Содержание
Ищем место Куликовской битвы — Блог Виталия Максимова — LiveJournal
В 1380 году произошло одно из знаковых в отечественной истории сражение – Куликовская битва. Событие это легло во все учебники истории и патриотические художественные произведения. О Куликовской битве повествуют все известные авторы-хрестоматийцы истории отечества. Но лишь дублируя друг друга, пересказывая один и тот же сюжет, дошедший до нас в литературных эпосах. Никто не проводил фундаментального исследования. И в XIX веке любознательным россиянам объявили, что знаменитое Куликово поле расположено в Тульской губернии в месте впадения реки Непрядвы в Дон. Рыли там археологи, но ничего не нашли. Потом спохватились, что крупного сражения в этой лесистой местности быть не может, и перенесли место битвы на лесную опушку возле села Монастырщина. Где и ныне открыта экспозиция «Куликово поле». Но археологи опять не нашли на этом месте следов крупного сражения. Но искать настоящее место легендарного сражения не стали. В конце концов зарабатывать деньги на обманутых любителей истории можно и в этом месте. А постоянно переносить «исторический комплекс» ради какой-то исторической истины, накладно.
Ну а я свободен от корыстных мотивов и могу себе позволить поискать, хотя бы примерно, настоящее место битвы.
Для этого соберем всю доступную по данному вопросу информацию и включим логику. Из информационных источников нам доступны: «Сказание о мамаевом побоище», «Задонщина», «Летописная повесть о Куликовской битве» и «Булгарские летописи» (которые считаются подделкой). Все они, кроме булгарских, изобилуют православными одами, подрывающими доверие к достоверности и объективности их содержания. Но постараемся «выдернуть» из них все географический координаты, а так же известные сроки. К слову сказать, лишь «Сказание» содержит четкие и конкретные географические ориентиры.
И так, выписываем все что есть. В «Задонщине» упоминаются:
• У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым
• на речке Непрядве, меж Доном и Днепром
• реке Мече
В «Летописной повести»:
• И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня
• встал у Оки в устье Лопасни
• начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный
• подошел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы
• перешедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы
• И в шестой час дня появились поганые измаильтяне в поле, – а было поле открытое и обширное
• И гнали их до реки до Мечи
В «Сказании»:
• перешел он великую реку Волгу
• Мамай кочует на Воронеже
• соединимся все в Коломне на мясопуст перед постом святой богородицы
• отпустил брата своего, князя Владимира, дорогою на Брашево, а белозерских князей — Болвановскою дорогою, а сам князь великий пошел на Котел дорогою
• через Москву-реку переправляется на добром перевозе на Боровском
• пришел в Коломну в субботу, в день памяти святого отца Моисея Эфиопа
• И пришел к городу Одоеву
• Когда князь великий был на месте, называемом Березуй, за двадцать три поприща от Дона, настал уже пятый день месяца сентября — день памяти святого пророка Захарии
• Уже царь на Кузьмине гати стоит <…> через три же дня должен быть на Дону
• князья русские изготовились к бою у Дона
• Уже Мамай-царь на Гусин брод пришел, и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдет до Непрядвы
• на реке на Чурове
• вверх по Дону в дубраву
И так, что мы имеем? А имеем мы не многое, подавляющее большинство указанных ориентиров ныне не существует. И более того, современные исследователи не знают точного их места нахождения. Но не надо думать, что никто не пытался эти места уточнить. Но об этом позже. А пока по порядку.
Попробуем отследить путь Мамая. Перешел Волгу и кочует на Воронеже. Воронеж это не только город, но и река идущая из Рязанской области, через Липецк и впадает в Дон возле современного Воронежа. Далее из другого источника следует, что У Дона стоит Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым. Есть город Михайлов в Рязанской области, но он слишком далеко и от Дона и от Мечи. Реку Мечу принято ассоциировать с рекой Красивая Меча. Этот фрагмент принято трактовать как место впадения реки Красивая Меча в Дон. Что такое Чуров тоже не понятно. Значимого населенного пункта с таким именем нет. Городищ вокруг много, но имело ли какое-нибудь из них имя Чуров, так до сих пор установить не смогли. Но в другом источнике есть детализация, что Чуров это река. Хотя не может идти речь об одном и том же географическом объекте, когда речь идет о начале пути армии Мамая и ночи, предшествующей самому сражению. Ведь согласно «Задонщине», Мамай стоял у Дона и Мечи еще тогда, когда в Новгороде только били в колокола. Да и реки с таким именем тоже нет в исследуемом районе. Можно встретить предположение, что под Михайловым подразумевается Михайловский тракт, дорога, ведущая на город Михайлов. Но это очень абстрактный ориентир, дорога-то длинная. Включаем логику и думаем, зачем летописцу указывать столь неопределенный ориентир? Очевидно, что речь идет о каком-то конкретном месте, хорошо известном в то время. Но сейчас мы не знаем, где они располагались.
Указание «меж Доном и Днепром» лишь указывает малограмотным читателям примерное местонахождение реки Непрядва.
Кузьмина гать и Гусин брод. Тоже ничего не говорящие современному человеку названия. Гатью называли дорогу через болота. Но снова включаем логику, вряд ли князю докладывали, а летописей записал для московских читателей, ни кому неизвестную болотную тропинку в двух неделях езды (по тем временам) от Москвы. Разумеется, что речь идет об известных в то время опорных пунктах. Но какие опорные пункты могут быть известны? Только те, которые расположены на известных маршрутах. Далее мыслим логически, повел ли Мамая огромное войско с обозами через леса, реки, болота? Или же он пошел бы по протоптанной дороге? А дорога из южных степей в Московское княжество была одна – Муравский шлях. Большей частью по ней теперь проложена трасса «Дон». Проблема только в том, что от Муравского шляха было несколько ответвлений – Изюмский шлях, Пахнутцев шлях, Бакаев шлях и Свиная дорога. Но в изучаемом нами районе нас может интересовать только две ветви – основной Муравский шлях – проходящий между Мценском и Данковым с выходом на Тулу — и Пахнутцев шлях переходящий в Свинную дорогу, по руслу Оки через Орёл на Болхов и далее на Тулу или Одоев.
Как видно ни одна из проторенных дорожек не проходит вблизи впадения Непрядвы в Дон. И непонятно, зачем обоим войскам пробираться через лесные дебри, что бы попасть на лесную полянку вблизи современного села Монастырщина?
Следовательно, предполагаем, что «Кузьмина гать» и «Гусин брод» это значимые места Муравского шляха. Далее исходим из того, что ничего не исчезает бесследно. Города перестают быть городами в современном понимании, но оставляют после себя соответствующую топонимику. Есть что-то созвучное с Кузьминой гатью? Деревня Кузьменки между Болховым и Одоевым и ныне расположена у заболоченной местности. Гусин брод – ныне деревня Гусиновка, расположенная на берегу мелкой речки Ситова Меча (вспоминаем, что сказаниях упоминается река Меча без уточнения какая именно из Мечей), примерно в 130 км юго-восточнее Кузьменок.
Давайте проверимся. Разведчики донесли, что Мамай был на Кузьминой гати в то время когда Дмитрий был в Березуе, т.е. 5-го сентября. А Гусинов брод прошел Мамай в ночь перед битвой, т.е. к вечеру 7-го сентября. Гугл считает, что пройти пешком этот маршрут можно за 26 часов. Но будем исходить из того, что 26 часов шагать без перерыва вряд ли возможно. А вот если спешить и идти по 13 часов в день, то за два дня вполне. Не забываем, что войско было конным.
Тем более что в летописи четко сказано — разведчики сообщили. А разведчикам самим надо было добраться от гати до Березуя. Рации в то время еще не было. Поэтому правильнее понимать, что войско Мамая отстало от русских разведчиков на два дня. Что на таком участке более чем логично. А через ночь Мамай был уже у Непрядвы. Непрядва находится всего в 30 км северо-восточнее Гусинова брода около населенного пункта Волово. Арифметически сходится.
Теперь проследим маршрут Дмитрия.
По «Сказанию», в четверг 27 августа, день памяти святого отца Пимена Отшельника, князь Дмитрий выехал из Москвы и 28-го августа (в день памяти Моисея Эфиопа) в Коломну, а на следующий день, т.е. 29-го августа войска Дмитрия вышли из Коломны. По «Летописной повести», Дмитрий вышел из Коломны месяца августа двадцатого дня, вдоль русла Оки в направлении устья Лопасни. Где начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня (1 сентября), в день воскресный, т.е. 25-го августа. Нестыковочка у летописцев вышла. Кстати, про Лопасню только в «Повести» и упоминается. Думаю, что русские войска тоже не форсировали реки, а пользовались имеющимися переправами, которые выводили на Муравский шлях. 5-го сентября князь был в городке Березуй, что в 23-х поприщах от Дона.
Местоположение Березуя тоже точно не известно. Имеется две версии (как я уже говорил и раньше люди искали эти летописные места), одна, что это городище около поселка Епифань. Но эта версия противоречит летописному указанию, что Березуй находится в 23 поприщах от Дона. Мы сейчас не знаем чему ровнялась единица изменения «поприще». В рукописях XV века есть запись: «поприще сажений 7 сот и 50» (длиной в 750 саженей). 1 сажень – 2,16 метра, — т.е. 1 поприще чуть более 1,5 км., а 23 поприща соответственно 30-35 км. А Епифань находится непосредственно на берегу Дона. Другая версия, что Березуй это городище у село Берёзово (опять вспоминаем, что ничего не пропадает бесследно), что в 33 км севернее Дона. Соответственно, переправиться через Дон русские войска могли только в районе современного Новомосковска. Что впрочем, и логично, потому что именно в этом месте, на небольшом участке, Дон течет с запада на восток. В других местах его течение с севера на юг и при движении со стороны Москвы на юг переправляться через него бессмысленно.
И так, 5-го сентября русские войска держат совет в Березуе, надо полагать, на следующей день они пересекли Дон около Новомосковска. До битвы еще 2 дня. И 70 км до Непрядвы. Смотрим на карту, где же должны сойтись их пути? Оказывается, войска должны встретится неподалеку от современного населенного пункта Красный Холм, что на трассе М-4.
Получается, что и войска Мамая и русские войска в последние дни перед битвой двигались со скоростью 30-35 км в день, что несколько выше средней скорости движения средневековых армий (20-25 км в день). Вероятно, оба сильно спешили, но почему? Ответ кроется в маршруте, выбранном Мамаем. Кажется не логичным, идти к Красному Холму от Воронежа через Орел и Болхов. Это большой крюк, хотя есть и прямая дорога. Разгадку дает «Сказание» — «Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много, и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву». Двигаться по Свиной дороге Мамай мог только в одном случае, если собирался придти в Одоев на встречу с Ягайло (в «Сказании» допущена общепризнанная ошибка – князь Ольгерд к тому времени уже умер, а союзником Мамая был его сын Ягайло Ольгердович. ). Но Ягайло задерживался, а Князь Дмитрий спешил, что бы не дать двум войскам объединится. Мамай, поняв, что не успеет встретится с Ягайло до прихода русских войск, свернул с дороги на Одоев и пошел навстречу войскам князя Дмитрия.
Косвенно эта версия подтверждается появлением позже, неподалеку от места битвы населенного пункта Богородицк. Битва была на Рождество святой богородицы.
Этот теоретический расклад локализует место битвы вблизи современной трассы «Дон» в междуречье Непрядвы и Малёвки. Недалеко от населенного пункта Красный Холм есть «лес Городище». Очевидно, что такое название могли дать только лесу, который находился в этих местах очень давно. Возможно, это та самая дубрава, в которой прятался засадный полк? Все это может подтвердить лишь археологическая экспедиция, но кто же ее организует?! Ведь вблизи этого места нет Дона. Так ведь и не в одном из летописных повествований о Куликовской битве князь Дмитрий Иванович и не именуется Донским. Это уже более позднее прозвище с целью идеализации образа Великого князя. Ведь Дмитрий Непрядвский как-то не звучит. Но кто позволит разрушать веками сложившуюся легенду?!
Схематично, маршрут можно увидеть на карте, только надо понимать, что на самом деле он был не таким прямым как эти линии.
UPD. А вот фото предполагаемого места битвы в долине реки Непрядва
Tags: Куликовская битва, история России
Куликовская битва — презентация онлайн
1. Куликовская битва
Подготовила: Сычёва Виктория,
студентка группы э 2-1
900igr.net
3. Введение.
Предварительно отметим, что описание летописей
дает основание утверждать, что причиной битвы
послужил ПОГРАНИЧНЫЙ СПОР между князем
Великого Новгорода Дмитрием Донским и рязанским
и литовскими князьями (соответственно, Олегом и
Ольгердом).
Рязанский и литовский князья договорились выгнать
Дмитрия из Москвы, Коломны, Владимира и Мурома,
считая, что Москва по праву принадлежит Литве, а
Коломна, Владимир и Муром — рязанскому
княжеству. Для осуществления этого плана они
пригласили царя Ма мая.
Таким образом, Куликовская битва была сражением за
обладание СПОРНЫМИ ГОРОДАМИ Москвой,
Коломной, Муромом и Владимиром. При этом они
собирались отогнать Дмитрия Донского «либо в
Новгород Великий, или на Белоозеро, или на Двину».
Напомним, что Новгород Великий — это Ярославль (по
нашей гипотезе), а Белоозеро и Двина — области,
примыкающие к Ярославской земле с севера. В этой
связи отметим, что в нашей реконструкции столица
Дмитрия — Кострома, город рядом с Ярославлем (см.
ниже). Поэтому картина становится совершенно
естественной: два князя хотят выгнать Дмитрия
обратно в его столицу.
Как известно, Дмитрий победил в битве. В итоге он
подчинил себе Рязанское княжество и восточные части
Литвы. В том числе, окончательно утвердился в
Москве.
7. Куликовская битва.
1. Где находится Куликово поле? Обратимся к истории
знаменитой битвы на Куликовом поле (1380 год). Сегодня
считается, будто Куликово поле расположено между
реками Непрядва и Дон, ныне – Куркинский район Тульской
области (см. Сов. Энц. Словарь, М., 1984, с. 667). Это —
примерно в 300 километрах к югу от Москвы. Якобы именно
в этом месте и произошла самая знаменитая в русской
истории битва между русскими войсками под
предводительством Дмитрия Дон ского с татаромонгольскими войсками под предводительством Мамая.
Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на
этом Тульском «Куликовом поле» почему-то не
обнаружено. Нет ни старого оружия, ни следов
захоронений погибших воинов и т. п. Кроме того, размер
этого поля ЯВНО МАЛ для такой крупной битвы. На это
обращали внимание многие историки. Стоило ли ехать
вдаль на такое маленькое поле и тому и дру гому
громадному войску? Вопрос: там ли мы ищем Куликово
Поле?
2. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь вои нов
Куликовской битвы на Славянской площади (станция мет ро
«Китай-Город»). Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО
ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В
МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец,
описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ
во время на шествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону
встретили В МОСКВЕ «НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ». Вот полная
цитата:«И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со
множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне
церкви каменна сто ит во имя Сретенья Пречистая, месяца августа,
в 26 день» .Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А
недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное
под своим древним названием — КУЛИШКИ.Мнение о том, что
московское название Кулишки является синони мом Куликова поля,
бытовало в Москва еще и в XIX веке!Например, в сборнике «Старая
Москва», изданном Комиссией по изу чению старой Москвы при
Императорском Московском Археологиче ском Обществе
упоминается о якобы «неправильном предпо ложении»,
существовавшем в Москве, будто московские «Кулишки про изошли
от Куликов или Куликова поля» . Там отмечено, кстати, что
«КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ».
10. Вид на Куликово поле с Красного холма.
Церковь Всех
Святых на
Кулишках.
ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех
святых, которая «по старому преданию, была построена
Дмитрием Донским в память воинов, убитых на
КУЛИКОВОМ ПОЛЕ». «Каменная церковь Всех Святых на
Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В
переделанном виде церковь сохранилась до нашего
времени». До сих пор она так и называется: «Церковь
Всех Святых на Кулишках». Сегодня прямо около нее —
нижний выход из станции метро «Китай-Город». Площадь
сегодня называется Славянской. Недавно на ней по
ставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже —
Москва-река. Здесь же — улица Солянка, называвшаяся
раньше также КУЛИЖКИ, т. е. Кулишки. Считается, что
«Кулижки также обозначали болотистую местность».
Кроме того, «кулижка» — вырубленный, выкорчеванный,
выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В.
Даля). А в Москве «большую часть района «у Кулишек»
занимали сады».Московские Кулишки захватывали также
площадь Покровских во рот, имевших три-четыре
столетия назад и второе название — КУЛИШСКИЕ.
Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и
произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской
князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и
польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой
впоследствии возник большой город — Москва. Возможно, присутствие
ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в «монгольском» войске Ма мая вызовет удивление. Но об
этом прямо говорит русская летопись [ПСРЛ, т. 25, М. -Л, 1949, с.
201].Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380
году. «Первый раз» — Дмитрием Донским, а «второй раз» — Тохтамышем. По
нашей гипотезе, это — два отражения одного и того же события, поскольку
Дмитрий Донской и Тохтамыш — одно и то же ли цо. При этом, во «второй
раз» Мамай был разгромлен «на Калках». Как мы уже говорили, «Калки»
(Кулики) — это вариант все того же «Кули кова поля», т. е. московских Кулишек
(«кулачки», «кулачный бой», «бой на кулачках», место, где мерялись
силами).Кстати (малоизвестный факт), Мамай — это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до
сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. Видимо, это —
слегка искаженное «мама», «мамин», т. е. «сын мате ри». Вероятно, раньше на
Руси бытовала пара имен сходного проис хождения: Батый — от «батька»,
«отец», а Мамий (Мамай) — от «ма мы», «матери».Итак, Дмитрий Донской
воюет с полководцем, имя которого — христианское!В заключение отметим,
что там, где в русских летописях написано «поле Куличково» (см. выше),
историки романовской школы упорно чи тают «поле Кучково»:
«КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот».
В чем дело? Что мешает им буквально процитировать старую лето пись, где
четко написано (повторим это еще раз) — «поле КУЛИЧКОВО»? Видимо то, что
тогда у кого-то может возникнуть мысль о том, что московское поле
Куличково — это и есть знаменитое Куликово по ле, место битвы Дмитрия
Донского с Мамаем. А этого они не хотят. Может быть — подсознательно. А по
нашему мнению — сознательно, по крайней мере в то время, когда они
изменяли освещение русской ис тории и в связи с этим произвели
географическую перелокализацию не которых событий нашей истории.
14. Дмитрий Донской
3. Как и в каком виде дошли до нас сведения о
Куликов ской битве? Основным первоисточником по
истории Куликовской бит вы считается
«Задонщина»: «Есть все основания: полагать, что
«Задонщина» была написана в восьмидесятые
годы XIV века, вскоре после Ку ликовской битвы и,
во всяком случае, еще при жизни Дмитрия Донско
го». БОЛЕЕ ПОЗДНИМ источником является
«Сказание о Мамаевом побоище», которое
«вероятнее всего было написано в первой четверти
XV века». Считается, что «Сказание о Мамаевом
побоище» опирается на «Задонщину»: «Из
Задонщины делались вставку в Сказание о
Мамаевом Побоище — как в ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ
ТЕКСТ этого произведения, так и в
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЕГО РЕДАКЦИИ». Существует
также летописная «Повесть о Куликов ской битве»,
однако историки полагают, что она «была создана
не ранее середины XV века как произведение
публицистическое».
17. Куликово поле: Битва за Москву.
Куликовская битва – одно из величайших событий
русской истории. Считается, что сражение на
Куликовом поле в 1380 году было первым шагом на
пути освобождения русских земель от монголотатарского ига. Но так ли это было на самом деле?
Результаты многолетних исследований российских
ученых говорят совсем о другом. О том, что не было в
то время на Руси никаких завоевателей. Что не было
трехсотлетнего ига Золотой Орды. Что на Куликовом
поле войска Дмитрия Донского сражались не со
степными кочевниками. У них был совсем другой
противник. Да и само место, которое считается сегодня
Куликовым полем, носит свое название незаслуженно.
Об этом красноречиво говорят и археологические
находки, и древние русские летописи. Так где же на
самом деле происходили известные исторические
события? Где же оно, это поле Куликово?
Отсюда следует, что «Задонщина» — это основной
источник. Посмотрим, что же представляет из себя текст
«Задонщины». «Задон щина» дошла до нас в 6 списках.
Самый ранний из них представляет со бой
сокращенную переработку ТОЛЬКО ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ всего произведения. Что касается
остальных, то «остальные списки «Задон щины» дают
СИЛЬНО ИСКАЖЕННЫЙ переписчиками текст…
Каждый в отдельности список «Задонщины» ИМЕЕТ
ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ИСКАЖЕНИЙ И ДЕФЕКТОВ, что
издание произведения по какому-либо одному из
списков не даст достаточно полного и ясного представ
ления о тексте произведения. Поэтому уже с давних
времен принято да вать РЕКОНСТРУКЦИЮ текста
«Задонщины» на основе сравнительного анализа всех
списков памятника».
Памятник на Куликовом поле появился в 1850 году,
на Красном холме.
Все списки, кроме одного, датируются XVI-XVII веками.
Самый ранний список (содержащий ТОЛЬКО
ПОЛОВИНУ «Задонщины») да тируется концом XV
века. В фундаментальном издании «Задонщины» сразу
обращает на себя внимание тот факт, что значи
тельная часть географических названий выделена в
тексте курсивом. Это означает, что эти фрагменты
были ВОССТАНОВЛЕНЫ, РЕКОНСТРУИРОВАНЫ
позднейшими историками (на ос нове сравнения
нескольких версий текста). При этом, оказывается,
довольно часто исходные географические названия,
присутствовавшие в основном списке, почему-то
ЗАМЕНЯЛИСЬ НА ДРУГИЕ. Среди «курсивных
названий» особо часто почему-то встречаются ДОН и
НЕПРЯДВА. Но тогда возникает законный вопрос: а
какие же исходные географические имена стояли здесь
в первичном памятнике? На каком основании они
заменены на названия ДОН и НЕПРЯДВА?
4. Ставка Мамая на Красном Холме у Куликова поля.
Московский Красный Холм, Краснохолмский мост и
Краснохолм ская набережная, Московская Красная
Площадь. Полезно взять карту Москвы, положить ее
перед собой и следить по ней за нашим
рассказом.Согласно русским источникам, ставка Мамая
во время Куликовской битвы была расположена «на
Красном Холме». За несколько дней перед началом
битвы русские «сторожа Мелика отошли постепенно
под на жимом татар к Непрядве, к КРАСНОМУ ХОЛМУ,
С ВЕРШИНЫ КО ТОРОГО БЫЛА ВИДНА ВСЯ
ОКРЕСТНОСТЬ». Во время сражения «Мамай с тремя
князьями находился на Красном Холме, от куда
руководил войсками». «Царь же Мамай с тремя
темными Князи взыде на место высоко на шоломя, и ту
сташа, хотя видети кровопролитие». Таким образом,
рядом с Куликовым полем находился Красный Холм.
Есть ли в Москве на Кулишках такой Холм?
24. Мамай на Красном холме.
Да, есть. Прямо к Кулишкам (к Яузским воротам)
спускается очень высокий крутой холм, который
назывался Красным Холмом. На его вершине —
известная Таганская площадь. Вспомните крутой спуск
к высотному зданию у Яузских ворот. Не на этом ли
Красном Холме, т. е. на Таганской площади, была
ставка Мамая? Более того, рядом с этим местом до
сих пор находится КРАСНОХОЛМСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
(Москвы-реки) и известный КРАСНОХОЛМСКИЙ
МОСТ. Сегодня на карте Москвы сам КРАСНЫЙ ХОЛМ
формально не обозначен. Впро чем, рядом с Кремлем
есть хорошо известная КРАСНАЯ ГОРКА, где до сих
пор стоит старое здание Московского
университета. Московское поле Кулишки окружено
несколькими холмами. На од ном из них — известная
Красная Площадь (и Кремль). Поэтому этот холм тоже
мог называться Красным. Возможно, ставка Мамая
была и на этом холме, также возвышающемся над
Кулишками со стороны Сла вянской площади.
5. Кузьмина гать Куликовской битвы и Кузьминки в
Москве. Перед началом Куликовской битвы войска
Мамая остановились на «Кузьмине гати». Любой
москвич тут же воскликнет — так это же московские
Кузьминки! Известный район Кузьминки. Итак, наша
гипотеза звучит так: Мамай подходил к Кулишкам (в
центр современной Москвы) с восточной стороны
Москвы, находясь на левом берегу Москва-реки. То
есть — на том берегу, где сейчас про изойдет
Куликовская битва.А Дмитрий шел ему навстречу с
южной стороны Москвы, находясь на правом берегу
Москва-реки. Перед битвой Дмитрий форсировал реку
(по-видимому, — Москва-реку недалеко от
Новодевичьего монастыря).Войска сошлись в центре
современной Москвы — на Кулишках (в районе
Славянской площади и Сретенки). Взгляните снова на
карту.Для полноты картины сообщим, что в то время
как Мамай стоит на «Кузьминой гати», Дмитрий стоит
«на Березуе», т. е. — на берегу, «на брезе» реки (по
нашей реконструкции — Москва-реки).
Москва река.
6. Из какой Коломны выступил Дмитрий Донской на Куликовскую битву?
Согласно летописи, Дмитрий выступил на Куликовскую битву из Коломны,
где он соединился со своими союзниками. Сегодня считается, что Дмитрий
вышел из города Коломна под Москвой (примерно 100 километров от
Москвы). Возможно. Но нельзя не обра тить внимание на другой весьма
вероятный вариант: Дмитрий Донской выступил на битву из
ЗНАМЕНИТОГО СЕЛА КОЛОМЕНСКОГО, на ходящегося сегодня внутри
Москвы (метро «Коломенская»), Напомним, что именно в этом
Коломенском находился огромный деревянный царский дворец. Эта
гипотеза подтверждается также следующим свидетельством «Сказания о
Мамаевом побоище». Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, приказал
своим соратникам явиться в МОСКВУ, куда они и прибыли. Тут же, через
страницу, летопись буквально в тех же словах еще раз говорит о точно
таком же (полностью идентичном!) приказе Дмитрия своим соратникам,
приказывая им со браться, но на этот раз — в КОЛОМНЕ. По всей
видимости, здесь попросту идет речь об одном и том же приказе Дмитрия
своим сподвижникам собраться в КОЛОМЕНСКОМ — В МОСКВЕ. Летопись
два раза повторила один и тот же фрагмент.Летопись постоянно
фактически накладывает Коломну на Москву. Так, сказав, что Дмитрий
собирает полки в Коломне (см. выше), она ТУТ ЖЕ ПРОДОЛЖАЕТ, что
войска выступают на битву ИЗ МОСКВЫ. Это снова помещает Коломну в
известное село Коломенское в Москве. Более того, как сообщает
Тихомиров, «МОСКВА была тем центром, куда сходились отряды из
русских городов: «…снидошася мнози от всех стран НА МОСКВУ К
ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ». Сюда пришли белозерские полки, ярославские,
ростовские, устюжские. Главная сила русского войска составилась из
москвичей. Это видно из рассказа об уряжении полков на КОЛОМНЕ И НА
КУЛИКОВОМ ПОЛЕ». Итак, мы считаем, что Дмитрий Донской выступил
именно отсюда из района Коломенского, расположенного на правом берегу
Москва-реки, недалеко от центра Москвы.
30. Куда он направился далее со своими войсками?
7. Котлы Куликовской битвы и Котлы в Москве. Как
говорит летопись, Дмитрий движется по направлению
«на Котел». Если это — в Москве, то где? Посмотрите
на карту. Вы сразу увидите реку КОТЛОВКУ недалеко
от Коломенского (в Москве), же лезнодорожную
станцию НИЖНИЕ КОТЛЫ (находящуюся недалеко от
Коломенского, в Москве). Следовательно, выступив из
Коломенского, Дмитрий направляется вверх по течению
Москва-реки в сторону речки Котловки. Между прочим,
двигаясь в этом направлении, Дмитрий должен был бы
вскоре оказаться в районе Новодевичьего монастыря
(прав да, по другую сторону Москва-реки). Давайте
проверим по летописи — оправдается ли наш прогноз?
31. Речка Котловка.
8. Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского
на Девичьем поле с Девичьим монастырем.
Московское Девичье поле с Новодевичьим
монастырем. По дороге на поле битвы,
Дмитрий устроил своему войску смотр «на
поле Девичьем». «Более 150 тысяч всадников
и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на
ОБШИРНОЕ ПОЛЕ ДЕВИЧЬЕ, с душевной
радостью видел ополчение столь много
численное». Более того, «Сказание о
Мамаевом побоище» ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ
говорит следующее: «На утро же князь великий
повелел выехать всем воинам на ПОЛЕ К
ДЕВИЧЬЕМУ МОНАСТЫРЮ», «на поле к
Дивичю».
В рамках нашей реконструкции мы обязаны указать Девичье поле и
Девичий монастырь в Москве. Долго искать не надо. Это —
знаменитое поле в излучине Москва-реки, на котором сегодня стоит
Ново девичий монастырь. Это огромное поле и называлось
ДЕВИЧЬИМ ПОЛЕМ. До сих пор здесь остались названия: «Проезд
Девичьего поля» (ранее просто «ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ»), Новодевичья на
бережная, Новодевичий переулок. Таким образом, как мы видим,
Дмитрий, выступив из Коломенского, перешел Москва-реку и попал
на Девичье поле, где устроил военный смотр. В летописи этот
переход реки непосредственно перед битвой назван «переходом
через Дон».Возникает естественная мысль, что здесь Доном была
названа будущая Москва-река. Напомним, что по нашей
реконструкции Москва фактически еще не заложена, а потому
названия Москва-река могло еще и не быть. Если это так, то прежнее
название Москва-реки — это ДОН, то есть просто река (по поводу
ДОН = РЕКА смотри ниже). Поразительно, что «Задонщина» явно
имеет в виду Москва-реку, когда говорит о реке ДОН. В самом деле,
княжна «Марья рано поутру плакала на забралах стен
МОСКОВСКИХ, так причитая: «О ДОН, ДОН, быстрая река… принеси
на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне». Итак,
река ДОН ТЕЧЕТ ЧЕРЕЗ МОСКВУ. Какая река течет через Москву?
Правильно. Москва-река. Таким образом, гипотеза, что в древности
Москва-река называлась ДОНОМ, получает прямое летописное
подтверждение.
35. Река Дон
9. «Трубные гласы» на Куликовом поле и Трубная
Площадь в Москве. Перед началом
Куликовской битвы был густой ту ман.
Известно, что «русские полки… поддерживали
между собою связь «ТРУБНЫМИ ГЛАСАМИ»».
«Туманное утро было, начали христианские
стяги развеваться и ТРУБЫ БОЕВЫЕ ВО
МНОЖЕСТВЕ ЗВУЧАТЬ… Русские кони
взбодрились от ЗВУКА ТРУБНОГО».Повидимому, воспоминание об этом звучании
боевых русских труб на Куликовом поле и
хранит сегодня хорошо известная московская
ТРУБНАЯ ПЛОЩАДЬ.
10. «Дон» Куликовской битвы и Подонское подворье в Мо скве.
Согласно летописям, русские войска, двигаясь на Куликово поле,
перешли через реку ДОН. Да и победитель Дмитрий, и даже его
брат, назывались Донскими.Сегодня считается, что речь идет об
известной реке Дон к югу от Москвы. Но эта современная река Дон
в средние века чаще называлась ТАНАИС. Именно так она
называется во многих описаниях Московии, составленных
иностранцами, посещавшими Русь в XV—XVII веках. При этом,
подавляющая часть русских городов, рек и т. п. называются в этих
дневниках путешественников (по-видимому, со слов их русских
собеседников) своими русскими именами, каковые нам известны и
сего? дня, хотя можно усмотреть некоторое созвучие имен Дон и
Танаис. По-видимому, именно ТАНАИС называли реку русские
люди, беседовавшие с проезжими иностранцами и т. д. Волгу,
кстати, иногда называли РА. Но тогда возникает законный вопрос: а
где же в средние века была русская река Дон?Сегодня название
ДОН обычно связывается лишь с одной рекой — современным
ДОНОМ. Но оказывается, что слово ДОН означало — и во многих
языках означает до сих пор — просто «РЕКА». Это — известный
факт. Этимологический Словарь М. Фасмера сообщает, что слова
ДОН и ДУНАЙ во многих древних языках означа ли «РЕКУ»
вообще. Причем, не только в славянских, но и в турецком, в
древнеиндийском, в древнем авестийском и т. д. До сих пор в
русских наречиях существует слово ДУНАЙ, означающее РУЧЕЙ
(олонецк), в польском ДУНАЙ означает «глубокая РЕКА с высокими
берегами», а в латышском ДУНАВАС означает «речушка, родник».
Более того, производными от слова ДОН являются также
названия крупнейших рек Европы: ДНЕПР и ДНЕСТР. В
составе всех этих на званий первые две буквы ДН
означают «река», то есть ДОН (или ДН без огласовок). О
реке ДУНАЙ и говорить нечего. Это просто чуть иная
форма слова ДОН. Итак, ДОН = «РЕКА». А
следовательно, ДОНОМ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАЗЫВАТЬСЯ
МНОГИЕ РЕКИ. Поскольку мы выдвигаем гипотезу, что
Куликово поле было на территории нынешней Москвы, то
возникает вопрос: а где же в Москве «река Дон»? Видимо,
сама Москва-река ранее называлась ДОНОМ. Следы
названия «Дон» в Москве сохраняются до сих пор.
Недалеко от старого Симонова монастыря (сегодня он
расположен рядом с метро «Автозаводская»), который,
как мы вскоре увидим, непосредственно связан именно с
Куликовской битвой, находилось подворье хорошо
известной Сарской и ПОДОНСКОЙ епархии, с кафедрой
этой епархии, архиерейским домом и соборной церковью.
Считается, что здесь в Москва-реку впадала речка Сара,
что и дало этому месту имя Сарский. Видимо и название
ПОДОНСКАЯ было связано с чем-то местным,
московским, может быть — с Москва-рекой.
Возможно и еще одно объяснение. Слово ДОН может
означать в русском языке ДОННЫЙ, НИЖНИЙ, от
слова ДНО. Поэтому «Донской» могло означать
«низовой» — хорошо известный термин в русской
истории. Вспомните, напри мер, «низовые полки
(войска)». Вероятно, здесь имелись в виду
Ордынские войска, расположенные НИЖЕ по
течению Волги. Отсюда — и ДОН, ДОНСКАЯ, т. е.
НИЗОВАЯ область. Кстати, Сарская епархия
получила, скорее всего, свое имя от имени САРАЙ,
да и слово «царь» — тоже этого корня: цар = cap. О
Сараях на Руси мы уже говорили выше. Добавим к
этому, что и в Москве мы встречаем имя САР,
например, в названии знаменитой Сарской епархии и
речки Сара.В связи с именем «Дон» в Москве,
вспомним также знаменитый ДОНСКОЙ монастырь —
не очень далеко от центра Москвы. Он был основан в
XVI веке.
11. Отступление в сторону от темы Куликовской битвы. О русской и
татарской архитектурах. Традиционно считается, что эти два
архитектурных стиля совершенно не похожи друг на друга. В то же
время, при внимательном рассмотрении обнаруживается близкое
их сходство. Приведем один из многих примеров.От Сарской и
Подонской епархии в Москве до сих пор сохранился Крутицкий
терем. «Этот характерный по своим архитектурным формам для
конца XVII века надвратный терем сплошь облицован во втором
этаже со стороны подъезда узорчатыми изразцами. Несмотря на
ЯВНО РУССКИЙ ХАРАКТЕР всех форм терема, и в особенности
обработки его окон, он производит ЧИСТО ВОСТОЧНОЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ, нап миная эмалевые стены ПЕРСИИ и минареты
ТУРКЕСТАНА». Могут возразить: иноземные завоевателиугнетатели монголы заставляли покоренных русских рабов строить
здания восточного типа. Возможно. Но можно сказать и так: в
русском зодчестве естественно были представлены и успешно
развивались (со существуя вплоть до XVIII века!) самые разные
стили, в том числе и восточный. Это только в традиционной
исторической версии Скалигера «на каждую эпоху — ровно один
свой стиль, один свой почерк, одна своя архитектура и т. д.» Ведь
сегодня же мы видим сосуществование разнообразных стилей в
одну эпоху и в одном месте. Почему же в древности должно было
быть по-другому?
12. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо
река Моча — приток Москва-реки. Согласно летописи,
Куликовская бит ва продолжалась в течение дня, после
чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке
Меча, «где многие татары по тонули». А сам Мамай
спасся с немногими воинами. Таким образом, Меча —
довольно большая река (в ней можно утонуть),
находящаяся РЯДОМ с полем битвы, так как все
события произошли в один день. Где находится река
Меча? Конечно, сегодня вы можете найти небольшую
речку Красивая Меча в Тульской области, где якобы
была битва. Но, повторим, следов битвы там нет. Да и
само название «Меча» могло появиться здесь уже
значительно позже, когда историки перенесли сюда
Куликовскую битву. Ведь, следуя указаниям
всезнающих историков, именно здесь (в Тульской
области) в 1848-1850 годах был воздвигнут памятник
героям Куликовской битвы и основан музей. Возможно,
только поэтому и появилась здесь на карте «Красивая
Меча».
48. Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. В целом, можно выделить следующие основные точки зрения:
1.
2.
3.
4.
5.
С традиционной точки зрения Куликовская битва является первым
шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.
Сторонники православного подхода, вслед за основными источниками
по истории Куликовской битвы, видят в битве противостояние
христианской Руси степным иноверцам.
Российский историк Соловьёв С. М. считал, что Куликовская битва,
остановившая очередное нашествие из Азии, имела то же значение для
Восточной Европы, которое имели битва на Каталаунских полях 451 года
и битва при Пуатье 732 года для Западной Европы.
Сторонники критического подхода считают, что реальное значение
Куликовской битвы сильно преувеличено поздними московскими
книжниками и рассматривают битву как внутригосударственный
конфликт в Орде (стычка вассала с незаконным узурпатором), не
связанный напрямую с борьбой за независимость.