Куликовская битва рассказ для детей: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Урок истории для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья (12-13 лет) на тему «Куликовская битва». – Учительская газета

Данный урок с использованием дидактической игры знакомит учащихся с подготовкой и ходом сражения, наглядно показывает прогрессивную роль Дмитрия Донского и московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, формирует у школьников представление о значении Куликовской битвы в истории Руси.

Цель урока: Познакомить учащихся с событием, которое вошло в историю, как победоносное сражение на поле Куликовом.

Задачи

Образовательные:

– Продолжить изучение учащимися истории Руси XIV в., систематизировать полученные знания.

– Учить школьников применять теоретические знания для анализа конкретных фактов, выделять главное в изучаемом материале.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать умения и  навыки  решать ситуативные задачи.

– Вырабатывать стойкое умение аргументировать свою позицию, владеть логическими приемами рассуждения и доказательств на историческом материале.

– Формировать познавательный интерес школьников.

– Активизировать словарный запас учеников.

Воспитательные:

– Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавшим блестящую победу.

Оборудование: доска, ПК, презентация «Битва на Куликовом поле»», карта «Куликовская битва», портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, иллюстрация художника А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле», дидактическая игра «Куликово поле», раздаточный материал.

Основные знания: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва, Мамаево побоище.

Основные термины и понятия: верста, полк, сеча, стяг, тыл

Использованные технологии: здоровьесберегающая, технология игрового обучения, технологи уровневой дифференциации

Ход урока.

1. Организационный  момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала. Словарная работа.

4. Закрепление пройденного материала: дидактическая игра «Куликовская битва».

5. Домашнее задание.

6. Оценка.

Битва на Куликовом поле.

Задание по карточкам (слайд№1)

Соотнесите события и даты:

Ледовое побоище                                                               1240 г.

Начало княжения А. Невского                                         1242 г.

во Владимире

Восстание в русских городах

против татар                                                                        1263 г.

Невская битва                                                                      1252 г.

Смерть А.Невского                                                             1262 г.

Кроссворд на тему «Древняя Русь».

(слайд№2)

Актуализация знаний. Вводное слово учителя.

(слайд№3)

Предгрозовая обстановка  в 1380г. ощущалась на Руси: поступили известия, что Мамай готовит большой поход. Своим подданным ордынский правитель советовал не заботиться о продовольствии, обещая им «хлебы русские».

(слайд№4)

Д. Донской не устрашился надвигающейся смертельной опасности. Он энергично взялся за подготовку к отпору врагам. Помчались в подвластные русские княжества гонцы с повелением великого князя собирать войско. Было ясно, что одних княжеских дружин явно недостаточно для  предстоящей борьбы. Нужно поднимать народ. И страна откликнулась на призыв. Русские люди осознали, что настала пора померяться силами с вековыми притеснителями родной земли.

Задача.

Вспомните, что такое век? Век – это отрезок времени  в сто лет.

В каком году началось татаро-монгольское иго?  1237-1240 гг.

А Д.Донской готовит отражение, в каком году? 1380 г.

Как же узнать, сколько лет Русь находилась под игом? 1380-1240=140 лет. 140 лет Русь находилась под  игом монголо-татар.

Объявление новой темы.

(слайд№5)

Летом 1380 года в Москву пришли ратники из Белоозера, Владимира, Коломны, Костромы, Мурома, Переяславля-Залесского, Ростова Великого, Серпухова, Суздаля, Тарусы, Углича, Ярославля и других мест. Но не было в том походе полков из Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Твери. Во главе рати  стоял Д.Донской.

Рассказ о Дмитрии Донском (учащиеся).

(слайд№6)

Дмитрий Донской (1350 – 1389), великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 году построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на реке Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без разрешения Золотой Орды. Д.Донской  причислен к лику святых Русской православной церковью.

(слайд№7)

8 сентября 1380 года русская рать заняла позиции на Куликовом поле, над которым клубился ночной туман. Лучи солнца разогнали мглу, и противники увидели друг друга. Темно-серой массой надвигалось огромное воинство Мамая. Но предусмотрительный Дмитрий так расположил полки,  что татарской конницы не осталось места для обхода русских. С одной стороны – крутой берег реки Непрядва, с другой – лес. В этом лесу расположился русский засадный полк. Мамай мог атаковать Донского только в лоб.

(слайд№8)

Согласно преданию, сражение началось поединком богатырей: от русских выехал Александр Пересвет, от татар – Челубей гигантский воин. С копьями наперевес бойцы бросились друг на друга, и оба пали замертво. Бой разгорелся по всему фронту. В жестокой сече полегли передовые русские части. Их место заняли основные силы – Большой полк левой и правой руки.

Яростный натиск противника встречал стойкий отпор воинов Дмитрия. Сам великий князь находился в гуще сечи (сеча – это битва, сражение). Татары стремились подрубить великокняжеский стяг (стяг – это флаг), но он  вновь и вновь взмывал над русским войском. В страшной тесноте бились воины той и другой стороны. Куликово поле гремело оружием, звучали боевые крики и стоны раненых, ржали кони.

Мамай гнал в бой новые силы. Наконец врагу удалось потеснить полк левой руки. Отбиваясь, он стал медленно отходить к реке Непрядва. Мамай предвкушал победу.

(слайд№9)

Но в самый критический момент боя из лес на тылы (тыл – это задняя сторона чего-либо, территория позади фронта) противника обрушился засадный полк. Русские перешли в наступление, и поражение Мамая стало полным. Одним из первых он бросился в бегство. Русские много верст (старая русская мера длины (путевая)=1,0668 км.) преследовали  противника. Мамай пытался укрыться в Крыму, но там его убили местные жители.

Неделю русские воины «стояли на костях», т.е. хоронили погибших товарищей. Потери были велики с обеих сторон (Примерно по 100 000 человек с каждой стороны участвовало в этой битве).

Так победоносно для русских закончилась Куликовская битва, и эта победа положила начало свержения татаро-монгольского ига на Руси.

(слайд№10)

Словарная работа:

Сеча – это битва, сражение.

Стяг – это флаг.

Тыл – это задняя сторона чего-либо, территория позади фронта.

Верста (старая русская мера длины (путевая)= 1,0668 км.

Динамическая пауза: упражнения для глаз слайд №11.

3. Первичное закрепление нового материала.

Дидактическая игра «Куликовская битва».

По окончании игры учащиеся должны ответить на вопрос игры: Что явилось решающим моментом для обеспечения победы русских войск? Мы подошли к подведению итогов – в чем же историческое значение Куликовской битвы?

Перед вами раздаточный материал, где вы должны найти правильные на ваш взгляд ответы на данный вопрос.

Историческое значение Куликовской битвы:

1. Первое крупное поражение Золотой Орды от русских.

2. Первое крупное поражение русских от Золотой Орды.

3. Москва стала новым политическим центром русского государства.

4. Тверь стала новым политическим центром русского государства.

5. Начало возрождения Руси.

6. Начало порабощения Руси

Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся

Домашнее задание: устный рассказ «Куликовская битва», выучить историческое значение битвы.

Описание дидактическая игра « Куликовская битва».

Цель:

Обеспечить первичное осмысление учащимися нового материала «Куликовская битва»

Задачи:

Показать учащимся значимость данного  исторического события для Руси.

Вырабатывать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности.

Развивать навык  самостоятельной работы, умение оценивать события прошлого, делать выводы.

Повторить и обобщить главное в теме.

Активизировать словарный запас учащихся.

На примерах героических побед прошлых лет воспитывать чувство                        патриотизма.

Оборудование: раздаточный материал – для каждого ученика готовиться карта-схема «Куликовская битва» и перемещающиеся модели участников битвы (конница Мамая, Засадный полк русских, Сторожевой полк русских, богатыри Пересвет и Челубей), план сражения, историческое значение  Куликовской битвы.

Ход игры.

Участвуют все ученики класса. Из состава класса выбирают ведущего, он по пунктам зачитывает план сражения.

План сражения.

1. Сторожевой полк русских встретился с конницей Мамая у р. Непрядва.

2. Засадный полк Д.Донского расположился в лесу.

3. Поединок богатырей.

4. Гибель Сторожевого полка и выступление Большого полка и полков правой и левой руки.

5. Натиск конницы Мамая и медленный отход русских полков к реке Непрядва.

6. Атака Засадного полка русских.

7. Бегство монголо-татар.

Оставшиеся ученики по плану переставляют модели по карте и в конце сражения, глядя на «свое поле битвы» должны сформулировать ответ на вопрос: Что явилось решающим моментом для обеспечения победы русских войск?

Первый, кто дает полный, правильный ответ является победителем и награждается знаком «Великий Князь».

Прогнозируемый результат:

Решающим моментом явилось  расположение русских войск на начало битвы (за спиной у них протекала река Непрядва, что затрудняло их отступление), и введение в разгар боя Засадного полка. Этот внезапный для врагов удар и решил исход битвы.

Вывод:

Данная игра в полном объеме решает все поставленные задачи. Ее преимущества перед  другими формами закрепления нового материала очевидны. Перед учащимися  последовательно  вырисовывается картина важного исторического события далекого прошлого  страны, более того, они являются непосредственными участниками  этого события. Игра помогает ученикам идентифицировать, отождествлять себя с родной страной и ее историей, акцент закрепления переносится на организацию активного участия школьников в поиске ответа на поставленный вопрос  и усвоении нового материала.

Использованные ресурсы:

http://pretich3005.narod.ru/map-war/kulikovskaya/kulikovskaya.htm

http://www.tiras.ru/obrazovanie/page/8/

http://soratnik.com/community/topic406-meropriyatiya-v-chest-pobedy-russkikh-voinov-nad-mongolotatarami.html

http://www.redstar.ru/2001/03/03_03/hist1.html

http://www.ashkimsin.ru/chayxana/topic6837.html

http://swordmaster. org/2008/02/03/zolotaja_orda.html

Анна Краюхина, учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 565 Кировского района Санкт-Петербурга, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Презентацию к занятию можно скачать здесь.

Почему дети не видят разницы между Куликовской битвой и Сталинградской?

Урок истории ведет Елена Литвяк. Фото: Сергей Куксин/РГ

Елена Литвяк, учитель истории из села Рождествено Истринского района Московской области:

«Вся штука в том, что сегодняшние школьники не видят принципиальной разницы между Куликовской битвой, Бородинской или Сталинградской. Для них это события одного временного порядка, относящиеся к далекому прошлому. Не знаю, к счастью или к сожалению. Такова данность. Ведь даже о советском периоде они могут судить лишь с чужих слов.

Мне не нравится, что почти во всех учебниках нет информации о повседневной жизни людей. А ведь это важно — представлять эпоху на ощупь, знать, чем и как изо дня в день жили люди, причем не обязательно великие. Вообще, думаю, курс истории в школе построен, извините, не с того конца. Ребенку понятен мир, который можно потрогать руками.

Даже в разговоре о двадцатом веке надо без конца растолковывать, что такое конка или дрожки, в чем разница между трактиром и чайной. Кстати, по этой же причине сегодняшние школьники плохо воспринимают классическую литературу, им через слово нужно комментировать, переводя с русского на русский. С ребятами я сначала говорю о будничных вещах, лишь потом расширяющимися кругами мы доходим до политики, экономики, государственного устройства».

(«Родина», № 1, 2016)

Ольга Эдельман, кандидат исторических наук, ведущий специалист Государственного архива РФ:

«Я противник любой войны с прошлым. Это бессмысленное и даже вредное занятие. Страницы истории всегда надо помнить. И примирению с прошлым тоже надо учиться. Это непростой урок».

(«Родина» № 11, 2016)

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, академик Российской Академии образования, директор московского центра образования N 109:

«Мне забавно наблюдать схватки по поводу единого учебника истории. Люди не могут уяснить очевидного: в сложном, дифференцированном обществе уже никогда не будет единой идеологии. Всё, забыли, проехали. Не может быть общей основы у атеистов и верующих, интеллигентов окуджавского типа и прагматиков олигархического разлива. Про единственную науку, которой стоит обучать детей, хорошо сказал Булат Шалвович, хотя он и не педагог, вернее, был учителем в Калуге, но очень плохим, по его же признанию. Так вот, Окуджава говорил про «святую науку расслышать друг друга».

(«Родина» № 9, 2016)

Лев Аннинский, литературовед, обозреватель «Родины»:

«Как сделать историю в школе живой? Для начала можно было бы провести урок семьи. Дать ребятам задание написать сочинение о дедах-прадедах. Уверен, большинство почти ничего не знает о них. А так придется расспросить родителей, заполнить пробелы. Глядишь, кто-то заинтересуется, начнет восстанавливать генеалогическое древо рода. Начинать всегда надо с малого».

(«Родина», № 4, 2016)

Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы из Волгограда, «Учитель года-2019»:

«Подвиг не только в готовности закрыть амбразуру.

..»

«Роман «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова не включен в школьную программу. Даже волгоградские школьники о нем не знают. В восьмом классе есть один-единственный свободный час по военной прозе. Я взяла рассказ Андрея Платонова «Возвращение». Это не столько про кровь, сколько про человека.

Не надо современным подросткам в лоб рассказывать о героизме. Подвиг ведь не только в готовности закрыть грудью амбразуру. Искренне так считаю. Покажите судьбу рядового солдата, пусть увидят мужество в его ежедневном поведении…»

(«Родина», № 9, 2020)

Андрей Сорокин, научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ):

«Люди, называющие себя историками, с заслуживающей лучшего применения страстью отстаивают собственные теории, которые подчас построены на мифах и легендах. Спорщиков не посещает очевидная мысль — обратиться к первоисточникам. Значит, что-то не в порядке, причем в общественном восприятии в целом.

Настроение общества в нашей стране на протяжении десятилетий формировала историческая публицистика, весьма вольно обращавшаяся с фактами. Нам еще только предстоит научиться опираться не на эмоциональные рассуждения по принципу «нравится — не нравится», а на комплексные исследования».

(«Родина» № 6, 2015)

Подготовила Юлия Башарова

«Родина» продолжает разговор об исторической памяти наших детей. Присылайте свои отклики в редакцию по адресу: [email protected]

Трилогия Кэтрин Арден «Зимняя ночь» — пьянящая смесь политики, духов и войн в старой России

« На севере Руси стояла поздняя зима, воздух был угрюмым от сырости, которая не была ни дождем, ни снегом ». Так начинается « Медведь и Соловей », первая книга из трилогии Кэтрин Арден « Зимняя ночь », приглашающая читателей к потрескивающему огню, вокруг которого няня Дуня шепчет вечернюю сказку детям боярина. В лесах Лесной Земли живет боярин Петр Владимирович с семьей. Его жена Марина умирает при родах, а ребенок, Василиса «Вася» Петровна, наследует волшебное происхождение своей матери. Вася может видеть и разговаривать с духами конюшни, двора и воды, к большому огорчению своей горожанки, набожной христианки-мачехи. Она попадает в битву между богами, демоном мороза и Медведем и чуть не умирает. Вторая книга из серии 9.0003 Девушка в башне, следует за Васей как молодой девушкой, которая не хочет быть ни женой, ни монахиней, которые будут ограничивать ее от внешнего мира. Она переодевается в мальчишескую одежду и бродит по землям на своем любимом волшебном коне.

Реклама

Зима ведьмы , новейшая книга Арден, завершающая трилогию. Он носит более исторический характер и отражает политическую нестабильность Руси в четырнадцатом веке. Великий Князь выбирает союзников для подготовки к войне, Медведь, который наслаждается хаосом человечества, выполняет миссию по созданию армии «хьерти» (духов), а местонахождение Зимнего Короля неизвестно. Есть причудливые самородки в виде скрытых озер, заброшенных коттеджей, полуночных тайных дорог и банных духов. Вася должен восстановить равновесие в человеческом мире и невидимом царстве.

Penguin Random House

The Winter of the Witch , третья часть трилогии «Зимняя ночь».

Богатая фольклором

Зимняя ночь Трилогия пропитана несколькими старинными русскими народными сказками. На него сильно повлияли « Морозко », где демон мороза дарит подарки ребенку, оставшемуся без матери, но убивает ее сводную сестру, и « Василиса Прекрасная », где девочка-сирота, посланная в хижину Бабы Яги своим злом мачеха, завоевывает благосклонность ведьмы». Славянские мифические существа в изобилии бродят по средневековой России. Есть домовой (домовой дух), дворовой (хранитель двора), вазила (дух-хранитель конюшни и домашнего скота), упырь (вампир) и русалка (женщина-кровожадная водяная нимфа).

Близнецы Морозко (также называемый Демоном Мороза или Королем Зимы) и Медведь (также известный как Дух Хаоса или Медведь) остаются в бурных отношениях в мире Ардена. Морозко сдержан и загадочен, а Медведь — «любитель армий, сражений и насилия», получающий удовольствие от падения человека. В романах ловко перемешаны такие выдающиеся персонажи русских сказок, как Баба-Яга (старая ведьма, нанимающая своих слуг Ночь, День и Закат), Кащей Бессмертный, Барыня Полночь и Барыня Полдень. Демон мороза часто обращается к Васе как «9».0003 Снегурочка ’ или Снегурочка, еще одна сказка о девочке, которая появляется с первым снегом и вскоре исчезает. Их маловероятный роман, напоминающий «Красавица и чудовище» , душераздирающий и присыпанный пьянящей зимней магией.

Реклама

Случайный дом пингвинов

Девушка в башне, первая книга трилогии.

Краткая история

Русы изначально были скандинавским народом. В девятом веке они основали правящую династию, и их территория включала нынешние Украину, Белоруссию и Западную Россию. С тринадцатого по пятнадцатый век единого государства не существовало, и Русь жила под властью многих князей, подчинявшихся монгольским владыкам. Похож на Р.Ф. Описание Куангом ужасов японской оккупации в Маковая война , Арден использует фэнтези, чтобы представить исторические хроники старой России. Куликовская битва, о которой говорится в книге, действительно произошла в 1380 году, когда великий князь Дмитрий Иванович повел объединенное войско нескольких русских княжеств против войска Мамая. Победа князя Дмитрия сильно ослабила монгольское господство и привела к подъему московитского могущества. Это привело к независимости Москвы и образованию современной России несколько веков спустя.

Необычный троп

Серия Winternight отбрасывает обычные тропы фэнтези. Нет ни девушки в беде, ни принца, которого можно было бы ждать. Вася — веселая героиня с лягушачьим лицом на волшебном коне; «ведьма», которой боится ее деревня, и она никому не позволяет украсть ее гром. Она глубоко ущербна и великолепно несовершенна. Несмотря на свое стремление вести жизнь в глуши, Вася не бросает вызов желаниям своей семьи, что является отражением социальных норм, преобладающих в четырнадцатом веке. Романы также ставят под сомнение четкую грань между добром и злом для « Нет ни монстров, ни святых… Монстр для одного человека — возлюбленный для другого » и пытается найти золотую середину.

Горький, землистый, холодный ландшафт Руси предлагает чарующую обстановку для хьертов (духов), находящихся на грани исчезновения, и захлестывающей волны христианства, угрожающей их существованию. Несколько персонажей, таких как Дмитрий и Мамай, которые сыграли важную роль в формировании русской истории, объединены в повествовании. В книгах исследуются другие аспекты средневековой русской жизни через замужнюю сестру Васи, Ольгу, консервативную царскую жену и мать, и ее брата Сашу, монаха, решившего служить Богу. Границы стираются, когда Вася оказывается брошенной в сказки у камина, на которых она выросла, зажатая между гнетущим миром мужчин и сказочным королевством, которое редко бывает добрым к девушкам.

Реклама

Пингвин Случайный дом

Медведь и Соловей, первая книга трилогии.

Арден удивляет своих читателей тем, что каждый сиквел заметно отличается друг от друга. « Медведь и Соловей » — прекрасный дебют с лирической прозой и сказочной атмосферой. Это медленное горение, богатое магией и историями. Девушка в башне , в свою очередь, быстро развивается; приправленный боевыми сценами, скачками, бандитами и политической иерархией. В нем больше второстепенных персонажей и меньше фей. По сути, это история взросления, которая обнажает доминирование мужчин в принятии политических решений и бремя женщин выбирать между домашним счастьем или духовным блаженством. Зима Ведьмы объединяет все миры — мир кьерти, людей и новых верований.

В своем послесловии Арден размышляет о том, что, возможно, трое хранителей России — это ведьма, морозный демон и дух хаоса, почти как преднамеренная аллюзия на Святую Троицу. Возможно, «девица с лягушачьим лицом» помогла мужчинам и кьерти жить в согласии и проложила путь к существованию двоеверия христианства и язычества. Как говорит демон мороза: « Ибо люди будут говорить в последующие годы, что это была битва, которая сделала Русь страной одного народа. И кьерти будет жить, не увядать».

Историческая фантазия Ардена оставит сугробы в вашем сердце и заманит вас прижаться к древней магии. В этой морозной сказке с яркими персонажами, мифическими существами и политическими схемами вам захочется возвращаться каждую зиму.

Как украинские дети документируют войну с Россией

Вечерние новости CBS

Роксана Сабери


/ Новости Си-Би-Эс

украинских детей документируют войну искусством

Украинские дети документируют войну искусством
02:30

Крик о помощи, послание благодарности и размышления о разрушенном мире: вот некоторые образы войны, возникающие в умах и руках украинских детей.

«Сейчас дело не в среде, в которой мы хотим, чтобы они росли, а в реальности», — сказал Артем Быковец.

После вторжения российских войск в Украину более месяца назад Артем и его жена Настя бежали из Киева с двумя детьми. По дороге их 6-летняя Соня рисовала то, что оставила, и то, что слышала о войне. На одном рисунке изображена ее домашняя кошка, на другом — русский корабль.

«Она рисует эту картинку, когда мы много говорим о русском корабле», — сказала ее мать.

Искусство Сони вдохновило ее родителей собирать рисунки других украинских детей и размещать их в Интернете на всеобщее обозрение.

«Кроме того, мы знаем, что дети хотят, чтобы их ценили», — сказала Настя.

Ребёнок демонстрирует свои работы, изображающие войну в Украине.

Новости Си-Би-Эс

Артен добавил, что сообщество может помочь им почувствовать, что они не одиноки.

Одна 11-летняя девочка нарисовала женщину-солдата — свою маму. На других фотографиях изображены вертолеты, бомбы, ракеты и мертвые солдаты.

Рисунок украинского солдата.

Новости Си-Би-Эс

Тем временем другие дети мечтают о мире — прошлом и будущем.

«Они создают какой-то удивительный мир, который помогает им справиться с этим», — сказала Настя.

«Это похоже на параллельный мир, знаете ли, в котором можно было бы чувствовать себя в безопасности», — добавил Артем.

Пара, которая ищет безопасности в городах по всей Украине, говорит, что поощряя детей рисовать, они также могут помочь таким же родителям, как они.

— Родителям тоже нужно время, чтобы тихо поплакать где-нибудь в углу, — сказал Артем. «Поэтому отправив их куда-нибудь посидеть, включить свою фантазию и изложить ее на бумаге, дайте родителям также возможность перезарядить батарею».

Рисунок украинского ребенка, изображающий войну с Россией.

Новости Си-Би-Эс

Супруги надеются, что эти творения покажут миру силу и страдания их страны.