Когда русь крестилась: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Руси в раритетных материалах Президентской библиотеки

28 июля 2020 года отмечается 1032-я годовщина Крещения Руси и 1005-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Русская Православная Церковь. На портале и в фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи.

Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир, что подробно описано в книге историка, специалиста по источниковедению Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910) и др. трудах. Авторы показывают, что путь князя к православной вере был не из лёгких, ведь он начинал властвовать в период язычества на Руси.

«Когда стал княжить Владимир в Киеве, – читаем в книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888), – поставил он шесть деревянных идолов в Киеве. .. Киевляне приносили жертвы тем идолам, величая идолов своими богами, закалали своих сыновей и дочерей перед истуканами. Вся русская земля и холм тот осквернились человеческой кровью».

Однако выросший в период язычества Владимир не стал его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет историк Николай Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888).

Славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в упомянутой выше книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории».

Это издание также рассказывает и о просветительской деятельности на Руси братьев Кирилла и Мефодия: «В девятом столетии, как известно, святые Кирилл и Мефодий распространяли среди чехов и болгар и других славян православную веру… Потом русские часто ходили в Грецию, а греки в Русь, особенно в Киев. Значит, русские могли научиться Христовой вере и от греков, и от своих соплеменников – славян… И так русские язычники привыкли к христианам и не преследовали их. …Вообще русские никогда в то время никого не преследовали за веру». Христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко.

Однако до принятия христианства как основной религии Руси было ещё далеко. Укрепление государства требовало принятия единой веры, но какой? И Владимир берёт на себя труд изучить четыре господствующих религии и выбрать одну из них для родной земли.

Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описываются в «Повести временных лет» (1916), прокомментированной величайшим знатоком и толкователем летописей Алексеем Шахматовым. Полно и ярко рассказал об этом в своём курсе лекций «Древняя русская история» (1885) профессор Василий Ключевский – лекции эти рукописные, их электронная копия доступна на портале Президентской библиотеки.

В книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как было непросто князю Владимиру сделать выбор. К нему в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Владимиру пришлось выбирать между мусульманской, католической верой, иудаизмом и православием. В издании читаем, как князь, хоть и не сразу, сделал выбор в пользу православия: «Греки прислали Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит мудрец: „Если хочешь послушать, я тебе всё с самого начала расскажу, зачем Бог сходил на землю“, – сказал тот князю». И философ поведал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.

«После своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом, – продолжает автор. – На ней была изображена картина суда Господня. Философ указал князю праведников на правой стороне картины, идущих с радостию в рай, а грешников по левую сторону, идущих на мучения. Владимир, вздохнув, сказал: „добро этим направо, и горе тем, кто налево“. Философ и говорит: „если хочешь стоять направо с праведниками, то крестись“. Владимир сохранил в сердце слова философа, но сказал: „подожду ещё немного“. Владимиру хотелось ещё лучше разузнать и раздумать о всех верах». И он, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников.

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила книгу историка, духовного писателя Дмитрия Троицкого «Святой равноапостольный князь Владимир» (1914). Из неё мы, в частности, можем узнать, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира произвело православное богослужение: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты… Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться».

И пришёл день, пишет Иван Некрасов в исследовании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», когда Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

Кардинальный поворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести выдержки из статьи историка, воспитанника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора Киевской духовной академии Владимира Завитневича «Владимир святой как политический деятель», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник в память девятисотлетия Крещения России» (1888): «С возвращением Владимира в Киев наступила минута, которая по глубине своего внутреннего смысла представляет единственное в своём роде явление во всей нашей истории: в эту минуту верховный вождь великого русского народа в торжественном акте засвидетельствовал своим подданным, что с этого момента во всех пределах его обширной державы наступает конец царству языческого бога брани и войны и вместо него возникает царство христианского Бога, Бога мира и любви».

После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества на основе соборности, налицо было всеобщее смягчение нравов, стремление к просвещению.

Русь православная развивалась, отстаивая свои самобытность и суверенитет. «Пусть же нынешний русский православный человек благодарно вспоминает труды наших предков… Наши предки говорили об этом просвещении: „дивно подумать, сколько добра сотворил Владимир Русской земле, крестив её!..“. Во тьме жили русские люди. Но солнце засияло им после крещения», – пишет Иван Некрасов в издании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки.

Крещеная Русь по-прежнему остается языческой

В праздничном календаре россиян по решению Госдумы появится еще одна памятная дата – 28 июля, День Крещения Руси. Разумеется, Русь крестилась не в один день, просто 28 июля – день памяти князя Владимира, обратившего своих соплеменников из язычества в христианство.

Оставим сейчас в стороне исторические подробности этого обращения (во многом драматичные) и посмотрим на последствия того, что случилось тысячелетие с лишним назад. В христианской ли стране мы живем? Увы, ответ слишком очевиден.

«Христианство еще на Руси не проповедано», – горько замечает один из самых симпатичных героев Лескова, священник Савелий Туберозов. И дальше Лесков поясняет, что, крестившись во Христа, русские люди все еще не облеклись в Него, не прониклись духом христианского учения, остановившись на соблюдении внешних форм. Это было сказано примерно 900 лет спустя после крещения Руси.

Сегодня дело обстоит много хуже. Восемьдесят атеистических лет хорошенько опустошили и ума и сердца. Самым главным праздником для нынешних россиян, из которых 79% крещены, все равно остается Новый год: по данным «Левада-центра», для 78%. Пасху, правда, тоже отмечает подавляющее большинство, но как? 78% красят яйца, 19% считают необходимым освятить кулич. А вот на ночную пасхальную службу идут лишь 8%.

Простоять несколько часов у плиты, потом помучиться в длинной, иногда тоже многочасовой очереди, чтобы освятить свой родной кулич, – вот это понятно, близко. Но простоять те же часы ночью на богослужении, в котором и скрыт смысл вдохновенного пасхального торжества, большинству не под силу, потому что эта служба, ее слова совершенно непонятны. Сколько раз приходилось убеждаться на разных читательских встречах, во время прямых эфиров, отвечая на вопросы: представления даже вполне образованных слушателей о православии, церкви, священстве страшно приблизительны, обескураживающе смутны. Словно бы за спиной у нас не было ни 20 лет церковной свободы, ни 1000 лет христианства.

Крещеная Русь по-прежнему остается безбожной, языческой, верящей в магию, привороты и доверяет не Евангелию, которого так и не прочла, а потомственным колдуньям, гороскопам, в крайнем случае семейным психотерапевтам, которые могут, конечно, помочь разобраться в себе, но никогда не вылечат душу от бессмыслицы и пустоты.