Кто победил в куликовской битве в 1380 году: 21 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва.

Куликовская битва продолжается / Политика / Независимая газета

В России что ни историческая дата, то проблема. К примеру, недавно прошли торжества, посвященные 625-летию Куликовской битвы. Эта дата, как оказалось, и создает проблему. Без сомнения, от тех, кто будет ее разрешать, требуется большая осторожность и политкорректность. Имеются в виду государство, общественные организации, музеи и, конечно, Русская Православная Церковь, уделившая этому событию повышенное внимание.

Как выяснилось, годовщину «Мамаева побоища» следует отмечать без излишней помпезности, официоза, а также громких речей государственных лиц. Не стоит забывать о том, что Мамай был татарским ханом, а широкомасштабное празднование победы над татарами — пусть даже татарами ордынскими, «татарами XIV века» — может ущемить национальную гордость представителей второй по численности этнической группы России.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершивший в конце сентября литию по воинам Куликовской битвы, еще в мае в своих высказываниях был исключительно дипломатичен. По его словам, «значение Куликовской битвы не состоит в борьбе русских с монголо-татарами». А председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин на днях и вовсе, казалось бы, разрубил гордиев узел: он считает, что войску Дмитрия Донского в 1380 году противостояли вовсе не татары, а┘ «сепаратисты». Очевидно, сепаратисты без национальности.

Несмотря на примирительные речи религиозных лидеров, общественные организации Татарстана уже не первый год осуждают все мероприятия, призванные подчеркнуть значимость Куликовской битвы в российской истории. И в том же Совете муфтиев России негативное отношение к празднику, который якобы сеет не только межэтническую, но и межрелигиозную рознь, высказывалось не раз.

Известный православный проповедник, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев назвал «странной пугливостью» желание «некоторых политиков и журналистов» подойти к празднованию 625-летия Куликовской битвы с позиции политкорректности. Ведь и татары, поддерживающие «неправый» поход Мамая на Москву, по мнению Кураева, едва ли найдутся. А посему обижаться не на что — нужно праздновать!

«Нужно праздновать!» — вторят Кураеву некоторые депутаты Государственной Думы. Глава фракции «Родина» Сергей Глазьев даже предложил Госдуме принять заявление «О роли Куликовской битвы в истории России». Впрочем, а только ли «в истории России»? Ведь Патриарх Алексий II в своем официальном послании, посвященном празднику, отметил, что и Европа должна быть благодарна «князю Димитрию Иоанновичу», заслонившему ее от «иноплеменного нашествия». Куликовская битва приобретает общеевропейскую значимость.

Казалось бы, событие хрестоматийное, дата из школьного учебника, а такой резонанс!

Равиль Гайнутдин в чем-то оказался прав: Мамай в действительности был «нелегитимным» ханом Золотой Орды, узурпатором. И войско имел этнически неоднородное. Конечно, не до конца верно называть победу на Куликовском поле «победой над татарами», но не объявлять же при этом 21 сентября «днем победы над сепаратистской коалицией татар, черкесов, армян, литовцев и генуэзских наемников»! Ведь задетой окажется национальная гордость сразу нескольких народов!

Может, вообще забыть о Мамае? На одной из крупных выставок в столице организаторы так и поступили: посвятили всю экспозицию ратному подвигу князя Дмитрия и преподобному Сергию Радонежскому, вдохновившему русское войско на битву. А «сепаратиста» Мамая обошли молчанием. Из слов православных иерархов и государственных лиц и так ясно, что это «поворотное событие в русской истории», «начало объединения русских земель», «формирование русского самосознания», «событие, подчеркнувшее важную роль православия в становлении российской государственности». А с кем сражались — это уже детали, причем второстепенные.

Подвиг князя Дмитрия Ивановича православные иерархи и духовенство приводят в пример нынешним защитникам отечества. И всякое упоминание о побеге «князя-патриота» из осажденной ханом Тохтамышем Москвы, о его участии в церковных интригах своего времени, вероятно, следует считать «очернительством» и даже «иконоборчеством». Когда речь идет о «поворотных моментах» в истории, частностями можно пренебречь. Даже если этими частностями не пренебрегали современники князя Дмитрия, лишь в годы перестройки причисленного к лику святых.

Сергей Глазьев по большому счету озвучил в Думе очень актуальную проблему. Государство в буквальном смысле ищет символы, способные объединить нацию. К таким символам, пусть полуофициальным, может быть отнесена победа в Куликовской битве. И в этом случае никого не будет интересовать, что в действительности в сентябре 1380 года московский князь Дмитрий, верный вассал татарского хана Тохтамыша, победил другого вассала — Мамая, посягнувшего на власть в Золотой Орде. Враг повержен, а победа действительно повлияла на самосознание: сто лет спустя иго было окончательно сброшено. И можно праздновать. Осторожно, но праздновать.

Для Русской Православной Церкви же вопрос о роли православия в судьбоносных для истории России событиях и вовсе вопрос принципиальный. Куликовскую битву в православных кругах называют не иначе, как «духовной битвой», всякий раз подчеркивая, что Дмитрия Донского благословил Сергий Радонежский, что Мамай желал погубить не только русскую землю, но прежде всего «русскую веру». Перед Церковью стоит нелегкая задача: как можно представить сражение за веру без упоминания религиозной принадлежности противника?

Попытка решить эту задачу приводит к парадоксальным заявлениям. Так, председатель Издательского совета Московского Патриархата протоиерей Владимир Силовьев считает, что «погубить православную веру» в 1380 году хотели генуэзские наемники Мамая, выходцы из католической Западной Европы. А Пересвет, как выясняется, сражался на Куликовом поле с буддийским монахом Челубеем, владевшим восточными боевыми искусствами.

Дипломатия доходит до абсурда. При таком подходе недолог час, когда и русские летописи при переиздании придется проверять на политкорректность и редактировать. Ведь летописцы не тушевались и прямо называли воинов Мамая «сыновьями Агари», то есть мусульманами.

Для многих историков Куликовская битва — сражение вассалов ордынского хана, а этнический и религиозный фактор носят второстепенный характер. К празднованию годовщины этого события ученые по большей части относятся индифферентно и сглаживать возникающие в обществе противоречия им не приходится. Это как раз становится уделом Русской Православной Церкви, ратующей за повышение статуса праздника и в то же время пытающейся «не поссориться» с мусульманами — традиционными «партнерами» по межрелигиозному диалогу.

21 сентября. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

Дни воинской славы (победные дни) России

Главная | Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников | Дни воинской славы и Памятные даты России | Дни воинской славы (победные дни) России | 21 сентября. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

День победы русских полков

во главе с великим князем Дмитрием Донским
над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве
(1380 год)

Видеоматериал по теме

Икона Дмитрия Донского

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю.

Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров — Мамай.

В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 г. он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича.

Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 г. Мамай начал поход.

Недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон ордынцы разбили свои станы, и, кочуя, ожидали вестей от Ягайло и Олега.

Князь Дмитрий решил разгромить полчища Мамая до подхода к ним войска Ягайло, чтобы не допустить вторжения врага в глубь русской земли.

Утром 8 (21) сентября, после поединка русского воина инока А. Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск.

В течение трех часов войско Мамая (свыше 90 — 100 тыс. человек) безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати (50 — 70 тыс. человек), которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил Засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство.

Дружины русских преследовали его на протяжении 30 — 40 км. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

Видеоматериалы по теме

Куликовская битва

Учебная фильмотека СССР

Битва на Куликовом поле

«Битва на Куликовом поле» — «Школфильм» 1982г. (00:05:00 черно-белый). Режиссер монтажа – С. Загоскина.

Фильм построен на статичном документальном материале, русских летописях. Форма изложения — своеобразный рассказ летописца, который несколько раз появляется на экране. В конце фильма показано Куликово поле с вертолёта: общий вид и изображение памятника Дмитрию Донскому.

Фрагмент смонтирован по материалам фильма: «На поле Куликовом» (ЦСДФ). Видео: 49,5 МВ, 1269 кбит/сек. Аудио: 101 кбит/сек.

Икона Дмитрия Донского

Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году — в честь тысячелетней годовщины крещения Руси его великим предком, Святым Владимиром Крестителем. Святой Дмитрий Донской в историю России вошёл как успешный продолжатель объединения земель и княжеств вокруг Московского княжества. Кроме того, в истории Российского государства навсегда останется память о Куликовской битве, где Святой Дмитрий Донской и его войска дали отпор войскам Золотой Орды, положив тем самым начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. На иконе благоверного князя Дмитрия Донского Святой изображается в богатом княжеском одеянии, с мечом в одной руке и смиренно поднятой другой рукой, застывшей в жесте «ладонь праведника». Тем самым раскрывается характер Святого Дмитрия — он почитал Христа и был великим воином.

Отцом Дмитрия был Иван Второй Красный Рюрикович, правнук великого воина, мудрого дипломата и успешного правителя — государственника Александра Невского. Иван Красный умер когда Дмитрию Донскому было девять лет. На маленького мальчика свалилась огромная ответственность — ему предстояло управлять Московским княжеством, набиравшим силу и ставившего себе целью подмять под себя все другие княжества. Как показывают исторические хроники, на Дмитрия Ивановича Донского и принимаемые им решения с самых первых дней воцарения на княжеском престоле сильно влияли Святой чудотворец Киевский митрополит Алексий и честолюбивые московские бояре. В это время внутри Золотой Орды, которой княжества Руси платили дань, началась так называемая «великая замятня» — междоусобная борьба между наследниками и родственниками за ханство, начавшаяся со смертью Бердибека, вылившаяся в частую смену правителей. В результате неявки представителей умершего Ивана Красного за получением ярлыка на княжение в Сарай — Бату, столице Золотой Орды, московское княжение получил Дмитрий Константиновичу, суздальского князя. Но влиятельнейшие московские бояре не желали сдавать свои главенствующие позиции, и в возрасте 11 лет Дмитрий Донской отправился вместе с ними за ярлыком на княжение. В тот момент ханская власть разделилась между сарайским ханом Мурадом и любимцем грозного Мамая Абдуллой. Воспользовавшись неразберихой в разграничении полномочий между двумя правителями, Дмитрий Донской и москвичи смогли получить княжеский ярлык на юного князя от первого из них, хана Мурада. Так Дмитрий Иванович стал московским князем. Через два года после получения ярлыка Дмитрий, его родной брат Иван и их двоюродный брат Владимир встали во главе войска, идущего войной на Владимир, где великокняжеский престол занял Дмитрий Суздальский. Оценив силу и численность московского воинства, суздальский князь уступил престол, практически не оказав никакого сопротивления. Мамай, не желая сдавать великокняжеский престол неподконтрольному ему Дмитрию Донскому, направил с послами ещё один ярлык на княжение для суздальского князя Дмитрия Константиновичу. Но тот смог продержаться всего лишь 12 дней, чуть меньше двух недель. Великокняжеский престол всё равно остался за Святым Дмитрием. Этот конфликт между Мамаем и Дмитрием Донским впоследствии обернулся тяжёлыми кровопролитными боями, усилением междоусобицы и разорением множества земель русских. Но для Руси, как свободного единого государства, дальнейшая история показала необходимость воцарения Дмитрия на великокняжеском престоле, пусть даже и путём усиления вражды с Золотой Ордой.

Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, он женился на дочери своего недавнего соперника Дмитрия Константиновича князя Суздальского, желавшего загасить конфликт между Москвой и Суздалем. Его жене, Евдокия Дмитриевна (известная в православии как преподобная Святая Евфросинья Московская), на момент венчания в Коломенской Воскресенской церкви, было всего лишь тринадцать лет. Несмотря на юный возраст обоих, брак был счастливым и плодотворным: У Дмитрия Ивановича и Евдокии родилось 12 детей. Крестником двух его детей стал преподобный Святой подвижник Сергий Радонежский, друживший с Киевским Патриархом Алексием. И Сергий и Алексий всю жизнь Дмитрия Донского сопровождали его, давая тому неоценимые советы и благославляя на судьбоносные поступки.

Все последующие годы Дмитрий Иванович, князь Московский, Суздальский и Владимирский провёл в делах единения Руси, подчинив за время своего княжения Новгородского, Нижегородского, Рязанского, Тверского, Галичского, Костромского, Стародубского князей. Помимо этого Святой Дмитрий выиграл несколько важных стычек у волжских булгар, остановил у Рязанской реки Вожа войска татаро-монгольского мурзы Бегича и выиграл самое важное сражение, навсегда вошедшее в историю России — Куликовскую битву.

К Куликовской битве Мамай, теневой правитель Орды, готовился два года. Предыдущий поход его мурзы Бегича закончился поражением татаро-монгол, необходима была передышка и пополнение войска. Отдых от завоеваний длился два года, за это время Мамай с помощью своих послов собрал в свои войска огромное число наёмников из кочевых племён Азии. Кроме того, Мамай договорился с литовским князем Владиславом Ягайло и Рязанским князем Олегом о встрече с их войсками на южном берегу Оки, откуда и планировалось всем скопом напасть на войска Святого Дмитрия.

Дмитрий Иванович, оповещённый разведчиками, собрал войска со всех подчинённых ему княжеств. На удивление, забыв о междоусобных распрях, все князья, кроме Олега Рязанского, объединились вокруг Дмитрия. Был составлен план: в Москве оставалась лишь небольшая часть воинства, резерв основных войск. Остальные войска перешли через Оку, и обойдя рязанские земли с запада, двинулись к Дону. Желая застать неприятеля врасплох, Дмитрий Иванович и его соратники форсировали Дон, выбравшись на другую сторону этой великой реки. Перед отправлением Святого Дмитрия и его воинство благословил преподобный Сергий Радонежский, напророчив победу. Вместе с войском отправились и два монаха — богатыря, Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Непосредственно перед битвой стоявшему в дозоре воину было видение: Святые страстотерпцы Борис и Глеб, вооружённые мечами и освещая себе путь зажжёнными свечами, напали на татаро-монгольских воинов, порубив их все до единого. В это же время во Владимире, пономарю церкви, где хранилась гробница Александра Невского было видение: два старца подняли из гроба великого полководца, чтобы помочь своему потомку в будущем кровопролитном сражении. Выйдя во двор, фигуры растворились в воздухе.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в устье рек Дон и Непрядва, состоялась великая Куликовская битва. Наверняка каждый из Вас помнит картину Михаила Авилова к этой битве — «Битва Пересвета с Челубеем». Пересвет победил в этом одиночном поединке, выбив Челубея из седла. Но в итоге оба воина всё равно погибли, уже во время основного сражения. Судьба двух великих воинов стала иллюстрацией исхода Куликовской битвы — Русь победила, но ценой огромных потерь: из 150 000 человек в живых осталось только 40 000. Предания гласят, что Силы Небесные помогали русскому воинству в этой сече, ангелы, возглавляемые архистратигом архангелом Михаилом, вместе с княжескими богатырями разили огненными стрелами и мечами неприятелей. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого воина, в первых рядах сражался с врагом. После окончания битвы благоверного князя нашли оглушённого, лежащим под деревом. Доспехи на нём были разбиты, но сам он был цел. По случаю победы, донские казаки подарили Дмитрию образ Богоматери, позже названную Донской иконой Божией Матери. Самого великого князя с этого дня стали называть Донским — в честь реки, рядом с которой он выиграл столь важное сражение.

Истощённые войска Мамая вернулись домой, но место правителя уже занял потомок Чингизидов Тохтамыш. Мамаю пришлось скрываться у своих союзников генуэзцев в Восточном Крыму, где он и погиб от руки предателя. Новый хан потребовал от Дмитрия Донского платить дань, но великий князь, окрылённый победой на Куликовом поле, ответил отказом. Тохтамыш, собрав войска. двинулся на Москву. Войско Дмитрия было сильно истощено, поэтому совет князей принял решение сдать город. Тохтамыш сжёг Москву; её жителей, из числа тех, кто остался в живых, его воины увели в рабство.
Оценив ситуацию, Святой Дмитрий направил к Тохтамышу «покаянное посольство», итогом которого стало установление нового размера дани Золотой Орды и закрепление наследственного Великокняжества за московскими князьями. Как и Святой Александр Невский, прапрадед Дмитрия Донского, благоверный князь оказался искуснейшим дипломатом.

К сожалению, повреждения, полученные Великим благоверным князем в ходе Куликовской битвы сказались на его здоровье. Он долго болел, и в 1389 году скончался, передав наследственную власть своему сыну Василию.

Иконе Святого Дмитрия Донского молятся с просьбой сохранить единство, отвести угрозы от семьи, оградить от нападения врагов, с просьбой укрепить веру. Дмитрий Донской, как и его знаменитый предок Александ Невский, покровитель людей военных профессий.