Крестовый поход на русь: Как Русь победила Степь. О нашем единственном крестовом походе

Как Русь победила Степь. О нашем единственном крестовом походе

27 марта 1111 года Владимир Мономах одержал знаменитую победу над половцами в битве при Сальнице.

Когда любители правильных черепов сообщают, что русские «это финно-угры, тюрки и калмыки», – они не понимают, что хвалят русских. Ибо это означает, что Русь, оказавшаяся один на один с Великой Степью, сумела вобрать её в себя. И сегодня, когда мы отмечаем годовщину главной битвы единственного крестового похода в нашей истории, стоит поговорить о том, как нам это удалось. 

***

Постоянный сюжет ранней истории русских земель – войны княжеств со степняками: набеги или же наоборот, ответные карательные походы. Начиная с конца первого тысячелетия через территорию будущего Древнерусского государства прокатываются волны сменяющих друг друга кочевников. Все они известны и памятны ещё со школьной программы: печенеги, половцы, монголо-татары…

Непосредственно с половцами земли Древнерусского государства столкнулись во второй половине XI века. До этого приходилось иметь дело с печенегами, которых половцы теснили из западной части Великой Степи – пространства, простирающегося от Румынии до Китая. Впрочем, именно печенеги позднее станут союзниками русских князей по древнему принципу «враг моего врага – мой друг».

Набеги половцев можно отнести к ранним вызовам Древнерусского государства, принуждавших князей к тому, что несколько веков спустя будут называть «собиранием русских земель», – т.е. интеграции в единое государство. Однако это будет после, а пока дело ограничивалось объединением усилий перед лицом военной угрозы.

Владимир Мономах

Идейным вдохновителем походов против половцев стал Владимир Мономах. Первый, пробный поход (1103) был успешен, удалось даже достичь дипломатической победы: с т.н. ближними половцами, т.е. жившими ближе всего к русским землям, был заключён союз, скреплённый династическими браками сыновей Владимира Мономаха и Олега Святославича. Однако поход 1111 года уже качественно отличался от первого.

Во-первых, он был уже не разведывательным, а ставил чёткую цель: снять угрозу набегов надолго, лучше навсегда. Во-вторых, к тому времени русских земель достигли известия о крестовом походе и освобождении Иерусалима (1099 г.). Поход против половцев также решено было идеологически выдержать как защиту христианской веры. Войско, выступившее из Переяславля, проезжало мимо специально установленного креста, получая благословение священников. После чего те пошли крестным ходом впереди воинов.

Битва при Сальнице (именно ей закончился поход) прошла более чем удачно: бой в окружении с превосходящим противником и победа над ним. Почти 15 лет после неё половцы не ходили на Русь. Однако ценна победа совсем не этим.

***

Как уже сказано, сама идея мероприятия – крестовый поход – перенята Владимиром Мономахом в Европе. Кратко вспомним, как дела обстояли там.

300 лет европейские королевства будут утилизировать своё население в битвах за Иерусалим. Плюс Реконкиста – не менее изнурительное, а главное длительное мероприятие. Европейская и исламская цивилизации будут непрерывно враждовать почти 1000 лет: с начала 8 века до Венской битвы 1683 г., которая станет концом исламской экспансии в Европу.

С половцами всё вышло гораздо скромнее. Крестовый поход против них был только один. Да и вообще, с тех пор русские князья этой заморской диковиной больше не увлекались. В походы, в т.ч. и против половцев, ходили, но уже в обычные. Иногда удачные, иногда – как на картине Васнецова.

В. Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами

Есть и другое отличие. Постепенно половцы начинают принимать всё более активное участие во внутренней политике русских земель (т.е. в междоусобных войнах княжеств). Союзы, заключаемые для этого, всё чаще скрепляются браками: русские князья и половецкие ханы становятся роднёй. Поэтому совсем неудивительно, что в 1223 году русичи вместе с половцами стоят против татар на Калке. В дальнейшем же половцы частично вливаются в формирующийся русский этнос.

Ничего подобного в противостоянии европейской и исламской цивилизации мы не наблюдаем. Да, европейские державы будут привлекать арабов к своим внутренним разборкам и наоборот. Однако ни к каким попыткам сближения это не приведёт. Европейский и арабский мир обогатят друг друга, но всё же останутся глубоко чуждыми.

Последствия этого можно наблюдать уже в наше время. Начало современных миграционных волн арабов в Европу – 50-е годы прошлого века. С одной стороны, 60 лет – не срок, делать окончательные выводы рано. С другой, уже сейчас заметно, что за это время взаимное напряжение только растёт. К тому же последние  60 лет – только вершина айсберга более чем тысячелетней истории. И похоже, что эта история не имеет иного содержания, кроме взаимной войны на уничтожение. Последнее сомнительное достижение на этом поприще – превращение мусульманских анклавов на Балканах в опорные пункты исламистов и хаб для глобального наркотрафика. Связь между этими событиями и практикой крестовых походов безусловно есть, араб-мусульманин до сих пор в Европе чужой, источник опасности.

Постоянное соседство со Степью научило русских князей одной простой вещи: сколько ни ходи против неё походами, когда-нибудь оттуда придёт войско, которое не победить в одиночку. А потому с печенегами, половцами, монголами дальновиднее заключать союзы и династические браки, набирать дружины степняков на службу (даже в XIX веке личная охрана российских императоров будет частично комплектоваться черкесами, ногайцами – наследниками половецких племён).

Это определяет по сей день многонациональный характер современных русских государств. Это расширило понятие «Русская земля» от Бреста до Тихого океана, а понятие «Русский мир» – от Крымского полуострова до Кольского и от Балтики до Тянь-Шаня.

И тем, кто отрицает природу этого мира и свою причастность к нему, – остаётся, пожалуй, только гордость за свои черепа. Их содержанием гордиться причин явно нет.  

 

Читайте также:

Иван Зацарин, Виктор Мараховский. Когда русские не останавливаются. К 72-летию выхода Красной Армии на границу СССР

Андрей Сорокин, Николай Калинин. Прибалтийские легионы СС: местечковый позор вместо истории общих побед

Андрей Сорокин. «28 панфиловцев»: если их не было – значит, Гитлер взял Москву. Об одной нужной и правдивой легенде

Дмитрий Титов. Сталин Кирова не убивал в коридорчике

Виктор Мараховский. Месть мечты. Ретро-рецензия на т/ф «Гостья из будущего»

Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 2: экономические причины Первой мировой

Олег Кропотов. У истоков русской идеологии: «Третий Рим» и другие представления о себе в мире и истории

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом нужно знать и в чём сомневаться

Крестоносцы и Русь / Интересное / Статьи / Еще / Обо всем

Очень кратко

Крестовые походы на Русь

Крестовые походы были организованы против славян и на территории Руси, с целью насильственного обращения в католическую веру.

1240 — 1242 гг. Ливонский крестовый поход:

Летом 1240 г. – битва на р. Неве — князь Александр со своей дружиной разгромил вторгшийся шведский флот;
В апреле 1242 г. — Ледовое побоище — ливонские рыцари были разбиты.
Позднее, в 1268 г. произошла Раковорская битва — между русско-литовскими войсками и крестоносцами. Рыцари потерпели очередное поражение;

В 1269 г. — Тевтонский орден предпринял попытку осадить Псков, но через десять дней безуспешной осады отступил.

Крестоносцы на Руси (Захватчики)

  • 1) Швеция
  • 2) Немецкие рыцарские ордена: Тевтонский (1198 г.), меченосцев (1202 г.) объединились в Ливонский орден (1237 г.)

Цель

  • 1) Захват Северо-Западной Руси и Прибалтики иностранными феодалами;
  • 2) Насаждение католической веры;
  • 3) Захват русских земель был назван «Дранг нах Остен» («натиск на Восток»). Проводился в интересах купечества северонемецких городов и католической церкви.

Основные события экспансии крестоносцев

  • XII в. — Немецкие феодалы захватили Восточную Прибалтику. По имени племени ливов захваченную территорию назвали Ливонией
  • 1200 г. — Крестоносцы основали крепость Ригу
  • 1215-1216 гг. — Крестоносцы захватили Эстонию
  • 1234 г. — Рыцари-меченосцы разбиты русскими войсками в районе Юрьовп (Тарту)
  • 1240 — Новгородский князь Александр Яросла-вич в устье Невы разгромил шведских захватчиков. Получил прозвище Невский
  • 1241 г. — А. Невский разбил крестоносцев у крепости Копорье
  • 1242 г. — Войска А. Невского освободили от крестоносцев Псков
  • 5 апреля 1242 г. — Владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение под руководством А. Невского разгромили крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище)

Результаты экспансии крестоносцев

  • Новгородцы не дали немцам продвинуться из Прибалтики на восток.
  • Сорван план крестоносцев по захвату Северо-Западной Руси.
  • Укрепление международного авторитета Руси.
  • Ликвидация угрозы с запада способствовала последующему объединению русских княжеств.

Чуть подробнее

Римский папа и светские государи Западной и Северной Европы с 50-х годов XII в. обратили свое внимание на Восточную Прибалтику. Немецких, шведских и датских феодалов манила возможность захвата прибалтийских земель и увеличения за их счет своих владений. Особенно сюда стремились младшие сыновья западноевропейских рыцарей, не имевшие права на наследование отцовских имений.

Очень сильно интересовалось землями прибалтов и купечество. Немецкие купцы хотели установить свой контроль над морскими рынками и торговыми путями, вытеснив оттуда русских купцов. Наконец, Восточная Прибалтика оставалась единственным регионом Европы, где не получило распространения христианство. Поэтому католическая церковь, рассчитывая увеличить свою паству, поддерживала воинственные устремления рыцарей и купцов.

Первыми выступили шведы. В 1157 г. король Эрик, с благословения римского папы, начал крестовый поход против племен суми в Западной Финляндии. Он насильно окрестил этот народ, обложил данью и построил несколько крепостей. Оставив в них сильные гарнизоны, король вернулся домой. Однако уже в следующем году финны-сумь подняли восстание и убили поставленного шведами епископа.

Похожее по теме…

Ледовое побоищеЛедовое побоище, также битва на Чудском озере — битва, произошедшая на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года по юлианскому (старому) календарю (суббота) с участием

В ответ шведы организовали еще несколько военных походов в Финляндию. К началу XIII в. им все же удалось подчинить непокорное финское племя. Аппетиты захватчиков этим не ограничились: им удалось на время подчинить и Центральную Финляндию, населенную емью. Это было откровенное посягательство на интересы Новгорода, которому тамошние финны-емь платили дань. Возмущенные новгородцы во главе со своим князем устроили поход в Центральную Финляндию, но выбить из «своих» земель шведов не сумели.

Тогда они подговорили финов-емь на мощное восстание, в результате которого все вернулось на свои места. Таким образом продвижение шведских крестоносцев на Восток замедлилось, столкнувшись с противодействием Новгорода.

Наряду со шведами, активные завоевания в Восточной Прибалтике вели немцы. Еще в 60-х гг. XII в. их купцы основали в устье Западной Двины, на важнейшем торговом пути, свое первое поселение Икскюль. Вслед за купцами пришли немецкие священники, чтобы обратить прибалтийских язычников в христиан. Но дело у них не задалось — чужеземцы столкнулись с активным сопротивлением местных племен. Только энергичному епископу Альберту, назначенному здесь главным лицом по всем церковным делам, удалось достичь успеха.

В 1199 г. епископ Альберт прибыл в устье Западной Двины. За ним на 23 кораблях следовало набранное в Германии войско крестоносцев. Подчинив окрестных прибалтов — ливов, Альберт основал в 1201 г. город Ригу, который стал опорным пунктом завоевателей. Однако дальше дело у епископа пошло туго. Язычники оказывали ему яростное сопротивление, сломить которое сил у Альберта не хватало. Крестоносцы из Германии прибывали не всегда в достаточном числе. К тому же оставались они в Ливонии не более года, а потом возвращались на родину.

Нужна же была постоянная военная сила. В поисках такой силы епископ обратился к опыту крестоносцев в Святой Земле и в и в промежутке между 1202 и 1204 годами основал, по образцу существующих на Востоке духовно-рыцарских орденов, Братство воинства Христова (лат. FratresmilitaeChristi).
Орден был учрежден по уставу военно-монашеского ордена храмовников (тамплиеров). Вместе с уставом ордену был присвоен знак отличия — красный крест и меч на белом фоне. От изображения меча на плащах орден впоследствии получил название Меченосцев (нем. Schwertbrüderorden).

Быстрое покорение Прибалтики дало немецкому рыцарству великолепный плацдарм для дальнейшей экспансии на Восток: порабощение разрозненных племен ливов, эстов, пруссов и многих других позволяло католической церкви распространить свое влияние и на земли Руси, богатства которой всегда манили алчное европейское духовенство.

Тевтонцы пришли в Восточную Европу для борьбы с половцами. Их пригласил король Венгрии Андраш II, предложив рыцарям ордена разместиться на юго-восточной границе Трансильвании. Спустя несколько лет здесь появится своя автономная область, укрепленная пятью замками: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт станут для ордена отличным плацдармом для дальнейшей экспансии.

Можно сказать, что формальную причину выдвинуться Тевтонскому ордену на территорию Пруссии, а затем и предпринять первую атаку на Русь, дала русская жена польского князя Конрада Мазовецкого. Земли князя были захвачены прусскими язычниками и поддавшись уговорам жены он решился пригласить рыцарей на помощь. Как водится, лекарство оказалось хуже болезни: прекрасно вооруженные рыцари с легкостью покоряли разрозненные прусские племена и в скором времени подчинили себе всю Пруссию.

Колонизация

К концу века XIII Тевтонский орден представлял собой настоящее государство. Захватив земли Пруссии, Ливонии и Восточное Поморье, рыцари принялись раздаривать земли немецкому крестьянству. Колонизация проходила очень быстро — и Орден, с благословления Папы Римского, продолжил экспансивное вторжение на Восток.

Похожее по теме…

Крестовые походыКрестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с ко

Для католиков православные в то время расценивались как язычники или заблудшие овцы, которые должны были принять католичество. Ливонский орден благодаря своим завоеваниям достаточно окреп, так же немцы нашли себе крепких союзников – шведов.

Общие даты походов на Русь можно определить, как с 1232 по 1240 годы. Если не брать во внимание то, что Русь все-таки не была единым государством, а финны жили отдельными родами и племенами, но все же тесно соседствовали с Русью, то и поход против Финнов и их соседей можно считать походом против Руси. Именно к такому походу и с такой формулировкой призвал тогдашний Папа Римский Григорий IX. Для католиков православные были теми же язычниками, которым они несли свет истинной веры, пусть и с мечом.

В середине 13-го в. был объявлен крестовый поход на Русь.
Русь ко времени вторжения крестоносцев на её территорию находилась в тяжёлом положении.

Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была захвачена монголами.
Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу для неё. Немцы со шведами предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда в этом случае жители Руси должны были принять католичество.

В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская, которая принимала условия немцев и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада.

Вторые вероятно осознавали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территорию Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. В итоге хуже всего от этого должно быть ни немцам, ни монголам, которые по большому счёту всё равно ничего не потеряют при любых раскладах. Наибольшие потери в этом случае ожидали Русь.

Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича.

Столкновение с русскими княжествами

Основное внимание капитула Ордена было обращено на русские княжества. Требовалось лишь выждать нужное время для первых походов. В конце 1240 года епископ Герман Дерптский справедливо решил, что моногольское нашествие значительно ослабило русских князей. Собрав ударный отряд из рыцарей Тевтонского ордена, епископ захватил Изборск, а затем и Псков. Затем уже на земле Новгородского княжества рыцари Ордена отстроили крепость в Копорье — все условия для полного покорения русских княжеств были созданы.

Решительный отпор Александра Невского поставил на планах ордена крест. Потерпев сокрушительное поражение близ Чудского озера епископ Дерптский получил папскую буллу и был вынужден заключить мир на очень неприятных условиях.

 

 

РУССКИЙ МИР Последний крестовый поход России

Объявив мобилизацию в среду, через семь месяцев после вторжения на Украину, Россия отказалась от притворства, что проводит «специальную военную операцию». При этом он предпринял последнюю отчаянную попытку противостоять своим последним потерям на поле боя, отказавшись от земель, захваченных в предыдущие месяцы.

Проводя фиктивные референдумы в подконтрольных России частях Украины, российские лидеры позволят заявить, что они «защищали Родину», а не участвовали в гротескной кампании «денацификации» спорных областей.

На самом деле войну следует называть «крестовым походом», учитывая тот духовный и «метафизический» характер, который ей приписывают режим Путина и православные патриарха Кирилла с целью навязать свое господство над священными землями Крыма, Подонья и Причерноморья, через которые византийские миссионеры добрались до России в конце I тыс. до н.э.

В день нового призыва к оружию, проповедуя из женского монастыря Святого Зачатия в Москве, патриарх выступил с новым призывом «восстановить единство Русской Церкви, а не считать украинцев врагами».

«Сегодня наша Родина, историческая Русь, переживает тяжелейшие испытания, — сказал Ас Кирилл. «Мы знаем, как страдают наши украинские братья, а другие пытаются их «переформатировать» и настроить против России, но в наших сердцах не должно быть места таким настроениям. Попросим Господа дать нам необходимое мужество и укрепить чувства братства, которые являются истинными узами мира для необъятных просторов Руси».

В действительности после мобилизации мужества у русских мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, призванных на военную службу, видимо, не хватает, кажется, до 300 тысяч человек, а то и до миллиона, но точные цифры назвать трудно.

Во всяком случае, уличные протесты против призыва требуют мужества, особенно после того, как тысячи людей были арестованы, а многие другие в панике и отчаянно пытаются бежать за границу, оставив позади всю свою жизнь.

Обращение к резервистам кажется большим блефом, отчаянной угрозой, не вызывающей доверия. У России сегодня нет ни средств, ни организационных структур для подготовки к войне людей, не имеющих желания воевать. По консервативным оценкам, на обучение войск уйдет не менее двух-трех месяцев, и к тому времени их развертывание может оказаться невозможным.

До сих пор большинство фронтовиков выходцы из азиатских регионов России и с Кавказа, в основном бедняки, привлеченные щедрыми наградами и гарантированными пенсиями, плоть для мясорубки, армия уже выдыхается, с десятками тысяч смертей, в основном неизвестных государству.

Противоречивая военная стратегия России и упор на религиозные мотивы на самом деле являются шагом назад, к XI веку, к Крестовым походам и отвоеванию Святой Земли, во многом сформировавшим миропорядок, существующий до сих пор, между Европой и Средиземноморьем .

Призывы к священной войне перекликаются с пламенной проповедью Первого крестового похода и проповедью Папы Урбана II на Клермонском соборе 1095 года. Поход толп вооруженных паломников западного христианства завершился в 1099 году падением Иерусалима, о котором мечтает Путин делать с Киевом.

В конце концов разношерстная команда войск из разных княжеств и городов-государств не смогла отстоять свои завоевания, разбитые Саладином, Си Цзиньпином Средневековья, разрушившим мечты о христианском королевстве.

Если бы не это, то войну Путина можно рассматривать как запоздалый ответ на величайшее оскорбление, которое латиняне нанесли православному миру, в Четвертом крестовом походе, когда они захватили Византию и создали Латинскую империю Константинополя, просуществовавшую с 1204 г. до 1261 года.

Папа Иннокентий III, который был понтификом во времена святого Франциска, призывал к действиям, чтобы вернуть земли, захваченные мусульманами, но различные группы крестоносцев, вдохновленные венецианскими купцами, совершили худший акт внутри- Христианская междоусобица, а именно разграбление Константинополя, заставило греков говорить: «Лучше тюрбан турецкий, чем папская тиара».

Девятый и последний крестовый поход состоялся в конце 13 века, после мученической смерти святого Людовика IX Французского, последнего средневекового монарха, искренне верившего в необходимость освобождения Святой земли, чтобы гарантировать будущее христиан. вера. Английский король Эдуард I прибыл в Тунис слишком поздно, чтобы спасти его, что, вероятно, и произойдет с путинскими резервистами, брошенными в бой на защиту Донбасса.

Брат Людовика, Карл Анжуйский, направился в Акко, чтобы воспользоваться поражением и получить личную выгоду, как и сегодняшний султан, президент Турции Реджеп Эрдоган, явно стремящийся, довольный атмосферой крестовых походов, играть одновременно христианскую и мусульманин.

В ходе последнего Крестового похода было заключено только 11-летнее перемирие, и больше никаких рыцарских приключений не последовало; действительно, тамплиеры и госпитальеры отступили на острова Средиземноморья и в страны Европы, где другие расколы и жестокости разделили номинально христианские царства.

Как и тамплиеры, тевтонские рыцари пытались обратить балтийских язычников и православных Руси в католицизм, но были остановлены молодым лидером, святым Александром Невским, который вдохновляет сегодняшних постсоветских россиян. И тысячелетний круг замыкается.

Остается апокалиптический страх перед ядерной войной, о котором Путин и его пьяные прихвостни упоминают каждый раз, когда их армии терпят поражение; в прошлый раз он почти комично признал, что «это не блеф», очевидно, ссылаясь на прежние утверждения, которым мало кто верил. день «Святая Русь оправдывает Путина Русский мир , русский мир, новое, воинствующее христианство».0003

«Религия огня» опустошила и разрушила сотни церквей, а сам Кирилл объявил новую программу по восстановлению зданий, рухнувших под бомбами, о которых он сам молился.

По данным трекинговых сайтов, православные храмы, которые больше всего пострадали в Украине, принадлежат Московскому Патриархату. В Киевской области также разрушены 27 зданий Украинской православной церкви (УПЦ, ранее подчинявшейся Московскому патриархату) и семь зданий Автокефальной православной церкви Украины (ПЦУ). Всего после войны необходимо восстановить около 200 церквей, в том числе католических и протестантских.

Войны Кирилла больше перекликаются с расколами более поздних веков между различными европейскими Церквями, чем с крестовыми походами против неверных. Ожидать пацифистского поворота Московской Патриархии было бы слишком, поскольку она неразрывно действует в симбиотических отношениях с Кремлем, несмотря на призывы Папы Франциска и Всемирного Совета Церквей.

Новобранцы теперь имеют не только благословение патриарха, но и каноническую обязанность встать на защиту единой веры. Однако вместо антихриста, с которым нужно бороться на Украине и на Западе, нужна новая версия средневекового антихриста, отлученного папой, императором Фридрихом II Швабским, который в итоге возглавил Шестой крестовый поход, единственный мирный крестовый поход, когда Святой Франциск умер.

Избегая сражений и следуя дипломатическим путям, сильно оклеветанный Puer Apuliae наконец стал Stupor Mundi , одержав величайшие территориальные завоевания за все войны на Святой Земле, почти став новым королем Иерусалима, гарантирующим доступ паломникам навсегда к священным местам.

Ненавидящий священников царь, писавший о богословии в руководствах по соколиной охоте, мог бы стать образцом для пап и патриархов, президентов и генералов, новых царей и старых королей среди суматохи нечитаемой Третьей мировой войны.

Вендский крестовый поход

   

Вендский крестовый поход

Вендский крестовый поход (немецкий: Wendenkreuzzug2 )
была военная кампания 1147 года, один из Северных крестовых походов и часть Второго крестового похода, возглавляемая в основном Королевством
Германии в составе Священной Римской империи и направленные против полабских славян (или «венедов»). Венды сделаны
из славянских племен абротритов, рани, лютизов, вагарийцев и померанцев, живших к востоку от реки Эльбы в наши дни.
северо-восток Германии и Польши. Земли, населенные венедами, были богаты ресурсами, что сыграло свою роль в мотивации
тех, кто участвовал в крестовом походе. Мягкий климат Прибалтики позволял заниматься земледелием и животноводством.
Животные этого региона также были покрыты густым мехом, что поддерживало зависимость от торговли мехом. Доступ к береговой линии также
развитые рыболовные и торговые сети. Земля была привлекательна своими ресурсами, и крестовый поход
возможность для знатных семей получить часть его.

По
В начале 12 века немецкие архиепископства Бремена и Магдебурга добивались обращения
к христианству соседних языческих западных славян мирным путем. Во время подготовки Второго крестового похода на
Святая земля, папская булла была выпущена в поддержку крестового похода против этих славян. Славянский вождь Никлот превентивно вторгся
Вагрия в июне 1147 года, что привело к походу крестоносцев позже тем летом. Они добились якобы насильственного крещения
славяне у Добина, но были отброшены от Деммина. Еще одна армия крестоносцев двинулась на уже
Христианский город Щецин (Штеттин), куда по прибытии крестоносцы рассеялись. Христианская армия, состоявшая в основном из
саксов и датчан, вынудил дань со славян-язычников и подтвердил контроль Германии над Вагрией и Полабией посредством колонизации,
но не удалось немедленно обратить большую часть населения.

Предыстория

Оттонская династия поддерживала расширение Священной Римской империи на восток в сторону вендских (западнославянских) земель во время
10 век. Кампании короля Генриха Птицелова и императора Оттона Великого привели к
введение бургвардов для защиты немецких завоеваний на землях сорбов. лейтенанты Оттона, маркграфы Геро и
Герман Биллунг продвинулся на восток и на север соответственно, чтобы потребовать дань от покоренных славян. Епископства были созданы
в Мейсене, Бранденбурге, Хафельберге и Ольденбурге для управления
территория. Большинство вендских племен были обращены в христианство в результате германских завоеваний, но в 9 в.83 они вернулись в
язычество, когда великое славянское восстание свело на нет первоначальные завоевания Германии. В то время как бургунды позволили саксам сохранить
контроль над Мейсеном, они потеряли Бранденбург и Хафельберг. Затем река Эльба стала восточной границей германо-римского контроля.

К началу 12 века архиепископства Бремена, Магдебурга и Гнезно добивались обращения языческих
Славяне в христианство мирными средствами: среди известных миссионеров были Вицелин, Норберт Ксантенский и Отто Бамбергский.
(отправлено в Померанию Болеславом III Кривоустом из Польши). Не имея поддержки со стороны Салианской династии Священной Римской империи,
светские саксонские князья, искавшие славянские территории, оказались в военном тупике со своими противниками. христиане,
особенно саксы из Гольштейна, и язычники совершали набеги друг на друга через Limes Saxonicus,
обычно для дани.

Идея крестового похода против
Венды впервые появились в Магдебургском письме, первоначально отправленном примерно с 1107 по 1110 год, в котором анонимный автор
апелляция против венедов. В Магдебургском письме утверждается, что венеды — язычники и любая борьба с ними
оправдано, и земля, которую они населяют, является «нашим Иерусалимом». В письме нет формального духовного снисхождения.
предлагается помимо общего спасения души, но упор делается на приобретение земли. Автор говорит: «Эти
язычники [язычники] самые злые, но их земля самая лучшая, богатая мясом, медом, зерном и птицами; и если бы это было хорошо
культивируемая ни одна из них не могла сравниться с ней по богатству производимой ею продукции. Так говорят те, кто это знает. Итак, славнейший саксонец,
Французы, лотарингцы, фламандцы и завоеватели мира, это повод для вас спасти свои души и, если вы
желайте этого, приобретите лучшую землю для жизни». Ссылки на богатство ресурсов в славянских землях
был бы особенно привлекательным для тех, кто был мотивирован материальной выгодой. Магдебургское письмо установило
идеи северного крестового похода и приобретения земли, которые сыграют определяющую роль в Вендишском крестовом походе. С 1140-43 гг.
Гольшацкая знать продвинулась в Вагрию, чтобы навсегда поселиться на землях языческого Вагри. граф Адольф II Гольштейн и
Генрих Бадевидский взял под свой контроль полабские поселения, которые позже стали Любеком и Ратцебургом; Впоследствии Вицелин был
поставлен епископом в Ольденбурге. Адольф искал мира с главой конфедерации ободритов,
Никлот, а также поощрял немецкую колонизацию и миссионерскую деятельность в Вагрии.

Падение Эдессы в Сирии в 1144 году потрясло христианский мир, в результате чего Папа Евгений III
и святой Бернар Клервосский, чтобы проповедовать Второй крестовый поход, чтобы укрепить Утремер. В то время как многие южные немцы добровольно отправились в крестовый поход
на Ближнем Востоке северогерманские саксы сопротивлялись. Они рассказали Бернарду о своем желании выступить против славян.
на заседании рейхстага во Франкфурте 13 марта 1147 г. Венеды рассматривались как угроза
христианского мира, поскольку они были отступниками, а это означает, что крестовый поход против них будет оправдан. Одобрив план саксов,
Папа Евгений III издал папскую буллу, известную как Divina dispensatione 11 апреля 1147 г. Как часть быка Евгений
III выполнил и подтвердил обещание Бернара о том, что те же индульгенции будут предложены тем, кто выступил против
венеды как те, кто отправился воевать на Ближний Восток. Эти индульгенции предлагали полное прощение грехов, т.
не должно было быть никакой разницы между духовными наградами разных крестоносцев. Те, кто вызвался в крестовый поход
против славянских язычников были прежде всего датчане, саксы и поляки, хотя были и некоторые богемцы. В проповеди
Крестовый поход, Бернар опасался, что те, кто участвовал, делали это только ради возможной материальной выгоды. В попытке
убедить крестоносцев сосредоточиться на духовном обращении, Бернар сказал: «Мы полностью запрещаем заключать перемирие для
любые причины с этими людьми [венеды] либо за деньги или дань, до тех пор, пока, с помощью Бога, либо их религия
или их нация будет уничтожена», что было условием, добавленным к папской булле.
в крестовом походе, который возглавляли саксонские семьи, такие как асканцы, веттины и шауенбургеры. Папский легат Ансельм де
Хавельберг был поставлен в общее командование.

 

Святой
Война

Расстроен
при участии Адольфа в крестовом походе Никлот превентивно вторгся в Вагрию в июне 1147 г. и вместе с вагрианцами убил
недавно заселенных фламандских и фризских деревень, что привело к походу крестоносцев в конце
Летом 1147 г. Напав первым, Никлот еще раз оправдал крестовый поход, узаконив венедов как серьезного
угроза христианскому миру. Изгнав ободритов со своей территории, Адольф подписал с Никлотом мирный договор.
оставшиеся христианские крестоносцы нацелились на форт ободритов Добин и Лютициан.
Форт Деммин.

Силы, атакующие Добина, включали
датчан Кануте V и Свейне III, архиепископе Адальберте II Бременском и герцоге Генрихе Льве
Саксония. Избегая генеральных сражений, Никлот умело защищал болотистую местность Добина. Одна армия датчан была разбита славянами из
Добин, а другой должен был защищать датский флот от союзников Никлота, рани из Рюгена. Генри и Адальберт поддерживали
осада Добина после отступления датчан. Когда одни крестоносцы выступали за разорение сельской местности, другие возражали.
спрашивая: «Разве земля, которую мы опустошаем, не наша земля, и люди, с которыми мы сражаемся, наши люди?» [3]
Саксонская армия под командованием Генриха Льва отступила после того, как Никлот согласился крестить гарнизон Добина.

Саксонскую армию, направленную против Деммина, возглавляли несколько епископов, в том числе епископы Майнца, Хальберштадта, Мюнстера, Мерзебурга, Бранденбурга, Ольмютца и епископ Ансельм из Хафельберга. Хотя их заявленной целью было добиться конверсии
из язычников большинство также искало дополнительные территории и десятины для своих епархий; Аббат Вибальд
Корвей отправился в надежде заполучить остров Рюген. В кампанию Деммина входили и светские маркграфы
Конрад I и Медведь Альберт, которые надеялись расширить свои походы.
Королевский польский контингент хотел пополнить состав епископства Лебус. Маршируя из Магдебурга, Медведь Альберт вернул Хафельберга,
потерял с 983 Славянское восстание. Затем крестоносцы разрушили языческий храм и замок в Мальхове. После неудачного
После осады Деммина маркграфы отвлекли отряд крестоносцев, чтобы вместо этого атаковать центральную Померанию. Они достигли
уже христианский город Щецин, после чего крестоносцы рассеялись после встречи с епископом Адальбертом Поморским и
Христианский герцог Ратибор I Поморский.

 

Последствия

Вендиш
Крестовый поход дал неоднозначные результаты. В то время как саксы подтвердили свое владение Вагрией и Полабией, Никлот сохранил контроль
земли ободритов к востоку от Любека. Саксы также получали дань от Никлота, что позволило колонизировать
епископства Хафельберга и освободил нескольких датских заключенных. Однако разрозненные христианские лидеры, в основном Кнут и Свейн,
относились к своим коллегам с подозрением и обвиняли друг друга в саботаже кампании.

По словам Бернара Клервоского, целью крестового похода была битва со славянами-язычниками
«до тех пор, пока, с Божьей помощью, они не будут либо обращены, либо удалены». Однако крестовый поход не удался
добиться обращения большинства венедов. Проповедуя крестовый поход, Бернар призывал не заключать перемирия и не принимать
любая форма дани, но крестоносцы действительно получали дань от Никлота, как уже упоминалось, что способствовало восприятию Бернарда
Крестовый поход как провал. Саксы в основном добились символического обращения в Добине, когда славяне вернулись к своему языческому
верования после того, как христианские армии рассеялись; Альберт Поморский объяснил: «Если бы они пришли, чтобы укрепить христианскую
веры … они должны были сделать это проповедью, а не оружием». Не было ни венедского духовенства, ни христиан
литературы, переведенной на язык венедов. Без каких-либо институтов насильственное обращение венедов
не было устойчивым. Единственные успешные преобразования были достигнуты датчанами. Датчане отвоевали остров Рюген.
в 1168 году и смог повторно христианизировать его, основав церкви и позволив князю Яромиту Рюгенскому
остаться у власти после того, как он полностью принял христианство. Датчане смогли добиться успеха благодаря своему методу поощрения
Христианство вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на контроле над недавно приобретенной землей.

Сельская местность Мекленбурга и центральной Померании была разграблена и обезлюдела с большим кровопролитием, особенно
войсками Генриха Льва. О кампаниях Генриха Гельмольд Босау писал, что «там
не было упоминания о христианстве, а только о деньгах». Славянские жители также потеряли большую часть своих методов производства,
ограничение их сопротивления в будущем. Таким образом, крестовый поход можно было рассматривать как успех с точки зрения его успешного
приобретение славянских земель, поскольку это способствовало колонизации немецкими крестьянами. Он также начал длительный крестовый поход против
венеды, которые просуществовали до конца двенадцатого века. К 1160-м годам большая часть венедов перешла под контроль
саксы или датчане.