Российская Федерация. Кто основал россию и когда


Дата основания России как государства

Когда же впервые человечество узнало о России? Кто был ее основателем? Какова дата основания России? Впервые упоминание о государстве появилось в летописях в Х веке. В мемуарах царя византийского Константина Багрянородного в основном рассказывается о церемониях, происходивших в государстве и о том, как им управляли.

Наши летописцы-соотечественники упомянули слово «Росия» кириллицей спустя четыре века, а в титуле одного из митрополитов, Кипрана, было указано что он «митрополит Кыевскый и всея Росия». Современное написание с двумя буквами «с» появилось в середине XVII века, и окончательно закрепилось в период правления Петра I. С того момента прошло четыре века, а Россия стала одним из самых могущественных государств во всем мире. Когда же она заявила о себе как о державе?

Дата основания России как государства

Страна прошла тернистый путь до наших дней и реформировалась как минимум пять раз. Но о том, что она была единым государством с огромной территорией, знают все. Впервые упоминание о России как государстве произошло в XIII веке, когда под знаменами Рюриковичей объединились все славяне, а названо оно было Киевской Русью в 862 году.

Список самых древнейших городов

Представлен список дат основания городов России, чтобы наглядно показать самые старые города государства. Самое интересное, что ни Москва, ни Тула, в этот список не попали, хотя также считаются одними из самых древних городов России. Все данные представлены на момент 2014 года.

  • Рязань. Имея население в 533 тыс. человек, этот город известен своими туристическими местами, ведь это одна из самых древних земель России. Множество памятников архитектуры привлекают туристов со всей страны и мира, давая возможность проникнуться тем временем и той атмосферой.
Город Ярославль
  • Ярославль с населением 603 тысячи человек был основан еще в 1010 году, и он известен своими церквями, за что даже получил название «Город ста церквей». В наше время их осталось не больше 30, но они не утратили своего величия и красоты. Город Владимир
  • С населением в 362 тысячи человек, Владимир является одним из самых древних городов страны. Входит в так называемое Золотое кольцо России, по которому проходит туристический маршрут, показывающий все главные города страны. Владимир имеет репутацию архитектурного достояния, ведь там даже обычный магазин имеет статус культурного памятника. И в этом нет никаких преувеличений: почти каждый дом, каждое здание были построены около трехсот лет назад. Город Муром

Как летописец Кирилл Муром упомянул?

Город Муром впервые упоминается в летописи «Повесть временных лет». Только с помощью нее удалось узнать происхождение и название этого города. Давным-давно на месте города жили племена финно-угорских славян, которые называли себя «муромы». В 988 году этот город перешел под управление сына князя Владимира Глеба. Туристы проявляют интерес к Спасо-Преображенскому монастырю, который называется одним из самых древних во всей стране.

Город Смоленск

В древних летописях за 1024 год упоминается название города Суздаль, а также восстание волхвов, которое и прославило этот город. Есть и более ранние записи, рассказывающие о том, что это поселение было создано из слияния нескольких деревень. Интересный факт в том, что на территории этого города находится огромное количество различных памятников, а проживает там всего 10 тысяч человек, но с каждым годом туда прибывает все больше и больше туристов.

Смоленск – герой наш

Город-герой Смоленск с населением в 330 тысяч человек впервые, как и город Муром, упоминается в «Повести временных лет» в 946 году как поселение, в котором жили кривичи – смесь восточнославянских племен. Согласно летописи князь Олег, захвативший этот город и, сделав своим, поставил там править своего сына Игоря, который не справлялся со своей задачей из-за малого возраста.

Город Новгород

Великий Новгород по праву можно считать одним из самых известных городов на Древней Руси, а также одним из ее центров с начала даты основания России. До 882 года это был ее центр, пока оным не стал город Киев, находящийся на территории Украины. Софийский собор – самая древняя достопримечательность в Великом Новгороде наравне с Новгородским кремлем. Все туристы, путешествующие по Золотому кольцу, посещают этот город, ведь только там можно прочувствовать ту самую атмосферу древней Руси. На данный момент там проживает 200 тыс. человек.

Старая Ладога раньше стояла на границе со всеми враждующими с древними русичами государствами. Она была уничтожена и отстроена бессчетное количество раз, и в одну из так называемых реставраций, из нее сделали город, а не приграничную крепость. Датируется эта перестройка 753 годом и примечательна тем, что именно тут жил первый из Рюриков. Население Старой Ладоги составляет всего две тысячи человек.

Независимая Россия

В 1990 году, когда был выбран первый президент Борис Ельцин, а сама страна получила независимость и стала Российской Федерацией, можно по праву считать Днем России, а датой основания государства – 12 июня. Пройдя через тернистый путь, государство оказалось полностью свободным и стало гордо носить название – Россия. Начиная с 1991 года 12 июня является нерабочим днем, в настоящее время в этот день президент страны выдает государственные премии в Кремле. По всей территории державы принято считать дату основания России Днем Города, а значит, в конце дня по всей стране гремят праздничные салюты и происходят торжественные мероприятия.

Политическая партия, управляющая страной

Самая известная политическая партия – «Единая Россия», датой основания которой считается 1 декабря 2001 года. Считается в стране «партией власти», уже который год находящейся во главе страны. Лидером партии является Дмитрий Медведев, занимающий должность Председателя Правительства Российской Федерации при нынешнем президенте Владимире Владимировиче Путине. Помимо этой партии, в стране насчитывается более 15 политических блоков

fb.ru

КТО ОСНОВАЛ РОССИЮ (ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИПИСКИ)

Итак, в конце июля сего года, ко второй годовщине программной путинской речи* о втягивании Украины в Русский мир, к 1000-летию со дня смерти, в первопрестольной в оползневой зоне смотровой площадки Воробьиных гор появится 25-метровый памятник святому** равноапостольному князю (конунгу, официально - кагану) Владимиру Красное Солнышко.

Судя по фотографиям проекта-победителя на вполне себе закрытом конкурсе, это будет классицистское изображение в столь теперь любимом стиле рубежа позапрошлого и прошлого веков. Такая отлитая в металле иллюстрация из нравоучительной детской книжке, с фигурками верных дружинников вокруг у постамента. Так (только художественнее) египтяне рисовали своих почивших фараонов.

И всё было бы ничего, но памятник ставят не крестителю Руси (тот, работы Клодта и Тона, уже 160 лет стоит в Киеве на Владимирской горке), но как уже сказали - "основателю российской государственности". В этой связи создана рабочая группа в Администрации Президента.

Но Владимир Святославович не был основателем российского государства. Точно также, как Ромул не был основателем королевства лангобардов или французского королевства - хотя все они созданы на месте Римской империи.Иракцы не считают своим основателем Гильгамеша. Даже царь Давид не считается основателем еврейского государства. Потому что этими основателями считаются Герцль, Бен-Гурион, Вейцман-старший... А основателем древнего иудейского царства - царь Саул. Но ему 25-метровых памятников в Израиле не ставят, даже 5-метровых.

Если в России не готовы принять то, что РФ родилась 23 года назад, что является совершенно правильным - национальный осколок империи, даже самый большой, не может считаться её уникальным наследником, то пусть производят от СССР. Тогда российское государство родилось 30 декабря 1922 года. Но и даже Российская империя, действительно происходящее из Московского царства, а то - от Великомосковского княжества, не имеет никакой, кроме символической, преемственности от Киевской Руси. Потому что находиться на совершенно иной территории, её ядро было в принципиально иной природно-климатической зоне. С совершено иным этническим составом населения - за счёт "лесных" угрофинских племён. Причём, племён находящихся на другой исторической стадии, чем высокоурбанизированные славянские племена, живущие на оси Новгород-Киев. С другими и принципами управления и отношений между подданными разных сословий.

Юлий Цезарь основал Римское императорство. Он завершил завоевание Франции. Но ни один француз не решился бы предложить увековечить Цезаря памятником на Елисейских полях - как основоположнику Великой Франции. Там, напротив, изображены галлы, восставшие против Рима.

Да, ещё Владимир Святославович был создателем рабовладельческого государства, в котором продажа византийцам пленников из порабощенных племён была одной из важнейших экспортных статей. И междуречье Оки и Москвы-реки входили в ареал добычи этого ресурса. Москва же возникла как почти колония Киева. Странно это праздновать так торжественно.

*А.Н.Илларионов считает сию речь датой начала российско-украинской войны.

** Немного о биографии святого: "После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами...". Прекрасный человек!

e-v-ikhlov.livejournal.com

Российская Федерация — Циклопедия

Флаг России Россия на карте мира (с Крымом) Россия на карте мира (Крым выделен более светлым оттенком) Герб России

Российская Федерация (Россия, РФ) — современное российское государство, образованное в 1991 году.

Российская Федерация (равноправное название — Россия) получила это именование 25 декабря 1991 года (ранее — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) в составе СССР) и стала правопреемницей СССР, прекратившего тогда же своё существование.

Территория

Российская Федерация занимает 1-ое место по площади в мире, она расположена частично в Европе и частично — в Азии. Омывается тремя океанами (если считать Балтийское море частью Атлантического, что верно).

Природа

Территория страны разнообразна по климату и природным зонам, вместе с тем большая ее часть относится к полярным и/или труднодоступным и малопригодным для жизни территориям.

Устройство

Административно-территориальное деление

Российская Федерация является федерацией и делится на субъекты (в отличие от США «государственных земель» нет). Всего субъектов 83, их количество сокращается за счет объединений (было 89). После присоединения Крыма субъектов стало 85 (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).

Столица — Москва.

Управление

Смешанная (или — президентско-парламентская) республика. Оценки государственного строя разнятся, наиболее адекватной представляется «демократия с элементами авторитаризма», как в президентской республике США. Глава государства — президент (на 2015 г — Владимир Владимирович Путин. Высший законодательный орган — «Федеральное Собрание». Двухпалатный парламент (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Есть разделение властей на три классические ветви. Председатель правительства (в разговорной речи — премьер-министр) — Дмитрий Анатольевич Медведев).

Официальный язык — русский.

Население

По состоянию на 1 января 2017 года по данным Федеральной службы государственной статистики население составляет 146,8 млн человек. Женщин несколько больше, чем мужчин. Около 81 % населения — русские. Среди других более 180 национальностей — численностью более 1 млн: татары (ок. 4 % — 5,3 млн), украинцы и башкиры (неск. более 1 % — соотв. 1,9 и 1,6 млн), а также чуваши, чеченцы и армяне (ок. 1 % — 1,4, 1,4, 1,1 млн).

Религии: христианство (православие, протестантизм, католицизм), ислам, буддизм, иудаизм, другие.

История

Декларация о государственном суверенитете РФ (тогда РСФСР) принята 12 июня 1990 года. 25 декабря 1991 года РСФСР получила название Российская Федерация.

21 сентября 1993 года указом президента Ельцина парламент был распущен (4 октября здание Верховного Совета было расстреляно с применением танков), было объявлено об принятии новой конституции путем проведения референдума.

Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года в ходе референдума.

Важные события в истории Российской Федерации: первая чеченская война 1994—1996 г.г., выборы президента летом 1996 года, дефолт 17 августа 1998 года, выборы президента Путина, вторая чеченская война, выборы президента Медведева, конфликт в Южной Осетии, выборы президента Путина на третий срок весной 2012 года, присоединение Крыма к России в марте 2014 года.

Инфраструктура

Транспорт

В Российской Федерации имеется авиасообщение, сети автомобильных и железнодорожных магистралей (например, Транссибирская). Есть скоростные поезда «Сапсан» и других типов в Европейской части страны. Развит трубопроводный транспорт.

Связь

В Российской Федерации функционируют сети сотовой связи стандартов GSM, UMTS, CDMA2000 и др. Сетями сотовой связи покрыто большинство населённых пунктов.

Экономика

Валюта — российский рубль.

Российская Федерация экспортирует углеводороды (нефть, газ), металлы, другие природные ресурсы, вооружения и некоторые изделия — гражданские самолеты, автомобили, трубы.

За последние годы Россия вышла на твердые 100 млн тонн ежегодного производства зерновых и зернобобовых культур, что соответствует аналогичному показателю последних десятилетий советской власти.

Политика

Внешняя политика

Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения с большинством стран мира и признает такие государства, как Абхазия и Южная Осетия, признанные кроме нее лишь рядом стран. РФ — член ООН и имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН, сотрудничает со многими международными организациями. Российская Федерация — член СНГ, ОДКБ, Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларуси.

Как отмечает летом 2016 года министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро: Россия — это великая нация, которая хочет снова играть определенную роль.[1]

Армия

Немецкий политолог, эксперт по России Ханс-Хеннинг Шредер в 2015 году отмечает: «Российская армия еще слаба. С 2008 года ее начали реформировать. При оккупации Крыма можно было увидеть, что уже появились боеспособные подразделения, но это не относится ко всей российской армии». Благодаря ядерным силам Россия является равнозначной США мировой державе, отмечает эксперт, а неядерные силы только начинают готовиться к так называемым «конфликтам низкой интенсивности»[2].

По мнению бывшего заместителя главкома ВМФ адмирала В. Кравченко (2013), у России недостаточно современных военных кораблей, а техническое состояние существующих, по его словам, не позволит вести военные действия.[3]

Восприятие

Неформальные названия

Государство Российское. Также неформально-презрительно могут называть: Раша, Рашка, Эрэфия, Роисся, Россияния, РесФед и пр.

Видео

Российская Федерация в 1992-1993 годы (Лекция А. В. Шубина) // Федеральный портал ИСТОРИЯ.РФ Российская Федерация в 1994-2000 годы (А. В. Шубин) Россия вступает в XXI век (А. В. Шубин)

Источники

Ссылки

cyclowiki.org

Кто основал Россию?

Я подхожу к заявлению Святейшего Патриарха Кирилла о том, что коммунистическая идея в ее российской национальной интерпретации заимствовала христианскую этику, как к мудрому наставлению, которое требует, разумеется, более широкого осмысления. За поставленной проблемой стоит множество очень непростых вопросов. И главный из них отношение православных людей к советскому прошлому, в котором было все. Были и великие победы в строительстве мощной державы, давшей гражданам невиданные прежде возможности и очистившей мир от коричневой заразы. Были и великие нестроения, чудовищные и неоправданные потери, глумление над историей и разрушение святынь. И за каждым свершением или катастрофой бесчисленные жертвы. Было бы безумием сегодня отрекаться от собственно прошлого, как во времена репрессий отрекались от отцов и матерей, если те были священниками или принадлежали к другим образованным классам и сословиям. А такая опасность сегодня более чем реальна: нам действительно пытаются внушить, что история российского государства исчисляется двадцатью годами, а основателем его был Ельцин воплощение политической воли и духа демократии.

Глупо, дико? Дико, но не глупо. Уже вырастает поколение, способное поверить любому бреду, натасканное на схематичное ЕГЭ-мышление. Они уже привыкли, что главное не понять, а угадать правильный ответ на самые нелепые вопросы, например: «кто был основателем России Ленин, Сталин, Ельцин?». И ведь ответят. Не сейчас, так через пару лет. Правда, ответят, скорее всего, по-разному, и враждовать будут до последнего часа. Это и требуется: разделяй и властвуй. Единой России у нас теперь нет, а при таком подходе к истории не будет. Как говорил когда-то академик Д.С. Львов, с которым мы вместе работали над проектом Социальной доктрины России, у нас много россий и малая сытая, и бескрайняя голодная, и так называемая «рублевская», где начинается совершенно другая страна, не имеющая и не желающая иметь ничего общего с русской историей и судьбой. Точно также местные «элиты» морочат головы миллионам людей, которые еще вчера были нашими согражданами, частью великого и единого многонационального народа. Сегодня их детей «натаскиваю» лжеучители в большинстве новообразованных государств, где «элиты», как и в России, ликуют и пируют, отмечая 20-летие со дня крушения державы, ибо с этого момента началось их восхождение к вершинам власти и богатства. Если быть честными перед собой, то в жизни людей, которые обитают на «постсоветском пространстве», где вожди поклоняются только наживе, а предатели стали героями, морали осталось, действительно, куда меньше, чем в той стране, которую мы потеряли...

То, что христианская этика не была убита даже богоборческой властью, это чистая правда. Мой отец, прошедший через войну, не раз говорил, что остался жив только молитвами своей матери и отца, моих бабушки и деда. В их комнате лампада горела до последних дней их жизни. И так считал не только мой отец, а большинство оставшихся в живых воинов. Главная ошибка Адольфа Гитлера в том и заключалась, что, по его мнению, советская Россия к 41-му году была уже подобна глиняному колоссу, который развалится после первого мощного удара, потому что русские утратили память предков и цивилизационный код, а единое духовное пространство было сокрушено богоборцами. Но если бы так было, его предположения полностью бы оправдались, а страна наша рассыпалась на множество племен, враждующих друг с другом (не к этому ли идем?). Что спасло многонациональную Россию в час испытаний? Во-первых, семья малая церковь. Любовь к отцам и матерям, дедам и прадедам в любой семье была превыше любых идеологических догм, а наше старшее поколение в большинстве своем, безусловно, держалось Христианства. Это были православные люди, для которых даже годы советской власти не были годами отречения. Старшее поколение, к счастью, тогда еще было живо, и сыновняя и дочерняя любовь была сильнее всех политических доктрин и идеологий. Во-вторых, спасло обращение традиции, к Церкви: «Братья и сестры» слова, произнесенные вождем богоборцев, который вернул верующим храмы, а России тем самым шанс на победу, на помощь Божию.

Война унесла лучших из лучших, но остановила вакханалию богоборчества. Большевистская «этика» была принуждена сосуществовать не только с этикой православной, которая вошла в русский язык и литературу, в плоть и кровь нашего народа, но и с религиозной этикой представителей других конфессий, исторически укорененных на полиэтничных территориях России. Они, к слову, в те времена бесконечно уважали Православие уже по той причине, что эта мировая религия не разжигала, а гасила межцивилизационные и межконфессиональные войны и конфликты, а следовательно, охраняла и сохраняла межкультурный мир более эффективно, чем меры по удушению любой религии, начиная с христианства, которые на Западе называют «толерантностью» или «мультикультурализмом». Переносить эти либеральные изобретения, не прижившиеся даже в «постхристианском» мире, на русскую почву то же самое, что превращать ее в пустыню, где вольно живут только скорпионы и пресмыкающиеся (во всех значениях этого слова).

Русская традиция была совершенно другой простой и понятной, но доступной далеко не каждому, ибо она держится не на стадности, а на личности. Она требует от слабого человека тяжкого и ежечасного духовного труда. Ее суть: уважение к непохожим культурам ни при каких условиях не может и не должно строиться на терпимости ко злу, поскольку такая терпимость служение злу. Зло надо выжигать каленым железом, но... начиная с себя. Именно здесь на смену гордыне приходит иное чувство стыд. Воистину, нетерпимость к собственным порокам и слабостям это единственный верный путь к взаимопониманию непохожих людей, культур, цивилизаций. И русская культура дальше других прошла по этому тернистому пути. Поэтому и государству российскому в течение столетий удавалось сохранять межцивилизационный мир.

Возвращаясь к словам Святейшего Патриарха Кирилла о том, что и героизм людей, и подвиг, и межнациональный мир были обусловлены не атеистической идеологией, а рудиментарной религиозностью, которая поддерживалась этической системой, я бы сделал акцент именно на сосуществовании этических систем. Это означает, что большевистская «этика» только в какой-то части напоминает христианскую этику. Причем это «сходство» достигалось сознательно, поскольку любая мировая идеология только тогда становится влиятельной, когда овладевает умами миллионов. Эта идеология была рассчитана на то, чтобы поработить сознание людей, которые по преимуществу принадлежали к православной вере. Поэтому внешне она действительно заимствовала очень многие положения из христианской доктрины. Если бы богоборческая идеология сразу выступила против всех цивилизационных ценностей, это обернулось бы крахом в самом начале политического строительства. Хотя попытки разрушить всю систему ценностей, конечно, предпринимались большевиками после прихода к власти. Все знают, какими дикими оргиями сопровождался приход большевизма, как интенсивно и целенаправленно разрушался институт семьи, каким был один из первых декретов, освобождавший от ответственности извращенцев-содомитов, как глумились над могилами предков, над святынями, над всем, что было дорого народу. Но не прошло!

Шаг за шагом эта чудовищная псевдоэтика подстраивалась под массовое сознание, чтобы выжить. А решающим моментом, который и создал иллюзию того, что Церковь и большевистская идеология могут совпадать, стало, как уже говорилось, само начало Великой Отечественной войны. Слова Сталина, обращенные к народу, за которые ранее любой человек мог лишиться не только должности, но и свободы, а может быть и жизни, не свидетельствовали, разумеется, о его обращении к вере, но говорили о многом. Они потрясли каждого. Так началась консолидация народа, которую не смог позднее, уже в мирное время разрушить даже Никита Хрущев, осатанело крушивший храмы. Но привели ли эта консолидация общества и сближение этических норм к слиянию антихристианского мировоззрения и православной этики? Разумеется, нет. Здесь очень важно видеть главное отличие: внешние ценностные ориентиры могут частично или даже полностью совпадать в религиозном и антирелигиозном сознании. И там и здесь могут быть санкционированы схожие нормы поведения. И там и здесь, к примеру, могут быть требования, направленные на защиту института семьи, на запрет воровства или прелюбодейства и многое другое. Но вопрос не в совпадении ценностей, а в их иерархии, в том, что находится на вершине «этической пирамиды». Сколь бы прочной не казалась такая «пирамида», она остается по сути богоборческой, разрушающей конфессиональное пространство, если на ее вершине не нет почитания Господа, если Он изгоняется из духовной жизни общества. Но Бог поругаем не бывает. Позор и беды падают на общество, которое отрекается от Него и от тех, кого он посылает народам. Поэтому даже самая «успешная» адаптация идеологии, ее мимикрия под религию, не делает ее долговечной и менее враждебной Христианству. О позиции Предстоятеля Русской православной церкви о причинах недолговечности политических идеологий я говорил на Рождественских чтениях (доклад «Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования» был представлен на РНЛ).

Подводя итог, скажу, что Святейший Патриарх Кирилл совершенно прав, когда говорит о том, что у нас должна быть единая история, что не надо представлять себе жизнь таким образом, что мы выиграли великую войну и создали великую державу в период, когда отказались от Христианства. Это неправда, потому что большинство людей от христианских ценностей, конечно, никогда не отрекались. Среди них были те немногие мужественные и глубокие люди, которые и от самого Христианства не отходили, а были ему преданы. Хотя, разумеется, многие это скрывали, потому что гонения на верующих людей продолжались вплоть до конца 80-х годов в той или иной форме грубой или более-менее мягкой. Отголоски этих гонений сохраняются и сегодня. Достаточно вспомнить о препонах, которое чинились преподаванию «Основ православной культуры», о той дикой истеричной кампании, которая время от времени организуется либеральными кругами. Ощущение такое, что именно они стремятся вернуть нас к тому тоталитарному прошлому, когда для Церкви не было места в жизни страны и общества.

И еще раз повторю общеизвестное. Содом и Гоморра не позавидуют тому миру, в котором нет места для Господа. Вся наша история из столетия в столетие доказывает одно и то же: подъем и спасение России объясняется тем, что люди обращались к Богу, и Он помогал людям.

Валерий Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»

pravoslavnye.ru

Когда и кем было основано Русское Географическое общество?

В мире существует немного организаций, при одном упоминании о которых практически у каждого человека на душе становится теплее. Безусловно, к их числу относятся Географические общества. Как только читатель видит эти два слова, в памяти у него возникает удивительная смесь из героев романов Жюль Верна, Королевского географического общества, "Затерянного мира" - Конан Дойля, "Плутонии" и "Земли Санникова" - Обручева, Индианы Джонс, Колумба, Пржевальского, Миклухо-Маклая, журналов "Вокруг Света" и "National Geographic", бурных океанов, жарких пустынь.. . В середине XIX века бурно развивавшаяся экономика России остро нуждалась в достоверных географических сведениях о России и сопредельных с ней территориях. В воздухе витала идея, по аналогии с зарубежным опытом, о создании Русского Географического общества, действенной организации, способной решить накопившиеся проблемы. Раньше всех (1821) возникло Географическое общество в Париже, затем в Берлине (1828) и Лондоне (1830). 18 августа 1845 г. Высочайшим повелением императора Николая I, было утверждено представление министра внутренних дел России графа Л. А. Перовского о создании в Санкт-Петербурге Русского Географического общества (впоследствии Императорское Русское Географическое Общество) . Основной целью основателей Общества было: изучение "родной земли и людей её обитающих", т. е. к собиранию, и распространению географических, статистических и этнографических сведений о самой России. Среди учредителей Русского Географического общества: вице-адмирал Ф. П. Литке, контр-адмирал Ф. П. Врангель, академики К. М. Бэр, П. И. Кеппен, В. Я. Струве и др. Идея создания общества оказалась столь интересной и полезной, что с момента основания РГО в его деятельности принимали участие лучшие умы России, а сын Николая I - Великий князь Константин Николаевич согласился стать его первым председателем. С деятельностью РГО тесно связаны имена таких великих ученых и путешественников как Н. Н. Миклухо-Маклай, П. П. Семёнов - Тянь-Шанский, Н. М. Пржевальский. С 1931 по 1940 гг. во главе Общества стоял Н. И. Вавилов. В 1848 году РГО разработало анкету, распространенную по всем губерниям России. Ответы на эту анкету легли в основу уникального Архива Общества, содержащего наиболее полную информацию о быте и культуре народов Российской империи. Несколько позднее научный архив и библиотека РГО начали пополняться личными фондами членов Общества, а также материалами экспедиционной деятельности Общества. Уникальным собранием документов являются личные фонды великих русских путешественников и ученых: Н. Н. Миклухо-Маклая, Г. Л. Седова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, П. П. Семёнова-Тянь-Шансккого, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева и многих других. <a rel="nofollow" href="http://www.rgo.org.ru/Istori 1-2.htm" target="_blank" >подробнее</a>

Русское географическое общество основано в 1845 году в Санкт-Петербурге русским мореплавателем Фёдором Петровичем Литке.

18 августа 1845 г. 164 года назад Основано Русское географическое общество В середине XIX века бурно развивавшаяся экономика России остро нуждалась в достоверных географических сведениях о России и сопредельных с ней территориях. В воздухе витала идея по аналогии с зарубежным опытом создать Русское Географическое обществе, действенную организацию, способную решить накопившиеся проблемы. Раньше всех таковое возникло в Париже (1821), затем в Берлине (1828) и Лондоне (1830). 18 августа 1845 года высочайшим повелением российского императора Николая I было утверждено представление министра внутренних дел России графа Перовского о создании в Санкт-Петербурге Русского Географического общества (впоследствии Императорское Русское Географическое Общество) . Основной целью основателей Общества было изучение «родной земли и людей её обитающих» , т. е. к собиранию, и распространению географических, статистических и этнографических сведений о самой России. Среди учредителей общества были выдающиеся российские ученые, в частности, Федор Литке, Карл Бэра, Фердинанд Врангель и другие. С первых лет своего существования Географическое общество развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительную деятельность. Оно внесло крупнейший научный вклад в изучение Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Новой Гвинеи, Индии, полярных районов и других стран. Эти исследования связаны с именами Петра Кропоткина, Петра Семенова-Тян-Шанского, Николая Пржевальского, Николая Миклухо-Маклая, Владимира Обручева, Льва Берга и многих других.

touch.otvet.mail.ru

Кто основал Россию?

Я подхожу к заявлению Святейшего Патриарха Кирилла о том, что коммунистическая идея в ее российской национальной интерпретации заимствовала христианскую этику, как к мудрому наставлению, которое требует, разумеется, более широкого осмысления. За поставленной проблемой стоит множество очень непростых вопросов. И главный из них отношение православных людей к советскому прошлому, в котором было все. Были и великие победы в строительстве мощной державы, давшей гражданам невиданные прежде возможности и очистившей мир от коричневой заразы. Были и великие нестроения, чудовищные и неоправданные потери, глумление над историей и разрушение святынь. И за каждым свершением или катастрофой бесчисленные жертвы. Было бы безумием сегодня отрекаться от собственно прошлого, как во времена репрессий отрекались от отцов и матерей, если те были священниками или принадлежали к другим образованным классам и сословиям. А такая опасность сегодня более чем реальна: нам действительно пытаются внушить, что история российского государства исчисляется двадцатью годами, а основателем его был Ельцин воплощение политической воли и духа демократии.

Глупо, дико? Дико, но не глупо. Уже вырастает поколение, способное поверить любому бреду, натасканное на схематичное ЕГЭ-мышление. Они уже привыкли, что главное не понять, а угадать правильный ответ на самые нелепые вопросы, например: «кто был основателем России Ленин, Сталин, Ельцин?». И ведь ответят. Не сейчас, так через пару лет. Правда, ответят, скорее всего, по-разному, и враждовать будут до последнего часа. Это и требуется: разделяй и властвуй. Единой России у нас теперь нет, а при таком подходе к истории не будет. Как говорил когда-то академик Д.С. Львов, с которым мы вместе работали над проектом Социальной доктрины России, у нас много россий и малая сытая, и бескрайняя голодная, и так называемая «рублевская», где начинается совершенно другая страна, не имеющая и не желающая иметь ничего общего с русской историей и судьбой. Точно также местные «элиты» морочат головы миллионам людей, которые еще вчера были нашими согражданами, частью великого и единого многонационального народа. Сегодня их детей «натаскиваю» лжеучители в большинстве новообразованных государств, где «элиты», как и в России, ликуют и пируют, отмечая 20-летие со дня крушения державы, ибо с этого момента началось их восхождение к вершинам власти и богатства. Если быть честными перед собой, то в жизни людей, которые обитают на «постсоветском пространстве», где вожди поклоняются только наживе, а предатели стали героями, морали осталось, действительно, куда меньше, чем в той стране, которую мы потеряли...

То, что христианская этика не была убита даже богоборческой властью, это чистая правда. Мой отец, прошедший через войну, не раз говорил, что остался жив только молитвами своей матери и отца, моих бабушки и деда. В их комнате лампада горела до последних дней их жизни. И так считал не только мой отец, а большинство оставшихся в живых воинов. Главная ошибка Адольфа Гитлера в том и заключалась, что, по его мнению, советская Россия к 41-му году была уже подобна глиняному колоссу, который развалится после первого мощного удара, потому что русские утратили память предков и цивилизационный код, а единое духовное пространство было сокрушено богоборцами. Но если бы так было, его предположения полностью бы оправдались, а страна наша рассыпалась на множество племен, враждующих друг с другом (не к этому ли идем?). Что спасло многонациональную Россию в час испытаний? Во-первых, семья малая церковь. Любовь к отцам и матерям, дедам и прадедам в любой семье была превыше любых идеологических догм, а наше старшее поколение в большинстве своем, безусловно, держалось Христианства. Это были православные люди, для которых даже годы советской власти не были годами отречения. Старшее поколение, к счастью, тогда еще было живо, и сыновняя и дочерняя любовь была сильнее всех политических доктрин и идеологий. Во-вторых, спасло обращение традиции, к Церкви: «Братья и сестры» слова, произнесенные вождем богоборцев, который вернул верующим храмы, а России тем самым шанс на победу, на помощь Божию.

Война унесла лучших из лучших, но остановила вакханалию богоборчества. Большевистская «этика» была принуждена сосуществовать не только с этикой православной, которая вошла в русский язык и литературу, в плоть и кровь нашего народа, но и с религиозной этикой представителей других конфессий, исторически укорененных на полиэтничных территориях России. Они, к слову, в те времена бесконечно уважали Православие уже по той причине, что эта мировая религия не разжигала, а гасила межцивилизационные и межконфессиональные войны и конфликты, а следовательно, охраняла и сохраняла межкультурный мир более эффективно, чем меры по удушению любой религии, начиная с христианства, которые на Западе называют «толерантностью» или «мультикультурализмом». Переносить эти либеральные изобретения, не прижившиеся даже в «постхристианском» мире, на русскую почву то же самое, что превращать ее в пустыню, где вольно живут только скорпионы и пресмыкающиеся (во всех значениях этого слова).

Русская традиция была совершенно другой простой и понятной, но доступной далеко не каждому, ибо она держится не на стадности, а на личности. Она требует от слабого человека тяжкого и ежечасного духовного труда. Ее суть: уважение к непохожим культурам ни при каких условиях не может и не должно строиться на терпимости ко злу, поскольку такая терпимость служение злу. Зло надо выжигать каленым железом, но... начиная с себя. Именно здесь на смену гордыне приходит иное чувство стыд. Воистину, нетерпимость к собственным порокам и слабостям это единственный верный путь к взаимопониманию непохожих людей, культур, цивилизаций. И русская культура дальше других прошла по этому тернистому пути. Поэтому и государству российскому в течение столетий удавалось сохранять межцивилизационный мир.

Возвращаясь к словам Святейшего Патриарха Кирилла о том, что и героизм людей, и подвиг, и межнациональный мир были обусловлены не атеистической идеологией, а рудиментарной религиозностью, которая поддерживалась этической системой, я бы сделал акцент именно на сосуществовании этических систем. Это означает, что большевистская «этика» только в какой-то части напоминает христианскую этику. Причем это «сходство» достигалось сознательно, поскольку любая мировая идеология только тогда становится влиятельной, когда овладевает умами миллионов. Эта идеология была рассчитана на то, чтобы поработить сознание людей, которые по преимуществу принадлежали к православной вере. Поэтому внешне она действительно заимствовала очень многие положения из христианской доктрины. Если бы богоборческая идеология сразу выступила против всех цивилизационных ценностей, это обернулось бы крахом в самом начале политического строительства. Хотя попытки разрушить всю систему ценностей, конечно, предпринимались большевиками после прихода к власти. Все знают, какими дикими оргиями сопровождался приход большевизма, как интенсивно и целенаправленно разрушался институт семьи, каким был один из первых декретов, освобождавший от ответственности извращенцев-содомитов, как глумились над могилами предков, над святынями, над всем, что было дорого народу. Но не прошло!

Шаг за шагом эта чудовищная псевдоэтика подстраивалась под массовое сознание, чтобы выжить. А решающим моментом, который и создал иллюзию того, что Церковь и большевистская идеология могут совпадать, стало, как уже говорилось, само начало Великой Отечественной войны. Слова Сталина, обращенные к народу, за которые ранее любой человек мог лишиться не только должности, но и свободы, а может быть и жизни, не свидетельствовали, разумеется, о его обращении к вере, но говорили о многом. Они потрясли каждого. Так началась консолидация народа, которую не смог позднее, уже в мирное время разрушить даже Никита Хрущев, осатанело крушивший храмы. Но привели ли эта консолидация общества и сближение этических норм к слиянию антихристианского мировоззрения и православной этики? Разумеется, нет. Здесь очень важно видеть главное отличие: внешние ценностные ориентиры могут частично или даже полностью совпадать в религиозном и антирелигиозном сознании. И там и здесь могут быть санкционированы схожие нормы поведения. И там и здесь, к примеру, могут быть требования, направленные на защиту института семьи, на запрет воровства или прелюбодейства и многое другое. Но вопрос не в совпадении ценностей, а в их иерархии, в том, что находится на вершине «этической пирамиды». Сколь бы прочной не казалась такая «пирамида», она остается по сути богоборческой, разрушающей конфессиональное пространство, если на ее вершине не нет почитания Господа, если Он изгоняется из духовной жизни общества. Но Бог поругаем не бывает. Позор и беды падают на общество, которое отрекается от Него и от тех, кого он посылает народам. Поэтому даже самая «успешная» адаптация идеологии, ее мимикрия под религию, не делает ее долговечной и менее враждебной Христианству. О позиции Предстоятеля Русской православной церкви о причинах недолговечности политических идеологий я говорил на Рождественских чтениях (доклад «Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования» был представлен на РНЛ).

Подводя итог, скажу, что Святейший Патриарх Кирилл совершенно прав, когда говорит о том, что у нас должна быть единая история, что не надо представлять себе жизнь таким образом, что мы выиграли великую войну и создали великую державу в период, когда отказались от Христианства. Это неправда, потому что большинство людей от христианских ценностей, конечно, никогда не отрекались. Среди них были те немногие мужественные и глубокие люди, которые и от самого Христианства не отходили, а были ему преданы. Хотя, разумеется, многие это скрывали, потому что гонения на верующих людей продолжались вплоть до конца 80-х годов в той или иной форме грубой или более-менее мягкой. Отголоски этих гонений сохраняются и сегодня. Достаточно вспомнить о препонах, которое чинились преподаванию «Основ православной культуры», о той дикой истеричной кампании, которая время от времени организуется либеральными кругами. Ощущение такое, что именно они стремятся вернуть нас к тому тоталитарному прошлому, когда для Церкви не было места в жизни страны и общества.

И еще раз повторю общеизвестное. Содом и Гоморра не позавидуют тому миру, в котором нет места для Господа. Вся наша история из столетия в столетие доказывает одно и то же: подъем и спасение России объясняется тем, что люди обращались к Богу, и Он помогал людям.

Валерий Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»

ruskline.ru