Содержание
Князь Владимир основал город Владимир сразу после крещения Руси
Комсомольская правда
ОбществоИнтересное
Алексей СУХОВ
28 июля 2018 1:00
28 июля православная церковь празднуется 1030-летие Крещения Руси
.Фото: Алексей СУХОВ
Владимирцы могут считать этот праздник больше своим, чем многие другие. Ведь крестил Русь как раз князь Владимир Святославович, которого считают основателем нашего города. Не зря у нас целых два памятника князю Владимиру — на смотровой площадке в парке Пушкина и на Большой Московской. В общем, день крещения Руси — это отличный повод узнать немного больше об основателе города Владимира и о том, как проходило крещение.
.Фото: Алексей СУХОВ
1. Русь была христианской и до Владимира
На самом деле князь Владимир не принес христианство на территорию Руси. Большинство современных историков согласны с тем, что христиане на Руси появились задолго до князя Владимира. Еще в IX веке христианство принимают киевские князья Аскольд и Дир (по данным историка Татищева, с ними крестилась даже вся дружина, весь Киев, после чего была основана киевская епархия с митрополитом). Просто после этого на Руси произошел политический переворот. И «оппозиция» при этом ориентировалась на языческую партию в Киеве.
Борьба с переменным успехом христианства и язычества продолжалась более ста лет. И даже князь Владимир начал с того, что вновь вернул силу язычеству, возродив культы Перуна и Дажбога с человеческими жертвоприношениями. И лишь к 988 году он решает стать православным. А став христианином, Владимир начал христианизировать и всех остальных русичей.
2. Владимирцев крестили одними из первых
Для Владимира христианизация Руси стала, по сути, политической программой. Заключив союз с Византией, он обязан был показать, что принял православие не просто для красного словца. Если судить по летописям того времени, первым делом Владимир приказал уничтожить языческие капища и истребить идолов по всей Руси, а на месте капищ воздвигать христианские храмы.
А после этого отправился в поход, дабы покрестить другие города. Первыми в этом списке оказались Суждаль, Китеж-Залесский (Владимир) и Ростов. В Ипатиевской летописи сказано: «в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
Проще говоря, в 990 году, князь Владимир основал город на Клязьме, дав ему свое имя. При этом вдобавок к местному населению он привел часть киевлян, крещённых ранее. А церковь он построил деревянную. По преданию церковь эта была построена из дубового леса, простояла 165 лет и была уничтожена пожаром.
3. Почему одни крестились легко, а другие с боем?
Русь уже к X веку можно смело считать многоконфессиональным государством. Причем, чем южнее территории, тем больше там было христиан, тогда как на севере Руси к моменту начала крещения Руси язычников было большинство.
Вот поэтому в Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. Если прийти сейчас, скажем, в определенные области Индии и начать там поголовно всех крестить, вполне можно получить похожие результаты.
4. Князь Владимир был многоженцем
Он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с полоцкой княгиней Рогнедой, а также с оставшимися безымянными для истории — «чехиней» и «болгарыней». Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов.
Даже после крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти, с неизвестной «мачехой Ярослава».
Всего у Владимира только официально было тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей. Историки предполагают, что ещё несколько дочерей просто не попали в летописи.
5. Наследие князя-крестителя
.Фото: Алексей СУХОВ
Особое внимание ко дню памяти святого Владимира было привлечено в 1888 году, по случаю празднования 900-летия Крещения Руси. Тогда в связи с празднованием юбилея в Российской империи был воздвигнут ряд Князь-Владимирских храмов.
Но, кстати, князя Владимира почитают и католики. Все просто — он жил до раскола христианской церкви (1054), поэтому считается католической церковью таким же католиком, как и православным.
После распада СССР князя Владимира вновь стали почитать. Причем и как святого, и как государственника. Русская церковь чтит его память в день его преставления — 15 июля по юлианскому календарю. А в России введен праздник — день Крещения Руси. С 2002 года святой Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
ООО «Новый мир». Адрес: г. Владимир, проспект Ленина, 48А.
Телефоны: редакция — 8(4922)44-13-43, отдел
рекламы — 8(4922)44-12-00, служба
распространения — (8(4922)44-13-28.
Главный редактор «КП-Владимир» Алексей Владимирович Сухов,
E-mail: [email protected]
Управляющий — Т.В. Коршунова
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Крещение Руси: история праздника и программа мероприятий
День крещения Руси-Украины стал государственным праздником в 2008 году, когда третий президент Виктор Ющенко подписал указ его праздновании. Факты ICTV предлагают вспомнить о выдающемся событии в истории Украины.
Роль князя Владимира в крещении Руси
28 июля считается днем смерти Владимира (980-1015), а само крещение наиболее вероятно состоялось 14 августа (по новому стилю) 988 года. Этот процесс был длительным, ведь князю для объединения земель и усиления власти необходимо было изменение религии.
Согласно Повести временных лет, Владимир еще до крещения прошел испытания верой. Волжские болгары предлагали ему принять ислам, гонцы из Рима — католичество, а хазарские евреи — иудаизм.
Сейчас смотрят
Однако князь Владимир выбрал православие. Решающим было путешествие в Константинополь. К тому же его бабушка — княгиня Ольга — была православной христианкой. Ее окрестили в столице Византии еще в 955 году.
1030-летие Крещения Киевской Руси. Примете ли участие в Крестном ходе и Молитве за Украину?
Просто помолюсь дома
Не пойду, но буду наблюдать
Нет
Да
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Крещение князя Владимира состоялось в Херсонесе. Здесь он построил церковь в честь святого Василия, имя которого он получил при крещении. Вернувшись в Киев, князь крестил своих сыновей и подданных, а также разогнал своих языческих жен.
По его приказу были уничтожены алтари и статуи древних богов. Массовое крещение населения произошло в Днепре.
Если крещение киевлян прошло более-менее без насилия, то в других княжествах воеводы крестили людей мечом и огнем.
Читайте: Церковные праздники – календарь на 2019 год
После крещения на Руси начали строить христианские храмы. А на древнем капище была построена церковь святого Василия, а позже — Десятинная церковь.
Что было до Владимира
Крещение Руси князем Владимиром было лишь продолжением длительного процесса христианизации украинских земель. Различные источники указывают на то, что христианство появилось здесь задолго до крещения Владимира — еще в I веке, когда в Киеве находился апостол Андрей Первозванный.
Есть также данные о первых христианах-мучениках в Крыму, в частности, о гибели одного из первых Римских архиереев Папы Климента І.
Более того, в летописях говорится о крещении князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь, который якобы даже пытался крестить киевлян, но в 882 году его убили.
Однако христианские общины в Киеве остались, о чем свидетельствует договор Руси с Константинополем, заключенный при князе Игоре в 941 году.
Новый подъем христианства на Руси начался при святой княгине Ольге, которая признана также равноапостольной.
Программа мероприятий ко Дню крещения Руси
На центральных улицах столицы в честь праздника пройдут молебни и крестные ходы.
28 июля свой первый крестный ход проведет Православная церковь Украины во главе с митрополитом Епифанием. Он начнется с молебна в 8.30 в Софии Киевской и пройдет к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру.
Также на празднование 1031-летия крещения Украины-Руси в Киев привезут мощи святого апостола Андрея Первозванного и частичку древа Креста Господнего.
Они будут находиться 28 июля в Святой Софии во время торжественной божественной литургии, после которой их возьмут с собой в крестный ход.
29 июля мощи снова будут на территории Михайловского Златоверхого монастыря. В его кафедральном соборе до 18. 00 все желающие смогут поклониться и помолиться у святыни.
Украинская православная церковь Московского патриархата также проведет свой крестный ход. 27 июля в 13.00 на Владимирской горке состоится торжественный молебен, который возглавит предстоятель УПЦ МП Онуфрий.
После завершения молебна состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры.
28 июля в 9:00 состоится торжественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры, которую проведет предстоятель УПЦ МП Онуфрий.
Напомним, ранее митрополит Епифаний анонсировал реформы в ПЦУ.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Владимир Великий
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцов Церкви, Сумму, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…
(ВЛАДИМИР или ВОЛОДОМИР).
Великий князь Киевский и всея Руси, внук святой Ольги, первый русский правитель, принявший христианство, р. 956; д. в Берестове, 15 июля 1015 г. Святая Ольга не могла обратить своего сына и преемника Святослава, ибо он жил и умер язычником и воспитал своего сына Владимира языческим атаманом. У Святослава было два законных сына Ярополк и Олег, а третьего сына Владимира родила ему придворная фаворитка Ольга Малуша. Незадолго до смерти (972) пожаловал Ярополку великое княжество Киевское, а землю древлян (ныне Галицию) отдал Олегу. Древняя русская столица Новгород угрожала восстанием, и, поскольку оба князя отказались туда идти, Святослав даровал свою власть молодому Владимиру. Между тем между Ярополком и Олегом началась война, и первый завоевал древлянскую землю и свергнул Олега. Когда это известие дошло до Владимира, он, опасаясь подобной участи, бежал за помощью к варягам (варягам) Скандинавии, а Ярополк завоевал Новгород и соединил под своим скипетром всю Русь. Через несколько лет Владимир вернулся с большим войском и отвоевал Новгород. Осмелев, он повел войну против своего брата на юге, взял город Полоцк, убил его князя Рагвальда и женился на его дочери Рагнильде, невесте Ярополка. Затем он двинулся вперед и осадил Киева. Ярополк бежал в Родно, но не удержался там и был окончательно убит при сдаче победоносному Владимиру; последний после этого сделал себя правителем Киева и всей Руси в 9 г.80. Владимир, как языческий князь, имел, кроме Рагнильды, еще четырех жен, и от них имел десять сыновей и двух дочерей. Со времен святой Ольги христианство, первоначально установленное среди восточных славян свв. Кирилл и Мефодий тайно продвигались по земле Руси (теперь восточная Австрия и Россия) и начали значительно изменять языческие представления. Это был период, подобный эпохе обращения Константина.
Несмотря на эту скрытую часть христианских идей, Владимир воздвиг в Киеве много статуй и святынь ( требища ) к славянским языческим богам Перуну, Даждьбогу, Симорглу, Макоши, Стрибогу и другим. В 981 г. он покорил червенские города (ныне Галицию), в 983 г. одолел диких ятвягов на берегах Балтийского моря, в 985 г. сразился с болгарами на низовьях Волги, а в 987 г. задумал поход против греко- Римской империи, в ходе которой он увлекся христианством. Летопись Нестора повествует, что он отправлял послов в соседние страны за сведениями об их религиях. Послы отрицательно отзывались о последовавших за ними болгарах (мусульманах), евреях Хазарии и германцах с их простыми миссионерскими латинскими церквями, но были в восторге от торжественного греческого ритуала Великой Церкви (Св. Софии) Константинопольской, и напомнил Владимиру, что его бабушка Ольга приняла эту Веру. В следующем году (988) он осадил Херсон в Крыму, город в границах восточной Римской империи, и, наконец, взял его, перекрыв его водоснабжение. Затем он отправил послов к императору Василию II в Константинополь, чтобы попросить его сестру Анну выйти замуж, добавив угрозу похода на Константинополь в случае отказа. Император ответил, что христианин не может жениться на язычнике, но если бы Владимир был князем-христианином, он санкционировал бы союз. На это Владимир ответил, что уже ознакомился с учениями христиан, склоняется к ним и готов креститься. Василий II отправил эту сестру со свитой чиновников и духовенства в Херсон, и там Владимир был крещен в том же году митрополитом Михаилом и принял также крестильное имя Василия. Ходящая легенда повествует, что Владимир ослеп перед приездом Анны и ее свиты и прозрел после крещения. Затем он женился на царевне Анне и после этого расстался со своими языческими женами. Он сдал город Херсон грекам и вернулся в Киев с невестой. Русский историк Карамсин (т. I, стр. 215) предполагает, что Владимир мог быть крещен задолго до этого в Киеве, так как там уже были христиане и их священники; но такой поступок унизил бы гордого вождя в глазах его народа, ибо он смиренно принял бы незаметный обряд рук тайной и презираемой секты. Поэтому он предпочел, чтобы оно исходило от посланников римского императора Константинополя, чтобы произвести впечатление на свой народ.
Вернувшись в Киев, Владимир взял на себя обращение своих подданных. Он приказал бросить статуи богов, разрубить на куски, а некоторые из них сжечь; главного бога Перуна протащили по грязи и бросили в реку Днепр. Эти действия произвели на людей впечатление беспомощности их богов, и когда им было сказано, что они должны последовать примеру Владимира и стать христианами, они охотно крестились, даже переходя вброд реку, чтобы священник мог скорее добраться до них для крещения. Зубрицкий считает, что эта готовность свидетельствует о том, что учения христианства уже были тайно распространены в Киеве и что народ только ждал случая публично признать их. Владимир призывал всех своих подданных к обращению в христианство, основывал церкви и монастыри не только в Киеве, но и в Переяславе, Чернигове, Белгороде, Владимире на Волыни и многих других городах. В 989 г. он воздвиг большую церковь св. Марии Приснодевы (обычно именуемую Десятинным собором , Десятинным собором), а в 996 г. церковь Преображения, обе в городе Киеве. Он отказался от своей воинственной карьеры и посвятил себя главным образом управлению своим народом; он основал школы, ввел церковные суды и прославился своей кротостью и рвением в распространении христианской веры. Его жена умерла в 1011 году, родив ему двух сыновей, Бориса и Глеба (также известных как святые Роман и Давид, по именам при крещении). После этого его жизнь стала беспокоить поведение его старших детей. По обычаю предков, он поделил свое царство между своими детьми, отдав город Новгород в удел старшему сыну Ярославу; последний восстал против него и отказался платить ни услуги, ни дань. В 1014 г. Владимир готовился идти на север, к Новгороду, и отнять его у непослушного сына, а Ярослав призвал на помощь варягов против своего отца. Владимир заболел и умер в пути. Его праздник отмечается 15 июля по русскому православному и русинскому греко-католическому календарям, и он получил имя 9 июля.0003 Равноапостол (равноапостольный) в титле праздника и тропаре литургии. Русские добавили в свои богослужебные книги слова, относящиеся к его обращению и заступничеству в нынешней Российской империи ( российская земля ), но русины никогда не допускали этих вставок.
Источники
PELESZ, Gesch. der Union, I (Вена, 1878 г.), 79–127; НИЛЬ, Kalendarium Manuale, I (Инсбрук, 1896 г.), 212; Acta SS., IV, июль, с.4; Богословская энциклопедия, III (Санкт-Петербург, 1902), 564-67; ГОЛУБИНСКИЙ, История Русской Церкви, I (Москва, 1901), ч. я, 105-87; МАЛЬЦЕВ, Die Nachtwache (Берлин, 1892 г.), 724–27; АДЕНИ, Греческая и восточная церкви (Нью-Йорк, 1908 г.), 358–65; МУРАВЬЕВ, Hist. Русской Церкви (Оксфорд, 1842 г.), 10–18; ЗУБРИЦКИЙ, Гещ. des Fürstenthums Galicz (Лембург, 1852 г.).
Об этой странице
Цитата APA. Шипман, А. (1912). Святой Владимир Великий. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/15497a.htm
Ссылка MLA. Шипман, Андрей. «Святой Владимир Великий». Католическая энциклопедия. Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912 г.
Транскрипция. Эта статья была расшифрована для Нового Адвента Викторией Терезой Скарлетт. Посвящается Джозефу Х. Андерсону.
Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 октября 1912 г. Реми Лафорт, STD, цензор. Разрешение. +Джон кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.
Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.
Обращенные красотой: как Россия и Украина стали христианами
Перейти к содержимому
Предыдущий Следующий
Обращенные красотой: как Россия и Украина стали христианами
Посмотреть увеличенное изображение
Торжество Христа Царя дает нам прекрасную возможность поговорить о царе, причем христианском царе. Имею в виду Владимира (правил 980-1015 гг. н.э.), первый христианский царь того, что было известно как Киевская Русь, древняя территория славянских народов этнического русского и украинского происхождения. ( Русь — это транслитерация русского Русь, что объясняет апостроф.) Царство было названо Киевским , потому что Киев был его столицей.
Да, когда-то эти две культуры были единым, объединенным народом под властью христианского правителя, и мы должны молиться, чтобы этот мир и единство снова были восстановлены во всем регионе.
Владимир известен как великий князь Киевский и был крещен в 988 году, событие, которое в то время потрясло весь известный мир. Но прежде чем я перейду к истории его обращения, давайте поместим это великое событие в соответствующий исторический контекст.
«Темные века»
То, что историки часто называют «Темными веками», кажется темным только тогда, когда вы смотрите на это светскими глазами. Период охватывает примерно пять столетий, последовавших за падением Римской империи (476 г. н.э.). «Темнота» этого относится к культурному и политическому вакууму, который возник во всех областях мира, где старая римская административная структура перестала функционировать.
Но тот же пятивековой период был подобен массивному открытию двери, позволяющей свету Христову распространиться на варварские народы Европы, и поэтому ни один христианин не может назвать это действительно темным периодом. В вопросе спасения душ это был ядерный огненный шар эпических масштабов.
В прошлых бюллетенях я отметил некоторые из миссионерских действий, имевших место в те столетия (св. Колумбан в Ирландии, Франции и Италии, св. Бонифаций в Германии, св. Кирилл и Мефодий в Восточной Европе). Трудно представить себе более плодотворный миссионерский период для распространения Евангелия Христова. Присоединение всей Киевской Руси к христианскому миру в конце 10 9 г.0083-й -й век — важная часть этой истории.
Мыльная опера или Провидение?
История превращения Владимира немного напоминает мыльную оперу. Многие историки считают, что христианизация Руси началась за столетия до его появления на сцене. Желая упрочить власть и создать империю, Владимир взращивал некий культ себя как «первого христианского царя» Руси с обращением всего народа следовать за ним. Похоже, что старый Владимир, возможно, даже немного применил тактику в стиле КГБ, — кхм — замалчивает некоторые документальные свидетельства довладимирской христианизации своего народа.
Как сказано в Книге Екклесиаста: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9).
История не проверена, просто предложена теми, кто хорошо знает славянскую историю, но вполне правдоподобна как политический расчет (помните, что он был язычником и вождем варварской нации в этот момент). И становится лучше.
Изображения с Pixabay, Britannica (карта) и Wikimedia Commons: Святая Ольга, Памятник в Москве, Памятник в Киеве, Крещение.
Памятник Владимиру Великому – Москва
Памятник Владимиру Великому – Киев
Предложение руки и сердца
Владимир увидел возможность усилить свое влияние и укрепить свою власть в регионе, когда византийский император Василий просил его помочь подавить восстание в Константинополе. Владимир был только рад помочь, при условии, что он сможет жениться на сестре Василия, прекрасной греческой принцессе Анне. Это была неплохая сделка, и Бэзил согласился.
Единственная проблема с этим соглашением заключалась в том, что соответствующие императоры забыли сообщить Принцессе Анне об этом решении! (Мужчины. Они все одинаковые.) После того, как Владимир предоставил 6000 русских солдат, чтобы помочь Василию подавить восстание, пришел срок оплаты счета, и Владимир был готов связать себя узами брака.
Но к тому времени Анна, узнавшая по смс, что у нее назначена царская свадьба (шучу), категорически отказалась выходить за Владимира. При таком обращении я не могу сказать, что виню ее, но причина ее отказа была интересной и принципиальной: видимо, она была в ужасе от мысли о том, чтобы выйти замуж за девятого мужчину.0003 некрещеный варвар (Я же говорил вам, что это мыльная опера.)
Тут случилось любопытное. Владимир просил Василия прислать в Киев делегацию православных священников вместе с сестрой Анной, чтобы славянский князь мог креститься и обвенчаться в христианской вере. Забавно, как это.
Таким образом, преобразование целой большой империи произошло из-за того, что добрая христианка отказалась принять соглашение, которое скомпрометировало бы ее собственную веру. Насколько другим был бы мир, если бы женщины-христианки везде были такими сильными! Но есть еще кое-что в этой истории.
Благодать за престолом
Мы не должны смотреть на Владимира просто как на оппортуниста, который использовал священную реальность, такую как крещение, для реализации своих политических амбиций. Историки также считают, что он был искренним религиозным искателем, который активно стремился принять религию, которая обеспечила бы его народу культурную стабильность, экономическое процветание, а также путь к вечному спасению. Возможно, он был язычником, но, по-видимому, он также был проницательным и честным человеком.
Однако настоящей силой благодати за престолом Владимира была его бабушка, св. Ольга, причисленная к лику святых в Восточных Церквах. Во время визита в византийскую столицу где-то в 9 в.В 50-х годах она была крещена Константинопольским патриархом и получила христианское имя Елена, напоминающее о матери Константина. (Именно Константин фактически легализовал христианство в Римской империи своим собственным обращением в 4 -м -м веке.)
Королева Ольга вернулась на свою территорию и пошла тем же путем, что и Елена, в обращении империи. Хотя ей так и не удалось обратить собственного сына Святослава, она все же добилась его согласия на прекращение гонений на христиан на его территории. Это само по себе было крупной победой реформы Константина.
Ольга, однако, имела большее влияние на своего внука Владимира как в его раннем образовании, так и позже, будучи примером его обращения в христианство. Ольга умерла в 969 году, когда Владимир был молод, но он всегда сохранял к ней глубокую привязанность. В очередной раз кажется, что средневековая принцесса оказала решающее влияние на судьбу мировой истории.
Фр. Уильям Слэттери в своей книге « Героизм и гений, » описывает влияние Ольги как часть определенного образца того времени:0003 «тихая, но мощная женская роль в преобразовании Европы» (54). Он упоминает других королев и настоятельниц, таких как Берта Кентская, Элоиза Французская, Маргарита Шотландская, Бланш Кастильская и многих других удивительных женщин, которые буквально изменили мир своей верностью Христу и Его Церкви.
Теперь мы подошли к coup de grace.
Эпическая делегация
Когда Владимир рассматривал конкретную религию, он тщательно изучил все монотеистические религии. Ислам не привлекал его, потому что запрещал употребление алкоголя (это действительно было его причиной!). С мышлением воина он также не принимал во внимание иудаизм, потому что считал их религию слабой. Ведь они позволили римлянам разрушить свой Храм (в этом, собственно, и была его причина!)
Интересно, что когда он смотрел на Запад, церковь латинского обряда тоже не привлекала его, потому что он считал их церкви уродливыми. (Представьте! Сегодня его ждет настоящий сюрприз.) Помните, это был период до того, как были построены все великие готические соборы (с 1150 по 1300 год нашей эры).
Основываясь на памяти своей святой бабушки, Владимир, наконец, отправил делегацию в Константинополь, чтобы узнать о христианской вере, как она проявляется в восточных церквях. Они посетили храм Святой Софии (Святой Премудрости), который был патриаршим собором, и такова была их ошеломленная реакция, о которой они сообщили Владимиру по возвращении:
Затем мы отправились в Грецию, и греки привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы затрудняемся, как это описать. Мы только знаем, что Бог обитает там среди людей, и их служба прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть ту красоту…»
Иконы и святое искусство, атмосфера тайны, ладан и колокола, священное пение и молитва: посланцы Владимира были поражены возвышенной красотой восточных церквей и литургией, которую они совершали. был там свидетелем.
Они открыли священное окно и на мгновение увидели лик Христа, смотрящего на них с небес. Удивительно.
Владимир был обращен. Его народ был обращен, и с тех пор миллиона душ были приведены в Царство Небесное благодаря тому единственному визиту в поисках величайшего выражения Божьей благости и красоты на земле.
Необходимость постоянного обращения
Когда мы говорим, что вся нация была обращена, мы не утверждаем, что каждый отдельный гражданин сразу же принял веру или что обращение обязательно было глубоко укоренившимся, как таковое. Некоторые из этих массовых обращений на протяжении всей истории были не только духовными, но и социологическими явлениями.
История превращения Владимира, например, не имеет сказочного конца. Хотя он сам был искренним новообращенным, возможно, он не был так эффективен в передаче той же веры своим детям. У Владимира было пятеро крещеных сыновей. После его смерти последовала страшная гражданская война, в которой его четвертый сын, известный в истории как Святополк Окаянный (что говорит вам все, что вам нужно знать о нем), убил трех своих старших братьев, чтобы взять под свой контроль империю. Затем его младший сын, Ярослав, пошел войной на Окаянных и в конце концов завладел империей.
Ярослав пытался обеспечить мирный процесс престолонаследия после своей смерти, но его собственные сыновья проигнорировали его указ и расчленили империю своих предков длинными ножами политического соперничества. Раздробленная империя, ослабленная столь продолжительными междоусобицами, не могла сравниться с монгольским нашествием в 13 -м -м веке, которое фактически положило конец Киевской Руси как единому этнополитическому единству.
Отдельные национальные государства России, Белоруссии и Украины являются долгосрочным результатом такого большого разделения. Верно, что язычество всегда тяжело умирает как в народах, так и в индивидуальных душах, и византийская политика Киевской Руси — лишь один из многих исторических примеров.
Но то, что осталось от обращения Владимира Великого, — это не память о его жалком потомстве. Это дверь, которую он открыл свету веры, пронизавшему последний кусочек тьмы, окутавшей Европу после падения Римской империи.