Краткое описание куликовская битва 4 класс: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: » Куликовская битва»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: « Куликовская битва»

Цель урока:

Ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.

Учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.

Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости).

Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Формируемые УУД:

познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Часть 2.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Часть 2.

Краткое описание:

На уроке учащиеся знакомятся с предпосылками Куликовской битвы, получают представление о ходе битвы, самостоятельно подводят итоги Куликовской битвы под предводительством Дмитрия Донского.

Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Вступительное слово учителя.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).

Блиц опрос.

1.В каком веке на Русь напали монголо – татарские кочевники? (13в.)

2.Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый)

3.Как стала называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)

4.Какой город держал осаду ордынцев 7 недель? (Козельск)

5. Как ордынцы прозвали этот город? (Злой город)

6.Что такое дань? (Дань- это плата, взималась победителем с побежденных)

7. Почему Русь покорилась монголо-татарам? (Не было мира и согласия между русскими князьями)

8.Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена? (Московское)

9.Кто правил в Москве? (Иван Данилович Калита)

10.Чем известен в истории Иван Калита и за что его прозвали Калитой? (Начал объединять земли вокруг Москвы. Прозвали Калитой, за то, что он все время ходил с кошельком, который назывался в те времена калита).

2. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

Карточка 2

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

3. Тест

1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский

б) Долгорукий

в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев

б) Москва

в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами

в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

2.Работа в парах. Соотнеси даты, события и людей

Даты

События

Люди

988 г.

Крещение Руси

князь Владимир

1237г.

Нашествие монголо-татар на Русь

хан Батый

15 июля 1240г.  

Невская битва      

князь Александр Невский     

5 апреля 1242г.  

Ледовое побоище    

князь Александр Невский    

1380г.            

?

?

Даты

События

Люди

Крещение Руси

князь Владимир

1237г.

Нашествие монголо-татар на Русь

15 июля 1240г.  

князь Александр Невский     

Ледовое побоище    

князь Александр Невский    

1380г.            

?

?

Проверка фронтальная

III .Постановка проблемы урока.

 Ребята, а какая строка осталось незаполненной?

-С каким событием можно соотнести эту дату?

— Много раз враг приходил на нашу землю. Перед вами названия некоторых битв: Невская битва, Ледовое побоище, Битва на реке Калка, Куликовская битва.

-Многие из этих битв мы с вами уже прошли. А какая из этих битв вам еще неизвестна. (Куликовская битва)

Это Куликовская битва.

-Кто догадался, о какой битве мы будем говорить?

-Какова же тема нашего урока?

Тема нашего урока «Куликовская битва».

На уроке мы познакомимся с историей Куликовской битвы и ее значением для Руси.

Целеполагание.

-Если речь пойдет о битве, то что, мы должны о ней выяснить: 

-Почему произошла битва?

-Каким образом шла подготовка к битве?

-Где произошла битва?

-Как проходила битва?

-Какое значение имела Куликовская битва?

IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).

У вас на столах лежат таблицы с этими вопросами. Каждому из вас предстоит ответить на эти вопросы. Где можно найти ответы на эти вопросы?

1.Ответ на первый вопрос Почему произошла битва? вы найдёте в учебнике на стр. 47 прочитав 1,2 абзацы.

Что узнали из прочитанного? (ответы учащихся)

V. Изучение новой темы.

В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московского князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Почему произошла битва? (Московский князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде. Хан Мамай решил наказать Русь)

2. Второй вопрос Каким образом шла подготовка к битве?

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также крестьяне и горожане разных княжеств. Главные дружинники явились во всеоружии.

Сергий Радонежский.

— Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. По преданию основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил князя на битву с врагом.

Сергий Радонежский предсказал: «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь!».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

(показ отрывка из мультфильма)

Как шла подготовка к битве? (Дмитрий Иванович собрал войско и получил благословление Сергия Радонежского).

— И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.

VI.Физкультминутка.

Сейчас, давайте отдохнем, проведем физминутку.

Аты-баты,

Шли солдаты!

Для разминки из-за парт

Поднимаемся на старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Аты-баты,

Стой на месте!

И присаживаемся вместе!

VII. Продолжение работы по теме урока.

3.Ответ на вопрос Где она была? найдем в учебнике на стр. 49 и прочитаем 2,3 абзац. (На Куликовом поле между рекой Доном и его притоком Непрядвой)

— Давайте обратимся к карте стр.48 и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. 

Найдите в условных обозначениях знак, которым обозначена Куликовская битва. (Скрещенные мечи) Найдите этот знак на карте.

Каким условным знаком обозначен на карте поход Мамая на Москву? (Коричневая стрелка)

Найдите этот знак на карте. Из какого ханства двинулся Мамай на Москву? (Из Астраханского ханства)

Какие реки перешли войска монголо-татар?(Волга и Дон)

Каким условным знаком обозначен на карте поход русских войск? (Красная стрелка) Найдите этот знак на карте. Из какого города двинулась русская рать? (Из Москвы)

— Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?

(Мнения детей.)

  1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

  2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско­му войску.

Вопрос Как происходила битва? 

Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. (Мнения детей)

— Наверное, он был скромным человеком, и себя не выделял. Летопись гласит, так он сказал, своему войску: «Где вы там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество!» Слово мое, будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди».

Поединок

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок, найдите в толковом словаре объяснение этого слова. (Работа со словарём)

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. Видеофрагмент мультфильма

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой теснили русских ратников. И тогда из засады вылетела русская конница. Растерялись враги и пустились в бегство. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

(просмотр Видео фрагмента)

Как происходил ход битвы? (Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Ордынцы теснили русских ратников. Но засадный полк сломил неприятеля.)

— Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Какое значение имела победа русских воинов?  Внимательно прочитайте текст.

Куликовская битва имела великое значение в истории русского народа. Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. От Москвы народ стал ожидать защиты от всех сильных врагов.

Несмотря на поражение ордынцев на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражения.

Какое значение имела победа русских воинов? (Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Был уменьшен размер дани Золотой Орде)

Но лишь сто лет спустя после Мамаевы побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.

— В честь погибших воинов благодарными потомками в 1848 году на Куликовом поле был установлен памятник.

-Был также построен храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

-На месте Куликовской битвы воздвигнут памятник и ее главному герою – князю Дмитрию Донскому.

— В честь Куликовской битвы написано не мало произведений, книг. Некоторые из них у нас представлены на выставке.

VII. Первичное закрепление нового материала

-А теперь, используя знания, которые добыли на уроке вы без труда справитесь с заданием из раб. тет. на стр. 26

VIII. Подведение итогов урока

2. Фронтальная беседа по вопросам.

Почему произошла битва?

Каким образом шла подготовка к битве?

Где произошла битва?

Как проходила битва?

Какое значение имела Куликовская битва?

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

— Наш урок подходит к концу.

IX. Рефлексия.

Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о уроке.

  • Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем.

  • Если у вас остались какие-то вопросы, то синий.

  • Если вам многое осталось непонятным, поднимите желтый шлем.

Выставление отметок за урок.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание

Учебник стр. 47-50, устно подготовить ответы на вопросы учебника. Выполнить творческое задание, нарисовать любой момент Куликовской битвы.

Куликовская битва — Начальные классы — Уроки

План – конспект урока в 4 классе «Куликовская битва»

Предмет : Окружающий мир.

Тема: Куликовская битва.

Урок проведён в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторы –А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Данный урок является частью раздела «Страницы истории России».

Тип урока – комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.

Исходя из этого, целью урока стало: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи, которые ставились для данного урока:

  • учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва;

  • учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;

  • научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;

  • на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

  • Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование урока:  презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.

Ход урока

. I. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1

— Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в вашем классе учатся самые умные, самые воспитанные ученики. Мне очень захотелось с вами познакомиться и поработать. Я попросила вашу замечательную учительницу____________________________, чтобы она разрешила провести в вашем классе урок окружающего мира.

-Вы мне будете помогать на уроке? Вот спасибо!

-Вы покажите мне свои знания. И я думаю, что мы с вами подружимся!

Культурный человеком считают того человека, который знает историю своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Важно лишь правильно воспринять уроки истории.  

Слайд № 2 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми вы уже знакомы.

II. Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)

– Начнём урок с проверки домашнего задания.

А) Индивидуальная работа (2 человека будут работать у доски)

1. Соотнеси даты и события, военачальников.

1237г – нашествие монголо-татар на Русь хан Батый

15 июля 1240г – Невская битва князь Александр

5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский

8 сентября 1380г — ?

2. Найди пару

Золотая Орда – государство монголо-татар

Невская битва – шведские захватчики

Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере

Б) Фронтальная работа.  ( Работа в парах  Карточка- тест)

1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды

а) Москва, Тверь, Ярославль;

б) Владимир, Киев, Переславль;

в) Рязань, Козельск, Смоленск.

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?

с) дверь, калитка;

т) сумка;

у) кошель.

3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

э) Киев;

ю) Владимир;

я) Москва.

4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

и) южные;

к) юго-западные;

л) северо-восточные.

5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

к) стала больше, чем была;

л) стала меньше, чем была;

м) не менялась.

6. В каком веке возник Троицкий монастырь?

з) в XII веке;

и) в XIV веке;

к) в XIX веке.

7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

и) из гранита;

к) из известняка;

л) из кирпича.

8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

с) охотники, лучники, бортники;

т) камнерезы, кузнецы, кожевники;

о) бронники, кольчужники, щитники.

9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?

к) из дуба;

л) из известняка;

м) из кирпича.

10. Как называлось место торговли возле Кремля?

а) базар;

б) рынок;

в) торжище.

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

п) соболью шубу;

р) Золотой перстень;

с) Шапку Мономаха.

III. Целеполагание. (4 минуты)

Проверка индивидуальной работы

1380г- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие — ответим после проверки теста

Проверка фронтальной работы  Слайд №3

1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-К, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С

— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?

8 сентября 1380г Куликовская битва

— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г

-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты — Дмитрии Ивановиче.

Физкультминутка для глаз.

IV. Изучение новой темы. (20 минут)

Слайд №4

— Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…

2…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён Ивана Калиты…

3…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

1..дань собирали монгольские баскаки.

— Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.

— Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)

— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.

— Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

Слайд № 5

— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

— Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

Отрывок из мультфильма (Мамай)

Слайд №6

— Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70

— Кто откликнулся на этот призыв? (Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины)

— За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая

Слайд №7

(сообщение)

Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, были еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

— Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?

Слайд №8 (Сообщение)

-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.

Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.

Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.

И пропадет он, – сказал снова старец.

А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.

Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

V. Физминутка Слайд 9

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Вот мы руки развели

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки

Поклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Сражение на Куликовом поле. Слайд №10

— Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.

Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73

Русская армия подошла к реке — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.

— Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.

— После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)

Слайд №11

— Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”

1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

— Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

Слайд №12 Работа по картине Александра Павловича Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

— Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

Слайд №13

– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:

Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

Слайд 14

По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

Отрывок из мультфильма (Поединок)

И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

Слайд 15

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

— Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

Анимированная карта “Куликовская битва”.

— Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?

Слайд 16

— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.

Слайд 17

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.

С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.

Слайд 18 Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская

— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

— Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.

VI. Первичное закрепление нового материала. (5 мин.)

— Какое значение имела Куликовская битва? 1 гр.

— Что дала победа русскому народу? 2гр.

Ответите на эти вопросы после работы в группе. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.

VII. Итог урока (8 мин.)

Слайд 19

— А теперь давайте подведём итог:

1 значение – группа: Выросло значение Москвы и московского князя.

2 значение – группа: Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

Продолжите пословицу: «Залог победы — …..» Прочитать пословицу Залог победы — ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.

Продолжите пословицу: “Залог победы — единство”

Сформулируйте 3 значение битвы: С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

— Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

VIII. Рефлексия (2-3 мин.)

— Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь письменно на оценочном листе:

-На уроке я испытал чувство_________________.

— Я хотел бы узнать ___________________.

— Мне было_____________ понять новый материал.

(Спросить 2-3 учащихся)

Слайд №20

-Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

IX. Инструктаж домашнего задания.

С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1,2.

Самоанализ

Открытого урока «Окружающий мир» 4 класс.

Тема урока: Куликовская битва

Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.

Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

Цель урока: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи урока, направленны на формирование метапредметных и предметных результатов:

Формируемые УУД:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

  2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  4. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  5. Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.

По итогу проведённого урока я планировала получить следующие результаты:

Планируемые результаты:

Обучающиеся смогут:

Обучающиеся научатся:

  • начальным навыкам работы с исторической картой;

  • активно использовать речевые, информационные технологии;

  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

Реализация цели и задач прослеживалась через весь урок. Построение урока соответствует содержанию поставленных задач.

Тип урока:  комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.

Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:

Формы работы:

-индивидуальная (работа с учебником, работа возле доски)

-фронтальная (коллективная познавательная и деятельность),

-групповая (выполнение заданий).

Технологии, используемые на уроке:

— проблемно-диалогическая;

— личностно-ориентированная;

— технология сотрудничества;

— ИКТ

— здоровьесберегающая;

— групповая

Данный урок имеет место в разделе программы «Страницы истории Отечества». Соответствует требованиям ФГОС.

Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой.. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание и воображение. Подводились итоги деятельности.

Актуализация знаний была представлена через систему вопросов по домашнему заданию. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.

Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цели урока. Отвечали на поставленные вопросы. Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (найди). Была организована работа по учебнику.

На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, картой.

Практическая работа в группах организована с целью проверки усвоения учебного материала учащимися. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех заданий.

Здоровьесберегающая направленность урока выразилась в процессе проведения физминутки.

Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.

Приветствовалась активность детей в практической работе и диалоге. Царила атмосфера сотрудничества.

Итог урока был подведен с помощью диалога . На этапе рефлексии использован приём оценочного листа.

Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили новый материал и с нетерпением ждут продолжения событий.

Возвышение монголов и Монгольская империя – Тотиос

Содержимое

Чингисхан объединил монгольские племена и начал монгольскую экспансию.

Под предводительством Чингисхана армии объединенных монгольских племен пронеслись по Евразии. Всего за несколько десятилетий Чингисхан и его внуки создали огромную империю, простиравшуюся более чем на 5000 миль от Восточной Европы до побережья Тихого океана в Китае. По мере расширения своей империи монголы побеждали старые структуры власти (правительства), господствовавшие в Евразии на протяжении сотен лет. Но господство монголов длилось недолго. В течение 100 лет монголы потеряли большую часть своей обширной территории за пределами Северной и Центральной Азии.

Причины быстрого успеха монголов: Войска Чингисхана были самыми обученными, опытными, дисциплинированными и быстрыми в мире. Они также обладали некоторыми из новейших технологий ведения войны, в том числе пылающими стрелами, которые взрывались, пороховыми снарядами и пушками. Расширение его армий было быстрым. Всего за несколько десятилетий большая часть Евразии оказалась под его контролем. Войска Чингисхана сначала завоевали Северный Китай и других кочевников-скотоводов Центральной Азии, а затем обратили свои взоры на Ближний Восток. После смерти Чингисхана в 1227 году его преемники добавили Западную Россию и Южный Китай к длинному списку народов, покоренных монголами.

Видео: Расцвет Монгольской империи

Первоисточник: Величайшая семья Чингисхана

Источник: Стивен Датч, «Монголы».

Приведенная ниже цитата приписывается Чингисхану и объясняет, что он считает самой большой радостью в жизни.


Величайшая радость, которую может познать человек, — это побеждать своих врагов и гнать их перед собой. Скакать на их лошадях и забирать их имущество, видеть лица тех, кто им дорог, омытыми слезами, и заключать в свои объятия их жен и дочерей.

Монголы создали самую большую сухопутную империю в истории

Основная идея

Монгольская империя простиралась от Тихоокеанского побережья Китая до Восточной Европы. Монгольская империя оставалась единой только под одним лидером до смерти Хубилай-хана в 1294 году. После этого империя распалась на фрагменты (ханства), каждым из которых правил другой хан (вождь).

Монгольская империя была крупнейшей сухопутной империей в истории. В этой огромной империи было два этапа управления: 

Фаза 1

Политически централизованная империя, объединенная под руководством одного великого хана.

Фаза 2

Империя распалась на несколько частей, называемых ханствами , каждым из которых правил отдельный хан.

Фаза 1: объединенная Монгольская империя

При Чингисхане и его непосредственном преемнике, его третьем сыне Угедее, Монгольская империя оставалась единой. Монголы основали свою столицу в Каракоруме в современной Монголии. Монголы не создали бюрократического государства, которое управляло бы всей объединенной Монгольской империей. Вместо этого монголы управляли местными регионами, используя системы управления, существовавшие до их завоеваний.

Управление в объединенной империи: Чингисхан и Угедей назначили монголов управлять завоеванными регионами.

Типичными чертами раннего монгольского правления были следующие.

  • Монгольские лидеры контролировали высшие уровни власти.
  • Местные могли консультировать монгольских лидеров или управлять низшими уровнями государственного управления.
  • В некоторых районах могли править местные князья, если они присягали на верность и платили дань монголам.

Политические последствия монгольской экспансии: Когда монголы завоевали территории по всей Евразии, они уничтожили многие старые правящие силы.

Значительные политические изменения включают следующее:

    1. Завоевание немонгольских пастушеских народов Центральной Азии  
    2. Разрушение Аббасидского халифата на Ближнем Востоке
    3. Завоевание Китая и крах династии Сун
  1. Фаза 2: раздробленные ханства

    Конец 13 века принес огромные перемены в Монгольскую империю. Объединенные монгольские силы во главе с Великим ханом раздробились на несколько более мелких, но все же значительных политических систем, известных как ханства. К этим ханствам относились:

    • Золотая Орда в Северо-Центральной Азии и Восточной Европе
    • Чагатай в Средней Азии
    • Ильханство на Ближнем Востоке
    • династия Юань в Восточной Азии

    . Руководители ханств были суверенными (независимыми вождями) на своих территориях.

    Ханство 1: ханство династии Юань в Китае

    Ханство 2: Ильханство на Ближнем Востоке

    Ханство 3: ханство Золотой Орды в Восточной Европе и России

    Слияние монгольской культуры и культур туземцев в ханствах

    Изображения: Монголы в их ханствах

    Юаньские монголы

    Ильханские монголы

    Монголы Золотой Орды

    Крах монгольских ханств и конец монгольского влияния

    Основная идея

    Монгольское влияние и власть в ханствах никогда не пользовались популярностью у коренных народов. В 14 веке восстания коренного населения отстранили монголов от власти в Китае и на Ближнем Востоке. Русские также убрали монгольское влияние из Восточной Европы и России.

    Монгольская империя рухнула так же быстро, как и расширилась. Всего за несколько десятилетий монгольское могущество быстро пришло в упадок. Поскольку каждое ханство возглавляли разные ханы, распад не произошел сразу. Вместо этого отдельные ханства ослабевали и распадались самостоятельно. К началу XIV века уцелела только Золотая Орда, хотя и в ослабленном состоянии.

    Крах Монгольского Ильханства

    Первым рухнувшим монгольским ханством было Ильханство в 1335 году, когда султан Абу Саид умер, не оставив наследника мужского пола. Начались династическая борьба за власть и гражданская война, в результате которых ханство распалось на несколько микроханств. Турецкие войска из Средней Азии под командованием Тимура ворвались и завоевали этот регион. После краха правительства Ильханата монголы интегрировались в персидское население.

    Крах монгольской династии Юань

    Монгольское правление над всем Китаем продолжалось всего 90 лет, закончившееся в 1368 году. К концу долгого правления Хубилай-хана (1260-1294) происходили периодические восстания против монгольского руководства по всему Китаю в знак протеста против коррупции, бандитизма и пиратства в правительстве. Гнев был особенно яростным среди огромного крестьянства (сельскохозяйственных рабочих), на которое легла большая часть налогового бремени. Когда вспыхнули открытые восстания против монгольского правящего класса, ученые-конфуцианцы стали распространять антимонгольские послания. В 1368 году, опасаясь за свою безопасность, монгольские элиты бежали из Китая обратно в Монголию, положив конец монгольскому правлению в Китае.

    Крах Золотой Орды

    Золотая Орда пережила большинство других ханств и официально прекратила свое существование до 1502 года. Однако ханство начало ослабевать уже в 1380 году, когда Москва разгромила его в битве на Куликовской равнине.