Крещение руси где произошло это событие: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

День крещения Руси 2022: история и меропрития

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. В этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015 — Прим. ред.) — крестителя Руси.

В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, рассказываем в материале 5-tv.ru.

Князь Владимир — до принятия крещения

Великий киевский князь Владимир жил в X–XI веках.  Его мать была из древлян, дочерью казненного святой Ольгой князя Мала за убийство ее супруга Игоря. Ольга смилостивилась над его детьми Добрыней и Малушей и взяла с собой. Добрыня стал хорошим помощником Владимиру в делах военного и государственного управления, а Малуша вышла замуж за сына княгини Святослава, хотя она и не одобряла брак с рабыней и ключницей.

В 970 году Святослав поделил Русскую Землю между тремя сыновьями: Киев — Ярополку, Овруч — Олегу, Новгород — Владимиру. Первые годы княжения Владимир позиционировал себя как яростный язычник. Он возглавляет поход против брата Ярополка-христианина и завладел киевским престолом, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечом».

До принятия христианства молодой Владимир был известен как «великий распутник». У него было около 7 жен, в том числе наложница-вдова брата Ярополка, и 23 ребенка. Все изменилось, когда молодой князь попросил руки византийской царевны Анны взамен военной помощи императорам в виде войска варягов. По тем временам это было неслыханной дерзостью, ведь девушку царских кровей не могли выдать замуж за иноверца. Однако в сложных условиях Константинополь был вынужден согласиться с одним условием — если жених примет крещение и перейдет в христианскую веру.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

Владимир Святославович принял крещение, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. При этом от своих жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. 

Греки, в свою очередь, не спешили со свадьбой. Князь Владимир, выполнив свою часть сделки, сильно разгневался и отправил войско на захват Херсонеса. Неприступный доселе оплот византийского господства на Черном море пал, а послы доставили Анну вместе с митрополитом Михаилом и свитой на венчание из Константинополя в Херсонес. Также ради совершения равного брака византийцы наделили Владимира цесарским (императорским) титулом.

Великий князь весной 988 года отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли обратно в Киев. Перед процессией с молебнами и песнопениями несли кресты, иконы и святые мощи. И вот в водах Днепра произошло историческое крещение киевлян. Накануне Владимир объявил: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Желание правителя было исполнено беспрекословно.

Владимир Медведев / ТАСС

Во всех городах по велению князя начали свергать языческих идолов, возводить церкви и крестить людей. Где-то приходилось менять веру «огнем и мечом». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.

Следом в Киеве возвели храм Софии — Премудрости Божией и кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Тогда же ввели церковную десятину.Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии.

В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа, внучкой императора Оттона Великого. По другим данным, последней женой стала неизвестная пленница.

В следующие годы правления Владимир сдерживал на рубежах Руси врагов, возводил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления Руси.

В 1013 году князь пережил заговор против себя. Сын Святополк Окаянный хотел завладеть киевским престолом, опасаясь, что отец выберет себе другого наследника. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе. После сын Ярослав решил отделиться от отца, не платить дань и обрести независимость. 73-летний Владимир готовился к походу на Новгород, однако тяжело заболел и умер в загородной резиденции в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Приближенные постарались скрыть смерть от Святополка и избежать внутриусобной войны. Тело князя обернули ковром и тайно вывезли ночью в Киевскую Десятинную церковь, где и похоронили. Святые мощи положили в мраморной раке в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

История праздника

Празднование равноапостольному Владимиру было установлено Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Традиции праздника

По благословению патриарха Кирилла, ежегодно 28 июля ровно в полдень совершают праздничный колокольный звон. Также в храмах в этот день крестят  В День крещения Руси в Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме. Священнослужители проводят молебен святому.

© РИА Новости / Сергей Пятаков

В храмах проходят торжественные службы, православные молятся святому князю Владимиру. В городах устраивают народные гуляния и проходят различные мероприятия:

  • концерты и гуляния;
  • театрализованные представления.

Празднуем День Крещения Руси – Общественная палата Тверской области

Празднуем День Крещения Руси

30.07.2012



Великий князь Владимир и княгиня Ольга крестят Русь Киевскую в водах Днепра
Фото: http://www.alchevskpravoslavniy.ru

Крещение Руси – праздник недавний, он стал государственным в 2010 году. Празднуется не только в России, но и в Белоруссии и на Украине, то есть у тех славянских народов, которых объединяет это событие, которых объединяет православная вера и Русская Церковь.

Историческое событие, названное «Крещение Руси», случилось 1 августа 988 года (по новому стилю – 14 августа), когда произошло массовое крещение киевлян в Днепре. Но современный официальный праздник приурочен к дню памяти святого князя Владимира, то есть, по новому стилю, 28 июля. И это, наверное, правильно. Это подчеркивает, что данное событие не произошло бы без воли государственного мужа. То есть в этот день мы празднуем не начало христианства на Руси. Христиане были и до святого Владимира. Вспомним равноапостольную Ольгу, бабушку князя Владимира, вспомним, что были и другие князья-­христиане, были храмы в Киеве, например, церковь Ильи Пророка. Вера христианская на Руси тогда уже была, она, конечно, не без периодических гонений, но прижилась.

Другое дело, что те славянские языческие верования, которые были у нашего народа, не позволяли ему объединиться в одно государство. У каждого племени был свой бог, свой идол, свои обряды, свои святые места. Ведь Русь составляли и кочевые народы, и финно-­угры, и славяне. Объединить всех под одной языческой религией было сложно. Поэтому ситуация, которая описана в летописях (неважно, была она в реальности или нет), когда послы ходили и смотрели, какая религия лучше, была вызвана желанием князя выбрать объединяющую религию. Христианство оказалось наиболее подходящим. С его принятием Русь вошла в семью европейских народов. С этого времени распространены взаимные браки между разными русскими князьями и королевскими домами Европы, и сам Владимир женился на византийской принцессе Анне, когда принял новую веру. Вероятно, христианство на Руси все равно постепенно победило бы язычество как более высокая религия, но Крещение Руси стало, благодаря святому Владимиру, ее политическим выбором. И этот выбор привел к образованию новой русской христианской цивилизации, наследницы Византии. Так что, каким бы прагматичным ни представлялось решение святого Владимира, оно было, с духовной точки зрения, провидческим.

В 1990­х годах стали говорить о «втором крещении Руси», когда масса наших соотечественников вернулась в Церковь. На мой взгляд, это был, по сравнению с «первым крещением Руси», процесс во многом противоположный. Не государство теперь принимало христианство, а простые люди, которые были отлучены им от Бога в советское время, становились христианами. Это не было политическим решением, а личным выбором людей, освободившихся от советской идеологии.

В праздник Крещения Руси уместно сказать несколько слов об отношениях Церкви и государства в наши дни. В каких-­то моментах можно говорить о том, что государство Церкви покровительствует. Но государство сейчас не такое, как раньше. Современные политические технологии позволяют не только покровительствовать Церкви, но и манипулировать Церковью. И мы это видим. И это означает, что Церковь должна уметь, когда нужно, сохранять дистанцию от государства. Да, мы вместе, да, у нас общие социальные, культурные проекты, но в политике необходима дистанция. Лучше всего руководствоваться евангельской заповедью: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу». Пусть государство занимается своими делами, а Церковь – своими. Поддержка государства – это неплохо, но, если бы ее и не было, для Церкви это не стало бы трагедией – не надо только репрессий.

А образ «слияния Церкви и государства» у нас, по-­моему, в большей степени раздут некоторыми средствами массовой информации. Реальная же жизнь иная и, как всегда, более сложная и многообразная.

С праздником!

 

Сергей ДМИТРИЕВ,
протоиерей, председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести

Источник: http://www.vedtver.ru/news/74/7969/

Ортодоксальная дипломатия — Фонд Карнеги за международный мир

Кремль, похоже, нашел свою особую международную роль. Он основан на консервативном национализме; поддержка традиционного международного права с его упором на национальный суверенитет и невмешательство во внутренние дела государств; решительное предпочтение эволюционного пути развития революционным потрясениям.

В минувший четверг в Кремле Президент России Владимир Путин принял высших руководителей всех 15 национальных христианских православных церквей. Поводом стало 1025-летие крещения Руси. Президент России приветствовал принятие христианства как цивилизационный выбор России и назвал его духовной опорой русского народа.

То, что внутренняя политика Кремля сдвинулась в сторону традиционных ценностей, является отличительной чертой нынешнего президентства Путина. Прекратилось исповедание общечеловеческих ценностей или общеевропейских норм и принципов. Вместо Совета Европы главным нормотворцем теперь является Московский Патриархат. Другие традиционные религии: ислам, иудаизм и буддизм также приветствуются в качестве партнеров государства.

Поддерживаемое государством возрождение традиционной религиозной веры в России имеет внешнеполитическое измерение. И Путин, и патриарх Кирилл говорили о бедственном положении христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в частности в Сирии. По мнению главы Русской Церкви, само присутствие христианства на Ближнем Востоке, его исторической родине, находится в опасности. Если произойдет «физическое уничтожение» или «вытеснение» христианства, это будет «цивилизационной катастрофой».

С момента распада Советского Союза Москва искала особую международную роль. Теперь Кремль, кажется, нашел его. Он основан на консервативном национализме; поддержка традиционного международного права с его упором на национальный суверенитет и невмешательство во внутренние дела государств; решительное предпочтение эволюционного пути развития революционным потрясениям. Таким образом, Россия решительно выступает против либерального интервенционизма; продвижение демократии; и смена режима, инициированная из-за рубежа.

На Ближнем Востоке влияние Москвы остается ограниченным, хотя и не незначительным. На этой неделе появились сообщения о предстоящей поездке Путина в Иран всего через несколько дней после инаугурации президента Роухани. Оказавшись в Тегеране, российский лидер скорее будет продвигать собственные интересы Москвы, чем служить посредником между Ираном и международным сообществом. Однако перед этим Путин совершает еще более важный визит.

Первоначальное крещение Руси произошло, конечно же, на Днепре. В субботу, 27 июля, Владимир Путин едет в Киев, чтобы отпраздновать это событие вместе с лидерами двух других стран, которые также ведут свое историческое происхождение от Древней Руси: Украины и Белоруссии. Последний был союзником и близким экономическим партнером Москвы на протяжении двух десятилетий. Украина, однако, по-прежнему затрудняется сделать четкий выбор между интеграцией с Россией или с Европейским союзом. Можно ожидать, что в Киеве Путин применит всю свою силу убеждения, чтобы склонить президента Виктора Януковича в сторону Евразии. Для российского лидера это не просто экономика или даже геополитика: он считает себя защитником и продвижением тысячелетней цивилизации. «Третий Рим» все еще имеет некоторую притягательность.

Автор:

  • Дмитрий Тренин

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Крещение, праздники в России

  1. Дом
  2. Россия
  3. Государственные праздники
  4. Крещение

19 января

Крещение в России отмечается 19 январяв память крещения Иисуса Иоанном Крестителем, которое по православному календарю произошло в этот день. Один из старейших праздников христианского календаря, это главный праздник в России, преимущественно православной стране.

Несмотря на то, что это чисто религиозный праздник, отмечаемый русскими верующими, люди, не являющиеся религиозными или исповедующие другие конфессии, все же могут оценить масштаб праздника и связанные с ним интересные водные ритуалы.

История праздников

Понимание духовного смысла Богоявления помогает пролить свет на обряды, которые соблюдаются на праздник. Иоанн Креститель был известен своими проповедями о необходимости покаяния и крещением многих людей, пришедших послушать его проповедь. В возрасте 30 лет Иисус сам попросил Иоанна крестить его в реке Иордан, что Иоанн неохотно сделал. После церемонии с небес раздался голос Божий, объявивший Иисуса Своим Сыном, после чего небеса разверзлись, и Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя. Это событие дало понять всем присутствующим, что Иисус имеет божественное происхождение, а также дало представление о Святой Троице: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Празднование Крещения Господня в России

В день перед русским Крещением, именуемый Крещенским сочельником, православные христиане обычно соблюдают строгий пост. Им разрешается есть только сочиво, кашу, которую можно приготовить из различных злаков, но чаще всего ее готовят из пшеницы, чечевицы или иногда из риса. Сочиво можно есть и после литургии на самом Крещении, но только после того, как погаснет свеча и причастится специальной крещенской водой.

На рассвете дня Крещения по всей стране слышен мелодичный звон церковных колоколов, когда большие толпы собираются на особую молитвенную литургию. Богоявленская служба проводится во всех православных храмах страны, и ее посещение обязательно для православных христиан. После проповеди прихожане молятся, ставят свечу, исповедуются в грехах, участвуют в причастии и пьют особую Крещенскую воду. Перед отъездом каждая семья может разлить по бутылкам святой напиток, чтобы забрать его домой, а затем сохранить его на следующий год для питья или очищения.