Содержание
Куликовская битва: кто воевал в ней на самом деле
Пожалуй, нет более противоречивого события в русской истории, чем Куликовская битва. За последнее время оно обросло большим количеством мифов, домыслов и разоблачений. Ставится под сомнение даже сам факт этого сражения.
Фото: Русская семеркаРусская семерка
Битва-легенда
Видео дня
Согласно официальной версии Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович (позднее Донской) решив покончить с монгольским темником Мамаем, увеличившим размеры выплачиваемой дани, собирает большое войско.
Выбрав наиболее удачное место – поле между Доном и Непрядвой – Дмитрий встречает двигающееся в сторону Москвы монгольское войско и наносит Мамаю поражение. Сведения о Куликовской битве отечественная история в основном черпает из четырех источников – «Сказании о Мамаевом побоище», «Краткой летописной повести о Куликовской битве», «Пространной летописной повести о Куликовской битве» и «Задонщины».
Однако эти сочинения грешат неточностями и литературным вымыслом. Но главная проблема в том, что в зарубежных источниках нет прямого упоминания как о Куликовской битве, так и о Дмитрии Донском. Учитывая скудность сведений, большие сомнения у части историков вызывают многие факты: состав и количество противодействующих сторон, место и дата сражения, а также его итоги. Более того, некоторые исследователи и вовсе отрицают реальность Куликовской битвы.
Противостоящие стороны
На некоторых старинных фресках и миниатюрах, посвященных Куликовской битве, мы можем увидеть любопытную деталь: лица, обмундирование и даже стяги враждующих армий написаны в одной манере.
Что это – отсутствие у живописцев мастерства? Вряд ли. Более того, на фрагменте иконы «Сергий Радонежский с житиями» в стане войска Дмитрия Донского изображены лица с явными монголоидными чертами. Как тут не вспомнить Льва Гумилева, утверждавшего, что татары составляли костяк московского войска.
Впрочем, по словам искусствоведа Виктории Горшковой «в иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности». Но вполне возможно что это не аллегорический образ, а реальное отражение событий. Приоткрыть загадку может подпись на одной из миниатюр с изображением Мамаева побоища: «и побеже Мамаи со князи своими».
Известно, что Дмитрий Донской был в союзе с монгольским ханом Тохтамышем, а соперник Тохтамыша Мамай объединял свои силы с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Больше того, западные мамаевы улусы были населены преимущественно христианами, которые и могли влиться в ордынскую армию.
Также масла в огонь добавляют исследования Е. Карновича и В. Чечулина, которые выяснили, что христианских имен в среде русской знати того времени почти не встречается, а тюркские – часто. Все это вписывается в непривычную концепцию сражения, в котором с обеих сторон выступали интернациональные отряды. Другие исследователи делают еще более смелые выводы. К примеру, автор «Новой хронологии» Анатолий Фоменко утверждает, что Куликовская битва это выяснение отношений между русскими князьями, а историк Рустам Наби видит в ней столкновение войск Мамая и Тохтамыша.
Военные маневры
Много загадочного и в подготовке к битве. Ученый Вадим Каргалов отмечает: «Недостаточно ясными представляются и хронология похода, и его маршрут, и время перехода русского войска через Дон».
Для историка Евгения Харина также противоречива картина движения войск: «оба войска шли для встречи под прямым углом друг к другу по восточному берегу Дона (москвичи – на юг, татары – на запад.), затем переправились через него почти в одном месте, чтобы сразиться на другом берегу!». Но некоторые исследователи, объясняя странный маневр, считают, что с севера двигались не русские отряды, а войско Тохтамыша. Есть вопросы и по поводу количественного состава воюющих сторон. В отечественной истории чаще всего фигурировали цифры: 150 тысяч русских против 300 тысяч монголо-татар. Однако сейчас численность обеих сторон заметно снижена – не более 30 тысяч ратников и 60 тысяч ордынцев.
У некоторых исследователей вызывает вопросы не столько исход битвы, столько ее окончание. Известно, что русские добились решающего перевеса, использовав засадный полк. Рустам Наби, к примеру, не верит в столь легкую победу, утверждая что сильное и опытное монгольское войско не могло так просто обратиться в бегство, не бросив в бой свои последние резервы.
Место сражения
Самая уязвимая и спорная часть в традиционной концепции Куликовской битвы — это место, где она происходила. Когда в 1980 году отмечалось 600-летие сражения оказалось, что на Куликовском поле не проводилось настоящих археологических раскопок. Однако попытки что-либо обнаружить принесли очень скудные результаты: несколько десятков металлических фрагментов с неопределенной датировкой.
Это дало новые силы скептикам заявлять что Куликовская битва состоялась совершенно в другом месте. Еще в своде булгарских летописей назывались иные координаты Куликовской битвы – между современными реками Красивая Меча и Сосна, что чуть в стороне от Куликова поля. Но некоторые современные исследователи – сторонники «новой хронологии» – в прямом смысле пошли дальше.
Место Куликовской битвы, по их мнению, расположено практически напротив Московского Кремля – там где сейчас высится огромное здание Военной академии РВСН им. Петра Великого. Раньше здесь был Воспитательный Дом, который построили, по мнению тех же исследователей, с целью сокрытия следов реального места битвы.
Но на месте находящегося рядом храма Всех Святых на Кулишках, по некоторым данным, до Куликовской битвы уже стояла церковь, по другим – здесь рос лес, что делает это место невозможным для проведения крупномасштабного сражения.
Битва, потерянная во времени
Однако ряд исследователей считает что никакой Куликовской битвы не было. Часть из них ссылается на сведения европейских хронистов. Так, жившие на рубеже XIV-XV веков Иоганн Пошильге, Дитмар Любекский и Альберт Кранц практически одновременно описывают крупное сражение между русскими и татарами в 1380 году, называя его «битвой у Синей Воды».
Эти описания отчасти перекликаются с русскими летописями о Куликовской битве. Но возможно ли, что «Битва на Синих Водах» между отрядами литовского князя Ольгерда и ордынскими войсками, произошедшая в 1362 году и Мамаево побоище одно и тоже событие?
Другая часть исследователей склоняется к мнению, что Куликовская битва, скорее всего, может быть объединена с битвой между Тохтамышем и Мамаем (ввиду близости дат), произошедшей в 1381 году. Впрочем и Куликово поле в этой версии присутствует. Рустам Наби считает, что возвращающиеся в Москву русские войска могли на этом месте подвергнуться нападению не участвовавших в битве рязанцев. О чем сообщают и русские летописи.
Шесть подземных квадратов
Возможно, решить головоломку Куликовской битвы помогут недавние открытия. С помощью пространственного георадара «Лоза» специалисты Института изучения земной коры и магнетизма обнаружили на Куликовом поле шесть подземных квадратов, что, по их мнению, может быть воинскими братскими могилами.
Профессор Виктор Звягин рассказывает, что «содержимым подземного объекта является прах, подобный тому, который обнаруживается в захоронениях с полным разрушением плоти, включая костную ткань».
Эту версию поддерживает замдиректора музея «Куликово поле» Андрей Наумов. Более того, он считает, что сомнения в реальности состоявшейся здесь в 1380 году битвы лишены основания. Отсутствие большого количества археологических находок на месте битвы он объясняет огромной ценностью одежды, оружия и доспехов. К примеру, стоимость полного комплекта доспехов равнялась стоимости 40 коров. В короткие сроки после битвы «добро» было практически полностью унесено.
И все-таки герой! Как Дмитрий Донской спас Русь от Мамая
Что на самом деле значила битва на Куликовом поле для двух союзников – Руси и Золотой Орды
Недоуменное внимание специалистов привлек пост блогера Igor Nosikot
«В этот день Дмитрий Донской вчистую проиграл Куликовскую битву», опубликованный также в «Новых Известиях» под названием «»Мамай – не главное. Почему «Дмитрий Донской был разгромлен на Куликовом поле».
Да, официозная историография частенько так далековата (скажем мягко) от реальной картины событий, что ее опровергатели заранее имеют некий кредит доверия. Но не менее опасно, оспаривая «патриотические» мифы, нагромождать новые, еще более далекие от фактов.
Сергей Баймухаметов
Основной тезис блогера Igor Nosikot: «Воины великого князя Дмитрия Ивановича в ходе ожесточенного сражения разбили отряды узурпатора Мамая, но понесли такие потери, что подошедшие войска ВКЛ (западно-русского государства, о нём тут) и отряды Олега Рязанского без особого труда нанесли им сокрушительное поражение, после чего заняли Москву Дмитрий бежал на северо-восток княжества. Отбить Москву смог Тохтамыш (чингизид) в 1382 году»,
Здесь не только полная неправда («заняли Москву»), но и в одну кучу свалены события, разнесенные и по времени, и по историческим обстоятельствам. Поэтому отдельно – о Куликовской битве и отдельно, в следующей статье – о детективно закрученных событиях 1382 года.
Да, у нас Мамай все еще считается ханом Золотой Орды. И битва Дмитрия Донского на Куликовом поле — войной с Золотой Ордой и победой над ней. Но ни Дмитрий, ни другие русские князья, ни – главное – Русская православная церковь никогда в то время не выступали против Золотой Орды и никогда не ставили знак равенства между Мамаем и Золотой Ордой.
Тогда в Орде была «великая замятня». Твердой власти не стало, ханы убивали и травили друг друга в борьбе за трон. Огромным влиянием пользовался там темник (командир тумена, конной дивизии) Мамай. Когда у власти был его тесть хан Бердибек, он фактически руководил армией. Но ханом не был, и не мог стать никогда по причине того, что не был чингизидом, потомком Чингисхана. Он создал свою, могущественную Мамаеву Орду в Крыму, стал властелином громадных пространств, командующим огромной армии, диктуя свою волю и Москве, и Рязани, и Золотой Орде, и в чем-то даже Ягайло, великому князю Литвы. Вот против кого и выступил Дмитрий Московский.
Но назвать его последовательным борцом с Мамаем опять же ошибка. Не было в тогдашней политике прямых, однозначных решений и действий. Ко времени усиления Мамая князь Дмитрий уже взрослый человек, вполне зрелый политик. Учтем, что всю жизнь, с младых лет, он руководил страной по советам своего наставника с детства – митрополита Алексия, фактического правителя Руси с 1363 года. (Этот человек, создатель Русского государства, полузабыт народом и церковью.) А митрополит Алексий был верным и последовательным союзником Золотой Орды, его связывала личная дружба с ханом Джанибеком и ханшой Тайдулой. Но когда Джанибека и Тайдулы не стало, когда в Орде начались разор и смута, когда огромная власть сосредоточилась в руках Мамая, — Алексий и Дмитрий признали его власть. А куда деваться? Объявлять Мамаю войну бессмысленно. И, главное, во имя чего? Ради вассальных обязательств перед Золотой Ордой и законной ханской властью, которых тогда просто не существовало?
Митрополит Алексий и князь Дмитрий жили в сложном и жестоком мире, и были изощренными политиками. Их использовал Мамай в своих целях, но и они использовали Мамая. Например, князь Дмитрий вместе с Мамаем воевал против Олега Рязанского, своего ближайшего соседа и вечного противника. И очередной ярлык на великое княжение, то есть на власть над Русью, получил из рук Мамая
Такой была реальность.
К концу десятилетия, особенно к 1380 году, политическая картина изменилась, положение Мамая ухудшилось. Законным преемником золотоордынского трона стал Тохтамыш — хан Синей Орды, владения которой простирались в нынешней Западной Сибири, Северном Казахстане, по бассейну Ишима, Иртыша и Оби. Сильный, могучий хан, самый авторитетный в империи. Он собрал армию и двинулся к Золотой Орде, к своему законному трону.
Дмитрий делает решительный выбор — порывает с Мамаем и переходит на сторону Тохтамыша. На Руси он уже провозглашен «царем Тохтамышем».
Ситуация, критическая не только для Мамая, но и для Запада. Если Тохтамыш утвердится на троне, то планы католической церкви рухнут в очередной раз, как это было при Александре Невском, который и заключил военно-политический союз Руси и Золотой Орды.
Владимирская Русь во времена Александра Невского и Дмитрия Донского была опорой Орды, а Золотая Орда — опорой Владимирской Руси. Связаны воедино. Рухнет один – одолеют и другого. А против русско-ордынской конницы ливонско-тевтонские рыцари были бессильны. Потому-то и снарядили против Руси армии Мамая и великого литовского князя Ягайло, принявшего католичество. Литва в те века была копьем Запада, направленным против Востока. В двухтомном труде германского историка Эдуарда Винтера «Россия и папство» прямо говорится, что Ватикан планировал «завоевание Руси при посредстве Литвы… Во имя пап и с их благословения. Литовские князья действовали так усердно, что образовавшееся Великое княжество Литовское на 9/10 состояло из областей Древней Руси… При Клименте VI Литва заняла центральное место в планах захвата Руси».
Великий литовский князь Ольгерд перед смертью предпринимал два похода на Москву, а в перерывах между ними всячески поддерживал Тверь в ее постоянной вражде к Москве. Тверь не присоединилась к Дмитрию на Куликовом поле потому, что была союзницей Литвы. Потому что за пять лет до Куликова поля московские войска Дмитрия вели осаду Твери.
Если с севера наступление шло через Литву, то с юга – из Крыма. В XIII веке там образовалась мощная генуэзская колония – города Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Солдайю (Судак). Золотая Орда уже утратила власть над Крымом, а Мамай, ставший там «царем», сам опирался на финансовую мощь этих городов, стоящей за ними Генуи и, соответственно, на папство. В сказаниях о Куликовской битве с точностью указываются наемники, в том числе и «фряги» – то есть итальянцы из генуэзских колоний в Крыму, а также говорится о замыслах Мамая: «Когда войду в Русь и убью их князя, то какие грады прекрасные подойдут нам, там сядем и будем Русью владеть». Что еще раз подтверждает, что Мамай к политике Золотой Орды никакого отношения не имел, и действовал как раз против ее воли, традиций, законов и интересов. Золотая Орда никогда не прибегала к услугам наемников, никогда не завоевывала и не стремилась завоевать Русь. Двести пятьдесят лет, со времен Батыя и Александра Невского, они сосуществовали рядом, на правах сюзерена и вассала. Со всеми конфликтами, набегами, походами, участием в усобицах удельных князей, однако без завоевания. Очевидно, что Мамай тут выполнял волю своих западных союзников.
Но общие планы крестового похода совпадали и с личными устремлениями и планами Мамая. С приходом Тохтамыша его власть кончалась сама собой. А теперь, когда Дмитрий порвал с ним и поддержал Тохтамыша, надежды на сохранение хотя бы влияния на Орду и вовсе превращались в дым. Значит, оставался только Крым, но и там Мамай не чувствовал себя хозяином, потому как там уже правили деньги генуэзских купцов. (Доказательство – дальнейшая судьба Мамая. После поражения от Дмитрия на Куликовом поле и на Калке – от Тохтамыша, он бежал в Крым, где его и убили при неизвестных обстоятельствах.)
Последний шанс Мамая – перенести ставку в Москву. И потому он заключает союз с Олегом Рязанским и Ягайло, чтобы до прихода Тохтамыша «там сесть и Русью владеть», разделив ее. Олег Рязанский в письме к Ягайло загодя расписывает, кому что достанется: «Ныне же, князь, пришло наше время!. . Царь даст тебе град Москву, да и иные грады, прилегающие к твоему княжению, а мне даст град Коломну, да Владимир, да Муром, что стоят близко к моему княжению».
Три армии – рязанская, литовская и мамаевская — вышли в поход, абсолютно уверенные в успехе. Прежде всего потому, что они опережали Тохтамыша – Тохтамыш со своей армией не успевал ни к Сараю, ни к Москве, ни к Куликову полю.
Но, видно, Господь простер тогда руки свои над Русью. К сече на Куликовом поле на один переход опоздала армия Ягайло, потому что шла через покоренные литовцами черниговские и новгород-северские земли, население которых всячески ей препятствовало. (Тут непременно надо сделать географическую поправку. А то когда я пишу «Литва», перед взором читателя предстает нынешняя Литва, Балтика, западное направление. На самом деле Ягайло шел к Куликову полю с юго-юго-запада, от Киева. Ставка Ягайло, а затем Витовта была в Киеве, который в те времена являлся одним из главных городов Великого княжества Литовского. )
Опоздал к битве и Олег Рязанский. Как и почему – неизвестно. Но князь Дмитрий на всякий случай перевел ополчение через Дон, навстречу Мамаю. Тем самым он и себе ограничил маневр, возможность отступления, но Доном же он оградился от удара в спину со стороны дружин Олега Рязанского.
И кто знает, как сложилась бы история Руси, соединись тогда армии Мамая, Ягайло и Олега Рязанского.
Таким было положение на день 8 сентября 1380 года – день Куликовской битвы.
Разбив Мамая, князь Дмитрий отправил послов «со многими дарами к царю Тохтамышу».
Затем Тохтамыш добил Мамаяв сражении на Калке и немедля отправил послов к «Дмитрию и всем русским князьям». С известием, «как супротивника своего и их врага Мамая победил».
«Супротивника своего и их врага». Общего врага. Так гласят не до конца «отредактированные» и потому малоизвестные Симеоновская и Рогожская летописи.
(До сих пор на раке с мощами Дмитрия Донского в Архангельском соборе Кремля укреплена табличка с надписью, что Дмитрий на Куликовом поле воевал с Золотой Ордой. )
Поэтому совершенно непонятны утверждения блогера Igor Nosikot: «В целом правление Дмитрия Донского стоит оценивать как бедственное для Руси».
Русские, разбив Мамая и сохранив трон Золотой Орды для законного хана Тохтамыша, тем самым отстояли себя, свою государственность и веру. Не случайно именно на Куликовом поле, как нигде и никогда ранее, ощутимо проявилось даже не влияние, а руководство православной церкви. Ведь главным союзником Мамая был Ягайло, то есть за Мамаем стояла могучая католическая Литва, через которую шло наступление Римской церкви. А русские князья, объединенные вокруг Дмитрия Донского, и православные иерархи считали своим сюзереном законного хана Золотой Орды «царя Тохтамыша».
Дмитрий Донской продолжил и упрочил союз с Ордой, заложенный Александром Невским: внук Батыя хан Менгу-Тимур помогал Новгороду, посылал конницу против немецких рыцарей, Тохта дружил с Михаилом Тверским, Джанибек — с митрополитом Алексием, хан Узбек был шурином великого князя Юрия Даниловича Московского (выдал за него свою сестру Кончаку, в крещении – Агафью), а после смерти Юрия дружил с его братом Иваном Калитой. Союз, благодаря которому они совместно противостояли Западу вообще и Литве в частности. Историки-то знают, а нам для ясности надо чаще смотреть на древние карты. В те века Московская Русь была мала, а Литва велика и могуча и при случае могла поглотить Московское княжество, как до этого поглотила Киев, Чернигов, Смоленск, Брянск, Полоцк….
На Куликовом поле князья впервые сплотились вокруг Москвы и признали ее главенство. Это мы называем их русскими, а они себя считали ярославцами, владимирцами, белозерцами, муромцами… И только на Куликовом поле и после него будто некое дуновение истории просквозило души: в князьях и дружинниках, боярах и смердах появилось осознание, что все они — русские. Конечно, междуусобная резня продолжалась еще долго. И не случайно, самая жестокая рознь была с тверичами и новгородцами, которые на Куликово поле как раз и не пришли.
Дмитрий Донской, как и Александр Невский, причислен Русской православной церковью к лику святых. То есть церковь точно знала, что князья-воители, во всем опиравшиеся на «поганых татар», защищали прежде всего православную веру от католической экспансии Запада. Церковь точно знала, что «поганые татары» – боевой щит православной веры в течение трех веков средневековья, трех веков становления Русского государства.
После смерти Тохтамыша в Орде вновь началась смута. Но Московская Русь уже окрепла. Менее чем через век Золотая Орда распалась сама собой, и вассальная зависимость от нее отпала. А затем уже Русь заняла на этих огромных пространствах главенствующее положение.
В заключение — поучительный факт, говорящий о том, как все в истории переплетено. Вроде бы с Мамаем теперь всё ясно: никакой не хан, а узурпатор. Но его след в русской истории на этом не исчез. Потому что Мамаевичи породнились с Рюриковичами. После Куликовской битвы потомки Мамая служили Литве. Одного из них, кстати, также по имени Мамай, великий князь Витовт пожаловал городом Глинск и княжеским титулом. Так возник могучий клан князей Глинских. Потом знатные литовские князья Глинские ушли на Русь и стали русскими князьями Глинскими. Елена Глинская вышла замуж за великого Московского князя Василия III и стала матерью княжича Ивана, известного как первый русский царь Иван Грозный.
(О событиях 1382 года – в следующей статье.)
Сюжеты:
Былое
Материалы по теме:
Россияне хотят отмечать Куликовскую битву, но не знают когда
В честь юбилея Куликовской битвы в центре Москвы ограничат движение
Мамай — не главное. Почему Дмитрий Донской был разгромлен в Куликовской битве
ПравославиеИстория РоссииИсториявойна
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
GORILLA MMA SERIES: МЫ ПРОВОДИМ 30-ЛЕТИЕ!
Прямая трансляция Gorilla MMA Series – 30: Куликово поле 7 состоится 17 апреля на M-1 Global в 19:00 по московскому времени.
30-й турнир Gorilla MMA Series пройдет 17 апреля в Калининграде и будет называться «Куликово поле 7». В главном поединке любители ММА увидят одного из самых популярных и креативных бойцов Gorilla MMA Series Сергея Бобрышева. Ему предстоит встретиться с опытным и опасным Рамазаном Амировым. В со-главном поединке мы увидим бой между Никитой Кочетковым и Олегом Личковахой.
Предстоящий основной бой для Сергея Бобрышева станет 4-м на наших турнирах. Его последний бой с Алексеем Ляпуновым получил приз MMA Series Awards 2020 как «Лучший бой». Также на его счету две досрочные победы в последних трех боях, а всего за карьеру Сергей имеет досрочные победы 7 раз из 8 (5 КО и 2 замены).
Соперник Сергея Бобрышева – Рамазан Амиров из Дагестана. Амиров начал карьеру в 2015 году и на данный момент в его активе 5 побед, из них 3 досрочные. В августе 2019 г.дагестанский боец сразился со звездой таджикских ММА Нурулло Алиевым в GFC, а в ноябре 2019 года дрался в последний раз.
Непосредственно перед боем Бобрышева и Амирова мы увидим Никиту Кочеткова против Олега Личковахи. Предстоящий бой для Никиты станет 2-м в серии Gorilla MMA Series, где он победил Шерзода Каюмова. Кочетков из «Р.О.Д.» Бойцовский клуб имеет в своей карьере 19 боев и 12 побед. Семь раз были досрочные победы. Его соперник Олег Личковаха в последний раз дрался в Brave FC против легендарного экс-претендента на титул UFC Али Багаутинова, и Олег оказал серьезное сопротивление. Боец из Калининграда выиграл 14 боев и всего 5 раз проиграл, а также 2 раза сыграл вничью.
Также нас ждет интересный дебют в Gorilla MMA Series – 30: Куликово поле 7 Дмитрия Андрюшко, известного своим выступлением в популярной «поп-ММА» организации «Наше дело». В последний раз красноярский тяжеловес дрался на AMC Fight Nights против Вагаба Вагабова. Соперником Андрюшко станет Денис Эзута из Волгограда, который проведет второй бой в серии Gorilla MMA Series.
Каждое закрытое мероприятие будет проходить в самых строгих условиях, определяемых квалифицированными врачами. Все бойцы и участники проходят тестирование и наблюдение на COVID-19.подготовленными медицинскими работниками. Все, кто поддерживает борьбу, в целях безопасности будут носить маски.
Посмотреть турниры серии ММА Gorilla можно:
• на телеканале М-1 Global в пакетах кабельных, спутниковых и ОТТ операторов
• на сайте www.mma-series.com
• на серии ММА Gorilla YouTube (премиум-подписка)
Турнир будет транслироваться на международном уровне (не в России и СНГ) на живой и интерактивной платформе ClashTV. Приложение ClashTV позволяет вам делать больше, чем просто смотреть — вы можете голосовать за бойца, который, по вашему мнению, должен победить, вы можете общаться с друзьями в Интернете во время просмотра и зарабатывать социальный капитал.
Скачать приложение ClashTV в Apple Store и зарегистрироваться:
https://apps.apple.com/tt/app/clashtv/id1468675126
Подробности на www.clsh.tv
Правоверный Димитрий Донской, Великий Князь Московский
Тропарь и кондак
Благоверный великий князь Димитрий Московский родился в 1350 году. Отец его умер, когда Димитрий был еще младенцем, и поэтому он был вверен наставлению святителю Алексию Московскому (память 12 февраля). Святой князь Димитрий сочетал христианское благочестие с замечательными политическими талантами, посвятив себя объединению земли Русской и освобождению России от татаро-монгольского ига.
18 августа 1380 года, собрав силы для решающего сражения с Мамаем Золотоордынским, святой Димитрий посетил преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября) для получения его благословения. Старец благословил двух монахов из своего монастыря, схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], ехать с ними и помогать князю. Он также предсказал победу святого Димитрия. Князь покинул Москву со своим войском 20 августа и двинулся на Коломну.
Однажды, когда они разбивали лагерь перед Куликовской битвой, в воздухе появилась икона Святителя Николая, зависшая над сосной, и спустилась в руки святого Димитрия. Существует более поздняя икона, изображающая это событие, где святой Димитрий преклонил колени перед иконой святителя Николая и возложил свой золотой венец к корням дерева.
Одним из сражавшихся в Куликовской битве был литовский князь по имени Монтвид Монтвило, который спас жизнь святому Димитрию, защитив его от татарского меча своим телом. В ту ночь он увидел во сне святого Николая. Святой чудотворец сказал ему, что смягчил удар тем, что князь Монтвило носил на груди икону святителя Николая, являвшуюся семейной реликвией. В обмен на спасение жизни князя святитель Николай сказал князю Монтвило, что один из его потомков сослужит великую службу России.
С годами литовское имя Монтвило стало русским Мотовилов. Александр Мотовилов, потомок князя Монтвило, сделал предложение и был отвергнут предполагаемой невестой Марией, поэтому он поступил в монастырь. Его послушанием было работать в просфорной пекарне, но однажды он почувствовал себя настолько утомленным, что заснул в полдень. Ему явился святитель Николай и сказал: «Александр, твой путь лежит не в монастырь, а в семейную жизнь. Ты обретешь свое счастье с Марией, которая отвергла тебя. Она родит тебе сына, которого ты назовешь Николаем. «Бог требует его! Я святой Николай, и я буду покровителем рода Мотовиловых. Я был таковым с тех пор, как ваш предок, князь Монтвид Монтвило, служил в войске князя Димитрия Донского. Во время Куликовской битвы , татарский воин, поразивший монахов Александра и Андрея, бросился на великого князя с мечом, но твой предок принял удар, и меч попал в мою икону, которую он носил на груди.Он был бы убит, если бы я не смягчил удара, а затем сразил татарина рукой Монвида».
Икона Святителя Николая Чудотворца, поврежденная татарским мечом, хранилась как святыня в семье Георгия Николаевича Мотовилова.
Николай Александрович Мотовилов родился 3 мая 1809 г., а преставился 14 января 1879 г. Великой его заслугой перед Россией была, конечно, запись беседы с преподобным Серафимом Саровским (память 2 января) о цели Христианская жизнь и как стяжать благодать Святого Духа.
Выиграв битву, Князь приказал отслужить Благодарственный Молебен Богу и Святителю Николаю. Позже он построил на этом месте церковь и монастырь во имя святителя Николая.
После победы на Куликовом поле, между реками Дон и Непрядва (8 сентября, в Великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы) князь Димитрий получил почетное звание «Донской». Он основал Успенский монастырь на реке Дубенке и церковь Рождества Пресвятой Богородицы у могил погибших за Родину. Памятная суббота перед праздником святого Димитрия Солунского (26 октября) установлена в память о православных воинах, павших на Куликовом поле в великой битве с ордынцами.