Кто согласно легенде о призвании варягов был первым князем: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Рюрик, Синеус и Трувор. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Рюрик, Синеус и Трувор. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

ВикиЧтение

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Кононенко Алексей Анатольевич

Содержание

Рюрик, Синеус и Трувор

В древнерусских легендах генеалогические герои, первые князья. Согласно легенде о призвании варягов, полный текст которой приводится в «Повести временных лет», варяги приходили из-за моря Балтийского, собирали дань с племен чуди, веси, словенов, кривичей, насилие им чинили и были изгнаны теми племенами. Племена ж те решили искать себе князя, чтобы владел ими «по праву» – промеж себя князя не смогли избрать, боясь междоусобиц. Обратились к варягам, которые назывались «русь», позвали их: «Земля наша велика и щедра, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами».

На княженье пришло три брата – Рюрик, Синеус и Трувор «…с родами своими», взяв с собой «всю русь». Старший Рюрик сел на княжеский престол в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основателем династии.

Народная этимология имен Рюрика, Синеуса и Трувора объясняет образы братьев Рюрика как домысел летописца, который не понял текст скандинавской легенды: Рюрик пришел «со своим домом» («синехус») и «верной дружиной» («труворинг»). Но древнерусская легенда соотносится с преданиями других народов о переселении части племени во главе с тремя (или двумя) братьями в дальнюю страну.


Вообще, гипотезы ученых о Рюрике расходятся. Вопреки норманнской теории о происхождении Рюрика от норвежских или шведских конунгов, некоторые исследователи говорят о том, что волхвы, которые называли Рюрика Эриком, обраща ясь к одноплеменникам-язычникам, подчеркивали его иностранное происхождение («Эрик не русич!»). Очевидно, Рюрик, претендуя на новгородский княжий престол, утверждал, что он – русич. В «Повести временных лет» Рюрик и его спутники названы варягами-русью. А варяги – это не этническая группа, а сфера деятельности, род занятий.

Волхвы отстаивали старую веру, они боялись абсолютизации княжеской власти, их больше устраивало вече, с помощью коего волхвы становились более влиятельными. Рюрик – из племени прибалтийских славян бодричей (ободритов), вероятно, что плохо владел русским языком, жену имел из рода норвежских королей (Ефанду), к власти шел с помощью варягов, что не гнушались разбоя, дружину варягов возглавлял брат Ефанды Олег (Одд). Это все было против Рюрика и использовалось волхвами.

По Иоакимовской летописи (Иоаким – первый новгородский епископ), Рюрик родился от Умилы – дочери Гостомысла. В книге К. Мармье «Письма из Севера» есть легенда о том, что Рюрик – сын Годослава, князя бодричей. Можно, сопоставив эти два свидетельства, предположить, что Гостомысл отдал дочь Умилу замуж за князя бодричей Годослава и от брака того родился Рюрик. То есть он внук Гостомысла, потомок Славена, законный претендент на престол.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава IV Рюрик, Синеус и Трувор. 862—879 г.

Глава IV
Рюрик, Синеус и Трувор. 862—879 г.
Призвание Князей Варяжских в Россию. Основание Монархии. Аскольд и Дир. Первое нападение Россиян на Империю. Начало Христианства в Киеве. Смерть Рюрика.Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не

Рюрик

Рюрик
Русская княжеская династия, согласно летописи («Повесть временных лет»), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам, а северные славянские и некоторые финские

Глава IV РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР.

Г. 862-879

Глава IV
РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР. Г. 862-879
Призвание Князей Варяжских в Россию. Основание Монархии. Аскольд и Дир. Первое нападение Россиян на Империю. Начало Христианства в Киеве. Смерть Рюрика.
Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не

Три брата Рюрик, Синеус, Трувор и разделение Русско-Монгольской Орды в XIV веке на три: Золотую, Синюю и Белую

Три брата Рюрик, Синеус, Трувор и разделение Русско-Монгольской Орды в XIV веке на три: Золотую, Синюю и Белую
В легенде «о призвании князей» отразилось также уже известное нам разделение Монгольской Руси на три части: Золотую Орду, Синюю Орду и Белую Орду. Легенда

Таинственные Синеус и Трувор

Таинственные Синеус и Трувор
Некоторые летописи рассказывают о братьях Рюрика, Сениусе и Труворе. Говорится даже, где они княжили: Синеус на Белоозере, а Трувор — в Изборске. Синеус никак не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку город Белоозеро существует

Таинственные Синеус и Трувор

Таинственные Синеус и Трувор
Некоторые изводы «Повести временных лет» рассказывают о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе. Говорится даже, где они княжили: Синеус на Белоозере, а Трувор — в Изборске.Синеус никак не мог быть белозерским князем с 862 по 864 год, поскольку город

Синеус и Трувор в переводе с албанского

Синеус и Трувор в переводе с албанского
Глупость, как и все живое, может быть представлена большим разнообразием видов. Одной из ее разновидностей является прилипчивая идея о том, что имена братьев летописного князя Рюрика – Синеуса и Трувора – на самом деле скрывали

Рюрик, Синеус и Трувор.

862–879 гг.

Рюрик, Синеус и Трувор. 862–879 гг.
Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Нестор пишет, что

Синеус и Трувор в переводе с албанского

Синеус и Трувор в переводе с албанского
Глупость, как и все живое, может быть представлена большим разнообразием видов. Одной из ее разновидностей является прилипчивая идея о том, что имена братьев летописного князя Рюрика — Синеуса и Трувора — на самом деле скрывали

Рюрик

Рюрик
С пышными торжествами, с крестным ходом и военным парадом, под пушечный салют, в присутствии всей императорской семьи 8 сентября 1862 года в Новгороде был открыт один из самых красивых и значимых памятников нашей страны. Он удивительно гармоничен и является, наверное,

Рюрик (862–879)

Рюрик (862–879)
Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли

177. СИНЕУС, князь

177. СИНЕУС, князь
брат Рюрика, первого государя русского.О нем известно только, что он, явясь откуда-то с братьями Рюриком, Трувором и всею Русью, по призыву племен славяно-чудского союза, получил себе во владение Белоозеро, область чудского народца веси, в 862 г., где и умер в

182. ТРУВОР, князь

182. ТРУВОР, князь
брат Рюрика, первого государя русского. О нем известно только, что он, явясь откуда-то с братьями Рюриком, Синеусом и всею Русью, по призыву племен славяно-чудского союза, получил себе во владение Изборск, городок кривичей, в 862 г., и тут умер в

Глава IV Рюрик, Синеус и Трувор. г. 862-879

Глава IV
Рюрик, Синеус и Трувор. г. 862-879
Призвание Князей Варяжских в Россию. Основание Монархии. Аскольд и Дир. Первое нападение Россиян на Империю. Начало Христианства в Киеве. Смерть Рюрика. Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не

Первый русский князь — Я вас умоляю, не суйте пальцы в розетку! — LiveJournal

Первый русский князь

Оригинал взят у stragasevera в Рюрик — Первый русский князь

Рюрик (862 — 879) – первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.
1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в «Повести временных лет» «володеть и княжить восточными славянами» был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так «Повесть временных лет» рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть «до земли аглянской», т.е. до области Ангельн в Гольштейне.
Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из «мужичьего рода», на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного «призвания». Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали «шведского» князя Рюрика. Вывод о «шведском» происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь «из-за моря», а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. «норманнскую теорию», согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. «немцами», как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что «норманнская теория» не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что «звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы». Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю «норманнскую теорию». Понятно, что в таком виде «норманнская теория» не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о «скандинавском происхождении варягов», сколько о своеобразном разделе «сфер влияния» в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что «немецкой» она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.
Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были «призваны» около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место «призвания». Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик «срубил» позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.
Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его «королём руссов». В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала «очередная» система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной «очереди». Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из «рода Русского», а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег ( Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.
В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Спасибо источнику: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/ryurik-pervyi-ruskii-knjaz. html

Статья о варяге+гвардии из The Free Dictionary

Варяг+гвардия | Статья о варяге+гвардии в The Free Dictionary

Варяг+охранник | Статья о варяге+гвардии из The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

варяг
сторожить

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Рунические камни Греции
  • Акритес
  • Евдокия Ингерина
  • Уппландская руническая надпись 956
  • Битва за Острово
  • Ромфея
  • Бессмертные (византийские)
  • 1040s
  • Василий Бойоаннес
  • Граф Роберт Парижский
  • Болли Болласон
  • Комитатус (классическое значение)
  • Италия Рунические камни
  • 1041
  • Императорская гвардия

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер
?

  • Муниципальная корпорация Варанаси
  • Варанаси Нагар Нигам
  • Варанаси, Индия
  • Варанаси, Индия
  • Варанаси, Индия — Бабатпур
  • Варанд
  • Варанда
  • Река Варанда
  • Варандараппилли
  • Варандинья
  • Варандинья (Таррафал)
  • Варанг Кшити
  • Варангаон
  • Варангер
  • Варангер-фьорд
  • Полуостров Варангер
  • Варангерботн
  • Варангер-фьорд
  • Варангер-фьорд
  • Национальный парк Варангерхалвоя
  • Варяг
  • Варяг
  • Варяг
  • Варяг (значения)
  • Варяжское оледенение
  • Варяжская стража
  • Варяжская гвардия
  • Варяжские рунические камни
  • Варяжская Русь
  • Варяжский Путь
  • варяг+охранник
  • варяги
  • Варяги
  • Варяги
  • Варангин вуоно
  • Варангуль
  • Варангуль
  • Варанид
  • Варанидская ящерица
  • Варанидские ящерицы
  • Варановые
  • Вараниды
  • Варановые
  • Вараниды
  • Вараннан векка
  • Варано Борги
  • Варано де Мелегари
  • Вараноидеа
  • Варанопиды
  • Варанопс
  • Варанопсиды
  • Варанозавр
  • ВАРАНСАК
  • Варанус
  • Варанус
  • Varanus albigularis albigularis
  • Гигантский варан
  • Варан серый
  • Варан комодский
  • Варан комодский
  • Варан комодский

Сайт:
Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Щит на Константинополе | Газета «День»

Сегодняшний рассказ об одном из самых загадочных правителей Украины-Руси, который практически «затерялся в дымке истории».

Князь Олег Киевский родился ориентировочно в 855 году. О происхождении князя разные источники сообщают разные сведения. Например, киевский летописец Нестор в своей знаменитой «Повести временных лет» («Повесть временных лет», 1112 г.), первом исследовании истории Руси, пишет, что в 879 г.умирающий князь Рюрик Новгородский передал бразды правления своему родственнику Олегу и «оставил ему сына своего Игоря, ибо он был еще очень молод» (года два — Авт.). В частности, Воскресенская летопись и некоторые другие называют Олега племянником Рюрика. В известной Иоакимовской летописи говорится, что Олег, князь муромский, человек мудрый и смелый, был братом жены Рюрика Ефанды. Между тем первая летопись Новгорода просто называет Олега одним из воевод князя Игоря.

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ОЛЕГА В КИЕВЕ

После смерти князя Рюрика Новгородского Олег правил здесь три года. Укрепив свои позиции и сформировав войско из варягов и северных соплеменников, он решил идти на юг по рекам Волхов и Днепр. Летописец Нестор отмечает, что в 881 году войско во главе с князем Олегом захватило город Смоленск и заставило кривичей платить ему дань. Затем князь продолжил свой путь вниз по Днепру и, захватив города Любеч и Чернигов, также обложил северян данью. В 882 году Олег пошел на Киев, прекрасно зная, что городом правят князья Аскольд и Дыр, имевшие свое мужественное войско.

Не вступая в военное противостояние, Олег применил хитрость, о которой рассказывается в «Повести временных лет». Оставив свое войско, Олег с маленьким Игорем на руках и несколькими людьми высадился на берегу Днепра. Спрятав вооруженных воинов в крытых брезентом лодках, он сообщил киевским князьям, что варяжские купцы, которых новгородский князь отправил в Грецию, желают видеть их друзьями и соотечественниками. Ничего не подозревающие Аскольд и Дыр сошли на берег реки. Воины Олега тотчас же окружили их, и Олег сказал: «Вы не князья, потому что вы бедного происхождения, а я князь», прибавив: «Вот сын Рюрика», показывая им Игоря. Обреченные Аскольд и Дыр были немедленно казнены, а Олег победоносно двинулся на Киев. Напуганные убийством и могуществом захватчиков, жители города признали его своим законным правителем. Плененный красотами Киева, судоходным Днепром и возможностью торговать или воевать с греческим городом Херсонесом, хазарским городом Таврида, Болгарией и Византийской империей, Олег твердо сказал: «Будь матерь Руси». города!» После этого столица княжества была перенесена из Новгорода в Киев. Поселившись в Киеве и Полянских землях, исконной родине украинцев, мудрый и доблестный князь Олег обратил свой взор на соседние племена. Во-первых, он подчинил себе свирепых древлян в 883 г. и заставил их платить дань в виде куньих шкур. Затем он двинулся на северян (884 г.), а так как они и в самом деле не сопротивлялись, то наложил на них меньшую дань. В 885 г. Олег покорил соседние радимичи, и они согласились платить князю ту же дань, какую давали хазарам, — по шелии (мелкой монете) за каждую деревянную соху. Таким образом, захватив цепь поселений от Киева до Новгорода, Олег положил конец владычеству хазарского хана в Витебской и Черниговской землях.

После завоевания севера Олег обратил свой взор на юг, где на левом берегу Днепра жили славяне, родственные черниговцам. Он подчинил себе их, а также Подолье, Волынь и часть Херсонщины. Следует отметить, что государство Олега было основано на простых военных принципах. Воля князя господствовала, и вся власть была сосредоточена в руках двора Киевского княжества. Олег начал строить новые города, обложил налогами словенцев, кривичей и мери и приказал Новгороду платить варягам ежегодную дань в 300 гривен для сохранения мира. Некоторые историки считают, что 882 год следует считать годом образования раннефеодального государства Русь-Украина.

ТОРГОВЛЯ И ВОЙНА С ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ

Основными товарами, которыми Киев торговал с Византийской империей и другими странами, были продукты леса (мед, меха, сушеные ягоды и др.) с земель, захваченных Олегом. Чтобы попасть в греческие города, купцам приходилось идти по известному и сложному маршруту «из варяг в греки»: преодолевать более семи трудных порогов вниз по Днепру, высаживаться с лодок, переходить вброд и тащить свой груз. через узкие проходы в прибрежных скалах. Но опасности путешествия в греческие земли не ограничивались транспортными проблемами: они также должны были защищать свои товары от печенегских грабителей. При этом греки имели монополию на торговлю со всеми причерноморскими городами и тем самым пытались затормозить торговлю с Украиной в своих интересах.

Чтобы заставить Константинополь пересмотреть свою торговую политику по отношению к Киевскому княжеству, Олег начал военную экспедицию в Византийскую империю. В 907 г., собрав большое войско из всех покоренных племен, Олег разместил часть своих воинов на 200 кораблях (по 40 человек в каждой), а остальным приказал двигаться верхом. Греки укрылись в Царьгороде (Константинополе) и закрыли порт. Войска Олега высадились и, разрушив церкви и постройки на окраинах города, убили и взяли в плен много пленных. Чтобы скорее добраться до Константинополя, Олег приказал своим воинам оснастить лодки колесами и парусами. Хороший попутный ветер быстро подвел войска к стенам греческой столицы. Напуганные штурмом, греки предложили Олегу мир. Отказавшись от греческого предложения вина и еды из опасения, что они могут быть отравлены, Олег потребовал контрибуции. Стороны начали переговоры, и Олег поставил следующие условия: 1) греки должны были заплатить каждому из его воинов по 12 гривен серебра и сделать дары для «великих князей», правивших в Киеве, Переяславе, Любече и других крупных городах Украины. Русь-Украина; 2) византийский император должен был оплатить пребывание киевских послов в Константинополе; 3) киевским купцам, едущим в Византийскую империю, обеспечить хлебом, мясом, рыбой, вином и овощами сроком на шесть месяцев за счет греков; а при отъезде в Киев обеспечиваться продовольствием и транспортными средствами, такими как паруса, канаты, якоря и т.п.; 4) Олег пообещал, что его люди не причинят вреда в греческой земле и будут впредь безоружными проходить через ворота Константинополя группами не более 50 человек под надзором имперских чиновников. Они должны остановиться в заранее оговоренном месте, возле монастыря Святого Мамана.

Эти условия были одобрены обеими сторонами, причем греки присягали на кресте и русах, на своем оружии и своим языческим богам Перуну и Велесу. Договор 907 года с Византией считается первым дипломатическим актом Киевского государства. По свидетельству летописца Нестора, на обратном пути в Киев князь Олег повесил свой щит на ворота Царьграда как символ своего победоносного похода. Он привез в Киев богатую добычу, в том числе золото, ткани, всевозможные украшения, вина и фрукты. Киевляне, пораженные его славой и принесенными им сокровищами, единогласно назвали его Олегом Провидцем (в других толкованиях — Мудрым или Волхвом).

ВТОРОЙ ДОГОВОР С КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ

После отправки своих послов в Византийскую империю в 911 году князь Олег поручил им заключить новый, более всеобъемлющий и юридически обязывающий договор между греками и Русью-Украиной. Договор был подписан 2 сентября 911 года. Летописец отмечает, что стороны договора 911 года «подтвердили свою любовь письменно не устно, как прежде, а присягали на своем оружии, как того требует русский закон. ” Договор состоял из 10 статей, которые можно свести к следующим основным положениям: 1) гражданский и уголовный судопроизводство, 2) преступления против человеческой жизни и физической неприкосновенности, 3) имущественные преступления, такие как кражи с поличным и грабежи, 4 ) помощь в случае кораблекрушения, выкуп пленных, вербовка воинов и 5) розыск беглых рабов, защита наследства, выдача беглых преступников. Строгий, но справедливый характер статей договора отражен в статье 3: «Если грек убьет русина или наоборот, виновный должен быть убит на месте. Если убийца скроется, его имущество будет передано ближайшим родственникам жертвы». Этот договор помог установить мирные отношения между Киевом и Константинополем надолго — около 20 лет. Договоры 907 и 911 являются очень ценными источниками информации о нашей истории, так как представляют Русь-Украину как государство, культурно сравнимое с Византийской империей, имевшее свою политическую организацию и жизнеспособное законодательство. Русский историк Николай Карамзин, комментируя значение договора 911 года для престижа государства, писал: «Этот договор показывает русских [sic] не как диких варваров, а как людей, знающих святость чести и народных верований, свои собственные законы, которые защищают личную безопасность, собственность, право наследования и завещания и которые ведут внутреннюю и внешнюю торговлю».

ЭКСПЕДИЦИЯ ОЛЕГА НА КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

Расширение торговых связей заставляло Олега смотреть не только на Запад, но и на Восток: купеческие караваны с восточными товарами продолжали прибывать в Русь-Украину из Туркестана, Персии, и даже Аравия. Некоторые историки считают, что, проводя свою восточную торговую политику, Олег стремился укрепить свои купеческие позиции не только в Причерноморье, но и на Каспийском побережье. Во-первых, он пытался покончить с хазарами и расчистить путь своим купцам на Дальний Восток. (Некоторые иностранные источники утверждают, однако, что Олег разгромил Хазарский каганат только для того, чтобы разграбить последний). Например, арабский писатель Массуда описывает великий поход войска Олега. Княжеская флотилия из 500 кораблей (по 100 человек в каждом) двинулась с Дона на Волгу. Хазарская стража попыталась остановить это наступление, но воины Олега пообещали отдать им половину своей каспийской добычи, которую хазары приняли. Как только русины вышли в море, они стали разрушать прибрежные города и дошли до самой «нефтяной земли» (Баку). Местные жители, привыкшие уже много лет видеть мирных торговцев и рыбаков, а не вооруженных воинов, пришли в ужас. Мусульмане, пытавшиеся противостоять могучей военной силе, были убиты, а их жены и дети взяты в плен в качестве военных трофеев. Таким образом, русины господствовали на побережье Каспийского моря в течение нескольких месяцев.

Возвращаясь домой вверх по той же реке, воины Олега отдали половину своей добычи Хазарскому ханству, готовому пропустить русинов по возвращении домой беспрепятственно. Однако местное мусульманское население поднялось с оружием в руках, пытаясь отомстить за свои бедствия. Воины князя высадились и смело вступили в бой с хазарами. Бои длились три дня, и хазары, имевшие конницу и хорошее оружие, наконец разгромили полки Олега, убив тысячи русинов. Остальные бежали с поля боя только для того, чтобы быть убитыми соседними народами. Так трагически закончилась каспийская экспедиция князя Олега.

СКАЗАНИЯ О СМЕРТИ ОЛЕХА

Как пишет летописец Нестор в «Повести временных лет», волхвы предсказали, что смерть князя наступит от его любимого коня. С тех пор Олег отказался на нем ездить. Через четыре года, весной, Олег вспомнил пророчество и, узнав, что конь давно умер, посмеялся над волхвами и решил посмотреть кости. Он наступил на череп лошади и сказал: «Я должен бояться его?» Но в черепе затаилась змея: она укусила принца, и герой умер. Эту легенду о смерти князя Олега Александр Пушкин использовал в своей поэме «Песнь об Олеге-провидце». Русские летописцы датируют смерть Олега от укуса змеи разными датами. Например, Нестор указывает на 9 год.12, а в более поздней редакции Новгородской летописи указан 922 год. По разным источникам Олег был похоронен либо в Киеве на Щекавицкой горе, у Ладожского озера, либо где-то за границей. По всей вероятности, следует отдать предпочтение тому, что говорит «Первая летопись». Более того, доказан исторический факт, что по приказу князя Ярослава Мудрого, потомка Олега, его кости были извлечены, освящены и перезахоронены под Деснянской церковью. Описывая последствия кончины Олега, Нестор отмечает, что «люди стонали и плакали», когда услышали эту новость.