Князь игорь чем прославился: Чем прославился князь Игорь? — ответ на Uchi.ru

💀 «Слово о полку Игореве» за 13 минут. Краткое содержание поэмы

Микропересказ:
Древнерусский князь собрал войско и напал на половцев, пока те спали. Разозлённые, они созвали союзников и разгромили русское войско. Князь попал в плен, но сбежал, а его битва прославилась в веках.

Очень краткое содержание

Князь Игорь Святославович объединился со своим братом, чтобы разгромить «поганых» половцев, прославиться и взять богатую добычу.

Игорь Святославич — древ­не­рус­ский князь, глава Нов­го­род-Север­ского кня­же­ства, глав­ный герой про­из­ве­де­ния.

Поход начался с солнечного затмения, но это плохое предзнаменование не остановило князя. У Дона на рассвете русские войска разбили половцев, пока те спали.

Реклама:

После боя русичи заночевали в поле, а тем временем к месту битвы уже спешили орды половецких ханов. Днём ханы напали на войско Игоря и разбили его, а сам князь и его брат попали в плен.

Перед пленением Игоря его отцу, киевскому князю, приснился вещий сон, предсказывавший беду. Отец упрекнул Игоря и своего сына, Игорева брата, в легкомыслии и пустой жажде славы.

Поражение князя Игоря имело тяжёлые последствия для Руси. До этих событий киевские князья совершали победоносные походы на половцев, обороняясь в бою, а не нападая исподтишка. Теперь былая слава была утрачена, а Русь не была объединена в лице князей земель. Русские князья перестали защищаться от половцев сообща и начали соблюдать только свои интересы.

Горько оплакивала пленение Игоря его красавица-жена. Она видела себя кукушкой, летящей к мужу по Днепру, чтобы омыть его раны, и просила реку сохранить ему жизнь и вернуть домой.

Вскоре Игорь смог сбежать из плена с помощью верного друга, крещёного половца. Природа — река Донец, птицы, звери — помогли Игорю добраться до дома. Половецкие ханы отправились в погоню за князем, но не догнали его. Игорь вернулся, и вся Русь радовалась его спасению, славила его имя.

Реклама:

Подробный пересказ

Деление на главы — условное.

Старый стиль и певец Боян

Автор размышляет, в каком же стиле ему следует писать «Слово», и вспоминает про старинного певца Бояна, который в старом стиле сочинял вещие песни о князьях.

Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Автор описывает, в каких красивых поэтических выражениях начал бы песню о Игоре «старинный соловей» Боян, однако сам хочет вести повествование ближе к действительным событиям своего времени.

Первая битва князя Игоря

В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.

Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу. Поход начался с мрачного предзнаменования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.

Реклама:

В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.

Всеволод Святославич (Буй-тур) — древ­не­рус­ский князь, род­ной брат Игоря, за сме­лость про­зван­ный Буй-тур (ярост­ный бык).

Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.

На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.

И бегут, заслышав о набеге,
Половцы сквозь степи и яруги,
И скрипят их старые телеги,
Голосят, как лебеди в испуге.

Переночевав в степи, войско Игоря выстроилось в боевой порядок, смяло половецкие полки, взяло богатую добычу — золото, драгоценные камни, красивых «половецких дев». Добыча русичей оказалась так велика, что плащами, покрывалами и кожухами половцев можно было вымостить гать через болото. Князь Игорь взял себе только боевые стяги половцев.

Реклама:

Вторая битва князя Игоря

Снова заночевало в поле русское войско. Автор рассуждает о том, как далеко залетел князь Игорь. Тем временем навстречу русичам спешили орды половецких ханов Гзака и Кончака.

Гзак — поло­вец­кий хан, глава объеди­не­ния дон­ских полов­цев.

На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.

Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.
Вот где копьям русским преломиться.
Вот где саблям острым притупиться,
Загремев о вражеский шелом!
О Русская земля!
Ты уже за холмом.

Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.

Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.

Реклама:

Автор описывает боевые подвиги Всеволода Святославича, который мечом рубил головы половцев и осыпал врагов дождём из стрел. В пылу битвы он забыл о славе и богатстве, феодальной чести, княжеском долге, любви к своей красавице-жене и не чувствовал боли от ран.

Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.

Бились день, рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.

Об Олеге Гориславиче

В лирическом отступлении автор вспоминает о прошлом Руси и князе Олеге Святославовиче, с которого начался род князя Игоря.

Олег Святославич (Гориславич) — древ­не­рус­ский князь, дед Игоря и Все­во­лода, зачин­щик меж­до­усоб­ных войн, за что был про­зван Гори­сла­ви­чем.

Описываются начатые Олегом княжеские междоусобицы, во время которых он победил многих князей.

Реклама:

При Олеге, который вёл себя в родной стране как враг и оккупант, перестала цениться человеческая жизнь, народ обнищал, на невспаханных полях кружили над убитыми вороны да галки. Но даже в те времена не бывало таких битв, как сражение на реке Каяле.

Горькие последствия проигранной битвы

После поражения Игоря на Руси кончились спокойные времена. Князья перестали собирать дружины и сообща защищаться от половцев, а начали блюсти только свои интересы. Половцы воспользовались разобщённостью русских князей и со всех сторон начали нападать на Русь.

Жёны оплакали погибших витязей из Игоревой дружины. Враги обложили большой данью русские города. Между русскими князьями начались ссоры и раздоры.

Автор объясняет, почему поражение Игоря имело такие тяжёлые для всей Руси последствия. Совсем недавно киевский князь Святослав совершил победоносный поход на половцев и пленил хана Кобяка.

Святослав Киевский — вели­кий князь киев­ский, дво­ю­род­ный брат Игоря и Все­во­лода Свя­то­сла­вича.

Князья Игорь и Всеволод Святославич ослушались его, пошли в поход самостоятельно и, потерпев поражение, уничтожили добытое Святославом преимущество русских над половцами.

Реклама:

Иностранцы сочувствуют Святославу и обвиняют князя Игоря в том, что вместе с проигранной битвой на Каяле Русь утратила своё богатство и воинскую силу.

И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло.
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кощеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.

Сон и «золотое слово» Святослава Киевского

Святославу в Киеве приснилось, будто накрывали его на тисовой кровати чёрной тканью, поили горьким отравленным вином, и из вражеских колчанов сыпали на полотно крупный жемчуг. Снился ему терем с разобранной крышей, через которую в Древней Руси выносили покойников, а под Киевом всю ночь каркали вороны, предвещая несчастье.

Бояре объяснили князю этот сон, рассказав, что половцы пленили двух его младших родственников. Святослав «изронил слово золотое, со слезами смешанное», начал упрекать молодых князей: не вовремя они затеяли войну с половцами, пролили поганую половецкую кровь, но ничего не добились, только принесли горе на серебряные седины старшего в роду.

А ведь было время — без щитов.
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!

Реклама:

Игорь и Всеволод ослушались своего феодала, решив, не прибегая к помощи других князей, присвоить славу «замерителей степи», которая принадлежала Святославу Киевскому. Первое последствие их поражения — нападение половцев на город Перяславль.

Автор призывает князей на защиту Руси

Автор призывает князей защитить свою родину и вспоминает о силе каждого из них. У великого владимирского князя Всеволода Юрьевича такое огромное войско, что оно может Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Всеволод Юрьевич — вели­кий князь Вла­ди­мир­ский, имел боль­шую семью, за что был про­зван Боль­шим Гнез­дом.

Сыновей Всеволода Юрьевича автор называет «живыми копьями».

Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон…

Храбрая дружина неистовых Рюрика и Давыда Ростиславовичей смела и сильна, как огромный бык-тур. Она мечтает отомстить половцами за свои раны.

Железные полки Галицкого князя Ярослава контролируют горы Карпаты и реку Дунай, мешая венгерскому королю и византийским народам проникнуть на Русь. Князь оберегает юго-западную границу Руси, к нему прислушивается Киев, а народ за острый ум и мудрость зовёт его Осмомыслом.

Ярослав Владимирович Осмомысл — князь Галиц­кий, за муд­рость про­зван­ный Осмо­мыс­лом («тот, у кото­рого восемь умов», то есть очень умный).

Реклама:

Слыша поступь войска храбрых волынских князей Романа и Мстислава, «вся земля от тяжести трепещет». От него потерпели поражение многие восточные народы и литовские племена.

Рюрик, Давыд, Роман — древ­не­рус­ские кня­зья, совре­мен­ники и союз­ники князя Игоря.

Всех этих князей рассказчик призывает бить Кончака «за Русскую землю, за Игоревы раны — удалого сына Святославича».

Но уж прежней славы больше с нами нет.
Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
Не ко благу дерево листья уронило:
Поганое войско грады поделило.

Победы волынских князей вновь напоминают автору о поражении русичей на реке Каяле. Он сетует, что храброго войска Игоря не воскресить.

Затем автор возобновляет своё обращение к волынским князьям и вспоминает о братьях Ингваре и Всеволоде Полоцком. Он сожалеет, что они использовали своё оружие не ради спасения Руси, а для того, чтобы добыть себе владения незаконным путём. Автор призывает волынских князей одуматься и защитить русские границы у половецких степей.

Полоцких князей автор обвиняет в том, что они не могут защитить от «поганых» южные границы Руси. Только Изяслав Полоцкий попытался не пропустить врагов Руси через границы своего княжества, но его никто не поддержал, и он погиб в одиночестве на поле боя.

Реклама:

Автор обращается к полоцким князьям, потомкам Всеслава, и всем потомкам Ярослава Мудрого прекратить междоусобную войну, поскольку обе стороны потерпели поражение и погубили славу, доставшуюся им от дедов.

Ингвар, Всеволод Полоцкий, Изяслав, Брячислав — полоц­кие кня­зья.

Именно междоусобицы погубили предка призываемых им на битву князей, полоцкого князя Всеслава.

Всеслав — полоц­кий князь, про­зван­ный в народе Все­сла­вом Вещим или Все­сла­вом Чаро­деем. Явля­ется героем вос­точ­но­сла­вян­ского фольк­лора, где пред­стаёт как бога­тырь и чаро­дей, спо­соб­ный обо­ра­чи­ваться зве­рем.

В самом конце «языческих времён» Всеслав Полоцкий пытался добиться Киевского престола, и делал это не по праву наследования и не в честной битве, а через междоусобную войну, опираясь на восставших киевлян. В Киеве он княжествовал недолго, и вся его дальнейшая жизнь была неприкаянной, как наказание за разжигание смуты внутри страны.

И хотя в его могучем теле
Обитала вещая душа,
Все ж страданья князя одолели,
И погиб он, местию дыша.
Так свершил он путь свой небывалый.

Реклама:

Автор вспоминает давние времена, многочисленные походы первых русских князей на врагов, и противопоставляет им братьев Рюрика и Давида, которые так и не смогли сообща организовать поход на половцев.

Плач Ярославны

Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.

Ярославна (Ефросинья Ярославна) — жена князя Игоря, дочь галиц­кого князя Яро­слава Вла­ди­ми­ро­вича Осмо­мысла.

Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.

Бегство Игоря из половецкого плена

Словно в ответ на мольбы Ярославны, бог указал Игорю путь к бегству. Ночью, когда половцы спали, князь сбежал из плена с помощью верного Овлура, крещёного половца, который достал Игорю коня.

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь
И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Природа помогла князю добраться до дому — дятлы указывали ему путь к реке, Донец качал его на волнах, одевал тёплыми туманами и радовался, что Игорь возвращается «из неволи к дому». Князь благодарен Донцу, он сравнивает его с жестокой рекой Стугной, в которой много лет назад утонул юный князь Ростислав.

Ростислав Всеволодович — юный князь, погиб­ший за сто лет до походя князя Игоря, князь Пере­я­слав­ский, сын Все­во­лода I Яро­сла­вича.

Реклама:

Гзак и Кончак отправились в погоню по следу Игоря. По дороге Гзак предложил убить сына князя Игоря, которого они держали в качестве заложника, но Кончак посоветовал женить княжеского сына на красивой половчанке, чтобы впоследствии он остался у половцев. Гзак с этим не согласился: даже если сын князя и женится на половчанке, то потом всё равно сбежит вместе с ней, половцы потеряют ценного заложника, и русские снова станут с ними воевать.

Догнать князя Игоря у половецких ханов не получилось, он вернулся домой. Автор описывает ликование Киева и всей Руси по поводу его возвращения.

Поэма заканчивается прославлением молодых князей и их дружины, которые боролись за христиан против поганых половецких полков.

Пересказала Юлия Песковая.
За основу пересказа взят объяснительный перевод Д. С. Лихачёва (Л.; Советский писатель, 1967). Цитаты — из поэтического перевода Н. А. Заболоцкого, (Л.; Советский писатель, 1967).
Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Игорь Рюрикович (Игорь Старый)

Игорь Рюрикович (также называли Игор Старый)

Князь Киевской Руси из династии Рюриковичей, сын варяжского князя Рюрика I. Он стал великим киевским князем
в 912 году, а в 945 – погиб при сборе дани с древлян.
Предшественник, князь Олег Вещий, был родственником Рюрика, поэтому передал княжение Игорю. Игорь пытался
продолжать вести политику Олега:
Он подчинил восточнославянские племена между Днестром и Днепром.

В 915 году по просьбе византийского императора Константина VII Багрянородного совершил поход против болгар.

Около 930 года совершил поход против хазар и разорил город Тмутаракань.

Он также впервые воевал с печенегами. Князь Игорь прославился также двумя походами на Константинополь,
которые не совсем были удачными. Биография князя Игоря
Исследователи до сих пор сомневаются относительно точной даты рождения князя Игоря, однако наиболее
вероятно, что он родился в 878 году.

Отец Игоря Рюрик І вскоре после рождения сына умер, а о его матери почти ничего не известно. В одной из
летописей указано, что ею была норвежская принцесса Ефанда, также она, вероятно, могла быть и сестрой Олега
Вещего.

В летописях также отмечается, что в 903 году Игорь женился на Ольге, а в 942 году у них родился сын
Святослав. У Игоря были и другие женщины, однако Ольга считалась самой лучшей. Она нравилась князю из-за
своей мудрости, потому что подходила к решению вопросов взвешенно и продуманно. Возможно, у Игоря были дети
в других браках, но в летописях об этом не сообщается. Прозвище «Старый» Игорь получил не просто так.
Причиной могло стать то, что к власти князь пришел после смерти Олега – в 34 года. Во времена княжения Олега
Вещего славянские племя покорно платили дань. Однако после его смерти древляне отказывались платить налоги.
В 914 году Игорь совершил свой первый военный поход против древлян. Тогда Игорь разгромил древлян и заставил
платить еще больше дани. Князь Игорь совершил два похода на Константинополь (Царьград) – в 941 и 943 годах.
Сразу сложно изучить все важные даты, но домашнее задание никто не отменял. Поэтому вы можете
воспользоваться разделом «ГДЗ и решебники по истории Украины за 7 класс», чтобы точно не ошибиться.

Во время первого похода в 941 году Игорь вместе с сорокотысячном войском вели
себя жестоко: «И кого брали, тех вскрывали, других как мишени расставляли и стрелами расстреливали и хребты
ломали… И святых церквей много огню отдали». Он хотел заставить византийцев выполнять условия торгового
договора, который подписал князь Олег Вещий в 911 году.

Так, князь вышел из Днепра и добрался до Босфорного пролива. Однако у
Константинополя императорский флот встретил русское войско с греческим огнем. Это была горючая смесь,
которая применялась в военных целях и могла гореть даже в воде. Точный состав этой смеси хранился в
строжайшей тайне. Таким образом 1000 русских ладей были сожжены. Только единицы могли выжить.

943 года Игорь приобщился поддержкой варягов и снова пошел на Царьград. На этот
раз был заключен мир. Однако в 944 году Игорь снова захотел «отомстить за себя». Он собрал много воинов из
варягов, полян, кривичей, печенегов и пошел против греков на ладьях и лошадях. В то время Византия была
ослаблена, потому что вела борьбу с болгарами и арабами. Поэтому византийский император Роман предложил
Игорю дары – золото. Войско вернулось в Киев. В 944 году в Киев прибыли византийские послы, чтобы достичь
согласия. Тогда были заключены союзная и торговая соглашения на условиях Царьграда. Русь должна была
помогать императору войсками и не претендовать на византийские владения в Крыму. Также ликвидировали
беспошлинную торговлю и ввели ограничения на покупку русскими купцами паволоки. Сначала соглашение подписали
в Византии в присутствии русских послов, а затем в Киеве при византийских послах. В 943 году князь Игорь
решил послать свои войска на восток до Каспийского моря, где были богатые арабские торговые рынки. Войско
пошло вдоль Кавказа, где к ним присоединились аланы и лезгины.

Впоследствии они поплыли Каспийским морем до устья Куры за Кавказом и пришли к
Бердыы – крупнейшего торгового города и столицы Кавказской Албании. Войско Игоря напало на город, разграбили
его и взяли жителей в плен. Воевать против войска Игоря начал глава Азербайджана. Однако через некоторое
время он оставил ту местность, потому что среди войск Игоря распространилась эпидемия. Домой они
возвращались с огромной добычей, как победители.

Впоследствии войско стало возмущаться, что в последние годы своего княжения
Игорь перестал ходить сам за данью. Собирал налоги воевода Свенельд, который считался главой правительства.
Войско князя начало жаловаться, что оскудело по сравнению с женой Свенельда. Игорь услышал своих
дружинников, и они вместе отправились собирать дань. Во времена княжения Олега Вещего славянские племя
покорно платили дань. Однако после его смерти древляне отказывались платить налоги. В 914 году Игорь
совершил свой первый военный поход против древлян. Тогда Игорь разгромил древлян и заставил платить еще
больше дани.

В 945 году Игорь снова отправился к древлянам за данью. «К первой новую еще дань
придумал. И насилие им с мужами своими делал» – так описан поход в летописях. То есть, фактически, они
творили грабеж и террор местных жителей. Игорь собрал первый раз дань и на полпути в Киев решил вернуться во
второй раз в Искоростень с небольшой дружиной, чтобы взять еще. Древляне устроили засаду под Искоростенем и
разбили жену. Игоря же привязали к двум наклоненным березам, а затем деревья отпустили и разорвали таким
образом князя. Похоронили его под Искоростенем. После этого жена Игоря Ольга, ставшая регентом, отомстила за
мужа.

Интересные факты о князе Игоре
1. Есть несколько версий знакомства князя Игоря с Ольгой. Первая говорит, что Ольга была дочерью князя Олега
Вещего. Во второй легенде говорится, что Игорь с Олегом отправились на охоту. Он захотел переплыть реку с
одного берега на другой и попросил о переправе юношу, который сидел неподалеку в лодке. Однако, как
оказалось, это была Ольга, одетая в мужскую одежду. Игорь делал ей непристойные предложения, но девушка
отказывала. Она считала, что нужно руководствоваться не страстью, а разумом, поэтому ответила Игорю: «Меньше
взяв, больше потеряешь!». Через некоторое время князю нужно было уже жениться, и он решил взять в жены
Ольгу.
2. После смерти Олега древляне и уличи пожелали отколоться от Киевской Руси. Однако Игорь наложил на них
огромную дань, а уличей осадил на три года. Таким образом он сохранил целостность государства.
3. В некоторых летописях упоминается, что Глеб (Улеб) и Володислав – сводные братья сына князя Игоря
Святослава. Первого Святослав Игоревич казнил за христианские убеждения. В то же время, в других летописях
сообщается, что сын у князя был один. Володислав был по материнской линии дядей Святослава, а Глеб (Улеб) –
племянником Ольги.

Бородин: Половецкие пляски – музыкальные приключения от химика, который тоже сочинил…

Ученый Бородин не доделал большую часть «Князя Игоря», но доделал его блестящие танцы.

Александр Бородин, кажется, всегда старался писать свою музыку на время. Большую часть времени он работал очень успешным ученым, читая лекции по химии и наблюдая за образованием других, в частности, создавая программы для женщин. Потом были периоды ухудшения здоровья – холера и несколько легких сердечных приступов – которые нужно было обойти.

Он занимался сочинением музыки в часы досуга, к большому разочарованию своих музыкальных коллег, которые явно считали, что ему следует уделять больше времени своим талантам. В частности, это касается его оперы « Князь Игорь » с популярными « половецкими плясками» .

Когда Бородин искал сюжет для оперы, критик Владимир Стасов прислал ему эпическую поэму XII века «Слово о полку Игореве» , повествующую о героических выходках русского князя XII века. – Игорь, естественно – и его походы против вторгшихся кочевых племен.

Устрашенный, но не испуганный потенциальными масштабами проекта, Бородин начал писать в сентябре 1869 года, заранее набросав немокальные Половецкие пляски . Но вскоре он засомневался и отложил работу на четыре года. Вернулся к опере в 1874 году, вдохновленный сценическими успехами Римского-Корсакова и Мусоргского. Но второе дыхание длилось недолго и неоконченная опера продолжала витать над ним.

Бородин внезапно скончался в 1887 году, одетый в русский национальный костюм на костюмированном балу, оставив Князь Игорь неполный. Римский-Корсаков и Стасов отправились к композитору домой, забрали его партитуры и отнесли их к Римскому-Корсакову. Он закончил оперу с помощью блестящего 23-летнего Глазунова. Мировая премьера наконец состоялась в Петербурге в ноябре 1890 года в Мариинском театре.

Половецкие пляски представляют волнующую кульминацию второго акта оперы, когда князь Игорь и его сын Владимир попадают в плен к половецкому предводителю хану Кончаку, который щедро развлекает их и призывает своих рабов исполнить захватывающие танцы. Но эта пьеса прожила более долгую жизнь вне оперы, с тех пор как великий импресарио Дягилев представил Половецкие сцены и танцы в рамках его первого Русского сезона в Театре дю Шатле в Париже.

Наиболее известно, что ряд его тем был включен в бродвейский мюзикл 1953 года Kismet , самым известным из которых является «Скользящий танец девушек», адаптированный в песне «Незнакомец в раю». А на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи половецких танцев открыли игры, когда летящая девушка пронеслась по зимнему сказочному пейзажу.

Бородин обладал великолепным мелодическим и ритмическим даром — все это проявилось в этом, самом популярном из его произведений. Это всегда заставляет задуматься, чего бы он мог достичь, если бы уделял больше внимания своим коллегам и отложил химию в сторону, чтобы немного больше сочинять.

Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) (Опера)

Опера Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
Всемирно известный Большой театр балета и оперы (основан в 1776) — Чудесная Главная (Историческая) сцена

Время работы: 2 часа 45 минут

В спектакле 1 антракт

Программа Александра Бородина «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) 2022

Композитор: Александр Бородин
Хореография: Юрий Григорович
Хормейстер-постановщик: Валерий Борисов
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник: Мария Данилова
Художник: Маэстро Юрий Григорович
Музыкальный руководитель: Василий Синайский
Режиссер-постановщик: Юрий Любимов
Хореография: Касьян Голейзовский
Мастер балета: Юрий Григорович
Дизайнер сет: Zinovy ​​Margolin

Orchestra: Theatry Theatre Symphony Orchestra

Opera в 4 ACT

Выступл на русском языке с синхронизированными английскими супертитлами

70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 70047 Июнь 2013, Большой театр, Москва, Россия

Либретто композитора по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»

• Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890, Мариинский театр, ул.
Петербург;

Князь Игорь (Кназь Игорь) — опера в 4-х действиях с прологом
Александр Бородин. Либретто, адаптированное композитором из восточнославянского
Эпопея «Слово о полку Игореве» рассказывает о русском князе XII в.
Святославич) и его походы против вторгшихся половецких племен.
опера впервые была исполнена в Санкт-Петербурге 4 ноября 1890 года. В США
опера была впервые поставлена ​​в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 30 декабря
1915.

Бородин оставил оперу незавершенной после своей смерти в 1887 году.
оркестровка была завершена посмертно Николаем Римским-Корсаковым и
Александр Глазунов. По печатной партитуре опера была закончена как
следует: Римский-Корсаков оркестровал ранее не оркестрованные пассажи
из Пролога, актов 1, 2 и 4 и «Половецкого марша», открывающего акт
3. Глазунов использовал оставшийся материал для сочинения и оркестровки
остаток третьего акта; часто повторяемая легенда состоит в том, что он также реконструировал
и оркестровал увертюру по памяти, услышав, как композитор играет ее в
пианино несколько раз. (В своих мемуарах Шостакович цитирует Глазунова как
признавшись, по существу, в написании увертюры на темы Бородина; это
объяснение кажется более логичным из-за довольно сложной полифонической
характер увертюры, что сделало бы практически невозможным
адекватно воспроизвести на фортепиано.)

И Увертюра к «Князю Игорю», и «Половецкие пляски» (из II акта)
являются известными концертными стандартами. Вместе с «Половецким маршем» они
составляют так называемую «сюиту» из оперы.


© Википедия
© Фото Дамира Юсупова/Большой
Театр.

Дополнительная информация


  • Персонажи

  •  

    Князь Игорь по праву считается одной из главных русских опер. Эта масштабная, многоуровневая фреска сочетает в себе «высокостильное» эпическое повествование и народную комедию, сопоставляет напев русской богатырской поэмы и буйно «неистовый» музыкальный мир Востока. Сам Бородин так объясняет свою эстетическую позицию: «Мне кажется, что в опере, как и в декорациях, нет места мелким формам, мелким деталям: все должно быть написано жирным мазком, ясно, живо и, постольку, поскольку возможно, удобно исполнять как голосом, так и оркестром».

    Бородин много лет писал «Князя Игоря», откладывал на долгие промежутки времени, а потом снова возвращался к нему. Ему так и не удалось закончить ее. После его внезапной смерти опера была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым.

    Премьера, состоявшаяся в Мариинском театре 23 октября 1890 года, имела огромный успех. Его первое представление в Большом театре состоялось 19 января 1898 года. В 1899 году оно впервые было поставлено за границей — в Праге, а затем — в Париже, Нью-Йорке, Милане. Игорь штурмом взял ведущие мировые оперные театры.

    Князь Игорь должен был стать одним из титулов «дизайнерского лейбла» Большого театра, на долгие годы составившим основу русской части оперного репертуара театра. Ему дали семь постановок, и он никогда надолго не исчезал с рекламных щитов. В Большом театре было поставлено более тысячи спектаклей «Князя Игоря».

    В 2013 году князь Игорь вернулся в Большой после рекордного одиннадцатилетнего отсутствия. Юрий Любимов, мэтр российских театральных режиссёров, представляет нам свой взгляд на оперу. Любимов, легендарный основатель театра на Таганке, известен во всем мире как оперный постановщик, хотя эта сторона его творчества до сих пор игнорировалась в России. На его счету более двадцати оперных постановок в ведущих оперных театрах его имени: он работал в Ла Скала, Парижской национальной опере, Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Баварской государственной опере, Неаполитанском театре Сан-Карло, Лирической опере Чикаго, Музыкальном Маджио. Фестиваль Фиорентино.

    Юрий Любимов о своей постановке:

    «Князь Игорь дает возможность обсудить ситуацию, которая настигла нашу цивилизацию. именно то, что происходит в «Князе Игоре». Я против того, чтобы сосредоточить все внимание на войне. Русские князья так много воевали между собой, это чудо, что вообще остались русские земли! И поэтому вместо того, чтобы воевать, мы будем полагаться на причина

    Сценография спектакля символична и достаточно лаконична, хотя детали, которые вы видите, исторически достоверны и очень тщательно подобраны. В постановке нет повседневности как таковой — есть образы, ситуации и действия. И освещение будет играть важную роль в передаче настроения той или иной сцены.

    В сценах половецких плясок, столь популярных у публики, я хочу подчеркнуть глубокую хитрость, лежащую в основе радушия «хозяев», которая во многих постановках сводится на нет. Я намерен работать с каждым исполнителем над пластическим паттерном его роли, создавать для каждого из них — будь то солист, артист хора или участник ансамбля пантомимы — «партитуры» движений тела, моделировать их позы, зарисовывать их реакции, чтобы все было сделано в музыкальном ключе.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «аутентичной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «аутентичной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    Павел Карманов, создатель новой музыкальной версии:

    «Именно через Владимира Мартынова я стал заниматься этой работой. Мартынов много работал с Юрием Любимовым в Театре на Таганке, они старые коллеги. Он сразу понимает, чего хочет последний. Поэтому на первую встречу с Юрием Петровичем меня сопровождал Мартынов, он меня представил, и мы решили, каковы будут наши роли. Я делал свою музыкальную версию, а Мартынов направлял ее в нужное русло и помогал решать каверзные вопросы.

    Все идеи, лежащие в основе этого спектакля, принадлежат Юрию Любимову — я был не более чем его музыкальными «руками». Его основной концепцией было то, что мы должны уйти от либретто Бородина, к «Слову о полку Игореве». По его мнению, в этой опере есть моменты, которые мешают основной сюжетной линии. В частности, слишком много внимания уделяется перипетиям любви и дружбы, которые не имеют ничего общего с «Словом». Его целью было приблизиться к истории и драме, и, желая сосредоточиться на исторических событиях, он запросил соответствующие сокращения.

    Я выполнял его просьбы, но при этом боролся за Бородина.

    Любимов добился своего: опера, безусловно, стала очень динамичной. Те части лонгеров (какими бы божественными они ни были), которые его раздражали, ушли, остались лишь скудные очертания. Например, мы полностью удалили (вероятно, к неудовольствию исполнителей роли) арию Кончака, в которой он поет только о своих дружеских чувствах к Игорю, о восхищении его качествами полководца и так далее.

    Больше всего в этой опере господина Любимова восхищают Половецкие пляски. Здесь он ничего не изменил, танцы были оживлены в хореографии Голейзовского Юрием Григоровичем, специально приглашенным для этой цели в постановочную бригаду.

    По театральному языку спектакль абсолютно традиционен: никаких современных нововведений. Нет переноса действия, Игорь не будет разгуливать в костюме сотрудника рекламного агентства… Прекрасные декорации Зиновия Марголина достаточно условны и символичны, ведь главной задачей было сконцентрироваться на внутреннем мире героев. Постановка фокусируется прежде всего на Игоре, у которого есть только одна мечта: собрать еще одну армию и победить. Здесь драматический текст не ослаблен массой второстепенных сюжетных линий.

    В первую очередь Любимов искал театр. И даже на репетициях он работает с этой целью. В настоящий момент он занят певцами и много времени уделяет мимике, прорисовке движений на сцене. Главное, что я хочу сказать, это то, что никто не хотел «улучшать» оперу. Мы просто хотим сделать его более «слушаемым» для современной аудитории.

    Вполне вероятно, что резка (разумеется, тонкая резка) станет общепринятой практикой сегодня, когда возникнет потребность в более сжатых, динамичных формах».

    Синопсис

    Пролог.

    Князь Игорь, который собирается отправиться в поход против хана Кончака
    половцев, отказывается внимать предостережениям жены и своих людей, которые
    интерпретировать недавнее затмение как дурное предзнаменование. Князь Галицкий (Князь Галицкий)
    подкупает Скула и Ерошку, чтобы они подбодрили князя Игоря в его решимости
    уйти, так как он сам хочет узурпировать место Игоря. Игорь, ничего не подозревая, доверяет
    жену на его попечение.

    АКТ I.

    Сцена I заложена на дворе Галичского князя, где народ
    приветствуя его как своего принца. Группа молодых женщин умоляет принца восстановить
    один из их друзей, которого он похитил; но он отпугивает их. Сцена
    II. Девушки обращаются к Ярославне, жене Игоря, которая оплакивает Игоря.
    отсутствие в Путивле, и пока они рассказывают историю, входит Галичский князь.
    Ярославна расспрашивает его, правдива ли их история, а он только смеется. Слово
    приносят, что Игорь и сын его взяты в плен и что нападение
    на них неизбежно.

    АКТ II.

    Половецкий стан: Владимир, сын Игоря, полюбил
    Кончаковна, дочь хана Кончака. Она уверена, что ее отец согласится на
    брак, но Владимир сомневается, что его отец будет. Кончак предлагает Игорю
    свободу, если он пообещает больше не вести с ним войну, но он отказывается.

    АКТ III.

    Игорь узнает, что на его город предстоит нападение. Он убегает. Он пытается
    уговаривает сына сопровождать его, но Кончаковна цепляется за него, а отец
    уходит в одиночестве. Когда хан узнает о побеге Игоря, он отказывается от преследования,
    оставляет Владимира в заложниках и выдает его замуж за свою дочь.

    ДЕЙСТВИЕ IV.

    Игорь благополучно прибывает в городской Кремль, и его встречают с большим
    радуясь.