Культура киевской руси фото: Культура Киевской Руси особенности и достижения

Художественная культура Киевской Руси | Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему:

Слайд 1

Художественная культура средневековой Руси

Слайд 2

Общая характеристика Средневековье на Руси длилось около 8 столетий (9 – 17 вв.). Искусство тут возникло на основе языческой культуры, которое позже подверглось влиянию византийской культуры, а потом и всей Западной Европы. Знакомство с русским искусством обычно начинается с 988 г., когда Русь приняла христианство.

Слайд 3

Искусство Киевской Руси

Слайд 4

Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии. Существенную роль в формировании русской культуры сыграло язычество (существовало до 10 в. как главная религия). Несмотря на принятие христианства языческие традиции ощущались в культуре на протяжении длительного времени.

Слайд 5

Архитектура Архитектурные памятники Киевской Руси были созданы менее, чем за 3 столетия. Особый расцвет Киевское княжество приобрело во времена правления Ярослава Мудрого (978 -1054) . Развернулось каменное градостроение. Особое внимание уделялось церковному зодчеству.

Слайд 6

Церковь Святой Богородицы, 10 в. Киев Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной , т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Слайд 7

Храм Святой Софии, 1037 г. Киев Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии , представляющий собой огромный пятинефный крестово – купольный храм. В последующие времена первоначальные формы собора подверглись перестройке.

Слайд 8

Изобразительное искусство Особую историческую и художественную ценность представляют фрески и мозаики Софии Киевской. Стены этого собора охватывают около 3000 кв.м. мозаики. Согласно канону, в центре собора располагался Христос Пантократор , а вокруг него фигуры 4 архангелов. Над ними – изображение Богоматери Оранты (Молящейся).

Слайд 9

Фрески Софийского собора «Богоматерь Оранта »,11 в. «Христос Пантократор », 11 в.

Слайд 10

Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, 11 век Во фресках различимы и бытовые портреты. Таковым является групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора. Некогда фреска изображала великого князя с женой, сыновьями и дочерьми. В настоящее время сохранилась лишь часть, изображающая дочерей князя. Фигуры богато одеты и расположены в ростовой последовательности, что соответствовало их возрасту.

Слайд 11

Скоморохи, 11 век Еще одним примером бытового жанра выступает фреска «Скоморохи» — люди, жившие при дворе для увеселения княжеской семьи.

Слайд 12

Иконопись Киевской Руси Первые иконы на Руси появились в 11 веке, и представляли собой довольно расплывчатые изображения византийских святых. Такова икона Святых апостолов Петра и Павла, поражающая своим размером, нарядностью оклада, пышностью.

Слайд 13

Икона Спаса Нерукотворного, 12 век Позднее русские иконы отличались четкостью. Такова икона Спаса Нерукотворного, гордости русской церкви. Икону характеризует выразительность глаз и крепко сжатые губы, что говорит о сдержанности данной композиции.

Слайд 14

Ангел Златые Власы, 12 век Икона выполнена в сдержанных тонах, что придает ей простоту композиции. В целом искусство Киевской Руси послужило фундаментом для развития региональных школ.

Слайд 15

Культура Великого Новгорода

Слайд 16

11 век называют веком Трех Софий . Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

Слайд 17

Искусство Великого Новгорода В 11 – начале 12 века Киев не был единственным культурным центром Руси. Сосредоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань . Достойным преемником византийских традиций стало Новгородское княжество, где со временем сложились собственные каноны.

Слайд 18

Церковь Спаса Преображения на Нередице , 1198 г . Новгород С середины 12 века в Новгороде начинается строительство приходских храмов. Ярким примером является церковь Спаса на Нередице .

Слайд 19

Церковь Рождества Богородицы на Перыни , 13 век Со строительством церкви Рождества Богородицы на месте языческого святилища Перыни , создается новый тип церкви, в котором меняется форма, пропорции и интерьер.

Слайд 20

Творчество Феофана Грека (1340 – 1405) Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, одним из которых был Феофан Грек , прибывший в Новгород в 70 – е г. 14 в. В колорите его фресок преобладают темные тона, что говорит о суровом характере его работ. Лучшие произведения Феофана Грека – изображение Спаса Вседержителя (1378), двусторонняя икона «Богоматери Донской» .

Слайд 21

Фрески Феофана Грека «Богоматерь Донская» «Спас Вседержитель»

Слайд 22

Культура Владимиро – суздальского княжества

Слайд 23

В период феодальной раздробленности в 12 веке крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно здесь возникает общерусский тип храма – четырехстопный, увенчанный одной главой. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Слайд 24

Успенский собор во Владимире, 1160 г. В 1160 году был возведен Успенский собор , ставший главным владимирским храмом.

Слайд 25

Дмитриевский собор, 1197 г. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и изобилием выделяется Дмитриевский собор . Его поверхность покрывает резные изображения Христа, мучеников, зверей и растений.

Слайд 26

Культура Московского княжества

Слайд 27

Искусство Московского княжества Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением и ростом торгово – экономических связей. В Москве было начато широкое каменное строительство. Здесь возводятся Успенский, Архангельский соборы. Сооружается новая дубовая крепость.

Слайд 28

Башни Московского Кремля, 15 век Важнейшим оборонительным объектом Москвы был Кремль (1367), неприступные стены которого имели протяженность около 2000 м. Всего крепость насчитывала 9 башен.

Слайд 29

Андрей Рублев. Святая троица Ко второй половине 15 в. относится расцвет московской школы живописи. Известность и славу приобретает Андрей Рублев. Вершиной его творчества является икона «Троица» (1427), воплотившая в себе символ веры и гармонии, добра и справедливости.

Слайд 30

Какие древнейшие истоки русской культуры вы могли бы назвать? Какие произведения искусства вы бы отнесли к археологическим находкам? Почему? Чем обусловлена эволюция русского искусства? Опишите один из памятников средневековой Руси. Расскажите о становлении иконописи на Руси.

Сайт учителя музыки Пономаревой Е.Н.

Художественная культура средневековой Руси

Период, отведенный историей средневековому русскому ис­кусству, охватывает свыше восьми столетий. Его отсчет начина­ется с середины IX в., когда на территории Восточной Европы по­являются первые признаки складывания государства Киевская Русь, и заканчиваются на рубеже XVII—XVIII вв. , когда явст­венно проступают черты Нового времени. Восемь веков развития древнерусского искусства были наполнены интенсивными духов­ными и художественными поисками, гениальными прозрениями его творцов. Созданные в этот период удивительно самобытные и разнообразные памятники художественной культуры обеспечили русскому искусству заслуженное признание во всем мире.

Процесс становления и развития древнерусского искусства не был однородным и неизменным: нередко Русь переживала време­на крайних противоречий и крутых поворотов. Искусство, воз­никшее на основе многовековой языческой культуры, творчески переработало ее элементы и художественные традиции. Огромное влияние на него оказала Византия, давшая Руси христианскую религию, которая приобрела здесь уникальные и неповторимые черты. В решающие времена национального формирования Русь обратила свои взоры к художественному наследию Западной Ев­ропы, самобытно и творчески переосмыслив их.

Общая картина развития средневекового искусства Древней Руси не может быть рассмотрена в отрыве от исторических про­цессов и событий, определивших ее характер и содержание.

Художественная культура Киевской Руси

Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии. Между тем подоб­ная точка отсчета неизменно влечет за собой неверное понимание особенностей развития русской культуры, якобы напрямую унас­ледовавшей вместе с религией богатые художественные традиции Византии. Подлинные истоки древнерусского искусства следует искать в глубокой древности.

Существенную роль в становлении единой русской культу­ры сыграло язычество, представлявшее первобытное общество на всем протяжении его развития. В начальный период существо­вания Киевской Руси, вплоть до конца Хв., язычество играло роль государственной религии. Но с крещением Руси в 988 г. прежняя вера перестала отвечать новой исторической ситуации. Роль государственной религии суждено было сыграть христиан­ству. Изменение официальной веры не смогло в кратчайшие сроки искоренить из сознания славянских народов свято чтимые языческие традиции. В течение длительного времени они оставались особенно ощутимы в произведениях устного народного творчества.

Архитектура Киевской Руси

Менее чем за три столетия Киевская Русь прошла огромный путь, создав величественные памятники, соперничающие с луч­шими произведениями византийского искусства и стран средне­векового Запада. Грандиозное каменное строительство свиде­тельствовало о достигнутом высочайшем уровне цивилизации. Приверженность крестово-купольному типу храма не ограничила разнообразия и оригинального решения построек, среди которых невозможно найти прямых повторений. По сравнению с плотно застроенными византийскими городами, положение храмов и мо­настырей Киевской Руси на фоне усадебной застройки приобрело доминирующий характер и определило основные акценты градо­строительной композиции.

Во времена правления Ярослава Мудрого (около 978—1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло наивыс­шего расцвета. Повсеместно развернулось широкомасштабное строительство. Особенно преобразился архитектурный облик «славного града» Киева. В «Слове о законе и благодати», памят­нике древнерусской литературы, написанном митрополитом Иларионом в середине XI в., сказано: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем блистающеся и фимиамом благоухающий, и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и похвали… всем сим строителя».

Самым известным храмовым сооружением Киева стал со­бор Святой Софии, представлявший собой огромный пятинефный крестово-купольный храм, с трех сторон охваченный широкими галереями (размер основной части вместе с галереями 41,7 х 54,6 м). Вероятно, перед возводившими его зодчими была с самого начала поставлена задача создания масштабного крестово-купольного храма, который должен был производить грандиозное впечатление, возвеличивать, новую христианскую религию, зримо воплощать идею главного храма Киевской Руси.

Стены Софийского собора были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Величественно было внутреннее пространство собора, где под сводами центрального купола происходили богослужения, возводили на престол князей, звучали проповеди. Центральное пространство было расширено за счет дополнительных нефов и галерей (около 600 м2). Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые на уровень второго яруса просторные хоры (260 м2), предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Освещение интерьера осуществлялось с помощью 13 глав, прорезанных длинными щелевидными окнами.

Искрящиеся золотом мозаики и красочные фрески, покрывающие сверху донизу основные поверхности подкупольного пространства, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Вскоре после освящения собора не без гордости было сказано митрополитом Иларионом: «Красуется эта церковь и прославляется во всех странах соседних, потому что не найдется другой такой во всем подлунном мире в полунощных странах от востока до запада».

В последующие времена первоначальные формы собора подверглись основательной перестройке (были надстроены вторые этажи над внешней галереей, имевшие некогда сферическую поверхность купола приобрели грушевидную форму, появилось шесть новых глав, перестроены фасады).

В XI — начале XII в. Киев не был единственным культурным центром Древней Руси. Средоточием многих художественных достижений стали такие города, как: Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль и Рязань. Достойным преемником византийских и киевских художественных традиций выступило Новгородское княжество, где сложились собственные каноны и неповторимые черты.

Зодчество Великого Новгорода первой трети XII в. завершало блистательную эпоху Киевской Руси. Строили здесь добротно, основательно, на века. Подчеркнуто строгими, лаконичными и монументальными выглядят новгородские церкви. Мастера стремились к суровой величавости, строгой простоте и ясности форм, в камне они впервые ощутили красоту асимметрии. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, трехлопастное завершение фасадов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.

Русским людям и иностранным купцам, подплывавшим по реке Волхов к Великому Новгороду, открывался величественный вид на Софийский собор, построенный вслед за Софией Киевской. У его стен шумело и бурлило новгородское вече, решавшее важные вопросы жизни республики.

При схожести планировки с Киевской Софией (пятинефное крестово-купольное здание, обширные хоры, первоначально одноярусные боковые галереи с арками, наличие лестничной башни) София Новгородская имела свои характерные особенности (общее уменьшение масштаба, сокращение величины подкупольного пространства, значительную толщину стен и опорных столбов, сочетание широких и узких лопаток, более стройные пропорции). Вместо 13 куполов ее венчали 5 глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей.

Декоративный эффект стен достигался благодаря использо­ванию смешанной кладки из плинфы с утопленным рядом в соче­тании с местными природными валунами в нижних рядах. Не­ровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непрони­цаемая каменная масса. Побеленные в XII в. стены придали зда­нию целостность, подчеркнули его массивность и прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асим­метрией форм.

Изобразительное искусство

Особую историческую и художественную ценность представ­ляют мозаики и фрески Софии Киевской. Уникальный ан­самбль произведений монументальной живописи (260 м2 мозаики и около 3000 м2 фресок) и сегодня восхищает своим великолепи­ем и совершенством техники исполнения. Величественно и тор­жественно, спокойно и сдержанно взирают со сводов, стен, купо­лов, хора и лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. В их суровых и строгих ликах пе­реданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвова­нию. Выхваченные из полутьмы лучами солнечного света или мерцающих свечей, переливающиеся на золотом фоне множест­вом оттенков зеленого, синего, коричневого и красного цветов, они способны были произвести сильнейшее впечатление.

Согласно канону, в зеркале центрального купола мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него — фигу­ры четырех архангелов (в настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М. А. Врубелем масляными красками).

В конхе центральной апсиды (полукуполе, перекрывающем апсиду) — мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесенными руками. Окруженная мерцанием золотой смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, ниспадающие мастерски переданными складками, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих своей внутренней силой, уверенностью и мудростью. Спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимались не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещеного народа, защиты града и держав. Не случайно в народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев — «матерь городов русских».

Во фресковых росписях созданы образы, исключительные по силе эмоционального воздействия и одухотворенности. Наиболее интересен был групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора в Киеве, размещенный на трех стенах западной части центрального нефа. На некогда обширной композиции был изображен сам великий князь с женой, сыновьями и дочерьми, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время сохранились только замыкающие эту торжественную процессию изображения смиренно ступающих со свечами в руках княжеских дочерей, несущих в храм божественный свет Премудрости и Истины новой веры. Фигуры в богатых одеждах не лишены индивидуальных портретных черт и заметно различаются по росту (так художник передал разницу в их статусе, соответствующем возрасту княжон).

Есть в соборе и сцены повседневной жизни князей, их светских развлечений: шумные пиры, танцы, поединки, охота на волка и барса, травля медведя. На лестничных переходах, ближе к княжеским хорам, запечатлены игры на константинопольском ипподроме, цирковые представления с участием скоморохов, ряженых, акробатов, флейтистов и плясунов. Среди них можно увидеть наездника на верблюде и музыканта, готового в любую минуту ударить смычком по струнам.

Самые ранние иконы, созданные до XI—XII вв., отличает общность характера изображений: монумен­тальность, лаконизм, обобщенность, особая величавость и мощь. Первые иконы — это большие настенные образы или входящие в алтарную преграду. Создававшие их мастера были выходцами из Византии, у ко­торых русские иконописцы перени­мали опыт.

Икона Святых апостолов Петра и Павла, происходившая из Софии Новгородской, поражала огромны­ми размерами (236 х 150 см), пыш­ностью убранства, нарядностью се­ребряного оклада, представлявшего собой один из лучших образцов де­коративно-прикладного искусства. Апостолы, запечатленные в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел — с книгой, Петр — с клю­чами от рая, свитком и посохом — символом власти), представлены в момент передачи закона, благодати. Жест прижатой к сердцу руки Пав­ла передает мотив глубокого и со­кровенного чувства, а ораторский жест руки Петра являет образ убеж­денного проповедника христианст­ва. Величественные позы, согласо­ванность легкого движения фигур, тонкие цветовые сочетания синих, вишнево-розовых и желто-оливко­вых тонов, изысканные драпировки каскадом ниспадающих празднич­ных одежд, несомненно, выдают по­черк незаурядного художника.

Выполненные в традициях Киев­ской Руси, иконы XII в. — «Спас Не­рукотворный», «Ангел Златые Вла­сы» — еще отличаются лаконично­стью и сдержанностью, но в них уже нет той аскетической суровости, ко­торая была присуща византийским иконам.

Изображение Лика Спасителя с золотым нимбом обычно украшало военные стяги новгородских князей. Особая выразительность образа на двусторонней иконе «Спаса Нерукотворного», несомненно, сосредоточена в огромных глазах и крепко сжатых губах. Икону отличают удивительная сдержанность в подборе цветов, тонкие, почти неуловимые переходы от света к тени, идеальная симметрия, математически выверенная точность композиции.

В задумчивом и грустном выражении лица на иконе «Ангел Златые Власы» переданы искренняя доброта и смиренная кротость, ставшие зримым воплощением идеала красоты для художников того времени. Ярко-красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, укрупненные черты лика, и в особенности глаз, красивые волнистые волосы с золотыми нитями придают иконе особое очарование.

В целом искусство Киевской Руси явилось фундаментом для дальнейшего развития региональных школ и создания в последующем общерусского художественного стиля.

Вопросы и задания

  1. Каковы древнейшие истоки русской художественной культуры? Какие произ­ведения искусства были обнаружены в результате археологических раскопок? О чем и как они могут рассказать нашим современникам?

  2. В чем заключается своеобразие зод­чества Киевской Руси? Расскажите о наи­более значительных памятниках архитек­туры XI—XII вв.

  3. Каковы основные сюжеты и техни­ки исполнения монументальной живописи Софийского собора в Киеве? В чем заклю­чается историческая и художественная ценность монументальной живописи Ки­евской Руси?

Что отличало архитектурный об­лик Софийского собора в Великом Новго­роде от известных вам сооружений Конс­тантинополя и Киева?

Творческая мастерская

1. Мозаики из Михайловского монас­тыря в Киеве — один из шедевров изобра­зительного искусства. Рассмотрите моза­ику«Дмитрий Солунский». Как в ней переданы идеальные черты святого воина, защитника Отечества? Сравните ее с аналогичной иконой конца XII — начала XIII в.

2. Соотнесите основные исторические события эпохи Киевской Руси с выдающимися памятниками художественной культуры этого времени.

3. Сопоставьте архитектурный облик Софийских соборов в Константинополе и Киеве. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Истоки древнерусского искусства»; «Язычество и художественное творчество древних славян»; «Влияние христианства на развитие художественной культуры Киевской Руси»; «Византийские традиции древнерусской архитектуры»; «Шедевры архитектуры Киевской Руси»; «Мозаики и фрески Софии Киевской»; «Мозаики Византии и Киевской Руси: общность и различия»; «Стилевые особенности Софийских соборов Константинополя, Киева и Великого Новгорода»; «Характерные черты новгородской иконописи XII в. »; «Рост городов — важнейших очагов культуры Киевской Руси»; «Значение художественного наследия Древней Руси в истории русской культуры».

Книги для дополнительного чтения

Асеев Ю. С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1980.

Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. СПб., 2007.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. М., 1987.

Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1980.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI—XVII веков / отв. ред. В. В. Бычков. М., 1996.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Сообщается, что

киевских культурных объектов повреждены в результате российских бомбардировок

Россия вчера выпустила более 80 ракет по Украине, убив по меньшей мере 19 человек в результате массированного наступления, в результате которого также были повреждены многочисленные культурные объекты в Киеве, сообщил министр культуры Украины Александр Ткаченко в социальных сетях. Ракетные обстрелы продолжались всю ночь во вторник. Говорят, что это самая страшная атака на Киев с начала вторжения 24 февраля.

Президент России Владимир Путин приказал нанести удары по гражданской инфраструктуре Украины после взрыва, который 8 октября разрушил часть критического Крымского моста. Атака на мост через Керченский пролив, 19-километровый участок, соединяющий Россию с Крымом, полуостровом Черного моря, который Россия аннексировала у Украины в 2014 году, была совершена рано утром в субботу, сразу после 70-летия Путина накануне. Он открыл мост в 2018 году, лично проехав по нему грузовик. В воскресенье он назвал взрыв «террористическим актом», спланированным спецслужбами Украины.

«В результате массированного ракетного обстрела в Киеве повреждены фасады, крыши и элементы интерьера ряда культурно-просветительских учреждений», — написал Ткаченко в понедельник в Facebook, перечислив учреждения, начиная от Киевского национального университета до Национальной филармонии и Музея украинской революции 1917-21 гг.

Ткаченко говорит, что разбиты окна в Художественном музее Ханенко, Музее Т. Шевченко, Киевской картинной галерее, Национальном научно-реставрационном центре, Мемориальном музее-квартире Николая Бажана и Павла Тычины, Национальном естественно-научном музее Национальной академии наук Украины и Музея истории города Киева. Жилые дома, которые он описывает как «памятники архитектуры XIX в.ХХ века». Перекресток улицы Владимирской и бульвара Шевченко. Вот цель, — сказал Зеленский. — А прямо за мной детская площадка в парке Шевченко, которая тоже стала мишенью для российской ракеты. Но это не только в парке Шевченко. находится на одной из главных музейных улиц Киева. В частности, от этого нападения террористов пострадал Художественный музей Ханенко».

Однако Минобороны России утверждает, что его ракеты были нацелены на «объекты военного управления, связи и энергетики».

Зеленский поклялся, что страна «все восстановит» и что «Киев тоже переживет этот натиск террористов, у которых нет ни истории, ни традиций, ни культуры». Первая леди Елена Зеленская опубликовала в Твиттере вирусное видео, на котором украинцы поют, укрываясь на станции киевского метро во время штурма в понедельник.

«Нас пытаются запугать и сломить — а украинцы поют», — написала Зеленская. «Правда на стороне нашего народа. Украинцы не боятся, они знают: враг в бешенстве, потому что мы побеждаем».

Ткаченко сообщает в своем посте в Facebook, что на местах сразу же были предприняты усилия «для минимизации негативных последствий ущерба» и проведены срочные «переговоры с международными партнерами». Он добавил, что страна «работает над привлечением международных средств и помощи для преодоления последствий обстрелов».

На сайте Минкульта сообщается, что Ткаченко созывает встречу министров культуры стран G7 «по поводу усиления санкций против России и усиления поддержки Украины».

Российско-украинский кризис 2022РоссияУкраинаВойнаКатастрофы и разрушения

Что-то не поверхностное: визуализация культурных ценностей в образах военного времени визуальные ценностные паттерны в образах, которые сопровождают медиа-репортажи о войне России на Украине и медиа-истории украинских беженцев.

 

——————————————————

Моей любимой маме Алле, дедушке Казимиру и приемному отцу Юрию, которые для меня уже невидимы.

Ничего нового под луной

Интервью с украинским публичным философом Андреем Баумейстером от 23 июня провозгласило «постоценочный мир» из-за беспрецедентно высокого уровня неопределенности во время полномасштабной войны России в Украине. Я придерживаюсь позиции, что такой термин может породить ложные ностальгические идеи, как и термин «постправда». Шейла Джасанофф и Хилтон Р. Симмет напоминают нам, что истина в публичном пространстве всегда была «доказуемой истиной» — соответственно, логично предположить, что вместо того, чтобы оплакивать чистые ценности и их потерю, мы должны помнить, что они были, есть и будут. «демонстрируемые» ценности, и эти ценности сохраняют свой потенциал характеризовать глубокие основы культуры.

Незадолго до начала войны в профессиональном социологическом сообществе Украины родилась идея «визуализированных ценностей», как ее определили Екатерина Батаева и Анастасия Чумакова-Серова. Это позволило распознать культурные ценности — традиционные, модернистские и постмодернистские — в не артикулированных значениях визуальных образов, и я применил это к своему анализу образов военного времени.

Изображение 1: Краткое описание визуальной операционализации

Визуальное конструирование «современных отцов нации, которые заботятся»

Во-первых, я проанализировал иллюстрации из выборки новостей на английском языке государственного информационного агентства «Укринформ» за первые три недели войны России в Украине. Иллюстрации очень редко имели непосредственное отношение к рассказу в новостях — скорее, они предлагали намеки на происходящее, определенные символы и предлагали зрителю воспринимать текст с полной верой в правдивость написанного. Преобладали модернистские ценности, за счет доминирования контекстов достижений, материального благополучия и гламура, поскольку в иллюстрациях преобладали изображения крупным планом симпатичных украинских/мировых политиков и военных на фоне статусных атрибутов ( национальные/государственные символы, названия СМИ, названия мероприятий, большие стулья, большие офисы или конференц-залы и т. д.). На Укринформе преобладали фотографии сильных мужчин по сравнению с фотографиями сильных женщин, но сейчас Украина находится в той фазе, когда и женщины, и мужчины снова принимают вызовы военного времени, находят в себе силы выжить, меняют себя, меняют отношение к себя и мир, переосмысление себя и своего вклада в победу.

Фото 2: Подборка фотографий из выборки снимков Укринформа

На фотографиях также показаны многие виды военной техники и гражданской инфраструктуры (снято в основном в поврежденном состоянии, поэтому речь шла о разрушенном материале) благополучие), цифровая или натуральная эстетика (т. е. элегантные иллюстрации глобальной сети Интернет или красивой природы — чаще всего неба).

В целом стратегия иллюстрирования новостей военного времени обеспечивала логичный и конструктивный нарратив о возможности влиять на траекторию войны на макроуровне социальных взаимодействий людей, находящихся у власти. Многим украинцам, прямо или косвенно затронутым смертью и разрушением средств к существованию, образы власти (особенно силы в действии) несли весть веры и надежды. Через слова и образы им сообщили, что там есть кто-то, изображенный в больших креслах и офисах, который ведет переговоры, проводит переговоры, встречи и конференции, выступает перед иностранными парламентами, и все это в попытках повлиять на перемены. Таким образом, простые украинцы, составляющие большинство пострадавших от войны, визуально убедились, что, помимо их собственных усилий, есть куда более могущественные силы – политики, военные, эксперты, писатели, журналисты, деятели благотворительности и т.д. , — кто действительно мог положить конец войне.

Изображение 3: Соотношение визуализированных значений, идентифицированных на Ukrinform

Визуальные конструкции украинского языка, Flieing War

беженцев из Украины, появившихся в интернет-СМИ с утра 24 февраля до вечера 5 апреля. Исследование тех историй и признаний, опубликованных более широким кругом СМИ (двадцать девять государственных и частных изданий, включая как всеукраинские , и местные украинские, и имеющиеся в Украине международные) давали сложное ценностное изображение беженцев военного времени из Украины. Рассказывая истории и исповедуясь о своей жизни, беженцы не жили исключительно настоящим моментом, и средства массовой информации также не стремились представить их как людей без прошлого и желания вернуться к нормальной повседневной жизни (хотя бы частично). Визуализированные культурные ценности отражали как разнообразие СМИ или их коммуникативной политики, так и различия в опыте беженцев, в их культурных кодах.

Изображение 4: Список медиа, и соотношение визуализированных ценностей на этих носителях

Визуализированные культурные ценности были, так сказать, выровнены: тексты были заполнены фотографиями обеих семей и завтраков /обеды, и квартиры, и предметы быта, и обеспокоенные знакомые, и дружелюбные незнакомцы, и эмоции на лицах людей, и влиятельные покровители беженцев, и простые попутчики… к представлению в СМИ текущей жизни беженцев через фотографии окружающей среды с другой природой, пейзажами, архитектурой, уличным искусством. Несмотря на страх, тревогу и горе, беженцы продолжали много осматривать и исследовать – фотографировать процесс движения, станции, транспорт, новых людей, необычные культурные условия.

Изображение 5: Подборка фотографий из двадцати девяти медиаизображений

Наиболее болезненными для восприятия были образы со скрытым повествованием о нарушении самой базовой ценности – ценности человеческой жизни (изображения частей заведомо бездыханного человеческого тела, отдельных трупов, массовых расстрелов). Этот же основной смысл повторяли и кровавые стилизованные иллюстрации, посвященные российской пропаганде, международному «бизнесу на крови» (сотрудничающие с Россией и платящие ее структурам, несмотря на войну и санкции), насильственной русификации и сделанные Украинским государственным центром противодействия дезинформации. (трансляция по Viber). Моральная значимость таких образов остается дискуссионной, а контекст физической безопасности по-прежнему нуждается в своей визуальной операционализации, как и новые, имевшие второстепенное значение в мирное время – например, контекст политического участия.

Изображение 6: Подборка фотографий из двадцати девяти носителей и ПЗС-изображений

Изображения за рамками военного времени

пережить нынешнюю войну и состояние неопределенности. Уже сейчас очевидно, что его основная идея естественным образом переплетается с уже развитыми исследованиями визуализаций, поскольку ценности концентрируются вокруг неких неявных условностей (как вы могли видеть выше, есть основания предполагать наличие медийных локальных условностей), скрывающихся за использование репрезентаций поп-культуры и управление повседневным пониманием экономических улучшений.