Содержание
биография, семья, награды, причина смерти. Михаил Ильич Кошкин :: SYL.ru
Биография Кошкина – конструктора танка Т-34 — полна удивительных историй, невероятных случайностей, потрясающих достижений и подлинного героизма. Этот человек своим легендарным изобретением смог изменить ход военной истории. Танк Т-34 – это не просто боевая машина, подарившая нашей армии преимущество в ходе Второй мировой войны, это символ, олицетворяющий веру в победу и героизм целого народа.
Биография
Михаил Ильич Кошкин родился в Ярославской области, в селе под названием Брынчаги, 21 ноября 1898 г. Его семья была очень бедна, отец тяжело трудился на лесозаготовках, когда Михаилу исполнилось 7, отца не стало – он надорвался и умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Михаил с братом по мере сил помогали матери, после школы занимаясь выпасом свиней, но этого все равно было мало. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву в надежде заработать для семьи деньги. В столице у него были родственники по материнской линии, к ним он и шел. Мать снабдила его запиской с адресом, но эта важная бумажка была утеряна Михаилом раньше, чем он дошел до пункта назначения. А случилось это потому, что в пути он наткнулся на драку: несколько взрослых мальчишек избивали одного мальчика помладше, пройти мимо герой нашей статьи не смог, он заступился за слабого. В пылу драки и пропала заветная записка. И неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Михаила, если бы не случайный прохожий. Им оказался рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил нашего героя, но и помог устроиться на фабрику.
Работая на фабрике, юный Михаил зарекомендовал себя как способный и добросовестный работник. Спустя 8 лет он уже был мастером цеха, а ведь ему не было еще и 19 лет.
В начале революционного 1917 года Михаил был призван в армию. Он воевал на Западном фронте, был ранен и отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году он возвращается в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном.
В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. По дороге в Польшу Михаил Ильич заболел тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз он воюет на Южном фронте.
Когда Гражданская война закончилась, он был направлен на обучение в Коммунистический университет им. Я. В. Свердлова. По окончании университета в 1924 году направлен на кондитерский завод в Вятке. Здесь на посту директора он проявил себя как грамотный, чуткий и ответственный руководитель.
Танковый марафон Михаила Кошкина
Это теперь в тех краях две банды штурмовиков устроили бой за право собственности на элеватор, а тогда это была исключительно курортная зона, где рабочие и инженерно-технические работники харьковских предприятий поправляли свое здоровье. А здоровье создателя легендарного танка было подорвано безвозвратно…
Михаил Кошкин родился в 1898 году в деревне Брынчаги Ярославской губернии, мальчишкой после смерти отца пошел работать. Воевал в гражданскую у красных. Работая в Совпартшколе Вятки, он встретил свою будущую жену Веру Катаеву. Вера Николаевна поехала с ним в Ленинград, где Михаил Ильич учился на инженера-конструктора в Индустриальном институте. У них была комната в общежитии, маленькая дочь Лиза, потом родились Тамара и Татьяна.
В 1934 году в Ленинграде Кошкин познакомился с Сергеем Кировым и не мог не поддаться обаянию этого человека. Вождь питерских большевиков тоже заприметил молодого партийца, который вместо пустой идеологической болтовни истово пропагандировал передовые технические идеи. Обратил внимание на Кошкина и сам товарищ Сталин, ещё когда читал курс лекций по ленинизму для будущих партийных руководителей в Коммунистическом университете им. Свердлова. Память у вождя народов была о
В это время Харьковский паровозостроительный завод серийно выпускал колесно-гусеничные танки БТ, которые имели возможность снимать-надевать гусеницы, как «калоши», на колесный ход. Понятно, что процесс был крайне неудобен, но необходим с точки зрения тактики грядущих боевых действий, как тогда было прописано, на гладких и комфортных европейских автострадах. На испытаниях происходил сбой за сбоем, и Сталин на одном из совещаний негромко проронил: «Не многовато ли поломок в коробках скоростей?..».
Главный конструктор харьковского завода Афанасий Фирсов был арестован по обвинению во вредительстве, директор завода И. П. Бондаренко вскоре расстрелян. После Фирсова КБ Харьковского завода принял Михаил Ильич Кошкин. И больше посадить он никого из работников завода и КБ не дал.
Михаил Ильич пропадал на заводе. Он улыбался, никогда не повышал голос, записывал в блокнот замечание каждого и повторял: «Думаем все! Думаем вместе!». Его опорой в технических вопросах стал Александр Морозов — самородок, даже не имевший высшего образования. Подключился к работе и талантливый конструктор Николай Кучеренко, который раньше был заместителем арестованного Фирсова.
Название своего танка он придумал давно. Кошкин не мог забыть 1934 год, встречу с Кировым и его гибель. С этого началась его бронетанковая биография. Значит — «Т-34».
4 мая 1938 года в Москве состоялось заседание Комитета Обороны, на которое были приглашены и танкисты, вернувшиеся из Испании. Между ними возникает спор, но каждый косится на реакцию Сталина: что ему нравится — гусеницы или колеса? Гусеничный бесколёсный танк презрительно называют «калошами без ботинок». Вождь предлагает работать над двумя танками одновременно, чем фактически легализует инициативу Кошкина.
К марту 1940 две опытных машины Т-34 были готовы. Их устанавливают на платформы, и специальным поездом они должны ехать в столицу. Но полевые испытания — количество пройденных километров — не соответствовали норме. И Кошкин решается на пробег по бездорожью.
Свое здоровье Кошкин подорвал во время пробега опытных образцов своего танка из Харькова в Москву и обратно. Его убеждали, что танки увязнут в снегу, что их рассекретят враги в пути, что возможны неожиданные поломки. И — главное, что ему, конструктору Кошкину, уже измученному затяжной простудой, ехать в танке нельзя! Михаил Ильич решил двигаться просёлками и лесом — у Т-34 великолепная проходимость, в случае поломки — ремонт производится на месте. В головном танке главный конструктор поехал сам.
Танковый кортеж вышел из ворот завода тёмным мартовским утром, прошел по пустым улицам Харькова, выехал из города.
Т-34 не был комфортабельным танком. Немцы обивали изнутри свои «Тигры» мягким покрытием, а англичане и американцы удивлялись, как можно воевать в машине, если в ней нельзя приготовить кофе с бутербродами. В русском танке во время хода сильно трясло и било об стенки, там было холодно, водители и сам Михаил Ильич были в ватных штанах, валенках, полушубках.
Наездив половину километров положенных по правилам испытаний, две «тридцатьчетверки» въехали в Кремль. По команде Кошкина они «разбегаются»: один — к Спасским, другой к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, танки круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из кремлевской брусчатки. Триумфально прозвучали слова Сталина: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!»
Политбюро дало «добро» на серийный выпуск, а вечером Кошкин вместе с высшим руководством партии и правительства приглашен в Большой театр. Он так кашлял, что соседи по партеру недовольно косились на него. Михаил Ильич ушел в первом антракте, а в гостиницу ему принесли письмо от наркома Ворошилова с настоятельной рекомендацией ехать в Харьков поездом и немедленно заняться своим здоровьем.
На следующее утро Кошкин на танке выезжает из Москвы. Дойдя обратно до Харькова, они как раз набрали полный километраж, необходимый для запуска в производство.
Что там в башне: Начальник генштаба Украины Муженко трижды ошибся в День танкиста
©
Ukraina.ru
При переправе через реку Северский Донец (недалеко от Белгорода) один из танков опрокидывается в воду. После купания в ледяной воде Кошкин приезжает в Харьков совершенно больным, однако еще несколько дней не выходит из КБ и цехов: нужно поставить производство. Вскоре заболевание обострилось, Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в Занки, где и скончался за девять месяцев до начала войны.
Главным конструктором и руководителем КБ-520 стал заместитель Кошкина А. А. Морозов. И Сталинская премия, и звание Героя Соцтруда достались Кошкину посмертно. Золотая звезда с серпом и молотом пришла в его семью только в 1990 году, через десять лет после премьеры фильма «Главный конструктор» (1980) с Борисом Невзоровым в роли Михаила Кошкина.
В Харькове есть памятник Кошкину, две мемориальных доски и улица в его честь. А могилы нет. За гробом главного конструктора шел весь завод и руководство обкома во главе с первым секретарем Алексеем Епишевым. Урну с прахом Михаила Ильича установили в колумбарии на Первом городском кладбище, бывшем Иоанно-Усекновенском. В 1941 году во время бомбардировки Харькова немецкой авиацией она была уничтожена.
А Т-34 был признан лучшим танком Второй Мировой войны, а затем экспортировался по всему миру. Ни победу в танковом сражении под Прохоровкой, ни взятие Берлина и Праги Михаил Ильич Кошкин не увидел. Новую конструкцию башни и пушку доделывало КБ под руководством Морозова уже без него.
Семья
Со своей будущей женой Михаил Кошкин познакомился во время работы в Вятке. Вера Николаевна Катаева была служащей Губпотребсоюза. Здесь же, в Вятке, рождается старшая дочь Елизавета. Семья Михаила Кошкина проживала на территории Трифонового монастыря. Об этом времени Лиза позже расскажет много любопытных подробностей. Например, как отец занимался организацией курсов ликбеза, где и сам учился, и других учил. Или о том, как он выдавал зарплату своим служащим: в день получки Михаил Ильич приглашал в свой кабинет жен и детей своих сотрудников, дети получали сладости, а женам выдавалась зарплата. Это делалось для того, чтобы работники не имели возможности пропить необходимые семье деньги.
Всего в браке детей у Михаила Ильича Кошкина было трое – это дочери Елизавета, Тамара и Татьяна. Старшая стала учителем географии, Тамара выбрала профессию геолога, а Татьяна преподавала в Харьковском университете.
Конструкторская карьера
В 1929 году по личному требованию Кирова С. М. Михаил Ильич был направлен в Ленинградский политехнический институт, где обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». Успешно окончив заведение в 1934 году, Кошкин поступает на работу в танковое конструкторское бюро Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Здесь и берет начало история легендарного изобретения советского инженера-конструктора. На этом заводе под руководством Кошкина были созданы танки Т-29 и Т-46-5.
В Харьков Михаил Ильич Кошкин был направлен в 1936 г., он занял должность начальника КБ завода №183. Первым достижением нашего героя стала модернизация танка БТ-7, которая заключалась в установке двигателя В-2. Так появился первый в мире дизельный танк.
Первый полностью гусеничный танк был также разработан КБ, которым руководил Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на скепсис многих авторитетных коллег, Кошкин смог доказать преимущество гусеничного хода над колесным и смешанным. Новый гусеничный танк назывался А-32. Он показал превосходную маневренность в бою в условиях пересеченной местности.
Гусеничный проект
Безусловно, Кошкин опирался и на работы Фирсова, и на работы Дика. Как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако у него было своё видение танка будущего.
После ареста Дика на начальника КБ Кошкина легла дополнительная ответственность. Он понимал, что ошибки ему никто не простит. Но колёсно-гусеничный А-20 конструктора не устраивал. На его взгляд, стремление к колёсной технике, отлично показывающей себя на шоссе, не слишком оправданно в условиях реальной войны.
Рождение легенды
Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.
Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.
Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.
Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.
Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.
Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.
В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.
Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.
Танкопробег
Два опытных образца гусеничного танка, получившего официальное название Т-34, были готовы в начале 1940 года. Михаил Кошкин безвылазно пропадал в цехах и на испытаниях. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства Т-34.
Окружающие удивлялись фанатизму Кошкина — у него дома жена, дочки, а он только о танке думает. А конструктор, боровшийся за каждый день, каждый час, сам того не зная, уже вёл войну с фашистами. Не прояви он упорства, рвения, самоотдачи, кто знает, как повернулась бы судьба нашей Родины?
Смерть
К сожалению, кошмарные условия перегона танков из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду и он участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина.
Он не переставал работать, невзирая на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало функционировать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу.
Кошкин скончался 26 сентября 1940 г. в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище.
Память
В Харькове в 1985 г. установлен памятник Михаилу Кошкину. Также одна из улиц города носит его имя.
Памятник конструктору есть в Ярославской области, в центре деревни Брынчаги, где он родился.
В Кирове (прежде Вятке) на доме №31 по улице Спасской располагается мемориальная доска.В этом доме жил и трудился Михаил Ильич. На здании СПбГПУ также установлена мемориальная доска, так как здесь он учился. И еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена на доме, где проживал конструктор с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2.
А еще существует памятник легендарному танку Т-34, он расположен на трассе федерального значения М-8, неподалеку от указателя поворота на село Брынчаги.
Кроме архитектурных сооружений, достижения инженера-конструктора М. И. Кошкина запечатлены на страницах книг – это «Сотворение брони» Я.Л Резника, выпущенная к 110 юбилею нашего героя брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания», «Танк, обогнавший время» и «Конструкторы» за авторством В. А. Вишнякова.
Также в 1998 г. выпущена почтовая марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.
Главная награда
Скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»: «Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».
10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34. Полвека спустя, в 1990 году, первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв присвоил Михаилу Кошкину звание Героя Социалистического Труда.
Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой стал его Т-34.
Война и танки
М. И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки.
К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34.
И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.
Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34.
Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов.Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни».
Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е. О.
До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.
Харьковский период
Слева направо — БТ-7М, А-20, Т-34 (1940) и Т-34 (1941)
В конце декабря 1936 по инициативе Орджоникидзе Кошкин переводится на Харьковский завод. Перевод был обусловлен тяжелой ситуацией в танковом отделе и сложностях работы над легким танком БТ-7. Учитывалось и желание самого конструктора создать быстрый средний танк для серийного производства.
Направление в Харьков назначает М. Кошкина руководителем танкового КБ-190. Ситуация с БТ-7 осложнялась поступлением в войска нескольких сотен танков с дефектной коробкой передач. Ситуация осложнялась перегруженностью персонала, танковый отдел занимался одновременно четырнадцатью проектами.
Вместе с этой загруженностью проявился и общий кризис танкостроительной промышленности. Гражданская война в Испании показала неспособность легких советских танков вести эффективные боевые действия. Машин с усиленным бронированием в производстве не было, а усилить имевшийся БТ-7 не могли ввиду достигнутых пределов массы и нагрузки на трансмиссионную часть.
Военные чиновники продолжают нагружать завод новыми требованиями и заданиями. Разработка проектов осложняется и кадровыми перестановками. В этих условиях Кошкин формирует собственное КБ-24, в которое сам отбирает людей на добровольных началах. Своим заместителем он назначает А. А. Морозова.
«Главный конструктор»
Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. была положена в основу книги «Сотворение брони» Я. Резника. Фильм «Главный конструктор» снят по мотивам этого произведения.
В основе сюжета – реальная история перегона первых опытных образцов Т-34 из Харькова в Москву для демонстрации в Кремле и обратно на завод в Харькове.
Роль Кошкина в киноленте исполнил Борис Невзоров. Фильм вышел на экраны в октябре 1980 г.
«Танки» и «Т-34»
О легендарной советской машине, прошедшей всю войну, существует масса историй. Они сохранились в архивах и воспоминаниях, получили воплощение в литературе и кинематографе.
В апреле 2021 года на экраны вышел фильм «Танки». Его режиссером выступил Ким дружижин. Роль Кошкина исполнил Андрей Мерзликин. Кинолента предлагает зрителю альтернативную, далекую от реальных исторических фактов историю в приключенческом жанре о том, как Михаил Кошкин совершил тайный марш-бросок в Москву на опытных образцах Т-34. Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. трактуется в данном произведении кинематографического искусства весьма вольно. По сюжету фильма, его целью является получение разрешения на массовое производство танков нового типа. Тех самых «тридцатьчетверок», которые помогли одержать победу в Великой Отечественной войне.
Российскими критиками картина была принята довольно прохладно. Среди зрителей встречаются разноречивые отзывы, но большая часть из высказавшихся солидарна в том, что это кино развлекательного плана.
В декабре 2021 года нас ожидает премьера еще одного российского фильма о танке. Он называется, как и сама боевая машина, «Т-34». В основе сюжета – история курсанта Ивушкина, который попадает в плен к немцам. Герой планирует побег при помощи танка Т-34, захваченного фашистами. Ему удается собрать среди других военнопленных экипаж машины. Он бросает вызов немецким танкистам-ассам, среди которых сам Ягер. Главную мужскую роль в фильме исполняет Александр Петров.
Можно по-разному относиться к выходящим на широкие экраны фильмам о «танке победы», но их несомненным достоинством является то, что каждый зритель после просмотра будет знать, что главным конструктором победоносного танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин. Человек, который всегда улыбался, никогда не повышал голоса, был столь же неприхотлив в быту, сколь притязателен в работе. Человек, положивший жизнь на то, чтобы подарить своей Родине Т-34, значение которого для Советской армии переоценить невозможно.
Когда Вторая мировая война закончилась, У. Черчилль назвал советский «чудо-танк» Т-34 одним из трех решающих орудий отгремевшей войны.
Кошкин Михаил Ильич — Конструктор танков
6
Российский инженер-конструктор. Герой Социалистического Труда. Начальник конструкторского бюро танкостроения Харьковского завода. Создатель и первый главный конструктор танка Т-34, самого массового танка Второй мировой войны. Лауреат Сталинской премии.
Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги, Ярославская область. Мальчик вырос в крестьянской семье. С ранних лет проявлял интерес к технике. Участвовал в гражданской войне. Несколько лет проработал на различных предприятиях. С 1929 по 1934 год учился в Машиностроительном институте Санкт-Петербурга.
После окончания института два с половиной года Михаил Ильич трудился в танковом Конструкторском Бюро Завода подъемно-транспортного оборудования имени Сергея Кирова. Достаточно быстро с должности рядового конструктора дошел до заместителя начальника конструкторского бюро. За участие в создании нового танка Т-46-5 получил орден Красной Звезды.
Первый самостоятельный проект Кошкина оказался не очень удачным — созданный под его руководством танк БТ-9 был отклонен в 1937 году по причине конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. В 1938 году утверждается проект танка Т-34.
По результатам первых испытаний принято решение изготовить два танка с усиленной броней. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется из Харькова в Москву с двумя танками Т-34 «своим ходом». Начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. Тем не менее, испытания в Подмосковье завершились успехом. Но сам конструктор заплатил за этот успех большую цену, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией.
Михаил Ильич Кошкин умер 26 сентября 1940 года в Харькове. В этом же году его разработка — танк Т-34 поступил на вооружение Советской Армии и признан лучшим танком периода Второй мировой войны. Посмертно удостоен Государственной премии СССР.
Награды Михаила Кошкина
Орден Красной Звезды «За разработку опытной модели среднего танка Т-111»
Сталинская премия «За разработку конструкции нового типа среднего танка Т-34»
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина
Семья Михаила Кошкина
Жена — Вера Николаевна
Дочь — Елизавета, учитель географии.
Дочь — Тамара, геолог.
Дочь — Татьяна, преподаватель Харьковского университета.
23.08.2020
Связанные статьи
Связанные новости и события
-
26.09.2022
День памяти Михаила Кошкина
Михаил Ильич Кошкин — создатель и первый главный конструктор танка Т-34 — самого массового танка Второй мировой войны. Проект танка Т-34 был утвержден в 1938 году. По результатам первых испытаний было решено изготовить два танка с усиленной броней. В марте 1940 года Михаил Кошкин отправился из Харькова в Москву с двумя танками Т-34 «своим ходом». Начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. Тем не менее, испытания в Подмосковье завершились успехом. Но конструктор заплатил за этот успех большую цену — простуда и переутомление привели к пневмонии.
-
19.12.1939
На вооружение Красной Армии принят танк Т-34
Постановление о принятии на вооружение Красной Армии легендарного танка Т-34 было издано 19 декабря 1939 года. Тридцатьчетверка — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, серийный выпуск которого начался в 1940 году.
Читать дальше
6
- Конструктор танков
- Создатель танка Т-34
- Герой Социалистического Труда
Дата рождения: 3 декабря 1898 года (123 года назад)
Дата смерти: 26 сентября 1940 года (82 года назад)
Категории
Наука, Производство, Технологии, Инженерное дело, Общество
Регионы
Санкт-Петербург, Украина, Ярославская область, Россия
Теги
#вечная память
справочная информация
ЗАКРЫТЬ X
-
-
- Конструктор танков
- Создатель танка Т-34
- Герой Социалистического Труда
-
Дата рождения: 3 декабря 1898 года (123 года назад)
Дата смерти: 26 сентября 1940 года (82 года назад)
-
Категории
Наука, Производство, Технологии, Инженерное дело, Общество
Регионы
Санкт-Петербург, Украина, Ярославская область, Россия
Теги
#вечная память
Частная вилла | Linea Light Group
Linea Light Group в качестве производителей
В России Екатеринбург известен не только как главный промышленный и культурный центр Уральского региона, но и как Сосновый Ручей, жилая «деревня», недалеко от которой в мае В 2013 году состоялось официальное открытие Pine Creek Golf Resort, первого и единственного 18-луночного поля для гольфа мирового класса в этой части России. Именно в этом прекрасном контексте стоит частная вилла в форме яхты, с большими окнами и панорамными террасами с видом на поле, спроектированная архитектором Максимом Порошиным.
Владимир Кошкин
Проект разработан с учетом окружающей среды. Результатом стал дом, окруженный зеленью и построенный из натуральных материалов, таких как дерево, для идеальной интеграции. Проект освещения, разработанный художником по свету Еленой Годовой из Профессиональной архитектурной студии света в Екатеринбурге, также был направлен на создание деликатного и детального освещения, подчеркивающего открытые площадки и архитектуру здания. Результатом является элегантная и современная атмосфера, которая одновременно подчеркивает и возвышает контекст, в котором он расположен. В непрерывном обмене великолепием благодаря технике освещения.
Владимир Кошкин
Художник по свету выбрал ряд продуктов Linea Light Group, начиная, например, с тумбы Ryo, используемой для освещения сценографической центральной лестницы и дорожек, ведущих к дому. Используемый в версии высотой 82 см, Ryo отличается современным и прямолинейным дизайном, а также одной особенностью: излучение светодиодного источника света передается вдоль выемки ножки, которая оживляется свет распределяется по земле с радиусом 180 градусов, без восходящего светового загрязнения. Встраиваемый в деревянный потолок крыльца светильник Guardian является наиболее эффективным и специфическим потолочным светильником для наружного использования благодаря 4 доступным оптикам, высокой степени мощности, позволяющей использовать его даже со значительной высоты, и, прежде всего, благодаря системе AquaStop. ®, которая делает его устойчивым даже в самых влажных средах. Последнее положительное замечание? Не требует обслуживания, что является еще одной причиной, по которой он высоко ценится дизайнерами.
Владимир Кошкин
Поднявшись на второй этаж, панорамные террасы освещаются аплайтом Suelo. Эффективный, универсальный и безопасный, он способен удовлетворить любые дизайнерские требования, обеспечивая при этом высокий визуальный комфорт благодаря черному защитному экрану с шелкографией.
Владимир Кошкин
Также на втором этаже находится лаунж-зона, украшенная настенным светильником Vedette_R (двойного излучения) с минималистичным и современным дизайном, установленным на опорах крыши платформы. Его теплый свет идеально подходит для акцентирования внимания на архитектуре здания.
Владимир Кошкин
Наконец, для подсветки столбов, расположенных вдоль стены, окружающей резиденцию, из стекла, извлеченного из бутылок, был выбран линейный элемент Xenia, доступный в различных вариантах и удовлетворяющий всем требованиям освещения. Кроме того, есть проектор Gardener, простой и эффективный в соединении, чтобы быть надежным и универсальным, здесь он используется для украшения деревьев в саду. Алюминиевый корпус включает в себя светодиодную матрицу с наклонной головкой, которая поворачивается на 150° благодаря центральному корпусу, который действует как стержень. Слегка смещенный назад оптический блок также предотвращает появление бликов. Результатом является вызывающая воспоминания и элегантная атмосфера.
Владимир Кошкин
Настенный светильник Cem_WF, установленный в гараже, завершает проект освещения. С бетонным корпусом Cem использует потенциал светодиодной технологии и предлагает наклонные, но рассеянные световые эффекты, которые особенно подходят для освещения дорожек.
Владимир Кошкин
Кредиты:
Архитектурный проект: Максим Порошин
Проект и световой дизайн: Елена Годова, Студия профессионального архитектурного света
Фото: Владимир Кошкин
Продукция: Suelo, Xenia, Ryo, Gardener, Vedette_R double, Guardian, Cem_WF
Год: 2021
Читать рассказ на немецком, испанском, французском и итальянском языках
Кошкин М. И. Конструктор танка Т-34.
Кошкин М.И. Гениальный изобретатель Т-34.
Детство великого изобретателя.
В конце 1898 года родился будущий гений технической мысли, Создатель танков Кошкин Михаил Ильич. Семья жила в селе Брынчаги Ярославской губернии и имела троих малолетних детей. Его отец занимался лесным хозяйством, работал батраком на лесопилке и погиб, когда мальчику было всего семь лет, после взрыва. Мать много работала, чтобы прокормить детей. В десять лет, после окончания третьего класса, Михаил отправляется в Москву искать работу. Ему удается поступить учеником Бейкера на кондитерскую фабрику. За восемь лет, в течение которых он работал здесь, Михаил смог из подмастерья стать полноправным пекарем. мастер автоматов по продаже карамели.
Первое знакомство с бронетехникой.
Пришло время Февральской революции 1917 лет. Кошкин мобилизуется на царскую службу. Он служил на Западном фронте, в стрелковом полку, а в августе, будучи раненым, попадает в московский госпиталь. Со службы по окончании 1917 года уволен по ранению. Уже весной 1918 в возрасте одного года он добровольно вступил в отряд железнодорожников, откуда через год был переведен в 3-й Петроградский батальон. Во время службы на Северном фронте он стал членом Коммунистической партии. Освобождает город Архангельск от английских интервентов. В этом же батальоне впервые видит бронепоезда англичан. При передислокации своей части на юг Кошкин заболевает в дороге сыпным тифом, его оставляют на одной из промежуточных станций. После выздоровления Михаил отправляется дальше на юг, в Киев, где занимается ремонтом и реконструкцией железнодорожных путей.
После возвращения со службы окончил военно-политические курсы в Харькове. Как одного из лучших курсантов, Михаила отправляют на дальнейшее обучение в Московский университет. Во время учебы Кошкин знакомится с Г. Орджоникидзе и С. Кировым, что сыграет важную роль в его жизни. С 1924 года в течение пяти лет занимается партийной работой. Но, новая мечта не покидает Михаила и в конце 1929 года он обращается с письмом к Кирову, прося помощи, продолжить учебу, чтобы получить техническое образование.
Начало большого пути.
Тридцатилетний член партии М. И. Кошкин едет в Ленинград учиться по направлению партии. Проучившись полгода в технологическом институте, разочаровавшись в своей профессии, он просит и получает перевод в Политех, чтобы получить специальность автотракторостроителя. Будучи студентом, он выбирает тему своей дипломной работы — коробка передач среднего танка. По окончании работ он получил разрешение на установку собственной модели на разрабатываемый в то время танк Т-29.. В 1934 году он закончил учебу в Политехническом институте и, Кошкин пошел работать на Нижегородский автомобильный завод, но снова стремился остаться работать в танковом конструкторском бюро. С 1934 года работал конструктором в КБ Ленинградского завода имени С. Кирова, где впоследствии стал заместителем начальника КБ. Прекрасная работа Бюро была оценена правительством, и в апреле 1936 года Кошкин был награжден орденом Красной Звезды.
Перспективы серийного производства танка Т -29 не было. Танки стоили очень дорого и собрать их было очень сложно.
Страна требовала усиления техники Советской Армии, и для ускорения разработки новых прототипов Кошкин был направлен в Харьков, на паровозостроительный завод, который занимался разработкой танков. Здесь он очень быстро завоевал признание коллектива за гуманное отношение к коллегам. Поэтому работы по созданию дизельного танка БТ-7 также шли быстрыми темпами. С началом республиканской войны в Испании Советский Союз оказывает дружескую помощь в виде оборудования. Танки БТ -7 и Т -26 были испытаны огнем на улицах Испании, к сожалению, броня не выдерживала артиллерийских атак из орудий, поставленных из Германии. Кошкин понимает, что нужен принципиально новый танк. Правительство ставит перед ОКБ задачу — разработать новый колесно-гусеничный танк Т-20. Михаил Ильич понимает бесперспективность этой работы. У него есть идея разработать совершенно новый гусеничный танк. Чтобы не быть обвиненным в саботаже госзаказа, заводское КБ набирает вторую группу разработчиков, которые занимались прототипом танка Т-32.
Основными характеристиками для танка были броня, достаточная прочность, способность быстро двигаться и маневрировать, а главное, ведение мощного артиллерийского огня. Из-за отсутствия консенсуса Кошкин, чтобы не брать одно и то же свойство, решил развивать сразу все три. Командование Советской Армии отнеслось к таким предложениям скептически. Тем не менее было поручено разработать танк А-20. Всему конструкторскому бюро и лично Кошкину пришлось приложить немало усилий для реализации этого проекта. Об этой машине было запрещено даже упоминать. Моему удивлению и радости не было предела, когда на Совете Красной Армии сам нарком Сталин поддержал инициативу Кошкина. Было принято решение провести два прототипа, а затем провести испытания.
Триумфальные испытания.
Уже в середине 1939 однако государственная комиссия по приемке результатов разработок дала обеим разработкам хорошие оценки, хотя гусеничный Т-34 показал большие возможности в преодолении различных препятствий, особенно водных.