Кто призвал рюрика на русь: Недопустимое название — Циклопедия

Жуков К.: Древняя Русь. От Рюрика до Батыя. Предисловие Дмитрий Goblin Пучков

Артикул: p5442802

Купили 78 раз

О товаре

Книга посвящена одному из самых обсуждаемых и спорных периодов российской истории. Клим Жуков, военный историк-медиевист и исторический реконструктор, освещает важнейшие события в формировании Древнерусского государства, от основания Киевской Руси до монгольского нашествия: собирание русских земель, преодоление княжеских распрей и феодальной раздробленности — не забывая про описания битв и «остросюжетных» политических интриг.

Кто и для чего на самом деле «призвал» Рюрика?

Правда ли, что название племени «русы»

пришло из иранского языка?

Кто сделал Киев матерью городов русских?

Кому выгодно приумножать

численность монгольского войска?

Об этих и других исторических подтасовках и умолчаниях читайте в книге Клима Жукова «Древняя Русь: от Рюрика до Батыя».

Характеристики

Автор:
Жуков К.

Серия:
Разведопрос

Раздел:
История России

Возрастное ограничение:
16+

Год издания:
2020

Количество страниц:
288

Переплет:
Твердый (7БЦ)

Формат:
132×207 мм

Вес:
0.32 кг

Дарим до 50 бонусов за отзыв

Наталья Лагутенкова

Отличная книга, написанная современником историком-реконструктором и писателем-фантастом Климом Жуковым. В книге подробно описан период нашей истории — Древнерусского государства, от основания Киевской Руси до нашествия татаро-монголов. Автор обращает внимание на такие детали и нюансы, о которых, Вам, не расскажет ни один школьный учитель. Книга не только познавательна и интересна для чтения, но и послужит отличным пособием в изучении данной темы для школьников. Однозначно, рекомендую к прочтению.

Екатерина Собянина

По истории России одна из лучших книг, несомненно. Затрагивает в основном только тему древней Руси. И в этом ее несомненный плюс. Как минимум потому, что очень много внимания уделяется именно этому промежутку времени. Автор не распыляется на разные темы, а пишет только об одном. Понравилось, что в книге написано все четко и по делу, без всяких размытых образов.

Антон Жигайло

Отзыв о покупке
на book24.ru

Ещё одна прекрасная книга историка Клима Жукова. На этот раз он постарался рассказать о монгольском нашествии на Русь и многом другом. Книга прекрасно оформлена, читается легко. Поэтому всех интересующих историей данного периода, обязательно к прочтению

Алексей Деминов

Для поклонников истории России в разные её эпохи, без маркера умалчиваний и политического редактирования тех или иных её моментов. Два современника Дмитрий Пучков и Клим Жуков без прикрас решили в свободной форме донести до читателей события нашей истории в периоды от Рюрика до Батыя. Для интересующихся.

Игнатова Ирина

В этой книге вы найдете огромное количество информации о периоде приходи Рюрика в Русь. Откуда он взяла? Почему позвали именно его? Какие племена жили на территории и страны и многое другое. Книга получилась интересной, и цена на нее хорошая. Советовала бы ее даже школьникам прочесть

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ. ЭПОХА РЮРИКА ВО «ВСЕМИРНЫХ ХРОНИКАХ»

Нарезка кинокадров

Наука и жизнь // Иллюстрации

Основатель Древнерусского государства Рюрик на гравюре, выполненной по рисунку художника XVIII века Шевалье, предстаёт перед нами не суровым воином IX века, а рыцарем со всеми атрибутами позднего романтического стиля.

В начале 2008 года вышел из печати очередной том «Всемирных хроник» — «От cвятого Патрика до Олега Вещего» (V—IX века от Р. Х.).

Арабы в Италии. На рисунке изображены допрос и казнь пленного. Хроника византийского историка Иоанна Скилицы.

Предметы, принадлежавшие норманнам. Бритва с изображением пяти ладей. деталь кормовой части ладьи (резьба по дереву). VII—IX века. Шахматная фигура воина-викинга из моржового клыка. XII век.

VIII Вселенский собор — последний для Запада и Востока, — состоявшийся в 870 году в Константинополе, на время примирил папу римского и константинопольского патриарха.

Рисунок из средневековой рукописи повествует о вручении короны и жезла Карлу Лысому — знак его воцарения в Западнофранкском королевстве. 840 год.

Викинги Хедебю (Шлезвиг) жили в деревянных домах без перегородок (рисунок выполнен по результатам раскопок).

Открыть в полном размере


В литературе на исторические темы наука всегда соседствовала с мифом. Что же касается
массового сознания, то в нём преобладает именно мифология, распространяемая через
«исторические» романы и повести, кинофильмы и телепередачи. В последние два десятилетия
в России скромный ручеёк научной литературы с её мизерными тиражами едва заметен
на фоне мощного потока всевозможного чтива, часто совершенно фантастического,
но претендующего на историчность. Нам сообщают, например, что Юлий Цезарь и германский
император Оттон III Рыжий, правивший в 983—1002 годах от Р. Х., — одно и то же
лицо; что Иисус Христос — это римский папа Григорий VII; что монгольская держава,
раскинувшаяся в XIII—XIV веках от Литвы до Вьетнама, — на самом деле просто Древняя
Русь. И масса людей, знающих историю «с пятого на десятое», принимают подобный
бред если не как истину в последней инстанции, то по крайней мере как вполне вероятный
вариант.


«Всемирные хроники» — это скромная попытка противостоять потоку псевдоистории. «Хроники» призваны наглядно проиллюстрировать тот неоспоримый факт, что любой исторический персонаж, любой народ и любая страна связаны множеством нитей с другими персонажами, народами и странами — своими предшественниками, современниками и потомками.


«Всемирные хроники» упорядочены по хронологии, однако это вовсе не справочник и тем более не хронологическая таблица. Связный, последовательный рассказ о событиях прошлого перемежается в них с обзорами, дающими представление о «цвете времени». Здесь много сходства с кино. Ведь что такое кинофильм? Последовательность кадров, статичных фотографий. Но когда кадры следуют встык один за другим, при просмотре возникает ощущение движения.


Как и в кино, во «Всемирных хрониках» «кадры» строятся по-разному: среди них есть камерные сцены, иногда встречается крупный план, но чаще всего это панорама. Читатель может посмотреть весь «фильм» с начала до конца, может выбрать один или несколько «кадров», чтобы изучить во всех деталях, а может по своему усмотрению их «перемонтировать».


В древнейшей истории счёт идёт на века. Чем ближе к современности, тем больше уплотняется ход времени. В раннем Средневековье мы можем, как под лупой, рассматривать уже каждое десятилетие, — да что там, чуть ли не каждый отдельный год!


Индивидуальная память очень ненадёжна. Если спросить любого из нас, чем жил мир в прошлом, 2007 году, вряд ли кто-то с ходу назовёт больше двух-трёх запомнившихся событий. Ну американцы с союзниками по-прежнему воевали в Ираке (про Афганистан вспомнит не каждый). Шли споры вокруг Косова. Во Франции появился новый президент. Ах да, у нас прошли выборы в Думу. Вот, кажется, и всё по-крупному.


Но история не забывает ничего (или почти ничего), и для неё любой год — большая или малая веха в судьбе множества народов.


Для примера возьмём год 862-й, когда, согласно начальной летописи, измученные распрями обитатели Приильменья призвали Рюрика. Примем его за точку отсчёта и осмотримся вокруг — на десятилетие предыдущее и десятилетие последующее.


В главных ролях


Заглянем в оглавление «Всемирных хроник». Поскольку действие в них разворачивается в хронологическом порядке, найти нужный раздел не составляет труда. Вот он перед нами, так и называется: «851—900 гг.». Состоит из двух больших подразделов — «Западная Евразия и Средиземноморье» и «Юго-Восточная Евразия». Такая разбивка неслучайна: с VII по XIII век (то есть от распада Тюркского каганата до образования гигантской монгольской державы) между этими регионами не было практически никаких контактов. Так что изучать в связи с Рюриком события на юго-востоке континента нам ни к чему.


Зато в Западной Евразии всё взаимосвязано.


Главную роль здесь играли две большие христианские державы — империя франков и Византия. И та и другая именовали себя «Римской империей»: Византия — на том основании, что её территории некогда входили в состав прежней, подлинно Римской империи, а франки — потому, что с переменным успехом пытались контролировать город Рим. Византия представляла собой строго централизованное государство с сильной «вертикалью власти». Западная же империя, созданная полвека назад Карлом Великим, оставалась единой только по названию. В 843 году её поделили трое внуков Карла, ни один из которых не имел прочной власти в своём королевстве, постоянно воюя с непокорными графами и герцогами.


Формально у Запада и Востока общая христианская церковь — католическая (всемирная) и ортодоксальная (православная). На деле Рим и Константинополь являлись центрами двух соперничающих церковных организаций. В описываемый период главным яблоком раздора между ними была дунайская Болгария — славянское государство, в котором правили потомки кочевых тюрков-булгар. Спустя два года после прихода Рюрика в Приильменье болгарский хан Борис под давлением обстоятельств был вынужден принять крещение от константинопольского патриарха Фотия. И Константинополь и Рим надеялись поставить под свой контроль новообразованную болгарскую церковь, хотя формально спор у них шёл о таких тонких предметах, как безбрачие духовенства и трактовка понятия Святой Троицы. В пылу споров Фотий даже объявил низложенным папу Николая Великого, что, впрочем, ни в малейшей степени не поколебало положение римского первосвященника.


В истории, как и в частной жизни, всегда одни действуют, а другие подвергаются воздействию. А поскольку политическая история на протяжении тысячелетий состояла главным образом из войн, ход мировых событий определяли народы наиболее воинственные и экспансионистские.


В эпоху Рюрика обе христианские империи занимали оборонительную позицию; главной нападающей стороной был халифат.


О крестовых походах слышали даже те, чьи исторические познания близки к нулю. Их поминают по любому поводу как неизбывный «первородный грех» западного христианства. Но почему-то крайне редко вспоминают, что до крестовых походов Европа на протяжении нескольких веков подвергалась массированному натиску исламского мира. Это были не просто эпизодические набеги: мусульмане захватили Испанию, атаковали Францию, лишили Византию большей части её владений. Но христиане не сплотились для отпора агрессорам. Города Южной Италии, воюя друг с другом, наперебой призывали на помощь североафриканских мусульман; в результате те захватили Сицилию и Южную Италию, в Бари и Палермо возникли эмираты. В 846 году мусульмане подступили к Риму, разрушив соборы Святого Петра и Святого Павла. «И всех христиан, которые находились за пределами Рима, они убили», — свидетельствует хронист. Главной задачей римских понтификов была организация обороны Италии от воинов ислама.


Византийцы вели себя так же безответственно, как и итальянцы. Молодой император Михаил III по вечерам пьянствовал, а дни проводил на ипподроме. Когда в разгар бегов ему сообщили о вторжении мусульман, он закричал: «Что за наглость заговаривать со мной об этом во время такого важного соревнования! У меня сейчас одна забота — оттеснить среднюю колесницу на левый край!»


Одиннадцать друзей Херлауга


Итак, мы зафиксировали в политической жизни Европы эпохи Рюрика три долговременные тенденции: распад западной (франкской) империи, противостояние мусульман и христиан, соперничество западного христианства с восточным. Эти проблемы европейцы решали одновременно. Исчезни любая из них, и история Европы приобрела бы совершенно иной вид.


А кроме того — или, вернее, прежде всего — были норманны. Дания и Скандинавия оставались последним анклавом древнего германского образа жизни. Сюда не дошли ни христианская вера, ни королевский произвол. Фермеры с многочисленными чадами и домочадцами свободно хозяйничали на своей исконной земле, и обязанности их по отношению к власти ограничивались необходимостью угощать разъезжающего по стране конунга, его дружинников и их лошадей. Однако в последнее время и на Севере жизнь начинала меняться. В Дании значительно усилилась власть королей. Уппсальский конунг Эйрик Эдмундарссон подчинил большую часть шведских земель. В этой централизации сквозь призрак «исторической закономерности» видны извечные человеческие страсти — ненасытная жажда славы, власти и золота. Когда молодой норвежец Харальд, успевший, несмотря на юный возраст, захватить владения нескольких соседей, сделал предложение Гюде из Хердаланда (Норвегия), та ответила, что не хочет тратить своё девство ради конунга, у которого и есть всего-то несколько фюльков (то есть княжеств), и что она даст согласие, если Харальд подчинит всю Норвегию, как Эйрик — Швецию.


Харальд решил: Гюда говорит дело. И дал обет не стричь волос, пока не завоюет всю Норвегию (за это его прозвали Косматым). Одного за другим Харальд вынуждал конунгов признать его власть. Одних он убил, другие, как повествует сага, «скатились с сиденья конунга на сиденье ярла». Херлауг, конунг Наумудаля, чтобы не превратиться в слугу Харальда, соорудил укреплённый курган, вошёл в него с одиннадцатью дружинниками и велел засыпать за собой вход. Два многочисленных норвежских семейства перебрались в 874 году от греха подальше в Исландию, положив начало заселению этого острова.


Может быть, именно в поисках вольной жизни множество датчан, норвежцев и шведов предпочитали добывать средства к существованию грабежом. На протяжении всего IX столетия эти храбрые, жестокие и жадные разбойники из года в год атаковали христианскую Европу. Их ладьи внезапно появлялись на Сене и Гаронне, Рейне и Темзе, и тогда дороги заполнялись бегущими людьми, спасающимися от лютой смерти. В германских анналах под 851 годом записано: «Железо язычников сверкало. Был чрезмерный солнечный зной, и последовал голод. И иссяк корм для скота». Спустя два года норманнские конунги Готфрид и Рюрик (не наш ли?) ограбили северо-запад будущей Франции. Западный император Лотарь откупился от Рюрика, дав ему земли в Ютландии, однако тот продолжал совершать опустошительные набеги на соседей. В 864 году Пипин II Аквитанский, племянник франкского короля Карла Лысого, в войне с дядей призвал на помощь норманнов. Три недели парижское аббатство Сен-Дени находилось в руках викингов, которые ушли, лишь получив богатый выкуп.


Иногда норманны не ограничивались грабежом, а стремились удержать захваченные земли. Так, зимой 850/851 года после очередного набега на Англию они не стали возвращаться на родину, а устроились зимовать в Кенте.


Если на западе Европы разбойничали норвежцы и даны (датчане), то на востоке действовали преимущественно шведы, которых местные финны звали русь (синоним слова «викинг», обозначавшего военный поход на ладьях и его участников-гребцов). Не позднее 830-х годов какая-то норманнская группировка поставила под свой контроль торговый маршрут — путь «из варяг в греки». Разбойники укрепились в Киеве и принялись оттуда наносить удары по Византии и Хазарской державе, закрывавшей им выходы к Каспийскому и отчасти к Чёрному морям. Претендуя на равенство с хазарским правителем, предводитель скандинавов стал именовать себя каганом. Германский король Людвиг в письме византийскому императору перечислил народы, чьи правители носили этот тюркский титул: авары, хазары, дунайские болгары и норманны. А киевские князья и в дальнейшем, вплоть до Владимира Святого, звались каганами.


Таким образом, приход в Приильменье Рюрика (того, что упомянут выше, или его тёзки, — вероятно, это мы не узнаем) был одним из эпизодов нескончаемой, всеохватной норманнской экспансии.


Летом 867 года вожди киевских норманнов Аскольд и Дир вернулись из неудачного похода в Византию. «И был в Киеве плач великий». Город осадили печенеги, население его голодало. Соправитель византийского императора Михаила Василий Македонянин, воспользовавшись ситуацией, склонил, по словам хрониста, «к соглашению неодолимый и безбожный народ русов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа».


Надо сказать, в трудных обстоятельствах язычники-норманны легко соглашались креститься. Некоторые проделывали этот трюк по много раз, так что успевали изучить процедуру таинства не хуже любого христианского священника.


Предварительные итоги


Развязки исторических процессов крайне редко носят окончательный характер. Если же таковые случаются, они, как правило, растягиваются на долгие годы, даже на столетия. Например, Римская империя рушилась в течение по крайней мере двух-трёх веков, а когда Рим был окончательно захвачен варварами, восточная часть империи устояла и продержалась ещё тысячу лет. Многовековой была испанская Реконкиста — вытеснение мусульман с Пиренейского полуострова. Разделение западной и восточной христианских церквей окончательно оформилось только в XI веке, а рабство было уничтожено более-менее повсеместно лишь в XIX веке.


Промежуточные развязки встречаются гораздо чаще. Нередко они полны драматизма и в глазах современников выглядят поворотными пунктами истории, наподобие тех «судьбоносных» событий, о которых нас периодически оповещают телеканалы и Интернет. Годы непосредственно после призвания Рюрика (конец 860-х и начало 870-х) особенно богаты подобными эффектными ситуациями.


24 сентября 867 года пьяный до беспамятства византийский император Михаил III был убит заговорщиками во дворце близ ипподрома. «Синклит (сенат), тагмы (гвардия), всё войско и городской сброд» провозгласили императором Василия Македонянина, который немедленно сместил и отправил в ссылку Фотия, восстановив на патриаршем престоле Игнатия. А 13 ноября скончался римский папа Николай, его сменил Адриан II. И Рим и Константинополь теперь желали примирения. В 870 году в Константинополе состоялся VIII Вселенский собор — последний общий для Запада и Востока. Фотий на соборе был проклят, единство западной и восточной церквей было временно восстановлено, но церковь Болгарии приписали к Константинопольскому патриархату. Собор также отказался признать претензии папы на роль верховного хранителя веры, постановив, что высшим авторитетом является совместное решение епископов-патриархов пяти крупнейших христианских центров — Рима, Константинополя, Антиохии, Александрии и Иерусалима.


Василий Македонянин попытался продолжить переговоры с киевскими норманнами, но к этому времени обстановка в Киеве изменилась: по сообщению летописца, «избежаша от Рюрика из Новгорода в Киев много новгороцкых мужей». Это, вероятно, укрепило позиции Аскольда и Дира. Печенегов отогнали, и вопрос о «крещении Руси» потерял актуальность на сто с лишним лет.


Рюрик отправился к немецкому королю Людвигу, чтобы урегулировать вопрос о своих западных владениях. В Ксантенских анналах под 873 годом о Людвиге сказано: «Пришёл к нему Рюрик, желчь христианства, притом на корабль были доставлены множество заложников. И он стал подданным короля и поклялся верно служить ему». За эту клятву король вернул Рюрику его прежнее владение — богатую Фрисландию (приморские земли от Западной Фландрии в современной Бельгии до германской реки Везер).


Незадолго до того, в 869 году, скончался король Лотарингии Лотарь II. Его королевство, вытянувшееся широкой полосой с севера на юг через всю Европу, поделили два его дяди — Карл Лысый и Людвиг Немецкий. Отказавшись в пользу Людвига от Меца и Ахена, Карл получил Льеж, Верден, Лион и весь правый берег Роны. Так на карте впервые обозначились границы государства, известного нам теперь под именем Франции.


Исламский халифат переживал в эти годы большие трудности. Правитель Дербента ас-Сулами вышел из повиновения халифу. В Картли (ранний набросок современной Грузии) после смерти тбилисского эмира князья Багратиони пытались овладеть Тбилиси. Но опаснее всего для центральной власти была война в Ираке. В 871 году чернокожие рабы, возглавляемые шиитским духовным лидером аль-Баркауи, ворвались в Басру, сожгли большую часть города, убили многих жителей, а других обратили в рабство. Каждый мятежник обзавёлся многочисленным гаремом; мусульманских женщин из рода самого пророка продавали на базарах.


На другом краю халифата, в Италии, христиане в 871 году овладели городом Бари, но тут же передрались между собой, и мусульмане вновь перешли в наступление. 14 декабря 872 года скончался Адриан II. В тот же день был избран новый папа Иоанн VIII. Он и возглавил организацию обороны.


«Год сражений»


Важные события происходили в это время в Британии.


Для норманнов Британия и Ирландия были самой лёгкой добычей. Галлия и Германия представляли собой хотя бы отчасти единые государства; их короли могли объединять подданных для борьбы с норманнами. В Британии же существовало несколько независимых королевств — англосаксонских, кельтских (бриттских) и пиктских. Ирландия была ещё более раздробленной, и викинги хозяйничали там почти безнаказанно.


В 870 году викингский конунг Ивар Бескостный в очередной раз вторгся в Британию. По словам тамошнего хрониста, «великое множество пленных, англичан, бриттов и пиктов, было увезено в Ирландию». В январе 871 году при Эшдауне дружину Ивара встретило войско западных саксов из королевства Уэссекс. До нас дошёл репортаж об этой битве, написанный епископом Ассером со слов «заслуживающих доверия очевидцев».


Пока король саксов Эдельред молился, язычники-даны стали теснить его младшего брата Альфреда. Тому надо было либо отступать, либо начинать сражение, не дожидаясь короля. И Альфред повёл своих людей в атаку. Викинги перед битвой предусмотрительно заняли вершину холма, так что саксы были вынуждены лезть вверх по склону. Ассеру показывали потом низкорослое дерево, которое росло в том месте: «Возле него и сошлись в схватке противостоящие шеренги — одни, устремлённые к греху, другие — сражаясь за своих любимых и за родную землю». Под натиском саксов викинги дрогнули и обратились в бегство. Они бежали всю ночь и весь следующий день, «и вся ширь Эшдауна, то есть беркширские холмы, была усеяна убитыми, среди которых обнаружились тела одного из королей викингов и пятерых его ярлов».


Этот год в Англии долго вспоминали как «год сражений». Уэссекс устоял. Данов отогнали, но они устроили укреплённый лагерь неподалёку, в Рединге. Эдельред в том же году заболел и умер, и собрание знати избрало королём двадцатидвухлетнего Альфреда, который позже своими успехами в борьбе с норманнами заслужил прозвище Великий. Пока же Ивар, заключив с Альфредом перемирие, захватил другие британские королевства — Мерсию, Эсенгел и Стратклайд. Обременённый добычей, языческий вождь обосновался в ирландском Дублине и в 872 году, по утверждению набожных хронистов, «почил во Христе».


***


Итак, достаточно было перелистать один раздел «Всемирных хроник», чтобы убедиться: в реальной жизни не существует истории одного народа, одной страны, одного государства. Разумеется, такую историю можно выделить из общего контекста, её можно изучать и анализировать — так же, как можно из большой фотографии, где люди стоят в несколько рядов, вырезать одно лицо и любоваться исключительно им. Нельзя лишь забывать о многочисленных связях, которые при этом рвутся и исчезают в невольных или намеренных умолчаниях.


…Вглядываясь в своё изображение в зеркале, надо помнить, что оно заслоняет остальной мир. Поэтому желательно выбрать зеркало побольше — или просто оглянуться и внимательно посмотреть вокруг.

Украина в центре внимания: деконструкция глобального конфликта

По

Эд Хэнкокс

DemocracyRevolution

 

Конфликты между нациями не происходят сами по себе; они являются продуктом многих лет, а иногда даже десятилетий или столетий истории и культуры, политических и экономических факторов. Это, безусловно, имеет место в нынешнем споре между Украина и Россия . Тем не менее, во всех объемах освещения этого продолжающегося кризиса в мировых СМИ в течение последних нескольких недель не хватало исторической, этнической и культурной точки зрения, которая помогла бы объяснить действия различных сторон. Цель этой серии постов — устранить этот недостаток и представить сегодняшние события в исторической перспективе, чтобы помочь лучше понять разворачивающиеся события.

 

Достаточно взглянуть на историю , чтобы увидеть, насколько глубоко переплетены Россия и Украина, если быть точным, около тысячи лет назад, поскольку любой разговор о российской истории должен начинаться в районе современного Киева на Украине. Именно сюда пришло нордическое племя, известное как Русь , под предводительством человека по имени Рюрик, чтобы возглавить группу славян, которые возьмут их имя: Киевская Русь; предшественники современной России. Со временем они направятся на север, поселятся в России и заложат город Москва . Все последующие цари и комиссары начинали с Киевской Руси, вот почему Украина занимает такое символическое место в сознании россиян — она для них то же, что Вэлли-Фордж для американца или Гастингс для англичанина; это место, где сформировалась их национальная идентичность.

 

Охватить широту истории Украины как культурной идентичности, так и физического состояния — это далеко за рамки простого поста в блоге. Тем не менее, наблюдая за развитием нынешнего украинско-российского кризиса, полезно помнить о нескольких ключевых факторах.

 

Идея о том, что Украина разделена между преимущественно этническим украинским западом и преимущественно этническим русским востоком, часто повторяется в СМИ, особенно в американских СМИ. Помимо чрезмерного упрощения, этот взгляд также упускает из виду роль других важных этнических меньшинств в Украине, таких как татар , которые были изгнаны из своего родного региона в Крыму Иосифом Сталиным , только для того, чтобы переселиться туда после роспуск Советский Союз в 1990-е годы. Но в то время как идея этнического раскола является чрезмерно упрощенной, она доходит до центральной реальности: Украина 2014 года является продуктом столетий борьбы различных европейских держав.

 

На протяжении большей части Средневековья в современной Украине господствовали Польша , Литва , а какое-то время даже монгольская Золотая Орда . Это господство помогло установить некоторые внутренние условия современной Украины: северный и западный регион, стремящийся к более тесным связям с Европа из-за своей долгой истории правления Польши и Литвы, независимо мыслящего татарского меньшинства вдоль побережья Черного моря, которое может проследить свою родословную до монгольских времен, и юго-восточного региона с сильными культурными и историческими связями с Россией.

 

Екатерина Великая была ответственна за расширение России на юго-восток в земли Днепра и Волги, включая то, что сейчас является восточной Украиной. Ее основной мотивацией было воспользоваться богатыми сельскохозяйственными угодьями региона; легендарная «черная земля» этой области является одной из самых плодородных сельскохозяйственных земель в мире. С годами Украина превратится в житницу России, а затем и Советского Союза. Но сельское хозяйство также может стать причиной разногласий, которые до сих пор окрашивают российско-украинские отношения; Великий голод 1932-33 годов, унесший жизни от 2,5 до 7 миллионов украинцев. Российские историки утверждают, что Голод был во многом непреднамеренным результатом сталинской политики коллективизации украинских ферм. Украинцы считают, что действовали более зловещие силы. Они утверждают, что Великий голод был спланированной стратегией со стороны Сталина, направленной на сокращение населения Украины и подрыв националистического движения, поднимавшегося против советской власти. В украинской истории даже есть неологизм Голодомора: его называют 9-м.0073 Голодомор , дословно «смерть от голода» по-украински. Голодомор сегодня считается актом геноцида рядом стран, включая США и Францию.

 

В то время как Голодомор искажает представление украинцев о России, сегодня промосковски настроенные этнические русские украинцы часто ссылаются на действия другого человека того времени как на причину не доверять правительству в Киеве. Его звали Степан Бандера . Он был стойким националистом, который хотел видеть независимую Украину, а не страну, контролируемую Советским Союзом (который, по мнению украинцев, недавно устроил Голодомор). Когда Германия вторглась в Украину в 1941 году, Бандера возглавил партизанское ополчение, которое сражалось с немцами против Советов. Хотя Бандера, возможно, рассматривал союз с Германией как наиболее практичный способ изгнания Советов с Украины, в сознании русских он навсегда заклеймился как фашист (хотя позже Бандера был арестован немцами за свою националистическую усилия).

 

Бандера выживет в немецком плену и останется активной силой украинского национализма после окончания Второй мировой войны вплоть до его убийства агентами КГБ в 1959 году. Сегодня Бандера остается влиятельной фигурой для россиян и неоднозначной для украинцев — в 2010 году он был назван «Героем Украины» тогдашним президентом Виктором Ющенко , эта честь была позже лишена после международных протестов. Временное правительство, пришедшее к власти в Киеве после Евромайдан протесты и бегство президента Виктора Януковича из страны русские часто называют бандеровцами и, следовательно, фашистами. Российские СМИ и правительственные чиновники обычно называют смену правительства, вызванную Евромайданом, «путчем» (сознательно используя немецкий термин, связанный с приходом к власти нацистов), а сторонников нынешнего правительства — «неофашистами».

 

Распад Советского Союза привел к образованию России и Украины как отдельных наций, но в течение первого десятилетия после распада Советского Союза эти две нации шли по сходным путям экономического и политического развития и связей между они остались рядом. Ситуация изменилась после спорных президентских выборов 2004 года, на которых президент Янукович, поддержавший статус-кво тесных отношений с Россией, столкнулся с бизнесменом Виктором Ющенко, стремившимся к более тесным связям с Европейским союзом. Януковича обвинили в фальсификации итогов выборов, что привело к народным протестам, получившим название 9-го0013 Оранжевая революция . Эти протесты привели к повторному проведению выборов, на этот раз под международным наблюдением, и победителем стал Ющенко. Юлия Тимошенко , самостоятельный олигарх и активный сторонник Оранжевой революции, заняла пост премьер-министра. На Западе этот исход восприняли как торжество демократии и народной воли. Владимир Путин , однако, смотрел на Оранжевую революцию с глубоким подозрением и видел в ней руководимый и финансируемый Западом заговор с целью свержения своего союзника Януковича (точка зрения Путина удобно упускает из виду российскую собственных попыток повлиять на исход повторных выборов). Он придерживался аналогичного мнения о других «цветных революциях» на постсоветском пространстве — Революции роз в Грузии и Революции тюльпанов в Киргизии — как о заговорах под руководством Запада против надежных союзников России, финансируемых через НПО, получившие финансирование из Европы и США (причина последующего подавления Россией деятельности НПО в России, финансируемых из-за рубежа). Неудивительно, что Путин увидел в протестах Евромайдана очередную попытку в этом ключе, которая и привела к нынешней кризисной ситуации.

 

За этим последовало тайное вторжение России в Крым воинскими частями , замаскированными под местные крымские «силы самообороны», охраняющие от какой-то неясной угрозы этническому русскому населению Крыма со стороны бандеровских сил в Киеве; оспариваемый референдум и аннексия Крыма Россией; события, которые кажутся последовательными и только с российской точки зрения — у украинцев, конечно, совсем другой взгляд на ситуацию.