Куликовская битва при: Куликовская битва | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

исторические мифы, источники и факты – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)


Любой привычный нашему уху рассказ о Куликовской битве начинается со слов о возрождающейся под эгидой национально-освободительной борьбы Руси против своих поработителей – татаро-монголов. Судьбоносным моментом должна стать новая битва, к которой и московский князь Дмитрий Донской, и монгольские войска под предводительством Мамая, тщательно готовились…


Сбор в Коломне


Русь на тот момент уже перестала платить дань татаро-монголам, и весь русский народ восстал против заклятого врага. В августе 1380 года около 50 тысяч русских воинов из разных городов собрались в Коломне. Во главе войска стал великий князь Дмитрий Донской. Помогали ему в этой нелегкой борьбе два талантливых полководца – двоюродный брат Донского князь Владимир Андреевич Серпуховской и князь Дмитрий Боброк-Волынский. На поддержку русских войск перед Куликовской битвой пришли сыновья литовского князя Ольгерда: князья Дмитрий и Андрей.  


Кто командовал ордынцами?


Мамай – предводитель монгольского войска в Куликовской битве – ранее был «темником» (военачальником) при хане Бердибеке. После смерти хана Мамай фактически захватил власть в Орде. Но сам правителем так и не стал, поскольку не был потомком Чингисхана. Править ему приходилось через марионеточных ханов. В состав монгольского войска входили представители народов Поволжья, Кавказа, а также генуэзская пехота, которую Мамай нанял в Крыму (г. Кафа, современная Феодосия). Всего же насчитывалось около 70 тысяч воинов. 


События битвы


Как не вспомнить предание о Сергии Радонежском, основателе Троице-Сергиева монастыря? По преданию он благословил великого князя и дал ему в помощь двух монахов, отличавшихся невероятной физической силой: Пересвета и Ослябю.



Михаил Нестеров. Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 1897.

Эскиз неосуществленной картины


В ночь с 7 на 8 сентября русские войска переправились через Дон и выстроились на Куликовом поле, в треугольнике между течением Дона и его притоком – рекой Непрядва. Именно здесь предстояло сойтись двум ратям. По традиции, битва началась с поединка богатырей. Монах Пересвет сразился в конном бою с монгольским гигантом Челубеем. Оба пали в этом поединке. Что любопытно, Дмитрий Иванович Донской надел доспехи рядового воина и встал вместе с воинами в Передовом полку, в то время как под княжеским знаменем в его латах был боярин Михаил Бренк. Мамай же предпочёл руководить своими войсками с безопасного расстояния. 



Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»


Натиск монголов был страшен. Сперва им удалось сломить воинов Передового полка, потом начали теснить основной – Большой – полк русских. Монголы прорвались в самый центр и убили боярина Бренка, приняв его за князя. Дмитрий Донской в этот момент находился плечом к плечу со своими воинами и яростно сражался с монголами. Одновременно враги наносили и удары во фланг русским армиям. Правый фланг русских войск устоял под натиском и не дрогнул. Тогда Мамай обрушил всю свою тяжелую конницу на левый фланг и добился значительного успеха в битве: оттеснив Полк Левой руки и Запасной полк, монголы начали заходить в тыл основным войскам.  


Казалось, битва проиграна, но у Донского был запасной план: спрятанный в окрестном лесу Засадный полк. Вот тогда и настал момент для нового удара, решившего судьбу битвы. Татаро-монголы сами подставили Засадному полку свои фланг и тыл, и Владимир Серпуховской и Дмитрий Боброк-Волынский повели русских в новую атаку. Прочие русские войска воспряли духом и усилили натиск на врага. Спустя некоторое время татаро-монголы оказались разбиты и бежали с поля боя. Бежал и Мамай, да так, что его никто не догнал. 


Победа в Куликовской битве стала переломной в истории Отечества.


Исторические источники и противоречия


Широко распространенное представление о Куликовской битве восходит к так называемым памятникам Куликовского цикла – летописным повестям «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Но современная историческая наука считает эти поздние источники не очень надежными и достоверными. 


Например, «Сказание…» написано около сотни лет спустя, в конце XV века, и содержит слишком много художественного вымысла. Чего только стоят описания потерь русских войск – 253 тысячи погибших. Это в несколько раз больше, чем потери всех участников Бородинской битвы, которую принято считать самым кровопролитным однодневным сражением в истории. Само русское войско насчитывало около 303 тысяч, что тоже больше, чем все русские армии в 1812 году.


Вопрос о численности войск в Куликовской битве до сих пор вызывает дискуссии в исторической науке. Некоторые называют возможную численность русских войск в 10-15 тысяч воинов, некоторые – и того меньше. Историки приходят к выводу, что сражение могло проходить не только на Куликовом поле, но и в других местах у реки Дон. Критикуется и описанная в источниках система разделения русских войск на пять полков, включая засадный. Но вывод напрашивается один – точных данных о тактике и построении русских войск мы до сих пор не имеем.


Конечно, существуют и другие источники по Куликовской битве. Самый ранний – «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», датируемая примерно 1408 годом. Но этот текст, на первый взгляд похожий, вдруг неожиданным образом затрагивает другого татаро-монгольского персонажа – хана Тохтамыша.


«А сам царь Тохтамыш пошел и завладел Ордой Мамаевой, и захватил жен его, и казну его, и улус весь, и богатство Мамаево раздал дружине своей. И оттуда послов своих отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, извещая о своем приходе и о том, как воцарился он и как противника своего и их врага Мамая победил, а сам сел на царстве Волжском. Князья же русские посла его отпустили с честью и с дарами, а сами той зимой и той весной отпустили с ними в Орду к царю каждый своих киличиев с большими дарами».


Почему Тохтамыш становится чуть ли не союзником Дмитрия Донского и едва ли не поздравляет русских? Почему два ордынских деятеля друг другу противопоставлены, учитывая, что два года спустя хан Тохтамыш сожжёт Москву? Ответом на этот вопрос служит происхождение Мамая. Фактически он был лишь узурпатором, а не легитимным правителем, и победа Донского над ним способствовала воцарению истинного хана – Тохтамыша. Более того, само повествование описывает противостояние между Мамаем и Донским как личный конфликт между князьями, а не подъем национально-патриотических сил на освобождение Руси.



Наглядное пособие «Образование и расширение Российского государства в XIV-XVI вв.» Скачать в полном разрешении можно здесь. 


Это лишь два маленьких эпизода, которые заставляют нас больше задуматься о том, что происходило на самом деле. 


Историкам предстоит ещё много работы. Однако уже сейчас можно сказать, что Куликовская битва была началом нового этапа в развитии Руси. Татаро-монгольское нашествие специфическим образом воспринималось его современниками как кара Господня за грехи. Бог оставил Русь, поэтому её и завоевали. Можно представить себе степень деморализованности воина той эпохи, учитывая общий высокий уровень религиозности. Монголы представали непобедимыми палачами Господа Бога. Эта идея своим лейтмотивом проходит через многие письменные памятники эпохи.


Крупная победа над ордынцами дала возможность для начала перестроения сознания русских людей. Ордынцы победимы, Господь услышал молитвы Великого князя Дмитрия Донского и снова благоволит Руси. Постепенно эти мысли переросли в понимание, что Русь может быть не только составной частью Золотой Орды, но действительно стать самостоятельным государством со своим царем. Именно эти процессы и происходили на протяжении последующих ста лет, вплоть до окончания периода татаро-монгольского владычества в 1480 году в ходе Стояния на реке Угре.

3 интересных факта


  1. Битве на Куликовом поле предшествовали другие столкновения с Ордой. В 1377 г. объединенное русское войско потерпело поражение в сражении на реке Пьяне. Однако годом позже русские войска во главе с Великим князем Дмитрием разбили ордынцев на реке Воже.


  2. После победы князь Дмитрий установил день поминовения воинов, павших в Куликовской битве – Дмитриевскую субботу.