Когда правил рюрик: Годы правления Рюрика

Читать онлайн «Гид по истории России. Выпуск 1. Что было до Рюрика» – ЛитРес

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». О том же, что было до того, как Рюрик пришел «володеть нами» в учебниках говорится редко. Тем не менее, наличие государственности на Руси и «до Рюрика» подтверждает обилие фактов.

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако в последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. В частности, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.

О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, например, «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Гардарики

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода там упоминаются забытые сейчас Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец, утверждавший, что на могильном столбе русы всегда указывали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель. Упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Потерянная династия

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской – откуда и могли прийти первые князья русских земель.

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как сказано в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». Также в источнике упоминаются тесные связи государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что здесь правили потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысл а, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Все дороги ведут в Киев

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы. Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий.

Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса, и киевской, происходящей от Кия. Обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Рюрик — первый новгородский князь скандинавской крови, правивший с 862 по 879 год | Культурный код

Рюрик вошёл в российскую историю не только как основатель Великого Новгорода и Новгородского княжества, но и как первый князь варяжской крови, от которого пошла сильное, ветвистое древо его правящего рода. 

И до Рюрика над северными, славянскими землями стояли во главе местные правители. 

Так, Ладогой (первый город на территории Новгородского княжества), до Рюрика правил сильный князь Гостомысл, который смог не только надёжно удерживать верховную власть, но и победить в тяжёлой войне со скандинавами и местными племенами. По всей видимости, именно в этих беспрестанных войнах погибли четыре сына Гостомысла, из-за чего не было элементарной возможности кому-либо передать престол.

Выручила дочка Гостомысла, по имени Ульмила, женившаяся на датском или прусском конунге Годиславе.

В этом счастливом браке и родился Рюрик, за которым и были посланы новгородские посланники, ввиду полного отсутствия наследников мужского пола у князя Гостомысла.

Согласитесь, что через призму данной истории, норманская теория звучит более мягко: славяне призвали скандинавов на княжение не потому, что сами не могли организовать свою жизнедеятельность и государственность, но потому что фактически прервалась правящая династия того времени. Более того, в конунге Рюрике, который первым пришёл на северные земли по зову славян, оказалась как минимум половина славянской крови.

Изображение из свободных источников.

Сейчас, под давлением новомодных исторических учений, доморощенные историки любят оспаривать реальность Рюрика. Якобы, данного персонажа и вовсе не существовало, равно как и приглашения варягов на Русь. 

Но ортодоксальная, официальная история, хоть и имеет три теории о происхождении русской государственности, больше всего склоняется именно к норманской теории и к реальности событий, описываемых в данной статье.  

Впервые, имя Рюрика, в исторических источниках находится в «Житии святого князя Владимира», которое было написано (предположительно) около 1070 года. Очевидно, что существовали и более ранние источники, на которые опирались многие русские летописцы, однако ввиду самых разных причин, данные источники не дошли до нашего времени.

В «Житии святого князя Владимира» указано довольно прямо: «самодержавие всей Русской земли принадлежит Владимиру, внуку княгини Ольги и правнуку Рюрикову». 

«Статус» Рюрика закрепляется и в другом известном труде — первом летописном своде Нестора, под названием «Повесть временных лет». 

Тем не менее, в данной теории много и неточностей. Например, остро стоит вопрос о национальности Рюрика. Откуда пришёл славный скандинав? Из земель Пруссии или Дании? Ответов, увы, практически нет.

На данный момент приобретает всё большую популярность теория о том, что Рюрик был полнокровным славянином и происходил из рода ободритов. Имя же «Рюрик» — не более чем славянское традиционное родовое прозвище, которое было принято даровать как второе имя, чтобы первое, настоящее имя не подвергалось магическому сглазу.  

Но вернёмся к «Повести временных лет», в которой прямо указывается на то, что варяг Рюрик был приглашён на княжение в 862 году. Вместе с ним на Русь прибыло два брата: Синеус и Трувор (умерли предположительно в 862-863 году).

С появлением Рюрика традиционно связывают возникновение государственности у славян, но эта теория не совсем верна, так как скандинав хоть и мог привнести в славянский государственный уклад что-то новое, но всё-таки семена его трудов упали на самую благодатную почву: минимум три века, на территории Руси уже присутствовали крупные государственные образования. Однако следует признать, что именно с пришествием сильного скандинава, на Русь пришли все системы феодального уклада, копировавшие аналогичные феодальные системы Скандинавии и Европы. 

Фактически, в руках Рюрика оказалось сразу несколько славянских племён: словены, кривичи, мурома, меря и весь.

Изначально, власть делилась между скандинавскими братьями. Только со смертью Синеуса и Трувора, единоличная власть оказалось в руках у Рюрика, что сделало его одним из самых сильных правителей на территории Восточной Европы. Известно так же и то, что изначально братья прибыли в Ладогу и только после этого либо заложили, либо переехали в уже существующие города: Новгород, Белоозеро и Изборск. 

Славяне не сразу понесли имя «русы».

По одной из версий, русами называли именно варягов и варяги, посаженные на правление, «отдали» своё название славянским племенам. Впрочем, у теории происхождения данного самоназвания есть столько ответвлений, что надёжно опереться на одну из версий — это однозначно признать ограниченность собственных суждений, ибо теорий столь много, что в них путаются и самые опытные историки. 

Изображение из свободных источников.

К слову, параллельно, вторая линия русской государственности развивалась на юге, на территории Киева, куда прибыли ещё два скандинавских князя: Аскольд и Дир, занявшие город за неимением местного правителя. Однако северная линия варяжских князей оказалась более сильна, ибо совсем скоро власть Рюриковичей распространилась и на южные территории. 

Конечно, мы мало знаем о поступках Рюрика на новгородском престоле. Тем не менее, мы можем провести анализ на основании дальнейших событий: именно Рюрик собрал под своей рукой достаточную силу, чтобы несколько лет спустя, его преемник и соратник Олег смог организовать военный поход не куда либо, а на Киев, где и сел во главе объединённых земель.

Кроме того, в ту пору, Русь заставила признать себя и считаться с собой саму Византийскую Империею, ибо частые походы русичей на юг приносили им богатую добычу, а византийцам — огромные проблемы.

Ещё один момент, который стоит упомянуть и обсудить — это преемственность власти в начальную пору.

Скорее всего, Нестор Летописец несколько слукавил, рассказывая о том, что от Рюрика власть получил Олег, а Олег, в свою очередь, добровольно уступил власть сыну Рюрика, Игорю Старому. Лукавство было обосновано: любое государство стремилось удревнить как собственную историю, так и историю княжеского рода, ввиду чего известный монах, по настоянию свыше, прибавил к роду Рюриковичей одно поколение.

Но на самом деле, Игорь Старый, мог оказаться таким же соратником Рюрика, как и Олег, ибо данная теория подтверждается самой феодальной системой: когда успешный правитель наделял землями самых именитых и успешных своих соратников.  

Подведём итог: именно Рюрик — основатель феодализма на Руси, что в ту пору повлекло колоссальный цивилизационный рост. Он не только смог объединить под своей рукой огромное количество северных племён, помирить славян и фино-угров, но и создать реальную основу для дальнейшего расширения собственного государства на юг, в Киев, куда и была перенесена общая столица огромного государства. 

Всё вышеизложенное позволяет увидеть в Рюрике не только удачливого конунга, влекомого только добычей, но и грамотного управленца, который консолидировал общество вокруг своей личности. 

Именно поэтому отрицать существование Рюрика, равно как и «стесняться» норманской теории как минимум неверно, ибо не случись на Руси излагаемых событий и, быть может, славянский род так и не смог бы покорить 1/6 часть суши к концу XIX века.

С уважением, Иван Вологдин. 

Династия Рюриковичей — Оксфорд Справочник

Показать сводную информацию

  • Публикация информации

  • ВВЕДЕНИЕ

  • БЛАГОДАРНОСТИ

  • РЕДАКТОРЫ И УЧАСТНИКИ

  • КЛЮЧ ДЛЯ РЕДАКТОРОВ И УЧАСТНИКОВ

  • Тематический список записей

  • Сокращения

  • ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

  • Средневековые папы и антипапы

  • УКАЗАТЕЛЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ НАЗВАНИЙ МЕСТОПОЛОЖЕНИЙ

Источник:
Оксфордский словарь средневековья

Потомки, вероятно, мифического Рюрика, Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем и Россией до 159 г. 8. Основная хроника

Для доступа к полному содержанию Oxford Reference требуется подписка или покупка. Публичные пользователи могут выполнять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы без подписки.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому контенту.

Если вы приобрели печатное издание, содержащее токен доступа, см. токен для получения информации о том, как зарегистрировать свой код.

Если у вас возникнут вопросы о доступе или устранении неполадок, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами, а если вы не найдете там ответа, свяжитесь с нами.

Возвышение Московии — Династия Рюриковичей

ЦАРЬ
1462 Иван III (Великий) (Базиловиц)
1505 Василий III
1533 Иван IV (Грозный)
1584 Федор I отравлен

Развитие Российского государства можно проследить от Владимиро-Суздальского через Московию до Российской империи. Московия привлекала людей и богатства на северо-восточную окраину Киевской Руси; установил торговые связи с Балтийским, Белым и Каспийским морями и с Сибирью; и создал высокоцентрализованную и автократическую политическую систему. Таким образом, московские политические традиции оказали сильное влияние на русское общество.

Когда монголы вторглись на земли Киевской Руси, Москва была незначительным торговым форпостом Владимиро-Суздальского княжества. Удаленное, покрытое лесом расположение аванпоста обеспечивало некоторую защиту от монгольского нападения и оккупации, а ряд рек обеспечивал доступ к Балтийскому и Черному морям и к Кавказскому региону. Однако более важным для развития Москвы в том, что стало Московским государством, было правление ею ряда амбициозных, решительных и удачливых князей. Первый правитель Московского княжества Даниил Александрович (ум. 1303) закрепил княжество за своей ветвью династии Рюриковичей. Его сын, Иван I (годы правления 1325–1340), известный как Иван Калита («Денежный мешок»), получил от своих монгольских владык титул «Великий князь Владимирский». Он тесно сотрудничал с монголами и собирал от их имени дань с других русских княжеств. Эти отношения позволили Ивану добиться господства в регионе, особенно над главным соперником Московии, северным городом Тверью. В 1327 году православный митрополит перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, что еще больше повысило престиж нового княжества.

В 1320 г. староста в Киеве была завоевана, а ее территории присоединены к литовцам; и в то же время великие князья сделали Москву своей столицей, и Московское царство было справедливо основано. Все это время, с тех пор как Батоу, внук Чингисхана, захватил страну в 1223 году, русские были скромными рабами своих монгольских завоевателей, и рассказывают всевозможные истории о презрении, с которым монголы относились к ним. Иван III, женившийся на племяннице последнего греческого императора, сделал это московское государство важным. Он продвигался на север к Новгороду, который стал республикой и членом Ганзы и стал настолько важным местом, что люди спрашивали: «Кто может противостоять Богу и великому Новгороду?» Иван взял его и обошелся с ним так жестоко, что его сила была совершенно сломлена. Он также пошел на восток против Золотой Орды, теперь ослабленной раздорами, и избил хана Ахмета так основательно, что монголы больше никогда не поднимали головы.

Его внуком был Иван Грозный, первый царь, остальные были великими князьями. Он сформировал постоянную армию — стрельцов (стрелков). Он начал торговлю с Англией; и пытался убедить Карла V прислать к нему рабочих и инженеров. Его сын Федор был последним князем Рюриковичем: и вскоре после него наступает период слабости, век ЛжеДимитриев, когда Польша смогла присоединить все Руси, кроме Московско-Владимирского государства, и даже саму Москву удержать за три лет (1610-13). Но это было самое худшее, что могла сделать Польша: русский дух пробудился: интервенты были изгнаны; а Михаил, боярин из дома Рюрика по материнской линии, был избран царем и основал дом Романовых. Бояре заставили его восстановить крепостное право, которое отменил зять Федора Борис Годунов; но он также восстановил могущество России, и с тех пор это могущество неуклонно растет.