Содержание
Иван Никитин — Русь: читать стих, текст стихотворения полностью
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
Одно из ранних произведений И.Никитина — «Русь». Многие литературоведы считают это стихотворение центральным в творчестве поэта. Рожденный в Воронеже, И. Никитин отразил во многих произведениях отношение к русской земле, жизни, народу. Стихотворение «Русь» появилось в 1853 году, его опубликовали в местной газете.
Стиль произведения близок к древним народным сказаниям. Это проявляется в словах, характерных для народных песен: мурава, пир, брань; в эпитетах («море синее», «поле чистое», «мать сыра земля»). С народными былинами роднит стихотворение своеобразная композиция. В нем нет четкой рифмы, единство слов и строк поддерживается с помощью размера, за счет этого поддерживается четкий ритм.
Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.
Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.
По смыслу стихотворение делится на три части:
- описание природы родной земли;
- путешествие в историю народа;
- воспевание Руси, любовь к ней.
Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.
Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.
Кроме богатства российских земель, используя метонимию, И. Никитин в понятие «Русь» вкладывает значение «русский народ».
Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.
Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.
Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.
В финале произведения говорится о славе страны, которая идет «во всех концах света белого». Есть за что любить и «называть матерью» свою Великую державу русскому народу. Стихотворение «Русь», несмотря на внешнюю простоту, является одним из лучших патриотических произведений середины 19 века.
«Русь», анализ стихотворения Никитина
Стихотворение «Русь» было написано в 1851 году. Именно с ним Иван Никитин дебютировал в печати. Правда, произошло это несколько позже: впервые произведение опубликовали «Воронежские губернские ведомости» 21 ноября 1853 года, то есть после начала Крымской войны. Благодаря своему патриотическому пафосу стихотворение оказалось весьма злободневным. 11 декабря 1853 года его перепечатала газета «Санкт-Петербургские ведомости». Публикация сопровождалась комментарием, автор которого сравнивал Никитина с Алексеем Кольцовым. Впоследствии несколько композиторов положили стихотворение на музыку, среди них – Эдуард Направник.
«Русь» написана былинным стихом. Разумеется, Никитин сделал такой выбор неслучайно. Во-первых, былина – это русская народная эпическая песнь. Главные герои – богатыри, стоявшие на страже Руси. Они славились большой силой и совершали подвиги, которые носили религиозный или патриотический характер. Сама Русь у Никитина подобна могучему богатырю. Поэтому она воспевается с использованием былинного стиха. Во-вторых, Русь – это не только прекрасная природа, но и народ. Чтобы отдать ему дань уважения, Никитин обратился к приемам народной поэзии.
Стихотворение можно разделить на четыре части. В первой части показывается красота необъятной Руси. Сначала описывается южная природа, затем рисуются картины холодной Арктики. Два четверостишия, завершающие первую часть, – это два восклицательных предложения. Восклицательная интонация дает читателям понять, как сильно лирический герой восхищается величием царственной Руси. Вторая часть представляет собой серию риторических вопросов. Еще одна важная ее особенность – три четверостишия начинаются одинаково. Анафора в данном случае помогает подчеркнуть близость стихотворения к фольклору.
В третьей части рассказывается о славном прошлом Руси. Больше всего внимания уделено Отечественной войне 1812 года. В стихотворении подчеркивается, что одолеть французов помогло единство, ведь участие в борьбе принял весь народ. В четвертой части лирический герой объясняется в любви родной стране и гордится уже не прошлым, а настоящим.
Главная тема произведения – тема родины. Русь у Никитина – это прекрасная и разнообразная природа, русский народ, православная вера и богатырская мощь. Создать образ Руси поэту помогают средства художественной изобразительности. В их числе – эпитеты («воля смелая», «нивы зрелые»), метафоры («даль степей», «пожар небес»), сравнения («снег, что белый пух»). Кроме того, важную роль играют выразительно-изобразительные средства, характерные для народного творчества. Например, инверсии («родина православная») и постоянные эпитеты («море синее», «поле чистое»).
«Русь» – прекрасный образец гимна родной стране, написанный по зову сердца. Видно, что поэт действительно искренне любит свою родину, гордится ею и готов отдать за нее жизнь.
«Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
«В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
«Утро», анализ стихотворения Никитина
«Лес», анализ стихотворения Никитина
«Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
«Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
«Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина
«Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
«Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
«Пахарь», анализ стихотворения Никитина
«Кулак», анализ поэмы Никитина
«Нищий», анализ стихотворения Никитина
«Хозяин», анализ стихотворения Никитина
Никитин Иван Саввич, краткая биография
«Ярко звезд мерцанье», анализ стихотворения Никитина
По писателю: Никитин Иван Саввич
10 известных российских авторов, которых стоит прочитать
Россия произвела одних из величайших людей в области литературы. Золотой век русской поэзии начался с Александра Пушкина, который является основоположником русского литературного языка и более известен как «русский Шекспир». После Золотого века в России стали популярны самые разные жанры, от поэзии, романов и рассказов до литературного реализма и символизма. Творчество русских авторов варьируется от романтики, сатиры, религии и политики. Многие написали автобиографии о своей интересной жизни, получившие широкую известность, другие писали о политических условиях Советского Союза и его роли в мировой войне. Их работы были опубликованы и переведены по всему миру и привлекли множество читателей. Вот список десяти величайших русских авторов всех времен.
1. Александр Пушкин
Пушкин был основоположником литературной поэзии в золотую эпоху поэзии в России. Он ввел жанр романтической поэзии и романов. Его первое стихотворение было опубликовано, когда он был еще подростком, и вскоре он прославился на всю Россию. Его главной работой был роман «Евгений Онген». Будучи романтическим героем, он погиб героической жизнью, скончавшись от ран в схватке с Жоржем-Шарлем, пытавшимся соблазнить его жену.
2. Александр Солженицын
Русский писатель, писатель и драматург. Он использовал свою работу для распространения информации о ГУЛАГе, государственном учреждении Советского Союза, которое управляло трудовыми лагерями. Его самые известные произведения включают «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день из жизни Ивана Денисовича».
3. Иван Тургенев
Он был романистом и автором коротких рассказов, который изначально был отвергнут многими издателями за его произведение «Отец и дети», которое сейчас считается классикой. Его главной публикацией были «Зарисовки спортсмена», сборник рассказов, посвященный жестокости серф-сообщества.
4. Владимир Набоков
Российско-американский писатель и энтомолог. Его первые девять романов были на русском языке, после чего он стал более известным и начал писать романы на английском языке, которые очень популярны во всем мире. Его высоко оцененный скандальный роман «Лолита» был написан на русском и английском языках и получил статус классического. Он также семь раз становился финалистом национальной книжной премии в области художественной литературы.
5. Михаил Булгаков
Булгаков был писателем, врачом и драматургом начала двадцатого века. Он был признан самым противоречивым писателем своего времени и был известен своими сатирами на общество в Советском Союзе. Хотя он получил медицинское образование, склонность к литературе побудила его стать писателем. Самым значительным его произведением является роман «Мастер и Маргарита».
6. Антон Чехов
Он признан величайшим писателем в истории. Сначала он был врачом, но после того, как заинтересовался литературой, начал серьезно писать. Поэтому он продолжил свою карьеру в медицине, а также писал книги. Однажды он сказал: «Медицина — моя законная жена, а литература — моя любовница; когда мне надоедает один, я ночую у другого». Самыми влиятельными его работами были «Чайка» и «Дядя Ваня».
7. Иван Бунин
Бунин был первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Он отличался артистизмом, реализмом, поэзией и классическими традициями. Детство молодого писателя прошло в финансовом кризисе из-за того, что глава семьи был пристрастился к азартным играм, и поэтому не мог получить лучшее образование. Тем не менее, это не потянуло его вниз, и он смог пробиться к вершине. Его самые известные работы включают в себя; «Деревня» и «Сухая улочка», его автобиография «Жизнь Арсеньева» и рассказы «Темные аллеи».
8. Николай Гоголь
Гоголь был уроженцем Украины, русским драматургом, писателем и писателем рассказов, на которого большое влияние оказала украинская культура. Его шедевр включал в себя романтическую чувственность с оттенком сюрреализма и гротеска. Он также широко известен своим изображением реальных персонажей. Роман «Тарас Бульба» (1835) и пьеса «Женитьба» (1842), наряду с рассказами «Дневник сумасшедшего», «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет», «Коляска», являются его наиболее значительными и популярными произведениями.
9. Федор Достоевский
Достоевский был русским писателем, новеллистом, эссеистом, журналистом и философом. Его контекст исследует человеческую психологию, которая изучает поведение и разум, охватывающую все аспекты сознательного и бессознательного опыта, а также мысли. Несмотря на то, что он получил диплом военного инженера, он ушел в отставку и вступил в социалистическую группу, позже он был схвачен полицией и отправлен в Сибирь. Из-за этих событий, изменивших его жизнь, он стал писателем и снова и снова рассказывал о своем тюремном опыте в «Доме мертвых», «Оскорбленных и раненых» и «Зимних заметках о летнем впечатлении». Со временем он стал одним из самых читаемых и уважаемых русских писателей. Его книги переведены более чем на 170 языков.
10. Лев Толстой
Граф Лев Николаевич Толстой, более известный как Лев Толстой в переводе на английский язык, был одним из самых феноменальных писателей в истории всех времен. Он был русским писателем и писателем рассказов, но в более позднем возрасте он также написал несколько пьес и эссе.
Его самые популярные произведения «Война и мир» (1869) и «Анна Каренина» (1877). Впервые он стал широко известен своей полуавтобиографической трилогией «Детство, отрочество и юность» (1852–1856) и «Севастопольские зарисовки» (1855), основанной на его опыте во время Крымской войны. Позже на него сильно повлияли этические учения Иисуса, и он пережил глубокий моральный кризис, который побудил его опубликовать некоторые религиозные сценарии. В последние несколько дней он неожиданно говорил о смерти и через пару дней скончался от пневмонии.
Джоанна Расс, писательница-фантаст, сказавшая нет
Идея началась достаточно безобидно. В 1975 году некий Джефф Смит, издатель журнала для фанатов Khatru , модерировал симпозиум в письмах на тему «Женщины в научной фантастике». Смит пригласил для участия некоторых из выдающихся женщин в этой области, а вместе с ними двух мужчин: Сэмюэля Р. Делани и Джеймса Типтри-младшего (Типтри, как оказалось, не был мужчиной, но никто не знал об этом до тех пор, пока после окончания симпозиума. )
Неудивительно, что тон переговоров быстро стал воинственным. Многие участники подкалывали Смита, который имел хорошие намерения, но часто ничего не понимал. («Я не осознавал, насколько эмоциональной может быть эта тема», — написал он в какой-то момент.) Но самый интересный спор возник между женщинами. Когда симпозиум подходил к концу, Урсула К. Ле Гуин прервала беседу, назвав ее «заключительными намеренно раздражающими заявлениями». «Пора», сказала она,
мы перестаем ныть о том, какие ужасные вещи я сделал с женщинами и какие ужасные вещи мужчины сделали со мной, а затем компенсируя это мечтами о возмездии и Обществе Совершенно Невинных; пришло время попытаться начать разумно, страстно и сочувственно рассматривать, предлагать, изобретать и реализовывать альтернатив . Если даже люди в научной фантастике не могут этого сделать, не могут смотреть вперед, а не назад, это плохие новости для женского движения и всех остальных.
Ле Гуин нацеливался не на симпозиум в целом, а на двух участников в частности: Делани и автора научной фантастики Джоанну Расс. Когда Ле Гуин спросила в другом месте своего заявления, заключается ли идея в том, что женщины «пишут поллюции Джона Уэйна, перевернув пол», она, вероятно, имела в виду только что опубликованный роман Расса «Мужчина-женщина», в котором представлены как все- планета женщин, на которой женщины участвуют в дуэлях, и планета с половой сегрегацией, находящаяся в состоянии перманентной войны.
В лучшие годы Расс была известна как яростная человеконенавистница. Эта репутация не была полностью незаслуженной, хотя иногда ее преувеличивали. Об одном из ее рассказов «Когда все изменилось», оплакивающем утраченную женскую утопию, писатель-фантаст Майкл Кони написал: «Ненависть и деструктивность, проявляющиеся в этой истории, вызывают у меня тошноту за человечество. . . . Я только что приехал из Вест-Индии, где меня три года ненавидели только за то, что у меня белая кожа. . . . [Теперь я] обнаружил, что меня ненавидят по другой причине — потому что у Джоанны Расс нет члена». Читать «Когда это изменилось» после прочтения этого описания — значит немного разочароваться.
Но раскол между Рассом и Ле Гуин был разногласием другого рода. Еще до симпозиума два писателя начали отличаться друг от друга, хотя Расс, похоже, больше интересовался этими различиями, чем Ле Гуин. Публично Расс написал резкую рецензию на «Обесцененных» Ле Гуина, охарактеризовав некоторые из центральных идей книги как «причудливый способ замаскировать то, что мы уже знаем», а ее анархистское общество — как плохо осознанное. Наедине с общими друзьями Расс обвинил Ле Гуин в уступчивости к мужчинам, в отказе писать как женщина . В некотором смысле Ле Гуин уступила аргументу — она утверждала, что писала под влиянием своего мужского «анимуса», — но в других отношениях она сопротивлялась. В конце концов, разве не в ее свободе не писать «как женщина» именно дело?
На кону этого разногласия были не просто виды борьбы, которые феминистки всегда имели друг с другом. Также был вопрос о том, что из научной фантастики было вместо и что оно в конечном итоге должно делать. И для Расса, и для Ле Гуина научная фантастика представляла собой возможность рассказать действительно новую историю. Научная фантастика, как однажды писал Расс, была готова «предоставить мифы для того, чтобы иметь дело с видами переживаний, которые мы на самом деле переживаем сейчас, вместо литературных мифов, которые мы унаследовали, которые рассказывают нам только о тех переживаниях, которые, по нашему мнению, мы должны иметь. ». Форма стремилась не к фантазии, а к реальности.
Поиски этой реальности привели Расса и Ле Гуин в разные стороны, и, хотя последняя с тех пор стала лицом женщин в спекулятивной фантастике, было бы ошибкой считать Расса отодвинутым на второй план. Расс поступила в колледж в пятнадцать, продала свой первый рассказ в двадцать два, выступила лесбиянкой в сфере, где доминируют мужчины, и перед смертью, в 2011 году, опубликовала несколько научно-фантастических романов, несколько сборников рассказов, лесбийский роман под названием «Борьба против Бога» и поток резкой критики, становление неизбежным членом общества. Более того, она была гениальна, и этого не могли отрицать даже те, кто ее ненавидел. Ее письмо было одновременно лукавым и серьезным; она выносила свои суждения с высочайшей уверенностью, даже когда они были вынесены против нее самой. Она была здесь, чтобы воображать, изобретать дико и сводить на нет процесс, как выразилась одна из ее героинь, «научиться презирать самого себя». Но она собиралась получить от этого массу удовольствия. А если вы и занимались чем-то другим, то, по ее мнению, на самом деле вы не писали научную фантастику.
В «Джоанна Расс», новом обзоре творчества Расса, писательница и критик Гвинет Джонс дает полезную информацию о молодости Расса. Рожденный в еврейской семье в Бронксе в конце 1930-х годов, Расс изначально имел очаровательное детство. Ее родители, Берта и Эваретт, были школьными учителями и поощряли дочь в различных занятиях. Были поездки в зоопарк Бронкса и музей естественной истории; Расс часто проводила вечера, глядя в телескоп вместе с отцом. Позже, с помощью своих родителей, она собирала небольшие книжки о том, что видела, и давала им такие названия, как «Мысли заблуждающегося ученого».
Но что-то изменилось, либо когда Расс было около восьми лет, либо когда она была подростком. Ее история на данный момент не всегда одинакова. В истории, которую цитирует Джонс, отец Расса заболел и, опасаясь смерти, стал хулиганом. Это версия истории, рассказанной Рассом, особенно публично. На симпозиуме Khatru она вспоминала Берту как «раздавленную женщину», «виновную в том, что она умна, виноватую в том, что поступила в аспирантуру (она всегда бурно объясняла, как сильно она ненавидит это — она, которая знала Оксфордскую книгу Английский стих наизусть!). . . виноватым в том, что был компетентен в чем-либо».
Тем не менее, в своих письмах к Джеймсу Типтри, который и сам был знаком с материнством, Расс часто возвращалась к теме своей матери, но в другом тоне. В одном письме она описала свою мать как «сумасшедшую, как фруктовый пирог», написав: « — это что-то особенно ужасное в том, что сумасшедшая мать также пытается полностью завладеть вами. (И отец, который боится вмешиваться, а на самом деле вступает в сговор).