Кто такой коловрат в россии: Коловрат в России » Перуница

Татарского активиста арестовали за картинку – Общество – Коммерсантъ Казань

За несколько дней до президентских выборов активиста союза татарской молодежи «Азатлык» Батырхана Агзамова арестовали на пять суток. Поводом послужило опубликованное им в социальной сети «ВКонтакте» изображение коловрата — «знака русских националистов». Запрещенную символику обнаружили сотрудники центра по противодействию экстремизму. В «Азатлыке» заявляют, что господина Агзамова наказали в связи с его активной общественной деятельностью: он участвовал в акциях за обязательное преподавание татарского языка. Эксперты соглашаются, что применение статьи о пропаганде нацизма в отношении оппозиционного активиста является «элементом политического давления».


Фото: СТМ «Азатлык»

В среду Кировский районный суд Казани назначил активисту «Азатлыка» Батырхану Агзамову пять суток административного ареста. Федеральный судья Владимир Морозов признал его виновным по ч.  1 ст. 20.3 КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Поводом для наказания послужило размещение господином Агзамовым в социальной сети «ВКонтакте» изображения коловрата.

Напомним, Батырхан Агзамов активно участвовал в акциях «Азатлыка» в защиту татарского языка (перестал быть обязательным в школах после проверок прокуратуры осенью 2017 года). Активист неоднократно проводил одиночные пикеты, критиковал республиканские и федеральные власти. Господин Агзамов является заместителем главного редактора газеты «Тюркский взгляд».

Как сообщал „Ъ“ 31 января, административное дело в отношении активиста было возбуждено прокуратурой Кировского района Казани в начале этого года по материалам центра по противодействию экстремизму МВД по Татарстану. В конце 2017 года полицейские обнаружили, что на странице господина Агзамова «размещены и доступны для общего пользования материалы экстремистского содержания». Речь идет о «демотиваторе», который активист выложил еще в 2016 году в связи «с протестом против войны в Украине»: на левой части коллажа был изображен боец самопровозглашенной Донецкой народной республики возле обгоревшего трупа, а справа ему вручали «нашивку, на которой изображен коловрат».

Борцы с экстремизмом заручились поддержкой эксперта республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Тамары Губаевой. Она подготовила заключение о том, что «коловрат — один из множественных графических вариантов свастики», который «в 90-е годы XX века стал знаком русских националистов». Прокуратура пришла к выводу, что коловрат схож «до степени смешения» с нацисткой символикой. В деле сказано, что решением Красноармейского суда Волгограда коловрат включен в федеральный список экстремистских материалов. Сам господин Агзамов заявлял, что картинка «по своему смыслу скорее осуждает, чем одобряет нацизм и его идеи»: «Дураку ясно, что выложил я эту картинку не с целью пропаганды нацистской символики или тем более самого нацизма».

В суде Батырхана Агзамова защищал его коллега по союзу «Азатлык» Наиль Набиуллин. Он просил судью прекратить дела за отсутствием состава административного правонарушения: «Агзамов в принципе не может совершить правонарушение в этой сфере. Он является истинным интернационалистом. Отстаивает права всех народов. Мы не оправдываем нацизм и никогда не будем этого делать. Судить человека за то, что он никогда не делал, — это неправильно». Защитник также сослался на позицию Роскомнадзора от 15 апреля 2015 года, согласно которой «демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму». Старший помощник прокурора Кировского района Азат Нигматуллин настаивал на виновности активиста.

Отметим, что ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает также штраф. Однако судья Владимир Морозов, указав в решении, что «смягчающим ответственность обстоятельством являются положительные характеристики» Батырхана Агзамова, пришел к выводу «о необходимости назначения наказания в виде административного ареста».

Перед арестом господин Агзамов написал жалобу на решение райсуда в Верховный суд Татарстана. В заключении активист будет находиться до 19 марта. Наиль Набиуллин считает, что Батырхана Агзамова наказали за то, что он «активно защищал татарский язык, права тюркских народов»: «Наверное, это предупреждение, чтобы другим повадно не было. Его решили таким образом припугнуть». Господин Набиуллин также отметил, что решение об аресте принято накануне президентских выборов 18 марта. На свободу активист выйдет, когда голосование уже состоится.

Глава информационно-аналитического центра «Сова» (занимается мониторингом применения антиэкстремистского законодательства), член президентского Совета по правам человека Александр Верховский говорит, что коловрат — «конечно же, никакой не нацистский символ», однако ст. 20.3 КоАП предусматривает наказание и за «прочую запрещенную символику», к которым относится символика отдельных русских националистических организаций. При этом, по его словам, не все разновидности коловрата запрещены. Господин Верховский добавляет, что, «к сожалению, закон сформулирован так, что не имеет значения, с какой целью демонстрируется» свастика или другие запрещенные символы. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект о разрешении показа нацистской символики без цели пропаганды. Однако пока «он никак не продвигается», отмечает эксперт. «Привлечь к ответственности за демонстрацию такой символики — беспроигрышная вещь. Конечно, если речь идет о наказании активиста оппозиционного движения, то это можно рассматривать как элемент политического давления», — заключает глава центра.

Кирилл Антонов










Картина дня









Расизм, который мы потеряли | Батенька, да вы трансформер

Защита

Текст:

Виктория Рипа

Редактор:

Семён Шешенин

Иллюстрации:

Евгений Зубков

04 февраля 2020

Многие задаются вопросом: правда ли, что коловрат — это свастика? А если это не свастика, то почему его носят нацисты? А если они не нацисты, то почему они носят свастику? А если это не свастика и они не нацисты, то что происходит? По просьбе самиздата автор твиттера «твоя любимая еврейка» Виктория Рипа связалась с торговцами правым мерчем, их покупателями и противниками и изучила эволюцию опознавательных знаков у современных российских правых в эпоху, когда почти вся их символика оказалась под запретом.

Я выросла в еврейских лагерях. Звучит забавно, но именно так мы, еврейские ребята, называли между собой летние, а иногда и зимние детские лагеря. Там, помимо обычных для таких мест развлечений в виде спортивных и настольных игр, кружков по изготовлению бесполезных штук из говна и палок и дневного сна, мы изучали культуру, обычаи и традиции еврейского народа. 

Первый раз я попала туда в 2008 году. Мне было девять лет, и я вместе с кучей еврейских детишек ехала в душном автобусе-буханке в санаторий под Сызранью, где должен был проводиться лагерь. Дорога из Самары занимала четыре с лишним часа, и за это время я успела заболеть, проблеваться, упасть в обморок и увидеть своего ровесника, который тоже направлялся в лагерь, с огромным резным деревянным крестом на шее. На нём была майка с надписью «Я русский». Тогда у меня возникли вопросы. 

Как каноничный еврейский ребенок я позвонила маме, описала ситуацию, на что получила ответ: мол, хрен пойми, конечно, что этот мальчик там делает, но так бывает. И проворчала что-то вроде: «Ну вот мы же в христианский лагерь еврейского ребенка не пихаем», а затем сменила тему и стала расспрашивать о моём самочувствии. 

Лагерь закончился, мальчик растворился в прошлом, и я не вспоминала о нём до тех пор, пока не увидела во «ВКонтакте» рекламу паблика в стиле «Русский? Тогда давай к нам!» Не понимаю, как эта реклама появилась у меня, но интереса ради я пошла на неё посмотреть.

Последняя дискотека

Михаил Боков, Соня Коршенбойм

Новый выпуск «Русской готики» писателя Михаила Бокова, в котором он рассказывает, как в обычном пионерском лагере случилась лесбийская драма

Мне тогда было лет пятнадцать, и до этого момента я понятия не имела, кто такие правые, и даже плохо представляла себе, как они могут выглядеть. То есть я была в курсе, что такое явление существует, но подробности мне были неинтересны. В этой группе мужчины в футболках со знакомыми по самарской «буханке» надписями и набитыми свастиками писали о «титульной русской нации» и о необходимости унижения других.  

Несмотря на то, что, по данным «Левада-центра», уровень этнофобии сегодня приблизился к показателям 2011 года и в 2019 году вновь достиг 71 %, я никогда в жизни не сталкивалась с агрессивным антисемитизмом. Мало того, большую часть жизни я думала, что нацисты — это в массе своей персонажи документального кино про войну, которых можно легко идентифицировать в первую очередь по чёрной шинели, нашивке со свастикой или чему-то подобному. 

Подъём правых в России и волну уличного насилия нулевых я в общем пропустила и полагала, что все эти персонажи из пабликов во «ВКонтакте» канули в лету. Люди больше не носят эти майки с наивными лозунгами, не лезут на амбразуру, как было на Манежной в 2011 году. Кажется, если сейчас увижу на улице правого, то, скорее всего, не отличу его от остальных прохожих. 

Правый мерч

В 2015 году в интервью украинскому изданию «Мясо» основатель патриотического бренда SvaStone Арсений Климачёв рассказал, что их продукция продаётся в России, а если продаётся, то значит, на неё «реагируют довольно позитивно, хотя, понятное дело, не все».  

Через три года после этого, в 2018-м, даже издание Life сообщило, что «в российских магазинах продают одежду „от правосеков“», намекая на товары от SvaStone и подчеркнув при этом, что о характере товаров можно судить по названиям песен группы, в которой по совместительству поёт основатель компании. Так, среди них были композиции «Честь и кровь», «Герои моей расы» и «Нет — толерантности». 

А сейчас по запросу «футболки со свастикой» Google выдаёт примерно 139 тысяч результатов, а по запросу «одежда для правых» — 5 240 000 000. В интернете легко можно купить футболку с надписью «Слава Руси» на фоне красного коловрата или майку с принтом оскалившегося медведя и стилизованной надписью «Здесь хозяева славяне». Также в центре Москвы и сегодня есть немало магазинов, открыто торгующих одеждой с якобы нордической тематикой, в которой руны сплетаются со свастиками, коловратами, дикими животными и вооружёнными блондинами.

Взорвать, любить, убить, забыть и вспомнить Гитлера

Настя Травкина, Дарья Комлева-Литвинова

Чарли Чаплин, Бернардо Бертолуччи, Элем Климов и другие: смотрим лучшие антифашистские фильмы

Скриншот с сайта vsemayki. ru

«В это сложно поверить, но ещё десять лет назад правый мерч был куда более агрессивен», — рассказывает Эдуард, консультант одного из самых крупных магазинов субкультурной одежды RusUltras. 

«Может быть, конечно, и мы совсем уж лояльно стали относиться ко всему этому… у нас нету такого, максимум, смотрите, вот есть футболка „Волк в овечьей шкуре“. Мысль такая: „Выгляди хорошо — веди себя плохо“, то есть хороший внешний вид не гарантирует примерного поведения, подобная тема», — он водит меня по магазину, и, рассказывая о своём деле, немного смущается.

Я спрашиваю Эдуарда о футболках с коловратом, которые продаются на сайте магазина, но которых я по какой-то причине не вижу здесь на вешалках. «Коловрат — это символ возобновления, жизни, в этом ничего такого нет. Если даже взять сам фашистский крест, его всё-таки ввели в оборот неспроста. Допустим, на Западе. Когда я был первый раз в Италии в 2012 году, поехал в Сан-Марино. Меня удивило, что очень много всяких Бенито Муссолини, товаров с ним. Мне было так интересно, почему это всё в открытом доступе: люди в костюмах стоят, и не просто стоят, а зигуют, ещё что-то делают», — ответил он.

Рассказывая это, Эдуард смотрит куда-то вдаль и продолжает: «Потом я стал обращать внимание, что у них и майки продаются. Помню, такая забавная майка была с надписью „Гитлер он тур“, то есть „Гитлер путешествует“. Здесь был, там был, а в России не получилось». 

Эдуард помнит те времена, когда в России агрессивная одежда пользовалась большой популярностью и была способом заявить о себе. Он утверждает, что раньше к ним в магазин приходили подростки и просили толстовки самого известного правого бренда Thor Steinar. 

— У нас такого не было, но нам не верили. 
— Почему? 
— Тогда многое можно было купить «из-под прилавка», но мы так не торговали, хотя понимали, что привези это… тогда закон не так строго за этим следил. 

По мнению Эдуарда, за последние годы правый мерч стал куда менее агрессивным, а сами правые будто затаились. Взрослые радикалы не хотят навлекать на себя проблемы, а молодёжи эта тема стала не так интересна.

Моральная эволюция Дмитрия Печкина

По молодости участник правого движения Дима Печкин брился под ноль, носил модные тогда «алкашки», футболки со свастикой, коловратом и дикими животными, а также бомбер из военторга. Печкин считал медведей и волков тотемными животными русского народа и хранителями духа. Во время интервью он советовал мне наложить «характерные черты поведения» волков на людей и самой всё понять.

Что касается свастики, то, по словам Печкина, это всего лишь солярный символ, который в умах людей прочно связан с Гитлером, и из-за этого сло́ва «свастика» лучше избегать, но носить её можно. «Это коловрат, солнцеворот и в общем солнышко, которое даёт людям жизнь, — рассказывал мне Печкин. — Свастикой принято называть нацистский крест, который развёрнут под углом в 45 градусов. В России такая символика запрещена, поэтому в данном контексте лучше считать свастику солнцем».  

По молодости Дима Печкин собрал все негативные стереотипы о скинхедах: дрался в состоянии алкогольного опьянения, бросал зиги из самых неожиданных мест и попадал в отдел тогда ещё милиции. Как говорил сам бывший дебошир, «в общем, ничего особенного».

Вождь итальянского футуризма

Вениамин Волин, Маша Артемьева

Самиздат разбирается в биографии Филиппо Томмазо Маринетти — автора и мыслителя, воспевшего будущее и создавшего эстетическую базу фашизма

«Это коловрат, солнцеворот и в общем солнышко, которое даёт людям жизнь»

Всё это продолжалось до тех пор, пока в его жизни не случились две вещи: взросление и интернет. С возрастом Печкин потерял интерес к распитию алкоголя в подъездах и дракам на районе, а с появлением интернета понял, что хочет разобраться в том, кто же такие правые на самом деле. К тому моменту он сделал для себя вывод, что пьяные русские мужики, которые считают себя правыми, на самом деле не такие уж и правые.  

Тогда он стал искать ответы на интересующие вопросы и решил что суть правого движения — это объединение русских людей ради выживания. «Люди остро ощущают социальную несправедливость, видят, что что-то не так и это „не так“ в большинстве случаев касается русских», — посетовал Дима Печкин. 

В качестве подтверждения своей позиции он привёл Конституцию РФ, в которой, по его мнению, упомянуто право на самоопределение всех народов, кроме русского. Печкин уверен: русские люди, которые осознают себя не гражданами России, а просто русскими людьми, объединяются по национальному признаку ради общего выживания — и как раз это и называется экстремизмом. «Ведь когда по национальному признаку объединяются другие народы, никто не видит в этом ничего плохого, и это вроде как естественно, но только не для русских».

Углубиться в истинную суть правого движения Печкину помогли статьи Агентства русской информации и книга Владимира Истархова «Удар русских богов». Печкин говорит, что «читал все эти материалы аки обезумевший, жадно поглощал информацию и рос ментально». Так он постепенно ушёл от разлагающего образа жизни и стал изучать различные конспирологические материалы для того, чтобы докопаться до истины. 

Желание познать истину притягивало Диму Печкина. Он читал о том, что радикальные хасидские секты ведут войну против белого населения. Одним из методов её ведения было создание биологического оружия, работающего по генетическим маркерам R1A1 (маркеры, присущие белому населению). В результате своих поисков Печкин пришёл к выводу, что он мало знает, а также к тому, что агрессивное проявление «правости» не имеет смысла.

По итогам своих поисков Дима Печкин перестал носить толстовки Lonsdale, футболки с принтами медведей, свастикой и другой правый мерч. Набравшись знаний, он решил, что такое будет носить только молодёжь, да и то из-за горячей крови и желания продемонстрировать свою позицию, но никак не взрослый человек.

Девушки не хотят либералов

Родиону двадцать пять, и уже 12 лет он считает себя правым. Когда парню было тринадцать, он начал носить одежду, которая так или иначе напоминала рабочую форму нацистов, и пытался соответствующе выглядеть: брюки, рубашка, чёрное пальто под шинель. «Тогда ещё у меня была „олдскульная чёлка“, как у Алоизыча [субкультурная „кличка“ Адольфа Гитлера в России. — Прим. ред.], потому что, будь иначе, мама бы по заднице надавала», — рассказывает Родион. 

Став чуть старше, подросток просил девочек-подружек плести ему фенечки со свастикой. Затем в гардеробе Родиона появились футболки с принтами теремка на фоне имперского флага и летающей тарелкой вермахта на фоне чёрного солнца с подписью «I want to believe». Сначала ему просто нравились принты, потому что общество ассоциировало их с его взглядами и потому что это было в некотором смысле вызывающе и приковывало к Родиону внимание. Но позже он задумался о том, что для него значат отсылки к северным мифологиям, и решил, что в связи с ними люди вспоминают викингов и богатырей, с которыми ему, Родиону, было бы приятно себя ассоциировать, потому что этнические герои — это сила.

«Бойцовский клуб» и кризис маскулинности

Никита Смирнов

В честь двадцатилетия выхода фильма вспоминаем, как «сердитый белый мужчина» стал современным архетипом и почему Тайлер Дёрден вовсе не герой

По его мнению, спрос на силу и насилие всегда будет, так как это притягательно для людей. «Да господи, разве хоть одна девушка мечтала о том, чтобы её в порыве страсти схватил за волосы и придушил либерал?!» — задаёт риторический вопрос Родион и тут же начинает говорить о том, что не нужно в каждом символе правых искать какой-либо смысл. 

На мой вопрос, зачем он носит свастику, которая в массовом сознании ассоциируется с Гитлером, он отвечает, что раз общество транслирует мысль, что правые славят главного фашистского диктатора, то почему бы не воспользоваться тем, что общество уже приписало правым, для собственного увеселения?

По словам Родиона, любители правого шмота глобально делятся на иронизирующих над собственным «клеймом», идиотов, фанатиков и на потенциальных участников «Битвы экстрасенсов», которые придают любому принту сакральный смысл. Фанатики проводят факельные шествия и читают «Майн кампф». Потенциальные участники «Битвы экстрасенсов» поклоняются славянскому богу грома Перуну и шаманят. Иронизирующие поддерживают правые, националистические взгляды и считают, что сила выше права, но при этом они, заверяет Родион, не являются поборниками нацизма и обожателями Гитлера.

Скриншот с сайта vsemayki.ru

«Государство отстаивает не мои интересы, не интересы моего народа и порой даже не интересы моей нации», — делится переживаниями Родион. Приватизация ресурсов, компенсация низкой рождаемости притоком мигрантов, полиция, которая под давлением диаспор говорит, что потерпевший сам упал семь раз на нож, — всё это, по словам Родиона, влияет на то, что русский человек перестаёт чувствовать себя хозяином на собственной земле.

Он уверен: со стороны государства любая сплочённость народа стирается, сейчас куда чаще можно слышать слово «российский» вместо «русский», что плохо, потому что ещё Ленин завещал бороться с «великодержавным русским шовинизмом».

— Меня мама в детстве учила, что, прежде чем на контрольной помочь кому-то, надо решить задачу самому, — объясняет свою философию Родион. — Титульная нация должна решать, чьи интересы в конкретном моменте важнее отстаивать. 
— Но разве сама идея титульной нации — это не нацизм? 
— Нацизм — это национал-социализм, и ничего более. Титульная нация должна быть координатором, задавать вектор движения для страны. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, а правый мерч — это такая же её часть: символ истоков, силы, «русскости».

Пояснение шмота

«Если я сейчас в метро увижу человека, который выглядит как скинхед, правый или околофутбольщик, то подумаю, что он едет на ретро-вечеринку», — рассказывает журналист и участник антифашистского движения Александр Черных. 

Во второй половине девяностых улицы крупных городов заполонили адепты скинхед-моды, которые на самом деле не имели отношения к скинам и вообще были нацистами. Они носили куртки-бомберы с ярко-оранжевой подкладкой, зауженные джинсы, ботинки-говнодавы, брили головы, но особенным шиком для них были слегка спущенные подтяжки, которые означали, что «боец готов к драке». 

Цвет шнурков в ботинках тоже имел значение. Если человек носил белые, то считалось, что он сделал родную землю чище или попросту убил чернокожего. 

— За белые шнурки могли предъявить, если считали, что ты недостоин их носить. 

При этом самого понятия «предъявить за шмот» в то время попросту не существовало. Не было ни слова «шмот», ни требований объясниться. Все участники движа и так понимали, кто есть кто. 

Тогда правые носили одежду преимущественно двух брендов: Lonsdale и Pit Bull Germany. Если были деньги — покупали оригиналы, если нет — то подделки или российские аналоги. Например, балахоны из мерча группы «Коррозия металла». «Всё это выглядело максимально колхозно», — говорит Черных.

Его мнение разделяет участник антифашистского движения нулевых, пожелавший остаться анонимным. Он рассказал, что популярные в то время говнодавы, чёрные рубашки, узкие джинсы и агрессивные аксессуары издалека напоминали БДСМ-костюмы. 

Такая мода просуществовала до начала нулевых, когда её вытеснили околофутбольные тренды, которые, по словам Черных, фактически и были правыми. Молодёжь сменила говнодавы на светлые кроссовки, а бритые головы стала прикрывать кепками. 

Бренды тоже не остались в стороне от этих изменений, но уже не по своей воле. Lonsdale, который был популярен у правых в девяностых, резко стал достоянием российской общественности: о марке узнали даже те, кто понятия не имел о субкультурах.

Почему футбольные хулиганы такие злые

Егор Сенников

Для рубрики «История кадра» Егор Сенников разобрался, как эпоха тэтчеризма повлияла на британских футбольных болельщиков и сделала их такими жестокими

«Вот все эти рунические, нордические мотивы — это значило, что человек фашист»

— Когда это случилось, фашистам стало западло, и они переключились на Stone Island. Именно на него, потому что символика этого бренда одновременно похожа и на кельтский крест, и на свастику. Да и вообще Stone Island на Западе уже тогда считался фашистской одеждой. 

Черных вспоминает, что когда он и его товарищи только начинали мутить антифашистский движ, то доёбывались до людей в Stone Island, потому что с большой долей вероятности те были фашистами, причём такими, которые преследовали мигрантов и ходили на нацистские сборища. Журналист уверен: человек не мог выбрать одежду правого боевика случайно. 

Ближе к нулевым в России стала появляться одежда, созданная специально для правых. Самым популярным брендом был Thor Steinar. 

«Причём когда ты видел человека лет сорока в „тор-штайнере“, то знал, что он в этом, скорее всего, на охоту ездит, но когда встречал парня или девушку примерно двадцати лет или около того, то всё — это был нацист, потому что, как пел Михаил Елизаров, „что за прелесть эти саги, руны, зиги и зигзаги“. Вот все эти рунические, нордические мотивы — это значило, что человек фашист».

Черных признаётся, что привычка высматривать руны, коловраты, рунические символы и числовые обозначения типа «1488» осталась с ним на всю жизнь:

— Когда я был афашником, мои фотографии висели на разных фашистских сайтах и меня искали, караулили на улицах, я несколько лет оглядывался, когда заходил в метро, и не мог позволить себе почитать книжку в автобусе, потому что у меня всё время включался режим сканирования. Я осматривал всех людей, которые находились рядом, и не мог успокоиться, пока этого не сделаю. Это сложно сейчас объяснить, но гадкое ощущение сканирования осталось у меня навсегда.

Полиция в поисках свастики

17 сентября 2018 года в магазин RusUltras зашёл мужчина лет тридцати. Он ходил между полок и снимал на небольшую камеру ряды разноцветных маек с принтами рун, волков, медведей и советскими мультиками в агрессивной интерпретации. 

Сняв на видео весь ассортимент магазина, визитёр подошёл к консультанту и начал расспрашивать его, почему здесь продают свастику. Работник рассказал, что это не свастика, а кельтские кресты — религиозные символы кельтов, но такое объяснение не устроило гостя. Он вышел из магазина, бурча себе под нос фразу: «Нет, это свастика». 

Мужчина оказался репортёром «РЕН ТВ». Через несколько часов после его визита на телеканале вышел сюжет про магазин «одежды с символикой поклонников Третьего рейха». В нём журналист называл этот магазин «заповедником неонацистской символики», в котором «солнцевороты и зашифрованные свастики глядят практически с каждой футболки». При этом на видео все рисунки на майках были замазаны, и рассмотреть, действительно ли там свастика или нет, было попросту невозможно. 

Вечером того же дня в магазин пришла съёмочная группа с «России-2». Продавцы снова объяснили, что в ассортименте нет ничего, что было бы связано со свастикой, после чего на следующий день, 18 сентября 2018 года, в «заповедник неонацистской символики» по мнению телеканала «РЕН ТВ», приехали оперуполномоченные.

Полицейская одержимость свастикой

Илья Шепелин, Антон Ярош

Репортаж из глубинки: на волне одержимостью свастикой провинциального депутата штрафуют за фотографию изрисованного свастикой забора в сети «ВКонтакте»

в RusUltras регулярно приезжает полиция, причём не только ради проверок, но и за покупками

Люди в форме бродили между рейлов, снимали одну вещь за другой, пытаясь найти что-то, что потянет на статью. «А это что такое?» — полицейский повернулся к коллеге, показывая футболку с принтом рунической вязи. 

В этот момент в магазин зашёл их «старший», приказал подчинённым уезжать и «не крутить ему мозги». «Свастика — это значок, который использовал Гитлер и который повёрнут под углом в 45 градусов, у нас это прописано, но у вас здесь такого нет», — на прощание и вроде как в качестве извинения за вторжение негромко сказал опер продавцу. 

Спустя полтора года после рейда в поисках экстремизма я прихожу в этот магазин. 

«Раз в два года к нам стабильно приходят, — вздыхает консультант Эдуард, который работает в сфере патриотического мерча с 2008 года. — В 2018-м были, в 2016-м были, в 2017-м не было, ждём в 2020-м». Он считает, что кто-то специально засылает оперов в магазин и вообще следит за ними из-за высокой конкуренции. Даже «Яндекс». На стене возле кассы висит фирменная яндексовская табличка с оценкой заведения пользователями поисковика. «Это у нас где-то год назад рейтинг 4,4 был, сейчас больше», — с гордостью говорит Эдуард.

Он рассказывает, что к ним регулярно приезжает полиция, причём не только ради проверок, но и за покупками. А затем погрустневшим голосом добавляет, что раньше клиентов было больше. По мнению Эдуарда, причина в том, что изменились сами покупатели, а не индустрия. Он вспоминает, что во времена его молодости людей с радикальными взглядами было больше, а сейчас агрессии стало меньше и упал спрос на правую символику.

Ваш звонок очень важен для нас

Слова Эдуарда также подтвердила сотрудница известного интернет-магазина одежды, в котором можно найти футболки и худи с «правыми» элементами. На мой вопрос, зачем и по какой причине они продают принты с коловратом и рунами, она ответила, что коловрат — это «восьмилапая звезда, которую многие считают древнеславянским символом и оберегом». 

Она подчеркнула, что символ коловрата — не запрещённый, что запрещено только его использование в комплексе с кельтским крестом и изображением человека, «правая рука которого вытянута в традиционном нацистском приветствии».  

При этом после нашего диалога футболку с коловратом, которую я отправляла сотруднице магазина как пример, с сайта убрали. Мне же сообщили, что ни одна самая красивая и позитивная надпись или принт на футболке не защищает её от того, что владелец может использовать её для плохих дел. 

«И в этом контексте ни один наш принт и товар не защищён от того, что покупатель может использовать его во зло. Но от этого не защищено ничто на свете», — сказала мне собеседница, обратив моё внимание на то, что недавно вступил ряд поправок к законам и изменилась практика применения их относительно коловрата. 

«Сейчас знак на не одобряемой законом стороне, поэтому мы приняли решение убрать этот символ из нашего магазина. Спасибо вам, мы оперативно смогли отследить изменение практики относительно этого символа».

За что разгромили мемориал XXXTentacion

Пётр Маняхин, Tashita Bell, Владислав Некрасов

Зачем ультраправые активисты громят мемориалы рэперу XXXTentacion и как трансформировалась националистическая среда в последние годы

Как я продавала хлам по акции

Почтовая служба, Константин Валякин, Саша Денисова

Та самая история расцвета и падения огромных гипермаркетов электроники и бытовой техники — глазами бывшего продавца-консультанта второго разряда

Пишем письма читателям

Хотите пообщаться с редакцией? Подпишитесь на наши рассылки: в них редакторы самиздата делятся наблюдениями о жизни, раскрывают секреты рабочей кухни и приглашают читателей стать соавторами

Текст

Виктория Рипа

Москва

Редактор

Семён Шешенин

Иллюстрации

Евгений Зубков

РОССИЯ Верховный суд объявил неоязыческую секту вне закона

Подозреваемая в расизме секта старообрядцев-англинистов в Омске обратилась в Европейский суд по правам человека.

Омск (AsiaNews) Верховный суд РФ оставил в силе решение областного суда в Омске (Западная Сибирь) о роспуске религиозного объединения «Староверы-инглинисты».

Главное управление Минюста возбудило уголовное дело против секты, считающейся одним из многих проявлений неоязычества в России, еще в марте 2003 года. идеи, основанные на учении Славяно-Арийских Вед, поощряя таким образом межнациональную рознь».

Говорят, что Веды наставляют верующих жить «не по законам общества, которые лишают человека свободы, а по законам Единого Бога». Инглинисты выступают против смешанных браков, салютуют, подняв правую руку в моде Seig Heil , и используют Коловрат , символ восходящего солнца Ярилы, похожий на свастику, все это является напоминанием о нацизме.

Решение суда было основано на федеральном законе Российской Федерации от 2002 года, запрещающем использование нацистской символики, «оскорбляющей память о победе в Великой Отечественной войне». Суд также постановил, что группа виновна в подстрекательстве людей к несоблюдению установленного порядка.

По словам адвоката секты Лидии Охименко, «инглинистская доктрина не основана на превосходстве белых. Все, что она делает, — это поощряет каждую национальность к сохранению своей местной культуры, традиций и основных верований». Г-жа Окименко добавила, что K оловрат отличается от нацистской свастики, которая «стоит на ребре под углом 45 градусов и представляет собой черный круг в белом круге на красном фоне. Инглинисты, напротив, используют только красный и синий цвета. »

Несмотря на поражение в Верховном суде, омская общественность не сдалась. Он планирует обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге и в Верховный суд России с просьбой заставить российское правительство внести поправки в закон о запрете нацистской символики.

По словам г-жи Охименко, в затруднительном положении инглинистов находятся и другие религиозные общины. «Закон запрещает любое использование нацистской символики, но свастика является древним индуистским символом и используется многими религиозными конфессиями. Так что, если следовать закону, необходимо запретить несколько буддийских храмов, христианских икон и памятников архитектуры, » она сказала.

Осознавая противоречия закона, Мосгордума справилась с проблемой, приняв подзаконный акт, «разрешающий использование нацистской символики в художественных, документальных, исторических и научных целях».

Омская Инглинистская Церковь была основана в 1992 году. В следующем году она открыла свой «Храм Премудрости Перуна» и организовала семинарии для мужчин и женщин. Он в основном самофинансируется, хотя и получает средства от некоторых корпоративных спонсоров. Его собрание оценивается примерно в 3000 человек.

Его имя и имя его последователей происходит от русского Inglia, , что означает «бесконечность».

Инглинисты тоже называют себя «старообрядцами», хотя они никоим образом не связаны с P ravoslavnie Starovery , «православные старообрядцы», отколовшиеся в 1652 г. от реформирующейся тогда Русской Православной Церкви.

Инглинистская религиозная доктрина черпает из разных источников, смешивая многие западные и индуистские идеи, используя дохристианскую русскую языческую символику.

По мнению верховных жрецов секты, неоязычество — это не вера, а скорее антивера со своими богами, представляющими в основном силы природы. Следовательно, времена года и циклы природы управляют праздниками жизни. Ничего прямо не запрещено, нет и особых правил, и обязательных обрядов. (Массачусетс)

Как российский государственный патриотизм уничтожил крайне правых

В пятницу, 4 ноября, в пригороде Люблино на юго-востоке Москвы раздались скандирования: «Мы русские! Слава славянским народам! Слава белой расе!»

Вскоре на горизонте появилась толпа. Некоторые мужчины — поскольку это были в основном мужчины — несли русские националистические триколоры и знамена, украшенные коловратом, славянской свастикой. Когда они шли по улице Перерва, охраняемые такой же большой толпой сотрудников милиции, демонстранты кричали, требуя импичмента президента Владимира Путина. Местные стояли, не обращая внимания на происходящее.

Как выяснилось, это был печально известный «Русский марш» — ежегодное разношерстное собрание российских ультраправых. Это должно было стать большим праздником для русских националистов всех мастей. Но в этот раз так не показалось. Марш 2016 года, на котором присутствовало всего около 800 человек, продемонстрировал националистическое движение, уничтоженное изменением политических реалий.

После аннексии Крыма Россией резко вырос проправительственный патриотизм, что позволило Кремлю кооптировать националистические настроения под свою дудку. В то же время сами ультраправые резко раскололись из-за поддержки Кремлем пророссийских сепаратистов на Украине.

Итак, в этом году у главного Русского марша в Люблино, выступавшего против войны на Украине, появился конкурент по городу — небольшой митинг в поддержку «Русской весны».

«Россия для русских!»

Русский этнический национализм зародился в бурные годы после распада СССР, но проявил себя только в конце 2000-х. Трудовая миграция из Средней Азии быстро росла, а две чеченские войны породили негативное отношение к выходцам из Северо-Кавказского региона. Выступая против нелегальной миграции, этнические националисты все чаще выражали гнев простых россиян.

На пике своего развития правые националистические движения в России получали поддержку со стороны ведущих политических деятелей. Первыми на русские марши пришли патриотически настроенные провластные политики, такие как Дмитрий Рогозин, а ныне ястребиный вице-премьер.

Затем, в 2011 году, центральную организаторскую роль в этом мероприятии взял на себя антикоррупционный активист и любимец оппозиции Алексей Навальный. Националисты были значительной частью протестного движения 2011 года.

Однако с аннексией Крыма Россией и началом войны на Донбассе любое зарождавшееся националистическое единство рухнуло. Внезапно общественное внимание переключилось на Украину, и российское население в значительной степени потеряло интерес к проблеме трудовой миграции. Националисты не смогли решительно отреагировать.

Некоторые встали на сторону Кремля; другие Украина. После украинской революции происходили даже ожесточенные столкновения между различными русскими националистическими группировками.

Некоторые националисты решили перенести борьбу на Украину и разделились по тому же принципу. Часть отправилась воевать с сепаратистами в непризнанные Донецкую и Луганскую народные республики, часть присоединилась к проукраинским ополченцам. По оценке Александра Верховского, директора центра «Сова», на стороне сепаратистов воевали несколько сотен человек, а за Киев — около 100 человек.

Это деление до сих пор оставляет горький привкус во рту Егора Просвирнина. Известный националист и редактор правого новостного сайта «Спутник и погром» Просвирнин помогал направлять добровольцев в ряды сепаратистов, собирать средства и отправлять гуманитарную помощь на Донбасс. Он мало терпит другую сторону.

«Те, кто поддерживал Украину, — это нацисты, скинхеды и белые расисты, — говорит он. «Настоящие русские националисты — не национал-социалисты. Они не верят в полную человечность одного народа и в получеловечность другого. Они сосредоточены на национальных интересах России».

Но Юрий Горский, русский националист с монархистскими взглядами , возглавивший Люблинский Русский марш, видел в войне на Украине «братьев, убивающих братьев».

«Русский националист не может смириться с тем, что граждане Украины с русскими фамилиями убивают граждан России с украинскими фамилиями», — говорит он. «У нас одни корни».

С началом конфликта на Украине российские власти также начали оказывать большее давление на ультраправых. В июне 2014 года Дума приняла закон, предусматривающий уголовную ответственность за онлайн-поддержку экстремистской деятельности, согласно которой распространение экстремистского контента или даже лайки экстремистского контента в Facebook карается тюремным заключением.

Этнические националисты один за другим попали в беду. В августе Россия приговорила лидера националистов Александра Белова к 7,5 годам лишения свободы за растрату и экстремизм. В этом месяце, всего за несколько дней до «Русского марша», Россия поместила Дмитрия Демушкина, одного из организаторов марша, под домашний арест по обвинению в экстремизме. Согласно исследованию центра «Сова», количество приговоров за онлайн-экстремизм увеличилось со 103 в 2013 году до 216 в 2015 году.

«В этом конкурсе должен был быть только один победитель, — говорит Верховский.

Заполнение пробела

Новый российский санкционированный государством национализм сочетал в себе патриотизм, великодержавность и враждебность к Западу.

Одним из ее ведущих сторонников было Национально-освободительное движение (НОД), националистическая группа, решившая бороться с «врагами России изнутри». Основанный в 2011 году ультрапатриотичным депутатом Госдумы Евгением Федоровым, НОД агрессивно протестовал против предполагаемых врагов России: посольства США, оппозиционных политиков, художников, критикующих государственную цензуру, и даже иностранных аудиторских фирм, работающих в России.

НОД настаивает на отмене законов, ограничивающих власть Путина — законов, которые, по словам Федорова, были разработаны Соединенными Штатами. Он выступает против «пятой колонны» в российском правительстве. В недавнем выпуске информационного бюллетеня НОД утверждается, что когда Путин ушел из Федеральной службы безопасности (ФСБ), чтобы стать премьер-министром России в 1999 году, он сказал своим коллегам из ФСБ: «Первый шаг нашей операции по внедрению в преступную группировку» — т.е. Правительство России — «укомплектовано. Теперь приступаю ко второму шагу: ликвидации банды».

Диковинная антизападная риторика позволяет легко списать NOD со счетов карикатурной группы политических подстрекателей. Но NOD далеко не аутсайдерская организация. Его лидер Федоров является одним из старейших депутатов Госдумы, и НОД иногда удается включить свои инициативы в повестку дня правительства.

Кроме того, движение утверждает, что у него более 260 000 зарегистрированных активистов по всей России и даже филиалы в других странах. И его популярность только растет, по словам Марии Катасоновой, видной активистки NOD.

«В 90-е было стыдно быть русским, — говорит Катасонова. «Теперь россиянам есть во что верить. Миф о том, что на Западе все прекрасно, начинает рушиться. Люди возвращаются к своим корням».

Неясное будущее

На фоне растущего государственного патриотизма несанкционированные ультраправые не видят светлого будущего. Он остается разделенным из-за Украины и расколотыми распрями. Со времен славы, когда националисты пополняли ряды донбасских сепаратистов, многие националисты покинули регион — из-за давления Кремля, по словам Просвирнина. Те националисты, которые воевали на стороне Украины, не могут вернуться домой в Россию.

А экономический кризис в России в сочетании с новыми законами, облегчающими недопуск трудовых мигрантов, вероятно, ограничат привлекательность старой антимиграционной платформы националистов.

Заявление Путина от 31 октября о том, что он поддерживает создание нового закона, определяющего российскую гражданскую нацию, предполагает, что власти вряд ли готовы сделать этнический русский национализм центральной частью своей платформы.