Куликовская битва победа: Победа русских войск в Куликовской битве

Содержание

Победа в Куликовской битве: all_collector — LiveJournal

21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». 

Адольф Ивон. «Куликовская битва». 1859 год

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров — Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. 

Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 

Марка СССР из серии 1968, декабрь. Государственный Русский музей в Ленинграде, М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», № 3712, 50 коп.
«Поединок Пересвета с Челубеем». Художник М. И. Авилов 1943

16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год)  

Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год). Михаил Иванович Авилов не был первым, кто обратился к этому сюжету.

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы. Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы. В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо — возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым. 

Репродукция картины неизвестного художника «Битва Пересвета с Темирмурзой»

Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

Марка СССР 1980, сентябрь. 600-летие Куликовской битвы, А.Бубнов. Утро на Куликовом поле, № 5106, 4 коп.

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

«Утро на Куликовом поле» — самое известное произведение знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину «Утро на Куликовом поле» вскоре после победы русской армии над фашистами. На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами.

 Русским войском управлял князь Дмитрий Донской. Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве.

 Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину. 

В официальных источниках указывается, что Бубунов работал над картиной с 1943 по 1947 гг. Но по другим источникам Бубнов писал картину 2 года — с 1947 по 1949 гг. 

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова.

 В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».  И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово».

Международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Куликово»  проводится ежегодно с 1997 года и является одним из старейших фестивалей России. Мероприятие носит негласное звание самого яркого события военно-исторического движения в нашей стране, посвященного Руси и Золотой Орде XIII-XIV веков.

Международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Куликово»

В третью неделю сентября на берегу Дона, близ деревни Татинки, разворачивается крупнейший средневековый лагерь.  По преданию именно в этом месте русские ратники переправлялись к месту будущего сражения, победа в котором способствовала объединению русских княжеств вокруг Москвы и стала предтечей освобождения Руси от ордынского ига. Спустя столетия здесь вновь царит дух средневековья.

Международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Куликово»

Участники фестиваля — представители военно-исторических клубов, возрождающих и воссоздающих культуру средневековых традиций Руси и Золотой Орды эпохи Куликовской битвы, быта, костюма, ремёсел, кухни двух культур. Особе место в научно обоснованной реконструкции занимает средневековая техника ведения боя и владения оружием.

В рамках фестиваля традиционно проходят турниры по историческому фехтованию, конные состязания, маневры, бугурты, показательные выступления, ярмарка средневековых ремесленников, дефиле исторического костюма и тематические мастер-классы по гончарному, кузнечному, ткацкому ремеслу, концерты фолк-групп.

Международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Куликово»

Источник: dosaaf.ru, https://kulpole.ru/bitva/festival-voenno-istoricheskoj-rekonstrukcii, literaturus.ru

Статья проиллюстрирована фотографиями и картинами из свободного доступа интернета. 

В статье использована марка из коллекции volynko «Живопись на марках»  

Куликовская битва – победа России над Западом

Фото: из личного архива автора

Много бед нам наделали – хан крымский да папа римский.
Русская поговорка

Либеральная историография 19 – 20 веков представляет Куликовскую битву как победу Руси над Золотой ордой, над восточным игом. Однако есть многие основания полагать, что наоборот, Русь была покорна орде на протяжении 140 лет до 1380 года потому, что приняла ордынский порядок правления. И не только приняла, но и переняла. Современная национальная и религиозная политика России схожа с золотоордынской. Это – политическое и экономическое подчинение народов Москве, при сохранении и поддержке их культуры и религии.

Либералы горазды сводить всё к деньгам. И причиной выступления Дмитрия Ивановича против Мамая назвали нежелание выплачивать дань в требуемом размере.

В действительности же есть все основания полагать, что невыплата дани была лишь формальным поводом к войне. Святой преподобный Сергий Радонежский вначале отказал князю Дмитрию в благословении на битву по всей видимости потому, что считал целесообразным выплатить требуемую Мамаем дань. Сергий не видел угрозы православию и не знал об истинных целях и предводителях мамаева нашествия.

И Дмитрий уплатил дань: «злата и сребра много отпусти Мамаю». Однако после этого получил «вести яко Мамай неотложно хощет идти на великого князя». Цель Мамая – не дань! «Мамай… нача глаголати ко своим упатом и князем и уланом (т.е. своим подчинённым): Аз тако не хощу творити, како Батый, како изждену князи и которые городы красны довлеют нам, и ту сядем, тихо и безмятежно поживём». Более того! В повестях XIV – XVI вв. говорится, что Мамай шёл на Русь, дабы «разорити Православную Веру и осквернити Святые Церкви и всему Христианству хощеть покорену от него быти». «Мамай же, подстрекаемый советниками лукавыми, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю». Золотая орда никогда не ставила перед собой таких целей! Не изгоняла русских князей, но давала им ярлыки на княжение. Не садилась на русской земле, но правила ею через русских же правителей, и от них же дань принимала. Не оскверняла и не разоряла церквей, но напротив, защищала их и опекала.

Цели мамаева нашествия точно совпадают с целями западноевропейских колонизаторов, их крестовых походов на восток, налагавших католическую веру, латинское письмо, свои нравы и обычаи народам центральной и восточной Европы.

И другие факты говорят о том, что мамаево нашествие было одним из католических крестовых походов на Русь, и что руководил этим походом папа римский.

Генуэзцы обосновались в Крыму в 1280 году, основав крепость Кафу (Феодосию). Вскоре Золотая орда начала предпринимать попытки прогнать фрягов (итальянцев) с Крыма. Но даже в эпоху своего наибольшего могущества, безуспешно осаждая Кафу и совершая походы в Крым в среднем раз в девять лет, орда не смогла прогнать генуэзцев. Крым стал форпостом папства в продвижении католицизма на восток, 20% переписки пап были либо с Крымом, либо о Крыме. Рим верно оценил геополитическое значение Крыма и влил туда значительные силы и средства.

Резкий рост папского присутствия в Крыму произошёл незадолго до Куликовской битвы. Построены крепости: в 1357 – Чембало (Балаклава), в 1365 – Солдая (Судак). К 1374 «консульства» генуэзцев расположены в Горзоне (Херсонесе), Ялите (Ялте), Пертинике (возле Гурзуфа), Луске (Алуште), Воспоро (Керчи) – на всём южном берегу Крыма!

Мамай, будучи золотоордынским крымским темником (начальником крымского военного округа), наверняка польстился на посулы генуэзцев и стал служить римскому папе.

«Замятня» – череда дворцовых переворотов и смены правителей – случилась в Золотой орде с 1337 до 1370-х годов. Возможно, эта «замятня» была устроена папскими кознями, а может быть ею просто умело воспользовались, но Мамай несколько раз за этот период пытался захватить власть в орде, применяя военную силу и ставя на ханский трон своих марионеток. Сам он формально не мог стать ханом из-за своего недостаточно знатного происхождения – он не был Чингизидом.

Однако ордынская государственность была ещё крепка, и все попытки Мамая провалились.

Тогда Мамай пошёл на Русь. На западную оконечность ордынских владений. Возможно, случайное совпадение. Но после подчинения Ватиканом Литвы – а литовский князь Ягайло «закона латинского», т.е. католик, первым из литовских князей стал сторонником Ватикана – Русь вполне логично была следующим шагом католичества на восток.

Мамай «вступил в союз» с Литвой, их совместный поход на Русь был согласован по времени и месту. Но «поиде к Мамаю на помощь… великий князь Ягайло Литовский с своею силою литвою, и жмоти (латышами), и ляхи, и немцы». За такой разноплеменной силой  явно видна движущая рука папы.

Князь Дмитрий Иванович выслал навстречу Мамаю посла с дарами – Захария Тютчева, сына фряга Тютчо и русской москвички. Такой выбор посла говорит о том, что договариваться этот посол должен был не с татарином Мамаем, а с фрягами, с генуэзцами. Видимо, это они руководили мамаевым нашествием, а не Мамай.

Увидев с холма решающую атаку русского засадного полка на Куликовом поле, Мамай бежит с поля боя, бросив своё войско на разгром. Куда? «Прибеже Мамай ко граду Кафе… И собрав остаточную силу свою, еще хотяше идти на Рускую землю», но по пути на Русь он был добит золотоордынским войском хана Тохтамыша. «Мамай же прибеже паки в Кафу… ту убиен бысть фрязи». Неудачник, разочаровал он католиков, и убили они его.

Надо полагать, Мамай служил католикам, а не они ему.

Некоторые совпадения описанных событий 14-го века с происходящим сейчас обострением обстановки на западных рубежах России породили этот краткий очерк. Опять те же «литва, и жмоть, чехи и ляхи», движимые рукой далеко и безопасно сидящего «римского папы» бряцают мечами у наших границ. А в роли мамаева войска выступает ВСУ. Опять угрожают огнём и мечом, насаждая нам свои «общечеловеческие ценности».

Хотят нового «мамаева побоища».

Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга запаса

Выставка каллиграфии, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне

Музей мировой каллиграфии и Конгрессно-выставочный центр «Сокольники» представят уникальную выставку каллиграфии, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы, парка «Сокольники» и общероссийского общественного движения «Добровольцы Победы».

Тема объединила художников-каллиграфов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля, Волгограда и многих уголков России. Благодаря им на мероприятии будут представлены шедевры каллиграфии из собрания музея, а также работы известных художников, представляющих ведущие школы каллиграфии России: Н. Таранова, П. Чобитько, Д. Петровского и их учеников.

Один из самых привлекательных разделов выставки посвящен истории военных сражений и называется «Да грянет гром Победы!». Серия работ, подготовленная командой преподавателей Центра каллиграфического искусства «От А до Ѵ» (Санкт-Петербург) под руководством председателя Национального союза каллиграфов России Петра Чобитько, представит страницы русской батальной истории, такие как как Куликовская битва, Чудское сражение, Полтавская битва, Взятие Измаильской крепости, Бородинское сражение и многое другое. Через композицию и каллиграфию ее авторы передали ауру исторической эпохи во всем ее величии и драматизме.

Далее следует раздел, посвященный Великой Отечественной войне, демонстрирующий интерпретации стихов и известных песен того времени, отражающих саму суть и ужасы Великой Отечественной войны, радость победы. Война, унесшая миллионы жизней, осталась в памяти россиян, и эти события, безусловно, будут и дальше сопутствовать художникам разных поколений. И художники послевоенных поколений, слышавшие о войне из рассказов, книг и фильмов своих отцов, и молодежь отразили свои представления о войне в каллиграфии.

Идея русской воинской доблести, представленная на этой уникальной выставке каллиграфии, призвана напомнить о великой русской истории и объединить людей через гордость за свою Родину.

Алена Стаськова

Дети войны (стихотворение Бориса Пастернака)

Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2015

Анна Скокова

Война

Бумага, тушь, смешанная техника, темпера, широкое перо, кисть
Россия, 2018

Дарина Бирюлина

Слова любви

Смешанная техника, золото керамики, темпера, холст грунтованный
Россия, 2018

Дина Ружа (Журавлева)

Минута молчания

Бумага, акрил, тушь, кисть, широкое перо
Россия, 2015

Дмитрий Петровский

Победа

Бумага матовая, белые чернила Winsor&Newton, широкие перья. Собственное стихотворение на основе авторской каллиграфии на графическом плакате дизайнера
Россия, 2018

Дмитрий Петровский

Реквием

Бумага, черная тушь, широкие перья. Каллиграфия собственного стихотворения на основе оригинальной цветной фотографии. Компьютерное редактирование
Россия, 2018

Дмитрий Петровский

Христос

Бумага, черная тушь, широкие перья. Каллиграфия собственного стихотворения на основе оригинальной цветной фотографии. Компьютерное редактирование
Россия, 2018

Екатерина Ковалева

Чтобы мы не забыли

Аэрозольная краска, темпера
Россия, 2018

Екатерина Ковалева

Радость победы мучительно грустна

Аэрозольная краска, темпера
Россия, 2018

Екатерина Волкова

Куликовская битва

Бумага, темпера, широкое перо, широкая кисть
Россия, 2015-2016

Елена Бобкова

Когда будет не знаю…

Бумага, тушь, широкое перо, золочение
Россия, 2018

Елена Борисенко

Я пришел не из детства. Ю. Друнина

Бумага, тушь, гуашь, кола-перо
Россия, 2018

Елизавета Манерова

Реквием

Хлопок, горячий батик
Россия, 2017

Григорий Мартыненко

Для Родины!

Чернила, стеклянное перо, параллельное перо, плоская кисть, перо для черчения
Россия, 2018

Ирина Лебедева

Темная ночь. Стихотворение Владимира Агатова

Пергамент, картон, широкоугольное перо
Россия, 2015

Ирина Молчанова

Знамя Победы, панграмма

Картон цветной, тушь, гуашь, акварель, перо, кисть
Россия, 2018

Ирина Молчанова

Подвиг Н. Сиротинина, панграмма

Цветной картон, тушь, гуашь, акварель, перо
Россия, 2018

Иван Веланский

Взятие Парижа

Бумага, акрил, широкое перо, острое перо
Россия, 2015-2016

Иван Веланский

День Победы в Великой Отечественной войне

Бумага, акрил, ширококонечное перо, пастельный мелок
Россия, 2015-2016

Иван Веланский

Битва у мыса Калиакра

Темно-синяя бумага, акрил, широкое перо, остроконечное перо
Россия, 2015-2016

Мара Фрибус

Морриган Ворон

Картон, тушь, гуашь, плоское перо, кисть
Россия, 2018

Мария Скопина

День окончательного снятия блокады Ленинграда

Бумага, гуашь, перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Мария Скопина

Подвиг Меркурия Брига

Бумага, тушь, гуашь, перо, картон, автоматическая ручка
Россия, 2015-2016

Мария Яшина

Сила правды

Бумага, тушь, широкое перо
Россия, 2015

Марина Ханкова

Кто придет к нам с мечом

Бумага тонированная, акварель, тушь
Россия, 2018

Марина Ханкова

Четыре года. ..

Бумага тонированная, акварель, тушь
Россия, 2018

Надежда Павлова

Краны

Бумага Carrara, черные чернила Tuoniao, остроконечная ручка Leonardt Hiro 41
Россия, 2018

Наталья Лотарева

«Набат» (стихотворение Давида Самойлова)

Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2015

Наталья Лотарева

Стихотворение фронтовика Д. Самойлова

Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2014

Наиля Лотфи (Валеева)

Во имя Бога Милостивого и Милосердного

Геометрический куфи, мозаика из стеклянной плитки
Россия, 2017

Наиля Лотфи (Валеева)

Алиф Лам MIM

Насх стиль, мозаика из натурального камня
Россия, 2017

Наиля Лотфи (Валеева)

Сабр (Терпение)

Насх, мозаика из натурального камня и стеклянной плитки
Россия, 2017

Николай Таранов

Цитата: Гораций

Бумага, акрил, фломастер
Россия, 2015

Николай Таранов

Сталинград, 1943 год. Василий Гроссман

Фотография, акрил, широкоугольное перо
Россия, 2015

Ольга Варламова

Брусиловский прорыв

Бумага, тушь, гуашь, ширококонечное перо, остроконечное перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Ольга Варламова

Наваринская битва

Бумага, тушь, гуашь, ширококонечное перо, остроконечное перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Оксана Папонина

Города Победы

Бумага, акварель, тушь, плоская кисть, шрифт Roman Capital
Россия, 2015

Оксана Папонина

Мы победили смерть

Бумага Ватмана, акварель, тушь, плоское перо, плоская кисть, шрифт Roman Capital
Россия, 2018

Петр Чобитько

Бородино

Бумага цветная, кисть, перо, ручное конгревное тиснение
Россия, 2016

Петр Чобитько

Взятие турецкой крепости Измаил «Суворов…»

Бумага, кисть, перо, гуашь, акрил
Россия, 2017

Петр Чобитько

Полтавская битва. «И началась битва»

Цветная бумага, кисть, перо, гуашь, акрил
Россия, 2017

Светлана Андреева

Аисты

Бумага, тушь, перо, акрил
Россия, 2018

Таня Георгиева

«Летят журавли» («Журавли» Расула Гамзатова)

Бумага, тушь, гуашь, остроконечное перо, кисть
Россия, 2015

Татьяна Титова

Журавли, стихотворение Расула Гамзатова

Бумага для пастели, белая тушь, акварель металлик, медь
Россия, 2018

Татьяна Титова

Мужество, стихи Анны Ахматовой

Медная пастель, смешанная техника
Россия, 2018

Татьяна Титова

Он не вернулся из боя, стихотворение Владимира Высоцкого

Бумага для пастели, Spenserian, черная и золотая тушь
Россия, 2018

Вера Веланская (Чеснокова)

Освобождение Москвы Мининым и Пожарским

Бумага, тушь, акварель, широкое и остроконечное перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Виталий Шаповалов

Победа

Бумага, акварель, кисть, золочение
Россия, 2015

Елена Борисенко

Память (книга-раскладушка)

Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2015

Елена Борисенко

У братских могил, триптих

Цветная бумага, тушь, гуашь, кола-перо, плакатное перо
Россия, 2018

Елизавета Фиртич

Память

Фотоколлаж, тушь, остроконечное перо, кисть
Россия, 2015

Вера Ильина

Баллада о Т34

Бумага, тушь
Россия, 2015

Юлия Иванова

В этом знаке ты победишь!

Акрил, холст круглой формы, каллиграфия современная церковная готика, смешанная техника
Россия, 2018

Юрий Ковердяев

Заявление Сергея Шойгу

Бумага, тушь, остроконечное перо
Россия, 2017

Сколько раз русские побеждали монгольскую Золотую Орду

Свою самую известную победу русские одержали над монголами в Куликовской битве в 1380 году. Этот триумф, однако, был далеко не единственной их победой.

Нашествие монголов, охватившее Русь (так называют средневековую Русь) в 1237 году, было сродни лавине. Казалось, ничто не могло остановить натиск кочевников-завоевателей, которые без особого труда громили силы русских князей и брали даже самые крепкие крепости. Тем не менее, время от времени русским удавалось успешно противостоять захватчикам. Таким образом, монголы должны были осаждать городок Козельск целых 50 дней, прежде чем овладели им, а от Смоленска были отброшены вовсе. Но о крупных победах над вторгшимся противником тогда не могло быть и речи.

Осада Рязани.

Андрей Миронов (CC BY-SA 4.0)

В итоге Русь была порабощена и попала в политическую и экономическую зависимость от могущественного монгольского государства Золотой Орды, лежавшего у ее границ в южных степях. Золотоордынские ханы стали взимать регулярную дань, а также даровать ярлыки (должностные грамоты) русским князьям, давая им право править в своих землях. Им нравилось натравливать одного князя на другого, время от времени поддерживая ту или иную сторону. Именно во время одного из таких конфликтов русские войска одержали свою первую крупную победу над монголами.

Баскак (монгольский чиновник, ведал налогами и администрацией в определенной провинции).

Сергей Иванов

В начале XIV века князь Михаил Ярославич Тверской и князь Юрий Данилович Московский оспаривали великокняжеский ярлык, который давал его обладателю старшинство над другими русскими правителями. Женившись на Кончаке, сестре узбекского хана, принявшей православие, Юрий заручился поддержкой Орды. Несмотря на это, 22 декабря 1317 года в сражении у села Бортенево тверскому войску удалось разбить объединенные силы московского правителя и монгольского полководца Кавгадия. Михаил Ярославич знал, что враги не простят ему нанесенного им позора (особенно после того, как Кончака умер в тверском плену). Не дожидаясь прибытия карательной экспедиции в свои земли, в 1318 году он добровольно отправился в Орду на суд хана и живым уже не вернулся.

Смерть Михаила Тверского.

Пимен Орлов

В середине XIV века в Золотой Орде начался политический кризис, известный как «Великая междоусобица» — в течение двух десятилетий на престоле сменилось 25 ханов. Монголы вели между собой ожесточенную борьбу за власть, не забывая при этом грабить русские княжества, которым время от времени удавалось успешно отбиваться. Так, в 1365 году бек (князь) Тагай, грабивший рязанские земли, был разгромлен в бою у Шишевского леса. Через два года в битве на реке Пьяне эмир Булат-Тимур потерпел поражение, когда его войска вторглись в Городецкое княжество.

Бой у Шишевского леса.

Public Domain

Кульминацией многовекового русско-монгольского противостояния стала встреча Московского княжества, ставшего к 1370-м гг. Беев) Мамай, который чрезвычайно преуспел в объединении под своей властью разрозненных частей Золотой Орды. В 1378 г. на реке Воже русским удалось одержать решительную победу над посланным им войском: пять туменов (около 50 000 воинов) были разгромлены, а пять полководцев остались мертвыми на поле боя, в том числе мурза (правитель) Бегич, который руководил отрядом.

Битва на реке Воже.

Public Domain

Через два года на Куликовом поле (неподалеку от Тулы) войска московского князя Дмитрия Ивановича столкнулись с самим Мамаем. «И битва была лютая и могучая, и бой дикий, и грохот страшный; от сотворения мира не приходилось русским великим князьям вести такую ​​битву…» боевой. «Когда бились с шестого часа до девятого, пролилась, как дождь из тучи, кровь русских сыновей и язычников, и пало мертвых бесчисленное множество с обеих сторон. И многие мужи Русские были побеждены татарами. а татары мужчинами русскими. И упал труп на труп, татарское тело на христианское тело; вот русин за татарином гонится, а там татарин за русином гонится».

Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле.

Михаил Авилов

Исход битвы решил русский засадный отряд, ударивший в тыл атакующим монгольским всадникам. Потеряв почти всю свою армию, Мамай бежал и вскоре был окончательно добит своим главным соперником ханом Тохтамышем, который, в отличие от узурпатора Мамая, был потомком Чингисхана и считался законным правителем Орды. Покончив с «Великой междоусобицей», Тохтамышу удалось сжечь Москву в 1382 г. и заставить возобновить выплаты дани. Тем не менее, процесс освобождения Руси от захватчиков, запущенный после победы на Куликовом поле, уже было не остановить.

Осада Москвы Тохтамышем.

Public Domain

Русские князья уже не смотрели на монголов со страхом и трепетом. Они часто пренебрегали уплатой дани, мало заботясь о реакции Золотой Орды, которая к тому же должна была развалиться к началу XV века под натиском среднеазиатского завоевателя Тамерлана. Последние попытки подчинить русских предпринял Ахмат-хан, управлявший так называемой Великой Ордой, крупнейшим из осколков некогда могущественного государства.

Оборона Москвы от хана Тохтамыша.

Аполлинарий Васнецов

В 1472 году монгольское войско попыталось подойти к Москве, но было остановлено на реке Оке под Алексином. Через восемь лет была организована новая кампания. Обе стороны встретились на реке Угре, и после нескольких безуспешных попыток форсирования Ахмат отвел свои войска.