Международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово»
Это фестиваль военно-исторической реконструкции (Картина В.М. Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем», )
Международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» – это фестиваль военно-исторической реконструкции, посвященный Руси и Золотой Орде 13-14 веков.
Он проводится ежегодно, начиная с 1997 года, на территории музея-заповедника «Куликово поле» в течение 3-4 сентябрьских дней и является традиционным в рамках праздничных торжеств, посвященных годовщинам Куликовской битвы 1380 года.
Организатором выступает Российское военно-историческое общество при поддержке Министерства культуры РФ, правительства Тульской области и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».
По традиции, местом проведения фестиваля является большой луг на берегу реки Дон на Красном холме, близ деревни Татинки, и село Монастырщино (Тульская область). Именно здесь у Татинских бродов князь Дмитрий Иванович со своим войском перешел Дон накануне сражения.
Сегодня на этом знаковом месте вновь на несколько дней воцарится эпоха Средневековья – раскинутся воинские шатры того времени, любители истории двух культур – Руси и Золотой Орды – будут жить по его законам, а гости «Поля Куликова» смогут стать очевидцами той великой битвы.
География участников фестиваля обширна – это представители военно-исторических клубов, индивидуальные участники и мастера из России, Беларуси и других стран. Первый фестиваль в 1997 году собрал 97 любителей средневековой реконструкции из 11 клубов, в основном тульских. С тех пор количество участников и клубов из разных регионов и стран увеличились в несколько раз. Сегодня сюда приезжают и поклонники исторических баталий, и те, кто возрождает традиции давно минувших дней, вне зависимости от пола и возраста. Ведь программа «Поля Куликова» обширна и насыщена мероприятиями.
Так, на фестивале современными ратниками, которые облачаются в исторические костюмы и доспехи, реконструируются конные и пешие турниры, исторические маневры и воинские многоборья, различные поединки. Проходят соревнования лучников и копийщиков, турнир по историческому фехтованию, массовые (по 30-50 человек) бугурты (средневековый бой) на ристалище при свете факелов и исторические бои один на один – парные поединки русских и ордынских воинов.
Главные торжества по случаю годовщины Куликовской битвы проходят на Красном холме Куликова поля, где, спустя шесть веков, вновь сойдутся воины московского князя Дмитрия Ивановича и войско Мамая, снова сразится в поединке Пересвет с Челубеем, сойдутся в схватке вооруженные конницы и пешая рать. И вновь спустя много веков русские воины одержат победу в Куликовской битве.
Не ограничивается фестиваль только «военной» тематикой мероприятий.
Здесь также проходят представление клубов-участников, конкурсы исторической реконструкции доспехов и вооружения, парад-дефиле в исторических костюмах, выступления менестрелей, аттракционы и русские забавы. Всё сопровождает концертно-развлекательная программа. В лагере ратников работает средневековая пивоварня и походная кузница.
А на мастер-классах можно научиться историческим танцам и ремеслам – познакомиться с рельефной техникой росписи золотоордынской посуды, освоить валяние, научиться вязать носки иглой, плести шнурки и даже ковать оружие. Проходят мастер-классы по обжигу керамики, выпечке хлеба, по изготовлению доспехов и костюма, по валянию войлока и крашению ткани, по плетению из лозы, по созданию мозаичных бус и ордынских тумаров, по приготовлению блюд исторической кухни.
Одна из площадок на фестивале – исторический лекторий, где с тематическими докладами и лекциями выступают учёные. И, конечно же, на фестивале неизменных успехом пользуется историческая ярмарка, где можно купить изделия всех вышеперечисленных мастеров и ремесленников, и отведать ярмарочных угощений.
Также в дни проведения фестиваля в храмах Куликова поля в селе Монастырщина и на Красном холме проходят литургии и заупокойные панихиды по воинам, павшим за Отечество во все времена. У памятника Дмитрию Донскому проходят торжественные митинги и различные воинские ритуалы.
Завершается этот исторический праздник награждением участников фестиваля, победивших в различных соревнованиях и конкурсах, которые определяются специальным жюри. Имена лучших ратоборцев вносят в Золотую книгу «Дружина Куликова поля». Яркий финал фестиваля – грандиозный пир и праздничный концерт.
Куликовская битва – важное историческое событие, во многом определившее дальнейшую судьбу русского государства. Поэтому фестиваль «Поле Куликово» – это ещё один шаг к познанию истории и возможность вырваться из современности, пожить несколько дней в средневековье и стать сопричастным великому событию.
Куликовская битва: как русские освободились от мусульманской Орды (American Thinker, США)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор с сочувствием к русской стороне описывает Куликовскую битву. Перед этим он дает негативный по отношению к Орде обзор отношений Руси с исламским миром до и после битвы. Поскольку издание маленькое, он не боится прослыть политически некорректным и явно пишет все, что думает, не боясь обвинений в исламофобии.
Раймонд Ибрагим (Raymond Ibrahim)
8 сентября 1380 года Россия начала свой длительный марш к освобождению от татарского ига, проведя сражение, которое для российской истории важно не меньше, чем битва при Пуатье и осада турками Вены для Запада.
Придя на Русь примерно в 1240 году, монголы были язычниками, но к 1300 году они полностью исламизировались. В их среде начали понимать арабский язык. «В Сарае, как называли столицу Золотой Орды в низовьях Волги, появился весь мусульманский истэблишмент, включая кадиев, муфтиев и им подобных. Там безраздельно властвовал свод мусульманских законов шариат». «С таким багажом русско-татарское общество вступило в средневековой период христианско-мусульманского пограничного противостояния, то есть, в хорошо всем знакомую парадигму вражды и войны, прерываемую краткими промежутками, когда огромные суммы золота и толпы рабов шли из России в Орду».
В 1327 году двоюродный брат золотоордынского Узбек-хана Шевкал («истребитель христианства», как о нем повествуют русские летописи) попросил родственника о благодеянии: «Позволь мне пойти на Русь и уничтожить их христианскую веру, убить их князей и привести к тебе их жен и детей». Узбек-хан согласился. Шевкал во главе огромного войска вторгся на Русь «с огромной надменностью и жестокостью». Он начал страшные гонения на христиан, применяя силу, грабежи, пытки и насилие. Русские понимали причину своих возобновившихся страданий. Повсюду в летописях о них пишут как о «защитниках веры, сражающихся за спасение христианства от мародерствующих неверных, которыми движет религиозная ненависть». Более того, зверства монголов неизменно описываются как примеры «продолжающейся религиозной войны».
Когда в 1359 году государственная структура Золотой Орды начала разрушаться от внутренних разногласий, Московское княжество стало оказывать открытое неповиновение своим хозяевам. Поэтому хан Мамай решил подавить мятежников и «навязать русским ислам». В 1380 году он направился в сторону Москвы во главе 100-тысячного войска, как указывают некоторые источники. Русские приняли вызов, похвастав, что «проверят свои мечи в битве за русскую землю и христианскую веру на доспехах мусульман».
Примерно 50 000 русских под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича вышли и встретили хана на Куликовом поле, находящемся возле реки Дон, за одним из ее притоков. Армии противников были настолько многочисленны, что развернулись по фронту на 12 километров. Христиане заняли выгодные позиции между реками и густыми лесами, ограничив тем самым татарской коннице пространство для маневра и флангового обхода.
«Я не стану защищать свое лицо и прятаться сзади. Давайте все мы как братья будем сражаться вместе, — сказал Дмитрий, когда знать стала уговаривать его поберечься. — Я хочу погибнуть за христианскую веру перед всеми и прежде всех, показав это словом и делом, чтобы все остальные, кто увидит это, набрались храбрости». (У великого князя было и другое, более практичное обоснование преимуществ сражения над пленом: «Лучше нам пасть в сражении, чем стать рабами этих неверных».)
Куликовская битва началась 8 сентября 1380 года, ровно 640 лет тому назад. Летописец пишет: «Это было такое жестокое побоище, такое страшное сражение и великий шум, какого никогда не было в русских княжествах. Кровь текла подобно ливню, и с обеих сторон было много убитых». Русских было вдвое меньше, но они, «желая отомстить татарам за свои обиды», сражались яростно и отчаянно. Верный своему слову Дмитрий всегда был впереди, «нанося удары налево и направо, и многих побив. Сам он был окружен многими татарами и много раз ранен в голову и в тело».
Яростное сражение продолжалось несколько часов. Но несмотря на тяжелые потери, русские при помощи находившейся в засаде, а потом поскакавшей в атаку из густых лесов конницы сумели разгромить мусульман. Таким образом, великий князь Дмитрий, который, узнав о бегстве монголов, мгновенно потерял сознание от большой кровопотери и едва не умер, привел русских к их первой крупной победе над золотоордынскими угнетателями за 150 лет их «ига». Куликовская битва развеяла миф о непобедимости монголов, а Москва удостоилась больших почестей.
Но до полного освобождения было еще 100 лет. К 1382 году ордынцы оправились, набрались сил, обзавелись новым ханом вместо Мамая и напали на Москву. Они дотла сожгли почти весь город и оставили после себя 24 000 трупов. Но жизнестойкое княжество осталось главной русской занозой в боку у Орды. В 1409 году эмир Едигей предупредил великого князя Василия Дмитриевича о необходимости в полной мере выплачивать подушевую подать (у мусульман она называется джизья). Почему? «Чтобы беда не постигла твою землю, христиане не встретили свой смертный час, а наш гнев и война не пали на вас». Предупреждение было проигнорировано, и Едигей пошел в поход, в котором пограбил и пожег много населенных пунктов, включая Москву. Правда, захватить ее он так и не смог.
То, что было достигнуто на Куликовом поле, у русских уже нельзя было отнять, «провернуть назад», как это делается с кинопленкой. В последующие десятилетия Москва продолжала усиливаться, рос ее престиж, а Орда постепенно ослабевала и теряла влияние. Наконец, в октябре 1480 года, ровно через 100 лет после Куликовской битвы, два войска, русское и ордынское, сошлись на реке Угре, и «тогда пришел конец ордынским царям», как пишет летописец.