Крещение руси начало истории: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Руси — начало истории святости

В эти дни мы празднуем крещение Руси. Конечно, это важнейшее историческое событие, в котором возникает новый народ — русские. Даже в глазах неверующего историка оно не может не быть поворотным. На месте конгломерата племен, находившихся за пределами европейской и мировой цивилизации, возник новый народ, которому предстояло занять одно из важнейших мест в мировой истории.

Но Крещение Руси — не просто историческое событие; его можно назвать метаисторическим. Оно является одним из тех точек, через которые в наш мир входит надмирная и сверхъестественная реальность, Царство Небесное, владычество Бога.

На горизонтальном уровне, человеческая история выглядит чем-то хаотичным, полным насилия и греха. Правители проливают кровь, чтобы утвердить свою власть и одолеть конкурентов; поднимаются могущественные империи, переживают период расцвета, потом ветшают и падают. Народы переселяются на новые земли, поколения за поколениями приходят, страдают, враждуют и умирают.

Как было сказано еще в Ветхом Завете, «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Екл.1:2-5)

Но Крещение Руси означает, что в этой долгой и трагической истории, на ее глубине присутствует Божий промысел, и, незаметно для большинства, поглощенного грохотом этого мира, Бог выращивает тех, для кого Он создал это мир — святых. За княжескими междоусобицами и всеми бедствиями русской истории было множество людей — известных нам и неизвестных — которые верили в Бога, искали Его воли, стремились жить по Его заповедям.

Эти люди могли показаться бессильными — в мире, который полагается на силу оружия, силу денег, силу политической изворотливости, они казались ни на что не способными неудачниками, которые уходили в леса и пустыни, чтобы молиться Богу. Но именно они меняли — и меняют — лицо страны и мира.

Например, преподобный Сергий Радонежский, который всю свою жизнь избегал власти, который ничего не искал, как только молитвы и богообщения, изменил лицо Руси гораздо больше, чем правители и полководцы. Святые Божии выполняют совершенно непонятную внешним, но самую важную миссию — через них в мире действует Бог.

Как мы знаем, самые важные события в истории мироздания — Воплощение, Смерть и Воскресение нашего Господа — были практически проигнорированы римскими историками, которые прозевали рождение мировой религии. Они были поглощены тем, что производило шум и грохот — войнами, дворцовыми переворотами, разборками между сильными мира сего — и упустили из вида, что Господь «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лук.1:52), и через три века сам Римский Император смиренно склонится перед Распятым.

Самое важное в истории происходит незаметно — и не на том уровне, который этот мир считает важным. Мир меняют не политики и не полководцы — а святые. Люди, которые принимают православие всерьез — и видят мир во свете церковной веры.

Эта вера научает нас взирать на Святую Троицу — Бога, единого в трех Лицах, который создал мир и каждого человека из любви, искупил грешников Крестом Христовым и призывает каждого к жизни вечной и блаженной в общении с Ним.

Она научает нас тому, что все мы созданы для вечности — и к вечности должны обратить наш взор, полагая самым важным в нашей жизни угождение Богу.

Вера задает совершенно другую систему ценностей и координат — когда, то что полагает важным, ценным, даже священным этот мир, теряет всякое значение, и человек обретает новое призвание перед Богом, Творцом и Искупителем мироздания.

Наши корни как народа, как этнической общности со своим языком, культурой и историей, восходят к событию Крещения Руси. Но это событие породило и другую общность внутри нашего народа — святых. Тех, кто сейчас предстоит за нас Богу у Его престола.

Само слово «святой» значит «отделенный для Бога» — подобно тому, как бывают священные сосуды или свящённые одеяния, которые можно использовать только для богослужения. Святые — это были люди, подобные всем остальным, которые родились и выросли в том же мире, погруженном в те же страсти. Но они решили обратиться к Богу, как к Кому-то реальному и самому важному в их жизни. Они стали той евангельской закваской, которая изменила мир вокруг них.

Та духовная реальность, которая началась с Крещения и отразилась в множестве русских святых, не обладает какой-то внешней принудительностью. Как говорит Христос, «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лук.17:20) Люди могут ее игнорировать. Но, в конечном итоге, именно она побеждает — она вновь и вновь созидает то, что пытаются растерзать и разрушить бури этого мира.

Святая Русь, которая начинается с днепровского Крещения, существует на гораздо более высоком уровне реальности, чем все современные политические потрясения.

И сегодня, вспоминая Крещение Руси, мы можем увидеть заключенный в нем призыв к святости. К полной и безраздельной преданности Богу, которому святой Владимир посвятил свой народ.

День Крещения Руси 2020 — история праздника 28 июля — SakhaLife

28.07.2020

10:11

3851

Православие

День Крещения Руси — это памятная дата в России в память о крещении Руси в 988 году.

Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, День Крещения Руси не является выходным днём.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

« Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его! »

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для ромейских василевсов. Тогда в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою)

В месяцеслове Русской Церкви никогда не было и нет ежегодного (положенного богослужебным Уставом) воспоминания в честь событий 988—989 годов; однако, в связи с празднованием 1 августа Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (Первого Спаса), существует мнение, что положенный русским богослужебным Уставом «крестный ход на источники» в сей день установлен в память крещения Руси.

Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного.

Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века, использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире», «обращение князя Владимира»[66], «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе». Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем», как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему.

Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало:

«По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси».

Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.

Однако в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле».

#день крещения руси#День Крещения Руси 2020 — история праздника 28 июля#крещение руси

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82

Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!


Наверх

Владимир Светлый Солнышко и христианизация Древней Руси в исторических материалах Президентской библиотеки

28 июля в нашей стране отмечается День Крещения Руси, а Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. В фонде Президентской библиотеки собрано множество исторических и научных материалов, связанных с этим важным событием. Среди них публикации разных лет в его электронных версиях, научные статьи, видеолекции и радиопередачи. Помимо оценки крещения Руси как исторического факта, эти программы также раскрывают личность Владимира Солнышка, мотивацию такого выбора государственной религии и его последствия для страны.

Принципиальный поворот от язычества к христианству был самым значительным событием в жизни славянского народа. Вот цитата из речи священника В. П. Некрасова «К 900-летию Крещения Древней Руси», произнесенной им в 1888 г. на заседании правления Виленского православного Свято-Духовского братства, по поводу к христианизации России: «Это было духовное возрождение страны, оно заложило новые основания в тогдашнюю Россию, приспособление и осуществление в жизни русского народа этих высших истин, принесенных сюда Спасителем с небес, и которые закладывают в жизни всякого народа основу христианского сознания, с него начатого».

Исходной точкой, с которой начался процесс обращения Руси в православную веру, считается 988 год — в этот год крестился князь Владимир, царь-самодержец, сумевший своей сильной рукой собрать многочисленные отдельные княжества под своим прикрытие крыла Киева.

Между тем, еще до этого времени славяне уже были знакомы с христианством. Считается, что святой апостол Андрей (Протоклетос или Первозванный) первым принес учение Христово на Русскую землю: «Плыл по реке дальше к горам — к тому месту, где ныне стоит город Киев… Когда Апостол встал утром и сказал своим ученикам: «Видите эти горы? На эти холмы сойдет благодать Божия, и здесь станет великий город. По воле Божией там будет стоять много церквей». После этих слов апостол взошел на горы и благословил их. А потом воздвиг на них крест», — читаем в издании 1888 года «Великий равноапостольный князь Владимир: из русской истории». Начали свою просветительскую деятельность на территории Руси святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианство приняли князья киевские варяги-русские Аскольд и Дир, а позднее – княгиня Ольга, бабушка Владимира Красное Солнышко.

Существует много разных версий, почему князь Владимир отвернулся от веры предков в сторону учения Христа. По словам одного из них, язычество для него исчерпало себя. «Владимир не был убежден закоренелым язычником; исповедуя свою религию, он не был доведен до самопожертвования. Можно с уверенностью сказать, что умного князя это не удовлетворило, и он не имел твердой веры в идолопоклонство», — пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888 г.), представленном на Президентской Сайт библиотеки.

Перед Принцем стояла непростая задача — выбрать для своей страны из четырех господствовавших в то время в Европе религий: магометанство, или ислам, западное христианство, иудаизм и греческое православие. Представители первой тройки были отвергнуты по разным причинам, более всего Владимира наполнил разговор с посланником Византии. «С самого начала грек рассказывал князю об основных событиях Ветхого и Нового Завета вплоть до апостольской проповеди. Князь слушал внимательно, изредка перебивая рассказчика вопросами; новый мир только что открылся перед ним; и когда, наконец, грек, ссылаясь на предсказания конца мира, развернул перед Владимиром полотнище с изображением Страшного суда и объяснил ему, что проповедники, стоящие по правую сторону от Господа, находятся на небе, и стоя слева — грешники, сошедшие в ад, Князь в глубоком волнении закричал: «Приветствуйте этих правых, и горе тем левым», — так описана роковая встреча в «Начале христианства на Руси». и Крещение великого князя Владимира» 1900-е издание из фондов Президентской библиотеки. Согласно книге, «желая истинной веры не для себя одного, но для всего народа» князь совещался с боярами и старейшинами города. В результате было решено разослать эмиссаров в разные края с целью посмотреть, какая страна «лучше служить Богу».

В 1914 году типография Святейшего Синода, располагавшаяся в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Отсюда мы, в частности, можем узнать об итогах похода: русские посланники не любили службы у болгар и у немцев, в отличие от православных: «Они вели нас туда, где служат своему Богу, а мы не осознать, были ли мы на небе или на земле; потому что такая красота не принадлежит Земле. Мы не знаем слов, чтобы описать эту красоту. Известно только, что там сам Бог остается с людьми, и что их служба лучше, чем в других странах. Мы никогда не забудем эту красоту. Тот, кто пробовал сладкое, не хочет пробовать после этого горького. Так что мы не можем больше оставаться здесь, в язычестве». Таким образом, духовный путь России был определен.

По примеру княгини Ольги Владимир не захотел креститься в Киеве и решил принять веру непосредственно от греков. Зная, какие они упрямые и гордые в ответ на просьбы, князь решил взять близлежащий греческий город и уже как победитель просить у греков жену и веру. Подробный отчет об этом походе описан в книге А. Л. Бертье де ла Гарда «Как Владимир осаждал Корсунь» (1909 г.). Поход закончился победой киевского князя и в 9В 88 г. в соборе Василия Блаженного на центральной площади греческого города Корсунь (Херсонес Таврический) Владимир был крещен в православную веру.

Процесс крещения Древней Руси длился более десяти лет, новая вера воспринималась народом серьезно: «Ослепленные языческим невежеством люди смотрели на книжное учение, как на колдовство, и благословение Владимира казалось несчастьем им», — написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, святом Владимире, его сыновьях и Печерской Лавре». Языческие верования и обычаи сохранялись на протяжении многих веков, но со временем православная вера полностью укрепилась на Руси. «Это позволило тем развить русскую национальную культуру, которая создала единственный в истории образ богоносного народа, который, сочетая в себе идеалы Востока и Запада, охраняемый Православием от духовного порабощения, имеет свое слово для мира — слово мировой правды», — эти слова из выступления кандидата церковных наук С. Г. Рункевича от 1915 под названием «Святой великий равноапостольный князь Владимир» и сущность его исторического значения.

Истоки христианства на Руси-Украине: немного истории и географии

Легенда о «выборе веры» князя Владимира

18 июня, 09:27

Фото Константина ГРИШИНА

Поделиться:

В этом году исполняется 1025 лет со дня крещения Руси. Как известно, «искавший веры» для своей страны князь Владимир избрал византийское христианство в 9 в.88. Это позволило воспринять высокую византийскую культуру и стать международной державой, с которой считались другие государства. Выбор «византийского вектора» был обусловлен также распространением на Руси кирилло-мефодиевской религиозной традиции и хорошо понятного русским народом старославянского языка, который использовался в богослужении и в сфере высокой культуры. В условиях сильной Руси-Украины XI-XII вв. это способствовало созданию мощной Русской цивилизации, которая в том или ином виде просуществовала до XVIII в. Русь XI-XII вв. во многих сферах опережала латинский Запад.

Прежде чем рассказать о принятии христианства князем Владимиром, «Повесть временных лет» дает длинное и похожее на легенду описание «выбора веры» этого князя. Этой теме посвящено большое количество книг, но обычно они посвящены такому понятию, как крещение Руси. Авторы редко обсуждают другие возможности «выбора веры» (языческой, мусульманской, иудейской или западно-христианской). Большинство из них считают, что эти возможности не имели перспективы.

Однако это не совсем так. Примечателен уже тот факт, что в «Повести временных лет» столько внимания уделяется «избранию веры» и критике инославных верований. Естественно, истории о «выборе веры» в «Повести…» — это легенды. Однако за любой легендой стоит некоторая реальность. Так что, если бы не было возможности «избрать веру», эти легенды не возникли бы и христианские летописцы не освещали бы их так сильно. Они хотели продвигать идею о том, что христианство византийского обряда было правильным и единственно возможным выбором для Руси.

Этот постулат христианских летописцев (в видоизмененной, «секуляризованной» форме) был и остается так или иначе господствующим среди ученых, изучающих историю Древней Руси. Причина в том, что, во-первых, они, как правило, воспитывались в христианской (часто православной) культуре, а во-вторых, пользовались в основном весьма заслуживающими доверия христианскими источниками. Что касается нехристианских источников, освещавших «выбор веры» князя Владимира, то они либо не сохранились, либо подвергались критическому анализу, либо использовались крайне редко.

Сначала процитируем вышеупомянутую сказку. В записи от 6494 г. (986 г. н. э.) говорится: «Пришли магометанские болгары и сказали: „Ты, князь, мудр и умен, но закона не знаешь. Верьте в наш закон и поклоняйтесь Магомету». развратный блуд с женщинами после смерти. Даст Магомет всем по семьдесят женщин, выбери одну красивую, прибавь к ней красоту всех их, и эта женщина будет женой этому человеку. Он говорит, что любая похоть должна быть удовлетворена здесь. И если человек несчастен в этом мире, он будет таким же [в том мире]. А кто здесь богат, тот и там останется». Владимиру нравилось их слушать, ибо он сам любил женщин и блуд. Но он ненавидел то, что ему говорили об обрезании, свинине и, особенно, о питье. Он говорил: «Веселье есть часть жизни на Руси», без него мы не можем» 9 .0003

«Тогда немцы пришли из Рима, говоря: «Мы пришли по приказу папы». И они сказали ему: «Папа сказал тебе: «Твоя земля такая же, как наша вера. И наша вера светла. Мы поклоняемся Богу, сотворившему небо, землю, звезды, луну и всякое дыхание, а ваши боги деревянные». если возможно. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу

Бога, — сказал наш учитель апостол Павел.

«Когда хазарские евреи услышали это, они пришли и сказали: «Мы слышали, что болгары и христиане пришли научить тебя своей вере. Но христиане верят в того, кого мы распяли, а мы верим в единого бога Авраама, Исаака и Иакова». и соблюдать субботу». Он спросил тогда: «Где твоя земля?» И они сказали: «В Иерусалиме». Он также спросил: «Есть ли она еще там?» предков и рассеяли нас по землям за грехи наши, а землю нашу отдали христианам». Если бы Бог любил вас, Он не рассеял бы вас по чужим землям. Думаешь, и мы должны страдать от этого горя?»

«И тогда греки послали философа [Кирилла] к Владимиру, который сказал следующее: «Мы слышали, что болгары пришли научить тебя принять свою веру. Но их вера оскверняет небо и землю, ибо они были прокляты более всех других народов за то, что были подобны Содому и Гоморре, на которые Бог бросил раскаленные камни и совсем их потопил. Так же и этих людей ожидает день смерти, когда Бог спустится на землю, чтобы совершить суд и уничтожить всех, кто совершает беззаконные поступки и скверны. Эти люди моют свои задницы водой, используют ее в рот и смазывают ею свои бороды, произнося имя Мухаммеда. Их женщины делают еще более грязные вещи: они едят отходы совокупления своих мужчин». Услышав это, Владимир плюнул на землю и сказал: «Это нечистое дело».0003

«Философ сказал тогда: «Мы слышали, что немцы пришли из Рима, чтобы научить вас своей вере. Их вера мало чем отличается от нашей, хотя они и употребляют опресноки, т. е. вафли, при вознесении молитвы, но Бог велел им совершать службы на хлебе, вместо того, чтобы дать им завещание. Он повелел апостолам взять хлеб и сказать: «Возьмите это и ешьте: это тело Мое». Также он взял чашу и сказал: «Это кровь Моя Нового Завета». и они не придерживаются правил своей веры» 9.0003

«Владимир сказал тогда: «Иудеи пришли ко мне и говорят: «Немцы и греки верят в того, кого они распяли». Философ сказал на это: «Воистину мы верим в одного, ибо их пророки предсказали, что Бог родится, и другие распнут и похоронят Его, но Он воскреснет через три дня и вознесется на небеса. Они убили этих пророков, а также уничтожили других. Когда сбылось пророчество – Он сошел на землю и, распятый, воскрес и вознесся на небо, – он ждал сорок шесть лет, пока они покаются, но они так и не покаялись. И Он натравил на них римлян: они разорили их города и рассеяли их по землям, и были они в рабстве в [разных] землях».

«Владимир спросил тогда: «Зачем Бог сошел на землю и взял на себя такие страдания?» И сказал философ в ответ: «Если ты, князь, хочешь слушать, я с самого начала скажу тебе, почему Бог пришел на землю.» Владимир сказал на это: «Я буду рад тебя послушать».

Затем следует длинная «Повесть о философе». На самом деле это описание библейской истории, от Ветхого до Нового Завета. Кто-то может спросить, почему христианский проповедник в «Повести временных лет» назван философом. Дело в том, что византийская, а затем древнерусская традиция рассматривала философию как любовь к мудрости и одновременно любовь к Богу. Поэтому философ – это, прежде всего, человек, умеющий читать и толковать Священное Писание, каковым, собственно, и является вышеупомянутый христианский проповедник.

В конце проповеди философ предлагает Владимиру креститься. «И Владимир учел это, сказав: «Подожду немного», ибо хотел узнать больше обо всех верах», — говорится в летописи.

Значит, как следует из «Повести временных лет», христианский проповедник, несмотря на свое красноречие, не смог убедить Владимира. Князь проявляет осторожность и хочет «испытать» предложенные веры, отправив своих посланников к разным народам, чтобы сделать вывод, какая вера лучшая. Например, запись «Повести временных лет» от 649 г.5 (987 г. н.э.) говорит следующее: «Владимир созвал своих бояр и градских старост и сказал им: «Болгары пришли ко мне, говоря: „Примите наш закон“. Потом пришли немцы и приветствовали их закон. Потом пришли евреи. После них пришли греки. Они поносили все законы и превозносили свой собственный, и они долго говорили о периоде от сотворения мира и далее. Разговаривают мудро и говорят, что есть и потусторонний мир, и их интересно слушать. И если человек обратится в их веру, он воскреснет после смерти и больше не умрет. Но кто примет другой закон, тот будет гореть в огне иного мира. Так что ты мне посоветуешь? Каков ваш ответ?»

«И сказали бояре и старцы: «Ты знаешь, князь, что хвалят, а не ругают то, что принадлежит ему. Если ты хочешь знать больше, у тебя есть люди. Пошлите их узнать, как люди служат своему Богу.»

«И этот совет пришелся по душе принцу и всему народу. Выбрали десять хороших и умных мужей и сказали им: «Сначала пойдите к болгарам и разузнайте об их вере и служении». и они вернулись в свою землю. И сказал им Владимир: «Идите к немцам и там посмотрите, а потом идите к грекам».0003

‘Они пришли к немцам и, побывав в их церкви и службе, отправились в Константинополь, где их принял кесарь [Василий]. Цезарь спросил [их], зачем они пришли, и они ему все рассказали. Услышав это, Цезарь обрадовался и в тот день почтил их должным образом. А на другой день послал [послание] к патриарху [Николаю], говоря: «Посланники русские пришли испытать нашу веру». Итак, приготовь церковь и духовенство и облачись в ризу. Да увидят славу Бога нашего». Услышав это, патриарх приказал собрать все духовенство и совершить праздничную службу. Они зажигали кадильницы и пели хором.

«И отвел их кесарь в храм [Святой Софии], поставил на почетное место, показав им красоту храма, песнопения, архиерейское служение, и диаконов, стоявших впереди, и рассказав о как они служили своему Богу. Очарованные и удивленные, они хвалили их службу. Тогда кесари Василий и Константин сказали им: «Идите в землю вашу». И Василий отпустил их, одарив их щедрыми дарами и почестями.

«Когда они вернулись в свою землю, князь созвал своих бояр и старцев. И Владимир сказал: «Вернулись те, кого мы послали. Давайте послушаем от них, каково это было». И он сказал им: «Расскажите об этом мне и моим воинам».

«Итак, они сказали: «Мы сначала пошли к болгарам и видели, как они поклонялись в храме, мечети, без пояса. После поклона все сядут и оглядятся, как сумасшедшие, и нет в них радости. Там много вони, и закон у них плохой. Потом мы пошли к немцам и увидели, что они предлагают услугу, но никакой красоты мы не увидели. А потом мы пошли к грекам. И нас повели туда, где они молятся своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо другого такого зрелища и красоты нет в мире — и мы не в силах высказаться [об этом]. Все, что мы знаем, это то, что [их] Бог должен жить среди людей, и их служение лучше, чем где-либо еще. Мы не можем даже забыть эту красоту, потому что тот, кто впервые попробовал сладкое, никогда не отведает горького. Точно так же мы не должны жить здесь как язычники».

«Сказали бояре в ответ: «Если бы закон греческий был плох, то не приняла бы крещения бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей». пожалуй, главный фактор в выборе веры. Они выбрали ту веру, которая была более красивой и эстетически привлекательной. Здесь следует отметить, что украинцы, как и древние греки, рассматривают эстетическое как нечто неразрывно связанное с этическим. Например, что-то красивое тоже считается хорошим. Когда украинцы говорят «хороший человек», они имеют в виду, что он красивый и в то же время добросердечный. Итак, когда вера прекрасна, она также хороша и достойна принятия.

Несмотря на эстетическую сторону этой сказки, выбор Владимиром христианства все же кажется рациональным вариантом. Князь в первую очередь выслушивает представителей различных религий (мусульман, иудеев, христиан). Он не торопится с выбором. Затем он слушает своих посланников, склоняясь к христианству. Другими словами, его выбор – результат долгих размышлений.

Ведь Владимир нападает на Корсунь, чтобы завоевать этот византийский город и пройти крещение, женившись на сестре византийских императоров. Поэтому крещение Владимира и Руси выступает на страницах летописи не как «византийская благодать», а как обдуманное и целенаправленное действие русского правителя.

История «выбора веры» князем Владимиром встречается не только в «Повести временных лет». Греческая сказка о Бандури, найденная в парижской Королевской библиотеке во второй половине 18 века, предлагает несколько похожую легенду. Утверждается, что русский царь послал своих послов узнать, какая вера лучшая. Они посетили Рим и Константинополь. Последнее произвело на них лучшее впечатление. Поэтому они посоветовали русскому царю перейти в византийскую веру, что их правитель и сделал. Он просил византийского императора прислать к нему людей, которые могли бы научить его вере. Император послал Кирилла и Афанасия (вероятно, Мефодия), которые крестили людей и составляли алфавит.

Почти понятно, что история «выбора веры» князем Владимиром носит легендарный характер. Более того, можно даже сказать, что это компиляция. Есть как минимум две похожие легенды о «выборе веры» хазарскими каганами. Например, примерно в 790 году хазарский каган Обадия принял иудейскую веру. Перед этим он заслушал не только еврейского раввина, но и представителей ислама и христианства. Каждый из них пытался склонить кагана на свою сторону. Обадия заметил во время дебатов, что и христиане, и мусульмане ссылались на иудаизм как на источник своих религий. Поэтому он решил поговорить с каждым из них наедине. Каган спросил их, какую веру они выберут помимо своей. Оба они предпочитали иудаизм. Это окончательно убедило Авдию выбрать именно эту веру.

По правде говоря, иудаизм приняли в основном высшие правители хазар. Эта религия существовала там бок о бок с исламом и христианством, а также с некоторыми древними племенными верованиями. Как было сказано выше, в 860 году при дворе хазарского кагана произошел очередной спор между иудаистами, христианами и мусульманами. Кирилл также принял участие в этой дискуссии без особого успеха. Иудейский раввин снова вышел победителем.

   Как и позднее Киевская Русь, Хазария встала перед вопросом выбора веры между христианством, исламом и иудаизмом. Дело в том, что Хазария находилась на границе двух цивилизаций – мусульманской и христианской. В то же время это государство играло заметную роль в транзитной торговле, находившейся в значительной степени в руках евреев. Для хазарских правителей выбор иудаизма был вполне закономерен. Это позволяло каганату принимать участие в международной торговле и, соответственно, извлекать из нее больше выгоды. Но была и другая сторона медали. В этой ситуации у иудаизма не было шансов стать «массовой религией», которая могла бы стать интегратором населения страны. Это была религия высших слоев, вовлеченных в торговое дело. Поэтому, судя по историческим источникам, Хазарский каганат функционировал как многоконфессиональное государство. Это было одним из основных факторов, вызвавших его распад и падение.

   Киевская Русь в некотором роде унаследовала наследие Хазарского каганата. Это государство, граничившее и частично «поглотившее» территорию Хазарии, находилось также на рубежах христианского и мусульманского мира. Торговля, в которую были вовлечены евреи, также играла важную роль в ее жизни.

Таким образом, хотя рассказы о «выборе веры» в Хазарском каганате или Киевской Руси были в основном легендой, но не благочестивой небылицей — они имели серьезное основание и, возможно, частично отражали некоторые реальные факты. Действительно, хазарским и русским правителям предстояло сделать нелегкий выбор в вопросе веры. И от этого выбора во многом зависела судьба их государств.

   Что касается князя Владимира, то ему пришлось выбирать не только между христианством, исламом и иудаизмом. Он также столкнулся с проблемой, к какому из христианств (западному или восточному) склоняться. Ибо его бабушка лавировала между «греками» и «немцами».