Крещение руси рассказ: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Раритеты Президентской библиотеки о крещении Руси, определившем духовный путь Отечества

28 июля 2018 года отмечается 1030-летие крещения Руси и 1003-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Церковь и все, приверженные православию. В фонде Президентской библиотеки собрано множество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они освещают крещение Руси как исторический факт, раскрывая при этом личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и последствия этого решения для укрепления и развития государства.

«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка-Русь святая! – читаем в книге Н. Фреймана «Рассказы сельского учителя; Начало Руси» (1894). – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих!.. Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества! А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! <…> В тех местах, где теперь храмы Божии благолепием сияют. .. там в те поры проливалась кровь человеческая и славились боги языческие».

Впрочем, выросший в период язычества Владимир не был его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было, – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), – Киев, имевший в своём населении в то время уже несколько христианских храмов, мало-помалу отвыкал от старинного язычества». Но до принятия христианства как основной религии в государстве было ещё далеко.

Укрепление государства, однако, требовало принятия единой веры, нужно было только не ошибиться с выбором. И Владимир начинает изучать четыре господствующие религии, чтобы выбрать из них одну для матушки-Руси.

Между тем славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888). Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко. О продвижении веры в среду славянских народов пишет К. Бестужев-Рюмин в сочинении «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910).

Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описывается в «Повести временных лет», прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, опубликованных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же ещё до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать, что посланцам князя Владимира не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.

Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир. В раритетной книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) повествуется, как всё происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принёс неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.

Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В.  П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнёс в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».

Повесть временных лет. Владимир. Крещение Руси

Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. “Велик ты, Господи, и чудны дела твои!” Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:

— Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.

Они же исполнили, что им было ведено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:

— Если не придет кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:

— Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре. Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:

— Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мясниками, а неведавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.

Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди.

И по другим городам начал ставить церкви н определять попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.

Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих — Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:

— Нехорошо, что мало городов около Киева.

И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.

Вопросы и задания:

  1. Назови причины крещения самого князя Владимира.
  2. Как князь поступил с кумирами?
  3. Зачем устраивалось избиение кумиров?
  4. Добровольно ли крестились жители Киева по описанию летописца?
  5. Что принесло христианство для людей Древней Руси?

Отвечая на вопросы, ты можешь воспользоваться ресурсом «Инструменты. Как читать летопись и хронику».

историй, которые я рассказал в России о. Дэвид Мэй

Часть 1

Недавно я проехал полмира, чтобы посетить наш Дом Мадонны в Красноярске, Сибирь, в России. Я оказался вовлеченным во множество интересных бесед с нашими друзьями и сторонниками в этом городе с населением более миллиона человек.

Конечно, у меня было много вещей, которыми я хотел поделиться, в том числе истории о Кэтрин Доэрти, основательнице нашего сообщества, которая сама была родом из России, но не из Сибири. У меня было несколько таких историй, и людям, похоже, они нравились, а также многое извлекали из них, когда они были переведены с английского на русский.

Их ответы навели меня на мысль. Почему бы не поделиться теми же историями с читателями Restoration? Вот два из них.

***

Серым ноябрьским днем ​​я прибыл в Дом Мадонны в Комбермире. На самом деле, это был День памяти, 11 ноября 1972 года. Мне был 21 год, и я искал корни своей веры, чтобы увидеть, действительно ли они подлинны, если они были настоящими.

В силу различных обстоятельств меня направили в Комбермир как в истинно католический центр, где я мог получить истинное руководство по вопросам нашей Веры.

У меня было много вопросов, и несколько человек пытались ответить, но я все еще был неудовлетворен и беспокоен. Я хотел знать, был ли Иисус Христос реальным или нет. Я хотел знать, жив он или нет. Я знал, чему учила Церковь, но где доказательства истинности этого учения?

Самым убедительным свидетельством того, что моя собственная мать придерживалась своей католической веры, я убедился в смутных временах в нашей молодой семье в 1950-х годах. Но теперь мне нужен был другой свидетель, кто-то, кто мог бы «объяснить», как Господь мог допустить, чтобы такие вещи происходили.

Итак, я с нетерпением ждал приезда Кэтрин Доэрти, которая была в командировке, потому что о ней говорили, что она святой человек, мудрая, может быть, даже святая. И поскольку я никогда не встречал святых — по крайней мере, я не знал, что встречался с ними, — я надеялся, что она сможет мне помочь.

Наконец она вернулась. Однажды вечером вскоре после этого она гостила у людей в столовой Дома Мадонны, где было принято пить чай и навещать друг друга. Медленно Кэтрин обошла столовую и, наконец, подошла к столу, за которым я сидел. И тут она посмотрела на меня!

Я знал, что это мой шанс. Но прежде чем я успел заговорить, она сказала мне, протягивая мне небольшую брошюру: «Вот что Мадонна Хаус думает о бедности». Это было маленькое стихотворение, которое она написала о евангельской бедности, что меня мало интересовало в то время. Итак, я проигнорировал брошюру и сразу перешел к делу.

«Б», сказал я быстро, «в Евангелии от Иоанна, глава 14, стихи с 1 по 6, Иисус говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь». Я хочу верить в это, но я не мочь. Что я должен делать?»

— О, — сказала она, — ты еще не готов к этому, — быстро взяла брошюру из моей руки и положила обратно в свою корзину. «Вы спрашиваете о вере — как вы обретаете веру?» она сказала. «Я покажу тебе.»

С этими словами она повернулась к стене рядом с нашим столом, на котором висела икона Иисуса Христа. Она сказала мне: «Вот как ты обретаешь веру».

Затем она благоговейно поклонилась иконе, прикоснувшись рукой к ноге в жесте благоговения. Совершив крестное знамение в русском стиле, она легла на пол, плашмя на живот! И она лежала там некоторое время.

Она была тихой, совершенно безмолвной и неподвижной. Казалось, она лежала целую вечность, хотя, должно быть, всего пару минут.

Тем временем эта маленькая драма начала привлекать внимание всей столовой. Люди напрягались, чтобы увидеть, на что я спровоцировал 75-летнюю основательницу Дома Мадонны! Мы ждали. И мы ждали. И мы ждали.

Затем очень, очень медленно и очень осторожно она поднялась на ноги с помощью трости и, не сказав ни слова, пошла прочь. Затем она внезапно повернулась ко мне, озорно подмигнула и сказала мне фразу, которую я никогда не забуду: «пару таких ночей… а остальное предоставь Богу!» С этим она ушла.

***

На следующий день, в воскресенье, мы все вместе были на мессе в часовне Богоматери Лесной. После Причастия было какое-то молчание, и я был где-то посередине, но ближе к фронту, стоя на коленях на голом деревянном полу, как и многие другие.

Внезапно я услышал то, что можно назвать громким сценическим шепотом слева от меня, где сидели Кэтрин и другие наши старейшины. Шептун задавал вопрос: «Как его зовут?» Каким-то образом я понял, что это относится ко мне, но я не поднял головы и не подал виду, что что-то слышу.

В ответ кто-то прошептал: «Я не знаю». В свою очередь этот человек обратился к своему соседу, задав тот же вопрос: «Как его зовут?» Ответ пришел издалека: «Я не уверен».

«О нет, — подумал я. «Как долго будет продолжаться эта драма?» К счастью, следующий человек встретил меня и сказал: «Его зовут Дэйв».

Эта информация передавалась по ряду, от шепчущихся к шепчущим, пока имя «Дэйв» не достигло слабого слуха основательницы, после чего она прошептала молитву, слышимую для ангелов и людей: «Господи, пожалуйста, помоги Дейву !” Что интересно, меня все это не смутило, а растрогало и утешило.

Что касается вчерашней встречи, то я понял, что она говорила не буквально, то есть две ночи молитвы и готово! Она говорила мне, что если я чего-то хочу от Бога, я должна быть достаточно смиренной, чтобы просить об этом, действительно просить снова и снова.

Но и то, что мои огромные (для меня) проблемы с Верой, такие сложные для меня, были для Бога предельно просты, и Он решит их в свое время, по-своему.

Через некоторое время мужчин, работающих в гостях, пригласили на вечер в каюту Екатерины. Мы могли спросить ее о чем угодно, даже если мы могли хорошо рассмотреть ее жилые помещения.

После того, как мы поселились там на некоторое время вместе, я заметил на стене табличку, которая гласила: «Боль — это поцелуй Христа». Это было очень похоже на дальнейшие вопросы, которые кипели во мне, поэтому я спросил ее, что имелось в виду под этим утверждением.

Ее ответ был незабываем. Она сделала паузу. Она закрыла глаза. Она открыла их, пожала плечами и сказала: «Я не могу этого объяснить. Этому вы должны научиться сами, между вами и им. Насколько правдивыми должны были оказаться эти слова — в свое время!

продолжение следует

ЭКСКЛЮЗИВ: Когда один американский миссионер осмелился проповедовать Евангелие в путинской России… свобода в РФ до сих пор бушует.

Семь месяцев назад Дональд Оссеварде стал первым американцем, осужденным за нарушение российского закона, запрещающего проповедовать Евангелие вне зарегистрированной церкви.

Теперь он предстанет перед Верховным судом России, и исход дела может иметь огромные последствия для всех христиан страны.

Распространение Евангелия

История Оссеварде и его жены Рут началась 14 лет назад, когда они переехали в российский город Орел.

«Мой район находится в 250 милях к югу от Москвы, и они очень, очень коммунистические», — сказал Оссеварде CBN News в своем первом интервью американскому телевидению. «У них [в Орле] очень советский менталитет в этом районе».

Супруги решили, что Орел будет хорошим местом, чтобы обосноваться, купить небольшой дом и начать проповедовать.

«Я здесь, чтобы дать им Евангелие Иисуса Христа, чтобы сообщить им благую весть о спасении», — сказал Оссеварде.

Для этого эти миссионеры-баптисты разложили евангельские трактаты с указанием своего домашнего адреса в каждом почтовом ящике каждого многоквартирного дома в Орле.

«В Орле 320 000 человек, поэтому все получили личное приглашение от меня с планом спасения», — сказал Оссеварде.

И люди откликнулись. CBN News получил запись проповеди и богослужения Оссеварде в его гостиной…

…и проведения водного крещения русского верующего.

«Все знают, что мы там. Мы действуем открыто. Ни для кого не секрет, что мы делаем и почему мы это делаем», — сказал баптистский миссионер. «Мы единственные американцы в радиусе 250 миль, поэтому все в городе знают, что я американец».

«Тревожный» русский тренд

Но утром в воскресенье, 14 августа 2016 года, их работа резко остановилась.

«Я ждал этого за три недели до этого, а потом, когда они [полиция] вошли, я подумал: «Хорошо, пошли».

Давайте остановимся здесь на мгновение.

За 25 дней до этого, 20 июля, президент России Владимир Путин подписал новые поправки в закон, регулирующие религиозную жизнь.

Под предлогом борьбы с терроризмом Путин дал властям право «запретить проповедь, молитву, прозелитизм и распространение религиозных материалов за пределами санкционированных правительством церквей».

Государственный департамент США предупредил, что этот шаг сигнализирует о «тревожной российской тенденции к запугиванию и преследованию».

Организация Сергея Рахубы работает в России и еще 13 странах постсоветского пространства.

«Этот закон известен среди евангельских христиан в России как «антимиссионерский» закон, потому что он налагает жесткие ограничения на деятельность евангельских церквей и иностранных миссионерских организаций», — пояснил Рахуба, глава миссии «Евразия» в Иллинойсе.

Помимо прочего, закон требовал, чтобы иностранные миссионеры имели разрешение на евангелизацию. Кроме того, чтение Библии, пение или просто молитва вне зарегистрированной церкви, даже дома, стали незаконными.

Роман Лункин — юрист Славянского центра права и справедливости, российского аналога Американского центра права и справедливости, группы, которая занимается делами о свободе вероисповедания по всему миру.

«Закон нанес серьезный ущерб, потому что внезапно многие христиане испугались, что просто говорить о вере или делиться с другими о Боге было преступлением», — сказал Лункин CBN News в Москве.

Андрей Десницкий, известный российский комментатор, сказал CBN News, что «закон предписывает нам не делать ничего, что можно было бы назвать «миссионерской деятельностью», в том числе, например, говорить: «Я верю в Иисуса».

Сторонники настаивают на том, что закон необходим для борьбы с терроризмом, особенно с актами, совершаемыми радикальными мусульманами.

Но у верующих Рахуба есть и более зловещие планы.

«Российские власти пытаются ограничить протестантские и евангельские движения и помешать им распространять свое влияние и вести Евангелия», — заявил Рахуба.

Грубое пробуждение для Оссевардес

Вернувшись в Орел, более чем через три недели после принятия закона, Оссеварде проповедовал дома, когда внезапно появились русские офицеры.

«Эти трое полицейских вошли прямо в наш дом, где мы встречаемся и оказываем свои услуги», — сказал Оссеварде CBN News.

Его жена сфотографировала офицеров в штатском.

«Они [милиционеры] не стучали в дверь. Они просто вошли», — вспоминает она.

Они подождали, пока Оссеварде закончит свою проповедь, и начали всех допрашивать.

«Они [полиция] спросили их [конгрегацию]: «Что вы здесь делаете?» Что этот парень [Оссеваарде] здесь делает?», — вспоминал Оссеварде.

Через несколько часов Оссеварде был доставлен в полицейский участок и сказал, что ему «были предъявлены обвинения в незаконной миссионерской деятельности».

Затем он стал первым американцем, осужденным по новому закону.

Оссеварде был оштрафован на 640 долларов за проведение религиозных служб на дому, а также за расклейку плакатов, рекламирующих эти собрания.

Он дважды подавал апелляцию в местный суд и проиграл. И он не один.

Лункин, представляющий Оссеварде, говорит, что почти три десятка человек, в основном россияне, стали жертвами закона.

«Свидетели Иеговы, саентологи и мормоны также стали мишенью», — сказал Лункин.

А буквально в прошлом месяце русский инструктор по йоге был арестован за «незаконную миссионерскую деятельность».

Но осталась одна группа.

Русская Православная Церковь

Закон вряд ли затронет православную церковь, к которой, по словам 70 процентов россиян, они принадлежат.

«Никогда, никогда, никогда [православная церковь не пострадает], потому что сейчас Русская православная церковь тесно связана с государством», — сказал Десницкий CBN News.

Десницкий, русский православный, говорит, что в его церкви растет число тех, кто считает всех неправославных христиан сектантами или иностранными шпионами, и он недоволен этим.

«Для некоторых протестанты являются если не врагами, то потенциальной опасностью, поэтому их нужно сдерживать», — пояснил Десницкий.

Оссеварде обратил внимание на такой интересный факт: «Слово «православный» в России означает «Правильный способ славить Бога», что означает, что любой другой путь неприемлем», — предупредил Оссеварде, свободно владеющий русским языком.

Русская православная церковь имеет влиятельного союзника в лице Владимира Путина. В последние годы президент повысил известность и влияние церкви.

На самом деле, в некоторых уголках российского общества Православная Церковь считается национальной церковью.

«Эта идея пропагандируется средствами массовой информации, обществом и, к сожалению, Православной церковью и государством», — предупредил Рахкуба.