Содержание
«Верой, огнем и мечом»: от крещения Руси до специальной операции | Москва
Крещение – это отправная точка становления и развития российской государственности, считает президент
1034 года назад, 28 июля 988 года, состоялось крещение Руси. Как считают историки, оно предопределило курс развития русского государства, стало основой укрепления и единства страны на сотни лет вперед. Православие сформировало мировоззрение и нравственные устои всего многонационального народа России: сострадание, любовь к ближнему, терпимость к другим – таковы основные ценности русской цивилизации.
Не будь крещения – не случилось бы объединения под крылом России сотни народностей, не было бы той великой истории, которой гордится наша страна. В тяжелые времена вся страна – и деды, и отцы, и сыновья становились единой стеной, чтобы дать отпор ордам захватчиков, которые хотели ограбить Россию и расчленить ее. Сейчас, как и тысячу лет назад, наш народ в лице сотни национальностей сплотился в противостоянии с безбожниками, защищая традиционные ценности своего общества и право своих детей на жизнь по своим, а не навязанным извне законам.
Еще по теме
«Сплотившись в едином порыве»: как Россия побеждала и побеждает сейчас
Президент Владимир Путин всегда с особым почтением относился к истории России. В своей речи, посвященной 1030-летию крещения Руси, он заявил, что именно крещение является отправной точкой становления российского государства.
«Крещение – это отправная точка становления и развития российской государственности, настоящего, духовного рождения наших предков, определения их идентичности, самосознания, расцвета национальной культуры и образования, развития многоплановых связей с другими странами», – сказал Путин.
Президент отдельно подчеркнул, что с момента становления Россия была многонациональным государством. Именно многообразие национальностей позволило достичь русскому народу небывалых высот.
«Народы, принявшие христианские истины как свои, как родные, смогли достичь небывалых высот в политике, искусстве, литературе, в науках и хозяйственной деятельности, получили колоссальный опыт единения, который не один раз спасал, укреплял и поддерживал на самых суровых исторических переломах нашу Родину», – заявил глава государства.
Еще по теме
Мишустин: «Долг будущего поколения – не дать переписать историю Победы»
«Надо сказать, что с крещением Русь влилась, присоединилась к наиболее развитой цивилизации того времени. Но это присоединение шло и по линии Византии, и по линии Болгарии, произошло приобщение к наиболее развитой культуре», – считает кандидат исторических наук, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства Дмитрий Суржик.
Крещение заложило тысячелетние государственные основы. Православная вера стала поводом собирания русских земель в единое государство. Раздробленность, разрозненность исконно русских земель усугублялась многобожием и язычеством, провоцирующим религиозные распри между княжествами. Принятие христианства решило вопрос религиозных противоречий и сформировало общую идентичность взамен языческих местечковых особенностей. Терпимость, как сейчас принято говорить, «толерантность» стала основой национальной политики России на тысячелетие по отношению к малым народам, проживающим на территории страны.
Проведение специальной операции сплотило вокруг армии и президента весь народ России. Именно курс на защиту национальных интересов стал доминирующим, сформировался многонациональный общественный консенсус. Россия, как во многие периоды своей истории, вернулась к своей миссии – защите слабых и угнетенных. Ведь сила нужна не для разрушения, а для защиты того, кто не может защитить себя сам. Недаром ходят в народе поговорки «добро должно быть с кулаками» и «сила в правде». Между этими постулатами сотни лет, но они сейчас актуальны как никогда ранее.
Запад всегда с недоверием относился к России. В кульминационные моменты недоверие превращалось во враждебность – и формировался экспедиционный корпус «цивилизаторов», который пытался нести «правильную» веру и «демократию» нашему народу. Принятие христианства отвернуло католические страны и народы, потому что католики как считали, так и продолжают считать православных «неправильными» христианами.
Еще по теме
Годовщина освобождения Вильнюса от нацистов: как Литва «благодарит» потомков героев
В основе идеологии Запада лежит представление о собственной исключительности и неполноценности других народов: квинтэссенцией «исключительности» стала агрессия нацистской Германии против Советского Союза. Западу следовало бы помнить, что последняя попытка принести свой порядок на русскую землю закончилась водружением знамени Победы над Рейхстагом. Европейские страны, как и США, видят в России в первую очередь неисчерпаемый источник ресурсов. Разделить страну, колонизировать ее, получить доступ к недрам – так коллективный Запад хотел бы поступить с Россией. Лицемерие Запада, который одной рукой вводит санкции, а другой – качает российский газ, приняло совершенно невообразимый масштаб.
Сейчас России противостоит почти половина мира. США со своими европейскими сателлитами, объединенными в один ударный кулак (НАТО), продвигается к границам нашей страны. Вступление в Альянс Швеции и Финляндии привело к тому, что сухопутная граница с блоком НАТО теперь составляет 1271 километр. Запад боится вступать в открытое противостояние с Россией, поэтому действует иначе – поставляет тысячи тонн оружия и сотни иностранных наемников на Украину, втайне надеясь на то, что киевское правительство нанесет военное поражение России.
Православие стало скрепляющим фактором для множества народов страны: необходимость защищать православную веру сплачивала народ. Ценности, которые проповедует православие, близки к другим конфессиям, представленным в нашей стране – исламу, иудаизму и буддизму. Для всех конфессий традиционные ценности и любовь к ближнему стирают ментальные и ценностные границы между представителями разных народов и религий.
Участие в специальной операции всех народов, проживающих в России, укрепило межнациональное единство. Общество сплотилось вокруг армии и помогает восстанавливать мирную жизнь на освобожденных территориях. Можно сказать, что СВО стала той духовной скрепой, о дефиците которой высказался Владимир Путин в 2012 году.
«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», – сказал российский лидер в послании Федеральному собранию.
экспертное мнение
«Папский престол поддерживает антироссийские настроения»: историк о событиях на Украине
Крещением Руси являлся последовательный процесс обращения язычников в православную веру. Многие являлись безбожниками, можно сказать, что они были «оппозицией» того времени. Не стоит думать, что борьба с внутренними врагами страны была легкой, но и методы борьбы были гораздо более жесткими, чем сейчас. Безбожники не верили ни во что, полагая, что это освобождает их от моральных обязательств перед другими людьми: они промышляли насилием, разбоем и убийствами. Христианские проповедники вели с ними особую борьбу и в конечном счете одержали победу.
Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства полагает, что текущий конфликт на Украине можно рассматривать и с религиозной точки зрения.
«То, что происходит сейчас, конечно, можно рассматривать в религиозной сфере, потому что все-таки Украина – это полиэтничная и поликонфессиональная страна, в которой, однако, униатская церковь начиная с конца 19 века, когда еще не было Украины, идеологически поддерживала националистические силы в Королевстве Галиции и Лодомерии, Австро-Венгерской империи, а затем это были националистические силы на территории Украинской ССР, ну и вплоть до нынешних времен, католичество и униатство поддерживают националистические формирования, националистическую идеологию», – подчеркнул Дмитрий Суржик.
экспертное мнение
Историк о годовщине основания Херсона: «Импульс к развитию региона дала именно историческая Россия»
Те, кто заставил Россию начать специальную операцию, тоже являются безбожниками. Еще в 2012 году, в знак протеста против вынесения приговора «активисткам» из Pussy Riot, деятельницы из Femen спилили крест над майданом Незалежности в центре Киева, сопровождая действо языческим танцем. Позднее на этом майдане случился государственный переворот, с последствиями которого уже 8 лет, сперва дипломатическими способами, а теперь боевыми – борется наша страна. Языческие нацисты из «Правого сектора»* и «Азова»* уже убили 14 тысяч своих соотечественников, называя это «борьбой с Россией». Они не остановились ни перед чем – убивали как взрослых, так и детей. Про таких людей в народе говорят: «у них нет ничего святого». И снова народная мудрость оказалась права – теперь можно сказать, что Россия на западных рубежах борется с сатанизмом.
*Запрещенная в РФ террористическая экстремистская организация
Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов
Россия отпраздновала День крещения Руси
Ровно в полдень во всех храмах и монастырях на территории России прозвучал колокольный звон «Слава Тебе, Боже!». Но традиционный для праздника крестный ход в этом году в Москве не состоялся из-за эпидемии коронавируса.
— Сегодня великий праздник — мы вспоминаем событие, которое радикально изменило жизнь наших далеких предков. 1033 года назад в Киеве, Матери городов русских, по изволению великого князя Владимира были крещены киевляне, а затем и вся Русь, сказал патриарх Кирилл, служивший Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина.
Помимо глубокого религиозного и духовного смысла, это событие, по словам Патриарха, имело и большое историческое значение. Крещение изменило мировоззрение, личную и общественную нравственность, дало человеку силу с Божией помощью изменяться к лучшему.
Кончилось время идолов — ложных богов и темной языческой страницы истории. «Свет Евангелия, идеалы христианства стали постепенно, но реально входить в ткань народной жизни, меняя не только мировоззрение, но и нравственность, сам стиль общения людей, — сказал Патриарх в проповеди. — Там, где раньше была только жестокость, появились сострадание и любовь». Эта перемена, по словам патриарха, по своему значению превосходит все последующие радикальные перемены в нашей истории. Открылась новая, христианская эра в жизни народа.
По словам Патриарха, по поводу отказа наших предков от идолов напрашиваются современные аналогии: «А чему сегодня поклоняются люди?» Среди новых идолов — то идеологии, то определенные вкусы и стиль поведения. «Например, формируется некий образ человека, главная ценность которого заключается не в любви, не в радости душевной, не в чистоте помыслов и жизни, а в силе» — сказал Патриарх.
Идолопоклонство, по его мнению, никуда не делось, и борьба с идолами остается актуальной. Каждый, в том числе христианин, должен, наверное, задать себе вопрос: а не поклоняется ли он каким-то идолам, языческим божкам, внимание к которым оттесняет на периферию подлинную спасительную веру в Бога?
Крещение изменило мировоззрение людей, личную и общественную жизнь
— Дай Бог, чтобы и мы, люди XXI века, могли освободиться от влияния ложных богов, тех идолов, поклонение которым несет смерть душе и нередко болезни нашему телу, — сказал Патриарх.
Патриарх Кирилл поздравил с праздником президента России Владимира Путина. День памяти святого князя Владимира — день его именин, и Патриарх пожелал главе государства здоровья и помощи Божией на президентском посту, поблагодарив его за «неизменное внимание к служению Русской церкви и личное содействие осуществлению социально значимых начинаний духовенства и православных сограждан».
В Киеве в честь праздника прошел крестный ход. Каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) заявила, что в крестном ходе накануне Дня крещения Руси в Киеве приняли участие 350 тысяч человек, это в шесть раз больше озвученных полицией цифр.
Справка «РГ»
Крещение Руси состоялось в 988 году 28 июля в православном церковном календаре — день памяти князя Владимира (960-1015), крестителя Руси. С 2010 года праздник является государственной памятной датой в России. В этот день в Церкви звучит колокольный звон и проводят крестные ходы.
Собор Святого Владимира в Херсонесе Таврическом
Христианизация Киевской Руси проходила в несколько этапов. В начале 867 года Константинопольский патриарх Фотий объявил другим православным патриархам, что Русь, крещенная его епископом, с особым энтузиазмом приняла христианство. Попытки Фотия христианизировать страну, по-видимому, не повлекли за собой долговременных последствий, поскольку Первая летопись и другие славянские источники описывают Русь десятого века как прочно укоренившуюся в язычестве. Окончательная христианизация Киева датируется концом IX в.80-е годы (год оспаривается), когда Владимир Великий крестился в Херсонесе, продолжая крестить свою семью и народ в Киеве. Место крещения Владимира отмечено Владимирским собором.
Владимирский собор — неовизантийский русский православный собор на месте Херсонеса Таврического. Он увековечивает предполагаемое место крещения святого Владимира.
Крещение Владимира , фреска Виктора Васнецова |
История
Согласно легенде и историческим фактам крещение Владимира Великого произошло в 988 году в Херсонесе (или, как его называли древнерусские, Корсуни), ныне — Херсонесе Таврическом, Народном Заповедник под Севастополем. В «Повести минувших лет » монаха Нестора упоминается городская соборная церковь: «среди города, где собираются жители для торговли», которая, как предполагалось, могла быть вероятным местом события судьбоносного. для всей Руси.
Идея увековечить место Крещения святого равноапостольного князя Владимира впервые была высказана в 1825 году Главным вице-адмиралом Черноморского флота Алексеем Грейгом. По его инициативе в Херсонесе Таврическом в 1827 г. были проведены раскопки под руководством К. Крузе. В результате в центре рыночной площади были обнаружены остатки древних христианских церквей, в том числе крестообразная базилика. Фредерик Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич высказали предположение, что в этой базилике крестили Владимира Великого. После этого все сомнения о месте будущего храма рассеялись. В 1850 году по ходатайству святителей храма Иннокентия, архиепископа Херсонесского и Таврического, была основана Владимирская обитель. 23 августа 1850 года состоялась торжественная закладка храма во имя святого Владимира.
Корпус
Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик Давид Гримм. По его замыслу собор должен был быть построен в византийском стиле. Строительство длилось 15 лет и было завершено в 1874-1876 гг. при участии инженера М. Арнольда. Это был один из крупнейших соборов России (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв. м, диаметр купола — 10,5 м), вмещавший до тысячи прихожан.
Украшение храма началось накануне 900-летие Крещения Руси. Расписать храм к этой знаменательной дате не удалось, поэтому 13 июня 1888 г. ко дню памяти великого князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Богородицы. В том же году в этой церкви поставили резной деревянный иконостас и начались внутренние работы в Верхней церкви под руководством архитектора Николая Чагина. Роспись и иконы для центрального иконостаса Владимирского собора выполнены академиком Алексеем Корзухиным. Кроме того, в интерьере собора использованы произведения 1850-х гг. работы академика Т. Неффа, живописца Ф. Рисса, иконы И. Майкова и Е. Сорокина. Работы из мрамора, такие как иконостас Верхней церкви, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи, выполнены итальянскими мастерами Дж. Сеппи и братьями Баскарини. Освящение собора состоялось 17 октября 189 г.1, хотя окончательное декоративное оформление было завершено только в 1894 г.
Еще в 1859 г. мраморный ковчег в виде Евангелия с мощами великого князя Владимира был передан из Малой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес. После постройки Владимирского собора его мощи были положены в Нижнем храме у развалин древней базилики. В алтаре Верхней церкви находится список с чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была привезена из Херсонеса Владимиром Великим. Всего в собор были переданы мощи 115 святых.
Реконструкция
Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его реставрации начались в конце 1990-х гг. , хотя активизировались они лишь в 2000 г. Проект реконструкции выполнял Киевский институт «УкрПроектРеставрация» под руководством архитектора Е. Осадчего. С 2002 года Владимирский собор расписывали художники из Санкт-Петербурга, Киева и Крыма, которые воссоздали утраченную картину академика А. Корзухина. На стенах собора современники могут увидеть следующие монументальные композиции: «Дух Святой» (авторы – Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Христово» (автор – А. Дмитренко), «Преображение Христово». (авторы – Л. Дмитренко, Н. Дмитренко), «Тайная вечеря» (А. Пигарев, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхней церкви написали молодые художники А. Дмитренко и Н. Дмитренко.
3 апреля 2004 года состоялось освящение главного престола Владимирского собора в Херсонесе, а через неделю была отслужена пасхальная литургия.
Источник
Современная эпоха Ротонда над крещением Св. Владимира |
Сообщение о 1030 -й годовании «Батизм».
Эта запись была размещена
в пятницу, 27 июля 2018 г., в разделе «Проповеди и послания».
Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, духовенству, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 г. (Журнал № 42).
Благословен Господь Иисус Христос
Возлюбивший новые люди, землю Русскую
и просветивший ее святым крещением
(Повесть временных лет)
Возлюбленные о Господе преосвященнейшие архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры:
В.М. Васнецов. Крещение Руси. Фреска Владимирского собора в Киеве. 1895-1896
Сегодня полнота нашей Церкви чтит память святого великого равноапостольного князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад, благодаря этому избранному, могучему духом мужу, произошло переломное событие в происходила история славянских народов. Действием Всеблагого Святого Духа Князь освободился от языческих заблуждений, принял верою Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв с братьями по оружию святое Крещение, принес спасительный свет Евангелие на Русь.
Почему мы называем Крещение Руси водоразделом в истории наших народов? Мы делаем это потому, что оно навсегда изменило всю славянскую цивилизацию и предопределило дальнейший ход ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от блуждания во мраке ложных представлений к обретению богооткровенной истины и спасения.
Щедрый Господь Человеколюбец даровал нам непревзойденную милость и великое счастье – возможность принадлежать Православной Церкви, составить Единое Тело Христово и причаститься неисчерпаемому «водному источнику, текущему в жизнь вечную». (Ин 4:14). Таким образом, мы «уже не пришельцы и не пришельцы, но… сограждане святым и свои Богу, утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:19).-20).
Мы очень мало знаем о жизни Руси до Крещения. Доступные нам исторические сведения сохранили довольно противоречивый образ наших предков как людей, с одной стороны, жестоких и коварных, а с другой стороны, храбрых и великодушных. Соблюдая законы кровной мести, славяне в то же время были людьми щедрого гостеприимства и великодушия. Однако во время военных походов миролюбивый славянин превращался в грозного и беспощадного воина: его ярость переходила все границы и ради богатой добычи он не останавливался ни перед чем.
Славянский мир словно стоял на перекрестке добра и зла, проявляя то благородные качества души, то страшную бездну тьмы. Нужен был решительный и твердый шаг, чтобы сделать судьбоносный выбор. И этот выбор сделал святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, насажденная великим князем в жизнь наших предков, преобразила наш народ, воспитав в нем дух бескорыстия и кротости, самопожертвования и терпения.
На протяжении столетий после крещения в благодатных водах Днепра Русь стремилась строить свою жизнь на фундаменте высоких христианских идеалов и верности Евангелию, основывать свою жизнь на том, что философ Иван Ильин называл «целованием Крест», то есть на пламенную любовь Господа и трепет перед Его Искупительной Жертвой. Несмотря на все перипетии нашей истории, несмотря на все ошибки, отклонения и даже падения, наш народ всегда ставил превыше всего служение и стояние в Божественной истине.
Приобщение к православной духовности также стало мощным толчком для развития уникальной восточнославянской культуры. Выбор князем Владимиром религии был также выбором мировоззрения, христианского образа жизни и стиля культуры. Это был выбор пути, по которому встанет цивилизация. Так что теперь мы не можем представить нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Проникнутые христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения искусства уводят нас в богатый духовный мир православной веры, побуждая к размышлению над вечными вопросами человеческой жизни и ее предназначения.
Однако не только принадлежность к православной культуре по рождению делает нас христианами. Быть православным не значит отдавать дань традиции, основанной на «любви к могилам предков» и отечественной истории. Быть православным христианином — это, прежде всего, делать сознательный выбор своего жизненного пути, значит неустанно искать Христа и Его истины. Подобно равноапостольному князю Владимиру, который, «совлекши ветхого человека с делами его <…> и облекшись в нового человека» (Кол. 3:9).-10), отдал свое сердце Господу Иисусу навеки, и мы, помня, «какого мы духа» (Лк. 9:55), призваны быть «исполнителями слова, а не слышателями только» (Иак. 1). :22), и полностью осознавать, что наша «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3).
Искать истину Христову и стоять за нее – вот главная заповедь, данная святым князем Владимиром народам Святой Руси, наследникам Днепровской купели. Вся наша общая история и культура, многовековая духовная и церковная традиция наших народов были связаны с поисками этой истины. Это лежит в основе нашей жизни и самосознания; она объединяет всех нас и дает силы идти по пути нашего исторического развития, преодолевая любые невзгоды, печали и ненависть.
И вот на братской Украине – стране, где находится священная Днепровская купель, в которой крестили народы Руси, стихии мира сего восстают против Церкви Святого Князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой церкви. Там священнослужители и миряне подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Однако мы верим, что никакое давление извне не способно разрушить священные узы Христовой любви, объединяющие нас в одно Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет нам перенести все испытания и сохранить чистоту православной веры и верность канонической истине.
Едиными устами и единым сердцем прославляя Творца за Его неизреченную милость к нам, сподобимся обильной любви Божией и великого духовного дара, который равноапостольный князь Владимир дал своему народу.