Содержание
ИСААК ЛЕВИТАН. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ГЕНИАЛЬНОГО «НЕУДАЧНИКА»
4 августа (22 июля ст. ст.) 1900 года в 8 часов 35 минут, не дожив до своего 40-летия 26 дней, в своей мастерской умер один из величайших пейзажистов Исаак Левитан.
Мастерская, где Левитан не только работал, но и жил, находилась во флигеле двора городской усадьбы Марии Фёдоровны Морозовой (Москва, Большой Трёхсвятительский переулок, д. 1, стр. 2) – матери его друга, Сергея, с которым он вместе учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Сергей, разуверившись в себе как в пейзажисте, передал мастерскую в безвозмездное пользование все еще бездомному Левитану, своему приятелю и кумиру. Именно долгие годы нищей жизни без крова подорвали здоровье Левитана. Многие из знакомых утверждали, что художник, будучи студентом, иногда жил на три копейки в день. А лишившись жилья и спасаясь от холода в зимние морозы, тайком ночевал в училище. Дважды за свою жизнь художник переболел тифом. Во второй раз эта опасная болезнь дала осложнение на сердце.
Кроме многочисленных соматических заболеваний, Левитан периодически впадал в депрессию, сопровождавшуюся суицидальными состояниями. Он дважды стрелялся, но оба раза неудачно.
«Вновь я захандрил и захандрил без меры и грани, захандрил до одури, до ужаса… Господи, когда же не будет у меня разлада, когда я стану жить в ладу с самим с собой? Это, кажется, никогда не будет, вот в чем мое проклятье», — с горечью констатирует в одном из писем сам художник.
Однако невзирая на все жизненные неурядицы, он имел большой успех у женщин, которые не могли устоять перед его внешней красотой и обаянием таланта.
«Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах», — сообщал его биограф Иван Евдокимов.
Женщины влюблялись в красавца — художника и теряли голову, но, несмотря на это (а может быть, из-за этого), личная жизнь его не сложилась. Левитан так никогда и не женился. Одна из «амурных историй», связанных с Левитаном, получила общественный резонанс после публикации рассказа Антона Чехова (который многие годы был другом Левитана) «Попрыгунья». В его героях весь московский бомонд без труда узнал художника и его возлюбленную Софью Кувшинникову. Она была замужем за полицейским врачом, который долгое время закрывал глаза на ее увлечение молодым живописцем (Левитан был на 10 младше своей пассии). Софья была художницей-любительницей и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу на этюды. Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они тоже ездили на Волгу «на этюды», и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.
Чехов оправдывался, как мог. «Можете себе представить, – писал он в письме в 1892 году, – одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».
Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось. Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже вскоре прервались, так как молодой художник увлекся другой женщиной.
Несмотря на болезни, многочисленные «любови» и попытки самоубийства, Левитан за 20 лет творчества создал столько полотен (более 1 тыс.), сколько не удалось сделать всем пейзажистам России вместе взятым. После смерти в его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
Похоронили Исаака Левитана 7 августа (25 июля) 1900 года на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов (приехавший на похороны из-за границы), Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, а также многочисленные ученики, знакомые и почитатели таланта живописца.
В 1901 году прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них — неоконченное полотно «Озеро» (1899—1900). Через 2 года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле брата. 22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей — Чехова и Нестерова.
Сергей ИШКОВ.
Внимание! Говорит Левитан! 105 лет Голосу Победы
Юрий Левитан пришел на радио в 17 лет и отдал ему более полувека своей жизни. Он стал не просто диктором, но символом и голосом эпохи. Все самые значительные события приходили в жизнь советского народа именно с его голосом — уникальным по тембру и выразительности.
Как Левитан стал главным диктором СССР, почему его голос так действовал на людей и что он считал самым тяжелым в работе во время войны — в материале ТАСС.
До войны
Юрий Борисович Левитан родился 2 октября 1914 года в городе Владимир. Его отец Борис Семенович был портным, мать Мария Юльевна — домохозяйкой.
В детстве Юрий Левитан участвовал в самодеятельных театральных постановках, пел в хоре.
ИЗ КНИГИ «100 ЗНАМЕНИТЫХ СИМВОЛОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ» (АНДРЕЙ ХОРОШЕВСКИЙ)
«Тренировался самыми необычными способами. Например, так: становился на руки и, находясь вниз головой, читал тексты, которые подкладывал перед ним прямо на пол кто-нибудь из коллег-дикторов. Или другой вариант. Левитан читал, а его ассистент поворачивал листок с текстом то боком, то вообще вверх тормашками. Причем уговор был такой: ошибся — оплачиваешь товарищу ужин в столовой!»
Существует версия, что 25 января 1934 года, накануне начала работы XVII съезда Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), ВКП(б), его чтение по радио услышал генеральный секретарь ВКП(б) Иосиф Сталин. По его распоряжению Юрию Левитану было поручено зачитать на следующий день по радио доклад Сталина, подготовленный для съезда. 20-летний диктор не сделал ни единой ошибки или оговорки во время пятичасового чтения. Впоследствии Юрий Левитан стал читать все выступления генсека партии и важные государственные документы.
Сама атмосфера тех лет — напряженный ритм строек, массовый энтузиазм, трудовые рекорды — накладывала отпечаток на нашу работу. Роль диктора мне виделась тогда не только публицистичной, но и торжественной: казалось, что лишь так можно было передать величественный размах происходящих в стране событий, гордость за нее, причастность каждого к делу строительства социализма
Юрий Левитан
газета «Социалистическая индустрия» от 7 мая 1977 года
Юрий Левитан обладал редким по выразительности и тембру голосом. Вскоре он стал самым известным и популярным диктором Всесоюзного радио. Именно Юрий Левитан сообщил в эфире о спасении экипажа ледокола «Челюскин», раздавленного льдами в Карском море в 1934 году, о первом беспосадочном перелете экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс из Москвы в США в 1937 году, об успехах арктической экспедиции Ивана Папанина в 1937–1938 годах.
Военные годы
Заявление о нападении фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года в 12:00 читал не Юрий Левитан, как считают многие, а нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. Позднее в тот же день сообщение о начале войны зачитывал и Юрий Левитан. По его воспоминаниям, оно звучало девять раз с интервалами в час.
Левитан о начале войны
Your browser does not support theaudio
element.
000
000
© Wikimedia Commons
Я помню мажорный и гордый тон в эфире времен первых пятилеток: «Пущен ДнепроГЭС!», «Введена в строй первая домна «Магнитки!», «Всем, всем, всем! Беспримерный перелет Чкалова через Северный полюс!».
22 июня голос Московского радио зазвучал сурово, сдержанно, мужественно. В нем было и горе, и вера, и надежда. В те дни мы все почувствовали такую ответственность на своих плечах, о которой прежде и не подозревали
Юрий Левитан
«Говорит Москва. ..» (журнал «Юность» №12 за 1966 год)
Осенью 1941 года немецко-фашистские войска подошли к Москве. Так как радиовышки могли послужить ориентиром для немецкой авиации, их было решено демонтировать. Юрий Левитан вместе с диктором Ольгой Высоцкой уехали в эвакуацию в Свердловск (ныне Екатеринбург). А с марта 1943 года все фронтовые сводки начали выходить в эфир из Куйбышева.
Невыносимо больно было читать в эти дни сводки. Одно из сообщений гласило: «Объявить Москву на осадном положении». С трудом собираю силы. Включаю микрофон — и боюсь начать…
Юрий Левитан
«Говорит Москва…» (журнал «Юность» №12 за 1966 год)
Всего за время войны Юрий Левитан прочитал 2 тыс. сводок Совинформбюро, приказы Верховного главнокомандующего, более 120 экстренных сообщений «В последний час». Тогда эти сообщения и сводки не записывались, и впоследствии Юрия Левитана попросили заново наговорить на магнитофонную ленту их часть, чтобы сохранить в фонде радио.
Фразы «Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!» и «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» стали классикой советского радиовещания.
Мои друзья из редакции журнала «Юность», по просьбе которых я и пишу эти строки, спрашивали меня: было ли мне в те годы известно, что гитлеровцы назначили за мою голову денежную награду? Ну что мне ответить? Да, военные товарищи, приезжавшие с фронта в Москву, показывали мне и такого рода листовки. В одной из них, в частности, было обещано 200 тыс. марок тому, кто доставит меня живым в Берлин
Юрий Левитан
«Говорит Москва…» (журнал «Юность» №12 за 1966 год)
Голос Победы
Одно из самых главных сообщений прозвучало 18 января 1943 года — в день прорыва блокады Ленинграда.
Юрий Левитан о прорыве блокады Ленинграда
Your browser does not support theaudio
element.
000
000
© Wikimedia Commons
…Однажды, много лет спустя после войны, я выступал в Ленинграде.
Как-то само собой случилось, что я прочел публике давнюю сводку Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда. Я воспроизвел не только текст, но все нюансы той интонации, с которой читал эту же сводку в 43-м году. И увидел, что многие в зале плакали, а у меня самого вдруг пошли по телу мурашки
Юрий Левитан
«Говорит Москва…» (журнал «Юность» №12 за 1966 год)
9 мая 1945 года в 21:55 Юрий Левитан зачитал в эфире текст приказа Верховного главнокомандующего о победе над фашистской Германией: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».
Юрий Левитан акт о военной капитуляции германских вооруженных сил
Your browser does not support theaudio
element.
000
000
© Wikimedia Commons
ИЗ КНИГИ «100 ЗНАМЕНИТЫХ СИМВОЛОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ» (АНДРЕЙ ХОРОШЕВСКИЙ)
«В годы войны, чтобы обезопасить Юрия Борисовича от фашистских диверсантов, о нем распространялись слухи, будто Левитан — это маленький старичок с рыжими волосами. Такой образ настолько прочно укоренился в сознании народа, что когда пришла долгожданная Победа и Юрий Борисович должен был прочесть текст приказа Верховного главнокомандующего о разгроме фашистской Германии, он не смог пробиться через толпу людей, собравшихся на Красной площади, в студию, которая находилась за зданием ГУМа».
Голос эпохи
После войны Юрий Левитан оставался ведущим диктором Всесоюзного радио и продолжал озвучивать важные правительственные сообщения и исторические события, происходившие в стране. Так, 5 марта 1953 года он сообщил о смерти И.В. Сталина, 4 октября 1957 года — о запуске первого искусственного спутника Земли, 12 апреля 1961 года — о полете первого человека — советского космонавта Юрия Гагарина — в космос.
Юрий Левитан о первом полете в космос
Your browser does not support theaudio
element.
000
000
© Wikimedia Commons
ИЗ ГАЗЕТЫ «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ» ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА
«Вы больше, чем генерал и даже маршал! То, что именно вы читали по радио сообщение о моем полете, — это для меня награда, равная всем моим орденам и медалям! Не меньше!»
Из воспоминаний историка радио профессора Александра Шереля о встрече Юрия Гагарина и Юрия Левитана
Кроме того, Юрий Левитан вел репортажи с Красной площади, из Кремлевского Дворца съездов, участвовал в создании кинохроники, озвучивал фильмы, читал текст в телепередаче «Минута молчания», вел передачу «Говорят и пишут ветераны». Всего за годы своей работы на радио он провел около 60 тыс. различных передач.
АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ. «ЮРИЙ ЛЕВИТАН»
…Но в дни, когда в подлунном мире
Грядет иная полоса,
Когда на сердце и в эфире
Звучат другие голоса,
Когда порой готов я сдаться
И рядом нету никого,
Во мне рокочет Государство
Железным голосом его.
В последние годы жизни Юрий Левитан редко выходил в эфир, сосредоточившись на работе с молодыми радиодикторами.
Он скончался от сердечного приступа 4 августа 1983 года в Белгородской области в селе Бессоновка, куда приехал на встречу с ветеранами Курской битвы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Левитан был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почета», Октябрьской революции и медалями. В 1973 году Юрию Левитану было присуждено звание народного артиста РСФСР, а в 1980 году — впервые среди дикторов — народного артиста СССР.
Юрий Левитан был женат, в браке прожил 11 лет. В 1940 году родилась дочь Наталья.
Теги:
Левитан, Юрий Борисович
Хронология жизни и творчества Исаака Левитана
Маргарита Чижмак
Статья:
НАСЛЕДСТВО
Выпуск журнала:
Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН
I860
18 августа (по ст. ст., 30): Родился в семье железнодорожного служащего Ильи Абрамовича Левитана в Кибартах (ныне деревня Кибартай в Литве).
1860-е — начало 1870-х
Домашнее дошкольное образование.
Начало 1870-х
Семья Левитана, включая детей (Исаака, Адольфа, Терезу и Эмму), переехала в Москву в надежде на лучшую жизнь. Первоначально семья жила недалеко от Солянки на сбережения отца, когда он работал частным репетитором (выпускник иешивы, преподавал иностранные языки в Ковно (ныне Каунас)).
1873
По примеру брата Адольфа Исаак подал заявление и в сентябре был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (Художественное училище). (Адольф поступил в Художественную школу в 1871 году). Посещал пейзажные классы Алексея Саврасова (с 1874), Василия Перова и Василия Поленова (с 1882).
1875
Смерть матери.
Знакомство с Николаем Чеховым, братом Антона Чехова.
1877
Смерть отца. Семья впала в крайнюю нищету. Оставшись без крова и голодая, Исааку часто приходилось ночевать в художественной школе. Однако комитет Художественного училища заметил талант начинающего художника и предоставил ему стипендию на покупку холста и красок и отменил плату за обучение.
Работы впервые экспонировались в студенческом отделе пятой выставки «Передвижников» (Общество передвижных выставок), экспонировались пейзажи «Вечер» (ТГТ) и «Солнечный день. Весна» (частное собрание , Москва), за что награжден двумя малыми серебряными медалями. В связи с выставкой имя Левитана упоминается в печати впервые.
1878
На первой выставке учеников Художественного училища, организованной Василием Перовым, Левитан представил картину «Вид Симонова монастыря» (нынешнее местонахождение неизвестно), получившую положительные отзывы в прессе. В начале следующего года произведение было продано за 100 рублей.
1879
Май. Евреи были изгнаны из Москвы; Вынужденный покинуть город, Левитан переехал в подмосковную деревню Салтыковку. Удостоен стипендии князя Василия Долгорукова Педагогическим советом Художественного училища.
Знакомство с Антоном Чеховым.
1880
Декабрь 1879 — январь 1880: на второй выставке учащихся Художественного училища представлены пять пейзажей Левитана, в том числе «Осенний день. Сокольники» (1879). Приобретя работу, коллекционер Павел Третьяков стал внимательно следить за успехами юной художницы.
Начало 1880-х
Левитан продолжал участвовать в выставках учеников Художественного училища и на регулярных выставках, устраиваемых Московским обществом любителей художеств (МОХА). В 1881 году он получил серебряную медаль за модельный рисунок и стипендию на проезд по Поволжью, но заболела его сестра Тереза, и ему пришлось потратить деньги на врачей и переехать к ней, в Останки-но, близ Москва. В Останкино он создал «Останкино» (Русский музей), «Аллея. Останкино» (Третьяковская галерея) и другие произведения.
Начал давать частные уроки Елене Ненароковой — одной из дочерей Василия Яковлева и стал другом семьи. Чтобы заработать на жизнь, он начал работать графиком и литографом в журналах «Москва» (Москва) (1882 г.), «Радуга» (Радуга) (1883 г.) и «Волна» (Волна) (1884 г.). Выполнил четыре иллюстрации для путеводителя Михаила Фабрициуса «Кремль в Москве». В этот период им созданы такие композиции, как «Дуб» (1880, ГТГ), «Осень. Охотник» (1880, Тверская картинная галерея), «Весна в лесу», «Тропа в лесу» (1881, 1882 г., обе в ГТГ).
1883-1884
Левитан снимал комнату в пансионе (Садово-Спасская улица; дом на месте современного дома 12 не сохранился) вместе с сокурсником по Художественному училищу Николаем Чеховым . В круг близких друзей Левитана входили ученики Художественного училища Константин Коровин, Михаил Нестеров, Василий Переплетчиков, Алексей Степанов. Верный своему учителю Алексею Саврасову, уволенному из художественного училища, Левитан поддерживал с ним связь и продолжал обращаться к нему за советом в искусстве. Когда Левитан выполнил пейзаж, рассчитывая получить диплом первоклассного художника, он показал его Саврасову, который написал на нем: «Большая серебряная медаль». Однако приговор опальному художнику был встречен с неодобрением со стороны членов Школьного комитета. Левитан перестал посещать занятия. Через год педагогический совет художественного училища уволил его из училища с дипломом художника без звания.
г. Решением общего собрания общества «Передвижники» Левитан принят в группу художников, а на 12-й выставке общества впервые представлена его работа «Вечер на пашне» (1883, ГТГ). Впоследствии он каждый год показывал свои картины на выставках, организованных «Передвижниками» и МСАЛ.
Весной 1884 года Левитан и Переплетчиков жили в Саввинской местечке, делая зарисовки с натуры; там их соседом был художник Лев Каменев, который бывал у них и хвалил произведения Левитана. В «Саввинской» Левитан создал две композиции с одноименными названиями: «Саввинская местечка под Звенигородом» (обе — ГТГ), «Въезд в деревню» (Музей-заповедник Василия Поленова).
Осенью Левитан вместе с другими молодыми художниками начал посещать акварельные утренники и рисовальные вечера в доме Василия Поленова. Он позировал для картины Поленова «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» (1888, ГРМ).
1885
Левитан снял комнату в доме госпожи Реддер, вдовы, в Уланском переулке, затем переехал в ночлежку Лихачева на Пречистенке и в гостиницу «Англия» (Тверская улица, на месте нынешнего -дневной дом 23), где жил до 1889 г..
Начал ходить на рисовальные слеты в доме мецената Саввы Мамонтова на Садовой улице, побывал на даче Мамонтова в Абрамцево. Работал в Частной оперной труппе Мамонтова, работал в мастерской труппы (1885-1886). Вместе с Николаем Чеховым и Виктором Симовым создал декорации к таким спектаклям, как «Русалка» Александра Дарго-мыжского, «Фауст» Шарля Гуно, «Жизнь за царя» Михаила Глинки, «Снегурочка» Николая Римский-Корсаков. Этим летом он гостил в деревне Максимовка, недалеко от дома Киселевых в Бабкино, где летом отдыхала семья Чеховых. Вскоре Левитан переехал к Чеховым; в подсобном помещении, превращенном в мастерскую, которую он называл «курятником», он работал не покладая рук, время от времени отвлекаясь на охоту, рыбалку, маскарады и тому подобное. Здесь Левитан делал зарисовки района Бабкино, в том числе композицию «Река Истра» (Музей А.П.Чехова в Ялте).
1886
В конце марта Левитан переехал в Крым, где провел два месяца за набросками, заезжая в Ялту, Массандру, Алупку, Симеиз, Кореиз, Бахчисарай. Все крымские зарисовки (всего около 60), представленные на выставке MSAL, были проданы, что перевернуло его жизнь в финансовом отношении.
Летом гостил в Бабкино у Чеховых.
Левитана пригласили руководить пейзажным мастер-классом в кружке изобразительного искусства, организованном Анатолием Гюнстом.
В конце августа Левитан познакомился с врачом Павлом Дмитриевичем Кувшинниковым и его женой Софьей Петровной (1847-1907), художница-любительница и хозяйка Салона Кувшинниковой, где тусовалась светская львица того времени (Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский, Мария Ермолова, Антон Чехов, Илья Репин и др. ). У Левитана и Софьи Кувшинниковой завязалась дружба, переросшая впоследствии в роман; осенью вместе с Алексеем Степановым они перебрались в станицу Саввинская для этюдов.
Левитан стал ходить на субботние вечера в МГАЛ, где собирались художники старшего возраста, такие как Василий Поленов, Владимир Маковский, Николай Неврев; он также часто посещал (до 1889 г.) знаменитые «Среды» в доме Владимира Шмаровина, завсегдатаями которых были искусствовед Сергей Глаголь, репортер, прославившийся освещением московских будней Владимир Гиляровский, актрисы Гликерия Федотова и Вера Комиссар-жевская, художники, такие как Братья Маковские, Николай Ге и другие.
1887
Весной впервые приехал на Волгу (прожить там два месяца). Он останавливался в Васильсурске, сделав несколько видов местности — «Пчелиный сад» (Третьяковская галерея), «Потоп на реке Суре» (частное собрание, Москва), «Васильсурск» (музей-заповедник В. Поленова) и другие. Его картина «Осеннее утро. Туман», выставленная рядом с другими работами Левитана, была куплена художником Василием Верещагиным в знак признания профессиональной зрелости молодого художника. Лето он гостил в Бабкине у Чеховых; Левитан побывал также на даче Василия Поленова в Жуковке, у реки Клязьмы, где выполнил картину «Заросший пруд» (Музей-заповедник В. Поленова). Позже он повторно использовал изображения в одноименной работе, которая сейчас находится в Русском музее, и в рисунках, которые он делал в «Средах» Шмаровина.
Остаток лета и осень работал в компании Софьи Кувшинниковой и Алексея Степанова в станице Саввинской.
1888
С апреля по конец октября Левитан в сопровождении Кувшинниковой и Степанова посетил несколько городов на Волге. Испытывая особую любовь к городку Плёс, Левитан изобразил его в таких композициях, как «На Волге», «Деревянная церковь в Плесе в лучах прощального солнца уходящего» (частное собрание, Москва; эта церковь в картине «Вечный покой», 1894, ГТГ), «Внутри Петропавловской церкви в Плесе, на Волге» (ГТГ), «Уединенное место в Плесе» (ГМИИ, Татарстан), «Серый день в Плесе», « Вечер на Волге» (ГТГ), «Мрачный день на Волге» (частное собрание, Москва), «Осень. Мельница. Плёс» (ГТГ). «Портрет Софьи Кувшинниковой» был выполнен и в Плесе (Музей Исаака Бродского, Санкт-Петербург). Описанный в мемуарах Кувшинниковой период жизни Левитана также вдохновил Алексея Степанова на создание двух небольших этюдов — «Исаак Левитан и Софья Кувшинникова за этюдами» (Тель-Авивский художественный музей) и «Исаак Левитан и Софья Кувшинникова» ( частная коллекция, Франция).
1889
Левитан стал членом Московского художественно-литературного общества, организованного Константином Станиславским, создал декорации «Зимний лес» для спектакля «Каменный гость». Лето и осень: художник пробыл в Поволжье, в компании Кувшинниковой и Степанова. Вернувшись в Москву, Левитан переработал этюды Волги в свои первые две большие композиции: «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс» (обе в ГТГ). В ноябре известный меценат и покровитель Левитана Савва Морозов разрешил художнику жить и работать во флигеле в своем имении в Большом Трехсвятительском переулке. Зимой 1889 г.-1890 Левитан заболел сыпным тифом, который значительно подорвал его силы.
1890
В начале марта Левитан впервые уехал за границу (может быть, с Кувшинниковой), на два месяца. Он посетил Берлин, Париж, Ниццу, Ментону, Венецию и Флоренцию. Воображение художника захватили маленькие провинциальные городки Италии, характерные деревенские порядки и живописные пейзажи которых он запечатлел в путевом альбоме. Среди пейзажей и пастели — «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. Север Италии» (оба — ГТГ) и другие. В знак глубокого уважения и преклонения перед ее талантом Левитан подарил актрисе Марии Ермоловой одну из двух своих композиций «Весна в Италии».
Лето и осень: Левитан и Кувшинникова путешествовали по Поволжью. Заезжая в Плес, Юрьевец, Кинешму, художник выполнил такие работы, как «В пасмурный день у Волги» (Серпуховский историко-художественный музей), «Ветхий дворик» (Третьяковская галерея) и другие.
Вернувшись в Москву, работал над композицией «Тихая обитель» (Третьяковская галерея).
Павел Третьяков приобрел картины Левитана «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс» на выставке «Передвижники».
1891
Выставленная на 19-й выставке «Передвижники» наряду с другими произведениями Левитана, картина «Тихая обитель» имела большой общественный успех и завоевала признание Левитана. 1
Левитан был принят в члены общества «Передвижники» и избран членом комитета МСАЛ. В мае Левитан в сопровождении Лики Мизиновой 2 посетил Антона Чехова в городе Алексине (под Калугой). Лето и осень: Левитан и Кувшинникова гостили на хуторе Затишие, в имении Панафидиных, Старицкого уезда, под Тверью. В соседнем Берново, имении баронессы Вольф, Левитан начал просмотр заброшенного молоткового пруда — первый этюд для будущей работы «У мельничного пруда». После ухода Кувшинниковой Левитан переехал в имение Панафидиных в Курово-Покровском, где работал над композицией «У мельничного пруда». Среди других работ, созданных в имении Панафидина, — «Портрет Николая Панафидина» (Тверская картинная галерея), «Октябрь» (Самарский художественный музей), этюд «Поле после жатвы. Серый день».
Василий Поленов написал картину «Портрет Исаака Левитана» (частная коллекция).
1892
В апреле Левитан и Антон Чехов поссорились из-за рассказа Чехова «Кузнечик», опубликованного в январском номере журнала «Север». Отношения между главными героями повести сильно напоминали отношения Левитана и Кувшинниковой. Левитан не принял
чеховских извинений, и они оставались в ссоре до января 189 года.5. Лето: Левитан гостил у Кувшиневой в деревне Городок у реки Пекши, недалеко от железнодорожной станции Болдино (под Владимиром). Сентябрь: Евреи официально изгнаны из Москвы и ее окрестностей, а Левитану приказано выехать из города в Болдино (с середины сентября до середины декабря). Только благодаря просьбам друзей он смог вернуться домой к концу года (официальное разрешение было получено в январе 1894 года благодаря посредничеству художника и члена правления общества «Передвижники» Павла Брюллова). . Левитану принадлежат картины: «Лесной берег. Сумерки» (Тверская картинная галерея), «Вечерний колокол» и «Владимирская дорога» (обе — ГТГ).
г. «Вид на монастырь накануне праздника» (местонахождение в настоящее время неизвестно) был выставлен на Всемирной выставке в Чикаго. Зимой Валентин Серов написал в своей мастерской портрет Левитана, который в следующем году был показан на выставке в «Передвижниках» вместе с произведением «Владимирская дорога».
1893
В феврале Левитан и Илья Остроуховы приехали в Петербург и посетили Эрмитаж.
Лето: Левитан останавливался в имении Ушаковых Островно при озере Островно в Тверской губернии и в имении Аракчеевых Гарусово у озера Удомля, близ города Вышний Волочек, где создал несколько этюдов к будущей картине «Вечный покой» ( 1894, Третьяковская галерея). Воплощение идей и эмоций 33-летнего художника, композиция должна была стать центральным элементом всего творчества Левитана.
1894
После того, как Павел Третьяков купил «Вечный покой», Левитан, осознавая особое значение и статус коллекции, подарил ему «Владимирскую дорогу». Созданы картины «У озера в Тверской губернии» (Саратовский государственный художественный музей) и «Вечерние тени» (Таганрогский художественный музей). Левитан представил две картины на Всемирной выставке в Лондоне9.0015 Весна: Левитан путешествовал по Европе. Он остался в Вене, Ницце, на озере Комо, и остановился в Париже. Попутно он создал несколько картин — среди путевых работ несколько версий «Озеро Комо» (ГТГ, ГРМ) и «Корниш. Юг Франции» (кроки, ГТГ). Лето и осень: Левитан гостил у Кувшинниковой в имении Ушаковых в Островно. Неподалеку находилась усадьба Горка, временно занятая Турчаниновыми (мать Анна Николаевна и дочери Варвара, Юлия, Софья), а Левитан переехал к Турчаниновым после разрыва с Кувшинниковой. В Горке художник выполнил натюрморты пастелью с изображением цветов «Букет васильков», «Колеус», «Бессмертники» и картины «Астры» и «Георгины», которые он подарил госпоже Турчанинова и ее дочери. У Алексея Петровича Лангового — врача, осмотревшего Левитана, — диагностировано серьезное заболевание сердца.
1895
Январь: Левитан и Чехов достигли долгожданного примирения благодаря помощи Татьяны Щепкиной-Куперник 3 . С тех пор Левитан регулярно навещал своего друга в Мелихово. В марте, а затем с мая по сентябрь Левитан жил в Горке в гостях у Турчаниновых. Все это время Левитан работал в большой мастерской, построенной специально для него. Здесь он выполнил свои самые красочные работы — «В марте», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень» (все в ГТГ).
июнь: вследствие обострения неврастении художник совершил попытку самоубийства.
1896
В Одессе 4 организован показ масляных и акварельных работ Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.
На большой Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде было представлено 18 работ Левитана.
По приглашению Александра Бенуа Левитан выставил свои работы на международной выставке группы «Мюнхенский сецессион».
В мае Левитан гостил у Турчаниновых в имении Горка.
Лето: Левитан посетил Финляндию и остров Валаам, совершил круиз по Ладожскому озеру.
Осенью и зимой у Левитана были тяжелые инфаркты; врачи диагностировали дилатацию аорты и обнаружили порок сердца. Новый год артист встретил с Чеховыми в Мелихово. Павел Третьяков приобрел «Март» и «Золотую осень» Левитана. Скульптор Тереза Рис выполнила гипсовый бюст Исаака Левитана.
1897
Впечатления Левитана от его третьего заграничного путешествия вдохновили его на две картины «Остатки прошлого. Сумерки. Финляндия» и «На Севере» (обе – ГТГ)
Несмотря на боль и обострение болезни, Левитан выполнил «Весеннее половодье» (ГТГ), которое в том же году показал на выставке «Передвижники». С апреля по июнь: ему приходилось останавливаться на европейских курортах в Италии (Нерви, Портофино, Курмайор) и в Германии (Наухайм). Писал виды Альп, создал композиции «Крепость в Италии» (нынешнее местонахождение неизвестно), «Горная цепь. Монблан» (ГТГ).
Лето и осень: Левитан гостил у Саввы Морозова в Успенском; В гостях Антон Чехов. В компании Морозова Левитан побывал у Карзинкиных 5 в Одинцово и в сопровождении Лики Мизиновой побывал в гостях у Чеховых в Мелихово. За это время им созданы «Бурный день» и «Лунная ночь. Большая дорога» (обе — ГТГ), «Лунная ночь. Деревня» (Русский музей) и многочисленные осенние пейзажи.
В декабре у Левитана случился инфаркт.
1898
В марте Левитан заболел возвратным тифом и поехал в Наухейм поправить здоровье; посетил Мюнхен, Париж. Летние месяцы: художник гостил у Олениных в их имении Богородское на озере Сенеж в окрестностях московского села Подсолнечное; Там его посетил Антон Чехов.
В течение года написал картины «Ранняя весна», «Овраг», «Тишина» (все в Русском музее), «Озеро. Весна» (Пензенская картинная галерея), несколько работ на тему резьбы по дереву. и наброски будущей композиции «Буря. Дождь» (1899, Художественный музей им. Радищева, Саратов).
Выполнил иллюстрации к трехтомному собранию произведений А. С. Пушкина, изданному к столетию со дня рождения поэта. Помимо регулярных ежегодных выставок, организуемых «Передвижниками», МСАЛ, Сецессионом, Левитан выставлялся на выставке русских и финских художников, организованной в Санкт-Петербурге Сергеем Дягилевым.
1899
Выполнена картина «Буря. Дождь» (1899, Художественный музей им. Радищева, Саратов).
Левитан — экспонент международной выставки журнала «Мир искусства»; стали посещать собрания литературной группы «Среда» в доме Николая Телешова. В феврале Великий Князь Сергей Александрович и его супруга Великая Княгиня Елизавета Федоровна посетили мастерскую Левитана. В апреле художнику выдали паспорт и официальное разрешение на проживание в Москве. Весна и осень. Художник регулярно водил своих учеников на экскурсии в Сокольники, Кусково, Новогиреево, где они рисовали и рисовали на пленэре. Он снимал загородные домики, где жили молодые художники и писали этюды под его опекой.
Конец апреля-август. Почувствовав себя плохо, он отправился в село Окуловка Новгородской губернии; Госпожа Турчанинова посетила его там. В Окуловке художник создал такие картины, как «Сумерки. Луна» (Русский музей), «Сумерки. Стога сена», «Сумеречный день», «Летний вечер» (все в ГТГ) и многочисленные этюды к своему монументальному произведению». Озеро».
Новогодние каникулы провел с Антоном Чеховым в Ялте, где набросал картину «Сумерки. Стога сена», впоследствии встроенную в каминную полку в кабинете писателя. Преобладающая аномально теплая погода вдохновила художника на создание нескольких работ с видами ранней весны в Крыму. Скульптор Паоло Трубецкой выполнил небольшую бронзовую статуэтку Левитана с надписью «Добрый друг Левитан. Москва. 1899″, подарил ему.
1900
Работал над картиной «Озеро» (Русский музей).
В феврале Левитан поехал в Петербург на открытие 28-й выставки «Передвижники» , наряду со своими произведениями, работы его учеников (Сапунова и Петровичева) — предметы его искренней заботы.В течение года он участвовал в смотре русских художников в Риге и в секции русского искусства на Всемирной выставке (Экспозиция Universelle) в Париже, 9. 0015 В марте гостил в имении художника Николая Мещерина в Дугино Подольского уезда Подмосковья, где делал этюды, в том числе знаменитое «В начале марта» (частное собрание). В мае Левитан поехал в гости к своим ученикам, которые жили в снятом для них загородном доме и рисовали на пленэре в Химках, подмосковном пригороде. Простудившись, Левитан вернулся в Москву. Госпожа Турчанинова ухаживала за тяжелобольным художником.
22 июля (4 августа по ст. ст.) умер Левитан. Похоронен на еврейском Дорого-миловском кладбище.
В 1941 году его останки были перенесены на Новодевичье кладбище и перезахоронены у могилы Антона Чехова. Левитан оставил после своей смерти около 40 незаконченных картин и 300 этюдов. Монументальная картина «Озеро» (Русский музей), над которой Левитан работал в 1899–1900 годах, осталась незаконченной. Последней работой художника стала «Сенокос» (Третьяковская галерея).
- Увидев экспозицию, Александр Бенуа так описывал эмоции, вызванные картиной: «Казалось, будто окна распахнулись и распахнулись настежь, и поток свежего, благоухающего воздуха ворвался в душный выставочный зал, наполненный запахом слишком много тулупов и промасленных сапог».
Бенуа, Александр. «История русской живописи XIX в.век». Москва, 1999. С. 345.
- Лидия Стахиевна Мизинова (Лика) (1870-1937) была подругой семьи Чеховых, всю жизнь питавшей глубокую и не безответную привязанность к Антону Чехову. Бывшая актриса МХАТа, она вышла замуж за театрального режиссера Александра Санина и навсегда уехала из России. Она долго переписывалась с Исааком Левитаном и Антоном Чеховым.
- Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874–1952), правнучка прославленного артиста Малого театра Михаила Щепкина, писательница, драматург, переводчик; она написала мемуары «Дни давно минувшие», описывающие художественные круги конца 1890-х и 1900-х годов.
- Захаренкова Л. История персональных выставок Исаака Левитана и подготовка Третьяковской галереей выставки к 150-летию художника // Третьяковская конференция. 2009: материалы конференции. Москва, 2010. С. 219.
- Александр Андреевич Карзинкин, Елена Андреевна Карзинкина, брат и сестра, были меценатами и друзьями художников, неотъемлемой частью художественной сцены конца 1890-х и 1900-х годов.
Александр Карзинкин был финансистом, меценатом, членом правления Третьяковской галереи (1905-1912), организовывал литературно-художественные вечера. Елена Карзинкина вышла замуж за писателя Николая Телешова, организатора литературной группы «Среда» (среда).
Назад
Теги:
Джеймс Левитан из корпорации умер в возрасте 80 лет | Новости Массачусетского технологического института
Джеймс А. Левитан, пожизненный почетный член корпорации Массачусетского технологического института, верный выпускник и налоговый поверенный, чей большой вклад в Массачусетский технологический институт включает Премию Левитана в области гуманитарных наук за инновационную стипендию младших преподавателей, умер после сердечного приступа 14 мая. в Бриджпорте, Коннектикут. Ему было 80.
«Джим был великаном среди мужчин — по физическому росту, а также по щедрости духа, доброте и мудрости. Нам очень помогло его неустанное внимание к благополучию Института. Джим был преданным и надежным гражданином Массачусетского технологического института. Его отсутствие будет болезненно ощущаться многими друзьями и коллегами, которым посчастливилось работать и общаться с ним», — заявила Дана Мид, председатель корпорации.
Левитан был избран в Корпорацию в 1990 году и стал пожизненным членом в 1995. Он работал в Ревизионной комиссии Корпорации с 1991 по 2000 год, возглавляя ее с 1994 по 1999 год. Он также возглавлял выездную комиссию по океанотехнике с 1992 по 1999 год и много лет работал в выездных комиссиях по гуманитарным наукам; Науки о Земле, атмосфере и планетах, а также ядерная инженерия. Он был членом инвестиционного комитета с 1997 по 2000 год и работал в комитете по развитию корпорации с 1988 по 1994 год. Левитана в области гуманитарных наук, которую мы присуждаем ежегодно. Он понимал нашу культуру и поддерживал ее во всех смыслах», — сказал Филип Хури, декан Школы гуманитарных, гуманитарных и социальных наук имени Кенана Сахина, профессор истории.
В 1988 году он получил Премию Джорджа Б. Моргана за выдающиеся достижения в деятельности Образовательного совета, а в 1991 году он получил Бронзового бобра, высшую награду, присуждаемую Ассоциацией выпускников за выдающиеся заслуги.