Кто построил михайловский замок: Михайловский (Инженерный) замок — Прогулки по Петербургу

К югу от Мойки Санкт-Петербурга

На левом берегу Мойки напротив Летнего сада стоит Инженерный замок, в котором был убит император Павел. Сейчас это филиал Русского музея. Выразительный фасад и шпиль манят туристов дальше – к основному зданию Русского музея, на площадь Искусств. В Михайловском саду можно отдохнуть от уличного шума. Подходя к Инженерному замку по набережной Фонтанки, вы можете увидеть людей, которые, перегнувшись через перила, смотрят вниз.

Там под набережной находится маленький памятник Чижику-пыжику. Жёлто-зелёное оперение этой птички по цвету соответствует форме студентов младших курсов царского времени. Кто не знает песенку: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». Это был первый памятник, поставленный в перестроечные годы не учреждением, а частным лицом. Статую иногда крадут, но на её место ставят новую. Чижик-пыжик стал своеобразным талисманом города, и русские бросают на его постамент монетки, даже когда Чижика нет на месте.

Содержание статьи

  • 1 Инженерный (Михайловский) замок
  • 2 Вокруг Инженерного (Михайловского) замка
  • 3 Площадь Искусств и Михайловский сад
    • 3. 1 Михайловский дворец: Русский музей и Российский этнографический музей
    • 3.2 Театр оперы и балета и Филармония
    • 3.3 Инженерный (Михайловский) замок на карте Санкт-Петербурга

Инженерный (Михайловский) замок

Инженерный (или Михайловский) замок овеян мрачными легендами, и его дух неразрывно связан с личностью венценосного хозяина. Император Павел I заказал эту укреплённую резиденцию вскоре после своего восшествия на престол в 1796 году. Чтобы расчистить место для замка, пришлось сжечь дотла деревянный дворец, построенный Растрелли для императрицы Елизаветы. Решение уничтожить елизаветинский дворец имело для царя тайный символический смысл. Растрелли был незаконнорожденным сыном Елизаветы, а сам Павел всю жизнь страдал от того, что многие считали его самого незаконнорожденным. Но больше всего на свете Павел желал бы стереть память о своей ненавистной матери Екатерине II.

Южный фасад

Павел поручил строительство архитектору Винченцо Бренна. Название «Михайловский» было выбрано потому, что одному из павловских гвардейцев во сне явился архангел Михаил. Как бы в насмешку над вкусами Екатерины II, которая любила архитектурное единство здания, Павел выбрал для каждого фасада свой стиль. Большую часть материала для постройки, а также практически все предметы внутреннего убранства он взял из дворцов своей матери. Павел настоял на том, чтобы его монограмма была в замке повсюду. Она повторена здесь более восьми тысяч раз.

Северный фасад

Павел переехал в замок в феврале 1801 года, ещё до того, как высохла краска. Царь постоянно опасался, что его убьют, как его отца Петра III, поэтому он приказал окружить замок рвом с подъёмными мостами. Возле мостов были установлены орудия. Рядом с опочивальней находилась потайная дверь, а за ней секретный ход, чтобы бежать в случае опасности. Но, несмотря на все эти предосторожности, всего через сорок дней худшие опасения Павла сбылись, и он был задушен в собственной спальне. Как место цареубийства замок был неприятен императорской семье, и здание передали Инженерному училищу. В это училище в возрасте 16 лет был записан Ф.М. Достоевский.

После революции в замке помещалась библиотека, институты и архив. Реставрация началась в 1980-е годы. Затем замок был передан Русскому музею. В отреставрированных парадных апартаментах выставлены произведения искусства из богатой музейной коллекции. Этот филиал Русского музея работает по понедельникам с 10.00 до 17.00, со среды по воскресенье – с 10.00 до 18.00. Другие части замка, в частности место убийства Павла, можно осмотреть, заказав экскурсию заранее – за пять дней. Замок был построен под впечатлением от загородного дворца французского принца Конде, который Павел видел во время поездки в Европу. Стены были окрашены в абрикосовый цвет.

Восточный фасад

Дешёвая аренда авто

Известные компании проката

различные предложения

Страховка за границу

Надёжные страховые полисы

гарантия лучшей цены

Говорят, что Павел выбрал этот оттенок потому, что такого цвета были перчатки у его фаворитки. Одна гадалка предсказала, что Павел проживёт ровно столько лет, сколько букв в надписи на портике южного фасада. Мрачное пророчество сбылось, когда император погиб в 47 лет. В восьмиугольном дворе замка стоит недавно установленный памятник Павлу. Император изображён на троне, в высоких сапогах, со скипетром и державой в руках. Эта величественная поза, которую он так любил, выглядит жалко и показывает тщетность его амбиций. В музее есть модель рвов и подъёмных мостов, первоначально окружавших замок. Возможно, всё это даже будет воссоздано, если найдутся средства.

Западный фасад

Большая мраморная лестница ведёт в парадные залы. Возле неё висит копия картины «Умирающая Клеопатра» (оригинал хранится в Эрмитаже). Тёмно-красный тронный зал жены Павла Марии Фёдоровны украшен позолотой и кариатидами. Не менее пышно отделана и столовая, в которой царь ужинал за два часа до смерти. В его дни в сводчатой Античной галерее были статуи, которые теперь находятся в Эрмитаже, бронзовые двери и четыре гобелена по произведениям Рафаэля (подарок Людовика XVI).

Сейчас в этой галерее, а также в нескольких залах, принадлежавших Павлу и его сыну Константину, висят портреты XVIII и XIX веков, пейзажи и аллегорические полотна из собрания Русского музея. Личные покои Павла давно перестроены. На их месте – лабиринт коридоров – служебные помещения музея. Их можно осмотреть только во время специальной экскурсии. Спальня, в которой произошло трагическое событие, превращена в часовню. Однако лестница, по которой поднимались заговорщики, сохранилась до наших дней.

Парадная лестница

Убийцы быстро нашли царя, так как среди них был офицер, обязанностью которого было докладывать царю важные политические новости в любое время дня и ночи. Судьбу Павла окончательно решила его последняя ошибка – вместо того чтобы бежать через секретный подземный ход, император попытался спрятаться в спальне своей любовницы, и путь к спасению был отрезан. Экскурсия завершается внизу, в симпатичной церкви с мраморными колоннами. Здесь состоялось венчание композитора М. И. Глинки.

Вокруг Инженерного (Михайловского) замка

В 1820-е годы к югу от замка, на том месте, где некогда находился павловский плац, Росси заложил триумфальную Кленовую аллею. В начале аллеи – конный памятник Петру Великому, установленный Павлом I. Краткая надпись на постаменте гласит: «Прадеду от правнука». Павел, которого считали незаконнорожденным, хотел этим показать всем, что он потомок Петра. Между Кленовой аллеей (улицей) и набережной Фонтанки находится цирк.

Кленовая (аллея) улица

Гостиницы в Петербурге

Отели по доступным ценам

большой выбор жилья

Авиабилеты в Петербург

Дешёвые билеты на самолёт

крайне выгодная цена

В конце аллеи стоят два павильона, в которых размещались павловские гвардейцы, охранявшие проход к замку. На противоположной стороне Инженерной улицы находится Зимний стадион – бывший Михайловский манеж, императорская школа верховой езды. Манеж был построен архитектором К. Росси в 1820-е годы. Во время революции в Манеже размещалась база бронемашин. Итальянская улица ведёт от Манежной площади, имеющей форму треугольника, к площади Искусств и Русскому музею.

Площадь Искусств

Площадь Искусств и Михайловский сад

В начале XIX века Карло Росси создал архитектурный ансамбль площади Искусств. Фасады всех домов были выдержаны в классическом стиле. Первоначально площадь называлась «Михайловской» по главному зданию – Михайловскому дворцу. В советское время её переименовали в площадь Искусств. Вокруг неё, действительно, размещается ряд художественных институтов. В 1957 году в центре площади был установлен памятник A.C. Пушкину работы ведущего послевоенного архитектора города Михаила Аникушина. Помимо Михайловского дворца вы можете посетить музей Исаака Бродского (площадь Искусств, дом 3).

В этом доме некогда жил Исаак Бродский, видный художник, работавший в жанре социалистического реализма. Ему принадлежит известный идеологический шедевр «Ленин в Смольном». В коллекции художника представлено около 800 небольших работ Репина, Левитана, Крамского и других передвижников, а также несколько собственных полотен. На углу площади Искусств находится воссозданный литературно-художественный арт-подвал «Бродячая собака» (кафе). Сюда до революции заходили поэты В. Маяковский, А. Ахматова и другие знаменитости. В наши дни знаменитости туда не заглядывают, зато много туристических групп.

Михайловский сад

Одновременно с работой над зданием Главного штаба К. Росси проектировал и Михайловский дворец. Оба эти сооружения в полной мере отражают имперский стиль александровской эпохи, однако воплощают несколько разные направления. Если в архитектуре Главного штаба преобладают величественно-грозные военные мотивы, то Михайловский дворец – образец строгого классицизма. Бледно-жёлтый фасад дворца украшен длинным рядом коринфских колонн.

К сожалению, от интерьеров Росси мало что осталось. Сохранилась только главная лестница и строгий Белый зал, который ныне служит одним из выставочных помещений Русского музея. Музей занимает центральную и западную части здания. Эту коллекцию российского искусства должен увидеть каждый приезжающий в Санкт-Петербург. В начале 1900-х годов на месте восточного крыла дворца и конюшен была возведена пристройка для этнографической коллекции, которая впоследствии стала Российским этнографическим музеем.

Михайловский дворец

Этот интересный музей рассказывает о великом множестве народов, живших на территории Российской империи и Советского Союза, в том числе и таких, которые сейчас вышли из состава Российского государства. В экспозиции выставлены образцы народного декоративно-прикладного искусства, национальные костюмы, орудия труда, реконструкции жилищ и другие элементы быта населения самых разных регионов – от Прибалтики до Монголии. Главный зал украшен огромным фризом, на котором изображены рабочие и крестьяне всех народов Советского Союза.

Большой раздел посвящён быту российского крестьянства, составлявшего до революции 90 процентов населения. На втором этаже есть экспозиция, посвящённая народам Северного Кавказа. Экспозиция следующего зала представляет многочисленные этнические группы Поволжья и Урала. Самая многочисленная из них – татары, на втором месте стоят башкиры, на третьем – чуваши. Самую низкую численность имеют финно-угорские народности: мордва, удмурты, марийцы и коми. Их языки принадлежат к той же группе, что эстонский, венгерский и финский.

Белый зал Росси

На южном балконе второго этажа представлена экспозиция, посвящённая немногочисленным, сохранившимся до наших дней кочевым племенам Сибири – эвенкам и нанайцам. Эти кочевники постоянно перемещаются с места на место, чтобы их северные олени паслись на свежих пастбищах. Более многочисленные буряты до революции тоже вели кочевой образ жизни. Сейчас большинство бурятов стали оседлыми жителями Прибайкалья, их основная религия – буддизм.

Ещё одна большая национальная группа, представленная в экспозиции, – это якуты. Их язык и культура не только сохранились до наших дней, но даже процветают. Первый этаж восточного крыла посвящён славянским народам, прежде всего самым многочисленным – русским, украинцам и белорусам. Оба балкона второго этажа занимает выставка современного народного искусства. Там есть и матрёшки, и жостовские подносы, и палехские шкатулки. Южные залы посвящены казахам и туркменам. Внимание интуристов особенно привлекает традиционная казахская юрта.

Этнографический музей

При музее работает Детский центр, где мастера обучают ребят ремёслам: ткачеству, изготовлению гравюр и гончарному делу. За дворцом раскинулся Михайловский сад с широкими лужайками и тенистыми аллеями. Там особенно приятно гулять в летнюю жару. В период белых ночей здесь можно увидеть людей, играющих в бадминтон даже в три часа ночи. В Михайловском саду нередко устраивают концерты на открытом воздухе (афиши этих концертов обычно висят у главного входа).

На западной стороне площади Искусств находится Театр оперы и балета имени Мусоргского (Михайловский театр). Это второй после Мариинского оперный театр Петербурга. Здание построено в соответствии с общим планом К. Росси, но его непосредственным создателем был архитектор Александр Брюллов. Росси построил здание другого музыкального здания, выходящего на площадь, – Большого зала Санкт-Петербургской филармонии. Оно стоит на углу Михайловской и Итальянской улиц.

Михайловский театр

Оба здания связаны с именем композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975 годы). В 1934 году в Театре оперы и балета состоялась премьера его оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Сначала публика и специалисты восприняли её с большим одобрением. Однако всего через два года творчество Шостаковича было подвергнуто жестокой критике. В газете «Правда» появилась разгромная статья «Сумбур вместо музыки». Официальная власть то одобряла, то отвергала музыку Шостаковича.

Самым большим успехом композитора стала «Ленинградская симфония», написанная во время блокады Ленинграда. Композитор написал первые три части в осаждённом городе. Шостакович отрывался от своих нот каждый раз, когда звучала сирена воздушной тревоги. Затем композитора эвакуировали в Куйбышев (сейчас Самара), и там он закончил это произведение. 9 августа 1942 года симфония была передана по радио на всю страну (некоторые оркестранты были в военной форме, так как только что специально для этого прибыли с фронта).

Филармония Шостаковича

Появление симфонии стало не столько музыкальным, сколько патриотическим событием, способствовавшим укреплению духа народа в годы лишений и страданий. Однако, несмотря на это, Шостакович стал одной из первых жертв так называемой «ждановщины», послевоенной кампании против деятелей искусств. В произведениях композитора усмотрели «формализм» и «антидемократические тенденции». До самой смерти у Д.Д. Шостаковича были непростые отношения с властью.

Здание Филармонии тоже могло бы вспомнить немало музыкальных событий мирового значения. Например, в 1824 году в этих стенах прошла премьера «Торжественной мессы» Бетховена, а в 1893 году – премьера Шестой симфонии П.И. Чайковского (композитор умер вскоре после завершения этого произведения). Здесь же в 1905 году, через несколько дней после Кровавого воскресенья, состоялся российский дебют знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан.

Михайловский замок (Инженерный) — elvik-foto.ru

                         Достопримечательности и интересные места

     Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 2

http://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/history/

 

«…Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!. .
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.»

А.С. Пушкин, Ода «Вольность»

     На месте нынешнего Михайловского (Инженерного) замка был небольшой летний дом, который Пётр I построил для Екатерины. Вокруг был разбит сад, названный «Императрицыным». Постепенно сад увеличивался, был украшен клумбами, цветниками, прудами, лабиринтом. Екатерина редко посещала это место, и дом постепенно пришёл в упадок. Вступившая на престол Анна Иоанновна приказала разобрать летний дом и построить новый дворец, но переехать ей во дворец не довелось. Удалось это Елизавете Петровне в 1742 году, которая приказала убрать дворец роскошной мебелью, конфискованной у Миниха. Императрица полюбила дворец, построенный графом Растрелли, и часто жила в нём. Здесь и родился 20 сентября 1754 года император Павел I. Здесь проходили праздники и торжества. В этом же дворце Екатерина II принимала официальные поздравления дипломатического корпуса по вступлении на престол.
     Дворец вскоре императрица разлюбила, а Павел I приказал сломать его.
     А на месте, где находился деревянный летний дворец императрицы Елизаветы, Павел I в 1796 году приказал выстроить Михайловский замок.
Причину постройки нового дворца в Петербурге объяснили загадочным случаем. Известно, что император Павел принадлежал к масонству, он верил в сны и предзнаменования.
     Однажды солдату, стоявшему на карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донёс о бывшем ему видении начальству, и когда об этом доложили императору, то он ответил, что уже знает о желании архангела Михаила, и, что воля его будет исполнена. Затем приказал построить новый дворец и церковь во имя архистратига Михаила, а дворец повелел назвать Михайловским замком.

     «28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.
     Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приёмы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъёмные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни великого прадеда Павла I.
      замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.
     В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, учёные И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.
     На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
     В 1991 г. Михайловский замок вошёл в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.»

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

          Памятник Петру I

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей)

Михайловский дворец — историческое здание и бывший великокняжеский дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга.

Сегодня Михайловский дворец входит в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. В его стенах экспонируется часть коллекций музея и проводятся временные (переменные) выставки.

Михайловский дворец — одно из красивейших зданий в центре Санкт-Петербурга, а также памятник архитектуры позднего классицизма (русский ампир).

Дворец построен в 1819-1825 годах по проекту архитектора Карло Росси на месте примыкающего сада (ныне Михайловский сад).

Великокняжеский дворец построен по велению Александра I для великого князя Михаила Павловича. Михаил Павлович – четвертый сын императоров Павла I и Марии Федоровны, младший брат императоров Александра I и Николая I.

Дворец представлял собой ансамбль, центральное место в котором занимал сам дворец, к которому примыкали два симметричные служебные флигели-площади: западный — Фрейлинский и восточный — Манеж. В одном ряду с флигелем Манежа стоял Конюшенный корпус, а за ним, на углу Инженерной и Садовой улиц, Прачечная.

В саду дворца был павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах.

Помимо дворцовых построек, в 1820-1830-х годах Карло Росси также создал площадь и улицу, связанные с именем великого князя Михаила Павловича.

Дворец был освящен и пожалован императором Александром I его младшему брату в бессрочное наследственное владение 30 августа 1825 года. — Великая княгиня Елена Павловна (до замужества — принцесса Шарлотта Вюртембергская).

После смерти Елены Павловны в 1873 году во дворце жила ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна.

После смерти Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года наследники решили продать дворец казне. 13 апреля (25 по новому стилю) 1895 года Личным Указом Императора Николая II в стенах бывшего дворца был устроен Русский музей в память об Императоре Александре III.

Сегодня в стенах бывшего дворца расположился Государственный Русский музей.

Парадный фасад Михайловского дворца (юг) выходит на площадь Искусств (Инженерная улица) и украшен аркадой и коринфской колоннадой. Портик фасада увенчан треугольным фронтоном.

Северный фасад, выходящий в Михайловский сад, оформлен аналогично главному фасаду.

Центральная часть фасада представляет собой просторную, типично итальянскую лоджию с колоннами коринфского ордера, размещенными на аркадах.

Аттик фасада увенчан скульптурной композицией.

Перед южным фасадом дворца в Михайловском саду находится обширный луг («Нефтяной луг») неправильной овальной формы, обрамленный аллеей. Узнать больше о Михайловском саду…

Русский музей в Михайловском дворце

Русский Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, коллекции которого размещены в нескольких исторических зданиях, вместе представляющих уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Подробнее о Русском музее…

В стенах Михайловского дворца можно увидеть некоторые отреставрированные комнаты и залы дворца.

Во дворце также представлены музейные коллекции, в том числе :

— «Древнерусское искусство 12-17 веков», где находится одно из самых крупных и значительных собраний древнерусской живописи в России, включающее около шести тысяч икон , прилагается.

Постоянная экспозиция, расположенная в первых четырех залах Михайловского дворца, представляет часть коллекции — ценнейшие произведения, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле;

— «Русское искусство XVIII века», дающее представление об основных этапах и направлениях развития искусства той эпохи.

Русский Российские портретисты И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, наиболее выдающиеся русские портретисты, с именами которых связано становление светского направления в русском изобразительном искусстве, занимают особое место в разделе, посвященном петровскому времени. ;

Русское русское искусство первой половины XIX века, в котором собраны произведения, представляющие самые разные направления в русском искусстве того времени — классицизм, романтизм и реализм, зарождающиеся во второй трети XIX векавек.

В том числе : произведения К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции) и образцы исторической живописи, выполненные Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Ф. И. Бруни;

— «Русское искусство второй половины XIX века» с исторической, жанровой, портретной и пейзажной живописью мастеров передвижнического реализма — наиболее значительного явления в русском искусстве 1870-1880-х годов — и их предшественников.

Особый раздел посвящен творчеству представителей академизма в живописи и скульптуре того времени;

— «Русское народное искусство XVII и XXI веков» с экспонатами, расположенными в хронологическом порядке и отражающими историю развития крестьянского искусства и местных центров художественных промыслов во всех основных видах и жанрах.

Интерьеры Михайловского дворца

Интерьер дворца был продуман до мелочей и поражал великолепием и выдержанностью стиля. Каждый зал дворца создан в неповторимом ансамбле с элементами, сосуществующими в единой гармонии.

Особое впечатление произвел сохранившийся до наших дней вестибюль — широкая входная арка и марши парадной лестницы.

Галерея на втором этаже лестницы украшена коринфскими колоннами с барельефами на стенах. Потолок богато украшен картинами Джованни-Батиста Скотти.

Оранжевая гостиная

Кармазиннайя гостиная

Blue Gallery

Belokolonny Hall

Mikhailovsky Palace of 9003

Mikhailovsky Palace of 9003

Mikhailovsky. , есть здание —

корпус Бенуа , который специальным переходом соединен с флигелем Михайловского дворца и также является частью Русского музея.

В здании Бенуа находятся постоянные экспозиции произведений искусства конца 19-го и начала 21-го веков, а также помещения для временных выставок. Подробнее о Корпусе Бенуа…

С восточной стороны к Михайловскому дворцу примыкает историческое здание, построенное в 1902-1913 гг. по проекту архитектора Императорского двора В. Ф. Свиньина для экспонирования этнографической коллекции . Сегодня Российский Этнографический музей , который является одним из крупнейших этнографических музеев мира.

Адрес Этнографического музея : ул. Инженерная, 4/1. Подробнее о Российском Этнографическом музее с фото, описанием и сайтом…

Практическая информация

Сейчас основная ретроспективная экспозиция ГРМ располагается в Михайловском дворце и Доме Бенуа .

Помимо постоянных экспозиций, в залах и залах Михайловского дворца и Дома Бенуа проводятся временные (переменные) выставки.

Адрес Михайловского дворца : Инженерная улица, д. 4.

Адрес корпуса Бенуа : Набережная канала Грибоедова, д. 2.

Ближайшие станции метро : Невский проспект, Гостиный двор, Адмиртовский двор.

Автобусы : №№ 3, 22, 27, 49, К212. Троллейбусы : №№ 5 и 22.

Вы можете посетить музей в Михайловском дворце, купив отдельный билет (только во дворец) или комплексный билет и использовать его для посещения Михайловского дворца + других объектов Российской Музей.

На информационных стойках в Михайловском дворце, корпусе Бенуа и в Михайловском замке можно узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проводимых в Русском музее.

Перед посещением официального сайта музея рекомендуем уточнять всю необходимую информацию, включая режим работы музея, стоимость билетов, выставки и мероприятия.

Сайт Государственного Русского музея : en.rusmuseum.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленные от него, можно посмотреть и забронировать здесь

Михайловский дворец Русского музея

Начало его истории связано с рождением великого князя Михаил. Тогда же, в 1798 году, император Павел I повелел ежегодно откладывать несколько сотен тысяч рублей на строительство в будущем для его младшего сына Дворца, в котором роскошь и уют отвечали величию и вкусам императорской семьи.

 

Августейшему отцу не довелось увидеть осуществления своих планов – через три года жизнь и его правление трагически оборвались дворцовым переворотом. Но воля императора была исполнена должным образом, и деньги регулярно откладывались. Когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, а совокупная сумма достигла 9 миллионов, началось строительство Дворца. 17 апреля 1819 года император Александр I, старший брат Михаила Павловича, заложил в основание нового Дворца каменный ковчег с серебряными монетами и поставил серебряную памятную доску.

 

Автор проекта и Строитель Дворца по проекту архитектора Карло Росси (1775 – 1849) – гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, завершил строительство центральной части Санкт-Петербург во втором-третьем десятилетии XIX века. Они задают архитектурные масштабы и ритмы, пропорциональные и созвучные широкому плоскому пространству, «невскому государеву течению», длинным грядам низких облаков над Северной столицей.

 

Настоящей жемчужиной среди творений великого зодчего является градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь высшей степени гармонии сочетания ландшафта дворцовой застройки и архитектурного окружения. Коренная перепланировка обширной территории, пока лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшей к Михайловскому замку Павла I, позволила Росси связать улицу Михайловскую, площадь перед Михайловским дворцом с центральной улицей города – Невский проспект. Отсюда удивительно эффектный вид на главный фасад дворца со стройным и ажурным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

 

Не менее красив, хотя, может быть, и менее известен противоположный фасад, обращенный в Михайловский сад. Замечательным образом сочетаются в нем парадная торжественность Дворца и палаты зеленых построек, гармоничная соразмерность всех частей и красивая, немного тяжеловатая монументальность, заставляющая вспомнить, быть может, о влиянии учителя и учителя К. Росси – век архитектора Бренна, построившего для Павла I Михайловский замок.

 

«Этот дворец, несомненно, является триумфом современной архитектуры, — писал английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 г., — он не только превосходит все увиденные в Тюильри и других королевских дворцах континента, но и является положительно одним из вид».

 

В создании скульптур, картин, лепнины, резного и другого декора Михайловского дворца принимали участие видные скульпторы века Демут-Малиновский и С. Пименов, художники П. и Дж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Брюлло, лепные мастера Н. и К. Щегини, резчики В. Захаров и Б. Бобков, знаменитые мастера рода Тарасовых (резчики, паркетчики, плотники) и многие другие народные ремесленники.

 

К. Росси продумал и проработал эскизы всего: от чугунной решетки с любимой его военной атрибутикой в ​​декоре ворот – до плана парка, от решения градостроительных задач заключается в нанесении рисунка наборного паркета в помещениях Дворца.

 

Внешний вид главного корпуса и западного крыла Дворца сохранился почти без изменений. Из интерьеров в настоящее время только два могут дать полное представление о таланте зодчего и его оригинальном замысле, о былом великолепии парадных покоев — парадный зал и Белый зал. Оба являются настоящими шедеврами искусства классического интерьера.

 

Великолепный главный вестибюль с разветвленной на два марша широкой парадной лестницей, ведущей в галерею второго этажа, украшен 18 парадными колоннами коринфского ордера.

 

Совершенство и удивительную гармонию всех элементов демонстрирует Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и представляющий собой уникальный петербургский дворцовый интерьер первой четверти XIX века. Несмотря на потери, понесенные в связи с переделками, при приспособлении здания под музей сохранились его живописно-скульптурное убранство зала и аутентичная мебель, созданная по эскизам К. Росси, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Интересно, что художественное совершенство Белого зала было оценено современниками настолько высоко, что его макет было решено преподнести в дар английскому королю Георгу IV.

 

«На изготовление модели с большой белой гостиной для отправки ее английскому королю, — сказал царь предписанием, — дать архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художников и мастеров». Макет Белого зала, выполненный по рисунку К. Росси, был доставлен по назначению, и, судя по тому, что принес ее резчик И. Тарасов, награжденный царем «в знак особой милости» Большой царской медалью, произвел впечатление.

 

После смерти великого князя Михаила Павловича, в 1849 г.На смену волшебной роскоши великосветских балов пришла более утонченная атмосфера артистической красоты великой княгини Елены Павловны. В столицу приезжали и приезжали знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели. Здесь родилось Русское музыкальное общество, а затем и первая русская консерватория.

 

В конце XIX века дворец унаследовали великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, организовавшая позднее завещанный дворец, его дети – сыновья, князья Георгий и Михаил Мекленбургские, и дочь, княгиня Елена Саксен-Ольденбургский.

 

Поскольку дворец должен был принадлежать Романовым, так как наследниками были граждане Германии, Александр III счел необходимым исправить ситуацию, выкупив дворец в казну. Был реализован отцом молодого императора Николая II.

 

Через некоторое время после смерти Александра III последовал Высочайший Указ от 20 января 1895 г. о покупке Михайловского дворца со всеми его флигелями, службами и садом – за 4 миллиона рублей серебром. Судьба здания окончательно решилась 13 апреля 189 г.5, при Зарегистрированном указом Николая II учреждён «Русский музей императора Александра III», а к его устройству отнесен весь комплекс Михайловского дворца.

 

Итак, наконец, сошлись воедино уже давно искомое воплощение идеи создания государственного Музея русского изобразительного искусства и судьба Дворца, как бы ожидающая своего настоящего, а не мирского предназначения. И в его стенах началась новая жизнь Музея.

 

Управляющий Музеем назначается Высочайшим указом и должен быть членом Императорского Дома. В только что созданном музее Николай II назначил Верховным правителем великого князя Георгия Михайловича.

 

Высочайшим постановлением была образована специальная Комиссия, в задачу которой входило выяснение объема всех необходимых во Дворце ремонтных работ и надзор за их производством, подбор исполнителей, согласование цен и контроль за бережным расходованием выделенных средства.

 

В течение первых трех лет со дня основания Музея были произведены переделки большинства интерьеров и перестройки, связанные с необходимостью согласования дворцовой роскоши с функциональными задачами музейной экспозиции.

 

Эта сложная миссия, таящая в себе зло перед исполнителем по не однозначной оценке многих современников и потомков, выпала на долю В. Свиньина (1865 – 1939), молодого и энергичного архитектора Академии художеств, назначенного Решение комиссии о должности мастера. Архитектор также был включен в состав комиссии, но без права голоса. Таким образом, все работы, выполненные в здании Михайловского дворца по проекту В. Свиньина, от мелкого ремонта до латки капитального характера, были представлены на заключение комиссии и утверждены генеральным директором.

 

Однако за два с половиной года в стенах Михайловского дворца было построено помещение Художественного отдела Императорского Русского музея. Переделки были произведены быстро, надежно и экономично. Достаточно сказать, что на громадный объем капитальных работ (вместе с технической реконструкцией здания) и на реставрационные и отделочные работы было израсходовано пятьсот сорок тысяч рублей.

 

А. Половцов, автор одного из первых путеводителей по Русскому музею, откровенно восхищался хозяйственным трудолюбием и бережливостью В. Свиньина, что позволило остаться в прежнем объеме, сохранив при этом и основной первоначальный план, и все исторические примеры внутреннего убранства дворца и необходимой целостности его архитектурного декора.