Содержание
Trojden | Куликовская битва — Поурочные разработки по истории России к уч. Сахарова А.Н. 6 класс
Цепь урока: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в русской истории; подчеркнуть героизм, мужество, патриотизм русского народа, полководческий талант Дмитрия Донского; акцентировать внимание учащихся на возрастании тенденции объединения русских земель.
Характеристика основных видов деятельности: рассказывать о Куликовской битве на основе материала учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты; раскрывать значение Куликовской битвы; оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
Основные понятия: тактика, воинское искусство, национальное самосознание, патриотизм, единое Русское государство.
Оборудование урока: карта «Образование централизованного государства», схема Куликовской битвы, презентация на тему «Куликовская битва в произведениях отечественной живописи».
ХОД УРОКА
Примерные вопросы для фронтального опроса:
1. Какие направления в политике Ивана Калиты были наиболее важными?
2. Каковы результаты политики Ивана Калиты?
3. Какие доказательства ослабления Орды вы можете привести?
Примерные вопрос и задания для индивидуальных ответов:
1. Дайте характеристику действий Ивана Калиты по одному из направлений его политики.
2. Каких противников и соратников Ивана Калиты вы можете назвать?
3*. Дайте собственную оценку Ивану Калите: как политику; как человеку. Своё мнение обоснуйте.
Проверку знаний можно провести в виде исторического диктанта, включив в него даты и ключевые понятия темы, а также вопросы из рабочей тетради. Кроме того, можно использовать приём «игры в ассоциации»: учитель называет имя, дату, географический пункт или событие (например, митрополит Пётр, 1327 г., Синие Воды, поход на Тверь), а ученики должны привести ассоциации в контексте изученного материала.
План изучения нового материала:
I. Накануне решающей схватки.
II. Подготовка к битве.
III. Куликовская битва.
IV. Значение Куликовской битвы.
V. Поход Тохтамыша (самостоятельное изучение).
Урок можно начать словами Н. М. Карамзина из «Истории государства Российского»:
«Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные Гением России: ибо гром их пробудил её спящую славу и народу уничтоженному возвратил благородство духа. Сие важное дело не могло совершиться вдруг и с непрерывными успехами: Судьба испытывает людей и государства многими неудачами на пути к великой цели, и мы заслуживаем счастие мужественною твёрдостью в противностях онаго».
При проведении урока можно использовать как традиционный вариант, основанный на изложении материала учителем, так и вариант урока-исследования, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся.
Мы приведём возможные варианты заданий для самостоятельного изучения темы Куликовской битвы учащимися.
1-й вариант:
Задания для учащихся:
Расставьте в нужной последовательности отрывки из Новгородской летописи.
1. …Христиане, видя, что татары с Мамаем побежали, погнались за ними, избивая и рубя поганых без милости. И в погоне той одни татары падали, поражённые оружием христиан, а другие в реке потонули.
И гнали их до реки до Мечи, и там погибло бесчисленное множество бежавших…
2. …Князь великий исполнил свои полки великие, и все его князья русские свои полки устроили, и великие его воеводы облачились в одежды праздничные. Перешли они скоро Дон, лютый и свирепый, будто основание земли сдвинулось от множества воинов…
3. …Осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силою татарскою и половецкою, да ещё к тому же рати нанял бусурман, армян, фрягов (итальянцев). .. Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силою литовской и ляхскою (польскою). С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский…
4. …И тотчас сошлись надолго обе силы великие и покрыли полки поле на 10 вёрст множеством воинов. И была сеча зла и велика, и брань крепка, сотрясение земли великое. От начала мира не бывало такой сечи великим князьям русским, как этому великому князю всея Руси…
5. …Был шестой час дня, начали появляться поганые… в поле. Было поле чисто и очень велико. И там исполнились татарские полки против христиан. И тут встретились полки, и великие силы увидев, пошли. И земля гудела, горы и холмы тряслись от множества бесчисленных воинов…
6. …Что нам сказать или промолвить, видя пагубную смерть? Одних мечом разрубали, других же брали на копья. И рыданиями исполнились москвичи. Многие же… видев это, за жизнь испугавшись и придя в отчаяние, обратились на бег и побежали…
7. …Когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл за Оку князь великий, настала в городе Москва туга велика, и по всем его пределам был плач горький, и рыдания. ..
8. …И, соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошёл он против них быстро из Москвы, желая оборонять свою отчину.
И пришёл он в Коломну и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска князей и воевод местных. От начала мира ещё не бывало такой силы у русских князей, как при этом князе…
2-й вариант (историческое лото):
Ученики получают карточки с описанием исторических событий и с помощью учебника расставляют их в нужной последовательности, после чего соотносят с событиями иллюстрации, картины, отрывки летописей и литературных произведений, подобранные учителем и также перенесённые на карточки.
3-й вариант*:
Углублённая работа с картой и картосхемами. Учитель предоставляет учащимся следующие карты и картосхемы:
1) Русь, Литва и Орда перед Куликовской битвой (нужно, чтобы на этой карте были Литва, Московское княжество и Орда, а также места сражений на Воже и Пьяне).
2) Движение русских войск на Куликово поле (от Москвы и Коломны до Куликова поля).
3) Расстановка войск перед битвой.
4) Ход Куликовской битвы.
По каждой из карт ученики должны ответить на вопросы или выполнить задания.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Как изменилась политическая обстановка перед Куликовской битвой по сравнению с предыдущим периодом? (Данную карту надо сравнить с более ранней картой.)
2. Почему князь Дмитрий, двигаясь на Куликово поле, от Коломны в течение двух дней идёт к литовской границе и лишь потом возвращается на прежний маршрут?
3. Почему князь Дмитрий, перейдя Дон и оставив его в тылу, делает невозможным отступление в случае неудачи? (Найдите два объяснения.)
4. Почему Засадный полк князь расположил именно за левым флангом своего войска?
5. Почему главный удар Мамай наносит по левому флангу русского войска?
6. Попытайтесь сформулировать задачу, которую князь Дмитрий поставил перед командирами Засадного полка воеводой Боброком-Волынским и своим двоюродным братом князем Владимиром Серпуховским.
В конце урока учитель делает вывод: Русь одержала победу на Куликовом поле, но победа не была окончательной. Ещё 100 лет Русь будет зависеть от Золотой Орды и выплачивать дань. Но зависимость была уже иной. В завещании Дмитрий Донской передал титул по наследству старшему сыну, не спрашивая разрешения хана.
Дополнительные материалы для учителя:
ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ
Своё войско Дмитрий построил на Куликовом поле в обычном для того времени порядке: в центре — большой полк, по сторонам — полк левой и полк правой руки. Необычным, однако, было помещение впереди конного сторожевого полка и стоявшего за ним передового полка. Задача первого из них состояла в том, чтобы не дать татарским лучникам безнаказанно обстреливать основные русские силы до начала самого сражения. Передовой полк должен был ослабить удар татарской конницы в центре. Другой особенностью расположения русского войска было выделение многочисленного Засадного полка, укрывшегося на левом фланге позиции, в Зелёной дубраве. Впрочем, идея выделения Засадного полка была, конечно, достаточно традиционной в военном искусстве того времени. Главная сложность заключалась в том, чтобы увести полк незаметно для противника и точно выбрать время для атаки. Понимая это, Дмитрий поручил Засадный полк своему двоюродному брату Владимиру Серпуховскому и опытнейшему воеводе Дмитрию Боброку. На случай внезапного прорыва татар в тыл Дмитрий оставил позади строя своих полков весомый резерв — отряд князя Дмитрия Ольгердовича.
Много полководческого искусства требовалось для правильного распределения сил по полкам. «Гвардия» — закалённые в боях княжеские дружинники, рядовая конница, пехота — все должны были стать там, где они могли принести наибольшую пользу. Источники свидетельствуют о том, что «уряжал полки» воевода Дмитрий Боброк. Несомненно, его план был согласован с великим князем Дмитрием Ивановичем.
Поздним утром 8 сентября 1380 г., когда рассеялся туман, Мамай двинул тысячи своих всадников и пехотинцев на русские полки.
Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырёх часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию», — утверждал Плутарх. Десятки тысяч обезумевших от ненависти людей, рубивших, резавших, коловших, душивших друг друга в страшной давке, — такова была апокалипсическая картина Куликовской битвы, единственным безучастным зрителем которой был сам Всевышний.
Ныне, глядя на Куликово поле с высоты Красного холма, где высится огромная чугунная колонна — памятник мужеству наших предков, — трудно представить себе, что на этих ничем не примечательных склонах—то зеленеющих озимыми, то золотящихся спелыми колосьями — вершилась история Руси. Лишь иногда, когда проснувшийся северный ветер погонит по широкому степному небу табуны розовых облаков, Куликово поле словно оживает. Тени облаков скользят по его впадинам и возвышенностям, точно несущиеся в атаку полки. Всё вокруг наполняется призрачным движением и каким-то беспокойством. Солнце —этот великий режиссёр, не нуждающийся в присутствии зрителей, — вновь и вновь разыгрывает на огромной сцене Куликова поля величаво-трагическое действо извечной борьбы света и тьмы. ..
Уничтожив сторожевой и передовой полки, но изрядно растратив при этом свой наступательный пыл, ордынцы обрушились на большой полк. Своего рода тараном служила фаланга нанятой Мамаем генуэзской пехоты. Отлично вооружённые, закованные в броню, наёмники медленно, но неотвратимо двигались вперёд, оставляя за собой широкий кровавый след.
И всё же большой полк устоял.
Тогда Мамай усилил давление на левый фланг русских, бросил туда свой резерв. Ослабевший полк левой руки был оттеснён к Непрядве. Возникла угроза прорыва татар в тыл большого полка. Но тут удар в тыл получили сами татары, наседавшие на полк левой руки: из Зелёной дубравы в решающий момент ударил Засадный полк. Внезапность и стремительность нападения повергла татар в смятение. Увидев это, русские усилили натиск. Не выдержав, «поганые» дрогнули и обратились в бегство.
Такова была общая канва хода сражения. Можно лишь гадать, было ли отступление полка левой руки заранее намеченным манёвром, имевшим целью «развернуть» татар спиной к Зелёной дубраве, откуда готовился удар Засадного полка, или же этот поворот событий был вызван приказами Мамая о наступлении на левый фланг русских. Но так или иначе именно удар Засадного полка решил исход сражения. Это позволило некоторым древнерусским писателям — а вслед за ними и историкам — считать главным героем битвы князя Владимира Серпуховского. Что можно сказать на сей счёт? Действительно, серпуховской князь был отменным воином. Однако в период борьбы с Мамаем он был лишь «правой рукой» Дмитрия, но отнюдь не «головой» всего дела.
После окончания битвы посланные Владимиром воины едва отыскали великого князя. Он лежал без чувств под поваленной берёзой. Его привели в сознание. Весть о победе придала Дмитрию силы. Он поднялся, сел на коня и вместе с Владимиром поехал осматривать поле сражения. Вид его был ужасен. Повсюду лежали горы трупов, стонали и кричали раненые. А высоко в небе уже неторопливо кружили орлы…
ИСТОРИКИ Н. М. КАРАМЗИН, С. М. СОЛОВЬЁВ, В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
«Мамаево побоище, — утверждал Н. М. Карамзин, — ещё не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил её и в несомнительной связи действий с причинами отдалёнными служило основанием успехов Иоанна III, коему судьба назначила совершить дело предков, менее счастливых, но равно великих».
С. М. Соловьёв рассматривал Куликовскую битву в контексте противостояния Европы и Азии. Она должна была «решить великий в истории человечества вопрос — какой из этих частей света восторжествовать над другою?». Победа на Куликовом поле «была знаком торжества Европы над Азиею».
В. О. Ключевский подчёркивал другую сторону события — внутриполитическую: «…почти вся Северная Русь под руководством Москвы стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знамёнами одержала первую народную победу над агарянством. Это сообщило московскому князю значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами. Так Орда стала слепым орудием, с помощью которого создавалась политическая и народная сила, направившаяся против неё же».
Домашнее задание: § 19, вопросы и задание.
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
«Куликовская битва» (6 класс)
Открытый урок по истории в 6 классе.
Тема урока: Москва –
центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва.
Цель
урока: Познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за
независимость от Золотой Орды;
Тип урока: формирование
и совершенствование знаний и умений с элементами групповой работы.
Образовательные технологии:
ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) ИКТ (информационно –
коммуникационные технологии)
Образовательные цели: формирование представления учащихся о
значении битвы в истории Руси, подготовке и ходе сражения, роли московских
князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.
Развивающие
цели:
1. Учить
проводить сравнительный анализ однородных объектов
2. Учить
осуществлять целеполагание деятельности
3. Учить
развивать коммуникативные свойства речи
Воспитательные цели:
1. Воспитывать
чувство сопричастности к судьбе родины, озабоченность её трудностями и гордость
за её успехи.
2. Развивать
навыки коллективного труда
Дидактические цели: устанавливать
причинно-следственные связи, работать с исторической картой, характеризовать
деятельность исторической личности по памятке-алгоритму, интерпретировать
факты, полученные из разных источников информации (схема, ролик, учебник),
Оборудование: Карта «Куликовская битва»,
учебник, презентация.
Основные понятия: тактика, рать, манёвр.
Личность в истории:Дмитрий
Донской, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Тохтамыш.
Даты: битва
на р. Воже – август 1378 г, Куликовская битва – 1380
г, набег Тохтамыша – 1382 г.
Этапы
урока:
I.
Организационный момент
1. Активизация мыслительной деятельности
учащихся
Терминологическая разминка:
1. Искусство управлять государством – политика
2. Княжеская война на Руси – усобица
3. Владения младших членов княжеского
рода – уделы
4. Воины — добровольцы народного ополчения
– ополченцы.
5. Представитель ордынского хана на Руси
– баскак (сборщик налогов)
6. Господство – владычество
7. Регулярная дань, которую собирали на
Руси для хана Золотой Орды – выход
8. Местопребывание высокопоставленного
лица – резиденция
9. Ханская грамота, дававшая право
русским князьям властвовать в своих княжествах – ярлык
10. Что такое централизованное
государство? – государство, в котором
происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной
центральной власти.
11. Что такое феодальная
раздробленность – закономерный процесс,
деление единого государства на части
2. Актуализация знаний о причинах
объединения Руси вокруг Москвы (Работа в группах).
3. Формирование мотивации, постановка цели
и задач урока.
4. Проблемное
задание .
В
конце урока мы должны будем ответить на вопросы:
1.
«В чем причины победы Дмитрия над монголами на
Куликовом поле?»
2.
«Каково историческое значение победы Дмитрия над
монголами на Куликовом поле?»
II.
Реализация
1. Изучение нового материала (План).
2. Дальнейшее освоение разных способов
работы с информацией (Работа в группах с информацией)
III
Рефлексия
1. Составление целостного представления о
роли Москвы, причинах и результатах Куликовской битвы
2. Постановка новой проблемы: означала ли
Куликовская битва окончательное освобождение русских земель от ордынского ига?
Почему
План изучения нового материала:
1. Борьба
Москвы за политическое первенство.
2. Русь и Орда накануне
сражения.
3. Куликовская битва.
4. Значение Куликовской
битвы.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Из
материала прошлого урока вы узнали о том, как началось объединение русских
земель вокруг Москвы, познакомились с князем Иваном Калитой и его деятельностью
по усилению Московского княжества. Чтобы продолжить данную тему, нам необходимо
вспомнить ключевые моменты прошлого урока».
К доске вызывается первый ученик.
Задание .
1.
показать на карте княжество, ставшее политическим
центром Руси в XIII веке;
2.
рассказать о политической системе Руси в XIII веке.
Ответ учащегося:
Политическим
центром Руси в XIII веке стало Владимирское княжество.
Главным на Руси в
XIII веке считался великий князь владимирский, который назначался Ордой из
представителей владимиро-суздальской династии. Носить титул великого князя
владимирского было очень почетно, так как он поддерживал отношения с Золотой
Ордой, имел право сбора дани, был судьей в спорах русских князей. Также в
распоряжении владимирского князя были богатые и плодородные владимирские земли
и право на княжение в Новгороде Великом.
Взаимоотношения
между князьями регулировались особыми договорами. Если князья договаривались
как равноправные стороны, они называли себя «братьями». Если один князь
признавал другого сильнейшим, то называл его «отцом» или «братом старейшим», а
себя – «братом молодшим». Слайд №2.
К доске вызывается второй ученик.
Задание:
1.
Показать на карте Московское и Тверское княжество.
2.
Рассказать как произошло возвышение Москвы при
Иване Калите. Показать на карте расширение границ Московского княжества,
произошедшее в XIII-XIV в.в.
Ответ учащегося:
«Иван Калита правил с 1325 по 1340
г.г. В период его правления происходит возвышение Московского княжества. Для
усиления своего владения Калита стремился использовать Орду. Когда в 1327 году
в Твери вспыхнуло восстание против ордынских баскаков, Иван Калита помог хану
Узбеку в подавлении восстания и получил ярлык на великое владимирское княжение,
а также право сбора дани для Орды со всех русских земель.
Калита старался поддерживать хорошие
отношения с Золотой Ордой: исправно платил дань, щедро одаривал хана и его жен,
всегда сохранял учтивость и покорность в общении в ханом.
Также Калита покупал земли в соседних
княжествах, создавая московские опорные пункты в чужих землях.
При Иване Калите Московское княжество
становится сильнейшим на Руси. Значительно расширяется территория Московского
княжества». Слайд №8.
Вывод (делает учитель):
«Политические успехи московских князей
возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество стало одним из
самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также и в духовный
центр русских земель».
Учитель: «Сегодня мы познакомимся с внуком
Ивана Калиты – Дмитрием. Сильным и смелым князем, который продолжил славное
дело своего деда по объединению русских княжеств. Также Дмитрием было нанесено
первое крупное поражение Орде в битве на Куликовом поле».
Работа
со схемой – Московские князья.
Даниил
Александрович (1276 – 1303)
•
Начало расширения территории Московского
княжества:
присоединил к Москве:
ü Коломна
(1300г.)
ü Переяславское
княжество (1302г.)
•
Основал в 1298 – 1300гг. Данилов монастырь
в Москве, где и был похоронен.
•
Причислен к лику святых.
Юрий
Данилович (1303 – 1325)
ü Расширение
пределов Московского княжества: Можайск (1303)
ü Первым
из московских князей получил ярлык на великое княжение (прежде находившийся в
Твери) от хана Узбека.
ü Женился
на сестре ордынского хана Узбека (1317)
ü Совместно
с ордынским войском под предводительством ордынского посла Кавгадыя совершил
поход на Тверь, но был разбит тверским князем Михаилом Ярославичем. Добился
суда над Михаилом и его казни в Орде в 1318 г.- начинается
борьба между Москвой и Тверью за власть и ярлык.
ü В
1322 г. был лишен ярлыка на великое княжение за неуплату дани Орде.
ü В
1325 г. был убит в Орде сыном Михаила Тверского князем Дмитрием Михайловичем
Грозные Очи.
Иван
I Данилович Калита
(1325 – 1340)
Реализация
двух принципов: МИР И ПОРЯДОК
Ø Расширение
границ Московского княжества
Ø Поддержание
хороших отношений с Ордой (получил право сбора дани с русских земель и доставка
её в Орду)
Ø Перенёс
центр русского православия из Владимира в Москву (с 1328г.)
Ø Строительство
5 белокаменных храмов в Москве (с 1326 по 1333)
Ø Заложил
основы будущего могущества Московского государства , «собиратель земель
русских»
Дмитрий
Иванович Донской (1359 – 1389)
Главные
направления политики:
1) Объединение
Московского и Владимирского княжеств.
2) Борьба
за лидерство на Руси.
Ø Вел
длительную борьбу с Тверью, принудил тверского князя Михаила
Александровича подписать соглашение, значительно ограничившее самостоятельность
Твери.
Ø Присоединил
к московским владениям часть Мещеры, Смоленщины, приокских
и белозерских земель.
ü —
В 1380 г. одержал победу в Куликовской битве, после чего
стал именоваться Донским.
ü —
В 1382 г. был вынужден возобновить уплату дани Орде после
сожжения Москвы Тохтамышем.
•
В 1367-1368 гг. начал постройку
в Москве белокаменного Кремля.
Ø Впервые
передал сыну территорию великого Владимирского княжества как свою отчину,
не спрашивая разрешения Орды.
Ø Канонизирован
Русской православной церковью в 1988 г.
Постановка
цели и задач урока детьми (Дубоделов Илья).
Цель: Познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за
независимость от Золотой Орды.
Задачи:
1. Охарактеризовать
политику московского князя Дмитрия Ивановича;
2. Показать, что
Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить
героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой;
3. Воспитывать глубокое
уважение к истории Руси и значению Куликовской битвы.
Учитель
озвучивает проблемное задание:
1.
«В чем причины победы Дмитрия над монголами на
Куликовом поле?»
2.
«Каково историческое значение победы Дмитрия над
монголами на Куликовом поле?»
План
изучения нового материала.
Учитель: «А теперь давайте
познакомимся с Дмитрием поближе».
Заслушивается
ученик, имеющий опережающее задание подготовить сообщение о Дмитрии Донском.
Учитель:
«Посмотрите на схему. Слайд №10.
Ученик рассказывает:
На престол Дмитрий
вступил в 1359 г. в возрасте 9 лет. Но, несмотря на столь юный возраст, он был
не по годам развитым мальчиком.
Взгляните на
портрет Дмитрия, написанный художником Глазуновым. Мы видим ясное, умное лицо.
Глаза, в которых застыла решимость, твердый подбородок, свидетельствующий о
сильном характере. Именно таким и был Дмитрий.
В начале своего
княжения Дмитрию пришлось бороться за владимирский ярлык с нижегородским
князем, а затем с тверским. Силой заставил Дмитрий тверского князя Михаила
отказаться от ярлыка в пользу Москвы. Михаил и Дмитрий подписали договор, по
которому владимирский престол становился наследственным владением московских
князей. Таким образом, судьба престола стала решаться на Руси, а не в Орде.
Учитель:
«Также Дмитрий заменил деревянные стены
Московского кремля белокаменными – более прочными к штурмам. Взгляните на
картину Васнецова, на ней мы видим Москву в новом белокаменном одеянии».
Слайд №11
Вопрос
классу: «Что можно сказать о Московском княжестве
при Дмитрии? Укрепило ли оно свои позиции?»
Ответ
учащихся: «Да.
Дмитрию удалось сохранить ярлык на княжение владимирское, а также он укрепил
Москву, обнеся ее прочными белокаменными стенами».
Учитель:
«Теперь давайте рассмотрим вопрос «Русь и Орда накануне решающего столкновения»
Учитель:
«В конце 50-х г.г. XIV в. в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25
ханов. Эти события получили название великой замятии. В результате усобиц
Золотая Орда распалась на 2 части: Западную и Восточную. В Западной части
власть захватил хитрый военачальник Мамай. Мамай не являлся потомком
Чингисхана, поэтому он должен был доказать, что достоин занимать ханский
престол, укрепив пошатнувшееся влияние Орды на Русь. Слайд №12
Учитель:
Сражение на Воже:
1.
продемонстрировала возросшую мощь Руси
2.
выявило блестящие военные способности Дмитр
3.
Русь прекратила выплачивать Орде дань. Слайд
№13
Вопрос
классу: Как
Вы думаете: как отреагировал на такое событие хан Мамай?
Ответ
учащихся: «Мамай
должен был взять реванш. Он не мог оставить свое поражение, не отомстив. К тому
же хану было необходимо доказать, что он достоин престола Чингисхана».
Учитель:
«Как готовились и какие цели ставили перед собой обе стороны, станет ясно из
документа, с которым вам предстоит поработать».
Учитель
раздает отрывки из документа «Сказание о Мамаевом
побоище».
…«Узнав
все от своих старых татар, начал Мамай поспешать, дьяволом распаляемый непрестанно,
ополчаясь на христиан. И, забывшись, стал говорить своим князьям, и воеводам, и
всем татарам так: «Я не хочу так поступить, как Батый, но когда приду на Русь и
убью князя их, то какие города наилучшие достаточны будут для нас — тут и
осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем», — а не знал того,
проклятый, что господня рука высока.
И
через несколько дней перешел он великую реку Волгу со всеми силами, и другие
многие орды к великому воинству своему присоединил и сказал им: «Пойдем на Русскую
землю и разбогатеем от русского золота!» Пошел же безбожный на Русь, будто лев
ревущий ярясь, будто неутолимая гадюка злобой дыша. И дошел уже до устья реки
Воронеж, и распустил всю силу свою, и наказал всем татарам своим так: «Пусть не
пашет ни один из вас хлеба, будьте готовы на русские хлеба!»
Вопрос
I варианта: Каковы цели похода Мамая на Русь? Слайд №14
Ответ
учащихся: покорение Руси, возобновление выплаты
дани. Учитель также просит одного из учеников зачитать отрывок из источника, подтверждающий
его слова.
Вопрос
II варианта: Каковы действия князя Дмитрия перед
битвой? Слайд №14
Ответ
учащихся: Дмитрий разослал гонцов по всей земле
русской с просьбой к своим братьям прийти на помощь. Учитель также просит
одного из учеников зачитать отрывок из источника, подтверждающий его слова.
Учитель: Итак, к сражению стали готовиться как
князь Дмитрий, так и хан Мамай. Каким образом стороны готовились к сражению?
Прочитайте с. 150 учебника и
охарактеризуйте соотношение сил перед битвой.
РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ 2-3 УЧЕНИКОВ: «Мамай готовился к
битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву,
правителем Орды ему никогда не быть, но если выиграет, власть его укрепится на
долгие годы. За большую плату Мамаем была нанята генуэзская пехота, которая
усилила монгольское конное войско.
Дмитрий
формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Около 36 городов
приняли участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Так Русь
готовилась к бою».
Войско
Мамая
Ордынские
рати, полки народов Поволжья и Кавказа, наёмные отряды из Западной Европы
Союзники:
Великое княжество Литовское и Рязанское княжество
Войско Дмитрия Ивановича: объединились княжеские дружины и ополчения
большинства русских земель; дружины полоцкого и брянского князей, ядро русского
войска составляли москвичи. С обеих сторон 100-150 тысяч человек.
Дмитрий
благодаря своим сторожам хорошо знал о действиях Мамая и состоянии его войска.
Имел он сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайле и рязанском
князе Олеге. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с
ордынским войском, Дмитрий ускорил своё продвижение к Дону навстречу Мамаю. На
военном совете по настоянию московского князя было решено переправиться через
Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реки Непрядвы. Оставляя
Дон и глубокие овраги у себя в тылу, русское войско вынуждено было сражаться до
последнего – отступать под натиском врага за реку было невозможно. Большую
поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. Накануне битвы
Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь, чтобы получить благословение от
своего духовного отца, преподобного игумена Сергия Радонежского.
—
Давайте о житие Сергия Радонежского узнаем поближе. Сообщение.
По
преданию преподобный игумен Сергий упросил князя, чтобы тот послушал святую
литургию и остался отобедать в святой обители, но Дмитрий торопился, прибыли
гонцы с известием, что враги приближаются. На что старец отвечал:
— Это
твоё промедление обернётся для тебя вдвойне поспешением. Ибо ещё не пришёл для
тебя час примерять венец смертный. Для многих же уже начали венцы плести.
—
Великий князь отобедал в монастыре. Когда он встал преподобный окропил его
священной водой и всё христолюбивое воинство и осенил князя крестом Христовым.
И сказал:
—
Пойди, государь, с Богом на поганых, и будет тебе Господь помощником и
заступником! Будет тебе, государь, победа над супостатами.
Князь
же попросил старца:
-Дай
мне, отче, двух воинов из братии твоей – Александра Пересвета и брата его,
Андрея Ослябю.
— Вот
тебе мои воины и твои избранники.
Александр
Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их
мужество, мудрость и искусство воинское были ещё свежи в памяти: до принятия монашества
оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в
военном деле. Дмитрий надеялся, что эти иноки своим мужеством смогут быть
примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.
Сбор
русского войска был назначен в Коломне. Во главе войска стояли сам великий
князь и два его помощника, талантливые полководцы – его двоюродный брат князь
Владимир Андреевич Серпуховский и князь Дмитрий Боброк-Волынский. Оба они уже
участвовали в битвах с татарами. Князь Серпуховский был одним из героев битвы
на Вороже, а Боброк-Волынский, кроме того, дрался с литовскими войсками. Здесь,
в Коломне Дмитрий Иванович получил новые разведывательные данные: Мамай медлил
с наступлением, ожидая подхода Ягайло, но тот не появлялся.
20 августа
1380 года русское войско выступило из Коломны, обойдя земли Рязани подошло к
берегам Дона. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения,
подтягивались отставшие. Московский князь начал наступательные действия,
переправил войска через Оку. Впервые в истории Русь перешла от обороны к атаке
против Орды.
Дмитрий
Иванович ждал, но Мамая не было ни 6, ни 7 сентября. Мамай упорно поджидал
войско Ягайло. Существуют разные версии о том, почему опоздал к битве Ягайло.
По версии одних историков он намеренно не спешил, чтобы не допустить полного
разгрома московских войск и усиления Орды. Однако более принята версия, что он
шёл на соединение, но просто не успел.
Давайте
проследим по схеме, в каком порядке Дмитрий расположил свои войска. Учебник
с.152. Запись в тетради термин манёвр —передвижение
войск.
Наступило
утро 8 сентября 1380 года. Когда рассеялся туман, оба войска стояли наизготове.
Бой начался с поединка богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Как
прошёл этот поединок? Кто знает?
После
поединка монгольская конница ринулась на передовой полк русских.
Работа по схеме. Ход
Куликовской битвы. Описать
ход самой битвы, продолжавшейся около 4 часов, так же невозможно, как описать
боль и смерть. « Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию» —
утверждал Плутарх. Десятки тысяч обезумивших от ненависти людей, рубивших,
резавших, коловших, душивших друг друга в страшной давке, — такова была
апокалипсическая картина Куликовской битвы, единственным безучастным зрителем которой
был сам всевышний.
Вражеское
войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку
и почти на протяжении 50 км (до реки Красивая Меча) преследовали и уничтожали
остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек
убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении
пали 12 русских князей, 483 боярина-Это 60% командного состава русского войска.
Князь Дмитрий Иванович был ранен в сражении, но выжил и получил в дальнейшем прозвище
«Донской». Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях,
былинах, повестях (Зодонщина, Сказание о Мамаевом побоище и др.)
Давайте
выясним, какое значение имела Куликовская битва?
1. Впервые русским войскам удалось
одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
2. Эта
победа восстановила в народе веру в свои силы.
3. Она
доказала также всем русским людям, что единственным способом избавления от
ненавистного владычества является объединение всех русских земель и их
совместная борьба под единым руководством.
Важным
следствием этой победы было дальнейшее усиление Москвы и её ведущей роли в
образовании единого Русского государства.
5.Закреплние.
–
Назовите дату битвы на реке Воже.
—
Назовите дату Куликовской битвы.
—
Назовите полководцев с той и другой стороны.
—
Каковы итоги Куликовской битвы.
6.
Итог урока.
– Что
нового узнали на уроке?
Таким
образом, Московское княжество при Дмитрии Донском ещё более укрепило свои
позиции в Северо-Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в
центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.
7.
Домашнее задание.
1.
§18 — прочитать, написать мини-сочинение «Моё отношение к героям « Куликовской
битвы».
8.
Оценки за урок.
Понимание военных карт — The Fivecoat Consulting Group
Сегодня, 5 июля 2022 года, день D+131 российского вторжения в Украину. Сайт Oryx сообщил, что с начала войны Россия потеряла 831 танка . Для сравнения: в действующей армии США имеется 12 боевых групп бронетанковых бригад, в каждой из которых 87 танков (1044 M1A2 Abrams). Если бы США потеряли такое же количество танков, каждый танк в 9+ боевых группах бронетанковых бригад был бы уничтожен.
Армия США определяет карту как «графическое изображение части земной поверхности, нарисованное в масштабе, как видно сверху». Большинство людей больше не пользуются картами — Google Maps, Waze и Apple Maps помогли мне ориентироваться в США, Германии, Австрии и Сингапуре в прошлом году. Тем не менее, чтобы лучше понять войну в Украине, действительно нужна карта для визуализации конфликта. Этот пост в блоге поможет вам лучше понять военные карты, которые используются для описания боевых действий в Украине. Он также продолжает краудсорсинговое обновление оценки боевых повреждений с начала российского вторжения в Украину.
Визуализация боевых действий
YouTuber Максим Мельничук создал видео ежедневных карт конфликта, чтобы вы могли визуализировать боевые действия с течением времени. Для создания видео он использовал ежедневные карты конфликта Ukraine War Mapper (Twitter @War_Mapper). Карты Ukraine War Mapper — очень простые карты — они просто используют цвета, чтобы показать продвижение России. Фиолетовый — оккупированная территория до 24 февраля 2022 г., красный — территория, оккупированная Россией с начала войны, а розовый — место боевых действий в этот день.
Основная информация о карте
В настоящее время фронт войны в Украине составляет 2450 километров (1522 мили), из которых 1105 (687 миль) ведут активные боевые действия. Активные боевые действия я определяю как территорию, где идут боевые действия от Харькова до Северодонецка и Херсона. Карты Jomini of the West (Twitter @JominiW) — отличный ресурс, который поможет вам понять войну более подробно, чем видео Максима на YouTube.
Когда вы начинаете смотреть на военную карту, всегда сначала смотрите на легенду. В легенде карты указаны символы, используемые для изображения выдающихся природных и искусственных объектов, существующих на земле. Эти символы не одинаковы на каждой карте. Легенда (как использует @JominiW) также будет идентифицировать единицу и другие символы, используемые для изображения конфликта. Например, @JominiW использует только коричневый цвет для обозначения украинской территории, оккупированной до 24 февраля 2022 года. На картах Алсома @JominiW красный и розовый цвета не используются для обозначения оккупированной в настоящее время территории Украины. Во-вторых, найдите стрелку, указывающую на север (внизу справа на карте ниже). В-третьих, обратите внимание на масштаб. Масштаб дает вам отношение расстояния на карте к расстоянию на земле. К сожалению, @JominiW не использует шкалу.
@JominiW Карта — 27 ИЮНЯ 2022
Единицы обозначены на карте с помощью символов. Красным цветом обозначены российские подразделения, желтым — белорусские, оранжевым — приднестровские. Украинские подразделения выделены зеленым цветом. Русские унти изображены в виде ромбов. Это традиционно означает, что они враги. Дружественные силы или украинские части изображены прямоугольниками.
Каждый символ внутри ромба или прямоугольника определяет тип устройства. «X» внутри ромба или прямоугольника означает, что это пехотное подразделение. Овал внутри ромба или прямоугольника означает, что это бронетанковая или танковая часть. Сочетание Х и овала внутри ромба или прямоугольника означает, что подразделение является мотопехотным (мотопехота воюет из БМП). Другие полезные символы, которые нужно знать:
Как только вы поймете, что такое единица измерения, по символу внутри прямоугольника или ромба, вам будет полезно понять символы над единицами измерения, которые сообщают вам размер единицы измерения. Кроме того, название единицы обычно находится справа от символа.
Общевойсковая армия (САА) — обозначенная XXXX над подразделением на карте, система групп армий была разработана Советами во время Второй мировой войны, когда эшелоны корпусов и армий были объединены. Группы армий обычно имеют несколько мотострелковых и танковых дивизий и бригад; бригады штаба, артиллерии, ПВО, разведки и МТО (тылового обеспечения); инженерный полк и полк РХБ защиты. В составе этих формирований более 20 000 солдат.
Дивизии — обозначены XX над частью на карте, эти соединения насчитывают около 8500 солдат и напоминают дивизии советских времен, с тремя мотострелковыми полками и одним танковым полком (для мотострелковой дивизии (МСД)) или три танковых полка и один мотострелковый полк (для танковой дивизии) плюс части обеспечения.
Бригады — обозначены крестиком над подразделением на карте, в этих формированиях обычно 3000-4500 солдат.
Батальонные тактические группы — обозначены символом II над подразделением на карте, эти формирования обычно состоят из 600 солдат. Подробнее о БТГ см. Вторжение в Украину, D+15, SITREP.
Другие карты
Jomini of the West публикует карту очень высокой точности один раз в неделю. Другие группы, такие как Институт изучения войны, Нейт Рассер и Ukrainian War Mapper, чаще публикуют карты с более низкой точностью. Каждый использует цвета для изображения боевых действий, и вы не можете видеть отдельные юниты.
FIRMS
Наблюдая за этим конфликтом, я узнал, что у Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) есть спутники, которые отслеживают пожары по всему миру и публикуют информацию на веб-сайте с открытым исходным кодом.
Многие сайты с открытым исходным кодом (OSINT) или твиттер-каналы полагаются на Систему пожарной информации НАСА для управления ресурсами или FIRMS для отслеживания боевых действий. FIRMS распространяет данные об активных пожарах в режиме, близком к реальному времени (NRT), в течение 3 часов после того, как спутник наблюдает за пожаром с помощью спектрорадиометра визуализации среднего разрешения (MODIS) на борту спутников Aqua и Terra и комплекта радиометров визуализации видимого инфракрасного диапазона (VIIRS) на борту S- АЭС и NOAA 20 (официально известный как JPSS-1). Необработанные данные об активных пожарах/горячих точках можно просмотреть в FIRMS FIRE MAP или в НАСА WORLDVIEW.
По сути, аналитики OSINT используют данные FIRMS для определения тепла/огня от артиллерийских или ракетных взрывов, чтобы подтвердить, где проходит линия фронта между украинскими и российскими войсками. Например, 26 июня оранжевыми кружками обозначено воздействие огня с закрытых позиций вдоль линии фронта. У системы FIRES есть ограничения: когда над Украиной густая облачность, спутники не так часто фиксируют перестрелку между украинскими и российскими войсками.
Total Russian BDA ( По состоянию на 4 июля 2022 г., 15:00 по восточному поясному времени) через Веб-сайт Oryx
Российские войска потеряли с начала войны:
— 83003 43 Танков 80/90-х повреждено, уничтожено, брошено и захвачено (⬆️ 42)
1,217x БМП/БТР/БМД (БТР) повреждено, уничтожено, брошено и захвачено (⬆️ 53)
17 Инженерная техника повреждены, уничтожены, брошены и захвачены (⬆️ 5)
303 миномета, гаубицы и реактивной системы залпового огня повреждены, уничтожены, брошены и захвачены (⬆️ 34)
86 артиллерийских орудий ПВО или ракет класса «земля-воздух» повреждены, уничтожены, брошены и захвачены (без изменений)
246x MT-LB ACRV (Command and Control) повреждены, уничтожены, брошены и захвачены (без изменений)0005
Вторжение в Украину, воздушное нападение
Вторжение в Украину, переход через реку
Вторжение в Украину, D+103 SITREP
BTG, OoB и краудсорсинг BDA в Украине, D+11
Заключение4
даже больше? Свяжитесь со мной по номеру здесь для виртуального разговора с вашей группой или компанией о вторжении в Украину и его тактических и стратегических последствиях.
Хотите чего-то другого? В своей основной работе я коуч и консультант по вопросам лидерства. Прошлым летом я опубликовал книгу о том, как развивать настойчивость и достигать поставленных целей — Grow Your Grit , доступны для продажи на Amazon. Или свяжитесь со мной здесь, чтобы начать обсуждение возможностей коучинга для руководителей.
Используйте свое более глубокое понимание вторжения в Украину, чтобы перейти в наступление и лучше понять конфликт.
SpecialDavid Fivecoat 2 комментариев
0 лайков
ПОСМОТРЕТЬ: Карта показывает крах российских войск в Украине
Война в Украине
05 октября 2022 г. 15:25
Новая карта показывает, сколько земель потеряли российские войска, пережив череду неудач на поле боя в некоторых частях Украины.
В последние дни украинские войска перешли в крупное контрнаступление против России и, судя по карте, опубликованной министром обороны Украины Алексеем Резниковым, успешно вытеснили российские войска со значительных территорий.
ПУТИН ПОДПИСАЛ ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ОБЛАСТЕЙ УКРАИНЫ В ЗАКОН
«Осеннее наступление #UAarmy, день за днем. Пока «российский парламент» опьянен тщетными попытками аннексии, наши солдаты продолжают двигаться вперед. Это лучший ответ на любые «референдумы», «указы», «договоры» и жалкие речи», — написал Резников в Twitter.
Осеннее наступление #UAarmy, день за днем. Пока «российский парламент» опьянен тщетными попытками аннексии, наши бойцы продолжают идти вперед.
Это лучший ответ на любые «референдумы», «указы», «договоры» и пафосные речи. pic.twitter.com/qLCBu0Vdns— Алексей Резников (@oleksiireznikov) 5 октября 2022 г.
Еще одна карта, распространенная в социальных сетях, составленная на основе рисунков российского источника «Рыбарь», показала аналогичные неудачи на поле боя для России.
«Последняя карта российских СМИ Рыбаря показывает, насколько ужасной для России является ситуация на севере Херсона. Эти карты отличаются друг от друга на 4 часа», — пояснил Кайл Глен, следователь Центра информационной устойчивости, некоммерческой группы, занимающейся противодействием дезинформации.
Российские СМИ Последняя карта Рыбаря показывает, насколько тяжелой для России является ситуация на севере Херсона. Эти карты с разницей в 4 часа. pic.twitter.com/d8ZrxOdLZS
— Кайл Глен (@KyleJGlen) 4 октября 2022 г.
Во вторник во время видеообращения президент Украины Владимир Зеленский приветствовал недавние военные успехи страны против российских оккупантов.
«Украинская армия достаточно быстро и мощно наступает на юге страны в рамках текущей оборонительной операции», — сказал Зеленский, сообщает Рейтер. « Только за эту неделю после проведения всероссийского псевдореферендума освобождены десятки населенных пунктов».
На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал соглашение об аннексии четырех областей на востоке Украины, включая самопровозглашенные Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику, Запорожскую и Херсонскую.