Кто был до рюрика: пора их признать — EADaily, 5 марта 2021 — Новости политики, Новости России

Читать онлайн «Русь до Рюрика», Владимир Федоровский – ЛитРес

© Владимир Федоровский, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Знать историю своей страны, своего народа необходимо каждому культурному человеку. Эту мысль высказывали многие известные люди настоящего и прошлого. В обобщённом виде она звучит так: народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего.

А знаем ли мы свою историю? Знаем ли мы историю русского народа, историю славян, историю новгородской Руси, историю киевской Руси? Кто такой был Рюрик? Какова история нашего народа до прихода Рюрика?

Если задать эти вопросы любому гражданину России, то ответ будет практически одинаковым и примерно следующим.

Рюрик был варяг, иноземец, то ли немец, то ли швед, которого новгородцы в 862 году пригласили княжить в их землях. Многие к этому добавят ещё перевод на современный язык текста из летописи «Повесть временных лет», написанной киевским монахом Нестором в 1112г: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

А об истории нашей страны до Рюрика ничего определённого никто сказать не сможет, поскольку не учили нас этой истории в учебных заведениях.

И это очень печально, поскольку норманнская теория происхождения Русского государства является в корне ошибочной и лженаучной.

Рюрик был чистым славянином, никакие иноземцы не оказали существенного влияния на самобытность, культуру и язык русского народа, который имеет многовековую и многотысячелетнюю великую и славную историю.

Почему же так получилось? На это есть ряд причин.

Сначала поговорим о том, что написано в летописях.

«Повесть временных лет»

Вот что написано у Нестора в этой летописи (в переводе на современный язык):

Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти прозывались.

Сказали руси, чудь, славяне, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдёте княжить и владеть нами.

Так говорили посланцы новгородских племён, когда они пришли к Рюрику.

Слово наряд означает не порядок, а власть, управление, приказ. Даже сейчас бытует выражение наряд на дрова, наряд на квартиру, то есть распоряжение.

В некоторых летописях вместо слов: а наряда в ней нет, написано: а нарядника в ней нет. То есть, нет власти, нет начальника.

С другой стороны, нельзя же считать новгородцев совсем уж глупыми. Кто же будет говорить, что, мол, у нас в земле кавардак и хаос, и приглашать править чужеземца, чтобы он навёл порядок?

А слова: и пошли за море к варягам, к руси вовсе не говорит о том, что русь – это какое-то заморское, варяжское племя.

Варяги – это не нация, а профессия. Варягами в то время называли воинов и торговцев, которые приходили из других земель с мечом или торговать. Воинские отряды варягов набирались из наёмников разных национальностей, в том числе и славян.

Норманнская теория зарождения Русского государства утвердилась у нас потому, что нашу историю начали писать немцы, приглашённые в только что образованную Российскую Академию Наук.

Они плохо знали русский язык, не имели многих древних летописных источников, и которым было выгодно унизить русский народ, показать, что до иностранного князя у славян не было никакой культуры, и они жили как звери. Но об этом чуть позже.

Далее. «Повесть временных лет», то есть Лаврентьевская летопись, которая стала наиболее известной летописью среди историков, описывает, в основном, историю Киевской Руси, а о северных племенах славян в ней написано очень мало.

А о Руси до Рюрика вообще ничего не написано. Или у Нестора такой цели не было, и он не использовал новгородские летописи; или было какое-то соперничество в «старшинстве» южных и северных народов, и информация об истории северных народов в летопись специально не включалась.

А такая информация была в виде 14 разных Новгородских (Воскресенской, Никоновской, Иоакимовской и др.) летописей.

Новгородские летописи

Эти летописи, как первоисточники, использовал наш первый русский историк В. Татищев (1686 – 1750), который более 20 лет писал «Историю Российскую с самых древнейших времён».

Например, Иоакимовская летопись (ныне утраченная) была написана почти на 100 лет раньше «Повести временных лет», но без хронологии. Она повествует о 9 поколениях новгородских князей, правивших несколько сот лет, династия которых закончилась на Гостомысле.

В этих летописях подробно написано о том, по каким причинам и почему новгородцы пошли именно к руси.

Имена новгородских князей, по различным славянским и зарубежным источникам и сказаниям, известны с конца 5-го столетия н. э, когда Славен, потомок библейского Иафета, основал город Славянск.

После Славена получил известность князь Вандал, который правил славянами, ходил на север, запад и восток морем и землёю. Многие земли на побережье моря завоевал, и народы себе покорил.

После Вандала правил его сын Владимир, у которого была жена от варяг Адвинда – прекрасная и мудрая женщина, которую много лет новгородцы восхваляли в песнях.

Предпоследний новгородский князь Буривой (начало 9-го века) вёл тяжёлые войны с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всей Карелией до границы с Финляндией. В одном из сражений его войско было разбито, он сам едва спасся и до конца своих дней доживал на окраине своих владений.

Варяги воспользовались этим и обложили новгородские земли данью. Новгородцы не стали долго терпеть варяжское иго, выпросили у Буривоя на княжение его сына, Гостомысла, который изгнал варягов из новгородской земли (овы изби, овы изгна, и дань варягам отрече).

Вот как о Гостомысле сказано в летописи:

Сей Гостомысл бе муж велико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем любим, расправы ради правосудиа. Сего ради вси окльни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него.

Многи же князи от далёких стран прихожаху морем и землёю послушать мудрости, и видите суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду.

Было у Гостомысла 4 сына и 3 дочери. Сыновья все умерли – кто от болезней, кто погиб в сражениях, а дочери выданы соседним князьям в жёны. Озаботился Гостомысл о наследнике и собрал вещунов.

Вещуны ему сказали, что боги обещают дать ему наследника от женщины его. Гостомысл не поверил им, поскольку был стар и не мог уже родить.

Но однажды ему приснился сон, будто бы сын от его средней дочери Умилы, которая была замужем за князем славян-ободричей (то есть, живущих на реке Одре) Годославом, будет новгородским князем.

Гостомысл собрал старейшин и вещунов от словен, руси, чуди, веси, мери, кривичей, дреговичей и поведал им свой сон, чтобы решить, что дальше делать.

Поскольку старшая его дочь, Милослава, была замужем за скандинавом, и её потомки были нежелательны новгородцам, Совет старейшин почти согласился c Гостомыслом, но послов к Годославу отправить не успел, поскольку Гостомысл вскоре умер.

В Никоновской летописи о призвании варягов говорится, что после смерти Гостомысла старейшины решили сначала поискать князя межь себе, да кто бы в нас князь был и владел нами; поищем и уставим такового или от нас, или от казар, или от полян, или от дунайчев, или от воряг.

Значит, новгородцы пытались найти лучший вариант, поскольку прямого наследника Гостомысла не было. И сначала хотели найти кандидата среди своих ближайших земляков-славян, знающего местные обычаи, культуру и язык, а не из немцев, римлян или скандинавов.

То, что поляне и дунайчи – есть славяне, сомнения не вызывает. Но почему козары? Дело в том, в Хазарском каганате было терпимое отношение друг к другу разных религий; часть славян занимала важные государственные посты и пользовалась влиянием в стране, о чём знали новгородцы.

Но этот процесс выбора князя после смерти Гостомысла затянулся почти на 3 года (Гостомысл умер в 859г, а призвали Рюрика в 862г), в течение которых происходили братоубийственные междоусобицы, поскольку всяк хотел князя из своей среды.

Но наследство по происхождению всегда на Руси было одним из главных условий в выборе князя.

Поэтому для примирения новгородцы решились на компромиссный вариант – позвали на княжение внука Гостомысла по женской линии, как и говорил о своём сне сам Гостомысл, нейтрального славянина (варяга, то есть живущего далеко).

Отличие киевской летописи от новгородских летописей состоит ещё в том, что в последних описываются не только история новгородских князей до Рюрика. В них присутствует много мелких подробностей о погодных катаклизмах – неурожаях и наводнениях не только в новгородской земле, но и в киевской.

А в «Повести временных лет» ничего этого нет. Это говорит о том, что новгородские летописи являются не только более древними, но и более полными, и более достоверными.

Интересен ещё вот какой факт. Официально годом основания Новгорода считается 859г – первое упоминание о нём в летописи Нестора.

А в новгородских летописях имеется много информации о правлении, как минимум, 9 колен новгородских князей – с 5-го века, когда был основан Славянск, который предшествовал Новгороду.

То есть, документальная история новгородских славян ничуть не меньше, чем история Киевской Руси (год основания Киева – 482), в которой есть большой пробел от Кия до Аскольда.

Да и по поводу Аскольда в летописях можно найти разночтения. Вот как излагает Татищев события по Иоакимовской летописи.

 

Рюрик по смерти братьев обладал всею землёю, не имея ни с кем войны. В четвёртое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о разбирательстве о земле и управлении, как то делал и дед его.

И чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадив по всем градам князей от варяг и славян, сам же проименовался князь великий, что по-гречески архикратор или василевс, а оные князи подручными. По смерти же отца своего правил и варягами, имея дань от них.

Имел Рюрик несколько жён, но более всех любил Ефанду, дочерь князя урманского, и когда та родила сына Ингоря, ей обещанный при море град с Ижорою в вено дал (дар жениха за невесту).

Славяне, живущие по Днепру, называемые поляне и горяне, утесняемы будучи от казар, которые град их Киев и прочие захватив, собирали дани тяжкие и работами изнуряющие, прислали к Рюрику старших мужей просить, чтобы послал к ним сына или иного князя княжить.

Он же дал им Оскольда и воинов с ним отпустил. (Хотя Иоаким точно сыном Рюриковым Оскольда не именовал, но обстоятельства утверждают, ибо киевляне не просили бы сына, если бы его не было).

Ингорь же тогда был ещё в пелёнках. И так как Оскольд был княгине Рюриковой пасынок (сын другой жены Рюрика), по-сарматски тирарь, то Нестор, не разумея сего слова, переменил в Дир и сделал из одного имени два: Оскольд и Дир).

Далее Татищев пишет, что Оскольд начал править Киевом, победил казар, пошёл на ладьях к Царьграду, но буря разбила его корабли. Тогда он поехал в Царьград для принятия христианства, что очень не понравилось киевлянам.

Дальше: Рюрик, отпустив Оскольда, был очень болен и начал изнемогать; видя же сына Ингоря весьма юным, доверил княжение и сына своего шурину своему Олегу (брату жены Ефанды), чистому варягу, князю урманскому.

Олег был муж мудрый и воин храбрый, слыша от киевлян жалобы на Оскольда и позавидовав области его, взяв Ингоря, пошёл с войсками к Киеву.

«Какой Русь была до Рюрика?» — Яндекс Кью

Сообщества

ОбществоИстория+2

Ярослав Русский

  ·

6,2 K

ОтветитьУточнить

Елизавета Щеголькова

123

студентка 3-ого курса Гуманитарного факультета НИУ ВШЭ (Школа философии; Школа филологии)  · 27 мар 2016

Если мы посмотрим на источники — археологические и письменные — то при должной внимательности и терпении увидим, что достоверной информации о том, как люди жили, что они делали и с какой стати позвали варягов из-за моря, у нас нет. Нужно понимать, что летописи составлялись примерно через двести лет после прихода Рюрика. Т.е., как если бы сейчас мы пытались вспомнить, не имея интернета, библиотек и очевидцев, что происходило во времена Пушкина, как функционировала цензура, организовывались редакции журналов, салоны… Не имея ни одного письменного источника. 

Вообще, вопрос о том, какой была жизнь в те далёкие времена — романтический и мне очень понятный. Что можно сделать? Попытаться реконструировать. Если говорить о жизни в быту — направляю вас в музей под открытым небом в Любытино (Новгородская область), где была воссоздана деревня X-XI века, на основе проведённых там раскопок. Это времена Ольги и Игоря, примерно. 

Когда появляются образы Перуна, Волоса в сознании людей: до призвания варягов, после, параллельно? Во что они верили, какие обряды проводили? Ясно только то, что они были, а боги обладали некоторыми классическими атрибутами (громовержца, плодородия…). Когда именно формируется культ, какими особенностями он обладал, можно только гадать.

Безусловно, не существовало концепции «княжеской власти» до становления рода Рюриковичей. Когда они осознали себя как род, что выразилось, например, во взаимосменяемости, повторяемости имён (см. лекции Фёдора Успенского на ПостНауке и Arzamas), это создало новую структуру отношений на Руси. Как звали «простых» людей? В берестяных грамотах часто встречаются не христианские имена, которые, возможно (sic!) носили люди до призвания варягов, например, прозвища.

«Русь до Рюрика» — понятие туманное. Остаётся воображать, фантазировать и заполнять это белое пятно образами, созданными под влиянием современной действительности. О научности и достоверности здесь речи не идёт. А вот если хотите удовлетворить потребность в образах — почитайте «Волкодава» М. Семёновой.

Виктор Железняк

9 декабря 2021

Вы написали нам тут:»Безусловно, не существовало концепции «княжеской власти» до становления рода Рюриковичей.»
Как… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Сергей С.

1

25 мар 2020

До Рюрика Русь была очень разной. Смотря какие временные периоды рассматривать, да и территориальное расселение словянских племен, составивших в последствии собственно Русь, в разное время было различным. Это отдельная и значимая тема.
Ясно по крайней мере следующее:
-Рюрик — лицо историческое (не дед Пихто). По роду занятий — варяг (не путать с викингом), по родоплеменн… Читать далее

Виктор Железняк

9 декабря 2021

Вы написали нам тут:»По роду занятий — варяг (не путать с викингом)»
С чего бы вдруг варяг по роду занятий?
Варяги… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Роман Хмелевский

9,8 K

инженер  · 14 янв 2016

Да я думаю, что была она точно такой же, как и «при Рюрике». Оставим в стороне сейчас тему того, что «Рюрик» был, скорее всего, мифологическим героем, примерно как «дед Пыхто» или «царь Горох», даже если считать, что он был реальным физическим лицом, крайне сомнительно, что приглашенный в один из городов для усмирения династической смуты иностранный правитель со своим. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Рюрик Последнее текстовое сообщение жертвы выступающего

Жертвы Суматра Нингсих (слева) и Сененг Муджиасих (который также использовал имя Джесси Лорена).

Телеграф

За несколько минут до того, как ее убили в роскошной гонконгской квартире британского банкира Рюрика Джаттинга, индонезийская женщина, которую он привел домой из ночного клуба, отправила другу сообщение, в котором говорилось: «Я хочу выбраться отсюда».

Согласно местным сообщениям, тело Сененг Муджиасих, также использовавшего имя Джесси Лорена, было найдено полицией на полу гостиной дома Джаттинга на 31-м этаже около 3:45 утра в прошлую субботу. У г-жи Муджиасих, которой было около 30 лет, были раны на горле и ягодицах, а рядом с ее телом, как сообщается, лежал нож.

Сильно изуродованный труп второй индонезийской женщины, в убийстве которой также обвиняется 29-летний Джаттинг, впоследствии был обнаружен в чемодане на балконе. Считается, что она умерла пятью днями ранее, 27 октября, и была названа Суматра Нингсих, 25 лет. 2:15 утра 1 ноября, по словам двух свидетелей.

На кадрах с камер наблюдения, полученных полицией, видно, как вскоре после этого пара идет в направлении квартиры мистера Джаттинга, которая находится примерно в пяти минутах ходьбы.

То, что произошло в доме британского банкира, остается загадкой. Но The Telegraph теперь понимает, что примерно в 3:25 утра того дня г-жа Муджиасих использовала свой мобильный телефон, чтобы отправить сообщение другу — всего за 20 минут до того, как полиция прибыла в квартиру и нашла ее мертвой после звонка г-на Джаттинга.

«Что-то очень плохо пахнет — я хочу выбраться отсюда», — говорится в сообщении, согласно источнику, близкому к пострадавшему, который попросил не называть его имени.

Друг больше не получал сообщений от г-жи Муджиасих.

Непонятно, какой «запах» имела в виду потерпевшая и почему именно она хотела покинуть квартиру. Однако после ареста г-на Джаттинга жители дома «J Residence», где он проживал, жаловались на зловоние, похожее на «мертвое животное», в коридорах.

Позже жители узнали, что запах исходил от разлагающегося тела первой жертвы.

В понедельник утром г-н Джаттинг предстал перед магистратом Восточного магистратского суда Гонконга впервые с тех пор, как в прошлый понедельник ему было предъявлено обвинение в двух убийствах.

Бина Чайнрай, главный судья, распорядилась провести две психиатрические экспертизы г-на Джаттинга и отложила рассмотрение его дела до 24 ноября. Отчеты были необходимы для определения «соответствия подсудимого делу», сказала она.

29-летний выпускник Кембриджского университета выглядел скучающим, но спокойным, когда вышел на корт сразу после 10 утра. На нем была та же одежда, что и во время его предыдущего выступления в суде: мешковатая черная футболка с надписью «Чемпион Нью-Йорка» спереди белыми и серебряными буквами. Он также сжимал в руках черный джемпер.

Он был сфотографирован улыбающимся в полицейском фургоне , когда он выезжал из зала суда после его краткого появления.

До недавнего времени г-н Джаттинг был высокооплачиваемым сотрудником Bank of America Merrill Lynch в Гонконге, куда он переехал в июле 2013 года. в районе Ван Чай, всего в нескольких кварталах от печально известного района красных фонарей Гонконга.

Внутри они нашли тела г-жи Нинсих и г-жи Муцзясих, которые были хорошо известны в местных барах и пабах.

Мистер Джаттинг также был известной фигурой в этом районе. 27 октября, в день, когда, по мнению полиции, произошло первое убийство, его видели пьющим пинту пива в одном из пабов и выглядевшим «очень несчастным».

Незадолго до встречи со своей второй предполагаемой жертвой в пабе и дискотеке New Makati мистер Джаттинг подошел к другой женщине и пригласил ее вернуться в свою квартиру. Женщина, индонезийская няня, попросившая не называть ее имени, сказала, что видела, как банкир ведет себя странно, и отклонила его приглашение вернуться с ним домой.

На вопрос о психическом состоянии своего клиента Тим Паркер, адвокат, представляющий интересы мистера Джаттинга, сказал The Telegraph: «Мы не собираемся давать комментарии».

Мистер Паркер не подавал прошение об освобождении под залог, но запросил копии допросов подсудимого в полиции. Он сказал суду, что Джаттинг «еще» не согласился принять участие в реконструкции предполагаемых преступлений.

У британского банкира был «поломочный срыв» перед убийствами, сообщил суд и под влиянием ряда психических расстройств во время убийств.

На прошлой неделе начался суд над Джаттингом, который начался чуть менее чем через два года после того, как тела 23-летней Сумарти Нингсих и 26-летнего Сененг Муджиасих были найдены в роскошной квартире Джаттинга. Ему предъявлены два обвинения в убийстве и одно в незаконном избавлении от тела; он не признал себя виновным в убийстве, но признал себя виновным в непредумышленном убийстве, сославшись на «ограниченную ответственность».

Защита признает, что Джаттинг действительно убил Сумарти и Сененг, двух индонезийских рабочих-мигрантов, которых Джаттинг заставил войти в свою квартиру с большими суммами денег. Но в нем также утверждается, что его неспособность контролировать свое поведение является результатом целого ряда диагностированных патологий: нарциссического расстройства личности, расстройства, связанного со злоупотреблением кокаином и алкоголем, и расстройства сексуального садизма.

В понедельник, через четыре дня после того, как обвинение остановилось на своем, адвокаты Джаттинга выдвинули судебного психиатра из Великобритании в качестве свидетеля-эксперта, чтобы нарисовать портрет человека, охваченного нарциссизмом, агрессией и эмоциональными страданиями. Утверждалось, что все эти черты были искажены влиянием больших доз кокаина и алкоголя, которые Джаттинг употреблял за несколько месяцев до убийства.

Когда Джаттинг бесстрастно сидел на скамье подсудимых, задумчивый и на много фунтов легче, чем он был, когда его арестовали два года назад, психиатр, доктор Ричард Лэтэм, описал моменты из прошлого подсудимого, ранее неизвестные общественности: его заставили заниматься оральным сексом с одноклассником во время учебы в школе в Великобритании; в 16 лет он был тем, кто обнаружил своего отца после того, как отец попытался покончить с собой, перерезав себе запястья.

Ссылаясь на отчеты о прошлом психиатрическом лечении Джаттинга, Лэтэм, который ранее в этом году брал интервью у Джаттинга в течение пяти с половиной часов в гонконгской тюрьме, упомянул о «мощном подавлении боли подсудимым». Лэтэм также сказал, что явный эгоизм и яркость Джаттинга — вкус к декадентской ночной жизни и привычка хвастаться своим прибыльным положением в Bank of America Merrill Lynch — были защитным механизмом, который со временем становился все более ненадежным.

«Хвастовство, хвастовство и высокое мнение о себе — вот эта тонкая оболочка», — сказал Лэтэм суду. «Когда он сломан, под ним есть это горе. Его не так часто увидишь, но он есть». Он подчеркнул, что люди с нарциссическим расстройством личности несоизмеримо уязвимы для ударов по эго.

В течение нескольких месяцев, предшествовавших ужасным убийствам, Джаттинг перенес то, что Латам назвал «полным срывом». Он обильно пил и употреблял кокаин, а также чрезмерно много еды на вынос. Он потерял интерес к работе, накопил значительные долги и подумывал покончить с собой, прыгнув с балкона своей квартиры на 31-м этаже роскошного дома в гонконгском районе Ван Чай.

«Ничего интересного не представлялось», — объяснил Латам, ссылаясь на свое предыдущее интервью Джаттингу. «Он был нигилистом — он не видел смысла ни в чем».

Латам утверждал, что способность Джаттинга контролировать свое поведение была «существенно нарушена» в конце октября 2014 года, когда он похитил, пытал и убил Сумарти и Сененг. Он также отметил, что наиболее влиятельными факторами, изменившими поведение Джаттинга во время убийств, были наркотики и алкоголь.