаляпин. Билеты раскупили вмиг! Публика уже знала: если мероприятие «от Дягилева», будет аншлаг. Причина тому — свежий взгляд руководителя на любое произведение. Он не боялся править классику, наоборот — старался вдохнуть в нее новую жизнь. Был уверен, что дольше трех с половиной часов действо длиться не может, иначе зрители заскучают. Не получается? Значит, спектакль надо сократить! Ну, и конечно, любил поражать зрителей масштабом своих идей. Например, в том же «Борисе Годунове» Дягилев вывел на сцену 300 человек!

После успеха в опере Сергей Павлович взялся за балет. Его мероприятия получили название «Русские сезоны» и стали ежегодными. В 1909 году Дягилев привез в Париж Тамару Карсавину, Веру Каралли, Анну Павлову и других русских прима-балерин. Весь Париж был увешан плакатами с горделивой Павловой на них, в то время как сама танцовщица еще сомневалась:

«Не знаю, стоит ли мне держаться за вас… Кажется, я и сама могу достичь успеха». Дягилев уговорил — она осталась в его постановке. Искусством убеждать он владел в совершенстве.

Каждый уважающий себя европейский театрал был наслышан о Дягилеве. С 1911 года он заменил гастроли артистов Императорских театров на собственную труппу, назвав ее «Русский балет Дягилева». Его постановки были масштабными, громкими, скандальными, иногда курьезными, но никогда не проходили незаметно. На премьере балета «Жар-птица» в 1910 году на сцену вывели живых лошадей. Ожидалось, что они украсят действие, но животные стали приплясывать, ржать, а в завершение еще и оставили после себя зловонное напоминание.

После другого балета — «Шахерезада» — весь Париж бросился скупать восточные одежды: столь вдохновляющей и популярной оказалась постановка. А для балета «Весна священная» в 1913 году композитор Игорь Стравинский написал настолько эмоциональную и оглушающую музыку, что достопочтенной публике пришлось натягивать цилиндры себе на уши. Чтобы зрители не сбежали, Дягилев выключил в зале свет.

Многие задавались вопросом: в чем его секрет? Сам не пишет музыку, не танцует, декорации не создает… У Сергея Павловича было удивительное чутье на талантливых людей. В оформлении его балетов принимали участие Головин, Рерих, Бакст, Бенуа и даже Пабло Пикассо. Дягилеву вообще было сложно угодить. Он мог без лишних эмоций разорвать отношения с другом из-за недопонимания в работе. Недаром в кругу близких его прозвали «тираном» и «чудовищем».

Дягилев был гомосексуалом, что мешало его карьере. Вобще свой гомосексуализм он почувствовал в раннем возрасте. Были у Сергея Павловича и любимчики, в основном молодые мужчины. Своих личных предпочтений он не скрывал. Со многими танцовщиками и юными музыкантами Дягилева связывали близкие интимные отношения, безусловно мешавшие общему делу. Так, когда его очередной фаворит Леонид Мясин решил жениться на балерине Вере Савиной, Дягилев был глубоко уязвлен. Он подгадал момент, напоил девушку, раздел догола и занес в комнату к Мясину:. «Полюбуйся! И это твой идеал?» Танцор покинул труппу.

Став популярным на Западе, Сергей Дягилев мечтал прославиться и в России. В глубине души он тяжело переживал разлуку с родиной. Несколько раз пытался сорваться в Петербург, но сначала помешала Первая мировая, затем революция, потом советские власти были против… В конце концов, от поездки Дягилев отказался сам: его младших братьев арестовали, одного из них отправили на Соловки.

С возрастом он все больше разочаровывался в жизни. Со стороны казался франтом и расточительным богачом, на деле же не вылезал из долгов. С ним часто судились его собственные подчиненные, но спасала отработанная схема: пойдешь в суд — урежу твою партитуру. В 1920-х в обществе стали поговаривать: «Дягилев уже не тот, что прежде». Сергей Павлович и сам это понимал. Тяга к балету ослабевала, все больше его интересовали книги. Он начал создавать собственную библиотеку редких изданий на русском языке.

В 1921 году врачи диагностировали у Дягилева сахарный диабет, шестью годами спустя — фурункулез. Заболевание, которое лечится успешно сейчас, в те годы могло привести к смерти из-за отсутствия антибиотиков. Доктора предупреждали: нужен покой, хороший уход, лечение. Однако Сергей Павлович то ли не верил им, то ли не боялся смерти, а может, хотел прожить последние месяцы без лишней жалости к своей персоне. С одним из своих протеже он отправился в Венецию — город, который обожал с детства. «Вот бы умереть там…» — признавался он не раз мачехе.

«После своей смерти Дягилев не оставил ничего — даже его квартира в Париже оказалась съемной.»


В августе 1929 года у Дягилева началось заражение крови. Последние дни он уже не вставал с постели, но принимал посетителей — к нему заглянула и Коко Шанель. Оставалось мэтру недолго: на рассвете 19 августа он скончался. Скромную процессию с гробом, направляющуюся на черной гондоле к кладбищу на острове Сан-Микеле, спонсировала мадемуазель Шанель. По сей день на могиле Сергея Дягилева всегда стоят балетные туфли. Когда старые приходят в негодность, их меняют на новые. И набивают песком, чтобы не унес ветер.

Об этой коллекции | Русские балеты Сержа Дягилева | Цифровые коллекции

Фотография Брониславы Нижинской и В. Карнецкого в Половецкой…

Фотография костюма Александра Бенуа для Альбрехта в Жизели.

Жар-птица (балет в одном действии и одной картине) / Игорь…

Ромео и Джульетта (балет в 2-х частях) / Констан Ламберт

Лебединое озеро (балет в 2-х действиях и 3-х таблицах) / Петр Ильич…

Нарцисс (балет в 1 действии) / Николай Черепнин

Прослушать эту страницу

Мир балета резко изменился, когда «Русские балеты Сержа Дягилева» взяли штурмом Париж в Театре дю Шатле в мае 1909 года. самые значительные балетные шедевры ХХ века, в том числе «Сильфиды», «Шехеразада», «Жар-птица», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Парад», «Свадебка», «Биши», и Аполлон Мусагет .

Человеком, стоящим за этим достижением, был русский искусствовед, импресарио и продюсер Сергей Дягилев, который был основателем и художественным руководителем Русского балета до своей смерти в августе 1929 года в возрасте 57 лет. Среди революционных идей Дягилева было стремление сделать балетную музыку равнозначной танцевальной. Следовательно, он заказал музыку таким композиторам, как Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Франсис Пуленк, Жорж Орик, Дариус Мийо, Констан Ламбер, Эрик Сати и Витторио Риети. Однако самым плодовитым композитором был Игорь Стравинский, чьи заказы для «Русского балета» включали Жар-птица ,1910 ; Петрушка, 1911 ; Le Sacre du Printemps, 1913 ; Пульчинелла, 1920 ; Le Chant du Rossignol , адаптированный из его оперы 1914 года Le Rossignol в 1920 году ; Le Renard, 1922 , и Les Noces, 1923.

Фотография Брониславы Нижинской и В. Карнецкого в «Половецких плясках» из «Князя Игоря».

Интерес и опыт Дягилева в искусстве привели к созданию декораций и костюмов от широкого круга художников, среди которых Александр Бенуа, Жорж Брак, Андре Дерен, Александр Головин, Наталья Гончарова, Хуан Грис, Мари Лорансен, Михаил Ларинов, Анри Матисс, Жанна Миро, Пабло Пикассо, Николай Рерих и Морис Утрилло. Художником, наиболее тесно связанным с новаторским видением Дягилева, был Леон Бакст, который создал костюмы или декорации для пятнадцати балетов, начиная с основания Русского балета в 19с 09 по 1914 год. Среди этих балетов «Клеопатра» , 1909; Шехерезада , 1910; L’Après-midi d’un Faune , 1912, Le Carnaval , 1910 и Le Spectre de la Rose , 1911. хореографы. Среди его хореографов были Мишель Фокин, Вацлав Нижинский, Бронислава Нижинская, Леонид Мясин и Джордж Баланчин. С роспуском Ballets Russes в 1929, большинство из этих хореографов продолжали создавать работы для различных воплощений новых танцевальных трупп, вдохновленных Ballets Russes. Фактически, Фокин, Нижинская и Мясин вместе с танцовщиком Ballets Russes Адольфом Больмом предоставили репертуар и оригинальную хореографию для новой американской балетной труппы, Театра балета (позже переименованного в Американский театр балета), который был основан в 1940 году. Джордж Баланчин сыграл важную роль. в создании New York City Ballet и остается сегодня одним из самых уважаемых и влиятельных хореографов 20-го века.

Дягилев воспитал большинство самых уважаемых танцоров начала ХХ века, в том числе Тамару Карсавину, Адольфа Больма, Михаила Мордкина, Анну Павлову, Лидию Лопокову, Веру Фокину, Людмилу Шоллар, Любовь Черничеву, Лидию Соколову, Леона Войзиковского, Антона Долина, Александра Данилова, Тамара Гева, Алисия Маркова и Серж Лифарь. Известными солистами также были балетмейстеры Ballets Russes Фокин, Нижинский, Нижинская, Мясин и Баланчин.

Хотя эпоха господства дягилевских «Русских балетов» закончилась в 1929, его танцоры и хореографы разъехались по всему миру, сформировав другие танцевальные труппы, которые помогли сформировать новую эру современного балета.

Эта веб-презентация включает в себя широкий спектр объектов Ballets Russes, включая фотографии, альбомы для вырезок, письма, эскизы костюмов и декораций, хореографические заметки, партитуры, дневники и программы. Выборы для этой презентации были взяты из богатых коллекций Музыкального отдела Библиотеки Конгресса, включая коллекцию Адольфа Больма; Коллекция Александры Даниловой; Коллекция Брониславы Нижинской; Коллекция Фонда Элизабет Спрэг Кулидж; Коллекция Сержа Дягилева/Сержа Лифаря; Сергей Григорьев/Коллекция Ballets Russes; и коллекция Фонда Спиваке.

Элизабет Олдрич
Куратор танцевального, музыкального отдела
Март 2012 г.

Экспертные ресурсы

  • Танцевальные исследования в Библиотеке Конгресса

  • Читальный зал исполнительского искусства

  • Коллекции с рукописями

  • Коллекции с нотами

  • Коллекции с фотографиями

Когда искусство танцевало с музыкой

12 мая — 6 октября 2013 г.
Восточное здание, мезонин и верхний уровень, северо-восток и верхний уровень, северо-запад и северный мост

Леон Бакст, эскиз костюма Вацлава Нижинского в роли Фавна, 19 лет12, Художественный музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, Фонд коллекции Эллы Гэллап Самнер и Мэри Кэтлин Самнер.

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Александр Головин, русский, 1863–1930, Костюм Федора Шаляпина в главной роли в сцене коронации из Борис Годунов , ок. 1908 г., шелковая и металлическая нить, стеклянные бусины, имитация жемчуга, металл, окрашенная шелковая подкладка, сменный мех, Виктория и Альберт, Лондон © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Александр Бенуа, русский, 1870–1960, Костюм Лидии Лопоковой в образе сильфиды из «Сильфиды» , ок. 1916 г., сетка из шелка и хлопка, с металлической арматурой крыльев, Виктория и Альберт, Лондон, Сирил Бомонт Беквест © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Александр Бенуа, русский, 1870–1960, Эскиз передней ткани из Петрушка (Копенгагенское возрождение), 1925, перо, тушь и темпера на бумаге, Художественный музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, The Ella Gallup Sumner и Фонд коллекции Мэри Кэтлин Самнер

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Леон Бакст, русский, 1866–1924, Костюм разбойника из Дафнис и Хлоя , 1912 г., шерсть, хлопок и краска, Виктория и Альберт, Лондон © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Леон Бакст, русский, 1866–1924, Эскиз костюма Вацлава Нижинского в роли фавна из фильма «Полдень фавна» , 1912, бумага, графит, темпера, золотая краска, Художественный музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, Фонд коллекции Эллы Гэллап Самнер и Мэри Кэтлин Самнер

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Амедео Модильяни, итальянец, 1884–1920, Леон Бакст , 1917, холст, масло, Национальная художественная галерея, Вашингтон, Коллекция Честера Дейла

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Эжен Дрюэ, Франция, 1868–1917, Вацлав Нижинский в сиамском танце с The Orientals , 1910 г., серебряно-желатиновая печать, предоставлена ​​Метрополитен-музеем, коллекция Гилмана, дар Фонда Говарда Гилмана, 2005 г.

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Жак-Эмиль Бланш, француженка, 1861–1942, Вацлав Нижинский в сиамском танце , ок. 1910 г., холст, масло, Коллекция Энн и Гордона Гетти, Сан-Франциско

Дягилев и Русские балеты, 1909-1929
Когда искусство танцевало с музыкой

Николай Рерих, русский, 1874–1947, Костюмы для двух девушек и старца из «Весна священная», 1913, шерсть, кожа, металлические ремни и ожерелье, ворсованный хлопок, дерево и мех, Виктория и Альберт, Лондон © Виктория и Музей Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Михаил Ларионов, русский, 1881–1964, Костюм для шутовской жены из The Tale of the Buffoon , 1921, укрепленный тростником войлок и хлопок, Виктория и Альберт, Лондон © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Соня Делоне, француженка, 1885–1979, Костюм для главной роли из Клеопатра , 1918, шелк, пайетки, зеркало и бисер, шерстяная пряжа, тесьма из металлических нитей, ламе, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Фонд Совета по костюмам © Pracusa 2012003; Цифровое изображение © 2013 Museum Associates / LACMA / Лицензия Art Resource, NY

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Пабло Пикассо, испанец, 1881–1973 гг., Костюм китайского фокусника из Parade , c. 1917 г., шелковая атласная ткань с серебряной тканью и черной нитью, хлопчатобумажная шляпа с шерстяной косичкой, Виктория и Альберт, Лондон © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Анри Матисс, француз, 1869–1954, костюм мандарина из «Песнь соловья» , 1920, атлас, краска и мишура, Виктория и Альберт, Лондон © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Джорджио де Кирико, итальянец, 1888–1978, Эскиз декорации (сцена 2) для The Ball , 1929, графит и темпера на бумаге, Художественный музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, Элла Гэллап Самнер и Мэри Кэтлин Самнер Коллекционный фонд

Дягилев и русские балеты, 1909-1929 гг.
Когда искусство танцевало с музыкой

Коко Шанель, француженка, 1883–1971, Костюмы для Ла Перлузы и жиголо из Голубой поезд, 1924, вязаная шерсть и шерсть, Виктория и Альберт, Лондон © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Выставки больше нет на обозрение в Национальной галерее.

Обзор: The Ballets Russes — самая инновационная танцевальная труппа 20-го века — подняла исполнительское искусство на новую высоту благодаря новаторскому сотрудничеству между артистами, композиторами, хореографами, танцорами и модельерами. Основана русским импресарио Сергеем Дягилевым (1872–1819 гг.).29) в Париже в 1909 году труппа объединила русские и западные традиции со здоровой дозой модернизма, взволновав и шокировав публику мощным сплавом хореографии, музыки и дизайна. Демонстрируя более 130 оригинальных костюмов, декорации, картины, скульптуры, гравюры и рисунки, фотографии и плакаты, «Дягилев и русский балет » также включает видеоклипы в театральную мультимедийную инсталляцию. Адаптированный на основе выставки, задуманной и впервые показанной в Музее Виктории и Альберта (V&A) в 2010 году, презентация в Вашингтоне опирается на этот обширный обзор, в том числе около 80 работ из известной коллекции танцевальных артефактов V&A, и добавляет около 50 объектов, щедро предложены более чем 20 кредиторами, частными и государственными.

Успех Дягилева зависел в первую очередь от его способности выявлять и объединять наиболее творческих художников своего времени. Признавая жизненную силу современного искусства, он призвал Леона Бакста, Наталью Гончарову, Пабло Пикассо, Анри Матисса и Джорджо де Кирико, среди прочих, создать динамичные декорации и изысканно украшенные костюмы, которые разделяли бы единую эстетику. Они, в свою очередь, привнесли на балетную сцену важнейшие художественные разработки начала 20 века, в том числе футуризм, кубизм и сюрреализм. Дягилев также заказывал балетные партитуры композиторам-новаторам, таким как Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев и Эрик Сати, и привлекал танцоров, известных своим техническим мастерством, что сделало труппу рассадником музыкальных и хореографических инноваций: Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Бронислава Нижинская и Джордж Баланчин значительно расширили словарный запас движений. Спектакли труппы, особенно печально известные «Весна священная» , отметившая свое 100-летие, произвела революцию в танце. Эта выставка призвана подчеркнуть эти и другие связи, установленные Дягилевым.

Организация: Организовано Музеем Виктории и Альберта, Лондон, в сотрудничестве с Национальной галереей искусств, Вашингтон.

Спонсор: Выставка стала возможной благодаря щедрым грантам ExxonMobil и Роснефти. Адриенн Аршт также оказывала поддержку руководству.