Содержание
Реформы Косыгина еще в прошлом веке могли сделать отечественную экономику рыночной
Главный идеолог и претворитель китайских реформ Дэн Сяопин как-то сказал: «Если бы «косыгинские» реформы удались, Китай, возможно, снова бы учился у СССР».
Осенью 1963-го на некоторых фабриках Москвы, Горького и большинстве угольных шахт Украины — впервые после нэпа — был введен хозрасчет и более чем вдвое снижено число обязательных плановых показателей. Результаты оказались настолько благоприятными, что с 1965-го та система стала распространяться едва ли не по всему СССР.
Еще на рубеже 1940-1950-х годов по инициативе Сталина была развернута всесоюзная дискуссия о пользе хозрасчета и возможностях его широкого внедрения. Одним из инициаторов такой политики, как и самой дискуссии, был тот же Алексей Косыгин. А в 1951-1953 годах некоторым предприятиям, в порядке эксперимента, стали снижать количество обязательных плановых нормативов и переводить эти предприятия на самоокупаемость. Тогда же рубль «отвязали» от доллара в пользу золотого содержания. Кстати, эта политика была воплощена в «маоцзэдуновском» Китае в середине-второй половине 1960-х, что впоследствии стало основной для «дэнсяопиновских» реформ.
По сути дела в конце 1940-начале 1950-х в СССР стал вводиться ряд элементов югославской («титовской») экономической системы, официально называемой в СССР «реставрацией капитализма»…
В связи с теми советскими начинаниями Сталин отметил в последней своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.), что многие наши экономисты и чиновники не знают, не понимают хозрасчета, не умеют его применять и потому выступают против него. И в той же работе он высказался против «огосударствления» всех отраслей и предприятий: «На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации…» То есть «косыгинские» реформы фактически начинались 60 лет назад, но были прерваны после марта 1953 года. ..
Но в середине 1960-х А.Н. Косыгин, став председателем Совета Министров СССР, возобновил попытки реформировать экономику. Основные аспекты реформ были изложены в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского госуниверситета Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия» и в его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС (1964-1965 гг.). Эти предложения были поддержаны А.Н. Косыгиным.
Суть реформ 1960-х, если вкратце, сводилась к следующему:
— ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования («хрущевские» совнархозы), а предприятия снова становились (как до совнархозов) основной хозяйственной единицей;
— восстанавливалось отраслевое управление промышленностью;
— сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9. Действующими оставались показатели по общему объему продукции в действующих оптовых ценах, важнейшей продукции в натуральном измерении, фонду зарплаты, общей сумме прибыли и рентабельности (как отношение прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств), платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета, общему объему капиталовложений, по внедрению новой техники, объему поставок сырья, материалов и оборудования;
— расширялась самостоятельность предприятий: они стали определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, осуществлять инвестиции в производство за счет собственных средств, устанавливать долговременные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала и размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались жестким финансовым санкциям;
— за счет прибыли предприятия могли формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и т.п. Причем использовать эти фонды предприятия могли по собственному усмотрению (в рамках существующего законодательства).
Одновременно в сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повысились в 1,5-2 раза, вводилась дополнительная государственная оплата сверхплановой продукции, снижались цены на запчасти и технику, уменьшался подоходный налог на крестьян. Вдобавок в начале 1970-х многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трехзвенную (например, министерство-объединение-предприятие; министерство-хозрасчетный комбинат-шахтоуправление).
Внедрение упомянутых механизмов позволило резко ускорить темпы экономического роста, социального достатка и промышленного экспорта. Но одновременно существенно повысилась самостоятельность предприятий и даже многих регионов СССР, что противниками реформ было расценено как угроза подконтрольности экономики и региональных («национальных») властей высшей партийно-государственной номенклатуре.
Негативно повлияли на продолжение реформ и известные события в Чехословакии, где схожие экономические новации вводились тоже с середины 1960-х при поддержке со стороны «титовской» Югославии. Но в то же самое время СССР становился все более крупным получателем «легкой и быстрой» инвалюты за счет растущего экспорта разнообразного сырья, особенно нефти, газа, угля, металлургического и лесного. Последняя тенденция стала едва ли не главным аргументом против реформ.
Как следствие, они в СССР были свернуты уже в первой половине 1970-х. По имеющимся данным, А.Н. Косыгин посетовал в беседе с премьер-министром Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 г. в Праге: «Ничего не осталось, все рухнуло. Реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят. Людей, с которыми я разрабатывал материалы (по экономическим преобразованиям. — Прим. ред.), уже отстранили. И я уже ничего не жду…»
КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965 • Большая российская энциклопедия
Авторы: Я. Н. Дубенецкий, В. В. Ивантер
КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965, совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина. В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.
Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965 и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о социалистическом государственном предприятии». Гос. комитеты по отраслям пром-сти и совнархозы были упразднены, вместо них образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. Территориальный принцип в организации материально-технич. снабжения был сохранён. Предполагались существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста, что должно было внести в экономич. организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов и даже определённой конкуренции. В качестве гл. показателя эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производств. потребителей на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось сокращение числа обязат. плановых показателей.
Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития произ-ва) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологич. и экономич. характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит. мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва и прибыли, в т. ч. за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения численности работающих, самостоят. реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технич. прогресса.
Первоначально реформа в осн. своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич. общественностью, внеся значит. оживление в науч. мысль и практику. Она способствовала вскрытию и использованию внутр. резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 на новые условия работы перешло св. 90% предприятий ведущих отраслей пром-сти, а также 40% совхозов. Пятилетка реформы, по данным офиц. статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём пром. произ-ва вырос на 50%, производительность труда – на 39%, среднегодовые темпы прироста нац. дохода составили 7,7%. Однако вскоре выявились внутр. несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами. Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из гл. преимуществ плановой экономики – концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом.
Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и адм. системы организации экономики. Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, т. к. в реальной экономич. жизни предприятия различались по множеству производств., технологич., экономич., географич. и многих др. признаков. Реформа в её центр. звене, в хозяйств. механизме на уровне предприятия, не преодолела гл. проблемы планово-командной организации экономики – отторжения ею технич. прогресса. При фактич. отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития средств произ-ва не смогли стать ресурсом и механизмом технологич. модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции – сыграть решающую роль в повышении эффективности произ-ва. Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократич. структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйств. деятельности и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономич. стагнации. Прежде всего по этим причинам, а также из-за противодействия парт.-гос. номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономич. системе, уже через 3–4 года эффективность К. р. стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др. ).
Косыгинские реформы | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
После смещения Н.С. Леонид Брежнев. В течение нескольких месяцев новое руководство восстановило отраслевую министерскую структуру, которую Хрущев заменил региональными совнархозами (совнархозами). Госплан восстановил свою главную роль в экономическом планировании.
В сентябре 1965 года Косыгин объявил о комплексной плановой реформе, в которой были реализованы некоторые идеи харьковского экономиста Евсея Либермана и многих других экономистов-промышленников, призывавших опираться на показатель прибыли вместо подробных и многочисленных директив, часто противоречащих друг другу. . Рентабельность некоторое время была одним из показателей выполнения плана, хотя основным показателем по-прежнему оставалась валовая продукция ( валовая продукция, или вал 9).0010 для краткости) по сравнению с запланированными уровнями. Теперь директив будет семь, а рентабельность капитала (по регулируемым ценам, а не рыночным) — или объем продаж для фирм, производящих товары народного потребления, — будет основным индикатором, формирующим бонусы. Вместо четырех нормативных показателей использования труда будет только один: фонд заработной платы.
Другими обязательными задачами должны были быть продажи ( реализация ), ассортимент, платежи в бюджет, централизованные инвестиции, внедрение новой техники, обязательные задачи снабжения. печально известный val будет отменено вместе с целью снижения затрат, что ставит под угрозу качество производства. В зависимости от успехов предприятия в увеличении продаж и нормы прибыли, а также при выполнении других плановых задач, нераспределенная прибыль пойдет на новые инвестиции, социальные объекты и жилье, дополнительные премии работникам. Это положение было призвано усилить материальное стимулирование занятых на предприятии. Эти нормы, будучи дифференцированными и довольно сложными, должны были быть устойчивыми. После уплаты нового взноса на капитал в размере 6 процентов более половины чистой прибыли обычно шло государству, а не в фонды предприятий. Целые цены на новые предприятия будут объявлены к 1967, но по-прежнему основывается на затратах, а не на дефиците рынка. Это позволило бы прекратить субсидирование убыточных предприятий.
Сохранено одно преимущество системы совнархозов: Сохранены региональные межотраслевые склады снабжения при Госкомитете по материально-техническому снабжению ( Госнсаб ). Таким образом, оптовая торговля должна была быть расширена. Было также создано несколько других государственных комитетов по установлению цен и по науке и технике. Забота о технологических изменениях также нашла отражение в создании научно-производственных ассоциаций, призванных улучшить связь между исследованиями, технологиями и внедрением новых товаров.
Не успели эти реформы осуществиться, как пришлось внести существенные изменения в регулирование размера и распределения фондов предприятий. Добавлены новые цели по потребительским товарам и качеству; позже, в 1970-х годах, производительность труда, валовая продукция и другие показатели вернулись в обязательный список. Проблемы с поставками сохранялись; велась небольшая оптовая торговля.
Большинство специалистов считают, что косыгинские реформы потерпели неудачу из-за сохраняющегося дисбаланса между возможными поставками и требованиями правительства, контролируемого партией, нежелания объявлять цены и бюрократического сопротивления любым радикальным изменениям. Но возня и эксперименты продолжались до 1982. Перестройка возродит многие из основных идей косыгинских реформ, но с совершенно иной развязкой: хаосом и коллапсом, а не реверсом и стагнацией.
См. также: экономический рост советский; косыгин алексей николаевич; либерман евсей григорьевич; перестройка; совнархозы
Грегори, Пол Р. и Стюарт, Роберт С. (1998). Российские и советские экономические показатели и структура, 6-е изд. Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Нове, Алек. (1986). Советская экономическая система, 3-е изд. Бостон: Аллен и Анвин.
Martin C. Spechler
Энциклопедия российской истории
Еще с encyclopedia.com
Свободное предпринимательство, СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Свободное предпринимательство относится к экономике, которая позволяет частному бизнесу свободно организовываться и работать на конкурентной основе для получения прибыли с… Прибыль , Прибыль
Прибылью обычно считается сумма, на которую общие доходы предприятия превышают его общие затраты. Было много путаницы в… Снабжение, Снабжение
БИБЛИОГРАФИЯ
В экономической теории предложение — это отношение между ценой продукта и количеством единиц продукта, которое производит… Маржа прибыли , Маржа прибыли
Маржа прибыли — это бухгалтерский показатель, предназначенный для оценки финансового состояния бизнеса или отрасли. В общем, это определяется… Совокупное предложение , Совокупное предложение, наряду с дополняющим его понятием, совокупным спросом, является термином, используемым в макроэкономике (изучение экономики в целом, как о… Предприятие , Предприятие — это коммерческое предприятие, начатое предпринимателем, лицом, принимающим на себя организацию, управление и риски хозяйственного предприятия…
About this article
Updated About encyclopedia. com content Print Article
You Might Also Like
NEARBY TERMS
Kosygin
Kosugi, Takehisa
Kosuge, Mari (1975–)
Kostyantynivka
Костшева, Уте (1961–)
Костроф, Михаил 1961–
Костова, Елизавета 1965(?)–
Костова, Елизавета
Костов, Георгий
Косторис Падоа Скиоппа 9, Фиор0003
Kostomarov, Nikolai Ivanovich°
Kostoff, Lynn 1954(?)-
Kostner, Isolde (1975–)
Kostman, Joel
Köstler, Marie (1879–1965)
Kostka, Stanislaus, St.
Костка, Жан (ум. 1903)
Костик, Геремия Валахия, бл.
Костинский Сергей Константинович
Костина Оксана (1972–1993)
Костик Конор 1964–
Костыч Конор 1964-
Костич Воислав
Kostic, Dušan
Kostevych, Olena (1985–)
Kosygin Reforms
Kosygin, Aleksei Nikolaievich
Kosygin, Aleksey
Koszalin
Köszeg
Koszkiowsko, Tadeusz
Koszutska, Maria (1876– 1939)
Кот, Грег
Кота Бару
Котани Кими
Котани, Микако (1966–)
Котарбинская, Янина
Котарбинский (986–18, Тадеуш81)
Kotch
Kotcheff, TED 1931- (Уильям Т. Котчфф)
Koteas, Elias 1961–
Kotek, (Eduard) Joseph (на самом деле, Yosif Yosifovich)
9000
KoteLnikov). Остров Kotelny
Kotěra, январь
Köth, Erika
Köth, Erika (1925–1989)
Köthen
Kotik, Petr
Kotik, Yekhesl
, оптимальная планирование, оптимальная экономика, оптимальная жизнь? Косыгинские реформы, 1965-72 — University of Helsinki
Original language | English |
---|---|
Title of host publication | Competition in Socialist Society |
Editors | Katalin Miklóssy, Melanie Ilic |
Number of страницы | 17 |
Место публикации | Abington, Oxon |
Издатель | Routledge |
Publication date | 2014 |
Pages | 23-40 |
ISBN (Print) | 978-0-415-74720-2 |
Publication status | Published — 2014 |
Тип издания МО | А3 Глава книги |
Название | Исследования Routledge по истории России и Восточной Европы | 8 53
Кяхёнен, А. (2014). Оптимальное планирование, оптимальная экономика, оптимальная жизнь? Косыгинские реформы 1965-72 гг. В К. Миклосси и М. Иличе (ред.), Соревнование в социалистическом обществе (стр. 23-40). (Исследования Рутледжа по истории России и Восточной Европы). Рутледж. Кяхёнен, Ааппо. / Оптимальное планирование, оптимальная экономия, оптимальная жизнь? Реформы Косыгина, 1965-72 . Конкуренция в социалистическом обществе. редактор / Каталин Миклоси; Мелани Илич. Абингтон, Оксон: Routledge, 2014. стр. 23–40 (Исследования Routledge по истории России и Восточной Европы). @inbook{a76ea72cb0b64ecb8e05f52c64858886, title = «Оптимальное планирование, оптимальная экономика, оптимальная жизнь?» «a}h{\»o}nen», год = «2014», язык = «английский», isbn = «978-0-415-74720-2», серия = «Routledge Исследования по истории России и Восточной Европы», издательство = «Рутледж», страницы = «23—40», редактор = «Миклоссы, {Каталин} и Мелани Илич», booktitle = «Конкуренция в социалистическом обществе», адрес = «Международный» , } Кяхёнен, А 2014, Оптимальное планирование, оптимальная экономика, оптимальная жизнь? Косыгинские реформы 1965-72 гг. |
---|