Кто первым крестился на руси: Крещение Руси в 988 году

Когда День Крещения Руси? Кто крестил Русь?

28 июля – День Крещения Киевской Руси-Украины. Это официальный праздник, утвержденный 25 июля 2008 года Указом Президента Украины (при каденции Виктора Ющенко). Но когда же на самом деле крестили Русь? Известно ли это точно, и из каких источников?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: День Ольги 2021: когда отмечается день ангела Ольги и какая история праздника

Дата Крещения Руси

Точный день этого события неизвестен. Но большинство историков едины в утверждении, что год крещения Руси – 988. На это указывают данные со знаменитой «Повести временных лет». Также, по описанию, произошло это в теплое время года, наиболее вероятно – летом.

Так почему же именно 28 июля выбрали как официальный день крещения Руси? Дело в том, что именно в этот день православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира, который и считается главным крестителем Руси.

Кто крестил Русь?

Киевскую Русь крестил князь Владимир Великий, которого еще называют Владимир Ясное Солнышко. Он начал привить в 980 году, по информации из той же «Повести временных лет». Известно, что князь Владимир хотел объединить государство и править им единолично. Поэтому он вел борьбу за власть с племенными вождями, провел административную, законодательную реформы.

Но старая языческая вера мешала ему достичь своей цели, поскольку вера во многих богов не поддерживала идею одного сильного правителя. А вот вера в одного Бога предусматривала и подчинения одному князю. Поэтому князь Владимир принял у себя посланцев от различных религий, которые исповедовали веру в единого Бога: от ислама, иудаизма и христианства. Православный вариант христианства больше всего пришелся ему по душе, и князь решил окрестить Русь по византийскому образцу.

Фото: wikipedia.org/Nick Grapsy

Этот выбор был неслучаен, ведь Византия в Х веке была самой мощным и богатым государством региона, и установить с ним прочные связи было полезно для Киевской Руси как государства. К тому же, крещение Руси окончательно закрепило в глазах византийских правителей легитимность власти киевских князей.

Как проходило крещение?

В «Повести временных лет» написано, что князь Владимир окрестил киевлян в 988 году. Крещение происходило на реке Почайна, притоке Днепра. По преданию, многие люди не хотели добровольно проходить обряд крещения, но должны были подчиниться воле князя.

После Киева таким же способом постепенно окрестили и жителей других городов Киевской Руси. Однако этот процесс встречал сопротивление, и языческие обычаи и верования еще долго церковь пыталась искоренить на наших землях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Психологический тест по картинке с домами «Как вы смотрите на мир»

Крещение Руси было, несомненно, удачным политическим решением князя Владимира. Во-первых, он сумел объединить все русские земли под своей единоличной властью. Во-вторых, принятие христианства позволило укрепить связи Киевской Руси с другими странами. Также христианство обогатило культурное достояние древней Руси, способствовало развитию письменности, искусства.

Интересно, что Владимир – это не первый киевский князь, принявший христианство. Его опередила родная бабушка, княгиня Ольга. Но она не решилась сделать христианство официальной религией Киевской Руси. А вот сын Ольги, отец Владимира князь Святослав, был убежденным язычником. Наверное, он даже не догадывался, что именно его сын будет главным крестителем Руси.

День Крещения Руси: история праздника | Справка | Вопрос-Ответ

Алина Клещенко

Примерное время чтения: 4 минуты

6749

Категория: 
Христианство

Крещение Руси, как считают историки, состоялось в 988 году н. э. и связано с именем киевского князя Владимира Святославовича (ок. 960–1015), который был известен в народе как Владимир Красное Солнышко.

Владимир был сыном Святослава Игоревича и Малуши, ключницы его матери, княгини Ольги. По подсчётам историков, он стал княжить в Киеве с 978 года и пришёл к власти после междоусобной войны со своими братьями Ярополком и Олегом.

В молодости Владимир был язычником, участвовал в военных походах, имел множество наложниц. В Киеве им были установлены идолы языческих богов. Однако в определённый момент он усомнился в язычестве и задумался над тем, чтобы избрать для Руси другую религию.

«Выбор веры» описан в «Повести временных лет» Нестора. Согласно этой летописи, к князю Владимиру приезжали мусульмане, католики, евреи и рассказывали князю о своей вере, однако ему больше всего понравились речи греческого философа о православии.

Затем в летописях описывается, как князь Владимир предпринял военный поход на греческий город Корсунь (Херсонес в Крыму), требуя у правителей Византии отдать ему в жёны царевну Анну.

Византийские императоры согласились на это, однако выдвинули встречное требование. Анна должна была выйти замуж за Владимира только после того, как он примет крещение.

Киевский князь крестился в Херсонесе от Константинопольской церкви вместе со своей дружиной. После этого состоялся обряд бракосочетания Владимира и царевны Анны.



Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Фото: Public Domain

При этом Владимир был не первым правителем Киевской Руси, ставшим христианином. Его бабка княгиня Ольга приняла христианство ещё в 957 году.

По возвращении в Киев Владимир повелел опрокинуть идолы, изрубить их и сжечь. Жителей Киева он крестил в водах Днепра и Почайны. Крещение киевлян прошло мирно, поскольку среди них к тому времени уже было немало христиан.

Однако в некоторых других городах, таких как, например, Новгород и Ростов, жители первоначально противились крещению, поскольку большинство из них были язычниками. Однако в определённый момент и они порвали с языческими нравами и традициями.

Православие являлось государственной религией в России до революции 1917 года. В СССР господствовали атеистические взгляды, хотя многих людей всё равно тайком крестили.

В настоящее время Российская Федерация является светским государством, что и прописано в статье 14 Конституции нашей страны, однако самой многочисленной религиозной конфессией в России является именно православие.

День Крещения Руси стал памятной датой на государственном уровне в 2010 году. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Украина объявила этот день национальным праздником ранее — в 2008 году.

  • Почему Русская православная церковь начнет отмечать День святого Патрика? →
  • За что Православная Церковь почитает святого апостола Иоанна Богослова? →
  • История Петрова дня →

Крещение Русиправославное христианство

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Журнал Министерства | Суперевангелизм в Москве

Размышляя о
загадочные противоречия этой страны
[Россия], аут
стоя Николай
Бердяев писал: «Это
почти невозможно
сдвинуть с места Россию, она стала такой
тяжелый, такой инертный, такой ленивый. . . и другие
смиренно смирилась со своей жизнью. Все
слои нашего общества не ценят
ни желать прогресса». » 1

Хотя эта оценка может быть верна для
Российское общество в целом, это неправда
евангелизации адвентистов седьмого дня
Церковь. я приехал на своем
первый визит в Россию как раз к
первое большое крещение Марка
Московский поход Финли. я имел
столько слышал о бывшем
Советский Союз; Я задавался вопросом, что я
найдет.

Я не был готов к городу
что производило впечатление
борется просто за существование. Выбоины
каждая улица покрыта шрамами; автобусы гремели
и хрипел; ветхие автомобили
казалось нормой; здания носили
равномерный серый; ухоженных газонов нигде не было видно; на каждой станции метро была своя квота людей, пытающихся продать все, от журналов до кошек и собак.

В гостинице, в которой я остановился, не было горячей воды, так как в этой части города встала очередь энергосбережения. Энергия людей тратилась на удовлетворение основных жизненных потребностей, и мало что оставалось на предметы роскоши. Казалось, Москва, безусловно, доказывала справедливость слов Бердяева: «все слои нашего общества не ценят и не желают прогресса».

Слава Богу, этого нельзя было сказать Крещение в олимпийском бассейне религии и Церкви адвентистов седьмого дня в частности. Нашей церкви удалось достичь большого числа людей по мере роста энтузиазма в провозглашении Евангелия Иисуса Христа. При коммунизме правительство делало вид, что религия умерла, и объявляло атеизм государственной религией, но теперь люди жаждут духовного.

Марк Финли, Написано директор телепередачи, после успешной кампании в Кремле в начале 1992, мечтал о еще большем охвате москвичей. Он арендовал московский Олимпийский стадион на пятинедельную серию в июне и июле этого года.

Это была одна из более чем 250 евангелизационных серий в России, которые будут проводиться в 1993 году. Когда почти три года назад пала Берлинская стена, в бывшем Советском Союзе насчитывалось 35 000 членов адвентистской церкви. Сейчас их около 85 000.

В то время как Олимпийский стадион вмещает 40 000 человек, руководители кампании планировали использовать только половину зала. Оставалось заполнить еще 20 000 мест. Около 16 000 человек посетили дневные и вечерние сессии. Пять недель спустя, 31 июля, на последнем собрании все еще присутствовало около 10 000 человек.

Меня поразило, что на дневное собрание приходит так много людей. Семья с двумя кормильцами, столь распространенная в западном мире, еще не распространилась на Россию. Работа, необходимая для организации такого большого собрания, также ошеломила меня. Более 165 добровольцев приехали из Северной Америки, чтобы пополнить ряды 160 пасторов, приехавших со всего бывшего Советского Союза.

Были такие волонтеры, как Сара Люк из Мариеттской церкви адвентистов седьмого дня в Джорджии, которые организовали группы по 12 шагам. И Скотт Турман, привезший 160 мужских костюмов, подаренных членами церкви Мариетта для Евро-Азии 9.0003 2 пастора.

Джеймс Кресс, секретарь Ассоциации служителей Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, координировал выездную школу евангелизации для пасторов Евро-Азии. Дэн Бенцингер из Ассоциации адвентистской евангелизации, связанной с Медиа-центром адвентистов седьмого дня, преподавал вместе с Джеймсом Крессом по утрам, а во второй половине дня и вечером руководил выездными мероприятиями.

Возможно, один из самых захватывающих аспектов этих собраний касался утроения адвентистских церквей в Москве с 4 до 12. Для каждой из этих новых церквей были арендованы большие театры. Я посетил новую церковь, в которой более 700 человек, и таких же еще семь. За каждой из новых церквей был закреплен пастор. Я представил, как я буду потрясен, если вдруг унаследую новообразованную церковь из 700 человек без старейшин, дьяконов или другого персонала.

Марк Финли и его команда запланировали первое крещение на предпоследнюю субботу собраний. Они арендовали 50 автобусов, чтобы доставить кандидатов на крещение из разных церквей в олимпийский бассейн, где должно было состояться крещение. За день до крещения руководящему составу стало известно, что подписанный и оплаченный контракт на эти автобусы расторгнут. На мгновение возникла паника. Но та же самая социальная ситуация, которая позволяла нарушать запечатанные контракты, содержала в себе и семена решения.

В назначенный день русские пасторы заполонили город, останавливая автобусы и предлагая водителям деньги, если они отвезут кандидатов на крещение в бассейн. К полудню у нас было больше автобусов, чем нужно, и все люди прибыли вовремя.

Какое волнение было наблюдать за 37 пасторами, стоящими в бассейне со своими кандидатами, воздев правые руки над каждым из них. Затем Марк произнес молитву благословения, и пасторы погрузили кандидатов в воду и подняли их обратно под восторженные возгласы и аплодисменты друзей и посетителей, собравшихся у бортов бассейна. На крещение этой группы из почти 9 человек ушло несколько часов.00. К моменту окончания собраний крестилось почти 1 600 человек, и еще более 4 000 находятся под наблюдением. В то время как подавляющее большинство присутствовавших на собраниях составляли пожилые женщины (мужчин и молодежи было мало), среди тех, кто крестился, наблюдался лучший баланс полов и возрастных групп.

Люди часто жалуются, что евангелисты больше интересуются цифрами, чем качеством. Не эти. Ни один кандидат не крестился до тех пор, пока пастор, который был назначен к ним, не изучил с ними лично и не ответил на 14 вопросов в свидетельстве о крещении. Каждый человек ясно понимал, что крещение означает его вход в Царство Божье и членство в адвентистской церкви.

Из-за десятилетий коммунистического правления адвентистская церковь никогда не развивалась дальше, чем зачаточная организация в странах, обслуживаемых Евроазиатским дивизионом. Это затрудняет адекватный уход за всеми новообращенными. Но параллельно росту членства идет рост церковной организации.

Интервью с пасторами Евро-Азии

Чтобы получить представление о том, что происходит в этой и других областях, Джеймс Кресс и я взяли интервью у 11 пасторов Евро-Азии: пяти из России, четырех из Украины и двух из Молдавии. Мы попросили их свободно поделиться своими страхами, надеждами и мечтами. Мы представляем следующее как почти дословную компиляцию их ответов. Иногда это может читаться как список, иногда как история, в зависимости от того, сколько человек внесло свой вклад в конкретный момент.

Служение : Что вам больше всего нравится в пастырстве?

Пасторы : Познание истины, служение людям. Помогаю изменить людей. Разделение вечных взглядов, особенно тех, что касаются Иисуса.

Служение : Какие самые большие проблемы для пастора в России и соседних странах?

Пасторы : Слабая церковная организация от поместной церкви до дивизиона. Ведение сильной преданной жизни. Победа больше молодежи. Побольше хорошей литературы. Мы хотим, чтобы по крайней мере 50 процентов членов церкви посвятили себя миссионерской работе.

В новой церкви работать легче. Люди более открыты и полны энтузиазма; они все еще демонстрируют свою первую любовь. Как помочь им сохранить первую любовь. Небольшие группы в церкви и организация всей церкви в библейские классы.

Нам нужны церковные здания и лучшее финансирование. Чем старше церковь, тем больше лаодикийское состояние. Хотите верьте, хотите нет, но та же апатия, которая заражает другие части мира, заражает и Евроазиатский дивизион. Новые участники горят горячим пламенем. Церкви разные, как разные пастыри.

Расставлять приоритеты правильно. Что важно? Старшая участница подходит к новенькой, видит у нее на пальце обручальное кольцо и говорит ей, что ни один адвентист не может его носить. Так она снимает. Затем ее муж видит отсутствующее обручальное кольцо и хочет знать, что происходит. Она говорит ему. «Я член Церкви адвентистов седьмого дня и должен снять ее». Но даже пасторы учат по-разному в некоторых из этих областей.

Нам нужны хорошие технические навыки, слайды, книги, оборудование и бюджет для местных крестовых походов.

Еще одна проблемная область — бедность людей. Люди тратят много времени, пытаясь найти еду. Однако наша задача состоит в том, чтобы показать им, как смотреть в первую очередь на небо. Отсутствие нормального жилья в Москве – это реальная проблема.

Я проработал в Москве 14 месяцев и жил в четырех часах езды на поезде. Несколько раз я ночевал на квартире у прихожанина. (Из 12 пасторов в Москве девять столкнулись с подобными проблемами, однако теперь каждому пастору выделили квартиру.) Я не могу позволить себе переехать с семьей в Москву. Цены позволяют мне кормить семью две недели в каждом месяце в Москве. Когда я готовлю свою проповедь, я думаю о том, как накормить семью. Эта ситуация вынуждает пастора делать что-то еще, чтобы заработать дополнительные деньги.

Нам говорят пасторить церковь на 40 долларов в месяц (то есть в долларах США), но наши лидеры не говорят нам, как прожить на эту сумму. Ситуация с семьей и жильем — последний удар. Наша семья живет в ветхой и тесной квартире. Я не могу расслабиться даже дома. Иногда у нас нет ни тепла, ни еды, ни воды.

Когда я начал пасторское служение, я услышал об Ассоциации служителей от Флойда Бризи, секретаря ассоциации. Я был полон энтузиазма. Я рассчитывал на поддержку этой ассоциации. Но ничего не произошло.

Нам кажется, что потребности пастыря никого не интересуют; даже конференция и унион не ставят удовлетворение нужд пасторов на первое место в списке своих приоритетов. Например, когда нам говорят переехать в другой город, мы должны найти собственную квартиру, но денег, чтобы помочь нам найти подходящую, не дают. Я ездил в один город три месяца и не мог найти квартиру, а денег на ее покупку не было. Все должны жить в городе, продиктованном государством. Перемещать локации очень сложно. Однажды меня отправили жить в недостроенный церковный зал, без отопления и воды.

Министерство : Большинство людей, присутствовавших на московских собраниях, составляли пожилые женщины, меньше мужчин и молодых людей. Какие у вас планы по работе с молодежью?

Пасторы : Важно планировать собрания на подходящее время года. В июне и июле школьники не ходят в школу, многие уехали на каникулы или работают.

Реклама должна быть рассчитана на привлечение молодежи. Наша реклама была недостаточно изощренной. Если бы мы открыли школы английского языка и пообещали научить людей читать и говорить по-английски, мы бы достигли многих молодых людей.

Нам нужна другая музыка, чтобы достучаться до молодежи. Он не должен быть таким консервативным. Молодежь хочет живую музыку. Нам нужно уделять больше внимания таким темам, которые привлекли бы молодежь. Нам нужны более качественные рекламные листовки. И когда мы делаем рекламу, мы должны наводнить школы и университеты рекламой, и я должен установить личные контакты со студентами.

Казалось, что эта серия предназначена для людей среднего и старшего возраста, причем молодежь не является основной частью программы. Нам нужно организовать библейские уроки в школах. Нам нужен перевод для глухих. Если мы хотим достучаться до молодежи, личный контакт важнее массовых встреч.

Нам нужно много времени для посещения, особенно в первые несколько недель собраний. Личная работа важнее и эффективнее массовой рекламы. Если листовки раздаются слишком рано, люди их забывают.

Министерство : В чем могут помочь читатели Министерства ?

Пасторы: Мы приветствовали бы еще одно собрание, которое могло бы написать нам, обменяться идеями и, возможно, оказать некоторую финансовую помощь. Люди могли предоставить одежду.

Министерство: Жители Запада приехали из Америки и других стран. Каковы преимущества и проблемы?

Пасторы: Большая сумма денег, потраченная здесь, даст в пять раз больше результатов, если ее отдать местным пасторам для проведения собственных собраний. За 1 доллар евро-азиатский пастор привлечет столько же людей, сколько западный человек потратит 5 долларов, чтобы привлечь. Хотя Марк Финли проделал выдающуюся работу, он не может знать нужды русского народа так же хорошо, как местный пастор. Россияне болезненно реагируют на изменения в программе. Обидно, если американские евангелисты рекламируют одну тему с причудливым названием, но затем не освещают эту тему. Например, один евангелист из Америки рекламировал определенную тему и получил аудиторию в 1000 неверующих. Публика посчитала, что он неадекватно затронул тему, и поэтому на следующий вечер пришло всего 300 человек.

Очень важно проводить стратегическое планирование и больше советоваться с русскими пасторами о том, где находятся лучшие города и какие стратегии лучше всего использовать. Многие евангелизационные сериалы создают больше проблем, чем пользы. Мы в восторге от крещений на собраниях здесь, в Москве. Но на те же деньги, потраченные в Подмосковье и подмосковных городках, мы могли бы крестить в пять раз больше людей, чем крестили здесь.

Надо было начинать с плюсов, а не с проблем. Я работал как с финскими, так и с американскими евангелистами. Финские евангелисты более либеральны, чем американские евангелисты, в решении, кого принять для крещения. Американцы более консервативны, что мне больше нравится. С другой стороны, финский евангелист доверяет местному пастору больше, чем американский евангелист.

Я провел много крестовых походов на Украине и в России. Я обнаружил, что когда американец и русский проповедуют одну и ту же истину, люди с большей вероятностью примут истину от американца, чем от русского. Люди в целом считают, что американцы заслуживают большего доверия, отчасти потому, что они ведут лучший образ жизни и добились большего материального успеха.

Существует также фактор любопытства. Люди думают, что американцы прибыли с другой планеты. Мы были настолько изолированы, что люди хотят видеть, как думают и живут люди из других частей мира.

Министерство: Есть ли проблема номинализма среди новообращенных?

Пасторы : Мы считаем, что подготовка к крещению в этой серии была лучшей из всех, что мы когда-либо видели. Мы никогда не видели, чтобы американский евангелист работал на такой прекрасной индивидуальной основе, как Марк Финли.

Немецкий евангелист провел серию в одной церкви. Он разделил серию на две части: предварительную серию на один месяц с двухмесячным перерывом, а затем серию на три месяца. В то время в этом городе не было адвентистов. Он крестил 90-100 человек, и все они в церкви по сей день.

Несмотря на проблемы, мы очень воодушевлены знанием того, что все в руках нашего Бога, Который всегда может.

Жены пасторов радуются

Общением, ходатайственной молитвой и интенсивным обучением отмечены пять исторических дней встреч пастырских жен в Москве. Большинство из 70 с лишним женщин, принявших участие в мероприятии, впервые поделились своей жизнью и научились навыкам, которые укрепили бы их брак, семью и церковную жизнь.

Помимо Эрнестины Финли, которая организовывала ежедневные встречи в связи с московской евангелизационной серией и проводила семинары о приоритетах и ​​обязанностях, в недельных мероприятиях участвовала Нэнси Уилсон, жена президента Евроазиатского дивизиона Теда Уилсона, которая приветствовал и подбадривал женщин на русском языке. Женщины радостно зааплодировали, услышав, как жена командира их дивизии заговорила на их родном языке. Нэнси также участвовала в сессиях вопросов и ответов, на которых рассматривались проблемы, высказанные самими пастырскими женами.

Шарон Кресс, координатор Shepherdess International, выступила с презентациями о групповом служении, служении детям и для детей, а также об услугах организации Shepherdess. Мари Спенглер, основатель Shepherdess International, сосредоточилась на пастырской семье, особенно на потребностях детей. В предыдущие годы Мари встречалась с небольшими группами женщин по всему бывшему Советскому Союзу; из-за религиозных ограничений эти встречи назывались «обменом рецептами». Было особенно уместно, что основательница Shepherdess International смогла принять участие в этом первом большом собрании пастырских жен в России.

Ежедневная программа каждое утро начиналась с молитвы о ходатайственной молитве, которую проводила Лилиан Гилд, которая обучала женщин разговорной молитве и руководила группой, сосредотачивая внимание на конкретных вопросах, о которых нужно молиться в своих малых группах. Лилиан также призвала каждую жену найти другую женщину в качестве партнера по молитве для постоянного общения после окончания собраний.

Каждая пастырская жена, принявшая участие, получила специальный подарочный набор, подготовленный организацией Shepherdess International, а также полный набор духовно ободряющих книг, предоставленных Рути Якобсен и женщинами Орегонской конференции. Так как у большинства участников не было собственной Библии, каждая женщина также получила русскую Библию личного размера от Боба Спенглера и Дона Грея из руководящей группы крусейда.

Однажды вечером во время крусейда спикер Марк Финли попросил пасторские пары всех 12 московских церквей (четырех существующих и восьми новых) выйти на сцену и представил их своей аудитории. Нэнси Уилсон, Эрнестин Финли, Мардж Грей, Лилиан Гилд, Мари Спэнглер и Шэрон Кресс вручили красивые цветы каждой из жен московских пастырей в рамках этого специального представления.

Еще одной особенностью утренних собраний была возможность для пастырских жен задавать вопросы для обсуждения. Доктор Харви Элдер, профессор медицины в Университете Лома Линда, помог ответить на личностно-этические вопросы. Образовательный кредит для каждого участника был получен от Центра непрерывного образования Ассоциации служителей.

Несмотря на жару и тесноту (более 70 человек в помещении, рассчитанном на 50 человек), все участники остались в восторге.

Пасторских жен повсюду призывают помнить о трудностях, с которыми столкнулись их сестры в России, и молиться о продолжающемся излиянии Святого Духа на их семьи.

1 Мусаелян Геннадий Сергеевич, Москва
Журнал , июнь/июль 1993, с. 3.

2 Поскольку участвовали пасторы из
других стран, кроме России, l
будет использовать обозначение Евро-
Азия для их описания, хотя
встречи проводились в самой России.

Почему Россия боится Свидетелей Иеговы

В понедельник, 17 июля, Верховный суд России отклонил апелляцию на ранее принятое решение о признании Свидетелей Иеговы экстремистской группой. В качестве последней попытки российские Свидетели Иеговы намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. Но на данный момент собрания и проповеди Свидетелей Иеговы являются уголовным преступлением в России. Российское правительство также имеет законные полномочия ликвидировать любую собственность, принадлежащую Свидетелям Иеговы как организации.

В 240 странах мира насчитывается более восьми миллионов Свидетелей Иеговы. В России с населением более 150 миллионов человек насчитывается 117 000 Свидетелей Иеговы — один Свидетель Иеговы на 850 человек.

Кто такие Свидетели Иеговы и почему российское или любое другое правительство считает их угрозой?

Ранняя история

История Свидетелей Иеговы начинается в конце 19 века недалеко от Питтсбурга, штат Пенсильвания, когда группа студентов изучает Библию. Группу возглавлял Чарльз Тейз Рассел, религиозный искатель пресвитерианского происхождения. Эти студенты поняли, что «Иегова», вариант еврейского «Яве», — это имя самого Бога-Отца.

Рассел и его последователи с нетерпением ждали, когда Иисус Христос установит «миллениум» или тысячелетний период мира на Земле. В этот «Золотой век» Земля преобразится до своей первоначальной чистоты, с «праведной» социальной системой, в которой не будет бедности или неравенства.

Рассел умер в 1916 году, так и не увидев возвращения Иисуса Христа.

Но его группа выстояла и выросла. Название «Свидетели Иеговы» было официально принято в 1930-х годах.

Ранние Свидетели Иеговы верили 1914 станет началом конца мирских правительств, кульминацией которого станет битва при Армагеддоне. Армагеддон конкретно относится к горе Мегиддо в Израиле, где, по мнению некоторых христиан, произойдет последний конфликт между добром и злом. Свидетели Иеговы, однако, ожидали, что битва при Армагеддоне будет всемирной, а Иисус возглавит «небесную армию», чтобы победить врагов Бога.

Они также верили, что после Армагеддона Иисус будет править миром с небес вместе со 144 000 «верных христиан», как указано в Книге Откровения. Другие верные христиане воссоединятся с умершими близкими и будут жить на обновленной Земле.

С годами Свидетели Иеговы переосмыслили элементы этой временной шкалы и отказались от установления конкретных дат возвращения Иисуса Христа. Но они по-прежнему с нетерпением ждут Золотого века, которого ожидали Рассел и его исследователи Библии.

Учитывая веру группы в буквальное тысячелетнее земное правление Христа, религиоведы классифицируют Свидетелей Иеговы как «милленаристское движение».

Каковы их убеждения?

Свидетели Иеговы отрицают Троицу. Для большинства христиан Бог — это союз трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа.

Вместо этого Свидетели Иеговы верят, что Иисус отделен от Бога, а не един с ним как одна личность. Таким образом, «Святой Дух» относится к активной силе Бога. Такие доктрины отличают Свидетелей Иеговы от основных христианских деноминаций, все из которых считают, что Бог «триедин» по своей природе.

Свидетели Иеговы тратят много времени на изучение Библии и евангелизацию от двери к двери.
Джонатан Хейнс, CC BY-SA

Но, как и другие христианские конфессии, Свидетели Иеговы прославляют Бога через поклонение и песни. Места их собраний называются «Залами Царства» и представляют собой обычные здания, похожие на небольшие конференц-центры, преимущество которых в том, что их легко построить. Внутри ряды стульев и подиум для выступающих, но особых украшений немного. Свидетели Иеговы известны прежде всего тем, что посвящают значительное количество времени изучению Библии и евангелизации по домам.

Их библейские толкования и миссионерская деятельность, безусловно, вызывают критику. Но наибольшее подозрение вызывает политический нейтралитет группы.

Свидетели Иеговы признают законную власть правительства во многих вопросах. Например, они платят налоги, следуя наставлению Иисуса в Евангелии от Марка 12:17: «Отдавать кесарево кесарю».

Но они не голосуют на выборах, не служат в армии и не отдают честь флагу. Такие действия, по их мнению, ставят под угрозу их изначальную верность Богу.

История преследований

Свидетели Иеговы не имеют политической принадлежности и отказываются от насилия. Однако они становятся легкой мишенью для правительств, ищущих внутренних врагов, поскольку они отказываются преклоняться перед государственными символами. Многие националисты называют их «врагами государства».

В результате они часто подвергались преследованиям на протяжении всей истории во многих частях мира.

Свидетели Иеговы были заключены в тюрьму за уклонение от призыва в США во время обеих мировых войн. В решении Верховного суда от 1940, школьным округам было разрешено исключать Свидетелей Иеговы, которые отказывались салютовать американскому флагу. В ходе последующих судебных баталий в 1940-х и 1950-х годах Свидетели Иеговы помогли расширить гарантии свободы вероисповедания и свободы совести как в Соединенных Штатах, так и в Европе.

В нацистской Германии Свидетелей Иеговы убивали в концлагерях; нацисты использовали для их обозначения фиолетовый треугольник.