Содержание
Раритеты Президентской библиотеки о крещении Руси, определившем духовный путь Отечества
28 июля 2018 года отмечается 1030-летие крещения Руси и 1003-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Церковь и все, приверженные православию. В фонде Президентской библиотеки собрано множество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они освещают крещение Руси как исторический факт, раскрывая при этом личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и последствия этого решения для укрепления и развития государства.
«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка-Русь святая! – читаем в книге Н. Фреймана «Рассказы сельского учителя; Начало Руси» (1894). – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих!.. Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества! А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! <…> В тех местах, где теперь храмы Божии благолепием сияют. .. там в те поры проливалась кровь человеческая и славились боги языческие».
Впрочем, выросший в период язычества Владимир не был его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было, – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), – Киев, имевший в своём населении в то время уже несколько христианских храмов, мало-помалу отвыкал от старинного язычества». Но до принятия христианства как основной религии в государстве было ещё далеко.
Укрепление государства, однако, требовало принятия единой веры, нужно было только не ошибиться с выбором. И Владимир начинает изучать четыре господствующие религии, чтобы выбрать из них одну для матушки-Руси.
Между тем славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888). Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко. О продвижении веры в среду славянских народов пишет К. Бестужев-Рюмин в сочинении «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910).
Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описывается в «Повести временных лет», прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, опубликованных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же ещё до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.
В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать, что посланцам князя Владимира не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.
Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир. В раритетной книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) повествуется, как всё происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».
Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принёс неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.
Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В. П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнёс в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».
Повесть временных лет. Владимир. Крещение Руси
Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.
Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. “Велик ты, Господи, и чудны дела твои!” Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:
— Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.
Они же исполнили, что им было ведено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:
— Если не придет кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:
— Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре. Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:
— Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мясниками, а неведавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.
Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди.
И по другим городам начал ставить церкви н определять попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.
Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих — Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:
— Нехорошо, что мало городов около Киева.
И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.
Вопросы и задания:
|
Отвечая на вопросы, ты можешь воспользоваться ресурсом «Инструменты. Как читать летопись и хронику».
историй, которые я рассказал в России о. Дэвид Мэй
Часть 1
Недавно я проехал полмира, чтобы посетить наш Дом Мадонны в Красноярске, Сибирь, в России. Я оказался вовлеченным во множество интересных бесед с нашими друзьями и сторонниками в этом городе с населением более миллиона человек.
Конечно, у меня было много вещей, которыми я хотел поделиться, в том числе истории о Кэтрин Доэрти, основательнице нашего сообщества, которая сама была родом из России, но не из Сибири. У меня было несколько таких историй, и людям, похоже, они нравились, а также многое извлекали из них, когда они были переведены с английского на русский.
Их ответы навели меня на мысль. Почему бы не поделиться теми же историями с читателями Restoration? Вот два из них.
***
Серым ноябрьским днем я прибыл в Дом Мадонны в Комбермире. На самом деле, это был День памяти, 11 ноября 1972 года. Мне был 21 год, и я искал корни своей веры, чтобы увидеть, действительно ли они подлинны, если они были настоящими.
В силу различных обстоятельств меня направили в Комбермир как в истинно католический центр, где я мог получить истинное руководство по вопросам нашей Веры.
У меня было много вопросов, и несколько человек пытались ответить, но я все еще был неудовлетворен и беспокоен. Я хотел знать, был ли Иисус Христос реальным или нет. Я хотел знать, жив он или нет. Я знал, чему учила Церковь, но где доказательства истинности этого учения?
Самым убедительным свидетельством того, что моя собственная мать придерживалась своей католической веры, я убедился в смутных временах в нашей молодой семье в 1950-х годах. Но теперь мне нужен был другой свидетель, кто-то, кто мог бы «объяснить», как Господь мог допустить, чтобы такие вещи происходили.
Итак, я с нетерпением ждал приезда Кэтрин Доэрти, которая была в командировке, потому что о ней говорили, что она святой человек, мудрая, может быть, даже святая. И поскольку я никогда не встречал святых — по крайней мере, я не знал, что встречался с ними, — я надеялся, что она сможет мне помочь.
Наконец она вернулась. Однажды вечером вскоре после этого она гостила у людей в столовой Дома Мадонны, где было принято пить чай и навещать друг друга. Медленно Кэтрин обошла столовую и, наконец, подошла к столу, за которым я сидел. И тут она посмотрела на меня!
Я знал, что это мой шанс. Но прежде чем я успел заговорить, она сказала мне, протягивая мне небольшую брошюру: «Вот что Мадонна Хаус думает о бедности». Это было маленькое стихотворение, которое она написала о евангельской бедности, что меня мало интересовало в то время. Итак, я проигнорировал брошюру и сразу перешел к делу.
«Б», сказал я быстро, «в Евангелии от Иоанна, глава 14, стихи с 1 по 6, Иисус говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь». Я хочу верить в это, но я не мочь. Что я должен делать?»
— О, — сказала она, — ты еще не готов к этому, — быстро взяла брошюру из моей руки и положила обратно в свою корзину. «Вы спрашиваете о вере — как вы обретаете веру?» она сказала. «Я покажу тебе.»
С этими словами она повернулась к стене рядом с нашим столом, на котором висела икона Иисуса Христа. Она сказала мне: «Вот как ты обретаешь веру».
Затем она благоговейно поклонилась иконе, прикоснувшись рукой к ноге в жесте благоговения. Совершив крестное знамение в русском стиле, она легла на пол, плашмя на живот! И она лежала там некоторое время.
Она была тихой, совершенно безмолвной и неподвижной. Казалось, она лежала целую вечность, хотя, должно быть, всего пару минут.
Тем временем эта маленькая драма начала привлекать внимание всей столовой. Люди напрягались, чтобы увидеть, на что я спровоцировал 75-летнюю основательницу Дома Мадонны! Мы ждали. И мы ждали. И мы ждали.
Затем очень, очень медленно и очень осторожно она поднялась на ноги с помощью трости и, не сказав ни слова, пошла прочь. Затем она внезапно повернулась ко мне, озорно подмигнула и сказала мне фразу, которую я никогда не забуду: «пару таких ночей… а остальное предоставь Богу!» С этим она ушла.
***
На следующий день, в воскресенье, мы все вместе были на мессе в часовне Богоматери Лесной. После Причастия было какое-то молчание, и я был где-то посередине, но ближе к фронту, стоя на коленях на голом деревянном полу, как и многие другие.
Внезапно я услышал то, что можно назвать громким сценическим шепотом слева от меня, где сидели Кэтрин и другие наши старейшины. Шептун задавал вопрос: «Как его зовут?» Каким-то образом я понял, что это относится ко мне, но я не поднял головы и не подал виду, что что-то слышу.
В ответ кто-то прошептал: «Я не знаю». В свою очередь этот человек обратился к своему соседу, задав тот же вопрос: «Как его зовут?» Ответ пришел издалека: «Я не уверен».
«О нет, — подумал я. «Как долго будет продолжаться эта драма?» К счастью, следующий человек встретил меня и сказал: «Его зовут Дэйв».
Эта информация передавалась по ряду, от шепчущихся к шепчущим, пока имя «Дэйв» не достигло слабого слуха основательницы, после чего она прошептала молитву, слышимую для ангелов и людей: «Господи, пожалуйста, помоги Дейву !” Что интересно, меня все это не смутило, а растрогало и утешило.
Что касается вчерашней встречи, то я понял, что она говорила не буквально, то есть две ночи молитвы и готово! Она говорила мне, что если я чего-то хочу от Бога, я должна быть достаточно смиренной, чтобы просить об этом, действительно просить снова и снова.
Но и то, что мои огромные (для меня) проблемы с Верой, такие сложные для меня, были для Бога предельно просты, и Он решит их в свое время, по-своему.
Через некоторое время мужчин, работающих в гостях, пригласили на вечер в каюту Екатерины. Мы могли спросить ее о чем угодно, даже если мы могли хорошо рассмотреть ее жилые помещения.
После того, как мы поселились там на некоторое время вместе, я заметил на стене табличку, которая гласила: «Боль — это поцелуй Христа». Это было очень похоже на дальнейшие вопросы, которые кипели во мне, поэтому я спросил ее, что имелось в виду под этим утверждением.
Ее ответ был незабываем. Она сделала паузу. Она закрыла глаза. Она открыла их, пожала плечами и сказала: «Я не могу этого объяснить. Этому вы должны научиться сами, между вами и им. Насколько правдивыми должны были оказаться эти слова — в свое время!
продолжение следует
ЭКСКЛЮЗИВ: Когда один американский миссионер осмелился проповедовать Евангелие в путинской России… свобода в РФ до сих пор бушует.
Семь месяцев назад Дональд Оссеварде стал первым американцем, осужденным за нарушение российского закона, запрещающего проповедовать Евангелие вне зарегистрированной церкви.
Теперь он предстанет перед Верховным судом России, и исход дела может иметь огромные последствия для всех христиан страны.
Распространение Евангелия
История Оссеварде и его жены Рут началась 14 лет назад, когда они переехали в российский город Орел.
«Мой район находится в 250 милях к югу от Москвы, и они очень, очень коммунистические», — сказал Оссеварде CBN News в своем первом интервью американскому телевидению. «У них [в Орле] очень советский менталитет в этом районе».
Супруги решили, что Орел будет хорошим местом, чтобы обосноваться, купить небольшой дом и начать проповедовать.
«Я здесь, чтобы дать им Евангелие Иисуса Христа, чтобы сообщить им благую весть о спасении», — сказал Оссеварде.
Для этого эти миссионеры-баптисты разложили евангельские трактаты с указанием своего домашнего адреса в каждом почтовом ящике каждого многоквартирного дома в Орле.
«В Орле 320 000 человек, поэтому все получили личное приглашение от меня с планом спасения», — сказал Оссеварде.
И люди откликнулись. CBN News получил запись проповеди и богослужения Оссеварде в его гостиной…
…и проведения водного крещения русского верующего.
«Все знают, что мы там. Мы действуем открыто. Ни для кого не секрет, что мы делаем и почему мы это делаем», — сказал баптистский миссионер. «Мы единственные американцы в радиусе 250 миль, поэтому все в городе знают, что я американец».
«Тревожный» русский тренд
Но утром в воскресенье, 14 августа 2016 года, их работа резко остановилась.
«Я ждал этого за три недели до этого, а потом, когда они [полиция] вошли, я подумал: «Хорошо, пошли».
Давайте остановимся здесь на мгновение.
За 25 дней до этого, 20 июля, президент России Владимир Путин подписал новые поправки в закон, регулирующие религиозную жизнь.
Под предлогом борьбы с терроризмом Путин дал властям право «запретить проповедь, молитву, прозелитизм и распространение религиозных материалов за пределами санкционированных правительством церквей».
Государственный департамент США предупредил, что этот шаг сигнализирует о «тревожной российской тенденции к запугиванию и преследованию».
Организация Сергея Рахубы работает в России и еще 13 странах постсоветского пространства.
«Этот закон известен среди евангельских христиан в России как «антимиссионерский» закон, потому что он налагает жесткие ограничения на деятельность евангельских церквей и иностранных миссионерских организаций», — пояснил Рахуба, глава миссии «Евразия» в Иллинойсе.
Помимо прочего, закон требовал, чтобы иностранные миссионеры имели разрешение на евангелизацию. Кроме того, чтение Библии, пение или просто молитва вне зарегистрированной церкви, даже дома, стали незаконными.
Роман Лункин — юрист Славянского центра права и справедливости, российского аналога Американского центра права и справедливости, группы, которая занимается делами о свободе вероисповедания по всему миру.
«Закон нанес серьезный ущерб, потому что внезапно многие христиане испугались, что просто говорить о вере или делиться с другими о Боге было преступлением», — сказал Лункин CBN News в Москве.
Андрей Десницкий, известный российский комментатор, сказал CBN News, что «закон предписывает нам не делать ничего, что можно было бы назвать «миссионерской деятельностью», в том числе, например, говорить: «Я верю в Иисуса».
Сторонники настаивают на том, что закон необходим для борьбы с терроризмом, особенно с актами, совершаемыми радикальными мусульманами.
Но у верующих Рахуба есть и более зловещие планы.
«Российские власти пытаются ограничить протестантские и евангельские движения и помешать им распространять свое влияние и вести Евангелия», — заявил Рахуба.
Грубое пробуждение для Оссевардес
Вернувшись в Орел, более чем через три недели после принятия закона, Оссеварде проповедовал дома, когда внезапно появились русские офицеры.
«Эти трое полицейских вошли прямо в наш дом, где мы встречаемся и оказываем свои услуги», — сказал Оссеварде CBN News.
Его жена сфотографировала офицеров в штатском.
«Они [милиционеры] не стучали в дверь. Они просто вошли», — вспоминает она.
Они подождали, пока Оссеварде закончит свою проповедь, и начали всех допрашивать.
«Они [полиция] спросили их [конгрегацию]: «Что вы здесь делаете?» Что этот парень [Оссеваарде] здесь делает?», — вспоминал Оссеварде.
Через несколько часов Оссеварде был доставлен в полицейский участок и сказал, что ему «были предъявлены обвинения в незаконной миссионерской деятельности».
Затем он стал первым американцем, осужденным по новому закону.
Оссеварде был оштрафован на 640 долларов за проведение религиозных служб на дому, а также за расклейку плакатов, рекламирующих эти собрания.
Он дважды подавал апелляцию в местный суд и проиграл. И он не один.
Лункин, представляющий Оссеварде, говорит, что почти три десятка человек, в основном россияне, стали жертвами закона.
«Свидетели Иеговы, саентологи и мормоны также стали мишенью», — сказал Лункин.
А буквально в прошлом месяце русский инструктор по йоге был арестован за «незаконную миссионерскую деятельность».
Но осталась одна группа.
Русская Православная Церковь
Закон вряд ли затронет православную церковь, к которой, по словам 70 процентов россиян, они принадлежат.
«Никогда, никогда, никогда [православная церковь не пострадает], потому что сейчас Русская православная церковь тесно связана с государством», — сказал Десницкий CBN News.
Десницкий, русский православный, говорит, что в его церкви растет число тех, кто считает всех неправославных христиан сектантами или иностранными шпионами, и он недоволен этим.
«Для некоторых протестанты являются если не врагами, то потенциальной опасностью, поэтому их нужно сдерживать», — пояснил Десницкий.
Оссеварде обратил внимание на такой интересный факт: «Слово «православный» в России означает «Правильный способ славить Бога», что означает, что любой другой путь неприемлем», — предупредил Оссеварде, свободно владеющий русским языком.
Русская православная церковь имеет влиятельного союзника в лице Владимира Путина. В последние годы президент повысил известность и влияние церкви.
На самом деле, в некоторых уголках российского общества Православная Церковь считается национальной церковью.
«Эта идея пропагандируется средствами массовой информации, обществом и, к сожалению, Православной церковью и государством», — предупредил Рахкуба.