Какой веры придерживались русичи в 907 году: Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда»

Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда»



Вспомните, кто был первым князем на Руси?


Кто стал княжить после смерти Рюрика? 


Что такое летопись?

Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.


Летописи — вид повествовательной литературы в России XI XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — летописные своды.




Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников.


Нестор старался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей… С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на

пергаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — на бумаге.


Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом.


«Повесть временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних старцев, документы княжеского архива, иноземные хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями.


А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году  (дата записывается на доске)  на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.



Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.

В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.



Крупнейшим  русским  городам — Киеву,   Чернигову,  Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание  в  виде  хлеба,  вина,  мяса,  рыбы и фруктов в течение шести месяцев.

В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.


художник Б. Ольшанский «Поход на Царьград»


Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.

Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.

«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».


https:// www.youtube.com/watch?v =qlfZ0icV5Y8

Смотреть мультфильм в интернете:



Варяги  –  обитатели Скандинавского   полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты  – славянские племена.

Царьград   – столица Византии.

Дань  –   налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна  –  денежная единица в Древней Руси.

Паволоки  –  шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье  –  драгоценности, наряды.

Перун  –  Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.


Царьград — древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбула).)



Царьград


И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда


Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.



Русь ощущала на себе болгарское влияние, и она тоже стремилась к независимости от Византии и Хазарии. После убийства в 882 году в Киеве самозванцев Аскольда и Дира свою власть установил варяжский воевода Олег, посадивший на трон малолетнего князя Игоря, потомка Рюрика.

Борис Ольшанский.

Щит на вратах Царьграда


Собрав ратные силы от Новгорода до Тавриды, он тоже двинулся к Константинополю с многотысячным войском «на конех и кораблех» (то есть по морю и по суше – через Дунай). С этой ратною силою вещий Олег осадил Царьград и «повесил щит свой на вратах, показуя победу».



— Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?

— Что из текста летописи мы можем узнать о  жизни наших предков?

-Каким вам представляется Олег?

-Почему народ прозвал Олега Вещим?

-Какие города уже существовали на Руси?

-Какой веры придерживались греки, а какой русичи?

 


https:// www.youtube.com/watch?v =qlfZ0icV5Y8

Смотреть в интернете:


Стамбул сегодня


Остатки стен




-Почему народ прозвал Олега Вещим?

-Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?

-Существовали ли на Руси города?

-Какой веры придерживались русичи?


Что вспомнили на уроке?

Чему учились?

Что на уроке вам понравилось?

Какая работа показалась сложной?

Оцените свою работу.


И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда

Цель:

познакомить
учащихся с правилами пользования книгой с понятием «летопись»; развивать память
и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения
исторических произведений; воспитывать культуру и уважение к истории России.

Задачи:

продолжить знакомство с былинами,

учить правильно читать и понимать исторический текст
былины,

развивать речь, мышление, воображение.

  Ход урока.

 

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

 

 

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

 

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?

 


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

 


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

 

2.
Речевая разминка.

 


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 

 

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

 


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

 

Артикуляционная
гимнастика

 

Ы
А О У Э И

 


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)

 


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

 

Я
люблю читать книги.

 

Я
люблю читать книги.

 

Я
люблю читать книги.

 

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

1. О
каких событиях рассказывается в летописи?

В летописи описывается
поход князя Олега на Константинополь в Русско-турецкую войну 907 года.

2. Велико
ли было войско Олега? Что поразило и испугало греков?

Войско было очень
большим. Это доказывают слова: «И приказал Олег грекам дать дани на две
тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по
сорок мужей.» Греков поразили и испугали корабли, поставленные на колеса.

3. О
чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда?
Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

Щит должен был
свидетельствовать о том, что город покорен и  Олег одержал победу. «И
давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к
клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и
Велесом, богом скота, и утвердили мир». «— Не губи города, дадим
тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен
на человека…И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не
воевал Греческой земли.»

4. Обсудите
с другом, что получила Русь в результате победы над греками. Найдите информацию
об этом в энциклопедии.

Русь получила торговые и
военные связи с греками. «И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и
плоды, и вино, и всякое узорочье».

5. Как
ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из
текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой
веры придерживались русичи?

Из текста летописи мы
можем узнать, что на Руси существовали города. «А потом дать дани для
русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для
Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по
этим городам сидят великие князья, подвласные Олегу». Русичи
придерживались христианства, о чем говорят слова «сами целовали
крест».

6. Как
по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи? Почему?

Прочитанный фрагмент
можно озаглавить «Победа Олега над греками».

— Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у
вас вопросы ко мне, к авторам учебника? Какие авторы вам знакомы? Какие
произведения вам знакомы? Какие разделы вас заинтересовали?

— Первый раздел называется «Летописи».
Рассмотрите иллюстрацию на с.3. Кто на ней изображён? Как вы думаете, почему?

— Представьте себе, что мы перенеслись в
прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады
неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени.
Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет,
откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская
земля стала, есть».

— Нестор описывал события по годам, в
хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ. Откуда же он брал
сведения о событиях прошлых лет?  (Из произведений  устного народного
творчества – песен, былин, преданий).

— Зачем он писал этот труд? С какими
школьными науками вы видите связь летописей? (Литература, история, география).

— Чем отличается летоисчисление в древней
Руси, от нынешнего? Прочитайте об этом на с.9. Названия городов иногда
изменяются. Что за город, описан в отрывке Летописи? Что это за город?

Чтение учителем первого отрывка.

Словарно-лексическая работа. Варяги,
словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты 

древние славянские племена.

Ибо —
потому что. Дань — плата. Гривна – денежная
единица в Древней Руси – около 400г золота. Присяга –
клятва. Перун – языческое божество грома и молнии, покровитель
дождя. Велес – покровитель скота, богатства и торговли.

5.Итог урока. Какие
важные события описаны в первом фрагменте летописи? Что из текста летописи мы
можем узнать о  жизни наших предков? Какие города уже существовали на
Руси? Какой веры придерживались греки, а какой русичи? (Греки целовали крест –
христианская вера, русичи ещё были язычниками).

6.Домашнее
задание:
 читать летопись, ответить на вопросы с.6-9 (для всех
учащихся)

Дифференцированно: I группа- прочитать
другие «Летописи».

II группа- подготовить материал о древних
славянских племенах: варягах, древлянах, вятичах, хорватах и других.

 

россиян проводят антивоенные митинги на фоне зловещих угроз Путина , несмотря на ежедневные аресты полицией сотен протестующих.

Демонстранты проводили пикеты и марши в центрах городов, скандируя «Нет войне!» когда президент Владимир Путин приказал привести российские средства ядерного сдерживания в состояние повышенной боевой готовности, что повысило ставки в противостоянии Кремля с Западом и усилило страх перед ядерной войной.

«У меня двое сыновей, и я не хочу отдавать их этому чертовому монстру. Война — это трагедия для всех нас», — заявил Associated Press 48-летний Дмитрий Мальцев, присоединившийся к митингу в Санкт-Петербурге.

Протесты против вторжения начались в четверг в России и с тех пор продолжаются ежедневно, даже несмотря на то, что российская полиция быстро разгоняет митинги и задерживает протестующих. Кремль стремился преуменьшить значение протестов, настаивая на том, что гораздо более широкая часть россиян поддерживает нападение на Украину.

РЕКЛАМА

Но помимо уличных протестов десятки тысяч людей в последние дни подписали открытые письма и петиции, осуждающие вторжение. Против выступили знаменитости и известные телеведущие. Одна онлайн-петиция, запущенная через несколько часов после того, как Путин объявил о нападении, собрала более 930 000 подписей за четыре дня, став одной из самых популярных петиций в России за последние годы.

Промежуточные выборы

  • В
    Латиноамериканские избиратели имеют решающее значение для Сената, выборы губернаторов в Аризоне демонстрация была мирной. На кадрах из Москвы видно, как полицейские бросают на землю нескольких протестующих женщин, а затем утаскивают их.

    По данным правозащитной группы ОВД-Инфо, которая отслеживает политические аресты, в воскресенье за ​​антивоенные демонстрации полиция задержала не менее 2710 россиян в 51 городе, в результате чего общее число задержанных за четыре дня достигло почти 6000 человек.

    Через четыре дня после начала боев, унесших жизни десятков людей, Путин резко повысил ставки в воскресенье, приказав вооруженным силам России привести в состояние повышенной боевой готовности ядерные силы, сославшись на то, что западные страны «принимают недружественные действия против нашей страны в экономической сфере» и что «высокопоставленные чиновники со стороны ведущих членов НАТО выступили с агрессивными заявлениями в отношении нашей страны».

    Накануне США и их европейские союзники предупредили, что грядущий раунд санкций может включать замораживание валютных резервов Центрального банка России и отключение России от международной платежной системы SWIFT. Беспрецедентный шаг может быстро погрузить российскую экономику в хаос.

    Простые россияне опасаются, что жесткие санкции нанесут сокрушительный удар по экономике страны. С четверга россияне стекаются в банки и банкоматы, чтобы снять наличные, создавая длинные очереди и сообщая в социальных сетях о том, что в банкоматах заканчиваются счета.

    РЕКЛАМА

    По данным ЦБ России, только в четверг россияне сняли 111 миллиардов рублей (около 1,3 миллиарда долларов) наличными.

    Воскресные антивоенные протесты выглядели меньше и разрозненнее, чем те, что имели место в первый день нападения России на Украину, когда в Москве и Санкт-Петербурге прошли многотысячные митинги, но их истинный масштаб трудно оценить и они, казалось, набирали скорость в течение дня.

    «Это преступление и против Украины, и против России. Я думаю, что это убивает и Украину, и Россию. Я возмущена, я не спала три ночи, и я думаю, мы должны сейчас очень громко заявить, что мы не хотим, чтобы нас убивали, и не хотим, чтобы убивали Украину», — заявила Ольга Михеева, протестовавшая в Сибирский город Иркутск.

    В Москве и Санкт-Петербурге многие люди пришли на импровизированные памятники Борису Немцову, одному из видных деятелей российской оппозиции, застреленному возле Кремля 27 февраля 2015 года. баннеры, протестующие против вторжения в Украину, но были задержаны через несколько минут после их выноса.

    Немцов, один из самых харизматичных деятелей российской оппозиции, был убежденным противником боевых действий на востоке Украины, где поддерживаемые Россией сепаратисты сражаются с украинскими силами с 2014 года в затяжном конфликте, в результате которого погибло более 14 000 человек.

    Российские власти в последние дни приняли меры, чтобы заглушить критические голоса.

    Спикер нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин назвал антивоенную позицию «некоторых деятелей культуры» «неуместной» и «не чем иным, как предательством собственного народа».

    Доступ к Twitter и Facebook был ограничен, и правозащитники опасаются, что вскоре аналогичные шаги будут предприняты против YouTube.

    Роскомнадзор в воскресенье потребовал от Google снять ограничения, наложенные на YouTube-каналы нескольких российских государственных СМИ. Правозащитная группа Network Freedoms отметила, что отказ Facebook выполнить аналогичное требование на этой неделе привел к ограничению доступа к платформе.