Когда на русь напал чингисхан: Монгольское нашествие на Русь — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Содержание

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана

2. Появление монголо-татар

Монголы и татары:
1) Тюрки-кочевники;
2) Дали название племенному
союзу;
3) Жили в Центральной Азии.
Территория
расселения
монголо-татар
Объединения
племен
Территория к
началу 13
века
Татары Названия
племен

4. Монголо-татары

Развитие монгольского
общества
Зародились феодальные
отношения
Образовалось
государство
Появилась частная
собственность

5.

Монголо-татары

Монголы вели кочевой
образ жизни.
Основным богатством
были скот и пастбища.

6. Монголо-татары

Монгольское общество
Каждый был
воином
Человек не расставался с
лошадью
Государство было
военизировано

7. Монголо-татары

Начались войны между
племенами.
Во главе монголов стал
Темучин.

8. Чингисхан

Темучина провозгласили
правителем монголов.
Он принял имя Чингисхана.
Монголы поставили задачу
завоевать мир.

9. Чингисхан

Чингисхан смог организовать
многочисленную армию.
Начались монгольские
завоевания.

10. Монгольское войско

Суровая
дисциплина
Четкая
организация
Разведка
Завоевания
Чингисхана
В 1211 году Чингисхан
вторгся в Северный
Китай.
В 1215 году пала его
столица Пекин.
Переняли осадные
орудия.
Стали использовать
горючие смеси.
Численность армии
достигала 200 тысяч.
Завоевания
Чингисхана
1221 — Год захвата
территории
Направления
походов

14.

Завоевания Чингисхана

В 1223 году монголы напали
на половцев.
Хан Котян запросил помощи у
русских князей.

15. Борьба с монголами

Черниговские
отряды
Галицкие и
волынские отряды
Состав войска
Мстислава
Смоленские
отряды
Половецкая
конница

16. Борьба с монголами

Для борьбы с монголами было
собрано войско.
Это была большая часть сил,
которыми располагала Русь.

17. Битва на Калке

Войско разбило авангард
монголов.
Решающим стало сражение
на реке Калке в 1223 году.
Битва на Калке
Место сражения
х
Действия сторон

19. Битва на Калке

В объединенном войске:
1) Нет общего командования;
2) Разногласия между князьями;
3) Некоторые князья не
сражались.

20. Битва на Калке

Русские отряды сражались,
но половцы бежали.
Монголы завладели
ситуацией.
Русское войско было
разбито.
Битва на р. Калка
Силы
русских
Силы
монголов
Ход боя:
Действия
монголов
Действия
русских

22.

Битва на Калке

В ходе битвы 6 князей погибло.
Уцелели галицкий и волынский
князья.
Киевский князь укрепился на
холме.

23. Битва на Калке

Монголы не смогли взять
лагерь.
Князьям пообещали, что их с
воинами пропустят домой.
Что «не прольется ни капли
княжеской крови».

24. Битва на Калке

Воины были пленены.
Князей бросили на землю,
положив на них настил из
досок.
Это было одним из самых
тяжелых поражений.

25. Монгольское нашествие

Монголы не пошли в русские
земли.
Направились в Волжскую
Булгарию.
Потерпели поражение
и отступили.

26. Монгольское нашествие

В 1227 году Чингисхан поделил
земли между сыновьями.
В 1235 году принято решение
о походе на Запад.
Войска возглавил Батый.
Монгольское
нашествие
Походы

28. Русь перед монгольским нашествием

Поделена на 30
земель
Не было
политического
единства
Киевская Русь
Не было
военного
единства
Было мало
воинов

29.

Монгольское нашествие

Первым подверглось нападению
Рязанское княжество.
Войско князя было разбито.
Уцелевшие укрылись в городах.

30. Монгольское нашествие

Рязань пала.
Была разграблена
и сожжена.
Погибли князь и
его семья.

31. Монгольское нашествие

Жители Рязани собрали
дружину.
Ее возглавил Евпатий
Коловрат.
Они начали борьбу с
монголами.

32. Монгольское нашествие

Монголы двинулись во
Владимирскую землю.
В 1238 году они подошли к
Коломне.
В сражении погиб
внук Чингисхана.

33. Монгольское нашествие

Монголы подошли к
Москве.
Оборону возглавил
Филипп Нянька.
Город был захвачен и
сожжен.

34. Монгольское нашествие

Войска Батыя подошли к
Владимиру.
Укрепления были
разрушены.
Город был разграблен.

35. Монгольское нашествие

Суздаль
Ярославль
Разорены
Ростов
Тверь

36. Битва на реке Сить

1238 году произошла битва
на реке Сить.
Русские войска потерпели
поражение, погиб и сам
князь.

37. Оборона Торжка

На пути монголов был
город Торжок.
Перевалочная база купцов.
В нем находились
запасы фуража.

38. Оборона Торжка

Горожане подготовились
к нападению.
Заморозили деревянные
укрепления.
Город продержался
две недели.

39. Монгольское нашествие

Недостаток
продовольствия
Новгород был
хорошо укреплен
Отмена
похода на
Новгород
Распутица
У Новгорода
сильная дружина

40. Оборона Козельска

На пути монголов лежал
Козельск.
Горожане сопротивлялись
семь недель.
Город был взят и
уничтожен.

41. Монгольское нашествие

Первый поход Батыя не привел к
полному подчинению Руси.
Значительная часть северовосточных земель была
разграблена.
Второй поход
Батыя
Начался в 1239
году.
Цель: Южная
Русь;
Европа.
Монголы в
Южной Руси
Был захвачен Чернигов.
Взят Переяславль.
В 1240 осажден Киев.

44. Монгольское нашествие

В Киеве были хорошие
укрепления.

45. Монгольское нашествие

Город оборонялся три месяца.
Но после долгой осады был
взят.

46. Монгольское нашествие

Монголы вторглись в ГалицкоВолынские земли.
Были разрушены Владимир и
Галич.
Разорены прилегающие
земли.
Западный поход
Батыя
Х 1241 — Крупные
сражения

48. Монгольское нашествие

В конце 1242 года Батый
вернулся на Нижнюю
Волгу.
Там была основана столица
Золотой Орды город Сарай.
Расширение
Монгольской
империи
Территория
государства
Год включения
Русь попала в зависимость
от Золотой Орды.
Из всех земель избежали
разорения лишь Полоцк,
Смоленск и Новгород.

English    
Русский
Правила

ВЗГЛЯД / «Мнимая Евразия» :: Автор Егор Холмогоров

Монголы объясняли войну против Руси как месть за убийство их послов.  

Л.Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. 1970. с. 330

Красавцы, красавеллы и красапеты евразийства Московского и Казанского изводов создали обширный дискурс на тему «Батый ни в чем неуиноуный». Еще относительно построений родоначальника этого дискурса Л.Н. Гумилева возникла шутка: «Никакого ига* не было, был ввод ограниченного контингента монголо-татарских войск». С тех пор аргументация значительно расширилась.

Ни один арабский, персидский или китайский источник, ни один автор, писавший с монгольской стороны, ни единым словом эпизод с послами не упоминают

Нам сообщают, что никакого нашествия не было. А если и было, то монголов было совсем немного. А если русских разбила жалкая кучка маленьких человечков на маленьких лошадках, то только потому, что они сами виноваты – разложились и деградировали. Монголы вообще на русских не хотели нападать, а хотели пить вместе кумыс и жевать жвачку мира. А напали только потому, что подлые русские князья убили накануне битвы на Калке монгольских послов, что возмутило монголов, ненавидевших тех, кто убивает доверившихся, и они страшно отомстили.

Князья были не только сами раздавлены «задами тяжкими татар», но и перебиты были десятки тысяч жителей Киева, Чернигова, Владимира Волынского (последним в голову живьем вбивали гвозди), а потом Русь 250 лет платила репарации.

Суздальский и Рязанский князь монгольских послов, правда, не убивали и даже более того – дружелюбно вели с ними переговоры, но на них просто необходимо было напасть, чтобы обеспечить татарскую конницу экстренно необходимым ей продовольствием из муромских лесов, без которого евразийские освободители не могли сокрушить злейшего врага России – Запад.

Монголы штурмовали только те города, которые не капитулировали, а те, которые капитулировали – щадили, так что русские сами виноваты, если их где-то немножко убили. Но вообще разрушения, причиненные монголами, сильно преувеличены: нельзя же каждый 30-сантиметровый слой пепла и горы непогребенных костей лиц, убитых холодным оружием, приписывать монгольскому нашествию!

Да и в любом случае – это же такая мелочь, по сравнению с тем, что монголо-татарский отряд разгромил ужасных немцев на Чудском озере, а русские вошли в великую евразийскую семью народов, в единое историческое и культурное пространство с Народами Средней Азии и Закавказья, которое существует и до сего дня, если его, конечно, не разрушат коварные противники миграции и вводители виз. Ведь очевидно же, что Батый сражался за безвизовый режим между Россией и Узбекистаном!

Автору этих строк приходилось уже говорить в первой части настоящих очерков и в эссе «Вымышленное царство» о том, что «завоевателем мира» Чингисхан никогда не был, что «единого политического пространства» от Москвы до Южного Китая не существовало никогда. А «общую судьбу» – точнее общее рабство – русские и народы Средней Азии имели ровным счетом 19 лет – с 1243 по 1262 – и после этого аж до 1865 года практически не встречались.

Миф о «единой Евразии», частью которой после Батыева нашествия стала Русь – демагогический и ни на чем не основанный. Поэтому поговорим о других мифах, касающихся самого Батыева нашествия и последовавшего за ним периода, обозначенного в позднейшей историографии как «иго».

Начнем с убийства послов, которых прислал темник Субэдей к русским князьям накануне битвы на Калке в 1223 году. Парадоксально, но факт – с этой популярной и настойчиво проводимой в жизнь Л. Гумилевым и его последователями исторической мифологемой историки (неоднократно критиковавшие многие другие аспекты гумилевской апологии монголо-татар) в полемику, насколько мне известно, не вступали.

***

После разгрома государства Хорезмшахов в Средней Азии лучшие полководцы Чингисхана Джебе и Субэдей отправились в длинный рейд на Запад, в котором разгромили грузин, алан и половцев, заставив последних искать защиту на Руси.

Когда сын знаменитого по «Слову о полку Игореве» половецкого хана Юрий Кончакович пришел за подмогой, русские князья резонно рассудили, что старый и многажды битый враг лучше нового, сильного и небитого, и половцев решили поддержать. Тут-то и появились злосчастные субедэевы послы. Вот как об этом рассказывает Новгородская Первая Летопись:

«Тъгда же увѣдавъше Татари, оже идуть русстии князи противу имъ, и прислаша послы, къ русскымъ княземъ: «се слышимъ оже идете противу насъ, послушавше Половьць; а мы вашеи земли не заяхомъ, ни городъ вашихъ, ни селъ вашихъ, ни на васъ придохомъ, нъ придохомъ богомь пущени на холопы и на конюси свое на поганыя Половче; а вы възмите с нами миръ; аже выбежать къ вамъ, а биите ихъ оттолѣ, а товары емлите к собе: занеже слышахомъ, яко и вамъ много зла створиша; того же дѣля и мы биемъ».

Того же русстии князи не послушаша, нъ послы избиша, а сами поидоша противу имъ; и не дошьдъше Ольшья,Вперёднѣпрѣ. И прислаша к нимъ второе послы Татари, рекуще тако: «а есте послушали Половьчь, а послы наша есте избили, а идете противу нас, тъ вы поидите; а мы васъ не заяли, да всѣмъ богъ»; и отпустиша прочь послы ихъ». (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.-Л., 1950. с. 62).

Монголы штурмовали только те города, которые не капитулировали, а те, которые капитулировали – щадили, так что русские сами виноваты, если их где-то немножко убили

Монгольские послы действительно «пришли с миром»: они предложили русским предать своих старых врагов – половцев, напасть на них и, вместе с монголами, ограбить и уничтожить. Л.Н. Гумилев упрекает русских князей в неверии в искренность присланного от всей души посольства, в неоправданной жестокости. Г.В. Вернадский даже предположил, что послов убили не за то, что они были монголами, а за то, что они были христианами-несторианами (Вернадский Г. В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? – «Seminanum Kondakovianum», т.3. Praha, 1929). Мол, еретиков на Руси ненавидели сильнее, чем язычников, и «рассекающих надвое Христа» рассекли надвое. В своих ранних работах Л.Н. Гумилев также придерживался этой версии.

Упрек в неоправданной жестокости совершенно безоснователен. И додумывать причины казни послов совершенно не надо. Казнили их за то, что они приехали к русским князьям с лживым ультиматумом. Монголы лгали.

Вообще, главное качество, которое отмечают у монголов и арабо-персидские, и китайские источники, и русские летописцы – это «льстивость» – умение напористо и изобретательно беззастенчиво лгать. Никто не следовал принципу Сунь-Цзы «война – это путь обмана» с такой последовательностью и свободой от всякой рыцарственности. Но ложь Субэдея была слишком наглядной, поскольку только что тем же самым приемом он обманул самих половцев.

Два потрепанных монгольких тумена не могли справиться с отличными воинами аланами и половцами, и тогда Субэдей решил их перессорить и разбить по частям. Вот что рассказывает современник событий арабский историк Ибн ал-Асир:

«Тогда Татары послали к Кипчакам сказать: «мы и вы одного рода, а эти Аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша же похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними». Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и пр.; они принесли им то, что было выговорено, и Кипчаки оставили их (Алан). Тогда Татары напали на Алан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных и пошли на Кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенная между ними, и узнали о них только тогда, когда те нагрянули на них и вторгнулись в землю их. Тут стали они (Татары) нападать на них раз за разом, и отобрали у них вдвое против того, что им принесли». (Золотая Орда в источниках (ЗОИ). Т. 1. М., 2003. с. 26).

Разумеется, русские князья знали об этом предательстве доверившихся, и когда их попытались поймать на ту же удочку, не могли не отреагировать предельно резко. Провокация ведь была рассчитана на явных глупцов и откровенных подлецов: предать союзников, чтобы самим затем быть преданными. Венской конвенции еще не существовало, в международных отношениях, особенно по отношению к выдвигающим наглые ультиматумы, больше принят был стиль «This is Sparta!». Послов убили.

При этом надо учесть, что монгольские послы имели заслуженную репутацию беззастенчивых шпионов. Монгольский посол – мусульманский купец Джафар-ходжа (купцы-мусульмане вообще играли огромную роль в монгольской разведке, составляя превосходную спецслужбу Чингисхана, а взамен получая на откуп подати с городов – в том числе и русских) прибыл в северокитайскую империю Цзинь с требованием подчиниться. Его не убили, просто отказали и отпустили.

От зверской резни это благородство цзиньцев не спасло, зато вернувшись, Джафар стал проводником монголов прямо на столицу Цзинь Нанькоу и был за свои услуги назначен губернатором развалин Пекина (Храпачевский. Р.П. Армия монголов периода завоевания Древней Руси. М., 2011. С. 152).

Но, быть может, какое бы отвращение ни вызывали коварные предложения монголов, как бы ни были серьезны их подозрения, убивать их не стоило, ибо «у Татар есть обычай никогда не заключать мира с теми людьми, которые убили их послов, чтобы отомстить им» – как писал ездивший к ханам Батыю и Гуюку папский посол Плано Карпини (Плано Карпини. История монголов. Глава последняя. §2). Именно на этом высказывании папского дипломата Л.Н. Гумилев и построил в «Поисках вымышленного царства» мифологему монгольского нашествия на Русь как грандиозной мести за убийство послов, развитую в последующих книгах до масштабного пафоса:

«А ведь это подлое преступление, гостеубийство, предательство доверившегося! И нет никаких оснований считать мирные предложения монголов дипломатическим трюком. Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т.е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы – союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и непровоцированного нападения мир стал невозможен.

Однако монголы не ко всем русским стали проявлять враждебность и мстительность. Многие русские города во время похода Батыя не пострадали. «Злым городом» был объявлен только Козельск, князь которого Мстислав Святославич Черниговский был среди тех «великих» князей, которые решали судьбу послов. Монголы полагали, что подданные злого правителя несут ответственность за его преступления. У них самих было именно так. Они просто не могли себе представить князя вне «коллектива». Поэтому пострадал Козельск». (Древняя Русь и Великая Степь. М., АСТ, 2002. с. 529).

Гумилев пытается нас убедить, что убийство послов так оскорбляло монголов, настолько противоречило их картине мира, что возникали обстоятельства непреодолимой силы. Они не могли не уничтожить русских, даже если бы хотели, так как голос крови, долг мести и пепел убитых стучались в их грудь.

Мстительность монголов – это несомненный факт. Любая агрессия, любой геноцид – как, к примеру, геноцид племени татар, оправдывались Чингисханом именно ссылкой на необходимость мщения. Как отмечает в своей биографии Чингисхана выдающийся русский востоковед Е.И. Кычанов: «Именно Чингис возвел месть в культ, он провоцировал и тщательно готовил войны и вел их предельно жестоко» (Властители Азии. М., 2004. с. 418).

Никакого святотатства в таком убийстве монголы не видели, и если и ссылались на убийство послов как на повод для мести, то по принципу «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать

Хотя истребление целой страны в отместку за смерть нескольких послов свидетельствовало бы о крайней степени психической неадекватности. Это как если бы РФ сегодня в отместку за избиение дипломата Бородина послала в Гаагу баллистическую ракету.

Но в конструкции о пережитой монголами смертельной обиде есть загвоздка. И даже не одна. Прежде всего, утверждению «мир стал невозможен» очевидно противоречит летописный рассказ. Узнав об убийстве первых послов, Субэдей с упреками присылает вторых, которых, кстати, благополучно отпускают. Зачем присылать новых послов, рискуя и их убийством, если дорога к миру закрыта и остается только воевать?

Десятки страниц рассказов современников на всевозможных языках полны историй о том, как монголы присылают, присылают и присылают послов, рассчитывая убедить противников сдаться. И поступают с исключительной подлостью со сдавшимися, как, к примеру, с жителями Самарканда, о чем рассказывает Ибн аль-Асир (ЗОИ). Т. 1. М., 2003, с. 17:

«Сказали им неверные: «Выдайте нам ваше оружие, ваше имущество и ваш скот, и мы отошлем вас к вашим [родичам]». Так они [жители] и сделали. Но, отобрав у них оружие и скот, [Татары] наложили на них меч, избили их до последнего» («предательство доверившегося» – говорите?).

В приводимой Юлианом Венгерским грамоте венгерскому королю от монгольского каана сказано «тридцатый раз я отправил к тебе послов» (Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и восточной Европе// Исторический архив, Том III. М.-Л. 1940. с. 89).

Потрясающая настойчивость. Нежелание монголов продолжать переговоры с теми, кто убил их послов, – надуманная фантазия. Но, может быть, продолжая переговоры, монголы остро переживали случившееся? Ничего подобного.

Единственным источником, упоминающим избиение послов русскими князьями, является… Новгородская первая летопись. То есть русский источник. Ни один арабский, персидский или китайский источник, ни один автор, писавший с монгольской стороны, ни единым словом эпизод с послами не упоминают. Рашид ад-Дин, самый подробный и тщательный из летописцев деяний Чингисхана, рассказывает о битве на Калке так:

«Затем они напали на страну урусов и на находящихся там кипчаков. К этому времени те уже заручились помощью и собрали многочисленное войско. Когда монголы увидели их превосходство, они стали отступать. Кипчаки и урусы, полагая, что они отступили в страхе, преследовали монголов на расстоянии двенадцати дней пути. Внезапно монгольское войско обернулось назад и ударило по ним и прежде, чем они собрались вместе, успело перебить [множество] народу. Они сражались в течение одной недели, в конце концов кипчаки и урусы обратились в бегство. Монголы пустились их преследовать и разрушали города, пока не обезлюдили большинство их местностей». (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. т. 1, Кн. 2 М.-Л., 1952. с. 229).

Ибн ал-Асир, подробно рассказавший о том, как Субэдей обманул половцев, дает и подробную картину битвы  (ЗОИ. Т. 1. М., 2003. сс. 26-27). Как князья решают противостоять монголам, как монголы нападают, русские и половцы идут им навстречу, как несколько дней шла битва. О пересылке послами ни слова.

Обратим, кстати, внимание, что все источники с монгольской стороны описывают поход Субэдея на Русь как наступательный, как нападение на урусов, как агрессию, а не как вынужденную самозащиту после неудавшихся переговоров. Книга «Юань ши» – подробнейшее, в духе Сыма Цяня, описание истории монгольской династии, сопровождаемое биографиями выдающихся полководцев.

Подробная биография «героя» Калки Субэдей-баатура: «Также дошли до реки Калки, встретились и имели одно сражение со старшим и младшим Мстиславами, относящимися к русским. Пленили их. Усмирили народ асов и вернулись» (ЗОИ, т.III, М., 2009. с. 228). О послах ни слова.

Повторюсь еще раз. Об убийстве монгольских послов мы знаем только из новгородской летописи. Если бы летописец не счел нужным об этом упомянуть – мы бы об этом ничего не знали и рассуждений о монгольском нашествии как «мести за послов» просто не существовало бы.

Не странно ли? Считая, если верить Гумилеву, убийство послов за безусловный сasus belli против Руси, монголы молчат об этом факте, как партизаны на допросе, хотя должны кричать всем и каждому, что их война с урусами справедлива. И напротив, русский летописец из северного Новгорода (впрочем, прекрасно осведомленный, гораздо лучше своих южных коллег) рассказывает об этом эпизоде.

Без явного осуждения, но исподволь встраивая в свой рассказ идею наказания князей за грех, каковой проникнута вся повесть о битве на Калке. Очевидно, что не монголы, а только и исключительно русский летописец видели в этом убийстве послов нечто нравственно небезупречное.

Монголы же охотно пользовались убийством послов как предлогом для мести (о чем без всякой придуманной Гумилевым метафизики сообщает осторожный Плано Карпини), но, в случае с Русью, они этого предлога явно не заметили. Попросту позабыли о нем. Не исключено, что отчитываясь о своем походе (не забудем, что летописец знает эту историю от русских участников битвы, а персы, арабы и китайцы – из отчетов Субэдея), полководец даже не счел нужным упомянуть этот эпизод, выставлявший его не очень успешным дипломатом, как малозначащую деталь.

Ну и, наконец, главное. Оценим метафизические откровения Л.Н. Гумилева из «Поисков вымышленного царства» (М., 1970. С. 291): «Убийство доверившегося – оскорбление естества, следовательно божества. Люди, причастные к предательству, не должны жить и производить потомков, ибо монголы признавали коллективную ответственность и наличие наследственных признаков (мы бы сказали – генофонда)».

Запомним суровый приговор мыслителя-евразийца: потомки того, кто убил послов, жить на этом свете не должны, должны быть навечно вычеркнуты из генофонда.

А теперь вернемся к Рашид ад-Дину – замечательному персидскому историку, визирю Хулагидов – потомков Чингисхана, правивших Ираном, составившему свою обширную историю в духе панегирика великому завоевателю. Вот его рассказ о том, как прадед Чингисхана Хабул-хан обошелся с послами императора Цзинь:

«Следом за [ним] прискакали посланные. Невестка, взятая им из племени куралас, по имени Мати, имела новоприготовленный шатер. Его разбили для послов и их [там] поместили. Затем, так как сыновья [Кабул-хана] отсутствовали, он сказал [своим] невесткам и слугам [хадам]: «Я вас для того взял и держу столько слуг и челяди [хашам] ради того, чтобы в такой момент смертельной опасности все вы были бы со мною единодушны. Мы убьем этих послов, если же вы откажетесь, я вас убью. Когда хитаи нападут на меня, я не останусь в живых, [но] сначала я покончу с вами, ибо говорят, что на миру и смерть красна!». [Тогда] они согласились и напали вместе с ним на послов [Алтан-хана], перебили их, а [сами] благополучно спаслись из этой беды». (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. т. 1, Кн. 2 М.-Л., 1952. С. 36).

Итак. Отец Темучжина Есугей-багатур. Сам Темучжин-Чингисхан. Его сыновья Джучи, Чагатай, Угэдей, Толуй и другие. Их внуки Бату, Берке, Гуюк, Хайду, Мункэ, Хулагу, Хубилай, Ариг-Буга и другие. Ильхан Оджейту – господин и покровитель Рашид ад-Дина, согласно «религиозным представлениям монголов» в изложении Л.Н. Гумилева, принадлежали к «проклятому семени» – к потомкам убийцы цзиньских послов Хабул-хана (ему по всей Монголии стоят памятники как основателю монгольской государственности).

Весь род Чингисхана, если руководствоваться логикой Л.Н. Гумилева, не должен был жить и производить потомков. А Рашид ад-Дин излагает рассказ о страшнейшем преступлении предка Чингисхана так спокойно и весело, как будто это подвиг. При этом домашние Хабул-хана явно были не в восторге от этой идеи. Ему пришлось угрожать убить их, чтобы они решились на совместное с ним преступление (дело тут было не в этике, просто домашние боялись мести цзиньцев).

Никакого святотатства в таком убийстве монголы не видели и, если и ссылались на убийство послов как на повод для мести, то по принципу «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Так было, к примеру, после и в самом деле страшной бойни, устроенной по приказу хорезмшаха в Отраре, где перебили 450 присланных монголами купцов и послов (читай шпионов) – мусульман. Интересно, что и после этой бойни Чингисхан сначала попробовал заставить хорезмшаха Мухаммада извиниться, что мало соответствует гумилевскому мифу о святотатстве и непреодолимой жажде мести.

Выдумку о чрезвычайном неприятии монголами убийства послов опровергает и русское историческое предание. «Повесть о разорении Рязани Батыем» содержит рассказ об убийстве Батыем рязанского посла – князя Федора Юрьевича – за то, что тот отказался предоставить повелителю монголов свою жену Евпраксию.

«И посла сына своего князя Федора Юрьевича Резаньскаго к безбожному царю Батыю з дары и молении великиими, чтобы не воевал Резанския земли. Князь Федоръ Юрьевич прииде на реку на Воронеже к царю Батыю, и принесе ему дары и моли царя, чтобы не воевал Резанския земли.

Безбожный царь Батый, льстив бо и немилосердъ, приа дары и охапися лестию не воевати Резанския земли. И яряся хваляся воевати Русскую землю. И нача просити у рязаньских князей тщери или сестры собѣ на ложе. И нѣкий от велмож резанских завистию насочи безбожному царю Батыю на князя Федора Юрьевича Резанскаго, яко имѣет у собе княгиню от царьска рода, и лѣпотою-тѣлом красна бѣ зело. Царь Батый, лукав есть и немилостивъ в неверии своем, пореваем в похоти плоти своея, и рече князю Федору Юрьевичю: «Дай мнѣ, княже, вѣдети жены твоей красоту!»

Считая, если верить Гумилеву, убийство послов за безусловный сasus belli против Руси, монголы молчат об этом факте, как партизаны на допросе

Благовѣрный князь Федор Юрьевич Резанской и посмѣяся, и рече царю: «Не полезно бо есть нам, христианом, тобѣ, нечестивому царю, водити жены своя на блуд,- аще нас приодолѣеши, то и женами нашими владѣти начнеши». Безбожный царь Батый возярися и огорчися и повелѣ вскорѣ убити благовѣрнаго князя Федора Юрьевича, а тѣло его повелѣ поврещи зверем и птицам на разтерзание; инех князей, нарочитых людей воиньских побилъ».

Представители современной «ордынской историографии», то есть авторы, которые вслед за Л.Н. Гумилевым (и значительно «смелее» его в выводах) апологизируют монголов, Батыя и завоевание ими Руси, порой не пренебрегая откровенными антирусскими выпадами, отмахиваются от этой повести как от «фольклорного произведения XVI века» (характерный образчик такой ордынской историографии: Почекаев. Р.Ю. Цари Ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб, 2012. С.14).

Это очевидная натяжка. Во-первых, фольклорным памятником по всем формальным признакам является и «Тайная история монголов» – основной источник о жизни Чингисхана. И однако же ею пользуются без зазрения совести. Во-вторых, как справедливо отметил Д.С. Лихачев (Избранные работы. т. 2 Л., 1987. С. 261), при том, что известная нам рукописная традиция «Повести о Николе Заразском», в состав которой входит повесть о разорении Рязани, восходит к XVI веку, внутренняя критика текста показывает, что он не мог быть написан позже середины XIV – автору известны реалии, которые в XVI веке уже были давно забыты.

Кстати, сам Л.Н. Гумилев очевидно принимает рязанские повести за подлинные – он считает историчной фигуру Евпатия Коловрата и, мало того, на основании повести о действиях его отряда предлагает свои гипотезы о числе вторгшихся на Русь монголов (От Руси до России. М., 1995. С. 131).

Но… и Федор Юрьевич и Евпатий Коловрат известны нам только как персонажи «Повести о разорении Рязани Батыем». Никаких проверочных источников мы не имеем. Если историчен один персонаж – Евпатий Коловрат, то историчен и другой – Федор Юрьевич. Разорение Рязани было таким ужасающим, а его обстоятельства столь шокирующими, что, конечно же, в памяти народной должен был сохраниться такой необычный факт, как убийство посланного к Батыю князя. По мнению ведущего современного исследователя Батыева нашествия Д.Г. Хрусталева: «Факт убийства русских послов в монгольской ставке не вызывает сомнений» (Русь: от нашествия до «ига». 30-40 гг. XIII в. СПб., 2004. С. 89).

Активные дипломатические обмены перед началом войны между Батыем и Рязанью, Батыем и Владимиро-Суздальским княжеством зафиксированы и в других источниках. И источники эти показывают, что никакого проку от ласкового обхождения с батыевыми послами не было.

«Се бо чюдный князь Юрьи, потщася Божья заповеди хранити и Божий страх присно имея в сердци, поминая слово Господне, еже рече: «О семь познают вы вси человеци, яко мои ученици есте. Аще любите друг друга, не токмо же друга, но и врагы ваша любите. И добро творите ненавидящим вас».

Всякъ злосмыслъ его, преже мененыя безбожныя татары, отпущаше, одарены бяхут, бо преже прислали послы свое злии ти кровопиици, рекуще: «Мирися с нами». Он же того не хотяше, якоже пророкъ глаголет: «Брань славна луче есть мира студна». Си бо безбожнии, со лживым миром живуще, велику пакость землям творять, еже и зде многа зла створиша» (Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. стб. 468; Лист 163 об.).

Суздальский князь Юрий Всеволодович отпустил татарских послов с миром, что не помешало Батыю напасть на его землю, разорить её, перебить сыновей князя (одного из них, еще ребенка, Владимира Юрьевича захватили ранее в плен в Москве и казнили под стенами Владимира, после того как город отказался сдаться), а полководцу Батыя Бурундаю – внезапно атаковать самого князя, убить, обезглавить и приволочь его голову в мешке на опознание в Батыеву ставку.

Никакой принципиальной разницы между судьбой не убивавшего послов Юрия Всеволодовича и убивших послов князей, погибших на Калке, между судьбой тех земель, чьи князья казнили монгольских послов, и тех земель, чьи князья их одаривали, не замечается. Напротив, действия монголов в отношении русских князей строго подчинены логике обезглавливания противников.

Из всех авторов, писавших об этом, афористичней всего выразил данное монгольское правило Плано Карпини: «Людей благородных и почтенных не щадят никогда… их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их» (Плано Карпини. История монголов. гл. 6. §V; гл. 7 §I ).

Монголы искали любой предлог, чтобы уничтожить русскую аристократию, дабы некому было править, некому было возглавить восстание и бросить монголам новый вызов.

Впрочем, это уже следующая история.



Подведем краткий итог. Тезис, что монголы считали убийство послов страшнейшим непереносимым преступлением, после которого род преступника должен быть уничтожен, подвергнут геноциду, прямо противоречит тому, что Чингисхан (и, соответственно, весь его «Золотой Род») был правнуком Хабул-хана, убившего цзиньских послов. Русские предания приводят факты убийства русских послов монголами.

Русские летописи приводят факты расправ над князьями, обходившимися с монгольскими послами ласково. Восточные источники, в отличие от русских летописей, не замечают никакого эпизода с послами, хотя подробно рассказывают о битве на Калке. Единственным человеком на земле, которого беспокоило убийство монгольских послов, был составитель Новгородской первой летописи.

Из всего вышесказанного можно заключить, что созданный Л.Н. Гумилевым и активно эксплуатируемый в современной ордынской историографии миф, что поход монголов на Русь, убийства, сожжения городов, грабежи были «карательной операцией» за убийство русскими князьями монгольских послов, никаких оснований не имеет.

Попытки представить русских злобными и коварными, а монголов – «благородными дикарями», руководствующимися простыми нравственными принципами и искренним возмущением, откровенно натянуты. Перед нами попытки оправдать разбойничье нашествие и разгром, которые с нашей точки зрения оправданий не имеют и иметь не могут.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

6 наций, у которых не было проблем с вторжением в Россию зимой

6 наций, у которых не было проблем с вторжением в Россию зимой

Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск».
Логотип InsiderСлово «Инсайдер».

Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Военные и оборонные участники

Эрик Мильзарски,

Мы Могучие

2018-03-22T21:13:32Z

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.

Читать в приложении

Финские солдаты на пулеметном посту во время Зимней войны.

Финская армия через Wikimedia Commons

Если и существует одно общепринятое правило ведения войны, так это то, что вы никогда не должны вторгаться в Россию зимой.

Гитлер пытался и потерпел ужасную неудачу, Наполеон пытался до этого и получил такие же ужасные результаты, и шведы, участвовавшие в Северной войне, рассказали бы подобную историю.

Линии снабжения, истончающиеся на морозе и обволакивающей грязи, влекут за собой гибель любого, кто атакует в русскую зиму — или нет?

По какой-то причине история имеет тенденцию упускать из виду множество раз, когда Россия проигрывала на морозе, несмотря на свое преимущество на родине.

Японо-русско-японская война

Изображение нападения японцев на укрепившиеся русские войска при осаде Порт-Артура, 1904 г.

Викисклад

Поскольку границы гигантской страны менялись на протяжении всей истории, трудно точно определить, что именно составляет «российскую» часть «русской зимы».

Большинство историков определили бы это как вторжение к западу от Степей, но технически японцы напали на Россию, захватив контролируемые Россией Корею и Маньчжурию.

Япония вторглась и завоевала Корейский полуостров в феврале 1904 года. По иронии судьбы, царь Николай II не мог получить необходимые припасы из западной половины России из-за суровой зимней погоды — тех же условий, которые якобы делают Россию неприступной.

В результате японцы смогли укрепиться и удерживать территорию до конца Второй мировой войны.

Финны — продолжение войны

Финский солдат с оленем в Лапландии, 4 мая 1944 года.

Викисклад

Несмотря на то, что Зимняя война между Финляндией и СССР была тяжелой, финнам удалось сохранить свою независимость, уступив 11% своих приграничных земель Советскому Союзу.

Позднее Финляндия стремилась вернуть себе эти земли, заключив в 1941 году пакт «враг моего врага» с нацистской Германией.

Финские войска настолько «успешно» прорвались к Ленинграду, что Гитлер был уверен, что сможет сделать то же самое.

За исключением того, что в данном случае «успех» означает, что каннибализм не тоже широко распространен. Несмотря на попытки, финны смогли удержать территорию до 1944 года, когда Финляндия встала на сторону их заклятого врага, России, чтобы дать отпор нацистской Германии.

Шведы — Ингерманландская война

Через Викисклад

Шведские вторжения в сочетании с продолжающейся польской агрессией (подробности ниже) в начале 17 века положили начало тому, что с тех пор известно в русской истории как «Смутное время».

Швеция стремилась захватить русский престол, и они начали с того, что начали наступление на Новгород, результатом которого стала успешная установка шведского монарха.

Чтобы обрести окончательный мир, заключались и нарушались договоры, реформировались, снова нарушались и, наконец, реформировались в пользу Швеции. Так или иначе, Шведское королевство оттеснило русских к Кольскому полуострову и тем самым положило начало тому, что шведы называют «эпохой величия».

В конце концов, русские и шведы заключили непростой союз, потому что оба они были больше сосредоточены на другом общем враге: Польше.

Поляки — Ливонская война

Осада Нарвы русскими в 1558 г., Борис Чориков, 1836 г.

Викисклад

Чтобы не отставать от шведов, Польша также была вовлечена в конфликт с русскими на рубеже 17-го века.

Шведская и польская армии вторглись в Россию с разных фронтов и со временем воевали друг с другом.

Речи Посполитой получают большую часть похвалы за вторжение в Россию, потому что они захватили и удерживали территорию во имя римского католицизма.

Польский король Стефан Баторий провел успешную пятилетнюю кампанию против Ивана IV (или, как его знает история, Ивана Грозного). Русским силам потребуются годы, чтобы воссоединиться под властью династии Романовых и защитить Кремль.

Центральные державы — Первая мировая война

Подписание перемирия между Россией и Германией

Викисклад

Во время Первой мировой войны немцам удалось продвинуть Восточный фронт до самого Петрограда (Санкт-Петербурга) и вызвать достаточно нестабильности, чтобы навсегда изменить российскую историю.

Германия вынудила Россию заключить Брест-Литовский договор в марте 1918 года, по которому Россия отказалась от контроля над Польшей и странами Балтии после долгих зимних боев 1917-1918 годов, что фактически положило конец боевым действиям на Восточном фронте.

Это также могло повлиять на общественную поддержку коммунистической Красной Армии. В каком-то смысле Российское царство было полностью уничтожено, потому что они проиграли войну русской зимой.

Монголы — завоевания Золотой Орды

Тохтамыш и войска Золотой Орды сплачиваются перед Москвой, 1382 год.

Викисклад

И, конечно, внуки Чингисхана очень успешно обуздали Киевскую Русь в расцвете Монгольской империи.

Они очистили Рязань и Суздаль в декабре 1237 года и в конце концов прорвались в Киев к декабрю 1240 года. Наступила зима. Их основное средство ведения боя, кавалерия, была очень восприимчива к суровой зиме, но все же доминировала.

Почти каждый суровый элемент суровой зимы должен был нанести вред монгольским войскам. Вместо этого монголы остановились только потому, что их мало интересовало удержание территории.

Прочтите оригинальную статью о We Are The Mighty. Авторское право 2018.

Подпишитесь на We Are The Mighty в Twitter.

Читать далее

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Функции
Мы Могучие
военные и оборона

Подробнее…

Как восстал Чингисхан?

Сельское хозяйство, климат, науки о Земле, экология, энергетика

Восемьсот лет назад относительно небольшие армии конных воинов внезапно вырвались наружу из холодных засушливых высокогорных лугов Монголии и завоевали крупнейшую в истории империю. Во главе с Чингисханом, его сыновьями и внуками монголы недолго правили большей частью современной России, Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии, Персии, Индии, Ближнего Востока и Восточной Европы. Они изменили мировую географию, культуру и историю так, что это звучит и сегодня. Как они это делают? Среди действующих сил: быстрые лошади монголов и блестящая кавалерийская тактика; их открытость к новым технологиям; и политический гений самого Чингиза. Теперь исследовательская группа изучает возможный другой фактор: изменение климата. Эта идея может иметь значение не только для нашего понимания истории, но и для современной Монголии и всего мира.

(ознакомьтесь с последними результатами исследователей из Proceedings of the National Academy of Sciences)

ФОТОРЕПОРТАЖ: Примерно через 800 лет после завоевания мира монголами путешествие по ландшафтам их родины может послужить уроком как древности, так и современности. НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ПРОСМОТРЕТЬ

Ученые из Земной обсерватории Ламонта-Доэрти при Колумбийском университете работают в Монголии с 1995 года. В 2010 году исследователь Ламонта Нил Педерсон и Эми Хессл из Университета Западной Вирджинии искали старые деревья для изучения истории лесных пожаров. Высоко в Хангайских горах, к северу от степи, где когда-то располагалась давно исчезнувшая монгольская столица Каракорум, они исследовали почти твердую каменистую равнину из застывшей лавы, образовавшейся в результате извержения вулкана около 8000 лет назад. Из трещин и тонкой почвы росли тысячи корявых, низкорослых лиственниц и сибирских сосен — сокровище ученого-кольцевого дерева. Годовые кольца многих видов предсказуемо отражают количество осадков или температуру. Их можно читать как книги; а деревья в самых засушливых и суровых местах, подобных этому, исключительно чувствительны к дождю, доживают до необычайного возраста и оставляют после смерти стволы, которые могут стоять веками. Это действительно древние рукописи, написанные прекрасным почерком.

Педерсон и Хессл проанализировали 17 деревьев, чтобы составить годовой рекорд количества осадков до 658 года нашей эры. Они увидели, что с 1211 по 1230 год — точное время подъема монголов — в центральной Монголии был один из самых влажных периодов за всю историю. В то время также было необычно тепло, как показано в статье 2001 года других исследователей Ламонта. Педерсон и Хессль пришли к выводу, что благоприятная погода могла вызвать необычайный бум производства травы и, следовательно, бум верблюдов, яков, крупного рогатого скота, овец и другого домашнего скота, который всегда составлял главное богатство страны. Избыток боевых лошадей — говорят, что у каждого монгольского кавалериста их было пять или более — мог позволить воинам путешествовать, как никогда раньше, вместе с мобильным запасом мяса. «Погода, возможно, буквально снабжала монголов лошадиными силами, необходимыми им для того, чтобы делать то, что они делали», — говорит Педерсон. Он подчеркивает, что эта идея по-прежнему основана лишь на небольшой выборке, и для того, чтобы сделать твердые выводы, необходимо больше данных. Педерсон, Хессл и междисциплинарная группа, в которую входят монгольские ученые, в настоящее время изучают эту гипотезу, получив грант в размере 1,4 миллиона долларов от Национального географического общества и Национального научного фонда США. Работа будет включать в себя не только дальнейший анализ годичных колец деревьев, но и озерных отложений, исторических документов и других источников.

Кольца древних деревьев позволяют лучше понять климат прошлого. В скалистых горах Хангай в Монголии эколог Бямбасурен Оюнсанаа и биофизик Дамдин Сурен Содов разрезают мертвый ствол, который легко мог вырасти 1000 лет назад.

Летом 2012 года Педерсон, Хессл и несколько монгольских коллег провели неделю, собирая новые образцы годичных колец. Прогуливаясь по неровному лавовому полю Хорго, волоча бензопилы (используемые для поперечного разрезания сухостойной древесины) и штопорообразные пробоотборники (для безвредных образцов соломы с живых деревьев), они взяли образцы сотен деревьев. На этот раз анализ, который все еще продолжается, обнаружил деревья возрастом 1700 лет, зафиксировавшие примерно ту же дугу погоды. Команда также исследовала озера на пастбищах внизу, куда пастухи веками перегоняли скот и лошадей. Подобно годичным кольцам деревьев, донные отложения озера накапливаются из года в год. Эйвери Кук Шиннеман, биолог из Вашингтонского университета, планирует проанализировать отложения в отдельных озерах, чтобы со временем оценить численность домашнего скота. Это будет сделано с использованием различного количества спор грибков, которые живут в навозе пасущихся животных, и водорослей, оплодотворенных навозом. Данные будут переданы в модель, разработанную Ханьцинь Тианом, экологом из Обернского университета в Алабаме, который изучает погоду в современной Монголии и ее связь с продуктивностью пастбищ. Монголы оставили мало письменных источников, но Никола ди Космо, историк из Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, изучит современные отчеты из Китая, Персии и Европы в поисках ключей к климату и военным событиям. Из всего этого исследователи надеются составить представление о том, как солнце, вода, почва и животные могли создать энергетическую систему, к которой могли подключиться монголы.

Идея о том, что изменение климата может влиять на цивилизации, получила распространение в последние годы. Например, в 2010 году группа из Австралии, Вьетнама, Таиланда и Японии под руководством специалистов по годичным кольцам Ламонта показала, что Ангкорская цивилизация 14 90 123-го 90 124-го века в Камбодже и более поздние королевства поднимались и опускались в зависимости от количества осадков, хотя другие факторы почти не учитывались. конечно участвует. Монголы могли пострадать и от климатического упадка: резкое похолодание в 1260-1266 годах и последующее возвращение к более нормальной погоде в Монголии, по-видимому, совпало с упадком Каракорума, расцвет которого длился всего 30 лет. Вскоре империя распалась. Сегодня от Каракорума почти ничего не осталось, кроме гигантской каменной черепахи, которая когда-то отмечала один из его углов.

Слои отложений в озерах, где пастухи веками поили животных, могут содержать подсказки к поголовью скота в прошлом. Здесь аспирант черпает грязь, пока сюда загоняется скот.

Хотя центр быстро сдался, влияние монголов глубоко. На Западе их считают безжалостными захватчиками; но на самом деле, объединив огромные территории (включая то, что сейчас является современным Китаем), они принесли мир и экономическую стабильность людям многих давних враждующих меньших феодальных владений. Соперничающие правители, которые присоединились к ним, остались на месте (хотя они должны были платить налоги), и монголы взяли за правило оставлять простых людей в покое, чтобы они следовали своим региональным обычаям и культуре. Можно утверждать, что монголы фактически создали многие современные государственные концепции: свобода вероисповедания; спонсируемые государством сельскохозяйственные исследования; международная почтовая система; и назначения на государственную службу на основе заслуг, а не аристократического происхождения. Последняя правящая линия потомков Чингисхана просуществовала в Бухарской области Центральной Азии до 19 века.20-х годов, когда они были свергнуты Советами.

Исследование может иметь последствия для быстро модернизирующейся Монголии и других стран. Температура вблизи сегодняшней столицы Улан-Батора за последние 40 лет поднялась на 4,5 градуса по Фаренгейту, что намного превышает среднемировой показатель. Но неясно, поможет ли более теплая погода нации или навредит ей. По-прежнему в целом холодная и засушливая, Монголия является самой малонаселенной страной в мире (3 миллиона человек на 600 000 квадратных миль), но население растет. Он по-прежнему питается от домашнего скота — сейчас до 40 миллионов голов, что, возможно, превышает его устойчивую пропускную способность. Есть стремление выращивать больше урожая, но только 1 процент земли пригоден для возделывания. Открытие огромного медного рудника вскоре принесло первые дальние дороги с твердым покрытием, а также растущую конкуренцию за воду. Страна пережила серию опустошительных засух с 1990-е годы, за которыми часто следует дзуд — необычно долгая, жестокая зима. Последняя, ​​в 2009-2010 годах, убила 8 миллионов голов скота и угнала многих пастухов в Улан-Батор. Есть некоторые свидетельства того, что эти циклы становятся более частыми и интенсивными, но пока неясно, связаны ли они с потеплением климата или сигнализируют о возвращении к условиям предыдущих веков. Считается, что погода в Монголии может быть в некоторой степени обусловлена ​​южным колебанием Эль-Ниньо — закономерностью, которая определенно влияет на муссонные дожди и урожай в гораздо более широких регионах. Новые данные могут дать представление о таких погодных условиях и их связи с будущим в рамках продолжающегося изучения сезонных муссонных дождей.

Пастырские традиции остаются сильными, но сейчас монголы быстро получают доступ к дорогам, транспортным средствам, сотовым телефонам и другим современным атрибутам. Этот сдвиг может оказать растущее давление на землю, где травы и животные до сих пор были основным источником богатства.

В некотором смысле домашний скот до сих пор служил «ископаемым топливом» Монголии. Есть ли ограничения? Хессл говорит: «Мы живем в довольно интересное время, когда некоторые из наших основных источников энергии кажутся довольно слабыми. Я думаю, мы можем обратиться к предшествующим цивилизациям, чтобы увидеть, как они справлялись с изменениями в доступности энергии. В любой момент были победители и были проигравшие».

ПОДРОБНЕЕ:

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ   (Добавлено 11 марта 2014 г.