Крещения руси какой год: Крещение Руси в 988 году

День Крещения Руси | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

31 мая 2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», согласно которому с 2010 г. 28 июля отмечается как День Крещения Руси.

Христианство, являющееся самой крупной религией современной России, проникало на территорию Восточной Европы с глубокой древности, но его широкое распространение среди местного населения стало возможно лишь после образования Древнерусского государства и вовлечения в миссионерскую деятельность представителей правящей династии. В середине X в. христианство приняла княгиня Ольга, а в конце столетия благодаря тесным связям её внука князя Владимира Святославича с Византией оно стало государственной религией Руси.

Поскольку точная дата первого официального массового крещения не установлена, празднование этого события церковь решила приурочить ко дню святого Владимира,  в результате деятельности которого русская церковная организация стала необходимой частью государства — на неё выделялись средства из государственной казны и возлагались не только сугубо религиозные функции, но и обязанности, связанные с призрением, благотворительностью, образованием и рядом других важнейших сфер жизни общества.

Впервые празднование крещения Руси проводилось в Российской империи в 1888 г. В русском зарубежье отмечалось также 950-летие этого события. А в СССР крупные научные и церковные мероприятия были проведены лишь в 1988 г. в связи с 1000-летием крещения, которое, несмотря на сложные отношения между церковью и советской властью, было признано важной вехой в развитии российской государственности и культуры.

В июне 2008 г. Архиерейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить этот день в число государственных памятных дат. На Украине и в Белоруссии уже в 2008 г. крещение праздновалось на государственном уровне.

В России законопроект, по которому День Крещения Руси включался в число памятных дат, был разработан Министерством культуры во исполнение поручений Президента России Д.  А. Медведева от 14 августа 2009 г. и председателя Правительства России В. В. Путина от 27 августа того же года. 16 февраля 2010 г. проект закона был рассмотрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, а 21 мая того же года принят Государственной Думой.

 

Лит.: Бахметева А. Н. Начало христианства в России и крещение Руси при великом князе Владимире. М., 1900; Бестужев-Рюмин К. Н. Крещение Руси: о крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и о монастыре Печерском. Минск, 2009; Введение христианства на Руси. М., 1987; Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов (полемические заметки). Л., 1986; Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. Симферополь, 1988; Житие Святого Равноапостольного Великого князя Владимира, во святом крещении Василия, крестителя Руси (память 15/28 июля) [Электронный ресурс] // Русские святые. 2005-2012. URL:http://www.saints.ru/v/vladimir_krest.html; Кузьмин А.  Г. Крещение Руси: концепции и проблемы // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1. Ч. 2. М., 2009. С. 11-48; Лебедев Л. Крещение Руси, 988-1988. М., 1987; Маргаритов С. Д. К вопросу о значении празднования 900-летнего юбилея Крещения Руси св. Владимиром. [Кишинев, 1888]; Минин И. В. Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII — начала ХХ веков : дис. … к. и. н. СПб., 1999; О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах»: Федеральный закон от 31.05.2010 № 105-ФЗ; Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Буслаев И. Ю. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом : автореф. дис. … к. и. н. М., 2010;

Знаменский И. Описание бывшего 15 июля 1888 г. в Херсонисе Таврическом празднования 900-летнего юбилея со времени Крещения св. кн. Владимира и русского народа. Симферополь, 1888;

Левитский Н. М. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные: По поводу мнения проф. Соболевского. СПб., 1890;

Макарий (Булгаков М. П.). История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в историю русской церкви. СПб., 1846;

Памятник крещения Руси [Изоматериал] = Monument de baptême de la Russie : видовая фотография. Киев, [нач. ХХ в.].

Троицкий Д. И. Святой равноапостольный князь Владимир : [из кн. Д. И. Троицкого «Домонгольская Русь»]. СПб., 1914.

День Крещения Руси — Аргументы Недели

Аргументы Недели →

Общество

13+

28 июля 2022, 09:50 Татьяна Савкина

Фото: krot. info

28 июля отмечается одна из самых знаменательных памятных дат России – День Крещения Руси.

В 2010 году этому празднику был присвоен официальный государственный статус. Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории — на смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации.

С инициативой юридически закрепить важное историческое событие выступила Русская православная церковь, выбрав день поминовения князя Владимира.

Именно он, известный как Красное Солнышко, и признанный Святым и Великим, был той политической фигурой, кто своим поступком изменил ход истории. Эпохальное событие повлияло на развитие России и становление государства.

Самым первым упоминанием о новой религии историки считают 858 год, когда Кирилл и Мефодий крестили некоторые племена руссов.

 Еще одним знаковым событием было крещение княгини Ольги, внуком которой и является Владимир.

Во времена правления сильно развилось международное сотрудничество княжества с соседними державами разных религиозных взглядов. Это и Хазарский каганат с его иудаизмом, Волжская Булгария с исламом и Рим с уже почти обособленным католицизмом. Но Византия смогла великолепием обрядов и обычаев, талантом философов, беседовавших с правителем и его приближенными, приглянуться сильнее. На принятие идей правоверия, поселившихся на тот момент в сердце князя, повлияли дела семейные. Возможность породниться с Византией путём брака с византийской царевной укрепила решение отказаться от язычества. Выгоды, что сулило обращение в христианство, оказались сильнее вековых традиций.

Само крещение Владимира состоялось в Корсуни (Херсонес) 27 апреля, где затем он обвенчался с невестой по новым для него обычаям. В Киев он привез с собой не только молодую жену, но и представителей духовенства. В конце лета 988 года свершилось единое для местного населения крещение в водах Днепра.

Христианство приживалось довольно успешно. Произошёл заметный скачок в развитии государства, не только в культурном смысле. Древняя Русь перестала считаться варварской страной, подняв авторитет в глазах соседей, получив экономические перспективы, которыми успешно воспользовалась. Было искоренено то, что мешало объединению: междоусобная война.

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации.

Подписывайтесь на Аргументы недели:
Новости |
Дзен |
Telegram

Реклама





  • День Крещения Руси
  • памятная дата
  • историческое событие
  • праздник

Новости МирТесен

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Общество

Происшествия


Политика

Политика

Политика

Политика


Политика


Культура

Культура

Политика

Политика


Новости МирТесен

Общество

Экономика

Происшествия

В мире



Славянские Церкви: Крещение Руси

РАЗДЕЛ 11: СЛАВЯНСКИЕ ЦЕРКВИ

 

Цель: Учащиеся должны уметь идентифицировать свв. Кирилла и Мефодия, св. Владимира, св. Ольги, св. Александра Невского, св. Иннокентия, св. Германа Аляскинского, св. ПЦА и Русские Православные Церкви, а также нынешняя организация и лидеры ПЦА.

Неделя 1: Кирил и Методюс/Крещение России

Исторический контекст

На западе римские были «варвары» — Висготы, Франки, Вандалы и т. Д. варвары Востока. Подготовьте карту, чтобы найти эти племена и места, упомянутые позже в уроке. Подталкиваемые нашествиями гуннов (помните Аттилу Гунна?), некоторые племена двинулись на запад (став чехами и поляками), некоторые двинулись на север (став русскими), но балканские славяне постоянно напирали на Византийскую империю на юг, изредка вторгаясь сам город Константинополь. Они были завоеваны в 79 г.0025-м -го века булгарами, монгольским племенем, принявшим славянский язык и образовавшим могущественное царство, которое часто вступало в конфликт с Византийской империей. Восточные славяне были завоеваны шведскими варягами под предводительством Рюрика. Рюрик, также называемый Русью, основал царство со столицей в Новгороде; народ этого нового царства назывался русским. Эти новые королевства постоянно находились в состоянии войны друг с другом, а также с византийцами, и до тех пор не разделяли ни одной части греко-римской цивилизации, общей для христианской церкви. Будут ли они вообще интересоваться христианством?

 

Кирилл и Мефодий :

В городе Фессалонике жили два брата по имени Константин и Мефодий. Они жили примерно через 800 лет после Иисуса. У них были друзья-греки и друзья-славяне из северных стран, говорящие на другом языке. Некоторые из славян пришли сюда как рабы, но теперь поселились в городе как торговцы. Славянский язык был широко распространен в Фессалониках. В этом городе жила христианская семья с семью высокообразованными сыновьями, которые должны были сделать хорошую карьеру в Империи. Мефодий, старший, тихий, совестливый человек, стал наместником провинции в Азии; его младший брат Константин, вдумчивый и мечтательный мальчик, отправился в Константинополь учиться у молодого императора, а затем работать на патриарха, защищая иконопочитание. Константин даже провел некоторое время в Сирии в качестве посланника арабов; у него было много дискуссий с халифом о христианстве. Но вскоре оба брата решили стать монахами.

Позже царь хазар на юге России отправил гонца к императору с просьбой прислать кого-нибудь, кто мог бы рассказать им о христианской вере. Люди были сбиты с толку таким количеством разных религий. Кто-то принял ислам, а кто-то иудаизм. Константин и Мефодий оставили свой монастырь и отправились в Россию по Днепру. Там они научили короля всему, что касается христианской веры. Многие люди крестились. Наконец братья отправились обратно в Константинополь. Они вернулись в свой монастырь.

В следующем году к болгарскому народу прибыл еще один посланник, на этот раз из земли Моравии. Князь Ростислав хотел, чтобы пришел кто-то, кто мог бы учить народ на его родном славянском языке. Император сразу подумал о Константине и Мефодии, которые в детстве учились у своих друзей. Но как преподавать на славянском языке? Алфавита для звуков не существовало, поэтому Константину пришлось составить алфавит, чтобы записывать учения Иисуса. Затем братья записали литургию и части Библии новым алфавитом. Когда они добрались до Моравии, они научили людей читать на их родном языке и основали церкви с литургией на их родном языке. Люди стекались послушать миссионеров; славяне были действительно готовы к христианству.

Через несколько лет братья вернулись в монастырь. Константин был очень болен и был пострижен в монахи с именем Кирилл. Так изобретенный им алфавит известен и по сей день как кириллица. Кирилл вскоре умер, и Мефодий вернулся в славянские страны в качестве епископа. Он основал больше церквей и обучил славянских священников. Наконец, в старости Мефодий умер, все еще служа Иисусу в славянских странах.

Крещение Руси:

Варяжские русские сначала были известны как Киевское государство. Киев стоял в центре речного сообщения в России; купцы, столкнувшиеся с исламскими пиратскими кораблями в Средиземном море, сочли эти новые маршруты более безопасными. Они принесли с собой свою христианскую религию. А кириллица и славянский язык проникли через их южные границы с Болгарией. На самом деле ни у одного из других варварских племен не было своего алфавита, письменного Писания и литургии на своем языке.

Умер российский правитель Игорь, а его вдова Ольга стала регентшей при сыне Святославе. Ольга посетила Константинополь в 955 году нашей эры, стала христианкой и крестилась. Но ее народ все еще поклонялся деревянным богам. Ольга пыталась распространять христианство, но это не интересовало даже ее сына. Святослав женился на пленной дочери великого врага Киевского государства Малуше; это взбесило Ольгу, которая отослала пленную служанку в родные края. Там у Святослава и Малуши родился сын, названный Володомиром, или Мирным Владыкой. А потом, когда сын подрос и ушел на войны, Ольга заботилась о внуке, которого теперь звали Владимиром. Она рассказала ему о христианстве. Святая Ольга известна как «Равноапостольная». Сначала Владимир бунтовал и жил жизнью удовольствия и греха, будучи еще язычником. Святослав перед смертью разделил свое царство в битве между тремя своими сыновьями, причем Владимир унаследовал Новгород на севере, но мирным путем и битвой Владимир завоевал всю землю.

Владимир стал правителем в 980 году нашей эры. Он хотел государственной религии для русского народа. Миссионеры пришли из ислама, иудаизма, Латинской церкви и Восточной церкви. Он не был уверен, какая религия истинна. Поэтому Владимир послал группу мужчин в каждую страну, чтобы проверить, истинна ли их религия. Мужчины нашли красоту и истину в христианских церквях Константинополя. Но Владимир все еще не был уверен, что лучше для его народа. Владимир предложил жениться на сестре императоров Василия и Константина. Ее звали Анна. Анна не хотела ехать в Россию, но надеялась, что сможет помочь русской земле поверить в Иисуса. Владимир тем временем ослеп; он не мог видеть. Ему сказали, что он не увидит, пока не крестится. Владимир решил, что это будет испытанием для доказательства истинности Бога, и крестился. Он был исцелен!

Теперь Владимир хотел, чтобы и его люди знали истинную веру. Он сжег своих идолов из дерева — ничего не вышло. Это были ложные боги без силы. В 988 году нашей эры он сказал всем киевлянам, богатым и бедным, молодым и старым, встретиться с ним на берегу Днепра на следующее утро. Князь Владимир рассказал им все об Иисусе и о том, что им нужно креститься. Они шли прямо в реку — матери, отцы, дети, младенцы — в тот день крестились тысячи. На месте языческих алтарей строились храмы, а литургия совершалась на славянском языке Кирилла и Мефодия. Молитва святого Владимира при освящении величественного собора в Киеве, посвященного Богородице, сохранилась до наших дней: «Господи Боже, призри с Неба и воззри, и посети виноградник Твой, который насадила десница Твоя. . И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Бога Истинного. И воззри на сию церковь Твою, которую устроил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, за молитвы Пречистой Богородице». В 9В 91 г. крестилось и население Новгорода. К концу правления Владимира в 1015 г. на Руси было три епископства, доходивших до верхней Волги. Даже врагов-язычников в далеких степях часто побеждали не в бою, а крещением! Князя Владимира помнят как «крестителя Руси», равноапостольного.

 

Вопросы викторины:

  1. Определите этих людей одним предложением: Рюрика, Кирилла и Мефодия, Ростислава, Ольгу, Владимира, Анну.
  2. Найдите на карте эти места: Днепр, Киев, Болгария, Новгород, Волга
  3. Дайте определение термину: «Равноапостольный».


 

08.06.10, Поппе, Христианская Россия | The Medieval Review

  • Рецензент:
  • Анн-Лоуренс Каудано
  • a. [email protected]
  • Университет Виннипега

Христианская Россия в процессе становления объединяет двенадцать статей, написанных Анджеем Поппе в период с 1980 по 2003 год, две из которых впервые публикуются на английском языке. В этом томе Поппе предлагает результаты своих продолжающихся исследований ранней государственности Руси и ее обращения в христианство, подобно более раннему сборнику, изданному в 19 в.82 (Анджей Поппе, . Подъем христианской России, . Лондон: Variorum Reprints, 1982). Статьи посвящены трем темам: крещение правителей Руси и процесс христианизации; династические проблемы ранней истории Руси; и появление культовых объектов с любопытной историей, таких как Магдебургские ворота на Софии Новгородской. Изучение первых лет существования Русского государства представляет собой сложную задачу, учитывая отсутствие документов этого периода, а при наличии документов — их позднеманускриптальную традицию. Поппе знает об этой проблеме и ловко преодолевает эти ловушки, чтобы (по-новому) интерпретировать текстовые свидетельства, связанные, например, с крещением Ольги (такие как 9-е послание Константина VII).0087 De Ceremoniis и Продолжение Летописи Регино Прм ), решение Владимира принять христианство (например, в Илариона «Слово о Законе и Благодати» и в Память и Похвалы Русскому Князю Владимиру ) и мученичества Бориса и Глеба (в «Слове о страстях святых мучеников Бориса и Глеба» г. г.), и это лишь немногие. Эти текстовые обсуждения могут иногда казаться техническими; однако они неизбежны при изучении Древней Руси. Поскольку нескольким статьям, представленным в этом томе, более пятнадцати лет, некоторые результаты были превзойдены или оспорены недавними открытиями и исследованиями. Однако автор без колебаний признает этот факт (например, в добавлении к статье II) или отвечает на эти вызовы (например, в добавлениях к статье IX). Том дополнен полезным указателем мест, имен и ученых.

Книга «Династия Рюриковичей, или Семьсот лет формирования Восточной Европы» (номер I) открывает том информативным изложением истории династии Рюриковичей, от ее основателя Рюрика до воцарения Романовых. Хотя этот обзор не особенно информативен, он может стать полезным напоминанием для неспециалистов. Среди представленных здесь двенадцати исследований два особенно интересны, и я хочу продолжить их изучение. Первая (номер VII) «Побежденные на земле, победители с неба. Убийства Бориса и Глеба в становлении Руси XI века» представляет собой плод научной деятельности, отчасти посвященной объяснению убийства Святополком его два младших брата после смерти Владимира в 1015 году. Очерк построен вокруг трех вопросов: неудавшаяся попытка Владимира изменить линию престолонаследия в пользу своих младших сыновей, рожденных византийской принцессой Анной Багрянородной; промежуточный период, в течение которого имена двух братьев, по-видимому, были забыты членами правящей семьи; и, наконец, причисление Бориса и Глеба к лику святых в 1072 г. и бурный рост их культа. Анализ источников, описывающих почитание двух мучеников, написанных примерно во время перенесения их мощей в 1072 г., показывает, как это политическое событие было переосмыслено в религиозном ключе, и как «принесение в жертву князей символизировало превращение Руси в христианскую страну с ясными этическими и религиозными целями» (166). Это, в свою очередь, свидетельствует о недавнем обретении Русью христианского менталитета в конце XI века.

Ближе к этому номеру во второй статье (номер VIII) «Святость Владимира Великого: почитание в процессе становления» исследуется, как постепенно Владимир, принявший крещение в 988 г., стал почитаться как святой. а позже идентифицирован как isapostolos , или «исполнитель дела, равный апостолам» (51). Оригинально Поппе исследует христианство Владимира. Это сложный вопрос, так как большинство источников, относящихся к этому вопросу, сильно предвзяты в его пользу (например, «Речь философа» в IX в.).0087 Повесть временных лет ) или против него (например, Хроника Титмара Мерзебургского). Аспекты обсуждения включают «решение поместить саркофаги Владимира и Анны под крест Десятинной церкви» (10) и приобщение Владимира к христианству с юности. С помощью текстов, ономастики и иконографии в исследовании показано, как развивался культ Владимира в XI–XIII вв., несмотря на то, что правитель еще не получил формального признания в лике святых. Хотя не следует искать какой-то особой церковной процедуры «канонизации», которой не существовало в то время и в том месте, это событие должно располагаться между 129 г.0 и 1311, согласно Поппе. Такая «задержка с прославлением Владимира» объяснялась общим нежеланием Константинополя признавать местных святых (51).

Другие исследования посвящены обращению правителей и возникновению христианства на Руси. В «Еще раз о крещении Ольги, архонтиссы Руси» (№ II) автор пересматривает свидетельства, связанные с крещением Ольги. Обращая особое внимание на оттоновские данные, Поппе переосмысливает контекст визита Ольги в Константинополь в 9 г.57 и немецкой миссии в Киеве в 959 г. Обнаружение М. Фезерстоуном фрагмента палимпсеста De ceremoniis явно ставит под сомнение результаты этой статьи, первоначально опубликованной в 1992 г. Ответ Поппе в приложении и его переоценка выпуск показывает, насколько обсуждаемой проблема остается сегодня (278a-279a). Еще два эссе сосредоточены на первоисточниках, в которых упоминается обращение русов и его религиозное или политическое влияние в то время. «Как понималось обращение Руси в одиннадцатом веке» (номер III) собирает свидетельства соседей Руси, а «Две концепции обращения Руси в киевских письменах» (номер IV) анализируют ответы самих русов. Поразительно видеть немногочисленные, если не несуществующие, реакции византийцев на это событие, которые Поппе приписывает неотъемлемым правилам византийской придворной историографии. Однако обращение Владимира упоминается в арабских, армянских и оттонских исторических источниках, где это событие приобретает политическое значение. Как и следовало ожидать, он занимает видное место в русских писаниях, где, что неудивительно, инициатива по этому поводу отдается Владимиру. «Христианизация и церковные устройства Киевской Руси до 1300 года» (номер V) обсуждает сложный вопрос о проникновении христианства на землю Руси. Аспекты этого исследования включают доказательства присутствия христиан до обращения Владимира в 9 г.88; разработка рассказов о христианизации, например, предания о странствиях святого Андрея; и институционализация христианства посредством постепенной организации митрополичьего престола и епископств. Наконец, «Леонтий, игумен Патмоса, кандидат на митрополичью кафедру» (номер VI) изображает Леонтия как пример обычно малоизвестных епископов, назначенных Византией на Русскую кафедру (2).

Употребление титула «великий князь» на Руси является предметом другого блока исследований «Слова, служащие власти. О великокняжеском титуле в Киевской Руси» (№ IX) и «О титуле великого князя». Великий князь в «Слове о полку Игореве» (число X). В них Поппе анализирует упоминания русских княжеских титулов в русских и византийских текстах. Автор предостерегает от использования княжеской терминологии, встречающейся в документах, составленных раньше, но сохранившихся в рукописях четырнадцатого и пятнадцатого веков, как свидетельство использования этой титулатуры уже в одиннадцатом веке. Это, по сути, предостережение, данное Мартину Димнику в приложении к статье, опубликованной последним в 2004 г. (IX, стр. 185а-189).а). По словам Поппе, нет никаких свидетельств использования этого титула на Руси до конца XII века.

Том завершается перепечаткой двух статей, посвященных интересным культовым объектам, таким как магдебургские бронзовые двери собора св. Софии в Новгороде (№ XI) или «Так называемые херсонские древности» (№ XII). В первой изложена любопытная история этих дверей, первоначально отлитых в Магдебурге в середине XII века для собора в Плоцке (Польша), и того, как они попали в Новгород в середине XV века. Вторая — исследование обстоятельств, побудивших русов называть «херсонианскими» некоторые религиозные объекты, например чудотворную икону святителя Николая Заразского, магдебургские врата святой Софии Новгородской, святыни, найденные между Новгородом и Москвой. . В большинстве случаев эта квалификация не появлялась до конца пятнадцатого века и свидетельствует о попытке показаться законным наследником Константинополя, придав этим предметам греческое происхождение.